это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2677614
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Ранее высшая школа в сфере подготовки инженеров была ориентирована в основном на массовый выпуск узких специалистов, способных выполнять стереотипные задания по созданию и обеспечению функционирования техники и технологий. В современных условиях бурного развития научно-технического прогресса, интенсивного увеличения объёма научной и научно-технической информации, быстрой сменяемости и потребности систематического обновления знаний особое значение приобретает подготовка в высшей школе высококвалифицированных специалистов, имеющих высокую общенаучную и профессиональную подготовку, способных к самостоятельной творческой работе, к внедрению в производственный процесс новейших и прогрессивных результатов. Сегодня требуется специалист-новатор, инициативный, широкообразованный, непрерывно совершенствующийся, реализующий творческий подход во всех сферах его деятельности.
В условиях подготовки инженера с повышенным творческим потенциалом требуется и новый методический подход, который должен быть основан на более глубокой и целостной личностной ориентации, направленной на развертывание внутренне присущих человеческому индивиду творческих способностей. Сформировать у человека творческий подход к выполняемому делу, к жизни – это задача в первую очередь самого человека. Роль высшей школы в этом случае заключается в том, чтобы показать человеку направление движения, развития своей личности на основе использования элементов творческой философии. Как это сделать?
Во многом здесь могут помочь студенту такие курсы лекций, как «Учебно-исследовательская работа студентов».
Основная цель пособия – помочь студентам освоить форму творческого подхода при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ (далее дипломных работ).
Такой подход представляется оправданным, поскольку различные виды обязательно выполняемых работ (реферат, курсовая или дипломная работы) имеют единый язык и различаются лишь объёмом информации и соотношением трёх составляющих: умения получать и осмысленно, творчески применять информацию.
Назначение учебно-исследовательской работы студентов
Подготовку в высшей школе высококвалифицированных специалистов можно обеспечить наряду с изучением общеобразовательных и специальных дисциплин, дополнительным освоением таких дисциплин, как учебно-исследовательская работа и научно-исследовательская работы студентов.
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС).
Эта дисциплина связана с понятием науки. Основной формой человеческого познания является наука. Наука в наши дни становится всё более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам, так или иначе, надлежит ориентироваться, жить и действовать. Дадим определение науки.
Наука – форма духовной деятельности человека по выработке, систематизации и проверке знаний.
Итак, непосредственной целью науки является получение новых знаний и систематизация знаний. Научным является не всякое знание, а лишь достоверное, хорошо проверенное и обоснованное. Отсюда следует – занятие НИРС распространяется не на всех студентов, а лишь выразивших желание заниматься этой деятельностью.
Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) отличается целями, которые перед ней ставятся и формами достижения целей.
Основными целями УИРС являются приобретение:
− навыков и выработка внутренней потребности систематического получения знаний, в том числе накопления систематизации и анализа информации;
− умения применения полученных знаний для решения не только текущих задач, но и задач нестандартного характера;
− умения анализа результатов исследования, формулировать выводы и вырабатывать рекомендации по совершенствованию того или иного вида деятельности.
На основании определённых основных целей дадим определение УИРС.
УИРС – форма совершенствования учебного процесса, направленная на умение приобретать, применять приобретённые знания и принимать рациональные решения по результатам выполненной работы.
На основании данного определения УИРС видно основное отличие УИРС от НИРС. УИРС – усвоение, применение существующих знаний и принятие рациональных решений, а НИРС – получение новых знаний. Кроме того, УИРС, как форма совершенствования учебного процесса, касается каждого студента.
Из вышесказанного можно сделать заключение, что УИРС – это начальная обязательная ступень творческого подхода к учебному процессу, а в будущем к творческому подходу производственной деятельности. НИРС является следующей более высокой ступенью творческого развития личности и не является обязательной для всех студентов. Более того, можно утверждать – без освоения УИРС маловероятна успешная деятельность в области НИРС.
Организация и содержание дисциплины УИРС
В организационном плане учебно-исследовательская работа студентов подразделяется на УИРС, включаемую в учебный процесс, и УИРС, выполняемую во внеучебное время.
