это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2670714
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
В настоящее время одной из основных проблем России является обеспечение населения экономически доступными качественными продуктами питания, с учетом медицинских норм потребления.
На продовольственном рынке сложилась ситуация, для которой характерны: скачкообразность развития, низкая конкурентоспособность отечественных продуктов питания, рост цен, снижение спроса, увеличение объемов низкокачественной продукции, слаборазвитая инфраструктура, большое количество посреднических структур.
В этой связи, формирование и функционирование продовольственного рынка и его регулирование являются основными направлениями деятельности государства.
Актуальность решения проблемы обусловлена необходимостью активного использования достижений науки и передовой практики для формирования и развития продовольственного рынка.
Целью работы является изучение и анализ региональной системы регулирования цен на продовольствие (на примере Саратовской области).
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- изучение теоретических основ функционирования продовольственного рынка;
- изучение государственного регулирования ценообразования на продовольственные товары в России и регионах
- анализ системы регулирования цен на продовольствие (на примере Саратовской области)
1. Теоретические основы функционирования продовольственного рынка (определение, функции, принципы, факторы)
Продовольственный рынок - это система, в основе функционирования которой учитывается взаимодействие таких параметров, как платежеспособный спрос, предложение продовольственных товаров и цены на них. Причем, спрос, прежде всего, определяется соотношением денежных доходов населения и ценой на товары, показатели которых, в свою очередь, зависят от множества факторов, как внутри страны, так и за ее пределами [1].
Продовольственный рынок является, контролирующей стадией всего продовольственного комплекса, в котором все стадии производства конечного продукта взаимоконтролируют и взаиморегулируют друг друга. Схематично это можно изобразить следующим образом: каждое звено системы обладает контролирующими функциями по отношению к звену производящему, а общий контроль системы принадлежит заключительному звену - продовольственному рынку, который приспосабливает предложения производителей по ассортименту, качеству и объему выпускаемой продукции к сбалансированному платежеспособному спросу (рисунок 1).
Рисунок 1 - Контролирующая стадия продовольственного рынка
1 – контроль по ассортименту, качеству и объему выпуска продукции;
2 - контроль за формированием оптовых цен;
3 - контроль за розничным ценообразованием;
4 – контроль за балансом платежеспособного спроса и производства.
Производитель не имеет возможности начать новый производственный цикл без того, чтобы не продать свою продукцию, а покупатель сам принимает решение о покупке. В связи с этим производитель объективно ориентирован на запросы и возможности покупателя. На этой основе формируется механизм контроля над производителем и экономическая зависимость производителя от потребителя. Для практической реализации данной схемы необходимо создать экономические и правовые (институциональные) предпосылки и условия. К ним относятся свобода выбора покупателем поставщика товарных и денежных ресурсов; отсутствие у производителя возможности произвольно устанавливать цены на свою продукцию, тем самым, нарушая уровень платежеспособного спроса; всеобщая распространенность отношений эквивалентного обмена и отсутствие монополизма производителя или потребителя (в противном случае это приведет к диспаритету цен и спаду производства, что и случилось с АПК в переходный период). Институты продовольственного рынка охватывают как нормы, регулирующие отношения, так и их носителей (предприятия, договоры, институты инфраструктуры рынка и т.д.).
Экономические отношения на продовольственном рынке осуществляются по принципам: возмещения затрат производителей; удовлетворение потребностей населения в продуктах питания [2].
Особенность продовольственного рынка можно охарактеризовать через его функции. К основным функциям относятся обеспечение платежеспособного спроса населения продуктами питания, реализация части совокупного общественного продукта для личного потребления, формирование ассортимента и поддержание определенного качества товаров, стимулирование развития сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Продовольственный рынок выполняет ряд дополнительных функций: складирование, хранение, транспортировка, информационная функция, основанная на маркетинговых исследованиях.
Рыночный механизм продовольственного рынка, основанный на учете спроса на продукты питания и их предложения, развития конкуренции между потребителями и производителями, призван активизировать сельскохозяйственное производство и производство перерабатывающих предприятий, коммерческо-предпринимательскую деятельность для удовлетворения потребностей в продуктах питания.
Зависимость спроса на продукты питания от цены в целом сравнительно низка. По дорогостоящим (деликатесным) товарам эластичность спроса велика, а по товарам первой необходимости практически равна нулю. Основным фактором, влияющим на ценовую эластичность спроса продуктов питания, является удельный вес расходов на данный продукт в общих расходах потребителя. Чем он выше, тем выше эластичность спроса.
