это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2683986
Ознакомительный фрагмент работы:
В рамках государственного заказа, помимо непосредственных целей закупок, государство может обеспечить функционирование механизмов, обеспечивающих достижение эффективности социально-экономической политики. Это обеспечивается огромной покупательной способностью государства. Одной из таких дополнительных задач является поддержка малого бизнеса (далее-СМП, малый бизнес). Взаимодействие малого бизнеса и государства через вовлечение малого бизнеса в сферу государственных закупок является моделью системы "бирж" и позволяет осуществлять взаимовыгодное сотрудничество на основе комплексного подхода к решению задач государственной политики.
Цель работы. В связи с этим целью данной работы является определение условий наиболее успешных закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства и поиск эффективного способа реализации механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере государственных закупок с учетом результатов анализа уже завершенных закупок у таких поставщиков.
1. Основные положения Контрактной системы и проблемы действующего законодательства в области регулирования поддержки малого бизнеса в сфере государственного заказаВ начале 2014 года вступил в силу Закон № 44-ФЗ, заменивший Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) "о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 94-ФЗ), направленный на систематическое изменение правил порядка закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Новое положение коснулось различных аспектов процесса государственных закупок, в том числе специфики участия малого бизнеса. Специальное регулирование участия СМП в государственных закупках предусматривает наличие в Законе № 44-ФЗ определенных условий и льгот для реализации механизмов поддержки участия субъектов малого предпринимательства.
Ранее Статья 15 Закона № 94-ФЗ также предусматривала порядок участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках, однако Контрактная система добавила некоторые новые условия, направленные на расширение возможностей субъектов малого предпринимательства в сфере государственных закупок. теперь статья 30 Закона № 44-ФЗ устанавливает единые правила проведения конкурсных процедур для субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНКО), при этом закупки для этих двух категорий не могут осуществляться раздельно. Но важно уточнить, что механизм поддержки СМП и СОНКО существенно отличается от механизма поддержки других "льготных" категорий участников закупок, а именно: для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы и для организаций с ограниченными возможностями в сфере закупок устанавливается обязательное ценовое предпочтение.
В соответствии со статьей 30 Закона № 44-ФЗ клиенты обязаны совершать закупки у СМП и СОНКО в размере не менее 15% от годового объема всех закупок, за исключением следующих:
Закупки проводятся в целях обеспечения обороны страны и государственной безопасности;
Услуги по предоставлению кредитов;
закупки у одного поставщика;
Работы в области использования атомной энергии;
Закупки, при которых поставщик выбирается закрытыми методами.
При этом начальная (максимальная) цена закупки, объявленная для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, не может превышать 20 млн рублей.
Весь объем закупок у субъектов малого предпринимательства, как и любые другие закупки, должен осуществляться в соответствии с разработанным графиком (основой закупок), являющимся основным документом, содержащим перечень закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год.
2. Особенности предпринимательства в сфере закупокТакже стоит отметить, что у заказчика есть два способа привлечения смп:
путем проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, где заказчик устанавливает возможность участия только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. однако начальная (максимальная) цена такого договора не может превышать двадцати миллионов рублей.
Путем указания в извещении о закупке требования к поставщику, не относящемуся к категории СМП или СОНКО, об обязательном привлечении СМП или СОНКО в качестве субподрядчиков к исполнению договора.
Заказчики организуют отдельные процедуры выбора поставщика только для СМП и СОНКО, в которых могут участвовать только представители двух указанных категорий исполнителей. Это ограничение прописано заказчиками в уведомлении о закупке, поэтому представители СМП могут легко определить, в каких закупках они могут участвовать на особых условиях.
в свою очередь субъекты малого предпринимательства в заявках на участие в конкурсных процедурах должны декларировать свою принадлежность к одной из двух вышеперечисленных категорий контрагентов (ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ), а участники не обязаны представлять дополнительные документы, подтверждающие их статус.
Несмотря на то, что закон № 44-ФЗ не имеет универсальной формы утверждения принадлежности к СМП, а закрепленные инструменты проверки их соответствия требуют от участников детального описания их принадлежности к малому бизнесу. К документам, которые могут подтвердить статус субъекта малого предпринимательства, относятся:
- формы финансовой отчетности;
- сведения о среднесписочной численности работников за предыдущий год;
- выписка из реестра акционеров;
- список участников общества с ограниченной ответственностью.
Пунктом 8 статьи 30 Закона № 44-ФЗ установлено, что поставщики, относящиеся к категории СМП, обязаны обеспечить оплату закупки заказчиком в течение 30 дней со дня подписания заказчиком акта приемки, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. в качестве дополнительной формы контроля контрактная система устанавливает порядок представления заказчиком отчетов об исполнении контрактов на СМП по форме, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 № 238. Это позволяет дисциплинировать клиентов и структурировать результаты закупочных процедур.
Исполнение заказчиком обязанности по обеспечению закупок для СМП обеспечивается еще одним условием: за неисполнение этой нормы должностное лицо несет персональную административную ответственность (пункт 11 статьи 7.30 КоАП РФ). Если заказчик в течение года не осуществил необходимый объем закупок товаров, работ, услуг у СМП, установленный нормой законодательства Российской Федерации О контрактной системе, должностное лицо штрафуется в размере пятидесяти тысяч рублей. Данный вид санкций призван ограничить возможность того, что заказчик не воспримет всерьез реализацию нормы об обязательном предоставлении закупок отдельным видам поставщиков.
