это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2817165
Ознакомительный фрагмент работы:
Эпос – это не что иное, как художественная словесность. Ее основными признаками являются событийность, повествование, лирические отступления и диалоги. Эпические произведения имеют как прозаическую, так и стихотворную форму. Подобные повествования можно встретить в народной словесности. Нередко они описываются и в произведениях конкретных авторов.Главенствующее место на уроке литературы занимает литературное развитие школьника – возрастной и одновременно учебный процесс совершенствования непосредственного восприятия искусства слова, овладения умением анализировать эпическое произведение, развитие собственно литературного творчества ребенка.Умение анализировать эпическое произведение – умение творческое. У учителя нет готовых решений, нет алгоритма, как его анализировать. Каждое новое произведение влечет за собой новый путь его постижения, нет набора определенных правил, операций, последовательное применение которых приведет нас к освоению идеи произведения. Поэтому не существует навсегда определенных упражнений, выполнение которых способствовало бы формированию умения анализировать художественное произведение. Овладение данным умением происходит в процессе творческой деятельности учащихся, в процессе чтения и анализа художественного произведения.В изучении целого ряда литературных произведений представляется возможным опираться в основном на анализ образов героев. Анализ образов персонажей, их описание, характеристика их внешнего вида и характера. Анализ поступков, речевая характеристика героев; система взаимоотношений между героями в синтезе дает цельную картину произведения и приводит к осмыслению главной идеи произведения, в постижении которой и состоит главная задача анализа литературного произведения.Одним из направлений литературного развития школьника является воспитание «маленького писателя», развитие способности выражать свои переживания, впечатления, мысли в слове, умение самостоятельно создавать текст. Системы читательских и речевых умений тесно взаимосвязаны между собой, каждому читательскому умению соответствует речевое умение, которое формируется на базе читательского. Это еще раз доказывает, насколько важно формирование читательских умений младших школьников. Все читательские умения находятся во взаимосвязи, они «существуют, взаимно обогащая друг друга. Формирование частных читательских умений не может осуществляться поочередно. Все умения, образующие систему, формируются на каждом уроке, при обращении к каждому новому произведению».В качестве примера эпического произведения выступила «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина. В качестве объекта характеристики образа выступил герой «Олег». Система вопросов относительно образа персонажа основывалась на методических основах О.И. Никифоровой. О. И. Никифорова в книге «Восприятие литературного произведения школьниками» в главе «Особенности восприятия школьниками литературного героя» выделила и представила необходимые условия для полноценного восприятия литературных образов:• Хорошая сформированность, отработанность мыслительных операций и операций воображения»;• Выделение всех элементов текста, всех приемов литературного воображения, с помощью которых можно охарактеризовать литературный образ;• Сопоставление всех элементов литературного произведения;• Оценка и обобщение элементов текста с точки зрения характеристики литературного образа;• Умение восполнить текст;• Контроль возникающих представлений за текстом произведения.Система вопросов включает в себя вопросы, раскрывающие подробно образ Олега в произведении. Вопросы делятся на группы, критериями которых выступили особенности работы над образом персонажа.Работа над типичным и индивидуальным образом.Начиная работу над анализом персонажа надо помнить, что образ – это «обобщенная картина человеческой жизни», что в образе автор обобщает свои наблюдения над людьми, но в тоже время образ конкретен, т. е. типичное и индивидуальное выступает в единстве. Поэтому учителю надо так составить вопросы, чтобы учащиеся отвечая на них, воспринимали действующее лицо как представителя определенной эпохи и одновременно как конкретного живого человека».Вопросы: В каком произведении отражён образ «Вещего Олега» (произведение, писатель)Как Вы думаете, на какой период (век, год, историческая эпоха) ссылается данное произведение?