это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2714226
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Термин социология подразумевает науку об обществе, отдельных социальных институтов (государство, право, мораль и т. п.), процессах, а также общественных социальных общностях людей.
Предмет социологии - это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду.
Прежде всего, социальная общность является главной и важной составляющей социума, и представляет собой во всех ее видах и типах - форму человеческой жизнедеятельности.
Социальная общность – это существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом общественно-исторического процесса.
Социальные общности являются относительно устойчивыми совокупностями людей, отличающихся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.
Актуальность данной темы обусловлено тем, что современный человек в той или иной степени состоит в неких общностях, при этом находясь в определенной цивилизации.
Целью данной работы является анализ понятия «цивилизация», а также сравнение западных и восточных обществ.
В связи с поставленным целями нужно решить следующие задачи:
Изучить понятие «цивилизация»,
Рассмотреть основные признаки западных и восточных обществ,
Проанализировать различия между западными и восточными обществами.
Структура работы состоит из введения, основной части, которая включает в себя три подпункта. Далее идет заключение и список использованной литературы.
I Многообразие развития обществ
Понятие типологии обществ означает, что мы приводим классификацию обществ на основе наиболее важных и существенных признаков. В зависимости от выбранного нами признака, мы можем выделить следующие типы обществ.
Идея выделения в качестве базового критерия типологии обществ способа производства принадлежит К. Марксу. Данную классификацию мы рассматриваем с точки зрения формационного подхода. А вот деление обществ на традиционное, индустриальное и постиндустриальное рассматривается с точки зрения цивилизационного подхода.
Эти два подхода постоянно сравнивают и противопоставляют друг другу, так что имеет смысл представить информацию в виде таблицы.
Формационный и цивилизационный подход
Сразу же стоит оговориться, что цивилизационный подход представляет собой множество отличных друг от друга теорий. Мы будем рассматривать две теории - теорию локальных цивилизаций и теорию стадиально-цивилизационного развития.
Если у Маркса и Энгельса толкование ключевого понятия "общественно-экономической формации" не допускает разночтений, то с понятием "цивилизации" возникает множество сложностей. Единого толкования термина "цивилизация" мы не найдём, поэтому я привела два - наиболее простых и понятных определения. Этого достаточно, для того чтобы увидеть, что формационный и цивилизационный подход отталкиваются от разных оснований - в основе первого лежат экономические отношения, в основе второго уровень развития культуры.
Общая характеристика формационного подхода.
С точки зрения формационного подхода, общество представляет собой линейно развивающуюся систему, которая предполагает последовательное прохождение нескольких этапов. Каждому этапу (или стадии) соответствует своя общественно-экономическая формация. Всего их пять: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Коммунистическая формация - это своего рода потолок общественного развития. Это наилучший тип общества, которого нужно достигнуть и остаться на данном уровне. Это перспективная цель каждого общества.
Каждая общественно-экономическая формация представляет собой систему: базис + надстройка.
Экономическая сфера общества выступает его базисом. В основе экономики лежит тот или иной способ производства. Способ производства (или способ создания экономических благ) включает в себя две составляющие: производственные отношения и производительные силы. Производительные силы это люди, которые непосредственно участвуют в процессе создания экономических благ, а производственные отношения - это отношения, в основе которых находится право собственности на средства производства, то есть на все те ресурсы, которые необходимы для создания экономических благ. Переход от одной формации к другой происходит в результате революции, причина которой заключается в том, что производительные силы вступают в конфликт с производственными отношениями, то есть с имеющейся системой собственности на средства производства.
