это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2754767
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Начиная с 1920 года соседние государства СССР отказались от планов свержения Советской власти. Постепенно снятие экономической блокады и установление новых национальных границ посредством некоторых соглашений означало, что Советская Россия получила необходимую передышку. После окончания Гражданской войны и иностранной интервенции, после перехода к новой экономической политике идея мировой революции у многих большевистских лидеров постепенно исчезла. Третий Конгресс Коминтерна (июнь-июль 1921 г.) предсказал новое глобальное обострение империалистических противоречий, которое в ближайшем будущем создаст благоприятные условия.
Советское государство нормализовало международные отношения и постепенно входило в мировое сообщество. Показательно, что этот процесс происходил в условиях советского государства, которое, с одной стороны, отказывалось платить долги царскому правительству, но не отказывалось от роли мирового центра революционного движения - с другой.
Из-за сильной политизации исторической науки, секретности и подделки документов вопрос внешней политики Советского Союза как до Великой Отечественной войны, так и после, стал предметом многочисленных дискуссий и вызывал массу историографических споров. Существует много мнений о политических мотивах Советского Союза и Германии в этот период, конфликт привел к серьезным последствиям -войне 1941-1945 годов. Поэтому, несмотря на постоянные исследования, эта тема по-прежнему имеет огромную актуальность.
В качестве объекта работы была рассмотрена сущность внешней политики советской России.
Предмет - внешняя политика советской России и СССР 1918-1941 гг.
Цель работы – изучить внешнюю политику советской России и СССР в период с 1918 по 1941 гг. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Раскрыть теоретические особенности
2. Проанализировать сущность
3. Произвести необходимые выводы.
При написании данной работы, были использованы методы исследования:
1. теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Структура работы будет включать в себя две главы с соответствующими подпунктами, заключение и список использованных источников.
Степень научной разработанности состоит в том, что основателем теоретических концепций во время ВОВ считают Верещагина Е.С, который сформулировал ключевые понятия. Многие из этих понятий по сей день остаются базовыми в исследованиях как российских, так и зарубежных ученых. В основе позитивистского подхода (Гетманцев Л.В.) к понятиям о ВОВ лежит изучение миграционного поведения человека с точки зрения рационального индивидуального выбора.
Источниковая база включает в себя нормативно-правовые акты (утратившие силу): Конституция СССР 1924г., Конституция СССР 1936г. и т.д., а также библиографический список всемиизвестных современных историков Верещагин Е.С. «Выполним всё для Победы», Гетманцев Л.В. «Значение Владимировского района Сталинградской области в разгроме немецко-фашистких войск под Сталинградом», Котова А. И. «И в тылу, как на фронте» и многие другие.
1. Исторические аспекты советской России до мировой войны
1.1 Дипломатия Советского Союза с 1922 по 1941 гг.
В период с 1922-1930 гг. РСФСР, а также Украинская Советская Социалистическая Республика, Советская Социалистическая Республика и ЗСФСР, образованные на территории бывшей Российской Империи, самостоятельно вступили в дипломатические отношения. К моменту образования Советского Союза 30 декабря 1922 года они установили дипломатические отношения с Афганистаном, Германией, Персией, Монголией, Польшей, Турцией и Финляндией. Шесть стран, признающих РСФСР де-факто, имели в России разных представителей:
а) Норвегия, Австрия и Чехословакия - полномочные представители,
б) Китай - специальный представитель,
в) Италия – председатель торговой делегации,
г) Англия - официальный агент, возглавляющий торговую всю делегацию [1, c. 47-70].
Для официальных представителей Советского Союза за рубежом декретом СНК РСФСР от 4 июня 1918 года вводилось наименование «Полномочный», а в его удостоверении указывался дипломатический класс, к которому он принадлежал - посол или посланник. К концу 1921 года три с половиной тысячи сотрудников НКВД работали в центральном аппарате, в советских республиках и за рубежом.
В 1919-1920 годах государства Антанты (Англия и Франция), а также США, Япония и Италия угрожали существованию созданной ими Версальской системы существованием советской власти, официально прекратив войну 1914-1918 годов под предлогом начала вооруженной интервенции против России, сопровождавшейся попыткой ее политической изоляции.
