это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2737051
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что семья является важным фактором развития личности. Она представляет собой разновозрастную социальную группу: в нее входят представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. Поэтому в семье могут быть разные ценностные ориентации, разные критерии оценки жизненных явлений, идеалов, точек зрения, убеждений, влияющих на формирование семейных традиций.
В связи с этим неизбежно возникновение и столкновение противоречий в отношениях между членами семьи, то есть к конфликту. Конфликтная ситуация характеризуется противоречием интересов и потребностей сторон, которое, однако, может долгое время не реализовываться. Она отражает весь набор причин и условий, которые предшествуют конфликту и вызывают его.
Цель данной работы – рассмотреть основные причины конфликтов в детско-родительских отношениях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение понятию детско-родительских конфликтов.
2. Изучить типы детско-родительских конфликтов.
3. Охарактеризовать причины конфликтов в детско-родительских отношениях.
4. Выявить пути преодоления конфликтов в детско-родительских отношениях.
1. Понятие и сущность детско-родительских конфликтов1.1. Понятие детско-родительских конфликтовКонфликт (от лат. conflictus - столкновение, борьба, битва) - социальное явление, порожденное самой природой общественной жизни. Он напрямую выражает определенные стороны общественной жизни, место и роль в ней человека.
9455153279140В структуру конфликта входит совокупность всех устойчивых связей и все складывающиеся между ними части, элементы и отношения, выступающие факторами его целостности.
Предметом конфликта является противоречие, лежащее в его основе.
Объект конфликта - это то, что возникает из-за необходимости удовлетворения потребности и может удовлетворить ее. Объекты конфликта можно разделить на материальные, духовные, социальные ценности.
Участники конфликта - неотъемлемая и важнейшая часть его структуры; они присутствуют в любом социальном конфликте. Участниками могут быть различные субъекты социального поля: отдельные личности, малые и большие социальные группы, организации, государства. Участники конфликта - противостоящие стороны.
Семья - это ячейка (небольшая социальная группа) общества, наиболее важная форма организации личной жизни, основанная на брачном союзе и семейных узах, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе. и ведение общего домашнего хозяйства на основе бюджета одной семьи. Семейная жизнь характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней рождается человек, в ней продолжается гонка. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, что чем выше культура общества, тем выше культура семьи.
Семья в своем синхронном функционировании представляет собой систему, которая находится в некотором равновесии благодаря установленным связям. Однако сам этот баланс подвижен, жив, меняется и обновляется. Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей для построения отношений, иногда диаметрально противоположных.
Успешная совместная жизнь супругов требует от каждого из ее участников особых способностей. Любое взаимодействие в семье требует минимум каких-то общих идей, минимум согласия. В браке, как и в любой другой небольшой социальной группе, возникает принципиально новая форма поведения, которую можно назвать кооперативной. Эта совместная деятельность разнообразна, поэтому человек, который в нее включен, должен обладать определенными способностями, навыками и способностями.
Отношения между людьми в семье из всех человеческих взаимоотношений самые глубокие и прочные
В настоящее время проблеме взаимоотношений родителей и детей посвящено много исследований, в которых семья рассматривается как важнейший фактор в развитии каждого человека. Таких идей придерживались, например, З. Фрейд, Э. Эриксон, Л.И. Божович, Л. Выготский, М.И. Лисина и другие.
Взаимоотношения между родителями и детьми - это составляющая, затрагивающая все сферы личности, особенно личность ребенка, поэтому его взаимодействие с родителями - самый первый опыт взаимодействия с окружающим миром, который в дальнейшем закрепляется и формирует определенные паттерны поведения поведение с другими людьми.
Детско-родительские конфликты - одна из самых распространенных категорий конфликтов в наше время. Этот вид конфликта присутствует даже в благополучных семьях и представляет собой противоречие в отношениях между детьми и родителями.
Невозможно найти такую семью, где нет конфликтов между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях более чем в 30% случаев возникают конфликтные отношения с обоими родителями.
