это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2759578
Ознакомительный фрагмент работы:
CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЦветА В ДИЗАЙНЕ
ВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена цвету как одному из актуальных направлений дизайн-проектирования. В современном дизайне, в соответствии с мировыми тенденциями, цвету принадлежит одна из ведущих ролей. Динамика тенденций развития общества в условиях глобализации также обуславливает актуальность изучения функций цвета в дизайне.
Цвет окружает человека во всех сферах его деятельности, во время отдыха, работы, путешествий. Не придавая этому значения, часто бессознательно, человек постоянно находится под влиянием цвета. Человек в условиях цивилизованного общества взаимодействует со средой, находясь, таким образом, в тесном контакте с различными объектами – носителями цвета.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения и прогнозирования процессов развития дизайн-индустрии, как одного из важных элементов общества.
Цель работы – изучение влияния цвета при разработке дизайн-проектов, развития дизайна в целом.
Для достижения данной цели ставились следующие задачи:
- изучить различные теории цвета, учения о цвете и цветовых гармониях;
- проследить основные тенденции восприятия цвета с точки зрения семантики и символики;
- выявить закономерности влияния цвета на жизнедеятельность человека и общества в целом;
- показать влияние цвета в дизайн-проектировании;
- показать применение функций цвета на примере работ дизайнеров.
Объект исследования – цвет и его влияние на индивида, а также на общество в целом в аспекте развития современных технологий.
Предмет исследования – цвет как фактор влияния на человека и общество, способ взаимодействия в условиях глобализации.
Хронологические рамки исследования охватывают период с XVII в. и до наших дней.
Информационные источники исследования: художественные альбомы, энциклопедии по дизайну, каталоги, журналы, интернет-ресурсы. В процессе написания работы был проведен анализ научных трудов российских и европейских исследователей: монографий, статей, докладов, авторефератов диссертаций, пособий и учебников.
В качестве инструментария используется комплекс методов: художественно-аналитический, теоретический анализ, методы наблюдения, индуктивные и дедуктивные методы, исторический анализ, системный анализ.
Степень научной изученности темы является средней. В работах исследователей затрагиваются вопросы, связанные с функциями цвета в дизайне, тем не менее, тема раскрыта не в полной мере.
Практическая значимость исследования состоит в возможности внедрения изученных функций цвета во все аспекты дизайн-проектирования. Результаты исследования могут быть использованы в процессе работы дизайнера.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цвет – качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, которая определяется на основании возникшего зрительного ощущения и зависит от различных физических, физиологических и психологических факторов.
Среди главных исследователей цвета выделяется Исаак Ньютон, обосновавший свою теорию света и цвета в 1666 г. Свойства цвета можно разделить на объективные и субъективные. Объективные свойства связаны с пониманием цвета как физического явления, совокупности электромагнитных волн определённой длины или потока частиц указанной плотности. Субъективные факторы – это свойства человеческого зрения и восприятия, а также влияние цвета на психику человека и иллюзии цветового зрения.
Основными свойствами цвета являются цветовой тон, светлота (яркость) и насыщенность. Цвет неразрывно связан с такими средствами композиции, как пропорция, масштаб, нюанс, контраст. Важным фактором, определяющим качество цветовой гармонии, является соотношение цветовых пятен по занимаемой площади. Значительна роль цвета для достижения образности композиции, цвет помогает раскрыть сущность вещи, усилить воздействие.
Композиционная функция цвета заключена в его способности акцентировать внимание зрителя на самых важных для понимания местах, участвовать в организации пространства, определять последовательность зрительного восприятия.
Цветодинамика – лечение с помощью движущихся в ритме музыки форм, окрашенных в различные цвета. В целом цветолечение основано на законах физической химии, биофизики, психологии и физиологии человека. Закономерности психофизиологии человека дают возможность связать чувственное цветовосприятие в целом с отдельными составляющими: с гипоталамо-гипофизарной системой, вегетативно-эндокринно-метаболическими компонентами, кортико-висцеральными или субкортикальными и т. п.