30 декабря 1922 года на первом съезде Советского Союза представители РСФСР, Советского Союза, Советской Социалистической Республики и ЗСФСР приняли декларацию об учреждении Советского Союза. 31 января 1924 года второй Съезд Советов принял первую федеральную конституцию, которая предусматривала образование нового государства. В 1925 году узбекская и туркменская республики вошли в состав Советского Союза. В 1929 году была создана Таджикская Советская Социалистическая Республика [2, c. 120-145].
16 июля в Харькове и 21 декабря 1923 года в Тбилиси объявили о передаче своих внешнеполитических отношений иностранным представительствам Советского Союза. 23 июля 1923 года Советский Союз сообщил иностранным представителям в Москве, что Советский Союз принял закон о внешних сношениях союзных республик и закрыл дипломатические представительства союзных республик за рубежом. В тот же день СНК РСФСР был преобразован во Всесоюзный комитет, а при СНК РСФСР был создан СНК Совнаркома.
Постепенно удалось снять международную изоляцию страны: в 1924 году были установлены дипломатические отношения с Англией. С Францией, Италией и Японией, а также с рядом других стран в 1925 году [1, c. 145-190].
Таким образом, в целях расширения и укрепления сотрудничества с другими странами 1 февраля 1944 года Верховный Совет Советского Союза предоставил республикам право прямого сообщения с иностранными государствами. Народный Совет иностранных дел Советского Союза был преобразован из Всесоюзного совета в Народный Совет иностранных дел Союзной Республики, и союзная республика начала создавать свою собственную дипломатическую службу. 15 марта 1946 года НКЗ СССР был преобразован в Министерство иностранных дел Советского Союза.
1.2 Участие Советского Союза в Лиге Наций
Sociedad de Naciones (Лига Наций) - международная организация, основанная в результате Версальско-Вашингтонской системы Версальского соглашения 1919-20 годов. С 28 сентября 1934 года по 23 февраля 1935 года Лига Наций состояла из 58 государств-членов. Цели Лиги Наций включали в себя:
а) разоружение и предотвращение военных действий,
б) обеспечение коллективной безопасности,
в) разрешение споров между странами путем дипломатических переговоров,
г) улучшение качества жизни на Земле.
На фоне мирового экономического кризиса (1929-1933), в целях сохранения валютных поступлений, Советское правительство увеличило экспорт товаров, снизив их цены до минимума. Внешнеторговая политика Советского Союза в 1930-1932 годах вызвала резкие протесты во многих странах, обвинив Советский Союз в демпинге, то есть экспорте товаров на мировой рынок по цене ниже себестоимости. По их мнению, эта политика должна была обеспечить широкое применение принудительного труда в Советском Союзе, что привело к экономическому кризису на Западе [7, c. 210-245].
В июле 1930 года Соединенные Штаты, наиболее пострадавшие от кризиса, начали советскую экономическую блокаду. Они запретили ввоз советских товаров и начали задерживать советские товары. Франция, Бельгия, Румыния, Югославия, Венгрия, Польша и Великобритания присоединились к блокаде, несмотря на нежелание лейбористского правительства активизировать отношения с Москвой.
Из крупных стран только Германия не присоединилась к бойкоту. Напротив, она значительно увеличила торговлю с Советским Союзом и стала его главным торговым партнером. В то же время Франция выступила с инициативой «объединить Европу» против Советского Союза («общеевропейский» план), то есть создать антисоветский блок европейских стран. Поскольку Лига Наций не поддержала эту инициативу, французское правительство решило подтолкнуть Польшу, Румынию и Прибалтику к давлению на Советский Союз. После чего наблюдалось увеличение поставок оружия Францией в эти страны [11, c. 167-190].
Еще одной причиной усиления враждебности к Советскому Союзу была продолжающаяся коллективизация, сопровождавшаяся закрытием церкви и изгнанием крестьян, в основном христиан. В феврале 1930 года Папа XI объявил «Крестовый поход» против Советского Союза. В Западной Европе и США в феврале-марте 1930 года проводились службы, митинги и демонстрации против гонений на религию и христиан в Советском Союзе.
