это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2767919
Ознакомительный фрагмент работы:
«Российское общество и революция 1905-1907 года»
Русская история очень интересная тема, в ней есть очень много аспектов, над которыми можно спорить часами – у каждого есть свое видение определенных поступков. Так история важна тем, что позволяет учиться на ошибках прошлого, она позволяет развиться как личности, так общему кругозору, который никогда не бывает лишним. Так же именно благодаря истории наше общество сформировалось таким, какое оно сейчас. Тема общества и революции 1905-1907 позволяет лучше всего углубиться в истории, эта революция является одним из самым переломным моментов в русской истории, а так, как я считаю одним из самых интересных. Так же в данной работе рассматривается само общество, которым мы сейчас так же являемся [6].
К сожалению, в наше время, новые поколения не так уж сильно увлекаются прошлым, тем самым забывая свои истоки и рискуют повторить те же ошибки, которые были много лет назад. Актуальность этой темы заключается в том, что она позволит разжечь интерес новых поколений к изучению истории. Так же эта тема была малоизучена мной в школе, так что я бы хотел улучшить свои знания в ней.
Цель данной работы рассказать о событиях, произошедших в 1905-1907, а также раскрыть социальный контекст, постараться показать то общество, которое приняло участие в этих событиях. Основная задача представляет собой поиск и анализ информации о событиях этого временного промежутка и ее раскрытие, рассказывая, как о разных сторонах конфликта, так и об разности общества того времени, а также сопоставить их.
В начале ХХ века в Российской Империи еще сохранялись сословия, а основной массой населения были крестьяне. Было капиталистическое ведение хозяйства и только зарождался монополистический капитализм. Из-за мирового экономического кризиса увеличивается безработица, взлетают цены и сокращаются производства. Из-за русско-японской войны, начался застой. Плохие погодные условия не урожайность дали начало голодных лет. В России была усиленная охрана из-за беззакония. Представителей исполнительной власти становилось все больше, в тюрьмах почти не оставалось мест, а цензура стала слишком жесткой [7]. Россия присоединяла к себе друге государства, наделяя их автономией. Система же местного самоуправления действовала по законам, принятым еще в середине 19 века. Основные черты экономики в России были следующие: сохранение крепостной системы хозяйства, полная экономическая зависимость от государства, формирование монополий [9].
По итогу, к началу ХХ века в российском обществе накопилось множество проблем и противоречий. Начинается рост противоречий между пролетариатом и буржуазией, крестьянами и помещиками, трудом и капиталом. Так же большие недовольства вызывала неограниченная власть царя, неравенство между сословиями и отсутствие политических свобод. На тот момент в империи проживало более 100 наций и народностей, был национальный гнет, не стоит забывать и про нищету, хотя работали достаточно много времени, и желание властей достичь достижений запада и неподвижности как на востоке [8]. То есть общество раскалывалось, была общая напряженность и недовольство, особенно среди низших слоев. Причин революции было достаточно много и почти все они были связаны с политическими, экономическими и социальными изменениями в стране.
Социальные конфликты переплетались с межнациональными и межконфессиональными. Раскол в обществе становился все больше, социальные группы начинали расходиться по разным направлениям. А русско-японская война 1904-1905 года стала еще одним толчком к революции и осознании народом, что самодержавная власть не может эффективно управлять страной. Монархические силы правительства были очень разнородны [10].
Либералы не создали свои политические партии и поэтому присоединялись к «Союзу земцев-конституционалистов» и «Союзу освобождения». Радикально-революционные силы имели нелегальные политические партии: Партию социалистов-революционеров и Российскую социал-демократическую рабочую партию. Основным средством борьбы эсеры считали индивидуальный террор против представителей власти. Социал-демократы за идейным обоснованием своей деятельности обращались к марксизму, а главной социальной опорой считали рабочий класс.
