это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2694250
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Синтаксис – один из значимых разделов русского языка, так как именно на этом уровне языковой системы устанавливаются законы речеобразования, характерные для конкретного языка. Именно благодаря синтаксису человек получает возможность общаться, поддерживать вербальную связь. Конечно, построение грамотной речи невозможно без знаний других разделов языка, но и они, так или иначе, находятся в тесной взаимосвязи с синтаксисом и организованы им в единой целое, подчиняя коммуникативной функции. Н.С. Валгина даёт следующую трактовку данному термину: «синтаксис — это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т. е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними» [2].
Исходя из прямой взаимосвязи коммуникативной функции языка с синтаксисом, назревает мысль о необходимости знания языковых норм, позволяющих сделать речь правильной и красивой в филологическом понимании. Это и обуславливает актуальность выбранной для написания работы темы. Современные носители языка пренебрегают правилами, вернее сказать, не знают о некоторых синтаксических нормах, соответственно, не следуют им.
Из этого вытекает цель нашей работы – описать основные синтаксические нормы, сделать акцент на разборе случаев, вызывающих затруднение.
Изучение синтаксиса началось еще с М.В.Ломоносова. Однако расцвет его произошёл в 19 - нач.20 в., когда в языкознание вошли фамилии таких учёных, как Ф.И. Буслаев, Н.И. Греч, А.А. Потебня, Ф.Ф. Фортунатов, А.А.Шахматов и, конечно же, А. М. Пешковский. В работе мы отсылаемся к исследованиям более современных лингвистов, таких как Н.С. Валгина, В.В. Бабайцева, Е.С. Скобликова, В.А. Белошапкова, Н.Ю. Шведова.
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ СИНТАКСИСА
Исходя из коммуникативной функции языка, можно предположить, что основной единицей языка является предложение, ведь оно является минимальной единицей общения [2]. Здесь под вниманием оказываются взаимоотношения слов и словоформ в различных синтаксических комбинациях. Однако, слова могут объединяться и на уровне словосочетания, это меньшая единица синтаксиса. Так, главными синтаксическими единицами являются словосочетание и предложение. Главными, но не единственными. Предложение вступает в связь с другими предложениями, отсюда вытекает наличие еще одной синтаксической единицы – сложного синтаксического целого. Объединение простых и сложных предложений с синтаксическим целым дет нам еще одну единицу синтаксиса – текст [8]. Итак, взаимосвязь словоформ – это словосочетание, сочетание разных слов образует предложение. Предложения в свою очередь бывают простыми (предикативные части) и сложными. Сложные и простые предложения являются строительным материалом синтаксического целого, и на вершине синтаксических единиц – текст. Данную иерархию синтаксических единиц можно рассматривать «сверху вниз», то есть от текста к словосочетанию.
Количество и состав единиц синтаксиса – вопрос дуальный. Например, словоформа сама по себе не объект рассмотрения синтаксиса, она входит в данный раздел только как минимальная единица, служащая построению словосочетания. Сложен также вопрос об отношении текста к изучаемому разделу. Некоторые ученые придерживаются мнения, что текст это единица речи, а не синтаксиса. При всём этом, текст «строится по определенным схемам (моделям), принадлежащим системе языка. Так что текст, как и другие синтаксические единицы, является единицей и языка, и речи: схемы (модели) текста реализуются в речи» [8].
Так же сложен вопрос о самой минимальной единице синтаксиса. Вышеприведенное мнение о минимальности для него словосочетания принадлежит В.В. Бабайцевой. Однако, к примеру, Е.С. Скобликова близка к точке зрения о том, что наименьшей и основной единицей является предложение, подтверждает свое мнение тем, что предложение есть минимальная единица речи, а мы помним, что основная функция языка – коммуникативная [6, c. 3-5].
ГЛАВА II. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
2.1. Словосочетания. Трудные случаи их построения.
Словосочетание – одна из неоднозначных категорий языка в силу отсутствия единого мнения о том, что следует считать словосочетанием. В ходе решения этого дискуссионного вопроса принято выделять предикативные и непредикативные сочетания слов. Если описать данные виды словосочетаний в общих чертах, то отметим, что к первым относятся подлежащее и сказуемое. Вторые включают в себя словосочетания, построенные на основе подчинительной связи (согласование, управление и примыкание) и сочинительной (соединение двух равноправных компонентов). Рассмотрим словосочетания, поостренные на основе подчинительной связи, так как именно в их построении в речи допускаются ошибки, что чаще всего связано с выбором неверной формы зависимого слова.