Третьей отличительной чертой является спрос. Особенностью его на продовольственном рынке является запаздывание реакции потребителей на изменение цен. Другими словами, после повышения цен покупатели продолжают покупать товар в прежних количествах, пока не найдут подходящей замены.
Факторы, определяющие спрос на продукты питания практически совпадают с факторами спроса на другие товары. Однако степень их значимости и приоритетность специфичны. Основным, наиболее значимым фактором является цена данного товара. Вторым фактором является денежный доход покупателя. При этом индивидуальный спрос характеризуется индивидуальным доходом, а совокупный спрос характеризуется совокупным или средним доходом. Далее следуют факторы: потребительские вкусы и предпочтения покупателей, его стиль жизни, состав семьи.
Особенностью продовольственного рынка является также и то, что он тесно связан с аграрным сектором экономики, так как основой продовольственного рынка являются сельскохозяйственное производство (молоко, овощи, фрукты), так и продукты его переработки (мясо, колбасы, кисломолочные продукты, соки, хлеб и хлебобулочные продукты и др.).
Особенностью функционирования товарного предложения продуктов питания является цена. С повышением закупочных цен повышается объем производства, а рост цен розничной торговли ведет к увеличению поставок продовольствия на рынок.
Анализ факторов, влияющих на функционирование рынка продовольствия, позволил разделить их на две большие группы: внутренние и внешние. Каждая из групп имеет свои подгруппы.
Рассматривая факторы внутренней группы, мы пришли к выводу о том, что их следует разделить на две подгруппы. К первой подгруппе внутренних факторов, относятся факторы, связанные с производственными и сбытовыми возможностями сельскохозяйственных производителей, перерабатывающих предприятий, торговых организаций. К внутренним факторам относятся возможности субъектов продовольственного рынка по объему, ассортименту, качеству товара, а также способы товароснабжения потенциальных покупателей. Ко второй подгруппе относятся следующие факторы: уровень развития инфраструктуры, диспаритет цен, состояние совокупного спроса на продукты питания и сырье для производства.
Внешние факторы были разделены на две подгруппы. К первой отнесены: социальные, экономические, политические. Это, прежде всего: экономические свободы хозяйствующих субъектов, уровень занятости населения, экономический рост, цели развития государства, бюджет страны, распределение доходов [3].
Основными факторами, влияющими на рынок продовольствия являются: диспаритет цен, государственное регулирование.
2. Государственное регулирование ценообразования на продовольственные товары в России и регионах
Государственное регулирование ценообразования является составляющей ценовой политики государства, которая представляет собой совокупность действий государственных органов, направленных на осуществление регулирования цен для обеспечения экономических интересов предприятий и потребителей и контроля за их соблюдением. Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерахпо упорядочению цен (тарифов)» были установлены основные направления ценовой политики государства. К таким направлениям относятся:
– в связи с тем, что существуют отрасли с естественной монополией, государство приняло решение регулировать цены на продукцию таких монополий, это связано с тем, что необходимо предотвратить завышение цен и тарифов естественными монополиями;
– формирование социальной защищённости населения от роста цен и инфляции;
– достижение оптимального соотношения между уровнем заработной платы населения и динамикой цен на рынке;
– противодействие недобросовестной конкуренции и ограничение негативных последствий. [7]
Из-за недостаточно развитого рыночного механизма в России данные направления претворяются в жизнь лишь частями.
Государственное воздействие на цены в стране основывается на сочетании двух основных методов регулирования - прямого и косвенного.