Корректировка Советской внешнеторговой политики летом 1932 года и приход к власти левого правительства во главе с Герио во Франции положили начало укреплению международного авторитета Советского Союза. В 1932 году Советский Союз заключил договоры о ненападении с Польшей, Финляндией, Латвией, Эстонией и Францией. В том же году Советский Союз возобновил дипломатические отношения с Китайской Республикой.
Осенью 1933 года Соединенные Штаты признали Советский Союз и установили дипломатические отношения с нашей страной. Нормализация советско-американских отношений была крупным успехом советской внешней политики в 1930-е годы. Дипломатические отношения установлены были также с Испанской республикой, Румынией, Чехословакией, Болгарией и другими странами. К середине 1930-х годов Советский Союз установил дипломатические отношения с большинством стран мира [5, c. 265-290].
В 1934 году 30 государств-членов Лиги Наций во главе с Францией направили Советскому Союзу приглашение вступить в Международную организацию. Вступление Советского Союза в Лигу Наций доказало рост его влияния и авторитета.
Глава 2. Начало II мировой войны
2.1 Советский Союз и создание системы коллективной безопасности. Договор о нейтралитете с Японией
Переговоры по Договору о Востоке (1933-1935), проведенные Советским Союзом, предусматривали заключение рядом европейских стран (Польша, Чехословакия, Прибалтика) регионального соглашения о взаимопомощи для предотвращения возможной германской агрессии [12, c. 101-110].
Франция настаивала на том, чтобы не только Советский Союз, Польша, Чехословакия, прибалтийские государства и Финляндия стали участниками Конвенции, но и Германия. Она сама стремилась стать гарантом Восточной Конвенции, чтобы Советский Союз согласился на нее. Однако из-за сильного противодействия соглашению между Германией и Польшей переговоры зашли в тупик и фактически прекратились.
Косвенным результатом переговоров стало заключение двух соглашений о взаимопомощи между СССР, Францией и Чехословакией в 1935 г. Договор с Чехословакией содержал важный пункт, согласно которому обязательство о взаимопомощи предоставлялось только в том случае, если сторона, оказывающая помощь, становилась жертвой нападения Франции. Согласно этой оговорке, Чехословакия ограничивала возможности Советского Союза оказать ей помощь в случае нападения агрессора [12, c. 64-110].
Переговоры между Советским Союзом и Соединенными Штатами по Тихоокеанскому договору (1933-1937) были направлены на прекращение японской агрессии на Тихом океане. Проект Конвенции, предложенный Советским Союзом, предусматривал, что Советский Союз, Соединенные Штаты, Китай и Япония, то государства, заинтересованные в Тихоокеанском регионе, станут участниками Конвенции.
К середине 1937 года переговоры окончательно зашли в тупик из-за отказа США поддержать не только план, но и идею его создания. В июне 1937 года Рузвельт (в то время президент США) заявил: «В договоре нет доверия. Единственной гарантией безопасности на Тихом океане - сильный военно-морской флот США».
В июле 1937 года Япония напала на Китай, и началась затяжная война. Через месяц Советский Союз заключил пакт о ненападении с Китаем. В то же время она начала поставлять Китаю военную технику, оружие, боеприпасы и снаряжение. Советские добровольцы, в основном летчики, были направлены в Китай для защиты китайских городов от японских авиаударов [10, c. 111-143].
Советский Союз и Япония подписали советско-японский договор о взаимном нейтралитете, подписанный в Москве 13 апреля 1941 года, через два года после Халхин-Голского пограничного конфликта. Он был захвачен Советским Союзом 9 августа 1945 года, после начала Советско-Японской войны.
Перед подписанием Мацуока (бывший президенте Японии) и Сталин (бывший президенте России) провели 12 апреля соглашение по ряду спорных вопросов (например, концессии на север Сахалина и Японии). Япония отказалась от обещания продать Северный Сахалин в обмен на поставку 100 000 тонн нефти.
Декларация, подписанная основными политическими деятелями по военному блоку стран (Молотовым, Мацуокой и Тачикавой), обязывала уважать территориальную целостность и неприкосновенность многонациональных сил. В обменном письме Мацуока обещал заключить торговые и рыболовные соглашения, отменить японские концессии в северной части острова Сахалин и создать комиссию в составе представителей Советского Союза, Японии, МНР и Маньчжоу-Го для решения пограничной проблемы [6, c. 120-145].