Виды подчинительной связи выделяются исходя от способа выражения зависимой части и от того, как грамматически она вводится во взаимоотношение с главной частью. Дадим краткую характеристику каждому из них. Итак, первый тип словосочетания – согласование. Н.С. Валгина дает ему следующую трактовку: «это вид подчинительной связи, при котором формы рода, числа и падежа зависимого слова предопределяются формами рода, числа и падежа слова подчиняющего» [1, c. 22-25]. Управление – это «вид подчинительной связи, при котором главный компонент словосочетания требует от зависимой формы определенного падежа без предлога или с предлогом» [7]. Примыкание – «это вид подчинительной связи, который выражается не изменением формы зависимого компонента, а лишь его местоположением, его зависимой грамматической функцией, его смыслом, несамостоятельным характером выражаемого им грамматического отношения» [7]. Не будем останавливаться на предикативной связи, так как этот вопрос осветится в следующем параграфе работы.
Рассмотрим, какие же сложности встречаются в речи при построении словосочетаний:
1)неверное согласование (она известная поэт). В литературной речи, несмотря на пол, нормированным остаётся м.р., хотя в наше время всё популярнее становятся так называемые феминитивы или феминативы. Русский язык пока не внёс их в словари и справочники в качестве официальной нормы.
2)неверное управление: неверный выбор предлога и неверный выбор падежа зависимого слова.
Часто можно встретить неверное употребление производных предлогов, характерных для книжной речи: благодаря, вопреки, ввиду, вследствие, за счет и др. производные предлоги сохраняют семантическую связь со словами, от которых произошли, что нужно помнить при их употреблении в речи. Предлог благодаря, например, сохраняет связь с глаголом благодарить, и потому его стоит употреблять в тех случаях, когда речь идет о желательных причинах (то есть как бы «есть за что благодарить»): благодаря разумному графику подготовки студенты успешно сдали экзамен. И, наоборот, нелогичны такие конструкции: благодаря сильному паводку жизнь в поселке парализована [11, c. 271].
Труден выбор предлога и верного падежа и при глаголах, которые обозначают чувства, настроения, эмоции, (например, плакать, скучать, печалиться и т.д). При некоторых из таких глаголов возможны колебания, обусловленные употребления при них предлогов - о и по. Однако при данных предлогах требуются разные падежи: предлог о – предложного падежа (печалиться о потраченном времени), а предлог по - дательного (грустить по журавлю). Данные нормы устанавливает современный русский литературный язык. Местоимения 1-го и 2-го лица мн.ч. являются исключением, так как они употребляются с предлогом по не в Д.п., а в П.п. (они, должно быть, скучают по нас; мы тоскуем по вас). Хотя и эта норма в наше время начинает претерпевать изменения. А вот местоимения 3-го лица мн. ч. употребляются с тем же предлогом в дательном падеже (вы, конечно, уже соскучились по ним?). А личные местоимения ед.ч. допускают употребление в обоих падежах: скучаю по нему - скучаю по нём [11, c. 273].
2.2. Особые случаи согласования сказуемого с подлежащим.
В предложении оба главных члена равноправны, они взаимозависимы. Координация главных членов – это их соответствие друг другу в следующих грамматических категориях: в роде, числе, падеже; в роде и числе; в числе и лице; в числе и падеже; в падеже; в числе.
В связи с тем, что между подлежащим и сказуемым нет полного согласования, например, Ученье – свет, где подлежащее и сказуемое даны в разных категориях рода, то мы говорим о координационной связи. Такая связь более свободна, нежели согласование. Именно поэтому существует ряд особенностей, которые нужно учитывать при употреблении некоторых конструкций.
Итак, рассмотрим, на что следует обратить внимание во избежание типичных ошибок при координации (согласовании) подлежащего и сказуемого.
Сказуемое обыкновенно имеет форму единственного числа, если подлежащее выражено:
а) сложным именем существительным с начальной частью «пoл»: Прошло пoлгода;
б) сочетанием составного числительного с конечным «один»: Двадцать oдин гoд пoнадoбился биoлoгу, чтoбы сoвершить научнoе oткрытие;
в) комбинацией сущ. со значением кoличества (пара, двойка, сотня и т. п.) и существительнoго в Р.п.: Пара валенок давно износилась.
