это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2683523
Ознакомительный фрагмент работы:
Актуальность выбранной темы обусловлена проблематикой
исследования особенностей политической культуры как фактора влияния на
политическое поведение граждан. Проблемы формирования нового типа
политической культуры требуют детального анализа, всестороннего учета
объективных и субъективных факторов, влияющих на политическое
поведение различных групп населения. Политическая культура в
современной России характеризуется влиянием политических ориентаций,
типов поведения, определенных стереотипов, которые сформировались во
времена советской власти. Несмотря на это, в последнее время наблюдается
достаточно высокая активность граждан во время избирательных кампаний,
опросов общественного мнения, других общественно-политических акций,
что является признаком демократического развития общества. Изменения в
политической культуре должны сочетаться с изменениями в политическом
поведении населения. При отсутствии готовности людей принять
демократические принципы, навязанные им политические институты не
смогут функционировать.
Культура выступает своеобразным информационным фильтром
общества. Изменения экономики, общественно-политического устройства
имеют сочетаться с изменениями в политической культуре. Россия по
Конституции демократическое государство. Без демократической культуры
невозможно формирование развитой демократии. Демократическая
политическая культура определяет характер политического процесса. Таким
образом, проблема политической культуры все чаще рассматривается как
доминирующая с позиции развития всей цивилизации.
Целью работы является влияние политической культуры на
политическое поведение, отображение основных факторов, влияющих на
формирование политической культуры личности в условиях современного
Российского гсоударства.
Основное изложение материала.
Определение «политическая культура» имеет много толкований, среди
которых можно выделить следующие: система убеждений, чувств и
верований. Эти толкования предоставляют политическому процессу порядок
и значимость и, как следствие, обеспечивают принятие основных правил,
которые корректируют поведение в политическом процессе.
Описание политической реальности, в рамках которой существует
политическая культура России на современном этапе, на мой взгляд, должно
отталкиваться от представления о системно-контекстном характер общества,
поскольку социально-исторический опыт, институциональные особенности,
базовые характеристики культуры и сознания, умение мобилизовать свои
поисковые способности и умение приспосабливать свое поведение к
условиям, в которых еще никто не жил, и многое другое образуют сложную,
весьма подвижную иерархию факторов, что постоянно влияют на
воспроизводство политических отношений в рамках определенной
политической культуры 1 .
Культура, которая воспринимается в антропологическом смысле как
совокупность способов и результатов деятельности народа, как синтез его
интеллектуальных, материальных и духовных достижений, воспроизводит
адекватные себе политический строй, социальные отношения, экономику,
систему права и т.п. История наделила национальную культуру России
глубокими специфическими особенностями 2 . Национальная культура
является важным фактором и в традиционных, и в современных обществах,
основанных на принципах гражданской нации. Культура выполняет важные
для жизнеобеспечения общества интегративные и коммуникативные
функции, поэтому формирование единого для всех членов определенного
социума культурного пространства выступает фактором целостности и
стабильности наций и государств.
Сегодняшние реалии РФ определенно свидетельствуют о низком
качестве социального (государственного) управления. Это вполне
закономерно при существующем уровне коррупции государственного
аппарата, совсем не ориентированного на цель национального развития.
России в процессе исторического развития не удалось вырастить
определенную критическую массу национальной элиты необходимого
интеллектуального и нравственного качества. Российская власть
неоднократно отмечала задачу концентрации всех ресурсов общества для
национального развития, декларируя именно эту стратегическую задачу,
реализация которой является одним из основных критериев, позволяющих
рассуждать как об эффективности работы правительства, так и уровень
национальной ориентации элит, их патриотизма 3 .
Структура российской политической культуры обусловлена
различными источниками, как теми, чьи генеалогии могут быть
заимствованы из западной культуры, так и теми, которые прочно
укоренились в восточной культуре. Анализируя влияние культурных
источников на окончательный облик российской политической культуры,
трудно не создать впечатление, что оно, однако, в относительно большой
степени связано с факторами, определяющими широко понимаемую
культуру Востока 4 .
Одним из важнейших элементов, формирующих культуру Востока,
является отношение к власти. На окончательное построение политической
культуры влияет широко распространенное убеждение, разделяемое не
только элитой, но и широкими массами общества, что только авторитарная
иерархическая власть имеет шанс доминировать в обществе. Это напрямую
связано с общественным согласием на весьма избирательный и,
следовательно, релятивизированный подход со стороны властей к правам
человека или к явлению коррупции.
В обеих культурах стоит выделить один аспект: в восточных
культурах, в отличие от западной, коллективное поведение предпочтительнее
сугубо индивидуализированного подхода. Восточные общества также не
хотят меняться, особенно те, которые могут нарушить нынешний порядок.
Часто в случае восточных культур сфера «сакрального» и сфера
«профанного» взаимопроникают 5 .
