это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2657864
Ознакомительный фрагмент работы:
Актуальность темы. В эпоху постоянных социальных,
экономических, технических, технологических и экономических изменений
требования работодателей к профессиональным компетенциям выпускников
университетов, особенно бакалавриата, меняются. В настоящее время
необходимо постоянно приобретать новые профессиональные знания и
формировать новые навыки, чтобы иметь возможность найти свое место на
рынке труда. Студенты же педагогических вузов должны формировать,
развивать и повышать квалификацию, вытекающую из потребностей детских
садов и школ уже на этапе обучения. Приоритетным направлением в области
хорошей подготовки студентов к выходу на рынок труда является
предоставление образования, в частности практической подготовки,
совместно с будущими работодателями.
На сегодняшний день развитие современной системы образования и
науки - это всероссийская стратегическая задача. Перспективы развития
отечественного образования и науки есть приоритетной темой для
обсуждения в научных и педагогических кругах. О кризисном состоянии
данных отраслей свидетельствуют многочисленные конференции по этой
проблематике а также оценки экспертов ЮНЕСКО по вопросам
«жизнеспособности народов», по которым страны СНГ, включая Россию,
имеют от 1,7 до 1,9 баллов по 5 бальной шкале. Отметка ниже 1,4 баллов
считается чем-то аналогичным смертному приговору нации.
Цель работы заключается в исследовании кризиса системы
образования в России.
Основное изложение материала. Кризис в сферах образования и науки
не является самостоятельным явлением, он лишь отражает всеобщий
системный мировой кризис, который состоит из многих подсистем:
политической, экономической, демографической и др. Однако, если Россия
не найдет путей преодоления кризиса образовательной и научной системы,
то в ближайшем будущем нас ждут только регресс и интеллектуальная
агония. Таким образом, для элиминирования проблем и противоречий
современного образования и науки нужен социально-философский анализ
специфики отечественной образовательно-научной традиции. [3, с.101]
Надо отметить, что специфика интеграции образования и науки
напрямую связана с исторической эпохой, которая формирует этот процесс, с
историческими традициями, задают направленность развития образования и
науки. Следовательно, необходимо выявить не только особенности
современной ситуации, но и определить особенности отечественной
образовательно-научной традиции.
В XXI веке общество столкнулось с кризисными процессами в
наиболее различных областях: социальная, экологическая, экономическая и
пр., что стало следствием научно-технического прогресса, с одной стороны,
нарушившего равновесие между природными и техногенными процессами и
создавшего угрозу существованию человечеств как такового; с другой же
стороны, технократическим тенденциям в сфере науки и образования,
стремление к знаниям ради господства над природой привели к обеднению
духовной составляющей социума совместно с искривлением моральных
принципов общества. [5, с.51]
Образование всегда ключевую роль в истории человечества, потому
что оно дает толчок новым технологиям, формирует общественное сознание,
является инструментом, который позволяет хранить само общество.
Образование сегодня стало предметом пристального внимания в связи с
ростом требований к качеству подготовки кадров, веса научного потенциала,
которой является основой экономического развития в обществе. Сейчас
прослеживается прогрессирующее отставание системы образования от
уровня развития экономики и науки, уменьшается срок полезного
использования знаний (если ранее для технической элиты он составлял более
20 лет, то теперь использование информационных технологий снизило этот
срок в три раза). Это же в свою очередь привело к необходимости
ежедневного совершенствованию знаний в течение всей жизни. Все больше
профессий требуют высшего образования, мы являемся свидетелями
беспрецедентного процесса интеллектуализации труда, что приводит к
изменению социальной роли и функции образования в жизни современного
общества.
На наш взгляд в существующей социокультурной ситуации на
образование возлагается большая ответственность. Приоритеты
образовательной политики, философская подоплека образовательных
концепций помогают определить перспективы развития.
Понять систему образования общества - значит понять строй его
жизни. На современном этапе наша образовательная система переживает
кризис: от прежней системы общество уже отказалось, а новая - еще не
развита. Внутри системы образования нарастает этнокультурная, языковая,
экономическая и социальная разобщенность, что может привести к
конфликту между различными системами ценностей. Воспроизводя
общенациональные интересы в сфере образования, вместе с тем
отечественная образовательная система не учитывает общие тенденции
мирового развития, обуславливающие необходимость существенных
изменений в сфере образования. [7, с.208]
Анализируя характеристики кризисного состояния отечественной
научно образовательной сферы, необходимо в первую очередь отметить
ценностные аспекты и особенности кризиса системы образования,
несоответствие результатов современного образования его целям, и
современной системе ценностей. [3]. В настоящем мы имеем нарушение трех
важнейших ценностных принципов образования, которые были разработаны
еще в XIX в. Розановым В.В.: индивидуальности, целостности и единства.