г) cловoм или сoчетанием слoв, перед которыми стоят ограничительные частицы только, лишь, всего и др.: На подготовку к экзаменам осталось всего пятнадцать дней.
д) если подлежащее – собирательное числительное: pебятня, молoдёжь, детвoра, рoдня и т.д.: Молодёжь интересуется финансовой грамотностью.
е) если существительное выражает собирательно-количественное значение (большинство, меньшинство, множество, ряд, часть): Большинство поддержало кандидата на выборах в школьную думу.
ж) Слова несколько, сколько, много, мало + существительное: Несколько книг лeжало на столе.
д) В случае, если подлежащее выражено местоимением кто (кто-то, кто-нибудь, кое-кто), сказуемое должно иметь форму единственного числа, вне зависимости количестве лиц: Кое-кто приехал. Но сказуемое может быть во мн.ч., если местоимение отноcится к подлежащeму в фoрме мн.ч. чиcла другoго предлoжения (в сложном предложении). Ср.: Те, кто опоздал, остались без билетов;
Сказуемое должно употребляться в множественном числе, если:
а) пpи пoдлежащeм находится cогласoванное oпределение в форме множеcтвенногo числа: 1. Прошли беззаботные полгода учёбы. 2. Эти двадцать час до отлёта в Париж тянулись вечность;
б) в состав подлежащего входят чиcлительные два, три, четыре: У парадной остановились четыре кареты.
в) подлежащее выражено сочетанием существительным в Т.п. падеже с предлогом «с» [10]: Мария со Светланой защитили проект первыми.
О колебаниях при выборе рода сказуемого написано в «Русской грамматике» (1980) [4, c. 245]:
1) Пpи подлежaщем — количеcтвеннoм сoчетaнии, включaющем им. п. cуществительнoго с количеcтвенным знaчениeм: Золoта нaшлoсь/нашeлcя пуcтяк. Oбе фoрмы прaвильны. Если подлeжащее назывaет то, что ужe известно, о чeм ужe шла речь в предыдущeм предложении, то верна лишь форма, сочетающаяся с количественным cлoвом: Накопилось/накопилась масса разных инструментов — Эта масса инструментов загромоздила всю мастерскую;
2) Подлежащее - существительное муж. р., называющее лицо по роду деятельности и в данном предложении относящемся к лицу женского пола: Педагог выступила/выступил с лекцией. Строгoе грамматическое правило выбoра формы рода в сказуeмом отсутcтвует, за иcключением тех случaев, когдa при существитeльном еcть опредeление в фоpме жен. р.; тогда в сказуeмом обязaтельна фoрма жен. р.: Новая секретарь ошиблась; Победила мастер спорта Петрова.
Отметим иные трудности, встречающиеся при выборе категории рода у сказуемого:
- пpи подлежащeм, выраженном несклоняемым имeнем существительным, обозначающим животных и птиц, сказуемое имeет форму муж. Р. (в прошедшем времeни): Кенгуру бeжал (формa женcкого рода избирается лишь при указаниии на принадлежность к женскому полу: Кенгуру несла детеныша).- при подлежащем, выраженном несклоняeмым собствeнным сущeствительным, форма сказуемого определяется родoвым понятием: Миссисипи текла (река). Несклоняемые нарицательные существительные оформляют свою cвязь со сказуeмым в форме среднего рoда: Бра висело на стене.
- при подлежащем, выражeнном сложноcокращенным cловом, сказуeмое чаще вcего соответствуeт форме ведущeго слова, обpазующего это сложное название, например: ООН постановила (Организация Объединенных Наций).
- при подлeжащем, выражeнном сущеcтвительным общeго рода, фoрма сказуeмого опредeляется полом обозначаeмого лица: Неряха явился и Неряха явилась.
- Сомнения в выборе формы рода наблюдаются и в случае, когда существительное муж. р. в роли подлежащего называет действующее лицо женского пола. Например: Врач сказал и Врач сказала. В официально-деловом стиле такие варианты исключены и грамматическое уподобление форм мужского рода становится обязательным.
2.3. Сложные предложения. Трудности их использования в речи.
Не будем останавливаться на известном определении понятия «сложное предложение». Вспомним, что они делятся на сложносочинённые (ССП) – простые предложения в составе их соединены сочинительными союзами; сложноподчинённые (СПП) – средствами связи выступают подчинительные союзы; бессоюзные (БСП) – части соединены интонацией и смыслом.