Договор был положительно принят в Японии и Советском Союзе. В результате ожидавшейся войны с Советским Союзом германское правительство негативно отнеслось к Договору. Реакция в США была крайне негативной. Репортер британской «Дейли телеграф» сообщил в Вашингтоне, что договор представляет собой настоящий провал американской дипломатии. Американские публицисты Дэвис и Линдли написали, что соглашение является ударом по американской дипломатии.
Советский Союз должен был защищать свои восточные границы в случае конфликта с Германией. Япония, в свою очередь, с облегчением подготовила план войны за большую Восточную Азию против Соединенных Штатов, Нидерландов и Великобритании.
С. А. Лозовский (заместитель Молотова, отвечавший в СССР за отношения НКИД с Японией) писал в секретной записке Сталину 15 января 1945 года: «На первом этапе советско-германской войны мы были более озабочены сохранением договора, чем японцы, а после Сталинграда японцы были более озабочены сохранением договора о нейтралитете, чем мы» [3, c. 47-70].
Во время вступления Конвенции в силу обе стороны совершили отдельные нарушения. Япония иногда задерживала перевозку советских рыболовецких судов и случайно тонула, а Советский Союз иногда обслуживал свой аэродром американскими военными самолетами (но не Японией). Участие Советского Союза в Ялтинской конференции также нарушало Конвенцию. Однако Советский Союз, выполняя условия соглашения, задержал американских летчиков, которые воевали против японцев и высадились в Советском Союзе.
Согласно пункту 3 договора, настоящая Конвенция вступает в силу с даты ратификации договаривающимися сторонами и действует в течение пяти лет. Если ни одна из сторон не выйдет из Конвенции за год до истечения срока ее полномочий, это будет считаться автоматическим продлением на следующие пять лет.
5 апреля 1945 года В. М. Молотов принял посла Японии Сато в Советском Союзе и сделал заявление о выходе (отказе от продления) Договор о нейтралитете. По его словам, в условиях, когда Япония находилась в состоянии войны с Англией и США, союзниками Советского Союза, соглашение потеряло смысл и его продление стало невозможным [13, c. 96-100].
Сато напомнил, что соглашение действовало до 25 апреля 1946 года, и выразил надежду, что это условие будет выполнено советской стороной. Молотов ответил: «фактически советско-японские отношения вернутся к своему положению до заключения договора». Сато отметил, что по закону это означает отмену, а не выход из договора, поэтому Молотов отказался от своих слов и подтвердил, что договор остается в силе до 25 апреля 1946 года.
2.2 Действия стран во время Великой Отечественной Войны
Советский Союз вступил в Лигу наций в 1934 году и старался использовать любую возможность для укрепления условий Версальского договора. С этой целью он предложил проект создания системы коллективной безопасности, а также ряд региональных договоров о ненападении и взаимопомощи между миролюбивыми государствами [14, c. 156-170].
Неоднократные нарушения Германией военных положений Версальского договора не привели к каким-либо серьезным действиям Лиги наций против нее. Нейтральная позиция, занятая крупнейшими европейскими державами (Англией и Францией) являются доказательством растущей агрессии Германии и ее союзников, Италии и Японии.
В конце 1938 года, в связи с обострением Чехословацкой проблемы, 29 сентября 1938 года была сделана уступка Германии в результате Мюнхенского соглашения. Это было сделано без добровольного согласия чешского правительства: чешское правительство подписало соглашение под давлением правительств Великобритании, Франции, Италии и Германии после заключения и подписания соглашения [4, c. 306-315].
Советский Союз остался верен Договору о взаимопомощи 1935 года: он обещал помочь чехословацкому народу защитить его интересы и перебросить свои войска к западной границе.
Англия и Франция получили германскую декларацию о ненападении благодаря их помощи в переговорах, и Англия рассматривала Мюнхенское соглашение как фундаментальную основу для дальнейшего компромисса между Англией и Германией по всем основным вопросам. Это, вкупе с признанием Францией итальянской оккупации Эфиопии, нанесло решающий удар по Версальской системе. До 1939 года в Европе был политический кризис: появились новые центры силы-Германия и Италия.
