это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2746447
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
2.ГЛАВА I…………………………………………………………………........5
1.Интроверсия и экстраверсия как параметры человеческой психики…….5
2. Особенности в обучении и коммуникации с учеником-интровертом…..6
3. Основные варианты подхода к ученику-интроверту при осуществлении дидактического процесса……………………………………………………… 9
4. Заключение…………………………………………………………………….11
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………12
Введение
Новые стандарты образования, реалии 21 века, диктуют особые правила обучения, в центре которых рост личности школьника и комфортная среда для каждого.
В соответствии с этим, актуально говорить о личностно-ориентированном образовании. Личность – главный объект исследования психологии. Поэтому в рамках современного образования личностно-ориентированный подход всегда остаётся одним из наиболее важных.
Для максимального достижения целей образования, педагог должен быть и воспитателем, и учителем, и психологом одновременно. Педагог должен заботиться о развитии целостной личности и сконцентрироваться не только на интеллектуальном, но и на духовном развитии индивидуума. Индивидуальный подход, равные возможности, учет особенностей каждого ученика, - важнейшие критерии педагога-профессионала.
Знание психотипов личности, согласно основателю теории психологических типов К. Юнгу, который первым дал понятие «интроверт» и «экстраверт», дает возможность в процессе обучения различать типы восприятия информации и стили мышления разных людей, что, собственно, и создаёт предпосылки для дифференциации обучения.
Цель
Поиск способов повышения результативности дидактического процесса ученика-интроверта в коллективе.
Задачи
1) Дать определение интроверсии и выделить её основные признаки, сравнив с экстраверсией;
2) Выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются интроверты в процессе общения, обучения;
3) Найти основные пути решения этой проблемы.
Объект исследования – обучение ученика-интроверта в коллективе
Предмет исследования - сложности обучения ученика-интроверта в коллективе.
Глава I
1.Интроверсия и экстраверсия как параметры человеческой психики
К.-Г. Юнг[4] ввел два параметра человеческой психики: экстраверсия и интроверсия.
Экстраверсия — активная и энергозатратная установка психики, нацеливающая человека на экспансию. Люди, обладающие этим качеством, настроены на активное общение. В большинстве случаев они коммуникативные и интеллектуальные лидеры.
Интроверсия — пассивная и энергоэкономная, защитная установка психики. Интроверты сосредоточены на себе. Они сдержаннее, чем экстраверты, и гораздо реже оказываются в роли лидеров, особенно в больших группах.
Согласно классификации Айзенка[2], главное отличие интровертов и экстравертов – в способе получения и восполнения внутренней энергии. Так, интроверты теряют энергию, взаимодействуя с другими людьми и миром, а направив ее внутрь себя – восполняют. Из этого вытекает минимум два следствия.
Во-первых, энергия – конечный и затратный ресурс, поэтому стремление к ее экономии «встроено» природой в каждого человека, и интроверт, конечно, не исключение. Как и все люди, представители этого типа личности тщательно подходят к тому, на что ее потратить, что вынужденно ведет к ограничению социальных контактов и выходов в свет.
Поэтому они не общаются без необходимости, избегают больших компаний, посещают далеко не каждое массовое мероприятие и т.д.
Во-вторых, потраченную энергию интровертам требуется восполнить. Речь идет не о сне или лежании на диване – любой человек физически и эмоционально «перезаряжается» в том числе занимаясь любимыми делами. Для интровертов такой перезарядкой часто становятся те хобби, которыми они могут заняться одни или в кругу близких людей (или хотя бы, чтобы от них не требовалось ни с кем коммуницировать).
Описанные выше особенности – одна из причин, почему за интровертами закрепилась слава угрюмых, нелюбимых личностей, которые не умеют веселиться. Ведь получается, что они тратят энергию в тех ситуациях, которые с обобщенно-общественной точки зрения ассоциируются с отдыхом и расслаблением (например, шумные вечеринки и иные массовые мероприятия). Усиливает такое впечатление то, что интровертам проще работать в одиночку, а не в команде, тогда как эта их особенность часто не учитывается ни на работе, ни тем более в школах или вузах.
