это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2684984
200 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
1 Какие сферы рыночной экономики подвержены воздействию государства Известный научный интерес вызывает анализ становления и развития государственного сектора экономики развитых стран мира, представляющих разные экономические модели. В экономической теории различают несколько основных типов экономических моделей, среди которых, как наиболее характерные, рассмотрим американскую, японскую, шведскую. В американской модели экономической системы прямое государственное вмешательство сведено к минимуму, а регулирование экономики сводится к воздействию посредством косвенных регуляторов, встроенных в рыночный механизм.
В такой модели рыночной экономики частный сектор доминирует над государственным сектором экономики. Огромный интерес с точки зрения разделения государственного и частного секторов экономики представляет японская экономика. Именно здесь эта грань наиболее размыта. В стране существуют два типа публичных корпораций: прямого правительственного и косвенного подчинения. К первому относятся собственно государственные предприятия: почтовая служба, лесное хозяйство и др. Предприятия косвенного подчинения функционируют в зависимости от степени контроля и финансирования правительством их деятельности. Государственный сектор шведской модели экономики является наиболее ярким примером того, как может государство эффективно контролировать доходы, прибыль и цены, использование капитала, рабочей силы и др.
Характерной чертой шведской модели является активная государственная политика и доминирующий государственный сектор, доля которого в настоящее время составляет более 60%.
Шведская экономическая система ориентирована на достижение социальных целей. Несмотря на то, что в развитых странах государственный сектор имеет разный масштаб в смешанной экономике той или иной страны, тем не менее, как правило, он имеет одно общее свойство – является достаточно эффективным, что доказывается его функционированием и развитием. При этом эффективность деятельности государственного сектора экономики, безусловно, должна оцениваться исходя из полноты выполнения возложенных на него функций.
Чтобы точнее сформулировать функции государственного сектора экономики в развитии страны, необходимо определить задачи и функции государства, так как функциональная эффективность государственного сектора во многом зависит от реализации функций государства и их различных комбинаций. К тому же функции государства и государственного сектора зачастую пересекаются. Во-первых, одной из приоритетных функций государства является обеспечение обороны и безопасности, в том числе продовольственной.
Во-вторых, реализация социальной политики и защита социально уязвимых слоев населения. В развитых странах инвестиции в науку, образование, включая их материально-техническую базу, рассматриваются не как текущие расходы, а как наиболее эффективный вид инвестиций. Хотя социальные инвестиции и имеют более длительный цикл по сравнению с вложениями в физические или финансовые активы, но их финансирование имеет стратегический характер и в связи с этим является исключительной прерогативой государства.
В-третьих, предупреждение или устранение так называемых «провалов рынка», в том числе посредством прямого государственного контроля над ценами, охрана природы и т.д. В-четвертых, к государственным функциям следует отнести также такие, как регулирующая, интеграционная, институциональная, которые обеспечивают оптимизацию экономических процессов, норм и правил хозяйственной деятельности субъектов экономики, граждан, консолидации их инициативы и возможностей для овладения производительными силами и их использования, а также поддержку процессов извлечения, апробации, накопления и распространения знаний в обществе.
Таким образом, можно сделать вывод, что в России жизненно необходима трансформация государственного сектора экономики как экономической базы государства для обеспечения национальной безопасности, становления инновационной экономики и стимулирования экономического роста в условиях влияния глобализации, мирового финансового кризиса, активизации инвестиционно-инновационной составляющей развития в процессе воспроизводства человеческого капитала.
2 Что такое смешанные общественные блага Смешанное благо в отличие от чистого блага является исключаемым общественным благом, благом совместного потребления с избирательностью, альтернативностью его использования, с убыванием его потребления. Смешанное благо может быть объектом купли-продажи, т.е. быть платным.
