это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2672714
Ознакомительный фрагмент работы:
Правовое государство – способ организации общества, при котором, обеспечивается господство права и реализуются. В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности. Современная концепция правового государства предусматривает также обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства.
Понятие «правовое государство» стало неотъемлемой частью представлений о современной динамично развивающейся цивилизации. Именно по степени развития указанного явления зачастую судят о том, насколько та или иная страна может считаться достаточно развитой.
Актуальность исследования проблем формирования правового государства в современном мире опосредована тем, что понятие публичной власти, ее форм и уровней приобретают новое видение. Деятельность всех институтов власти в нашей стране регламентирована Конституцией, федеральным законодательством, актами конституционного правосудия. Исходя из реалий современного общества, некоторые положения Конституции, связанные с воплощением в жизнь концепции правового государства, требуют нового осмысления в конституционно-теоретическом плане, а некоторые пункты законодательства – пересмотра и модификации.
В течение долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты со стороны власти.
В настоящее время делаются многочисленные попытки построить правовое государство. Россия уже объявлена таковым, но это еще не значит, он реально существует, это является скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, нежели свершившимся фактом.
Степень научной разработанности проблемы. Идеи о сущности правового государства в свое время высказывали Аристотель, Г. Гроций, Т. Джефферсон, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Платон, Б. Спиноза. Суждения этих мыслителей оказали большое влияние на формирование и развитие государственно-правовой теории и практики, создав в итоге философскую основу правовой государственности. В конце XIX - начале XX вв. начинает активно разрабатываться концепция правового государства и в России. Русские юристы-государствоведы Алексеев АС., Гессен В.М., Градовский А.Д., Кистяковский Б.А., Ковалевский М.М., Кокошкин Ф.Ф., Котляревский С.А., Новгородцев П.И., Ренненкампф Н.К., Шершеневич Г.Ф., Якушин В.Е. и другие провели обстоятельную работу по обоснованию необходимости формирования российской государственности на новых правовых основах и внедрения принципов правового государства в России. Политико-правовым сторонам взаимоотношений государства и гражданского общества, а также проблеме формирования правового государства посвящены работы Алексеева С.С., Атаманчука Г.В., Батурина Ю.М., Барцица И.Н., Бурлацкого Ф.М., Ефимова В.И., Ильинского И.П., Керимова Д.А., Кудрявцева В.Н., Лившица Р.З., Мальцева Г.В., Манова Г.Н., Марченко Н.А., Нерсесянца B.C., Сахарова Н.А., Топорнина Б.Н., Туманова В.А., Шахназарова Г.Х., Экимова А.И., Энтина JI.M. и других.
Цель данной работы – исследовать особенности правового государства, его принципы и проблемы формирования в России.
Исходя из цели, в работе решаются следующие задачи:
- выявить понятие и принципы правового государства;
- охарактеризовать соотношение правого государства и гражданского общества;
- проанализировать особенности России как правового государства на современном этапе.
Информационной основой работы стали нормативно-правовые акты, учебная литература, а также материалы периодической печати по рассматриваемой проблематике.
1. Понятие и принципы правового государстваГосударство является основным элементом политической системы общества, особая форма организации политической власти, характеризующаяся определённой территорией, населением, обладающая суверенитетом, монополией на легальное применение силы, физического принуждения и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).
Правовое государство – это государство, которое обеспечивает правовые отношения в обществе, правовое равенство всех граждан и следит за соблюдением прав каждого индивида.
Правовое государство – уникальный социально-правовой феномен, который ставит государство и общество под контроль закона. Подчинение закону всех граждан и должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, а также их готовность соизмерять свои действия и поступки с предписаниями и установлениями законов свидетельствуют о значительном приближении конкретного государства к состоянию развитого правового государства.
Антитезой правового государства можно считать разного рода деспотические режимы, в которых государственные чиновники, правители обладают возможностью действовать по собственному произволу, пренебрегая законами и судопроизводством.
Основными принципами правового государства являются следующие:
1) господство права и верховенство правового закона означают, что вся публично-политическая и частноправовая деятельность в государстве осуществляется в строгом соответствии с правом и законом.
