это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2820126
Ознакомительный фрагмент работы:
Тема эссе «Правовая наука древней Греции и древнего Рима».
Актуальность работы заключается в том, что в ней с учетом современных
научных подходов рассматриваются правовая наука древней Греции и
древнего Рима ставшая началом современной науке о праве.
Целью работы было рассмотреть Правовая наука древней Греции и
древнего Рима, отметить ее роль в истории и развитии цивилизации.
Достижение цели осуществлено автором путем последовательного
решения исследовательских задач, включающих в себя:
- изучение правовой науки и философии древней Греции;
- анализ и синтез полученных в ходе исследования данных об особенностях
правовой науки древнего Рима.
При комплексном изучении темы автором были использованы такие
методы, как: анализ и синтез сравнение, сопоставление, обобщение.
Основой работы над темой стало изучение имеющейся литературы и
источников по исследуемой проблеме.
Практическая значимость работы состоит в создании научно-
достоверной картины правовой науки и философии древней Греции и
древнего Рима. В работе рассмотрены предпосылки к более глубокому
пониманию тех обстоятельств, которые имеют отношение к возможностям
выявить закономерности их развития и значения для современного мира.
Структура работы соответствует её целям и задачам, работа состоит из
двух разделов раскрывающих тему исследования, введения заключения,
списка использованных источников и литературы.
1. Правовая наука древней Греции
В Античный период теория естественного права основанная на идее
космоцентризма, выражает гармонию, соразмерность, пропорциональность,
ведущие к согласию человека с самим собой и с обществом. Естественное
право существует, даже если оно еще не выражено в языке, но есть нечто, что
определяет жизнь человека, – это nomos – космический закон. Этому закону
ничто не может противоречить, в том числе специально созданное человеком
право. Отсюда постулат о недопустимости создания позитивных норм,
которые отрицают природу человека, вредят ему. Это требование
воплотилось в римском праве в виде морально-нравственного принципа,
критерия позитивных норм.
Римское право считается выдающейся правовой системой Античности,
в результате рецепции которого, начиная с XII в. формируется романо-
германская правовая семья.
В основы политико-правовой мысли Запада решающий вклад внесла
древняя Греция. Бурная политическая жизнь содействовала расцвету
теоретической мысли и побуждала к поискам совершенной государственной
системы. В Греции зародилась философия, как особая форма мировоззрения,
в состав которой входили теология, натурфилософия, право, этика и др. В
рамках общефилософских учений начинают разрабатываться политико-
правовые концепции.
Античная культура зародилась приблизительно в Ш тысячелетии до
н. э. и престала существовать в V в. Основной формой экономической,
социальной, политической и идеологической организации
древнегреческогого общества был полис, характером и особенностями
которого определяется все своеобразие и неповторимость эллинской
цивилизации. 1 Принято считать, что полис — это особый тип общины, а
именно — община граждан-земледельцев, причем, в отличие от общинных
структур древнего Востока, включавших в себя исключительно сельское
население, греческий полис состоял как из крестьян-земледельцев, так и из
городских жителей. Неотъемлемой чертой полисной культуры был институт
гражданства. Население полиса состояло из полноправных, неполноправных
и бесправных категорий его жителей. Но только граждане, входившие в
состав полисной общины, обладали всей суммой прав — и экономических, и
политических, и социальных, являясь, таким образом, наиболее
привилегированной категорией населения.
В политико-правовых учениях Греции коренятся истоки европейского
понимания права, политики и государства. Вершина развития политической
мысли Греции - творчество Платона и Аристотеля.
Древнегреческий философ Аристотель замечал, что «распределяющая
справедливость должна руководствоваться достоинством, но мерило
достоинства не все видят в одном и том же: граждане демократии видят её в
свободе, олигархия – в богатстве, а аристократия – в добродетели». 2 Поэтому
трудно придумать такой закон, который мог бы удовлетворять все слои
населения в полной мере. И выходит, что совесть всегда была и будет выше
закона. Она ограничивает поступки человека ровно настолько, насколько это
нужно. А у кого нет совести – пусть учат уголовный кодекс от корки до
корки, чтобы ненароком на оступиться и знать, за какое зло какое наказание
полагается по закону. В этом – два пути реализации закона: «книжный» и
человеческий.