1.2. Типы детско-родительских конфликтовВнутрисемейные отношения делятся на два основных типа:
- гармоничный тип отношений (преобладание сбалансированных отношений, рациональное разделение психологических ролей в семье, умение разрешать возникающие противоречия);
- дисгармоничный тип отношений (отрицательно окрашенные отношения между супругами приводят к конфликтному взаимодействию между супругами, последнее может вызывать у детей негативные эмоции и беспокойство; теряется уважение к родителям, нарушаются психологические роли, возрастает напряжение).
Дисгармоничный тип внутрисемейных отношений приводит к конфликтам между родителями и детьми и проецирует деструктивный способ воспитания.
Особенности деструктивного воспитания:
- чрезмерные запреты для детей в важных сферах жизни;
- использование угроз в требованиях к детям;
- осуждение неправильных действий ребенка в обмен на вознаграждение и похвалу за достижения и успехи;
- непоследовательность и противоречивость действий родителей;
- несоответствие взглядов родителей в вопросах воспитания.
Чаще всего конфликты между родителями возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов между подростками и их родителями:
- конфликтная нестабильность родительских отношений (постоянная смена критериев оценки ребенка);
- конфликт из-за заботы (чрезмерная опека и ожидания);
- конфликт неуважения к правам ребенка на самостоятельность (совокупность указаний и контроля);
- конфликт отцовского авторитета (стремление любой ценой добиться в конфликте собственных интересов).
Обычно ребенок реагирует на претензии и противоречивые действия родителей такими реакциями (стратегиями), как:
- реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
- реакция отказа (неповиновение требованиям родителей);
- реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).
Также выделяют такие типы детско-родительских конфликтов:
1. Конфликт нестабильного родительского восприятия. Естественно, что статус подростка в семье и обществе не урегулирован. Он не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: недостаток внимания, беспокойство, целеустремленность, несдержанность и т. д. Этим качествам соответствует внешний вид. В целом подросток малопривлекателен. При этом иногда ведет себя как взрослый, то есть критикует и требует уважения. Но иногда он, как ребенок, все забывает, разбрасывает вещи и т. д.
В результате положительные качества недооцениваются, но появляются недостатки. Особенно, если в семье есть младший ребенок - послушный и прилежный.
2. Диктатура родителей. Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка такова: диктатура в семье - это метод контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. Это, конечно, подавляет независимость и чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу. Несомненно, родители должны и могут предъявлять к ребенку требования, но необходимо принимать морально обоснованные решения.
Родители, которые действуют по отношению к подростку с помощью приказов и насилия, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается в грубости, лицемерии, обмане, а иногда и в открытой ненависти. И даже если сопротивление будет сломлено, победа окажется мнимой, поскольку ребенок теряет самооценку, он унижается и получает информацию, которую можно определить одним выражением: «кто сильнее, тот и прав».
3. Мирное сосуществование - скрытый конфликт. Отметим, что здесь царит позиция невмешательства. Ситуация выглядит вполне достойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не переступает запрета. Родители гордятся сохранением этого нейтралитета. Они считают, что такие отношения способствуют независимости, свободе и непринужденности. В результате получается, что для ребенка семьи не существует. В критический момент - беда, болезнь, трудности - когда от него требуется участие, добрые чувства, подросток ничего не испытает, так как лично его это не коснется. Это также включает воспитание «без запретов».
4. Конфликт опеки. По сути, опека - это забота, защита от трудностей, участие. Подростки в таких семьях могут быть малоподвижными, покорными и подавленными. Их часто отстраняют от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое равнодушие подростка иногда превращается в «диктатуру младшего». Он повелевает родителям, заставляя, как и в детстве, выполнять все свои желания. Часто такие дети появляются в семьях, где ребенка очень ждали и он был последней надеждой на счастье.
