это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2735788
Ознакомительный фрагмент работы:
Налоговый контроль и его роль в системе цифровой экономики
Цифровая экономика представляет собой систему экономических отношений, основанную на данных в цифровой форме. Вся хозяйственная деятельность базируется на электронных технологиях. Важно отметить, что акцент делается на реализуемых посредством электронной коммерции товарах и услугах, а не на используемом программном обеспечении.
Выделим преимущество электронных технологий и цифровой экономики:
оптимизация процесса принятия управленческих решений;
упрощение процедуры получения необходимых данных;
оптимизация деятельности государственных органов и т.д.
Все это применимо и к налоговым органам, которые занимают особое место в системе органов власти. Их значимость определяется понимаем налогов и сборов, как основных доходов бюджета государства. Работа налоговых органов должна быть максимально оперативной и грамотно выстроенной, чтобы обеспечивать эффективное функционирование государства.
Начало развития системы информационных технологий в цифровой экономике связано с разработкой Стратегии модернизации 1999 г. В рамках стратегии предполагалось:
автоматизировать учет налогоплательщиков и их поступлений;
информатизировать взаимодействие всех подразделений налоговых органов и связанных с ними организаций;
высвободить трудовые ресурсы, занятые непроизводительной работой;
максимизировать оперативность и точность предоставляемых данных.
С момента осуществления реформы произошло множество изменений. В частности, начала функционировать автоматизированная информационная система (АИС) «Налог». Она состоит из нескольких подсистем, которые обеспечивают сбор, обработку, хранение, контроль данных, организуют взаимодействие с налогоплательщиками, проводят оценку информационных ресурсных систем ФНС, формируют базы данных.
Также действует «Личный кабинет налогоплательщика», в котором представлена информация о налогах, пенях, штрафах и т.д. Система позволяет оперативно проверят актуальность данных, в случае вопросов – взаимодействовать с налоговыми органами. Она обуславливает оперативность получения данных (нет необходимости стоять в очереди) и минимизируют риски пропажи необходимых документов.
Существующие на данный момент сервисы представлена на рис.1.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Существующие сервисы
Тем не менее развитие технологий и внедрение новых информационных систем не отменяет главной задачи налоговых органов – налогового контроля, т.е. деятельности по контролю соблюдения законодательства о налогах и сборах. Объектами налогового контроля выступают налогоплательщики, налоговые агенты и плательщики сборов. Существующие формы налогового контроля таковы:
Налоговый кодекс РФ учреждает следующие формы проведения налогового контроля:
налоговые проверки;
получение объяснений налогоплательщиков;
проверки данных учета и отчетности;
осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;
другие формы в рамках Налогового кодекса РФ.
Рассмотрим подробнее институт налоговых проверок. Проверки могут быть:
Камеральными. Они проводятся по месту нахождения налогового органа. В случае выявления ошибок в налоговой декларации, несоответствия сведений, противоречий и т.д. налогоплательщику сообщается о них. В течение пяти дней он обязан предоставить объяснения либо внести исправления и устранить ошибки. В случае, если пояснения не будут основательными или будут отсутствовать вовсе, устанавливается факт налогового правонарушения и должностными лицами в течение десяти дней с момента окончания проведения налоговой проверки составляется акт проверки.
Выездными. Они проводятся по месту нахождения налогоплательщика. Проверяются три календарных года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Налоговыми органами возможно проведение инвентаризации, осмотра помещений. В случае наличия оснований полагать, что документы были сокрыты, изменены, уничтожены и т.д. производится их выемка. В последний день проверки составляется справка, а в течение двух месяцев – акт о проверке (содержит факты, выводы, предложения). Особенностью выездных проверок является возможность привлечения внешних лиц: переводчиков, экспертов, специалистов.
Возможно проведение повторной выездной проверки в нескольких случаях:
для контроля налогового органа (проводится вышестоящим органом);
для проведения уточняющей проверки (в рамках уточненного налогоплательщиков периода);
при ликвидации или реорганизации организацииналогоплательщика.
Нельзя проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, а также более двух – в отношении одного налогоплательщика в течение года. Важно отметить, что выявленный факт совершения правонарушения только при второй проверке, не влечет применения санкций (кроме случаев сговора с должностным лицом).