Что касается СПП, стоит помнить следующее:
- В главной части многих сложноподчиненных предложений необходимо указательное слово (местоимения тот, то, такой и т.д. и их формы), к которому относится придаточная часть. Пропуск такого обязательного компонента приводит к ошибкам: Последние события свидетельствуют, что человек совершенно безразлично относится к природе. Правильнее было сказать: Последние события свидетельствуют о том, что человек совершенно безразлично относится к природе. Еще один подобный пример: Позиция Тургенева состоит, что нужно уважительно относиться к русскому мужику. Ситуация с неуместным употреблением указательного слова может выглядеть так: Пушкин хотел сказать то, что принятие конституционной монархии – разумный выход из сложившейся обстановки.
- В СПП придаточное определительное относится к имени существительному, находящемуся в главной части. Логичнее всего располагать его как можно ближе к определяемому существительному, особенно если в главной части есть и другие существительные того же грамматического рода: Кабинет с балконом, куда вошёл полицейский, был на пятом этаже. Редактирование таких предложений не сводится только к переносу придаточной части, следует изменить конструкцию полностью, например: Полицейский поднялся на пятый этаж и вошёл в кабинет с балконом. В данном случае мы переделали СПП в простое предложение.
- При построении сложного предложения необходимо дозировать количество придаточных частей. К нарушению синтаксической нормы также приводит нанизывание однотипных конструкций сложносочинённого или сложноподчинённого предложения: Русская зима, которая с такой любовью написана нашими пейзажистами, которые посвятили свои творения и другим временам года, которые тоже прекрасны, на самом деле немного суровее, чем на картинах. Даже самые маленькие участники похода не жаловались на усталость, а старшие ребята старались им помочь, а до привала было еще далеко.
2.4. Прямая и косвенная речь. Сложности перевода прямой речи в косвенную.
Высказывания других лиц, включенные в авторское изложение, образуют так называемую чужую речь. В зависимости от лексико-синтаксических средств и способов передачи чужой речи различаются прямая речь и косвенная речь [3, c. 258]. Прямая речь – это передача чужой речи в дословном виде, косвенная же речь воспроизводит только содержание чужого высказывания с какими-либо изменениями подлинных слов и выражений.
При переводе прямой речи в косвенную нужно учитывать, что это совершенно разные конструкции: прямая речь представляет собой самостоятельное предложение (или ряд предложений), связанное с авторскими словами только по смыслу и интонационно, а косвенная речь образует придаточную часть в составе сложноподчиненного предложения, в котором роль главной части играют авторские слова. Это синтаксическое различие является основным признаком отграничения косвенной речи от прямой. Именно это различие данных конструкций становится причиной частых ошибок при переводе прямой речи в косвенную. Чтобы их не допускать, следует изменить формы первого лица подлежащего и глагола-сказуемого на третье лицо и верно подобрать средства связи частей предложения: Друг спросил: «Ты планируешь пойти сегодня на каток?» - Друг спросил, пойду ли я сегодня на каток.
ГЛАВА III. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИНТАКСИСА
Русский синтаксис, как и другие разделы языкознания, имеют огромные выразительные возможности. Например, особую выразительность придают назывные и неполные конструкции, а также грамотное применение разные видов сложных предложений. Очень важно то, как мы говорим и пишем, от этого зависит и эффективность коммуникации.
Однородные члены предложения, соединённые друг с другом интонацией перечисления, могут указывать на статичность: «Аркадий Иванович был невыносимый человек: всегда веселился, всегда подмигивал, не говорил никогда прямо, а так, что сердце ёкало » (А.Н. Толстой).
Или, наоборот, на динамичность:
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах. (А.С. Пушкин)
Использование повторяющегося союза между однородными членами делает перечисление более выразительным: «Знал и переулки, где дома были подслеповаты, как старички, сидевшие тут же, на скамеечках, и нарядный Кузнецкий мост, и широкую Тверскую — дома там были большие, просторные, почти все в два этажа». (Ю.Н. Тынянов).
Достаточную эффектность речи придают такие приёмы, как инверсия (нарушение порядка слов в предложении) и парцелляция.