Исследователями установлено, что взаимосвязь цвета и эмоций является многоступенчатой. Цвета и их сочетания являются символами эмоций, их внешним воплощением, опосредованной формой. Эмоциональные состояния человека влияют на ситуативное отношение к цвету (изменения цветовой чувствительности, цветовых предпочтений и т.д.). Физиологическое и психологическое состояние человека, его позитивные и негативные эмоции и ощущения во многом определяются цветом окружающей его обстановки и среды.
В 1865 году художник Р. Адамс изобрел «аппарат для определения гармонических цветовых сочетаний», или «хроматический аккордеон». Аппарат Адамса состоял из цветового круга, поделенного на 24 сектора, каждый из которых делился на шесть степеней по светлоте. В качестве основных принципов цветовой гармонии были выделены следующие:
в гармонии должны быть заметными первоначальные элементы цветовой области: красный, желтый и синий. Будь они неразличимы, то было бы единство без многообразия, всего лишь количественное отношение красок;
многообразие тонов должно достигаться также через разнообразие светлого и темного, при помощи изменения в цвете;
тона должны находиться в равновесии таким образом, чтобы ни один из них не выделялся, что затрагивает качественные отношения и составляет цветовой ритм;
в больших комбинациях цвета должны по порядку следовать друг за другом, чтобы естественная связь их родства имела место, как в спектре или в радуге;
чистые краски следует применять экономно из-за их яркости и лишь в тех частях, на которые глаз в первую очередь должен быть направлен.
В. Кандинский разработал теорию цвета, в которой зафиксировано количество и расположение цветов, основы цветовой выразительности. Цвета трактуются как подвижные сущности, выражающие идеи телесного или духовного, рождения и смерти, теплоты и холода, активного и пассивного.
И. Иттен первым установил ассоциативные связи между формами и соответствующими им цветами. Он считал, что выразительные качества формы и цвета должны выступать синхронно, то есть поддерживать друг друга. Квадрату, который символизирует все материальное, тяжелое и ограниченнное, соответствует красный цвет, как цвет всего материального. Треугольнику, чьи острые углы придают ему невесомый характер и символизируют острый ум, соответствует открытый желтый цвет. Кругу, как символу вечного движения, соответствует поглощающий и глубокий синий цвет.
С древности у разных народов мира сформировалась определенная характерная гамма цветов. Национальные цвета исторически предопределены и традиционны, соответствуют характеру и темпераменту населения, окружающему ландшафту.
Цветовые системы появляются в культуре разных народов вместе с первыми космогоническими символами, с первыми магическими обрядами и ритуалами. Издревле цвета олицетворяли социально–функциональные и половозрастные категории общества. Например, в Европе цвета делились на несколько групп, которые соответствовали определенным сословиям общества.
Красный цвет производит возбуждающее действие и способствует проявлению сильных эмоций. Часто красный цвет «красивый», «прекрасный». В XX веке знаком обновления выступает красный цвет. Без него не могут обойтись кубисты, супрематисты, футуристы. Здесь красный излучает силу, мужество и воинственный дух.
Белый издавна выделяется как особый цвет. С красным и черным он составлял триаду основных цветов. В античном мире белый – это цвет благородства, знатности, величия. Для архитектуры XX века и живописи (супрематизм, неопластицизм) белый цвет стен или фонов картин был связан со свободным пространством.
Семантика черного цвета зачастую негативна. В ритуалах и мифах древних народов черный цвет противостоит белому, как цвету добра. Он используется для фона в лаковых миниатюрах Палеха, Мстеры, в жостовских подносах, в городецких росписях, в керамике.
Зеленый цвет впервые вошел в культуру вместе с появлением зеленой краски. Это стало возможным в бронзовом веке, когда зеленую краску стали готовить из оксидов меди. В Древнем Египте зеленый всегда является положительным цветом, олицетворяющим растительность.