После Мюнхенского соглашения Германия начала активную дипломатическую деятельность в Польше и создала там так называемый «Данцигский кризис». Под прикрытием ликвидации идеи «Версальской несправедливости» немцы совершили открытую агрессию против Польши [15, c. 159-180].
Данциг по Версальскому договору был свободным городом под властью Лиги наций. Он расположен в польском таможенном округе. Польша имела право управлять внешнеполитическими делами Данцига, кроме того, ей был предоставлен польский (Данцигский) коридор - 16-километровый участок суши, который давал Польше доступ к Данцигу - крупному порту на Балтийском море. Немцы просили отдать Данциг Германии (большинство ее населения - немцы). Позже Польша окончательно отказалась удовлетворить их требования как формальный повод для Германии начать войну.
27 ноября Польша подписала договор под названием «коммюнике» о нормализации отношений с Советским Союзом, но заверила Германию, что оно касается только советско-польских двусторонних отношений и не предполагает Советского решения европейских проблем [8, c. 100-115].
Понятно, что Польша старалась не слишком сближаться с Германией, это могло привести к потере независимости, но слишком близкая «дружба» с Советским Союзом вызывала у нее страх по той же причине. Но географическое положение Польши между двумя большими странами вынуждало ее попытаться нормализовать отношения с обеими странами.
Германия также балансировала между Востоком и Западом: она пыталась поддерживать контакты с Англией и Францией, а также с Советским Союзом. В конце 1938-начале 1939 года Германия пыталась наладить экономические отношения с Советским Союзом. Дискуссии почти не было, торговое соглашение было продлено, обсуждение 200-миллионных кредитов продолжалось. Германия была готова пойти на многие уступки Советскому Союзу, чтобы установить прочные экономические связи. Возможно, это связано с ухудшением экономической ситуации в Германии.
Кроме того, после подписания соглашения о поставках угля с Великобританией Германия 20 января сообщила Советскому Союзу, что немецкие представители прибудут в Москву 30 января для экономических переговоров. Чтобы повысить значение Советского Союза в Европе, 27 января советская сторона начала инфильтрацию этой информации в британские СМИ. Германия объявила о переносе переговоров на 28 января, опасаясь ухудшения отношений с Великобританией. Конечно, Советскому Союзу не нравился взгляд Германии на Англию, и переговоры, хотя и не прекращались, продолжались довольно медленно [9, c. 165-170].
Заместитель министра иностранных дел Советского Союза В. Потемкин разъяснил внешнюю политику Советского Союза в статье «Международное положение второй империалистической войны». Он позиционировал теорию Советского Союза как отход от того, что Вторая Мировая война уже началась, как и во второй половине 30-х годов.
Был предпринят ряд военных действий, направленных на изменение ситуации в мире. Эти события делили крупные капиталистические страны на агрессоров (Германия, Италия, Япония) и попустителей агрессии (Англия, Франция, США). Хотя это попустительство подрывало интересы западных стран, это была политика, направленная на противодействие агрессорам и Советскому Союзу.
История весны и лета 1939 года называлась весенне-летним кризисным периодом. 15 марта 1939 года нацистская Германия оккупировала Чехословакию в нарушение Мюнхенского соглашения. 17 марта 1939 года гитлеровское правительство сообщило другим правительствам, что чешские земли «отныне принадлежат территории Великой Германской Империи и охраняются как Протекторат Богемии и Моравии», пытаясь использовать этот акт агрессии как шаг, направленный на укрепление мира в Европе. В ответ германскому правительству Советское заявило, что не признает включения Чехии в состав Германской империи, назвав ее произвольной, насильственной и агрессивной [12, c. 120-145].
Франция и Великобритания в ответ на экспансию фашистского государства (итальянская оккупация Албании в апреле) предоставили гарантии независимости Польше, Румынии, Греции и Турции. По мере роста общественного мнения Лондон и Париж ужесточили свои позиции и 18 марта, как и Советский Союз, выразили протест против действий Германии, отозвав британского и французского послов из Берлина для консультаций. Соединенные Штаты также не признали аннексию и заморозили активы чехословацких банков. Англичане сделали то же самое, но чехословацкое золото было тайно возвращено в Прагу.