В качестве примера. Переход от феодальной формации к капиталистической произошёл, потому что на стадии феодального общества главным фактором производства являлась земля, и она находилась в собственности узкого круга лиц, то есть феодалов. Люди работавшие на земле этой самой землёй не владели и соответственно не владели произведённым продуктом. Противоречия между феодалами как собственникам земли и крестьянами как производительными силами общества, принуждаемыми к труду, привели к смене общественно-экономической формации. При капитализме основой экономики выступает промышленность, а главным фактором производства становятся капитал (здания фабрик и заводов, станки, оборудование, финансовый капитал). Основной продукт производится пролетариатом, то есть рабочими, которые получают вознаграждение в виде заработной платы, но не являются собственниками производимого продукта. Весь доход от реализации продукта остаётся в руках собственников средств производства, то есть буржуазии. Конфликт между буржуазией, которая эксплуатирует рабочих, и рабочими приводит к смене формации и переходу к коммунизму.
Общая характеристика теории локальных цивилизаций.
С точки зрения теории локальных цивилизаций ошибочно было бы говорить о линейном развитии истории. Существуют отдельные цивилизации, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития. Понятие прогресса относительно, исторический путь каждой цивилизации уникален и зависит от её внутренних особенностей. Историю можно представить как бесконечный процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций.
Общая характеристика стадиально-цивилизационного подхода.
Стадиально-цивилизационный подход прослеживает некоторые закономерности общественного развития, однако, в отличие от концепции К.Маркса, признаёт, что в рамках этого пути каждое общество развивается по-своему, в разном темпе, сохраняя свои уникальные черты. Поступательное развитие человечества идёт от стадии традиционного общества к информационному. При этом это не конечная точка пути, поскольку развитие общества не прекратится с развитием информационных технологий, это всего лишь горизонт, который виден на данный момент, а не общепризнанный идеал, которого нужно достичь и остановиться.
И формационный и цивилизационный подход имеют свои преимущества и недостатки.
Стадиально-цивилизационный подход на данный момент пользуется наибольшим признанием, поскольку он, с одной стороны, позволяет выделить некоторую универсальную тенденцию развития общества, а с другой, не сводит общество и идею прогресса только к одной из сфер, показывая динамику и своеобразие развития общества в целом.
II Понятие и многообразие цивилизации
Цивилизация (от лат. civilis – государственный, гражданский) — это определенная стадия развития человеческого общества, которая отражает достижение некоторого уровня социальности.
Уровень социальности выражается в способности создавать культурные ценности, обеспечивать саморегуляцию посредством социальных норм, жить в относительной независимости от природы и ряде других признаков.
Существуют иные подходы к определению цивилизации:
Это взаимосвязь исторического процесса и суммы духовных и материально-технических результатов деятельности, созданных в ходе его развития (человеческая цивилизация);
Это общественный формат изменения материи, обеспечивающий ее саморазвитие посредством взаимодействия с окружающей средой (человеческая цивилизация относительно всего космоса);
Это общество, которое локализовано во времени и пространстве, являющееся совокупностью социальной, политической, экономической и других подсистем.
В числе первых ввел в научный оборот понятие цивилизация шотландский ученый Адам Фергюсон. Он предложил собственную периодизацию всемирной истории, состоящую из трех стадий: дикость, варварство и цивилизация.
С началом XX столетия этот подход утратил поддержку в научных кругах, а ему на смену пришло циклическое понимание истории, которое отдает предпочтение цивилизации как локальной форме существования.
Признаки цивилизации.
При определении перехода от архаичного периода к цивилизации большое значение имеют признаки, на основании которых обозначается появление нового формата жизни общества.
Важную роль в решении этого вопроса сыграл английский ученый Гордон Чайлд, выделивший следующие признаки цивилизации:
- существование классов;
- образование государства;
- изобретение письменности;
- формирование налоговой системы;
- развитие торговли;
- появление ремесла;
- строительство городов;
- возведение монументальных построек (храмы, пирамиды);
- образование зачатков науки и искусства;
- возможность наследования земли.
В 1959 году после научной дискуссии в Чикаго было принято решение обобщить эти признаки и свести к трем основным — строительство городов и монументальных сооружений, а также изобретение письменности.