Законом № 44-ФЗ также устанавливается максимальный размер обеспечения заявок на участие в конкурсных процедурах по выбору поставщика, и он не должен превышать 2% от начальной (максимальной) цены контракта. это дополнительный стимул для малого бизнеса участвовать в конкурсных процедурах по выбору поставщика для обеспечения государственного заказа. Стоит отметить, что для малого бизнеса, основной проблемой которого являются ограниченные финансовые возможности, крайне важна законодательно установленная гарантия низкой цены на обеспечение заявки.
Однако, несмотря на разработку в Законе № 44-ФЗ нового подхода к обеспечению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к сфере государственных закупок, малый бизнес по-прежнему испытывает трудности в процессе закупок. В связи с наличием ряда барьеров, затрудняющих эффективное участие МСП в процедурах отбора поставщиков, малый бизнес считает нецелесообразным тратить свои усилия и финансовые ресурсы на участие в государственных закупках. Для представителей малого бизнеса важным препятствием для свободного участия в конкурсных процедурах выбора поставщика является низкий уровень квалификации в этой сфере. Более того, небольшие фирмы имеют ограниченные возможности легко получить банковские гарантии, необходимые для участия в аукционе.
в условиях изменения законодательных норм, касающихся поддержки малого и среднего бизнеса в сфере государственных закупок, заказчики также испытывают трудности в адаптации к новым условиям и новым механизмам. например, в порядке Закона № 94-ФЗ установлено, что, несмотря на наличие заявок от участников, объявленная заказчиком закупка для СМП уже являлась исчерпывающей реализацией нормы о закупках у субъектов малого предпринимательства. но сейчас, при контрактной системе, несостоявшиеся закупки у малого бизнеса не исключают необходимости осуществлять не менее 15% годового объема закупок. Это обязательство создает дополнительную нагрузку на государственных заказчиков.
Возможно, именно поэтому на данный момент участники госзакупок не имеют возможности быстро добиться значительного прогресса в преодолении барьеров, препятствующих достижению высокого уровня эффективности взаимодействия государства и малого бизнеса в сфере госзакупок. Кроме того, наличие барьеров и препятствий влияет на успешность закупок у МСП. Можно предположить,что под ограничениями, налагаемыми статьей 30 закона, нет. По 44-ФЗ, количество потенциальных участников конкурсных закупочных процедур, объявленных для СМП и СОНКО, будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. соответственно, это может повлиять как на уровень конкуренции, так и на эффективность таких закупок с точки зрения цены приобретаемого товара.
Таким образом, перед российским правительством стоит задача эффективного планирования развития контрактной системы одновременно с эффективной государственной социально-экономической и бюджетной политикой. Таким образом, одной из фундаментальных задач государства при разработке механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем их вовлечения в государственные закупки является нахождение оптимального баланса между двумя важными задачами: реализацией основных принципов контрактной системы и решением дополнительных задач в рамках государственных закупок. Статья 12 Закона № 44-ФЗ устанавливает принцип "ответственности за эффективность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность закупок". Однако если закупки, производимые у СМП, неэффективны или вообще не эффективны, то вышеприведенный принцип не может быть реализован в полной мере. Именно поэтому возникает необходимость поиска наиболее эффективных механизмов привлечения малого бизнеса к закупкам путем определения наиболее благоприятной сферы товаров, работ и услуг для привлечения малого бизнеса. В противном случае слабая взаимосвязь между планированием социально-экономического развития на разных уровнях власти, бюджетным процессом и процессом планирования государственных закупок приведет к системным несоответствиям в выполнении государственных контрактов и неэффективности бюджетных расходов.
ЗаключениеДанная работа посвящена определению условий наиболее успешных закупок у субъектов малого предпринимательства в соответствии с требованием статьи 30 Закона № 44-ФЗ Об обязательном участии субъектов малого предпринимательства в государственных закупках. Для достижения поставленной цели в данном исследовании проанализированы закупки простого однородного товара у СМП и в условиях свободной конкуренции, путем оценки показателей успешности закупок и влияния условий закупки на цену товара.
По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы: в целом во всех регионах уровень конкуренции среди МСБ выше, чем в условиях свободной конкуренции. Более того, при закупке каждого из пяти оцениваемых товаров доля несостоявшихся заявок от СМП ниже, чем доля несостоявшихся конкурсных процедур в условиях свободной конкуренции.
Список использованных источников1. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" / А.Н. Борисов, Т.Н. Трефилова. - М.: Деловой двор, 2017. - 592 c.
2. Госзакупки. Новые правила игры: моногр. . - М.: Инфотропик Медиа, 2017. - 368 c.
3. Доронин, С. Н. Госзакупки. Законодательная основа, механизмы реализации, риск-ориентированная технология управления / С.Н. Доронин, Н.А. Рыхтикова, А.О. Васильев. - М.: Форум, 2019. - 232 c.
4. Костенников, М. В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы: моногр. / М.В. Костенников, А.В. Куракин. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2019. - 128 c.
5. Кузин, В. И. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления / В.И. Кузин, С.Э. Зуев. - Москва: СИНТЕГ, 2018. - 120 c.
6. Рыхтикова, Наталья Александровна Госзакупки: законодательная основа, механизмы реализации, риск-ориентированная технология управления / Рыхтикова Наталья Александровна. - М.: Форум, 2019. - 185 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!