5. Конфликт родительской власти. Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, пытаются сделать вундеркиндами. Они замечают любую ошибку, обращают на нее внимание, неуважительно наказывают. Они постоянно требуют от ребенка совершенства. Это приводит к двум типам конфликтов. Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывает обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Возникает мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни. Все как на войне. Силы сторон (родителей и детей) практически сравняются: за грубость - грубость, за злорадство - злорадство.
2. Причины и пути решения конфликтов в детско-родительских отношениях2.1. Причины конфликтов в детско-родительских отношенияхОтечественные и зарубежные ученые неоднократно отмечали, что эмоциональное состояние и развитие детей, их жизнь и счастье напрямую зависят от отношения к ним родителей. Анализ научных источников по проблемам семейных конфликтов (А.И. Захаров, С.В. Ковалев, Х. Корнелиус, Ш. Фейр) позволил выявить следующие факторы, влияющие на возникновение и развитие конфликтов между родителями и детьми:
1. Общий агрессивный фон современного общества. Более того, ребенок является центром пересечения целого комплекса социальных проблем (социальных, экономических, психологических, правовых);
2. Низкий уровень эволюции семьи и образовательных институтов, их кризис в современном обществе, «родительская незрелость» взрослого населения;
3. Низкий уровень культуры личности и общества в целом. Не высокий уровень развития у многих взрослых культуры чувств. Неспособность контролировать эмоции приводит к тому, что взрослые изливают собственное недовольство жизнью на членов семьи, часто на детей;
4. Собственные проблемы родителей. Родители, которые физически или морально оскорбляют своих детей, склонны повторять трагические переживания собственного детства, когда они были такими же беспомощными жертвами унижения со стороны старших;
5. Отсутствие у родителей теплых, эмоциональных чувств к ребенку, растущему в атмосфере родительского эмоционального пренебрежения.
6. Возрастные особенности детей. Ребенок может невольно, подсознательно спровоцировать недовольство родителей, выражая неосознанный детский протест и наивный способ привлечь к себе внимание. Кроме того, в критические периоды развития дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Часто провоцируют конфликтные ситуации с окружающими, особенно с родителями. У них вырабатывается негативное отношение к ранее выполненным требованиям, доходящее до упрямства. Взрослые не всегда понимают причины такого поведения детей.
7. Низкий уровень конфликтологической компетентности родителей. При всем разнообразии причин разногласий причина возникновения конфликтов между родителями и детьми всегда одна и та же - неспособность или нежелание родителя найти правильный подход к ребенку и правильно отреагировать на его поведение.
Отечественные психологи (О.В. Наконечная, Г.А.Шевчук, А.С.Шевчук) выделяют три типа психологических детерминант конфликта в родительско-детских отношениях:
- детерминанты, связанные с психофизиологическими особенностями развития (особенностями нервной системы);
- актуальные психологические детерминанты - черты личности (уровень самооценки, акцентуация характера);
- социальные детерминанты - факторы микро- и макросреды.
Причины конфликтов между детьми и их родителями имеют возрастную динамику, отражающую формирование ведущих потребностей каждого возраста: среди детей младшего возраста преобладают конфликты, связанные со школой (снижение успеваемости и падение интереса к учебе), у детей старшего возраста наиболее частая причина конфликтов с родителями - «несовпадение взглядов на жизнь», нежелание принимать точку зрения родителей.Д.Н. Исаев изучал семьи, в которых есть физически или умственно неполноценный человек (а это может быть как ребенок, так и родитель). Автор подчеркивает, что физическая и психическая неполноценность может отрицательно сказаться как на общем благополучии семьи, так и на всей системе взаимоотношений в целом.
В конфликте, несомненно, есть риск разрушения отношений, опасность не выхода из кризиса, но есть и благоприятная возможность для выхода на новый уровень отношений, конструктивного выхода из кризиса и получения новых жизненных возможностей.