21 марта Советский Союз предложил провести встречу с участием Советского Союза, Великобритании, Франции, Польши, Румынии и Турции для обсуждения экспансии Германии в Восточной Европе. Великобритания выступила с контрпредложением подписать декларацию англо-французских, советских и польских консультаций в случае агрессии. В ходе обсуждения выяснилось, что многие страны (особенно восточноевропейские) не согласились на сотрудничество с Москвой, переговоры оказались безрезультатными и их отложили. Та же участь ждала англо-советские экономические контакты с 23 по 27 марта [10, c. 10-45].
Стоит отметить, что до весны 1939 года Советский Союз находился в определенной политической изоляции:
а) Германия продолжала экономическое сотрудничество с СССР, но не вступала в дипломатические переговоры,
б) Восточная Европа боялась большевистского режима больше, чем фашистского, а Запад не хотел разрушать отношения с Востоком.
С другой стороны, Германия, похоже, использовала свою экспансию на восток, чтобы создать себе тыл для нападения на западноевропейские страны.
В апреле Англия и Польша дали взаимные гарантии государственной границы, подкрепленные военной конвенцией, вторая окончательно отвергла германские территориальные уступки. Германия начала серьезно и открыто готовиться к войне, и Гитлер утвердил директиву об объединении подготовки Вооруженных сил к войне 1939-1940 годов.
В марте 1939 года Советский Союз предложил Финляндии договор о взаимопомощи. Получив отказ, в октябре того же года он предложил отойти на несколько десятков километров к Карельскому перешейку Советско-финской границы, а также сдать в аренду часть советской финской территории у входа в Финский залив для обороны Ленинграда. Финское правительство отклонило это предложение. Советское руководство решило добиваться своих внешнеполитических целей силой [4, c. 67-95].
30 ноября 1939 года началась 104-дневная Советско-финская война. Ценой больших потерь Красная Армия только в феврале, через мощную систему укреплений («линия Маннергейма»), вышла к центру Финляндии и ее столице. Финские лидеры предложили переговоры, и 12 марта 1940 года Советский Союз и Финляндия подписали в Москве мирный договор. Финляндия отказалась от участия в антисоветском Союзе, отдала СССР 150-километровую границу на Карельском перешейке вдали от Ленинграда (Выборга) и островов Финского залива, сдала ей в аренду полуостров Ханко на 30 лет.
Большая часть присоединенных территорий была объединена с Карельской АССР, которая была преобразована в Карело-Финскую Советскую Социалистическую Республику и включена в состав Советского Союза как единая республика. Лига Наций осудила Советский Союз как агрессора и исключила его из своего состава в декабре 1939 года.
В июне 1940 года Советское правительство обвинило правительства прибалтийских государств в нарушении Договора о взаимопомощи и отправке дополнительных войск в Прибалтику. Военное давление со стороны Советского Союза привело к изменению политической ситуации в Эстонии, Латвии и Литве. Они сформировали просоветское направление правления, провозгласили свою республику социализмом и призвали к требованиям советских руководителей, в том числе и в Советском Союзе. В августе 1940 года Союз Советских Социалистических Республик Литвы, Латвии и Эстонии стал неотъемлемой частью Советского Союза [12, c. 120-145].
В конце июня 1940 года Советское правительство предъявило Румынии ультиматум о срочном выводе войск из Бессарабии, оккупированной в 1918 году, и Северной Буковины, где проживало большинство украинцев. Без поддержки Германии румынское правительство было вынуждено пойти навстречу требованиям Советского Союза. 30 июня Красная Армия заняла освобожденный район и вышла к реке Прут. Бессарабия была присоединена к Молдавской АССР, которая была преобразована в молдавскую Советскую Социалистическую Республику и включена в состав Советского Союза как единая республика. Северная Буковина вошла в состав Украинской ССР
В результате внешнеполитической деятельности Советского Союза его состав к осени 1940 года вырос до 16 республик, а европейская территория Советского Союза значительно увеличилась. Это создало условия для укрепления оборонительных возможностей Советского Союза на Северо-Западной, Западной и юго-западной границах. Однако до июня 1941 года новая граница не имела надежных укреплений.