Важным признаком цивилизации можно считать культурную самоидентификацию людей, олицетворяющих себя с тем или иным сообществом.
Она постоянно изменяется, что приводит к сдвигу цивилизационных границ. Вспомним, как менялось понятие гражданин Рима. Сначала это были исключительно обитатели Вечного города, а во времена империи в эту категорию включили жителей многочисленных провинций, поэтому парфяне, ливийцы или египтяне также могли считаться римлянами.
Виды цивилизаций.
Современная наука не выработала единого подхода к пониманию видов цивилизации, поэтому существуют подходы различных ученых, которые по-своему определяли типологию.
Альфред Тойнби. Разработал теорию локальных цивилизаций, которые характеризуются по нескольким ключевым признакам — религии и территориальному критерию (удаленности от места первоначального возникновения).
Всего выделил 21 цивилизацию, в числе которых православная христианская в России.
Освальд Шпенглер. Предметом изучения этого философа и историка была морфология всемирной истории, основу которой составляют особенности мировых культур (цивилизаций).
Они независимы друг от друга и проходят все стадии от зарождения до гибели. В концепции Шпенглера 9 цивилизаций от египетской, вавилонской и индийской до зарождающейся русско-сибирской.
Николай Данилевский. Русский социолог и публицист создал собственную теорию, трактующую цивилизацию как особенный культурно-исторический тип.
Он рассматривал ее как биологический организм и считал, что период жизни ограничен 1200—1400 годами. Данилевский выделил 10 цивилизаций, среди которых римская, греческая, индийская, китайская, египетская, славянская и другие.
Самюэль Хантингтон. Американский политолог является автором концепции столкновения цивилизаций, которая прогнозирует развитие мира по окончании холодной войны.
По его мнению, в будущем военные столкновения приобретут новый формат — они будут вестись не между странами, а между культурами. Он выделил 5 типов цивилизаций, называя их государствами:
- сердцевинные;
- надтреснутые;
- одинокие;
- расколотые;
- государства-члены.
III Восточная и западная модели общества. Сходство и различия
В общемировом масштабе выделяют цивилизации Востока и Запада. Несмотря на географическое название между ними существуют глубинные культурно-исторические различия, что нередко приводило и приводит к противостоянию.
Западная цивилизация представляет собой мир рациональных людей, стремящихся подчинить природу. Они ставят во главу угла свободу личности и неприкосновенность ее собственности. Основу экономики составляют рыночные отношения.
В соответствии с принципами демократии человеку дается право участвовать в политике и бороться за свои права. Запад в любой период своего существования стремится к прогрессу и развивается поступательно.
Восточная цивилизация характеризуется эмоционально целостным восприятием действительности. Она нацелена на гармоничные взаимоотношения с природой и созерцание окружающего мира.
Приоритет в развитии отдается подчинению интересов личности обществу и государству.
В политической сфере доминирует идея сильного государства в форме восточной деспотии. В духовном плане преобладает традиционность, стремление к воспроизведению подобных ценностей, а развитие общества имеет цикличный характер.
Цивилизация восточного типа консервативна, и за долгие века своего существования (со времён Древнего Египта, Индии, Китая) в принципиальных вещах почти не изменилась. В основе лежит жёсткий традиционализм, подчинение верховному правлению, подавление личностного начала ради идеала коллективизма. Буддизм, даосизм и конфуцианство отразились в мировоззренческих постулатах: единение с природой, внимание к духовным, а не материальным ценностям; созерцание, покорность. В некоторых странах восточного блока действует кодекс строжайших табу и запретов, воспринимающихся жителями как благо.
Западная цивилизация — антагонист Востока; она основана на прогрессе, освоении природы ради комфорта человека. В политическом отношении западное общество — это демократия, правовое государство; в экономическом — свободный рынок, конкуренция, культ капиталистических ценностей; в культурном — масскульт и коммерческие развлечения. В эпоху развития информационных технологий западная модель приобрела черты постиндустриального общества (инфосферы). Ценностные ориентиры сегодняшней западной цивилизации — рационализм, индивидуализм, активная динамика социальных контактов, виртуальная реальность, глобализация и толерантность.