Как автор демонстрирует взаимосвязь персонажа (Олега) и исторической эпохи, приведите примеры из произведения.Какое впечатление сложилось у Вас, вызванное героем, Ваше мнение о нём, с чем это было связано?Как Вы думаете, существовал ли прототип героя- Олега в реальной жизни?2.Выделение основных черт персонажа.В работе над образом-персонажем в процессе раскрытия характерных черт герои выделяются ведущие, главные черты, определяющие его облик. Автор подчеркивает эту черту самим развитием сюжета, взаимоотношениями с другими действующими лицами. Автор показывает, как проявляется эта черта в разных условиях. Чаще всего именно эта черта характера объясняет мотивы поведения персонажа, позволяет понять образ в целом. Младшие школьники начинают задумываться над мотивами поступков героев, но раскрыть их самостоятельно не могут. О мотивах поведения героя дети говорят только тогда, когда перед ними ставятся соответствующие вопросы. Но младшие школьники должны понять, что поступки бывают сложными, противоречивыми и не всегда можно решить, что хорошо и что плохо. Поэтому при анализе поступков необходимо не только оценить поступок, но вскрыть его причины. Младшие школьники не могут самостоятельно справиться с этой работой, поэтому учитель руководит чтением и анализом путем конкретных вопросов.Вопросы:Как Вы думаете, почему Олега прозвали «вещим»?На каком животном ехал Князь? Как данное животное подчёркивает характер персонажа?Каким изображён князь Олег в балладе?Какая смерть была предсказана Олегу? Как она характеризует героя,Когда Олег вспомнил о своём коне?Как поступил Олег с конём?Что сделал князь, узнав о смерти коня?Какую награду пообещал князь Олег кудеснику?Как проявил себя Олег при разговоре с волхвом?Как фраза «Твой щит на вратах Цареграда» характеризует образ Олега?3.Характеристика внутреннего мира героя (Олега). В отличие от предыдущего пункта, следующий перечь вопросов ориентируется на личное восприятие окружающей действительности.Вопросы:Как Олег относится к окружающему миру? (его отношение к обстоятельствам критическое, равнодушное, восторженное)?Каковы идеалы, представления Олега, какие цели он преследует?Какой образ мышления Олега (Что его тревожит, над чем он размышляет, какие вопросы его волнуют?)Олег находится в гармонии или в конфликте с внешним миром?Как Олег относится к остальным персонажам? Кто из них ему близок по духу? Как отношения с другими людьми характеризуют Олега?Что ВЫ можете сказать о характере героя, о его внутреннем мире?4. Речь персонажа. На основании вербальной составляющей главного героя учитель формирует образ персонажа.Вопросы: Какие особенности речи Олега вы заметили?Как вы можете охарактеризовать речь Олега? Она грамотна, выразительна, образна, точна, оригинальна, наполнена фразеологизмами или бедна, лишена образности выразительности? Как Олег формулирует свои мысли?Олег говорит мало или много? С чем это связано? (С призрением к остальным персонажам, с застенчивостью, нежеланием вступать в разговор и т.п.?)Какой формат речь Олега преобладает? Внутренняя или внешняя?Как речь Олега помогает узнать его характер, сделайте вывод.5.Аналитическое восприятие образаЦелостное восприятие образа. Формирование целостного восприятия образа состоит из трёх этапов.На первом этапе, который характерен для первоначального восприятия текста, учащиеся высказывают свое впечатление о действующих лицах, чаще всего эмоционального плана. После прочтения рассказа учитель может задать следующие вопросы:Кто из действующих лиц понравился и почему?Является ли данный персонаж (Олег) главным героем произведения?Отвечая, учащиеся мотивируют свой ответ одним фактом. Первый этап побуждает к оценке героя, создает настрой для дальнейшей работы с текстом.На втором этапе учащиеся конкретизируют первоначальные представления о действующих лицах. На этом этапе идет тщательная работа с текстом, учащиеся учатся подбирать материал о действующем лице. При формировании этого умения есть два пути работы с текстом:1) Учитель спрашивает, каким дети представляют себе героя (См. вышеперечисленные пункты), постепенно называется черта за чертой, и к каждой подбирается соответствующий материал из текста.2) Учащиеся читают текст по частям, и в ходе анализа содержания выясняется, что нового узнали о герое, какая черта особенно ярко проявилась.Учитель задаёт вопрос: «Менялись ли ваши впечатления, вызванные персонажем, ваше мнение в процессе чтения? С чем это связано?»«Сделайте вывод о том, относится ли образ Олега к типу и персонажу. Что хотел донести до нас автор через образ Олега? Какую роль играет образ Олега в воплощении автором своей идеи.