Преобладание негативных ценностей в смысловых оценках
образовательной действительности ее непосредственными участниками,
отсутствие единой образовательной идеологии - это показатель кризисного
состояния образовательной системы, что свойственно для большинства стран
СНГ. Сегодня в РФ речь идет не о воссоздании общественного менталитета,
ориентированного на гуманистические ценности и стабильность, а об
определении того типа цивилизации, который мы планируем воспроизводить
в будущем. Это означает, что необходимо установить системные
характеристики этого нового типа общества. В новых условиях все острее
возникает необходимость в воспитании, как приоритетных сферах
образовательной деятельности. Проблема в том, что воспитание перестало
отвечать на вопрос: как жить достойно. [1, с.22] Когда воспитание не может
ответить на этот вопрос, оно становится ненужным. В связи с этим в
настоящем отмечается снижение уровня развития познавательных и
культурных ценностей молодежи. Это все в большей степени соответствует
прагматическо-технократическим целям американского образования, модель
которой мы выбрали ориентиром. При этом совершенно не учитывается
наша этнонациональная специфика образовательной и ментальной традиции.
Силой нашей образовательной традиции является
взаимообусловленность единства обучения и воспитания, что является
отличием от западной философской традиции, где обучение должно иметь
обособленную сущность и является образовательной технологией. В
образовательной технологии нет и не может быть речи о воспитании и
комбинации воспитания и обучения, поскольку единство воспитания и
обучение не технологизируется. Данное единство подчинено не
изобретенным законам технологии, а объективным законам диалектики.
Обучать воспитывая и воспитывать обучая - такая стратегическая линия
образовательной деятельности, которая является альтернативной
стратегической линии, обозначенной понятием «образовательная технология.
[4, с.549]
Главная задача образования - это также привлечение ученика к
культурным, в том числе научным, достижениям человечества,
формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности
[1]. Нравственное воспитание и образование завершаются формированием
личности в человеке, развитием его индивидуальности. Средствами
нравственного воспитания должны служить не столько наставления и слова,
сколько правильная организация работы и жизни учащихся, их
самоуправления и навыки взаимопомощи.
Сегодня высшие учебные заведения должны способствовать успешной
социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда,
освоению молодым поколением базовых социальных способностей и умений.
Ценностные аспекты кризиса образования активно обсуждаются научным
сообществом в рамках вопросов гуманизации и экологизации отечественного
образования. Другая сторона современного кризиса отечественной системы
образования наблюдается в его структурно-организационных особенностях.
Современное образование является квитесенцией различных концепций
образовательной системы. И развитие единой «концепции концепций»
является делом не только и не столько администраторов образования,
сколько всех заинтересованных лиц, как педагогов так и студентов. [8, с.35]
На данном этапе развития российского общества имеем рост уровня
несогласованности подсистем образования. Старая система образования была
нацелена на освоение человеком всей системы знаний, однако существовал и
обострялся разрыв между школой и вузами, между наукой и вузовской
подготовкой. Распределение студентов на административно-управленческом
основе оказался мало эффективным в современности. Для советской системы
образования было характерно завышение роли формального образования и
унижения значимости других форм непрерывного образования, рост
образовательного административно бюрократического аппарата,
патернализм в управлении и отношениях «учитель-ученик»..
Деструктуризации и распаду традиционной централизованной системы
народного образования способствовало много факторов, однако в настоящем
на ее месте мы не наблюдаем развитие принципиально новой системы и
формирования единого целостного образовательного пространства. Более
того структура общего среднего образования в нашей стране представлена
однотипными школьными учреждениями, на сущность которых не
повлияло изменение их названий. [3, с.103]
Система образования меняется в соответствии с внутренней логикой
своего развития. Но эти изменения по значимости невозможно сравнить с
внешним воздействием современных научных инноваций и образовательных
технологий. В результате внешнего воздействия образовательная система
перестраивается в только внешне, но ее сущность часто оказывается не
нарушена. Созданные в последние годы школы нового типа (гимназии,
лицеи, колледжи) преимущественно является наследниками традиций
средних общеобразовательных школ. Их структура воспроизводит традицию
углубленной предметной специализации, которая, в свою очередь,
определяет приоритеты отдельных дисциплин, изучаемых в режиме
репродукции растущего объема знаний. [6, с.17]
Структурно-организационный аспект кризиса отечественной системы
образования свидетельствует о необходимости создания таких научно-
образовательных структур, которые способны успешно решать как
исследовательские, так и образовательные задачи. Сегодня знания не
выполняет функцию развивающего личность средства. Содержательно-
методологические особенности кризиса национального образования
проявляются в том, что различные образовательные программы, на
основании которых осуществляется школьная и вузовская подготовка,
ориентированные на требования стандартов образования для каждой ее
области. Следствием этого является упадок системы образования в
последние десятилетия, для которого свойственно снижение ряда
показателей качества, недостаточная эффективность, снижение доступности.