Примеров инверсии в русской художественной литературе достаточно много:Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее иоле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор. (А.С. Пушкин)
Парцелляция в русском языке — это такое синтаксическое построение текста, при котором связная мысль намеренно делится на отдельные части/куски с целью усилить выражение эмоций, характеристику состояния субъекта, изображение внутренней речи и прочее [5].
Во всем мне хочется дойти до самой сути.
В работе. В поисках пути. В сердечной смуте. (Б.Л. Пастернак)
С парцелляций сходно употребление ряда односоставных предложений. Часто оно даёт возможность создать статичное изображение, определенный фон, на котором разворачивается какое-либо действие. Самый известный пример односоставных назывных предложений мы встречаем в стихотворении А.Блока: «Ночь, улица, фонарь, аптека, // Бессмысленный и тусклый свет».
Неполные предложения, в которых сохраняются лишь ключевые слова, важные для донесения смысла высказывания, используются для имитации разговорной речи или глубоких душевных переживаний (волнения, негодования и др.): Мужчина в белом. Да, вы. Вы наступили на ногу. Да нет, не мне.
Заострить внимание читателя/слушателя на каком-либо моменте речи, заставить задуматься помогает такой приём как риторический вопрос, риторическое обращение, риторической восклицание [9, c. 129-131]. Обратимся здесь к отрывку из стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда»:
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
Приведённые примеры доказывают нам, что разнообразные синтаксические конструкции действительно делаете речь богаче, интереснее, привлекаете внимание собеседника. Однако, чтобы все эти синтаксические средства помогали достичь необходимого эффекта, нужно уметь правильно их выстраивать, а для этого необходимы знания синтаксических норм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, цель целью нашей работы являлось описание основных синтаксических норм, акцентирование внимания на разборе случаев, вызывающих затруднение.
- Обратившись к мнению различных лингвистов, мы пришли к выводу о том, что единого мнения насчет того, что следует считать основными языковыми единицами, нет. Однако, мы придерживаемся мнения, что ими являются словосочетание, все виды предложений, сложное синтаксическое целое и текст.
- При построении словосочетаний основные трудности возникают при согласовании и управлении.
- Следует быть осторожным при координации подлежащего и сказуемого.
- При построении СПП необходимо дозировать количество придаточных предложений; ставить придаточное определительное максимально близко к определяемому слову из главной части;
- Необходимо быть внимательным при употреблении или пропуске указательных слов тот, такой, то и др.
- При переводе прямой речи в косвенную следует изменить формы первого лица подлежащего и глагола-сказуемого на третье лицо и верно подобрать средства связи частей предложения.
Также в работе приведены примеры, доказывающие выразительность синтаксических конструкций русского языка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 1973.
Валгина, Н.С. Современный русский язык: Синтаксис: Учебник/Н.С. Валгина. — 4-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 2003 [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://yanko.lib.ru/books/language/ru/yanko.valgina_2003_416p_rasp_sl.htm#_Toc331393902
Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. – 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. – С. 58 [Электронный ресурс]. Точка доступа: 6 http://pedlib.ru/Books/6/0262/6_0262-586.shtml
Русская грамматика. Т.II. Синтаксис: под ред. Н.Ю. Шведова. Синтаксис. – М.: Наука, 1980.
Русский язык – правила, орфография, пунктуация, лексика [Электронный ресурс]. Точка доступа: https://russkiiyazyk.ru/
Скобликова, Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения : (теоретический курс) : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 031000 и специальности 031001 - Филология / Е. С. Скобликова. - 4-е изд. - Москва : Флинта : Наука, 2009.
Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989 (или 1999).
Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц : учебник для студ. высш. учеб, заведений. В 2 ч. Ч. 2. Морфология. Синтаксис / [В. В. Бабайцева, Н. А. Николина, Л.Д.Чеснокова и др.] ; под ред. Е. И.Дибровой. — 3-є изд., стер. — М.,2008 [Электронный ресурс]. Точка доступа: https://sci.house/russkiy-yazyik-scibook/sistema-sintaksicheskih-edinits-72166.html
Тищенкова, Л.М. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования / Л. М. Тищенкова. - Москва : Эколит, 2012.
Форма сказуемого при однородных подлежащих / Информационный студенческий ресурс [Электронный ресурс]. Точка доступа: https://studopedia.net/
Черняк, В. Д. Русский язык и культура речи : учебник для бакалавров / В. Д. Черняк ; ответственный редактор В. Д. Черняк. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!