Элементом, характерным для восточных культур, является также
сильная мифологизация собственной истории, часто за счет соседей, к
которым не чуждо чувство враждебности. Образ мышления о государстве,
нации и этнических группах - еще один фактор, характерный для наследия
восточной цивилизации, культуры и идентичности. Для западных культур
вопрос суверенитета и государственного существования остается элементом,
в то время как Восток ставит в центр своих интересов именно национальные
и этнические вопросы.
Несомненно, русская политическая культура содержит много
элементов восточной культуры. Однако трудно не заметить, что возможность
общения с западной культурой, пассивной до прихода Петра Великого к
власти в России и активной с периода проведения им реформ,
способствовала ее обогащению. Однако следует подчеркнуть, что именно в
период правления Петра Великого сформировалась модель деспотической
власти, основанная на бюрократической политической системе,
исключающей возможность плюрализма.
Многие исследователи проблемы считают, что России удалось создать
свою, отдельную политическую культуру, что не означает, что она хотя бы в
некоторых отношениях не идентична культуре Востока или Запада.
Сторонники такого мышления отмечают генезис русской культуры именно в
столкновении свойств двух миров - европейского и азиатского. Некоторые
считают, что русская культура является производным от страха перед
поглощением России западным элементом или обширным Востоком.
Нет сомнений в том, что российская политическая культура все еще
является производной от советской политической культуры. Она была
основана в очень большой степени несоразмерно с другими национальными
стратегиями, базируясь на военном факторе как главном инструменте
создания международных отношений. По мнению советской политической
элиты, СССР должен выделять финансовые ресурсы за счет других сфер
жизни, чтобы постепенно наращивать свой военный потенциал. Советская
политическая культура характеризовалась отсутствием доверия к партнерам
и опоры на собственный оборонный потенциал. Парадоксально, но именно
эти допущения о политической культуре во многом способствовали распаду
советского государства, которое не могло эффективно продолжать
дальнейшую гонку вооружений 7 . Еще одним фактором, формировавшим
советскую политическую культуру, был синдром «осажденной крепости»,
страны, лишенной союзников, окруженной враждебными или относительно
враждебными государствами. Следовательно, СССР должен был полагаться
только на себя, поэтому, по мнению советской политической элиты, он
должен был быть самодостаточным государством, чтобы иметь возможность
справиться с задачей, которая заключалась не только в защите суверенитета,
но и в обеспечении сферы влияния.
Многие элементы советской политической культуры были перенесены
в российскую стратегическую концепцию, которая вступила в силу в 1990-е
годы. Это правда, что опасения по поводу начала ядерной войны явно
ослабли, тем не менее, по мнению российских стратегов, НАТО продолжала
представлять угрозу для Российской Федерации. Однако
Североатлантический союз и Соединенные Штаты больше не были
достаточно явным противником, как это было во время холодной войны. Тем
не менее, Североатлантический пакт не вызвал положительной или даже
нейтральной реакции в российской элите власти и в обществе. Вместо этого
было решено реализовать последовательную стратегию распространения
Пакта на Восток, проводя военные операции в отдельных стратегически
важных для членов НАТО районах, даже не пытаясь сотрудничать с
Российской Федерацией. Ситуация начала меняться, но не сразу, а поэтапно с
момента теракта в США. В то время, несмотря на свою слабость, Россия
оказалась ценным союзником Запада, прежде всего США. Это привело к
ситуации, когда Российская Федерация снова могла стать участником
международных отношений на глобальном уровне. Российская правящая
элита умело стала использовать конфликт интересов между партнерами по
НАТО в своих политических целях. Несмотря на серию дружеских жестов в
сторону Запада. Что касается внешней политики, стратегические цели
российской политики включают как ослабление позиций США в Европе, так
и сдерживание неблагоприятной для России экспансионистской политики
США на территории бывшего СССР. 8
Современная политическая культура в РФ характеризуется не столько
верностью прошлому, с его атрибутами - традициями и ценностями, сколько
открытием желаемого будущего. Исследователи политической культуры
неоднократно говорили о нашей недемократической и несовременной
политической культуре, которая досталась нам в наследство. Думается, что
постоянный упор только на таких выводах делают только проблемным наше
бытие и ценным на современном этапе, поскольку мы все находимся перед
вызовом будущего. В этом смысле наша политическая культура не живет
целиком только прошлым и соотносит свои установки с вызовами будущего.
В условиях быстрой изменчивости среды будущее действует на
поведение людей сильнее, чем прошлое или настоящее. Понимание многими
того, что наше будущее зависит от политического выбора сегодня. Основная
масса людей серьезно задумывается о выборе политической силы, что идет в
парламент на многие годы. Таким образом, создание устойчивых
институциональных и интеллектуальных условий для воспроизводства
рыночной экономической системы и механизма политического
представительства, устойчивой политической системы с соответствующей
политической культурой значимы как для нашей страны, так и для мирового
сообщества, поскольку решение этой фундаментальной задачи делает более
предсказуемой Россию, поддается логическому анализу, вписывается в
современный мир 9 .