2) идея народного суверенитета.
3) незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина.
4) равноправие.
5) правовая безопасность (ограничение вмешательства государственной власти в дела гражданского общества, предсказуемость поведения государственных органов и четкая определенность государственных предписаний, компенсация личности за ущерб от государства, а также взаимная ответственность личности перед государством за неисполнение конституционно-правовых обязанностей).
6) правовая организация самой системы государственной власти на основе принципа разделения властей, как конституционного, политического и институционального принципа на законодательную, судебную и исполнительную власть.
7) создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица, группы лиц или организаций.
8) всеохватывающая судебная защита человека и гражданина от незаконных административных актов и четкость принципов судебного процесса.
9) эффективные формы контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-юридических актов.
Эти основные ценности правового государства сегодня являются базой конституционного строя демократических государств.
Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.
Основное ядро идеи правового государства составляет принцип приоритета прав и свобод личности. Он является детерминирующим для всех остальных принципов. Именно приоритетное признание всех прав и свобод личности, обязанность их соблюдения, законодательное закрепление демонстрирует реализацию концепции правового государства и декларирует соответствующие цели и задачи. Все остальные принципы выступают гарантами первого и могут реализовываться только в условиях его признания.
Демократический государственно-правовой режим – необходимое условие формирования правового государства, он обеспечивает свободу, юридическое равенство, он восприимчив к проблемам общества, его цель – устранить негативные тенденции в сфере защиты прав человека.
В правовом государстве четко определены механизмы деятельности государственных органов и самого государства, что позволяет с ясностью сказать о пределах свободы граждан. Также правовое государство должно учитывать общие интересы всех классов и социальных слоев, стремиться к обеспечению каждому гражданину достойный уровня жизни, предоставлять каждому возможность самореализации как личности.
Итак, правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
2. Соотношение государства и гражданского обществаГражданское общество выступает неотъемлемым атрибутом правового государства.
В то же время, гражданское общество часто трактуется как своего рода противоположность государству. В рамках гражданского общества люди удовлетворяют свои частные потребности, причем в ходе данного процесса между людьми возникают разного рода связи (от экономических до культурных).
Если в рамках государства отношения всегда строятся на основании отношений господства и подчинения, то в гражданском обществе участники социальных отношений рассматриваются как полностью свободные и равноправные.
Естественно, что при этом само существование гражданского общества возможно только в том случае, если характерные для него отношения защищены законом от прямого вмешательства государственной власти.
Сложность и противоречивость заключается в том, что сама правовая гарантия отсутствия подобного вмешательства дается именно со стороны государства и закрепляется в государственных законах.
Конформистское направление по отношению к власти делает акцент на том, что гражданское общество - это негосударственная сфера, внутри которой функционируют неполитические организации. Государство может стимулировать развитие этой сферы, инициируя создание организаций типа общественных палат, общественных советов при исполнительных органах федеральной и региональной государственной власти. Это способствует повышению гражданской активности, формирует новые площадки для диалога власти и общества.
Представители другого - либерального - направления настаивают на необходимости реализации принципа самоорганизации как базового атрибута гражданского общества, считая, что всё, что создано при непосредственном участии государства, - это бутафорские «потёмкинские» структуры, призванные только имитировать диалог с властью, а по сути являющиеся инструментом в руках правящей политической элиты.
Гражданское общество обладает правовым и демократическим характером. Одной из его главнейших задач является защита прав человека и гражданина, как естественных, так и приобретенных. Гражданское общество не отрицает необходимость политической власти, которая может обладать достаточно существенными полномочиями. Но эти полномочия не должны каким-либо образом препятствовать свободе и благополучию отдельной личности. Любые действия властей должны соответствовать критериям разумности и справедливости. Всему этому способствуют идеи приоритета права, обеспечение единства права и закона. Большое значение имеет разграничение сфер деятельности между различными ветвями государственной власти.