Прямые методы регулирования заключаются в осуществлении административного вмешательства со стороны государства в процесс установления цен на товары, которое обеспечивает ограничение ценовой конкуренции и сдерживание производства различных видов товара. К таким методам можно отнести следующие:
1. замораживание цен – данный метод представляет собой установление постоянства цены на товары, что служит инструментом для антиинфляционной политики;
2. установление фиксированной цены – данного рода метод служит для предотвращения возникновения и развития инфляционных процессов в условиях инфляции или обычном состоянии рыночной экономики;
3. установление предела цен – метод предполагает введение нижнего и верхнего предела цен (нижний предел обеспечивает производителю определенный уровень дохода, что предупреждает его банкротство; верхний же предел обеспечивает сдерживание роста цен, благодаря предупреждению действий производителей в стремлении увеличить прибыль, не увеличивая объема реализации);
4. установление предельного норматива рентабельности – данный метод используется при назначении цен на товары производителей-монополистов, тем самым ограничивая прибыль предприятия от реализации продукции;
5. установление предельных значений посреднических и торговых надбавок – метод используется местными органами власти и распространяется на транспортировку и реализацию продукции;
6. декларирование цен – предполагает предоставление деклараций об уровне цен в государственные органы;
7. установление рекомендательных уровней цен, на практике, если производитель устанавливает цену выше рекомендательной, то используется прогрессивная ставка налога на прибыль, то есть чем выше цена, тем выше ставка;
8. установление паритетных цен – данный метод предполагает установление цен, которые взаимосвязаны между собой, то есть когда происходит изменение цен на одни товары, то автоматически происходит изменение цен на другие взаимосвязанные товары.
К косвенным же методам относятся те методы, с помощью которых государство диктует порядок и способы определения цены участвующим в ценообразовании объектам. Поэтому косвенные методы лежат в основе нормативных актов, которые направлены на формирование конкурентной среды. К таким методам можно отнести:
- применение скользящих цен;
- антимонопольное законодательство;
- применение льготного налогообложения и кредитования;
- применение субсидирования и дотирования из бюджета;
- использование таможенных тарифов;
- государственное стимулирование;
- привлечение в страну иностранных инвестиций;
- разработка различных программ для развития производства товаров.
В России косвенные методы государственного регулирования наиболее распространены, и их применение зависит от социально-экономического и политического состояния страны. Они проявляются в воздействии на факторы, связанные с ценообразованием, но не саму цену, как в случае с прямыми методами. Поэтому с помощью косвенных методов стимулируется производство и занятость в различных отраслях экономики.
3. Система регулирования цен на продовольствие (на примере Саратовской области)
Регулирование цен на уровне регионов прописывается в государственной программе конкретного региона.
Так как в нашем примере рассматривается Саратовская область, обозначим, региональное регулирование цен прописано в государственной программе Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" (с изменениями на 9 октября 2020 года) [4].
Проведя анализ ситуации с ценами на продовольствие, можно заметить, что ситуация в регионах аналогична ситуации по стране в целом.
В качестве примера рассмотрим ситуацию с ценами на продовольствие в Саратовской области.
Наиболее показательными критериями оценки уровня продовольственной обеспеченности в регионе может выступать динамика цен на продовольствие. Проанализировав динамику изменения цен на отдельные виды продуктов за 3 года (Таблица 1) нами были выбраны некоторые группы товаров, с наибольшим ростом цен. [6] Данный рост говорит о том, что осуществляемые государством методы регулирования цен не влияют на снижение цен.
Таблица 1 - Среднестатистические потребительские цены на отдельные виды продуктов питания по Саратовской области
Наименование
Цены на:
Темпы роста цен
Сентябрь
2020 Сентябрь
2019 Сентябрь
2018 цены сентября 2020 в % к ценам за сентябрь 2019 цены сентября 2019 в % к ценам за сентябрь 2018
Пшено 48,97 65,65 32 74,59 205,16
Крупа гречневая – ядрица 73,59 37,33 30,79 197,13 121,24
Вермишель 57,46 46,54 38,61 123,46 120,54
Картофель 22,2 18,4 19,69 120,65 93,45
Огурцы свежие 54,54 48,48 32,25 112,50 150,33
Морковь 27,06 19,17 25,92 141,16 73,96
Яблоки 88,75 67,01 67,94 132,44 98,63
Такая практика обусловлена, как отсутствием механизма установления допустимых розничных цен, так и несвоевременным вмешательством государства в регулирование цен, что позволило бы учитывать интересы как покупателей, так и продавцов. Хотя в Постановлении Правительства РФ "О государственном регулировании цен на социально значимые товары" содержатся все необходимые положения, которые гарантируют стабильность ценовой политики, но на деле все же присутствуют пробелы, которые не позволяют государственным органам в полной мере реализовать свои регулирующие функции в ценообразовании. [5]
Если разобрать ситуацию на конкретном примере, то из таблицы видно, что в период 2018-2019 гг. рост цен на пшено достиг 205%. Пшено стало наиболее сильно подорожавшим товаром из перечня социально значимых продуктов, за ценами на которые следит государство. Поэтому, согласно законодательству, государство могло вмешаться если в течение месяца товар подорожает более чем на 30%, тогда на него на 90 дней могут установить предельную розничную цену. Пшено начало дорожать в рознице еще в июле 2018 года на фоне сокращения посевных площадей (в 2015 году под просо было засеяно 595 тыс. га, а в 2018-м — только 260 тыс. га).