2.Особенности в обучении и коммуникации с учеником-интровертом
Один из главных минусов интроверта – он не слишком хорошо адаптируется под современную систему образования (где многое рассчитано именно на коллективную деятельность) и под некоторые формы внутрикорпоративных отношений (очные брейн-штормы большими группами, корпоративы, коллективные тренинги и пр.). Из-за этого он испытывает неуверенность, стремится закрыться, не может проявить себя и т.д. Еще одно следствие такого расклада – у интровертов часто снижается самооценка.[7]
Из-за этого интроверты могут оказываться на «отшибе» класса, держаться в стороне от коллектива. Все это приводит к тому, что в глазах некоторых значение слов «интроверт» и «социопат» сближаются, хотя на самом деле это совершенно не так.
Начнем с того, что представители данного психотипа – далеко не всегда одинокие и замкнутые люди, и веселиться они также умеют. Они получают удовольствие от общения (в комфортных для них ситуациях) и от своих любимых дел. При этом для интровертов характерна внутренняя, а не внешняя активность.
Иными словами, для них не так важно получение новых впечатлений от чего-то внешнего, как от внутреннего. Поэтому многие из них тянутся к искусству, книгам, сериалам и пр. Однако это не значит, что интроверты в принципе не любят ярких эмоций, смены обстановки и пр. Просто в их случае это менее выраженно по сравнению с экстравертами.
Интровертов много — от трети до половины всего населения Земли. Но это слабое утешение, когда кажется, что ребенок слишком застенчив, отстает от бойких сверстников и в школе чувствует себя несчастным. Нервная система у интровертов и экстравертов функционирует по-разному. У экстравертов реакции приглушены, поэтому они стремятся к внешним стимулам — яркому свету, грохочущим звукам. Это их заряжает. Интроверты же острее ощущают вкусы, запахи, звуки, сильнее реагируют на общение. Стимулирующая среда, например шумная школьная столовая, истощает их. Чтобы расслабиться и «подзарядить батарейки», интроверту нужна более спокойная обстановка — необязательно в одиночестве, но непременно в небольшой компании близких людей.
Интровертам часто бывает сложно сформулировать свое мнение сразу. Когда их торопят с ответом, они часто впадают в ступор. Это может отражаться на учебе — когда учитель дает мало времени на размышления, ребенок может буквально остолбенеть. Но это вовсе не значит, что он не выучил урок, просто он предпочитает тщательно сформулировать ответ.[3]
Кроме того, считается, что двум психологическим типам присущ различный стиль работы. Поскольку экстраверты – люди, ориентированные на внешний мир, черпающие энергию из общения, то для них характерно желание быстрого погружения в выполнение задания, непосредственное участие в решении сразу нескольких задач.
Интроверты комфортно чувствуют себя лишь при выполнении одной поставленной задачи, работают медленно, но зато основательно. Окружающие понимают, что, хотя интроверты и редко тянут руку, они всегда озвучивают что-то продуманное.
К сожалению, замкнутость интроверта часто путают с застенчивостью, а порой и с надменностью. Именно поэтому его могут ошибочно называть «мизантропом» или «социофобом». Однако, стоит отметить, что застенчивость, нелюдимость – не всегда врождённые качества интроверта. Как правило, застенчивость порождается страхом унижения или неодобрения со стороны общества. Таким образом, естественная потребность в уединении, наслаиваясь на застенчивость, может сделать из человека «отшельника», что порождает дополнительные проблемы. [6]
Интроверты склонны замыкаться в себе. Чувствуя себя «не такими, как все», они стесняются говорить о своих чувствах и переживают молча. Часто они предпочитают взваливать на себя весь груз проблем и не делиться ни с кем. Известно, что интроверты – это люди, ориентированные на себя, на свой внутренний мир переживаний и грёз, склонные к уединению для восстановления сил. Их личное пространство несоизмеримо ýже, чем у экстравертов. Если бесцеремонно вторгаться в личное пространство интроверта, он может стать замкнутым, уйдёт в свой мир, где будет чувствовать себя безопаснее, отвлечётся от внешнего мира, а значит, выпадет из дидактического процесса.
3.Основные варианты подхода к ученику-интроверту при осуществлении дидактического процесса
1.Полное обследование у психолога с постановкой психологического диагноза.
2.Консультации психолог-семья-ребенок. Проведение совместных тренингов в малых группах на повышение самооценки и признания.
3.Обязательное изучение дополнительных документов (медкарта и др.)
4.Индивидуальные беседы с родителями и ребенком для уточнения его интересов, хобби, проблем, круга общения, методом эмпатического слушания.
5.Одобрение, похвала и поддержка, как ученика, так и родителей.