Процесс глобальной информатизации все ощутимее влияет на жизнь
человека, создает новейшую историю России. Важной проблемой
современности, которая требует серьезного изучения, являются вызовы
информационной эпохи и ответы политико-культурного поля современного
российского общества. Если же проектировать основные задачи
политической культуры общества как приоритеты политической науки в РФ
в условиях информационной эпохи, то их иерархия, на мой взгляд, появится
в следующем виде:
исследование процесса становления в России политической
культуры глобальной информатизации и основных показателей
этого процесса, а также изучение констелляции внутренних и
внешних его факторов;
соотношение нисходящих (государство - общество) и
восходящих (общество - государство) связей в формировании
типа личности и моделей политического поведения;
констелляция традиции и инновации в развитии политической
культуры и политического сознания граждан, прогностический
анализ ценностных ориентаций потенциальных избирателей и их
возможных преимуществ;
сопоставление региональных моделей рецепции современных
политических институтов и мониторинг возникающих
проблемных ситуаций, в частности отражение в массовом
сознании современных правовых нормативов;
влияние партийно-политической системы на формирование
новой политической культуры информационной эпохи 10 .
Необходимость многоуровневой модернизации общества сказывается и
на выборе методологии анализа. Последняя, в своих зрелых формах,
призвана непротиворечиво соединить в себе эвристические возможности
структурно-функционального анализа и жизнеспособных элементов
макросоциологического исследовательского инструментария 11 .
Таким образом, определение типа политической культуры в данном
политическом пространстве поможет соединить эвристические возможности
структурно-функционального анализа, поскольку политическая культура
мотивирует политику, мобилизует политический потенциал современности,
группирует участников современного политического процесса.
Выводы
Все вышесказанное свидетельствует, что сам по себе анализ процессов
формирования политической культуры РФ имеет определенные сложности,
так как наша страна отличается разнообразием экономических, этнических,
региональных и других условий. Это во-первых.
Во-вторых - сохранение высокого уровня социальной напряженности в
обществе как следствие хаотичности политической модернизации.
10 Паршина А.В. Типология политической культуры // Гуманитарный трактат. – 2019. – № 56. – С. 43
11 Паршина А.В. Типология политической культуры // Гуманитарный трактат. – 2019. – № 56. – С. 44
В-третьих - повышение активности населения. Граждане все меньше
прислушиваются к совету лидера и предпочитают полагаться на собственный
анализ и оценку ситуации, складывающуюся в регионе и стране.
Индикатором поступательного развертывания массовых процессов
политической социализации может служить изменение соотношения сил
между тремя блоками электората: политически образованным, политически
сознательным и действующим в соответствии с господствующими в
обществе умонастроениями. Количественно вырос также избирательный
корпус «среднего класса», на что указывают некоторые политические
события в РФ.
В-четвертых - перегруппировка сил внутри дееспособной части
политической элиты. Произошла перегруппировка сил, которые пришли с
серьезной ревизией нынешнего социально-экономического курса при
сохранении двух базовых начал: экономической модернизации и
приверженности представительного правления.
Таким образом, процессы, наблюдаемые внутри элитных и
околоэлитных групп в нашей стране, можно аттестовать как смену
парадигмы политического мышления и формирования фундамента для
нового качественного перехода в развитии политической культуры.
Библиографический список
1. Алиева В.Р. Политическая культура: понятие, сущность, структура /
В.Р. Алиева, Р.Р. Назаров // Актуальные проблемы современной науки.
– 2016. – № 3 (88). – С. 159-162.
2. Вахаев М.М. Политическая культура: сущность и структура // Аксиома:
актуальные аспекты гуманитарных наук. – 2017. – № 4 (8). – С. 124-
126.
3. Дякин Я.А. Политическая культура в системе общественных
отношений // Наука. Общество. Государство : электрон. науч. журн. –
2017. – Т. 5, № 4 (20). – С. 179-184.
4. Исмайылов Н.И. Политическая культура как составная часть общей
культуры / Н.И. Исмайылов, С.Ф. Юсифова // Актуальные вопросы
общественных наук: социология, политология, философия, история :
сб. ст. по материалам LXI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск
: СибАК, 2016. – № 5(57). – С. 20-26.
5. Паршина А.В. Типология политической культуры // Гуманитарный
трактат. – 2019. – № 56. – С. 41-44.
6. Припечкин В.В. Современные концепции политической культуры:
проблемы генезиса, развития и гносеолого-методологических
оснований : монография / В.В. Припечкин, В.В. Балахонский. – Санкт-
Петербург, 2019. – 159 с.
7. Омеличкин О.В. Структура и функции политической культуры //
Вестник Кемеровского государственного университета. Серия:
Политические, социологические и экономические науки. – 2017. – № 1.
– С. 4-11.
8. Рыжкова А.Г. Политическая культура: сущность и структура //
Молодой ученый. – 2017. – № 41 (175). – С. 144-146.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!