Стабилизации и снижению цены на пшено добились посредством увеличения площади посевных площадей, как показано на рисунке 2. [8]
Рисунок 2 - Посевные площади проса в России в хозяйствах всех категорий
Вслед за расширением площадей, возросли и объемы сборов. По итогам 2019 года они достигли отметки в 346,9 тыс. тонн. Для сравнения, в 2018 году собрали всего 217,2 тыс. тонн проса. Это способствовало увеличению производства пшена и как следствие снижению цен.
Вторым примером может стать ситуация с постоянным повышением цен на гречневую крупу. Как видно из таблицы 1, в период 2018-2019 гг. рост цен составил 121%, а в 2019-2020 гг. – 197%. Поэтому государство вмешалось в ценообразование на основе законодательства.
Государственное регулирование цен на гречку было установлено в ноябре 2019 года. Это решение действовало до 28 января 2020-го. После этого регулирование цен продлевалось еще дважды: сначала – до 28 апреля, потом – до 30 сентября. Нынешнее ограничение будет действовать до конца 2020 года.
Введение ценового регулирования в прошлом году было связано с сокращением валового сбора гречихи в России и, как следствие, ростом цен на гречневую крупу, говорится на сайте Евразийской экономической комиссии. В результате было решено ограничить уровень предельной максимальной торговой надбавки до 25% от стоимости товара.
Таким образом, ценовая политика государства осуществляется комплексом мер прямого и косвенного воздействия на цены, которые служат средством реализации основной функции государства в экономической и социальной сфере. Ценовая политика имеет различные последствия для экономики в целом и для отдельных регионов страны.
При осуществлении государственного регулирования ценообразования необходим комплексный подход, который позволил бы учитывать интересы субъектов рыночной экономики. Подводя итог, можно отметить, что ценовая политика государства осуществляется комплексом мер прямого и косвенного воздействия на цены, которые служат средством реализации основной функции государства в экономической и социальной сфере. Ценовая политика имеет различные последствия для экономики в целом и для отдельных регионов страны. Таким образом, при осуществлении государственного регулирования ценообразования необходим комплексный подход, который позволил бы учитывать интересы субъектов рыночной экономики.
Заключение
При осуществлении государственного и регионального регулирования ценообразования необходим комплексный подход, который позволил бы учитывать интересы всех субъектов рыночной экономики. Подводя итог, можно отметить, что ценовая политика государства осуществляется комплексом мер прямого и косвенного воздействия на цены, которые служат средством реализации основной функции государства в экономической и социальной сфере. Ценовая политика имеет различные последствия для экономики в целом и для отдельных регионов страны. Таким образом, при осуществлении государственного регулирования ценообразования необходим комплексный подход, который позволил бы учитывать интересы всех субъектов рыночной экономики.
В ходе настоящей работы поставленная цель достигнута, решены все задачи.
Список используемой литературы
Вартанова М.Л. Продовольственная безопасность страны и пути выхода из мирового продовольственного кризиса: Монография. — М.: Библио-Глобус, 2016.
Дохолян С.В., Вартанова М.Л. Обеспечение эффективности функционирования продовольственного рынка региона в условиях конкурентной среды // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 17. — C. 2153-2178. — doi: 10.18334/ rp.17.17.36538.
Одинцов М.М. Механизмы регулирования спроса и предложения на продовольственном рынке // Бизнесинформ. — 2010. — № 3. — C. 109.
О государственной программе Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" (с изменениями на 9 октября 2020 года)
Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 N 530 (ред. от 21.03.2016) "О государственном регулировании цен на социально значимые товары" - Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-15072010-n-530/ 3
Среднестатистические потребительские цены на отдельные виды продуктов питания по Саратовской области в сентябре 2020 года - Режим доступа: https://saratov.gov.ru/banners/prices/ 2
Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению цен (тарифов)» (с изменениями и дополнениями) - Режим доступа: https://base.garant.ru/10103676/ 1
Экспертно-аналитический центр агробизнеса. Электронный ресурс - Режим доступа: https://ab-centre.ru/news/rossiyskiy-rynok-prosa-i-pshena---tendencii-i-prognozy 4
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!