Учебно-исследовательская работа студентов, включаемая в учебный процесс, осуществляется в следующих формах:
− лекции;
− практические занятия, и изучается на начальных курсах. На старших курсах студенты выполняют УИРС во внеучебное время.
На первом этапе УИРС, включаемая в учебный процесс в форме практической деятельности, предусматривает выполнение обязательных работ: домашних заданий, лабораторных работ, рефератов, курсовых и дипломных проектов (работ) всеми студентами без исключения. То есть на первом этапе происходит ознакомление студентов с основами и элементами учебных исследований, развиваются навыки самостоятельной работы по углублённому изучению фундаментальных наук. «Открывают» для себя известные знания, составляющие часть программного материала какой-либо дисциплины (раздела, темы), и применяют их к решению каких-либо учебных или прикладных задач. Следует подчеркнуть, что вопреки сложившемуся мнению, предметом учебно-исследовательской работы студентов является не обязательно специально включаемые преподавателем элементы учебных исследований в перечисленные работы.
Само выполнение работ без элементов учебных исследований подразумевает не только использование знаний, приобретённых на лекциях по данному предмету, но и необходимость в дополнительной информации, отражающей специфику выполняемых работ. Тем самым достигается выполнение первой цели УИРС – умение самостоятельного приобретения необходимых знаний. Кроме того, выполнение перечисленных работ требует привлечения знаний, полученных при изучении других дисциплин, а это уже неизбежно предполагает выработку навыков применения знаний. Поэтому решается вторая задача УИРС – умение пользоваться уже приобретёнными знаниями. УИРС, включаемая в учебный процесс, может предусматривать выполнение разовых работ отдельными студентами. Например, выполнение конкретных нетиповых заданий учебно-исследовательского характера в период производственной или учебной практики отдельными студентами. Учебно-исследовательская работа студентов, не включаемая в учебный процесс, осуществляется во внеучебное время в следующих формах:
− индивидуальная работа по утверждённой тематике с закреплённым
преподавателем;
− участие в студенческих конференциях и студенческих олимпиадах;
− участие в деятельности научных кружков;
− участие в проведении хоздоговорных и научно-исследовательских
работ кафедры.
То есть на втором этапе студенты включаются непосредственно в учебно-исследовательскую работу, проводимую на кафедрах. Им поручаются конкретные теоретические и практические разработки. Как правило, эти исследования ведутся в рамках общепрофессиональных и специальных дисциплин. Основной формой УИРС, осуществляемой во внеучебное время, является индивидуальная работа по утверждённой тематике с закреплённым преподавателем. Содержание УИРС определяется заданием, которое составляется руководителем. Количество и содержание этапов зависит от конкретного направления и характера работы. Обязательными этапами, как правило, являются проработка литературы, а также анализ полученных результатов, формирование выводов и рекомендаций, составление отчёта. Этап проработки литературы включает в себя поиск информационных материалов, их изучение и анализ, формулирование выводов. На самостоятельную проработку обычно выносятся разделы описательного характера, хорошо изложенные в учебниках. Для самостоятельной работы предлагается изучение правил оформления учебно-исследовательской работы, представления результатов работ на студенческой научной конференции и специализированного программного обеспечения. Классификация УИРС по различным признакам. По характеру выполняемых исследований УИРС подразделяется на:
− теоретические исследования;
− информационный поиск и реферирование;
− разработку методов, алгоритмов и программ.
По направлению деятельности УИРС подразделяется на:
− методологическую;
− прикладную;
− научно-исследовательскую.
Методологическое направлению деятельности УИРС предполагает, прежде всего, выработку навыков применения своих знаний путём теоретического исследования. Прикладное направление деятельности УИРС предполагает непосредственное применение знаний и навыков:
− при выполнении хоздоговорных работ;
− связанных с учебным процессом – совершенствование лабораторных
стендов, написание методических указаний по пользованию ими;
− при создании виртуальных лабораторных работ, программ для учебного процесса.