2.2. Преодоления конфликтов в детско-родительских отношенияхОсновными направлениями предотвращения конфликтов между родителями и детьми психологи называют следующие четыре направления:
- повышение педагогической культуры родителей, позволяющее учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния;
- организация семьи на коллективной основе. Общие взгляды, определенные должностные обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой для выявления и разрешения возникающих конфликтов;
- подкрепление словесных требований обстоятельствами учебного процесса;
- интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.
Предлагаются следующие варианты решения проблемы конфликтных отношений между родителями и детьми:
- Необходимо, чтобы человек мог выбросить эмоции, в т.ч. и агрессия не на живых людей, а на что-то другое.
- Самоуважение, к человеку относятся так, как он позволяет относиться к себе.
- Контроль подрастающего поколения общества, благополучия семьи; с самого начала улучшить воспитание в семье, чтобы дети росли хорошими людьми; самообразование.
- Постарайтесь погасить в себе неудовлетворенность и раздражение.
- Сбалансируйте систему ответственности и прав.
- Ввести простые правила общения, правила общежития, которые необходимо соблюдать. Например: не входить в комнату друг друга без стука, не трогать личные вещи, не подслушивать телефонные разговоры и т. д.
- Необходимо оставить за подростком право выбора друзей, одежды. , музыка и т. д.
- Объясните искренне, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспомните старые давние грехи, а поговорите о текущей ситуации. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.
- Создать так называемый семейный совет, который решал бы многие проблемы всей семьи.
- Не требуйте друг от друга только правильных действий, помните, что все делают ошибки.
- Станьте более терпимыми к недостаткам друг друга.
- Постарайтесь восстановить доверие и уважение друг к другу.
- Не унижать, а поддерживать.
- Не вступайте в бесконечные споры и не допускайте молчаливой «холодной» войны.
- Убедите ребенка, что вы всегда будете любить его, что вы гордитесь этим и что вам не хватает.
- Необходимо стремиться к такой семье как к партнерству. Оптимальным представляется именно такой способ организации связей между старшим и молодым поколениями, а не опека или диктатура. Так как же этого добиться? Если мы хотим, чтобы сын или дочь стали ближе, роднее, то первое правило гласит: не защищайте их от печалей и радостей взрослого, а делайте их сообщниками в своих переживаниях. Причем делать это прямо и смело, давая доступные объяснения. Не пугайте, не преувеличивайте, разделяйте надежды. Все должно быть общим: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты - все это сближает семью, укрепляет ее. Пусть подросток в равной степени участвует во всех советах и решениях семьи. И его поведение будет обсуждаться точно так же. Ограничения и поощрения необходимо обсуждать вместе, и вы и ваш ребенок выскажете свое мнение. Поверьте, решение будет намного проще.
ЗаключениеТаким образом, конечно, как и любое воздействие на человека, семейное воспитание может быть как положительным, так и отрицательным.
Усиление конфликтности в детско-родительских отношениях - один из аспектов негативного влияния семейного воспитания, специфика которого определяется самой природой семьи как группы людей, имеющих между собой кровных родственников. В этом случае приоритетная роль в разрешении конфликтов с ребенком отдается родителю.
Можно сделать вывод, что если родители научатся понимать своего ребенка, отслеживать его достижения, они будут к нему внимательны, последовательны, а также смогут создать гармоничные отношения в семье, конфликты будут сведены к минимуму. Главное - правильное умение разрешать конфликты в семье.
Список использованной литературы1. Ахметзянова, А. Р. Профилактика и преодоление конфликтов в детско-родительских отношениях в дошкольный период / А. Р. Ахметзянова // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 150-152.
2. Бобрышов, С.В. Конфликты в сфере семейных отношений: социально-психологический аспект / С.В. Бобрышов, В.В. Ивакина. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2017. – 193 с.
3. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. — М.: Гардарики, 2015. — 319 с.
4. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская — СПб.: Речь, 2016. — 150с.
5. Санникова, Л. Н. К проблеме профилактики и преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста / Л. Н. Санникова, А. В. Терякова // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2015. - С. 194–197.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!