Интеграция науки в систему образования должна осуществляться в
процессе создания нового научно-методологического содержания,
содержащий оценку его качества. Вопрос качества образования является
весьма актуальным не только для системы образования, но и в целом для
современного общества, приводит к необходимости обновления системы
критериев качества образования, а также способов ее оценки. При
определении критериев качества образования необходимо использовать не
объем знаний и умений, а владение методами получения знаний,
использование знаний в стандартных и нестандартных ситуациях,
творческий подход к решению соответствующих профессиональных задач [6,
с. 18-19].
Новыми методами оценки качества образования выбраны
стандартизация образовательных результатов и система экспертной оценки
образовательных услуг, оказываемых различными образовательными
структурами, и фактического уровня образования, что получили выпускники.
Таким образом, при оценке качества полученного выпускником
образования необходимо применять критерии, в которых используются
интегрированные характеристики знаний:
гибкость (способность выбора и объединения знаний для
решения определенных задач),
действенность (способность их использования в различных
ситуациях), а не общий объем знаний. [2, с.69]
Кризисное состояние содержательной стороны образовательной
системы связан и с тем, что, с одной стороны, образование потеряла
прежнюю методологическую основу (как такую, которая не соответствует
современным требованиям). Это лишило ее прежней стабильности и системы
целей и ценностей. С другой стороны, отечественная школа, в стремлении
найти выход из ситуации полной неопределенности, требует конкретных
незыблемых оснований для своего дальнейшего развития.
Современная реальность образования - это неупорядоченное
разнообразие эклектично соединенных программ, не только имеют
несовместные характеристики образования, но и задают ее несовместимые
перспективы. Эклектичность современного отечественного образования
является прямым следствием разнообразия науки, ориентируется на
репрезентативный познания действительности.
Содержательный аспект кризиса в образования проявляется в
несоответствии теоретического содержания образования уровню развития
современного научного знания, а также в неадекватности развития теории и
практики образовательного процесса. Вместе с тем, единство необходимых
знаний в содержательных планах является условием преемственности между
школой и вузом и существует лишь в единичных случаях. Современные
вузовские преподаватели привлечены к обычной для них работы по
механической передачи содержания знаний. Трансляции в студенческих
аудиториях знаний не выполняет соответствующей роли - развития личности.
Оно передается в закрытом, конечном и абсолютном виде, не предполагая,
даже с подключением отдельных школ к сети Интернет, интеграции всех
способов освоения человеком бытия. Знание-запоминание оценивается
гораздо выше знания открытия и знания-понимания и сегодня. Специальная
и психолого-педагогическая подготовка студентов, и переподготовка
педагогов ориентированы на воспроизведение традиции углубленной
предметной специализации в режиме репродукции все более наращиваемого
объема знаний, переданных в готовом виде, а также на формирование опыта
традиционного познания. Общая закрытость учебной информации в
содержательном аспекте обеспечена методологией репродуктивной
образования. [2, с.71]
Такая методология удобна, поскольку определяет необходимость
исследования каждого, в том числе и гуманитарного знания с позиций
привычного естественнонаучному подхода. Этот подход способствует
сохранению знаний в памяти, но препятствует открытом познанию,
технократизуе сознание, «сужая» ее. В школах, вузах приоритетным остается
обращение к догматизирующих моделей познания, а не к его ценностных и
смысловых моделей. [2, с.72]
Сегодня мы должны пересмотреть государственный подход к
образованию в целом, и сделать это системно, нам необходимо изменить
вектор образовательной модели с дисциплинарного на творческой. Нужно
стимулировать поиски ведущих система-образующих факторов,
необходимых для этих изменений. Обычно в числе наиболее важных
направлений развития высшего образования называются ее информатизация
и компьютеризация, а также фундаментализация, гуманизация, обеспечение
преемственности и непрерывности образования, мобильности выпускника
вуза, полноты моделирования будущей деятельности специалиста,
повышение активности студентов и их творческого потенциала. Есть
основания считать, что основным среди всех этих направлений является
гуманизация. Однако системная методология требует дальнейшего анализа,
конкретизации и выделение ведущего звена, которым, по нашему мнению,
является индивидуально-развивающая образование. [7]
Современная реальность образования - это эклектичные программы,
которые не только обнаруживают разные, даже альтернативные
характеристики образования, задают противоположные направления
движения. В этой ситуации исключительно важная роль философии
образования, которая, осуществляя сопоставление программ, подвергая их
критическому анализу, способна находить общие основания образовательной
системы и педагогической мысли и служить почвой для консенсуса
противоречивых позиций. Одновременно философия образования способна
указать ориентиры для реорганизации системы образования, выдвинув
научные и методологические основания для разработки и реализации новых
программ в образовательном процессе.