И вот, когда уже народ не вытерпел, 3 января 1905 года, на Путиловском заводе в Петербурге, начались прямые выражения недовольств и выдвижение новых требований. Люди хотели лучшего отношения к себе, 8-часовой день, повышение заработной платы и отмены сверхурочных работ. Эта идея с ужасающей скоростью начала распространяться по городу, захватывая все новые заводы и новых людей. И уже 8 января 111 тысяч рабочих в столице поддержали эту идею, она уже начала приобретать всеобщий характер.
Георгий Аполлонович Гапон – священник Русской православной церкви, которого позже будут называть священник-революционер. Еще в 1903 году, он начал воссоздавать организацию, первая основная точка которой была чайная-клуб. В 1904 после утверждения устава профсоюза, написанного Гапоном, был успешно открыто «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». Хоть основным направлением собрания была организация взаимопомощи и просветительство, Гапон собрал верных рабочих и организовал из них «тайный комитет». На его собраниях читалась революционная литература и обсуждение борьбы рабочих за свои права.
И вот, когда в 1905 году началась волна требований, Гапон решил организовать мирное шествие, которое должно было пройти к царю с петицией о нуждах рабочих. Кроме требований рабочих, в петицию были включены и требования меньшевиков, а именно: амнистия политзаключенным, неприкосновенность личности, свобода слова, печати, собраний, равенство всех перед законом, разрешение на создание профсоюзов, отмена выкупных платежей крестьян за землю и передача ее во всенародное достояние, отделение церкви от государства и созыв учредительного собрания.
Но, конечно же, правительство уже все знало о шествии и подготовилось. Из других городов были вызваны солдаты, сам город поделили на 8 военных частей, а ко всем правительственным зданиям, включая Зимний дворец, были выставлены гарнизоны, которые уже заняли свои позиции. А сам император в это время находился в Царском Селе. Интересно то, что в этот же день, к Святополк-Мирскому, министру внутренних дел, пришла делегация, в которую входил Максим Горький, с ходатайством о предотвращении возможного кровопролития, но она была отклонена министром, а весь состав легации был заключен в Петропавловскую крепость.
На следующий день огромная толпа из 140 тысяч людей, во главе с Гапоном, двинулась к Зимнему дворцу. В эту толпу входили и женщины, и дети, и старики, и мужчины, в общем все. Они пели молитвы, несли иконы, портреты царя. Но как только пришли к Дворцовой площади, они встретили солдат, которые начали их обстреливать. Расстрел этого шествия происходил по всему Петербургу. Было расстреляно более тысячи человек, а новость об расстреле облетела, всю Россию, вызвав целый взрыв негодования и недовольства. А уже к вечеру, по всему городу были возведены баррикады. Этот день прозвали «Кровавым воскресеньем» и считается началом великой русской революции.
Сразу после Кровавого воскресенья по всей России пошли восстания. Только в январе уже бастовало 144 тысячи человек. Постепенно, к рабочим начали присоединяться студенты и демократическая интеллигенция, а затем и крестьяне. В феврале, по все России вспыхнули крестьянские восстания. Крестьянам не нужны были никакие политические требования, они все еще верили в царя, они даже восставали больше против помещиков. А тем временем, российская революция приобретала международное значение, в некоторых странах произошли массовые выступления в поддержку российского пролетариата [4].
Царизм же начал развивать национальную вражду: начались усиленные репрессии, массовые аресты, а также были закрыты некоторые учебные заведения. Но подавить восстание такими способами уже не получалось. Правительству пришлось давать обещания и уступать, тем самым пытаясь вызвать раскол в обществе рабочих. Но к революции подключаются металлисты, а вскоре и все остальные рабочие, тем самым увеличивая рост революции [3].
По сути своей это была буржуазно-демократическая революция, по форме и средствам – пролетарская революция, а главная движущая сила пролетариат и крестьянство. Ее цели заключались в том, чтобы ликвидировать помещичье землевладения, свергнуть самодержавие и установить демократию[2].
