это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2725672
Ознакомительный фрагмент работы:
Эссе
Чем философия отличается от науки?
Говорят, что каждый человек в меру своих умственных способностей так или иначе, но философ. И любой человек имеет определенную модель бытия, которая складывается даже без соответствующего образования. Философская картина мира среднестатистического гражданина достаточно проста и не отличается новизной по сравнению с историей мировой философии, но некоторыми чертами она точно обладает. И одна из особенностей этой картины у любого обывателя – это отнесение ученых и философов примерно в одну группу деятелей, в одну «касту» мыслителей. В этом эссе я постараюсь поразмышлять о том, насколько близки учёные и философы, можно ли философию считать наукой и чем она отличается от науки.
Культурно развитый человек, понимающий фундаментальную роль науки и не менее значимую функцию философии, на многие темы размышляет намного грамотнее, правильнее. Он реже заблуждается. То есть философская «прокачка» помогает воспринимать достижения науки в их наиболее значимых и существенных аспектах, видеть диалектику развития всего, а не только логику причинно-следственных связей частного. В какой-то мере приобщение к философским поискам способствует даже личностному росту.
Но так ли уж близки философия и наука? Я подумал над этим вопросом как следует и могу уверенно сказать, что философия – это не наука. Между ними много общего, но и ещё больше различного.
Философия открывает дорогу к истине, даёт шанс каждому человеку отойти от суетного быта и погрузиться в океан противоречий и размышлений. Казалось бы, истина интересна и значима и для учёных. Однако путь к ней у ученых другой – через доказательство, которое можно воспроизвести. Наука представляет собой очень специфическую деятельность, а люди, которые ею занимаются на профессиональной основе – довольно своеобразную группу граждан. Понятие «научное сообщество» очень важно правильно определить, чтобы затем не путать его с представителями философского наследия. Скрепляющим науку и научное сообщество ментальным «цементом» выступает в первую очередь исследовательская деятельность (практика получения знаний), а также учебная деятельность (практика передачи знаний, развития научных школ). В философии не обязательно принадлежать к какой-нибудь школе, не обязательно преподавать и заниматься профессионально получением новых знаний.
Научное сообщество неоднородно. Есть учёные, занимающиеся сугубо утилитарными вопросами, а есть работники науки, погружённые в фундаментальные вопросы, от которых никакой практической пользы. Философское же сообщество принципиально однородно, ведь все философы заняты умозрительными изысканиями в области всеобщих законов и принципов бытия.
Философия – это, в первую очередь, мудрость. А мудрость не равна знанию. Знание утилитарно и прагматично, а мудрость нельзя оценить пользой. Философы указывают человечеству верный путь, правильное направление. А чтобы пройти этот путь с минимальными затратами и максимальным комфортом, нужно вмешательство учёных.
Дело в том, что картина мира, которую человек создаёт, не одномерная, а многомерная. Есть мифологический, религиозный, философский и научный взгляды на мир. [1, С.21] И при всей общности (например, ученый может заниматься философией, а философ быть выдающимся учёным), тем не менее, имеются различия.
Хочу подчеркнуть, и это моё оценочное суждение, что философию нельзя превращать в средство решения проблем, как часто поступают с наукой. Философия не должна быть «служанкой» политики, экономики или тщеславия. Любовь к мудрости самодостаточна и самоценна, как и любая другая любовь. [2, С.120] И она не покупается за деньги, как настоящая любовь. Наука же, напротив, всегда тесно связана с экономикой и служит обществу прежде всего с точки зрения применения на объектном уровне.
Жаль, что философия воспринимается многими как просто набор умных изречений, как чудачества Диогена из бочки. А тем временем философию как раз и отличает от науки то, что предметом философии выступает истина, а не знание. [3, С.33]
Философия даёт человеку ключи к пониманию проблем, находящихся за рамками повседневности и текущей научной картины мира. Например, размышления о добре, зле, справедливости и равенстве, жизни и смерти, истоке всего сущего и законах развития были и будут всегда, независимо от текущих успехов науки. При этом философия и не является «вещью в себе». Каждый человек в меру своей склонности к умозрительному рассуждению является философом. Другими словами, любовь к мудрости – это не привилегия дипломированных или знаменитых философов. Ученые тоже обращаются к философии и не только по личным мотивам, но и по соображениям научного поиска. Близость науки к мировой сокровищнице философских идей диктуется тем, что некоторые современные проблемы науки могут быть осмыслены через призму философского умозрения. Вопрос заключается только в том, какие именно это проблемы и чем именно философия может быть полезна.
Примеров, где философия дополняет и развивает науку, достаточно много. В основном это «пограничные» научные открытия вроде последних достижений квантовой механики, теории относительности, теории неравновесных термодинамических систем. На мой взгляд, накопившийся в науке объем явлений, способствовал тому, что стало понятно: доходя до определенного уровня эмпирического познания природного явления, далее ученые могут уже опираться только на умозрительные, философские характеристики в анализе.
Таким образом, наука может найти и доказать законы природы, но она никогда не сможет ответить на вопрос о том, каково предназначение человечества и смысл жизни человека. Следовательно, философия – это не наука, а своеобразное её продолжение, а точнее дополнение знаний гуманистическим содержанием поиска вечных истин и глубоких смыслов всего бытия.
Список использованных источников
Антипов Г.А. От философии к науке, от науки к философии // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 7. С. 17-22.
Бессонов Б.Н. Философия как учительница жизни // Философские науки. 2011. № 2. С. 116-130.
Кузнецова Н.И. Философия или наука: случай «философии науки» // Философия наука: проблемы соотнесения. Алёшинские чтения - 2016 Материалы международной конференции. Издание 2-е исправленное. 2017. С. 31-43.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!