Таким образом, говоря о взаимоотношениях гражданского общества и правового государства, нужно понимать, что, правовое государство возникает как результат развития гражданского общества, но при этом само является одним из необходимых условий дальнейшего развития этого общества.
Основополагающим фактом развития правового государства является именно гражданское общество. Именно на базе закрепления основных прав и свобод, принципа верховенства права возможно развитие гражданского общества, а вместе с тем и правового государства.
Таким образом, взаимосвязь данных явлений заключается в том, что без гражданского общества нет правового государства, а без правового государства невозможно становление полноценного гражданского общества.
Отсюда следует, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а находится с ним в тесной взаимосвязи. В правовом государстве права и свободы граждан обеспечиваются и соблюдаются, вместе с тем государство действует исключительно в рамках закона.
Что касается противоречий между государством и гражданским обществом, то стоит сказать, что основным препятствием к созданию последнего является доминирование государства над обществом. Подчинение его себе личности, а также верховенство по отношению к ней ведет к разрушению гражданского общества.
Таким образом, можно сделать вывод, что правовое государство в рамках своих полномочий осуществляет управление деятельности гражданского общества. В свою очередь гражданское общество через свои институты, науку и другие способы влияния на власть осуществляет коррекцию их деятельности, допустимые методы управления и круг соответствующих полномочий.
Хотя правовое государство и гражданское общество немыслимы друг без друга, все же именно гражданское общество нужно считать первичным. Его можно рассматривать как определяющую предпосылку существованию правового государства.
Гражданское общество можно рассматривать в виде пространства, в котором индивиды могут взаимодействовать в различных сферах общественной жизни. Государство же, напротив, представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов.
Целью сотрудничества между государством и гражданским обществом является создание условий контроля и корректировки государственно-управленческих решений, при реализации которых будут задействованы все граждане и общественные институты, вне зависимости от их собственных интересов, направленные на достижение общенародных целей и общегосударственных задач.
3. Особенности России как правового государства на современном этапеФормирование правового государства – процесс достаточно продолжительный по времени, он требует огромных усилий как непосредственно от самого государства, так и от его граждан. При этом правовое государство не может создаться одномоментно.
К сожалению, большую часть своей истории наша страна развивалась преимущественно как государство, в котором закон и право в широком смысле этого слова были определенным инструментом в руках правящих элит. Применение права носило субъективный характер и было направлено на достижение конкретных целей. Достаточно показательным в этом плане является опыт Российской империи, которая всячески разделяла права подданных из правящих сословий и сословий, которые находились в зависимом положении и не обладали всей полнотой гражданских и политических прав.
Серьезным образом ситуация стала меняться лишь с образованием СССР, который провозгласил принцип равноправия всех граждан молодой Советской республики. Однако многие права и свободы, которые декларировались советскими Конституциями, во многом так и остались установлениями на бумаге, а на практике вся жизнедеятельность Советского государства была подчинена политической монополии одной партии.
В 1993 году Конституция объявила РФ правовым государством. Одним из важных моментов действующей Конституции РФ называют в ст.1 характеристики России как правового государства: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Несмотря на закрепление принципа правового государства в Конституции РФ, на сегодняшний день нельзя сказать, что Россия является правовым государством, она находится еще на этапе становления такого государства, поскольку в Российском государстве еще слишком много проблем, которые нужно решить. Поэтому истинно правовое государство - это цель, которой надо достигнуть в ближайшем будущем.
Одной из проблем, которая выявляется при анализе текста Конституции Российской Федерации, является отсутствие четкого общепризнанного определения термина «правовое государство», что позволяет использовать по отношению к нему различные трактовки. Это говорит о том, что данный термин носит номинальный характер, а принципы и признаки правового государства, не прописанные по отдельности в Конституции РФ, не имеют реальной силы. К тому же это препятствует правильному пониманию того факта, является ли Российская Федерация правовым государством, так как критерии, позволяющие судить об этом, отсутствуют.