Второй этап революции приходился на осень 1905 года. 26-27 октября 1905 г. выступили военные моряки Кронштадта. В октябре-ноябре 1905 года произошло более 200 выступлений солдат, в ноябре - крупное военное восстание на Черноморском флоте, 17 октября 1905 г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
Революционные партии, расценив Манифест 17 октября как попытку самодержавия хитростью и уступками остановить революцию, стали готовиться к вооруженному восстанию.
Начавшаяся в октябре в Москве забастовка охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. В октябре 1905 г. бастовало свыше 2 миллионов человек. В это время возникли Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые становились параллельными органами власти.
Самого пика, согласно источникам, революция достигла во время декабрьского вооруженного восстания в Москве. 7 декабря забастовали рабочие в Москве, после нескольких стычек с органами исполнительной власти, они начали возводить баррикады, 11 декабря заблокировав городские власти в центре города. Но из-за плохого руководства, не получилось добиться результатов. В итоге правительство успело восстановить свои силы и перейти в наступление. А 15 декабря в Москву уже прибыл Семеновский полк с артиллерией, не оставив ни малейшего шанса восставшим. И 19 декабря они покинули город. Таким образом восстание было подавлено, а волна русской революции миновала свой пик и далее уже пошла на спад.
После манифеста 17 октября, либералы начали легальную политическую борьбу и образовалось несколько партий, но главными из них были Конституционно-демократическая партия и “Союз 17 октября”.
В образовании конституционно-демократической партии помогал “Союзом освобождения”, и в первую очередь были объединены представителей интеллигенции – городской и земской. Они хотели найти наиболее мирные решения самых острых вопросов России. Им хватило бы конституционной монархии. Их лидером стал историк П.Н. Милюков.
В «Союз 17 октября» входили верха буржуазии. Само название говорит, что члены этой партии принимали манифест 17 октября и были с ним согласны. Гучков А.И. являлся лидером этой партии.
Не стоит забывать про черносотенное движение 1905 года. Их главной организующей силой в этом движении были дворяне – помещики старого крепостнического закала. Серьезную опору черная сотня обрела среди относительно зажиточного городского мещанства. Их идеология была проста: все беды России исходят от революционеров – интеллигентов и инородцев, которые хотят разрушить ее ради своих личных целей. В 1905-1907годах черносотенцы, пользовавшиеся негласной поддержкой правительства, убивали революционеров, устраивали еврейские погромы и многое другое. Самая больша их организация - “Союз русского народа”.
После поражения декабрьского вооруженного восстания, люди не хотели воевать и решили решать все через Думу. Считалось, что если в России появится Дума, то страна встанет на путь буржуазного парламентаризма и конституционного строя. 27 апреля 1906 года было проведено первое совещание в Думе. Начался обсуждаться законопроект об принудительной передаче земель за хорошее вознаграждение, вся земля переходе земель к государству, а крестьяне будут получать ее на правах частной собственности.
13 мая 1906 года И.Л. Горемыкин выступил с декларацией, в которой в резкой и оскорбительной форме отказал Думе в праве решать так вопрос земли. А еще Думе отказали в расширении избирательных прав.
После разгона думы, революционеры решили опять напасть. Меньшевики призвали армию и флот присоединиться к народу; большевики готовились к всенародному восстанию, они думали, что оно начнется в конце лета. 14 июля в Гельсингфорсе состоялось совещание революционных партий: социал-демократическая фракция и трудовая группа Думы, ЦК РСДРП, ЦК партии эсеров, Всероссийский учительский союз и другие. Они хотели вернуть Учредительное собрание [1].
Затем поднялось восстание в Свеаборге. 18 и 19 июля шла ожесточенная артиллерийская перестрелка между мятежной крепостью и верными правительству войсками. В 1906 году председателем Совета министров стал Петр Аркадьевич Столыпин.
19 августа 1906 года Столыпин подписал указ о введении военно-полевых судов, но представил его на рассмотрение Думы только весной 1907 года. Закрывались профсоюзы, преследовались революционные партии, начались репрессии против печати. Революционеры ненавидели Столыпина. В августе-сентябре Столыпин издает ряд указов по крестьянскому вопросу, а 9 и 15 ноября он формирует основные положения аграрной реформы, получившей название столыпинской.