Советское военное командование в глубокой тайне продолжало разрабатывать планы войны с Германией и ее возможными союзниками. Введение в научный оборот советских документов военного планирования показало, что Германия продолжает рассматриваться как возможный враг номер один, несмотря на имитацию примирения с ней. Видно, что конвенция от 23 августа 1939 года не привела к изменениям в стратегическом планировании Советского Союза, сформулированном в 1938 году [2, c. 316-345].
Отношения между Германией и Советским Союзом охлаждались: разногласия возникали в связи с присоединением прибалтийских государств к Союзу, переселением немцев из Бессарабии и попытками СССР вмешаться в балканскую политику. Кроме того, Германия, не уведомив Советское правительство, подписала соглашение с Финляндией об отправке войск на север.
27 сентября Германия, Италия и Япония подписали тройственное соглашение, которое предусматривало сохранение политического статуса отношений с Советским Союзом. В октябре Риббентроп пригласил Молотова в Берлин для переговоров и предложил Европейскому Союзу присоединиться к Тройственному договору об эффективном продолжении войны с Англией.
Советско-германские переговоры проходили в Берлине с 12 по 14 ноября. В их ходе были учтены условия вступления Советского Союза в антибританский Союз. После обсуждения итогов переговоров Советский Союз был готов принять договор при ряде условий, а именно:
а) германская армия должна немедленно покинуть Финляндию, Советский Союз гарантировал мирные отношения с этой страной и защиту германских экономических интересов,
б) Советский Союз и Болгария должны были заключить в ближайшее время соглашение о взаимопомощи и создать военно-морские базы с гарнизонами в районе Босфора и Дарданелл для размещения советских войск,
в) район южнее линии Баку-Батуми до Персидского залива считался центром территориальных устремлений Советского Союза,
г) Япония должна была отказаться от своих нефтяных и угольных концессий в северной части Сахалина.
Некоторые исследователи считают, что, выделив явно неприемлемые условия в Германии, Советский Союз выразил вежливый отказ. Так, ученый М. И. Семиряга считает, что именно этот отказ вызвал войну 1941-1945 гг. другие исследователи считают, что обе стороны использовали переговоры только для выяснения отношений и намерений друг друга [8, c. 215-230].
В конце 1940 года Советский Союз попытался проверить честность Германии, учитывая интересы СССР и Италии на Балканах, и, воспользовавшись разногласиями между Римом и Берлином в своих целях, начал переговоры с Италией. В их ходе выяснилось, что Италия фактически ничего не решала самостоятельно, а ее и интересы Советского Союза принимались во внимание только на словах.
В ноябре 1940-марте 1941 года стало ясно, что главным объектом разногласий между Москвой и Берлином являлись Балканы. После присоединения Болгарии к Тройственному соглашению стало ясно, что Германия больше не заинтересована в интересах Советского Союза в Европе. В случае войны с Германией в военном плане Красной Армии была установлена точная дата ее начала - 12 июня 1941 года. Однако это не помешало этим странам показать нормальные отношения извне, был решен вопрос об интеграции прибалтийских государств в Советский Союз и заключено торговое соглашение до августа 1942 года. В мае-июне 1941 года Германия и Советский Союз увеличили поставки.
В мае Москва предложила Берлину еще раз начать обсуждение присоединения ЕС к трем конвенциям, но он, видимо, окончательно решил воевать, а не давать России отсрочки, чтобы лучше подготовиться к войне [5, c. 65-114].
Поэтому мы видим, что после заключения договоров о ненападении с Советским Союзом и Германией они стремились добросовестно выполнять последующие торговые соглашения. В период с осени 1940 года по лето 1941 года шло очень активное экономическое сотрудничество. В то же время Советский Союз продолжал сохранять военный нейтралитет, что, несомненно, шло ему на пользу: как нейтральная страна он мог обеспечить сырьем и готовой продукцией все воюющие стороны. Фактически он был единственным посредником по вывозу восточных товаров в Германию, от чего получал большую прибыль и имел большую свободу в определении условий такого посредничества.
В плане нейтралитета ЕС продолжал лавировать между Великобританией и Германией в попытке «никого не обидеть», даже при явных антисоветских настроениях в Англии. При этом он не забывал и о своих территориальных интересах, борясь за влияние на Балканах и в Прибалтике. Именно территориальный конфликт и непримиримость сторон в решении вопроса привели к новой войне между Германией и Советским Союзом.