6.Проведение внеклассных занятий с обсуждением фильмов и или художественных произведений с ярко выраженными героями-интровертами «Хорошо быть тихоней» / The Perks Of Being A Wallflower 2012, Эдвард Руки-ножницы / Edward Scissorhands (1990)[5]
7.Индивидуальные письменные задания. Постановка конкретной одной задачи. Четкие требования - «на пять», «на четыре», «на три».
8.Конкретные даты и сроки выполнения. Не экспромт, не блиц-опрос. Не публичные ответы. Обязательное планирование .9.Время на подготовку. Индивидуальные или максимум в паре работы, с партнером, которого ребенок выбрал сам.
10.При подготовке коллективных мероприятий или групповых проектов, поручать выполнение одной технической (или иной, комфортной для ребенка) задачи, требующих четкости выполнения. Обязательная похвала и поддержка. Если ребенок готов к выходу на сцену, давать возможность подготовиться и выступать на близкую тему. Репетировать при пустом зале.
11.Устные ответы, чтение стихов наизусть – не самая легкая задача для интроверта. Лучше наедине с учителем или в присутствии одного-двух друзей, если таковые есть.
12.Если у родителей есть возможность, а у ребенка есть желание - перевести на иные формы обучения. Дистанционное обучение 2020 показало, что детям-интровертам с хорошей самоорганизацией комфортнее работать именно в таких условиях.
13.Помочь ученику обустроить в классе, насколько это возможно, личное пространство. Спросить, где и с кем ему комфортно сидеть. Если в учебном заведении, кабинете, создание личного пространства ученику-интроверту все же довольно условно, вне учебной деятельности для ребенка-интроверта иметь личное пространство, где он сможет чувствовать себя в безопасности, побыть в тишине, и «зарядить батарейки», критически важно. Порекомендуйте родителям ребенка создать такое место, и не тревожить его, когда он уединяется.
Если экстраверту аврал, цейтнот - лучшее средство для максимальной отдачи, как бегуну «на короткие дистанции», то интроверт в условиях цейтнота не успевает всё обдумать и, не сформулировав своего мнения, замыкается, потому что возникает перерасход энергии. Это естественная реакция его организма на перевозбуждение.
Стоит отметить, что с возрастом дети при необходимости учатся скрывать свой интровертизм. Это особенно актуально для старшей школы. Ведь сейчас среди молодёжи быть интровертом, т.е. застенчивым, замкнутым, слишком серьёзным, чувствительным человеком, немодно.
Порой ребёнок-интроверт стремится много общаться, чтобы быть «как все».
Но «костюм» экстраверта при этом для него настолько тяжёл, что вскоре у ребёнка возникает духовный дискомфорт и даже депрессия. А это добавляет новых проблем. Именно поэтому всем взрослым, и прежде всего педагогам, так важно подчёркивать ценность каждого ребёнка, внушать ему его уникальность и помогать в преодолении психологических проблем, а также грамотно планировать дидактический процесс.[6]Заключение
Исходя из вышеизложенного, «исключение ученика-интроверта» из дидактического процесса фактически будет являться признаком профессиональной непригодности педагога.
Ученик – интроверт чувствует себя комфортно в коллективе, участвует в групповых проектах и может справляться с поставленными задачами самостоятельно когда педагог знает особенности его личности и выполняет все указанные в данной работе рекомендации.
Если же ребенок нуждается после полного обследования в лечении и психокоррекции, значит учитель и коллектив поставили ему неправильный диагноз. Ибо «интраверт» - это вариант нормы, как и многие другие отличительные особенности индивидуальности.
Список литературных источников
1.Кейн С. Интроверты. Как использовать особенности своего характера. М.: Манн, Иванов и Фербер, Эксмо, 2013.
2.Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу. М.: «АСТ», «АСТ Москва», 2010
3.Лейни Марти. «Мой ребенок –интроверт» М.Манн, Иванов и Фербер 2014.360 стр.
4. Юнг К.Г. Психологические типы. Спб.: Азбука, 2001
5. «20 фильмов для интровертов» электронный ресурс дата обращения 23.12.2020 https://cameralabs.org/10765-20-otlichnykh-filmov-ot-kotorykh-introverty-budut-v-vostorge6. Ольга Быкова «Как правильно работать с детьми-интровертами», статья электронный ресурсhttps://unium.ru/blog/children-are-introverts/Дата обращения 22.12.2020
7.Н.И Козлов «Интроверсия-экстраверсия по Юнгу»,статья, электронный ресурс https://www.psychologos.ru/articles/view/introversiya---ekstraversiya-po-yungu дата обращения 23.12.2020
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!