20 февраля 1907 года открылась Вторая Дума, а центральным вопросом остался крестьянский. Ф. А. Головин стал председателем Думы. Кадеты пересмотрели свою аграрную программу, убрали пункт о государственном земельном фонде и переложили половину выкупа за землю на крестьян, которые желали ее приобрести в частную собственность [5].
На мой взгляд, несомненным является то, что, революция 1905-1907 г. не добилась полного результата, который планировался, но она внесла большой вклад в развитие России и российского общества. В России появляется свобода слова, ограничивается самодержавие, ценз отменен, с юридической точки зрения, в жизни страны теперь может участвовать буржуазия, лучшие условия для рабочих, например, рабочий день теперь всего 9-10 часов, зарплата стала немного больше, начинают появляться легальные партии, Россия вступила на путь парламентаризма, учредив Государственную Думу, смягчение политики в сторону других национальностей. Не стоит забывать и про крестьян, которым теперь живется лучше, чем раньше: меньше арендная плата, больше определенных свобод.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Бойко А. В. Парламентаризм в России начала ХХ века // Философия права. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/parlamentarizm-v-rossii-nachala-hh-veka (дата обращения: 29.12.2020).
2. Гаврилов А. Ю. Проблемы развития российского социал-демократического движения в период революции 1905-1907 годов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-rossiyskogo-sotsial-demokraticheskogo-dvizheniya-v-period-revolyutsii-1905-1907-godov (дата обращения: 28.12.2020).
3. Китаев В. А. Большая история русского консерватизма: решения и проблемы // Вестник ННГУ. 2012. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolshaya-istoriya-russkogo-konservatizma-resheniya-i-problemy (дата обращения: 28.12.2020).
4. Кичеев В. Г. РОССИЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ РОССИЙСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА ПЕРИОДА РЕВОЛЮЦИИ 1905-1907 гг. // Власть. 2009. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-istoriografiya-rossiyskogo-liberalizma-perioda-revolyutsii-1905-1907-gg (дата обращения: 14.12.2020).
5. Киян М. Ш. Исторические закономерности становлния и развития первого российского парламента гоcударственной думы // Инновационная наука. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-zakonomernosti-stanovlniya-i-razvitiya-pervogo-rossiyskogo-parlamenta-gocudarstvennoy-dumy (дата обращения: 28.12.2020).
6. Ланской Г. Н. Методологические и концептуальные особенности советской историографии экономической истории России начала XX века // История и историческая память. 2012. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-i-kontseptualnye-osobennosti-sovetskoy-istoriografii-ekonomicheskoy-istorii-rossii-nachala-xx-veka (дата обращения: 29.12.2020).
7. Петров А. В. Полиция и общество в Российской Империи начала XX века // А. В. Петров, В. Ю. Девятов, Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2011. №40 (257). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politsiya-i-obschestvo-v-rossiyskoy-imperii-nachala-xx-veka (дата обращения: 28.12.2020).
8. Трут В.П. Идеология казачества и его политические искания в начале XX века // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. №3-2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideologiya-kazachestva-i-ego-politicheskie-iskaniya-v-nachale-xx-veka (дата обращения: 29.12.2020).
9. Хорхордина Т. И. Российские архивы и общество в революциях начала ХХ века // Труды по россиеведению. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskie-arhivy-i-obschestvo-v-revolyutsiyah-nachala-hh-veka (дата обращения: 28.12.2020).
10. Циунчук Р. А. Идея народного представительства в России в 1904 - 1905 гг. : от совещательной к законодательной модели // ВЭПС. 2008. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-narodnogo-predstavitelstva-v-rossii-v-1904-1905-gg-ot-soveschatelnoy-k-zakonodatelnoy-modeli (дата обращения: 29.12.2020).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!