Заключение
До конца августа 1939 года Советский Союз пытался действовать в соответствии с политикой коллективной безопасности и заключенными им соглашениями. Создание системы коллективной безопасности было обусловлено нежеланием западноевропейских стран брать на себя и выполнять военные обязательства, что вынудило Советский Союз на некоторое время отойти в сторону и занять нейтральную позицию.
Возможно, Англия и Франция постоянно пытались управлять Советским Союзом, сочетая его с односторонними обязательствами, потому что Союз создавал образ «честного и наивного государства», не нарушая подписанных договоров.
Учитывая различия в режиме и общее недоверие к большевикам, европейские страны не испытывали желания объединяться с Советским Союзом. Москва считала, что капиталистический строй должен быть свергнут в ходе социалистической революции, которая должна еще расчистить путь. Однако ясно, что оставаться в абсолютной изоляции опасно - назревание «империалистической войны» очевидно, что Советский Союз уж точно не хотел оставаться наедине почти со всем миром. Таким образом, с помощью экономических отношений он установил баланс между демократией и фашистскими государствами. Кроме того, Советский Союз четко предвидел реальную возможность быть втянутым в войну и пытался обезопасить свои границы от угроз Запада.
Германия подписала антикоммунистический международный договор, который сразу же прояснил ее отношение к Коммунистической партии. Более того, учитывая существование этого договора, такое долгосрочное и серьезное (а тем более военное) сотрудничество невозможно. Германия, претендующая на роль великой державы, проводила радикальную политику экспансии в Центральной Европе. Конечно, это совершенно не нужно Англии и Франции, и рано или поздно Германии пришлось бы воевать с ними, чтобы доказать свою силу.
Не стоит говорить о полной неожиданности нападения Германии на Советский Союз. Получается, что в эти годы Союз готовился к войне, хотя и старался всячески ее избежать. Однако она предвидела и понимала, что возможности избежать ее невелики, пытаясь отвлечь ее, чтобы успеть обеспечить страну военными ресурсами. Договор о ненападении с Германией служил той же цели.
Советские руководители неоднократно заявляли, что в ходе войны ослабли выгоды Запада для установления большевистского режима в Европе. Кроме того, ЕС был явно не заинтересован в сохранении Версальской системы, и ему выгодно перекраивать мир с возможностью усилить свое влияние.
Споры о политических мотивах европейских стран перед Второй мировой войной продолжаются и по сей день. Таким образом, предмет исследования имеет большой потенциал для дальнейшей научной работы: многие документы той эпохи еще не изучены и не опубликованы, а некоторые еще не рассекречены.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты (утратившие силу)
1. Конституция СССР (принята всенародным голосованием 1924).
2. Конституция СССР (принята всенародным голосованием 1936).
3. Гражданский кодекс СССР (ГК СССР). 1922 года: о введении в действие, общая часть.
Библиографический список
4. Верещагина Е.С. Выполним всё для Победы / Е.С. Верещагина. – М., 2017. – 101 с.
5. Гетманцев Л.В. Значение Владимировского района Сталинградской области в разгроме немецко-фашистких войск под Сталинградом / Л.В. Гетманцев. – СПб., 2018. – 264 с.
6. Гончарова В.И. Великая Отечественная Война / В.И. Гончарова. – Волгоград, 2014. – 314 с.
7. Гришина В. Н. Сталинградская битва в истории России / В.Н. Гришина. – СПб., 2016. – 257 с.
8. Котова А. И. И в тылу, как на фронте / А.И. Котова. – М., 2019. – 201 с.
9. Парамонов В.Н. Социальные настроения населения советского тыла / В.Н. Парамонов. – 2018. – 67 с.
10. Растовская Е.В. Трудовой подвиг многонационального населения в годы Великой Отечественной войны / Е.В. Растовская. – М., 2018. – 369 с.
11. Слезко Г.Б. Советский тыл в пеpиод коpенного пеpелома в Великой Отечественной войне / Г.Б. Слезко. – М.: Hаука, 1989. – 392 с.
12. Тащилкин Ю.Е. Взаимоотношения СССР и других стран / Ю.Е. Тащилкин. – М., 2018. – 156 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!