Разновидностью исключаемого смешанного блага является перегружаемое общественное благо. Оно выступает неисключае- мым до определенного порогового уровня, за которым наступает нехватка этого блага для всех, т.е. его перегрузка. Использование блага за пороговым уровнем одним человеком исключает другого из потребления или уменьшает возможность потребления такого блага другим. Типичным примером перегружаемого общественного блага являются шоссейные дороги, мосты, туннели. До определенного уровня полезность этих благ у всех потребителей остается одинаковой и дополнительные потребители не ухудшают положение других пользователей. Здесь проблема избытка потребителей не стоит. Однако начиная с некоторого момента, например при пользовании шоссейными дорогами в часы пик, появление дополнительных потребителей ведет к образованию дорожных пробок, уменьшению скорости, возрастанию опасности движения и созданию прочих неудобств для других.
Перегружаемое общественное благо до определенного уровня обладает свойствами и чертами чистого общественного блага, доступ к нему для всех членов общества бесплатен. За пределами же этого уровня оно обладает свойствами и чертами платного частного блага. С помощью установления платы за предоставление перегружаемых общественных благ регулируются предложение и спрос на эти блага и обеспечивается рациональное использование материально-технической базы производства такого рода общественных благ, а также поддерживается их высокое качество.
Индивиды могут более или менее остро конкурировать между собой за потребление общественного блага.
Величина а — мера «общественности» поставляемого общественного блага, а (1 — а) — мера его «делимости». Если а = 1, то это благо — чисто общественное: количество, на которое может рассчитывать каждый, равно общему количеству блага и не зависит от количества потребителей. Если а = 0, то это чистое частное благо: в среднем на каждого приходится 1/я-я количества, предназначенного для всего сообщества в целом. Между этими двумя крайними значениями возможны любые промежуточные случаи — более или менее общественные блага (при этом потребители более или менее остро конкурируют за право их потреблять).
Степень а «общественности» блага, т.е. большая или меньшая степень конкуренции между потребителями, может изменяться в зависимости от числа последних. В этом случае говорят о явлениях перенасыщения или переполненности. Это, безусловно, важнейший фактор, снижающий уровень «чистоты» общественных благ. После пересечения определенного порога предельные издержки на предоставление блага уже не нулевые. На рис. 3.2 график функции совокупных издержек горизонтален до наступления порога перенасыщения Е. Дальше функция совокупных издержек начинает возрастать.
Рис. 1. Функции издержек для общественных благ при перенасыщении
Типичный пример перенасыщения — это автострада: до точки Е появление нового автомобиля не уменьшает количества транспортных услуг, которыми пользуются другие водители. Выше этого порога выезд на дорогу еще одной машины замедлит скорость движения всех остальных (на графике видно, что замедление возрастает с каждой машиной). Это снижение качества услуги можно интерпретировать как издержки (измеряемые объемом расходов, необходимых для того, чтобы устранить перенасыщение). Каждый новый участник движения, появляющийся на дороге после наступления порога перенасыщения, уже становится причиной замедления для всех.
3 Мажоритарное голосование в условиях представительной демографии. Эффективность результата голосованияДругой подход к анализу проблем мажоритарного голосования в условиях представительной демократии осуществляется с позиций концепции медианного избирателя.
Рассмотрим издержки медианного избирателя при фиксированном и пропорциональном налогообложении в условиях разного характера распределения доходов (равномерное и неравномерное распределение).
При фиксированном налогообложениивсе потребители платят одинаковые суммы независимо от их доходов. Если общие издержки предоставления общественных благ – это С, аN– общее число голосующих, то издержки каждого будут равныС/N. Издержки медианного избирателя (cmed) также будут равныС/N:
сmed=С/N.
При пропорциональном налогообложениивеличина налога зависит от уровня дохода и ставки налога. При этом издержки каждого голосующего составятсi=t · Yi,гдеt– ставка налога на доходYi.При таком механизме компенсации государственных расходов богатые платят больше, чем бедные. Издержки медианного избирателя также будут зависеть от ставки подоходного налога и от уровня медианного дохода (Ymed):
сmed=t · Ymed.