Стоит выделить наиболее известные проблемы, которые препятствуют развитию правового государства:
- неразвитость гражданского общества, которая во многом известна ошибками реформаторов начала 1990-х годов (политическая неструктурированность общества), ущемление свободы слова и СМИ, несоблюдение автономии местного самоуправления;
- правовой нигилизм, медленное развитие рыночного хозяйства, что не даёт свободу предпринимательству;
- не обеспечение равенства граждан перед законом и судом, которые прописаны на бумаге;
- нарушение избирательных прав граждан, фальсификации, искажение правосознания.
Для формирования полноценного правового государства необходимо выполнение ряда условий, которые позволят перевести конституционное установление о правовом государстве в практическую плоскость.
Среди данных условий можно выделить последовательную реализацию принципа верховенства закона во главе с Конституцией 1993 года, развитие конституционного правосознания и уважения к закону у граждан России, повышение эффективности деятельности судебной системы Российской Федерации по законному и справедливому осуществлению правосудия, повышение статуса Президента и парламента Российской Федерации.
Построение и укрепление гражданского общества в нашем государстве должно быть первостепенной государственной идеей при осуществлении им своей деятельности как в законодательной сфере (т.е. развитие законодательной базы), так и в процессе правоприменения и функционирования всей системы государственных органов страны.
При этом не стоит забывать и о том, что для России, с учетом ее сложного историко-политического процесса развития, свойственна своя собственная и особая модель построения гражданского общества, отвечающая российским реалиям и условиям, а также учитывающая особенности менталитета наших граждан.
Таким образом, можно сказать, что для создания сильного государства необходима крепкая связь между государством и обществом, так как эффективность функционирования правовых норм в государстве зависит от готовности общества подчиняться нормам, которые устанавливаются государством.
ЗаключениеВ результате проделанной работы необходимо сформулировать основные выводы.
В самом общем виде можно сказать, что правовое государство – это государство, которое во всей своей деятельности руководствуется нормами права, важнейшими правовыми принципами, направленными на защиту прав и свобод отдельного человека.
Среди основных элементов, составляющих основу правового государства, можно выделить: гарантии государством прав и свобод личности, функционирование системы разделения власти, функционирование представительной и законодательной власти, принципы федеративного устройства, нормативный порядок демократической политики, возникновение гражданского общества.
Гражданское общество и правовое государство нельзя противопоставлять друг другу. Они просто не могут существовать по отдельности. В тоже время можно полагать, что гражданское общество все-таки является первичным в их взаимодействии, так как выступает в качестве необходимой социальной предпосылки формирования правового государства.
Россия, несмотря на свое сложное историческое прошлое и глобальный катастрофический переход от одной общественной и экономической модели к другим, достаточно быстро смогла стать стойким примером демократических и правовых идеалов.
Решение актуальных социальных, экономических, политических и иных проблем требует развития механизмов взаимодействия личности, общества и государства, каналов «обратной связи» между данными субъектами. Для достижения этих важнейших целей необходимо пройти еще достаточно большой путь развития, прикладывать взаимные усилия как со стороны общества, так и со стороны государства.
Список использованных источниковКонституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
Грамматчиков А. А. Гражданское общество как основа правового государства // Скиф. 2019. №7. С. 92-95.
Грандонян, К.А. Теория государства и права: учебное пособие. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. 119 с.
Грудинин Н.С. Условия формирования правового государства в России // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 2. С. 204–210.
Зырянов С. Г., Лукин А. Н. Эволюция взглядов на взаимосвязь гражданского общества и государства в истории политической мысли // Социум и власть. 2019. №5. С. 19-30.
Пиголкин, А. С. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. 516 с.
Рассказов, Л.П. Теория государства и права: углубленный курс. Учебник. - РИОР: ИНФРА-М, 2019. 559 с.
Теория государства и права: Учебник / А. Б. Венгеров. - 13-е изд., стер. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2019. 607 с.
Чиглинцева А. А. Основные проблемы развития правового государства в России // Актуальные исследования. 2020. №10. С. 61-63.
Ямбушев Ф.Ш., Котляров С.Б. Реализация концепции правового государства в конституционно-правовой модели Российской Федерации // Вопросы российского и международного права. 2019. № 10. С. 44-52.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!