По средствам реализации УИРС подразделяется на:
− теоретические исследования;
− изобретательскую деятельность;
− экспериментальную деятельность, связанная либо с наблюдением (пассивный эксперимент), либо с экспериментом (наличие средств эксперимента для создания искусственных условий эксперимента).
Учебные работы и методы работы с источниками
Обучение в вузе организуется посредством аудиторных занятий (лекций, семинарских и практических, зачётов и экзаменов), практики, а также самостоятельной работы студентов и слушателей, выполняющих реферативные, курсовые и дипломные работы, которые представляют собой учебно-исследовательские формы обучения, основанные на индивидуальной самостоятельной деятельности каждого обучающегося. Реферат учебный – это самостоятельная письменная работа, кратко излагающая исследование какой-либо проблемы на основе изучения и переработки теоретического или экспериментального материала.
Следующей по сложности формой учебно-исследовательской работы, основанной на индивидуальной самостоятельной деятельности каждого обучающегося, является курсовая работа (проект). Курсовая работа – это самостоятельная письменная работа, излагающая достаточно обстоятельно переработку теоретического материала изучаемой дисциплины на конкретной задаче и включающая в себя обязательное применения знаний по ранее изученным дисциплинам.
Курсовая работа выполняется на более высоком, чем реферат, уровне и относится к основной форме, а не к вспомогательной форме учебно-исследовательской работы. Назначение курсовой работы в учебном процессе заключается не только в выработке навыков и умения приобретать знания по изучаемой дисциплине. Цель ставится шире – освоение приёмов, методов и средств применения знаний, ранее полученных при изучении других дисциплин.
Курсовая работа носит комплексный характер и строится на освоении большего. Высшей формой учебно-исследовательской деятельности студента в вузе, которая завершает подготовку специалиста и на основе которой они аттестуются как подготовленные к работе специалисты, является дипломная работа (проект).
Дипломная работа – это самостоятельная письменная работа, демонстрирующая не только способность студента приобретать знания, а, прежде всего, демонстрирующая умение и навыки применения полученных за всё время обучения знаний.
Заключение
Научно исследовательская работа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста и учёного. Выигрывают все: сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы отраслях народного хозяйства он не работал: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать.
Общество получает достойного своего члена, который, обладая вышеперечисленными качествами, сможет эффективно решать задачи, поставленные перед ним.
Каждый преподаватель ВУЗа должен уделять НИРС не меньше внимания, чем к аудиторным занятиям, несмотря на то, что это отнимает много времени и сил. Ведь самая большая награда для него - это действительно образованный, всесторонне развитый и благодарный человек, который всегда будет помнить уроки, полученные в юности.
Цели и задачи, поставленные во введении, на мой взгляд, изучены и решены. Рассмотрены все известные виды НИРС, а также решена проблема улучшения последней с помощью организации непрерывной работы, когда студент, поднимаясь по лестнице знаний, не только учится эффективно и плодотворно работать, затрачивая при этом много свободного времени и сил, но и получает от процесса восхождения большое удовольствие, потому что приобретённые им знания помогут ему как в работе и учёбе, так и в личной жизни, и дадут ему возможность прожить, не зная слова «скука».
Список использованной литературы
Активизация самостоятельной работы студентов по политической экономии/Коллектив авторов// Издательство Воронежского университета, 1985.
Актуальные вопросы преподавания политической экономии социализма/Коллектив авторов//Издательство Саратовского университета, 1977.
Вопросы преподавания политической экономии в системе высшего заочного и вечернего образования/Коллектив авторов// Москва, «Высшая школа», 1968.
«Компьютерра», компьютерный еженедельный журнал, №№ 1-52 за 1996 год, №№ 1-17 за 1997 год.
Макаренко А. С. «Педагогическая поэма», Москва, 1988.
Проблемы методики преподавания политической экономии/Коллектив авторов//Издательство Казанского университета, 1977.
Самостоятельная работа студентов в вузе/Коллектив авторов//Издательство Саратовского университета, 1982.
Тезисы доклада и выступлений на межвузовской научно-методической конференции по общественным наукам(3-5 февраля 1969 года. Секция политической экономии)/Издательство Московского университета, 1969.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!