Желтый цвет сопровождает все живое: это солнце, земля, пламя. В раннем средневековье желтый цвет воспринимается позитивно, как символ солнечного цвета и золота, т.е. символ божественности и царственности.
В эпоху позднего средневековья в Европе синий цвет любили использовать в прикладном искусстве, но символика его в светском обиходе была целиком негативной. Более светлые оттенки имеют характер безразличности, покоя.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что противоречия в понимании того или иного цвета встречаются не только в разных культурах, но и в рамках каждой культуры. Поэтому понимание основных значений цветов может объяснить некоторые вопросы, которые возникают при изучении традиций и обычаев восточных и западных стран.
Коммуникативное значение цвета включает в себя различение, выделение, объединение объекта. Цветовые коммуникативные обозначения являются вспомогательными операциями, способствующими восприятию основного содержания. Различительная функция цвета является первичной.
Выделительная функция означает факт отличия предмета по цвету, также особенности цветового взаимоотношения с окружающими предметами или средой.
Для возможности отличия от врагов во время схваток и сражений, люди начали применять опознавательные знаки. Воинские подразделения использовали для выделения знамена, вымпелы, хоругви, стяги. Далее каждый дворянский род обзаводился семейным гербом, флагом и вымпелом.
Учитывая свойства цвета, можно сказать, что цвет оказывает воздействие на человека и общество в целом с точки зрения социального и психологического комфорта. В целях изучения данного влияния рассмотрим социально-психологические функции цвета. Исследователи выделяют следующие функции цвета:
выделительная;
маскировочная;
предупреждающая;
сигнальная;
адаптивная;
регулятивная;
информационная;
символическая;
манипулятивная;
структурообразующая.
С древнейших времен была замечена тесная связь цвета с психикой, способность воздействовать на эмоции и физиологические функции человека. Об этом говорят археологические и этнографические данные о ритуальной и военной раскраске древних народов, об этом свидетельствуют мифология, фольклор. Цвета влияют на всех по-разному, в зависимости от социальной и национальной принадлежности или от условий, в которых воспринимается цвет. Эмоциональное действие цвета имеет две главные причины:
непосредственно физиологическую – возбуждающее или успокаивающее действие;
ассоциации, которые с ним связываются.
В природе человека заложено внутреннее стремление к ясности, красоте. Этим объясняется любовь человека к ярким краскам, гармоничным сочетаниям, радующим глаз. Эстетика цвета присуща всему творческому процессу и проистекает из тонкого осмысления людьми окружающей действительности, природы.
Д. Дидро («Мои незначительные мысли о цвете») считал, что «колорит любого произведения зависит от психических свойств и состояний художника». В XX веке эта идея найдет свое воплощение в ряде «рисуночных методов» психодиагностики. По мнению Дидро, художник «сильнее, чем литератор», раскрывает себя в своих творениях.
Восприятие цвета, по Петрову-Водкину, неодинаково у различных народов, отлично у отдельных людей в силу индивидуальных свойств органов зрения.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии взаимосвязи между цветом и социальным, психологическим состоянием индивида. Цвет является одним из главных средств композиции, играет важную роль в построении художественных систем. Использование свойств цвета позволяет достигать выразительности, образности произведений, цвет также находит применение в различных областях дизайна, архитектуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Структура и содержание работы были разработаны с учетом необходимости полного раскрытия темы, достижения цели исследования. Приведен анализ основных понятий, функций и свойств цвета. Рассмотрены теории различных исследователей, осуществлен сбор данных из различных научных, методических трудов. Проанализированы материалы о символике, семантике цвета.
Автор данного исследования считает, что социальные аспекты использования цвета и психологические аспекты восприятия являются важными функциями цвета в дизайне. Аналитический материал, рассмотренный в ходе написания работы, обосновывает данную точку зрения.
В качестве иллюстративного материала представлены различные изображения, отражающие научный поиск в рамках данной тематики. В рисунках и фотографиях представлены образцы произведений искусства, рассмотренных в последней главе. Данные материалы демонстрируют использование свойств цвета в различных сферах развития дизайна.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!