Если доходы распределены нормальным образом, т. е. медианный доход равен среднему доходу (Ymed= Ymean), то издержки медианного голосующего, связанные с потреблением общественных благ, будут при пропорциональном налогообложении такими же, как и при фиксированных налогах.
Но ситуация изменяется, если доходы распределены неравномерно, асимметричным образом. Подобное распределение доходов в большей мере соответствует действительности. При этом медианный доход меньше среднего дохода (Ymed< Ymean). Это означает, что издержки медианного голосующего, связанные с потреблением общественных благ, будут при пропорциональном налогообложении меньше, чем при фиксированных налогах. В результате медианный избиратель будет голосовать за более высокий уровень государственных расходов.
В условиях пропорционального налогообложения приYmed< Ymeanмажоритарное голосование ведет к чрезмерному объему производства и потребления общественных благ, т. е. к неэффективному результату голосования.
Неэффективный результат голосования возникает также и потому, что при мажоритарном голосовании условие эффективности по Паретов производстве общественных благ (MRS=MRT)не соблюдается. Было доказано, что эффективность по Парето предполагает равенство медианных предпочтений избирателей и их средних предпочтений. Это означает, что эффективный результат голосования возникает тогда, когда предпочтения распределены симметрично, т. е. равномерно. В действительности такое распределение предпочтений практически не встречается.
Процедура голосованиятакже может быть источником неэффективного результата мажоритарного голосования. В предыдущем разделе при рассмотрении парадокса Кондорсе мы обратили внимание на этот аспект голосования по принципу большинства. В условиях многовершинных предпочтений при голосовании по двум вариантам выбор того или иного варианта будет зависеть от установленной процедуры голосования.
Поскольку голосование по парам является циклическим, любой вариант может быть избранным большинством голосующих в зависимости от того, с какой пары начать и где остановиться. В рассмотренном ранее примере, если хпредпочтительнее у,упредпочтительнееz, zпредпочтительнее х, а председательствующий предпочитает выбор вариантах,необходимо установить следующую процедуру голосования: сначала голосуются вариантыхи у, затем – вариантыуиz,и на этом голосование заканчивается.
Наконец, источником неэффективного результата при мажоритарном голосовании может быть сознательное искажение своих предпочтенийголосующими, т. е. ложь. Такое искажение возможно, если голосующий хочет повлиять на исход голосования и при этом опирается не на истинные оценки проекта или личности, а на предубежденность в отношении проекта или личности. Предположим, выбирая руководителя отдела из нескольких кандидатур, он может голосовать против какойто кандидатуры не по ее профессиональным качествам, а лишь потому, что она ему просто не нравится.
Рассмотренные проблемы мажоритарного голосования свидетельствуют о том, что демократический процесс общественного выбора даже в условиях прямой демократии может быть неэффективным, не отражающим истинные потребности общества в целом.
Список использованной литературы
Айдарханов М. Основы экономической теории. Учебник. М.: Фолиант. 2017. 432 с.
Бойко Мария Азы экономики. Учебник. М.: Книга по Требованию. 2015. 472 с.
Борисов Е. Ф., Петров А. А., Березкина Т. Е. Экономика. Учебник для бакалавров. М.: Проспект. 2020. 272 с.
Васильев В. П., Холоденко Ю. А. Экономика. Учебник и практикум. М.: Юрайт. 2020. 298 с.
Глухов В., Балашова Е. Экономика и менеджмент в инфокоммуникациях. СПб.: Питер. 2012. 272 с.
Горелов Н. А., Кораблева О. Н. Развитие информационного общества: цифровая экономика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт. 2019. 242 с.
Гринберг Р. С., Рубинштейн А. Я., Нуреев Р. М. Экономика общественного сектора (новая теория). Учебник. М.: Инфра-М, РИОР. 2016. 440 с.
Дерен В. И., Дерен А. В. Экономика и международный бизнес. Учебник и практикум для магистратуры. М.: Юрайт. 2019. 298 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!