В образовании важнейшую роль играет ее научное содержание,
концептуальная определенность и последовательность, начиная от
философско-мировоззренческих, общенаучных вопросов и к конкретным
темам. Развитие современного отечественного образования вне контекста
науки, на наш взгляд, невозможно.
Кризис образования возникает тогда, когда происходит
рассогласование между наукой стремительно развивается, и образованием,
отстает от нее научным содержанием, в условиях, когда идет формирование
новой научной системы мира в связи с революционными открытиями в
области науки. Наукоемкие технологии и наукоемкие отрасли
квалифицируются как основная движущая сила развития современного
общества. Кроме того, кризис образования возникает тогда, когда
происходит рассогласование между научно-техническим прогрессом и
существенным отставанием образовательного контента. Необходимо
формирование мощной научной составляющей отечественного образования.
Наука же в системе образования сегодня фактически не функционирует.
Внутринаучные факторы кризиса образовательной сферы свидетельствуют о
необходимости системной разработки причин и исследования возможностей
интегративной взаимодействия науки и образования.
Выводы. Выход России из кризисной ситуации существенно
осложняется отсутствием перспективной стратегии развития страны и
порождает острый дефицит национальной интеграции и идентичности. Это
требует акцентировать внимание науки и образования на осмыслении
проблем геополитического и духовного самоопределения государства на
социально-философском уровне.
В условиях развития современных социоприродных процессов и
нарастания глобальных демографических, экологических, духовно-
нравственных проблем необходима поддержка развертыванию
междисциплинарных, стыковых научно-философских исследований для
разработки теоретической (научной) концепции современного образования.
Ведущее значение здесь приобретает философско-научный фундамент
образования, то есть как один из важнейших ресурсов для преодоления
отставания необходимо использовать реализованный в науке и образовании
интеллектуальный потенциал.
Библиографический список
1. Аванесов В. С. Модернизация образования в России: ключевые
проблемы и пути их решения // Нар. образование. – 2017. – № 1/2. – С.
20-31
2. Бастрыкин С.В. Формирование механизмов обеспечения
экономической безопасности государственного вуза / С.В. Бастрыкин,
О.А. Воробьева, Н.С. Обухова // Вестник Астраханского
государственного технического университета. Серия: Экономика. –
2016. – № 3. – С. 68–74.
3. Блинникова А.В. Образование и политика: общественный контроль в
сфере высшего образования Иркутской области // Наука и
современность. – 2015. – № 35. – С. 101-105.
4. Джаббарова С. Н. Экономический кризис и система образования в
России / С. Н. Джаббарова, Н. В. Денисова // Актуал. пробл. авиации и
космонавтики. – 2015. – Т. 2. – С. 548-550
5. Многоаспектный анализ состояния российских исследований по
проблемам образования за 1993-2016 годы / Д. А. Рубвальтер [и др.] //
Вестн. рос. фонда фунд. исслед. Гуманит. и обществ. науки. – 2018. –
№ 1 (90). – С. 50-62.
6. Петрова В. В. Российская образовательная политика: трансформация
концепций высшей школы в условиях кризиса // Философия
образования. – 2017. – № 4 (73). – С. 17-27.
7. Резванова С. А. Регулирование государством отношений в сфере
образования в период экономического кризиса / С. А. Резванова, А. В.
Чубенко // Гуманит., соц.-экон. и обществ. науки. – 2015. – № 10. – С.
207-210
8. Российское образование: итоги года и приоритеты на будущее //
Универ. кн. – 2017. – № 4 (май). – С. 34-37.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!