Налогоплательщик имеет право на рассмотрение материалов проведенной проверки. По его результатам выносится решение привлечении к ответственности либо об отказе, о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. Привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности должно быть мотивированно документами, актами проверки, четкими выводами должностного лица.
Для стран с высоким уровнем налоговой культуры характерна также такая форма контроля, как налоговый мониторинг. Она заключается в том, что налогоплательщик самостоятельно предоставляет налоговым органам доступ к своей информационной базе, в которой содержатся документы. Соответственно, мониторинг высокий уровень дисциплинированности и сознательности. На апрель 2020 г. число зарегистрированных в программе – 95, предполагается рост числа участников до 200.
Рассмотрим обязательные фазы подключения к налоговому мониторингу. Всего их выделяют три:
«Обследование и аудит». Данная фаза является первостепенной и включает такие этапы, как:
анализ методологии и связи налоговых и бухгалтерских регистров;
организация процессов;
оценка ИТ-систем, применяемых для ведения учета;
налоговый аудит;
составление карты налоговых рисков (операционных, методологических и т.д.;
анализ систем внутреннего контроля (СВК).
«Вступление в мониторинг». Данная фаза предполагает:
комплекс мероприятий по повышению качества процессов, ИТ-систем, СВК, а также по урегулированию фискальных рисков;
формирование документов, регламентов, отчетов и т.д.;
оформление единых принципов налогового учета, а также их внедрение во всех структурных подразделениях;
внедрение «витрины данных».
Рассмотрим подробнее понятие витрины данных. Она представляет собой единое цифровое пространство, в котором взаимодействуют налогоплательщики и ФНС. Актуальность внедрения налоговой витрины обуславливается тем, что она помогает решить ряд задач. Она:
дает возможность налоговым инспекторам контролировать деятельность любой организации в защищенном формате онлайн;
оптимизирует бизнес-процессы;
увеличивает количество точек взаимодействия с фискальными органами;
минимизирует риски для организации с точки зрения получения претензий, штрафов, пени и т.д.;
формирует практичную и удобную в использовании базу данных;
реализует систему внутреннего контроля для минимизации налоговых рисков;
предполагает использование «умного» поиска документов и необходимых показателей;
гарантирует прозрачную и актуальную информацию;
дает возможность настраивать права доступа и контролировать их.
«Автоматизация информационного. Данная фаза предполагает функционирование на основе витрины данных. На ней необходимо:
разработать автоматизированное рабочее место (АРМ) Налогового инспектора;
внедрить систему гибкой настройки доступа к отчетности и регистрам;
Разработка интерфейса для осуществления запросов первичной документации и возможности предоставления доступа к сканам запрошенной первичной документации.
предоставить доступ к документам СВК, а также к реестру мнений;
записать логи действий внешних пользователей в файл (логирование); под логом понимается файл, который содержит информацию о работе сервера и компьютера.
Также активно внедряется проект «Реформа контрольно-надзорной деятельности», в рамках которого разрабатывается «Информационноаналитическая подсистема для целей контрольной работы ФНС России". Проект реализуется в рамках налогового, валютного, а также государственного контроля (без внедрения проверочных листов). Цели проекта представлены на рис.2.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Цели проекта
На данный момент основной задачей ФСН является подготовка систем управления рисками и корректировка существующих систем. Активно функционирует система «Климат-контроль», оценивающая риски работы с контрагентами. Существует также разработки модуля централизованной системы анализа транзакций налогоплательщика. На их основе возможно формирование требованиями к архитектуре подобной системы ФНС.
Очевидно, что на развитие современного налогового контроля влияет рост ИКТ, распространение электронной коммерции, рост цифровизации. В связи с этим государство поддерживает инициативы инновационных разработок. В частности, с 2013 г. введены автоматизированные системы контроля (АСК).
АСК «НДС» позволяет ранжировать налоговые риски и определять наиболее уязвимые организации;
АСК «НДС-2» позволяет определять налогоплательщиков с нулевыми показателями, а также делает возможным оптимизацию камеральных проверок путем ее проведения сразу же после получения электронных сведений;
АСК «НДС-3» предполагает полную автоматизацию процесса (электронное сопоставление документов из базы данных с декларациями).
Таким образом, налоговый контроль в настоящее время приобретает новые формы, что связано с тенденциями усиленной цифровизации. Есть основания полагать, что с развитием технологий будут появляться все более оптимизированные механизмы налогового контроля.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!