Характеристика Восточное общество Западное общество
В отношении к миру Структура мира, роли его частей Поиск субстанции мира, его основы
В отношении к природе Единство человека и природы Противопоставление человека и природы. При этом, человек господствует над природой
В понимании устройства мироздания, человеческой природы и человеческого бытия, механизмов исторического процесса В основе мироздания – высшая воля, а призвание человека распознавать данную волю.
Отсутствует понятие свободы.
Личность живет только в коллективе, а человек в нем только представитель целого. Центром всего мироздания является человека, который совершенен. Ценности индивидуализма, суверенности личности, ее автономность, уникальность, проявление своего «Я» и своей свободы.
В ценностных ориентациях личности и общества Ориентация на вечность Ориентация на будущее
В отношении к государству, власти, закону Власть выше закона. Человек служит государству не только телом, но и душой. Положение человека обусловлено его социальным статусом. Закон выше власти. Человек подчинен государству как начальнику, при этом его душа свободна в своем выборе. Положение человека зависит от его умений и способностей
В отношении к религиозной вере Личное вероисповедание. Вера становится результатом сложившегося мировоззрения, а для других вера играет роль стимула к формированию системы философских, социологических и иных взглядов. Объективно находится в противоречии с глубокой религиозной личной верой.
Таблица 1. Сравнение западной и восточной обществ
Заключение
Западные и восточные общества являются принципиально разными культурными, политическими, религиозными и социальными цивилизациями.
Отличие №1. Запад - для обустройства жизни, Восток - для поиска смысла жизни.
Жители запада очень деловые люди, их жизнь похожа на белку в колесе. Бизнес, деньги, кредиты - все характеризует запад. Комфортная жизнь в достатке - опять же про Запад.
Восток - это там, где можно найти себя. Духовного себя. Это про религию, мистику, медитацию и созерцание. Все потому, что Запад пронизан насквозь капитализмом, а Восток социализмом.
Отличие №2. Запад динамичен и развивается рывками, Восток развивается одной сплошной линией.
Если вернутся к истории к античным, средневековым и другим векам, то можно сделать вывод, что новая система ценностей (духовных, культурных, политических, экономических) появлялась с разрушением старой. На Востоке все происходило с точностью наоборот. Новые духовные установки не разрушали выстроенные годами устои цивилизации. Они даже наоборот, очень гармонично вписывались в старое.
Отличие №3. Восток един с природой, Запад един с технологиями.
Жители Европы борются с силами природы на протяжении всего существования. Именно поэтому они создают громоздкие машины, разрабатывают все более инновационные продукты. Европейцы выделили себя из природы, в то время как жители Азии, наоборот, добились единения. Восточные философы имели убеждение, что человек должен развиваться, беря пример с природы. С растений и животных, в чьих жизнях нет ничего случайного. Жители Азии считали, что человек может совершенствовать мир только тогда, когда он обретает гармонию.
Список литературы
Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. // Проспект, 2018 г. – 352 с.;
Эфендиев А.Г. Общая социология. Учебное пособие. // ИНФРА – М, 2019 г. – 654 с.;
Кальной И.И., Бобошко А.А., Чигрин В.А. Социология. Теория, методология, практика. Учебник. // Вузовский учебник, 2019 г. – 348 с.;
Демидов Н.М., Солодилов А.В. Основы социологии и политологии. // Учебное пособие. Кнорус, 2019 г. – 272 с.;
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Учебник. // Академический проспект, 2017 г. – 606 с.;
Лавриенко В.Н. Социология. Конспект лекций. // Учебное пособие. Проспект, 2015 г. – 328 с.;
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!