Возможно и сразу, работая над текстом, подбирать нужный материал. Это для младшего школьника труднее и требует большой самостоятельности учащихся.На заключительном этапе дети составляют целостный рассказ о герое. Можно указать учащимся основные линии, которые должны учитываться при общении.Учитель посредством логично последовательных друг за другом вопросов, работает над формированием выше перечисленных умений помогает осмыслить образ героя ученикам. Ведётся она не последовательно, не поэтапно, а в комплексе, то есть одновременно. В результате взаимодействия всех элементов системы достигается более высокий уровень восприятия образа- персонажа эпического произведения в целом.Список использованной литературы1. Воюшина М. П. Анализ художественного произведения. //Начальная школа – 1989 - №5 с. 16-20.2. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников. – Москва. – «Педагогика». – 1976г.3.Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. - М., 1972.-349 с.4. Никифорова О. И. Восприятие художественной литературы школьниками. - М.: Учпедгиз, 1959.- 318 с.5. Пушкин А.С. Песнь о вещем Олеге.1822.ПриложениеАлександр ПушкинПеснь о вещем ОлегеКак ныне сбирается вещий ОлегОтмстить неразумным хозарам:Их села и нивы за буйный набегОбрек он мечам и пожарам;С дружиной своей, в цареградской броне,Князь по полю едет на верном коне.Из темного леса навстречу емуИдет вдохновенный кудесник,Покорный Перуну старик одному,Заветов грядущего вестник,В мольбах и гаданьях проведший весь век.И к мудрому старцу подъехал Олег.«Скажи мне, кудесник, любимец богов,Что сбудется в жизни со мною?И скоро ль, на радость соседей-врагов,Могильной засыплюсь землею?Открой мне всю правду, не бойся меня:В награду любого возьмешь ты коня».«Волхвы не боятся могучих владык,А княжеский дар им не нужен;Правдив и свободен их вещий языкИ с волей небесною дружен.Грядущие годы таятся во мгле;Но вижу твой жребий на светлом челе,Запомни же ныне ты слово мое:Воителю слава — отрада;Победой прославлено имя твое;Твой щит на вратах Цареграда;И волны и суша покорны тебе;Завидует недруг столь дивной судьбе.И синего моря обманчивый валВ часы роковой непогоды,И пращ, и стрела, и лукавый кинжалЩадят победителя годы...Под грозной броней ты не ведаешь ран;Незримый хранитель могущему дан.Твой конь не боится опасных трудов:Он, чуя господскую волю,То смирный стоит под стрелами врагов,То мчится по бранному полю,И холод и сеча ему ничего.Но примешь ты смерть от коня своего».Олег усмехнулся — однако челоИ взор омрачилися думой.В молчанье, рукой опершись на седло,С коня он слезает угрюмый;И верного друга прощальной рукойИ гладит и треплет по шее крутой.«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,Расстаться настало нам время:Теперь отдыхай! уж не ступит ногаВ твое позлащенное стремя.Прощай, утешайся — да помни меня.Вы, отроки-други, возьмите коня!Покройте попоной, мохнатым ковром;В мой луг под уздцы отведите:Купайте, кормите отборным зерном;Водой ключевою поите».И отроки тотчас с конем отошли,А князю другого коня подвели.Пирует с дружиною вещий ОлегПри звоне веселом стакана.И кудри их белы, как утренний снегНад славной главою кургана...Они поминают минувшие дниИ битвы, где вместе рубились они...«А где мой товарищ? — промолвил Олег,—Скажите, где конь мой ретивый?Здоров ли? всё так же ль легок его бег?Всё тот же ль он бурный, игривый?»И внемлет ответу: на холме крутомДавно уж почил непробудным он сном.Могучий Олег головою поникИ думает: «Что же гаданье?Кудесник, ты лживый, безумный старик!Презреть бы твое предсказанье!Мой конь и доныне носил бы меня».И хочет увидеть он кости коня.Вот едет могучий Олег со двора,С ним Игорь и старые гости,И видят: на холме, у брега Днепра,Лежат благородные кости;Их моют дожди, засыпает их пыль,И ветер волнует над ними ковыль.Князь тихо на череп коня наступилИ молвил: «Спи, друг одинокий!Твой старый хозяин тебя пережил:На тризне, уже недалекой,Не ты под секирой ковыль обагришьИ жаркою кровью мой прах напоишь!Так вот где таилась погибель моя!Мне смертию кость угрожала!»Из мертвой главы гробовая змияШипя между тем выползала;Как черная лента, вкруг ног обвилась:И вскрикнул внезапно ужаленный князь.Ковши круговые, заленясь, шипятНа тризне плачевной Олега:Князь Игорь и Ольга на холме сидят;Дружина пирует у брега;Бойцы поминают минувшие дниИ битвы, где вместе рубились они.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!