Аристотель определял государство как «наилучшую форму
человеческого общения» 3 и считал богатство одним из важных условий для
достижения совершенной жизни, рассматривая человека в качестве
«существа политического» и лица, действующего в условиях экономической
целесообразности. Аристотель обосновывает необходимость
имущественного ценза, позволяющего лицу участвовать в государственной
деятельности. Вследствие этого имущество и благосостояние объявляется
одним из важнейших объектов юридической защиты, а необходимость
государства определяется целью обеспечения гармонии общественных
отношений и справедливости. Используя понятие «общее благо», Аристотель
выводит порядок взаимоотношения власти и личности, разделяя формы
правления на правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные
(тирания, олигархия, демократия) с его точки зрения. Считая, что достижения
общего блага возможно только при отсутствии противоречий в обществе,
Аристотель указывает, что государство должно обеспечивать условия для
самодостаточной жизни каждого. 4 В обязанность правителям и
должностным лицам государства ставится следовать добродетели, связанной
с сознательным выбором и реализацией собственной воли. Такой выбор и
воля ставятся в зависимость от свободы человека. При этом подчинение
человека государству в лице его правителей и должностных лиц, по
убеждению Аристотеля, не может рассматриваться как стесняющее каким-
либо образом свободу гражданина.
Античные мыслители рассматривали взаимоотношение государства и
личности, обладание правами и несение соответствующих обязанностей
через категорию справедливости, а само понятие государства
отождествлялось с понятием общества. Платон в своих работах
необходимость создания государства видел в достижении справедливости.
Благодаря Платону справедливость вошла в понимание права как
внутреннее его качество и свойство. Справедливость законов положена
Платоном в основу повиновения этим законам. При этом Платон не признает
фактического и правового равенства государства и личности.
Законодательство по Платону возникло, когда люди «… нашли
целесообразным договориться друг с другом, чтобы не творить
несправедливости и не страдать от нее. Отсюда возникло законодательство и
взаимный договор. Установления закона и получили имя законных или
справедливых – вот каково происхождение и сущность справедливости». 5
Построенное и нормально функционирующее государство по Платону уже
определяет достижение цели его создания, видимой им как счастье. «… мы
лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не
в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь ктото в нем был счастлив, но
так, чтобы оно было счастливо все в целом…». 6 В таких условиях, исходя из
самого определения государства, данного Платоном, не может идти речи о
каких-либо негативных последствиях, влекущих за собой ответственность
государства перед личностью.
Однако Платон указывает, что в зависимости от обстоятельств,
правитель может отклоняться от закона с целью установления
справедливости. Так, правитель мог не соблюдать требования закона, если
выполнение этих требований могло нанести вред обществу. Таким образом,
Платон не определял четких правовых границ в осуществлении власти
правителями и в некоторых случаях считал установление таких границ
губительным. Определяя ответственность правителей, Платон не определяет
ее как ответственность перед народом или личностью: «Ни один судья и ни
одно должностное лицо не должны действовать бесконтрольно… более чем
умением хорошо властвовать, должно хвалиться умением подчиняться:
прежде всего, умением подчиняться законам, что будет означать подчинение
богам…». 7
Эпикур в своих трудах отводил большое значение категории
справедливости, исходя из следующего принципа: «… в общем
справедливость для всех одна и та же, потому что она есть нечто полезное в
отношениях людей друг с другом». 8 Законы, согласно Эпикуру, «изданы
ради мудрых, не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не
делали
зла». 9 Предложенное Эпикуром назначение закона свидетельствует о
возможности рассматривать его как средство правовой защиты личности.
Свобода и безопасность граждан обеспечивается институтом привлечения к
ответственности: «безопасность от людей достигается до некоторой степени
благодаря силе, удаляющей беспокоящих людей, и благосостоянию».
Свобода же, согласно Эпикуру, «не принадлежит никакому господину» 10 и
находится вне необходимости, поскольку «необходимость не подлежит
ответственности». 11
Трактовка Эпикуром государства и права включает в себя равенство,
свободу и независимость граждан – членов договорного общества и является
первой концепцией либерализма, из которой в дальнейшем развился принцип
взаимной ответственности государства и личности.
2. Особенности правовой науки древнего Рима
В Риме генезис правоохранительной системы начинается от Законов
12-ти таблиц (451 г. по н. э.). Сегодня принято отчёт всей юридической
науки Рима вести от него. Закон укреплял все имеющиеся наработки по
правоохране в римском обществе и формировал начала юридической
практики. В 12-ти таблицах не упоминались «преследователи убийств», но
эти должности возникли в процессе принятия данного закона. На них
возлагалось следствие убийств и поиск законопреступников.
Суд был как был процессуального порядка, обвинительным либо
состязательным. При этом распорядке правительство занимало пассивную
сторону, следя, чтоб стороны соблюдали правила и обычаи.
Цицерон в своих сочинениях полагал, что государство, возникшее из
потребности людей жить вместе, является воплощением справедливости, и
указывал, что защиту интересов граждан обеспечит «равномерное
распределение прав и обязанностей и полномочий – с тем, чтобы достаточно
власти было у магистров, достаточно влияния у совета первенствующих
людей и достаточно свободы у народа». 12 Отсюда вытекает требование о
справедливых законах: «Законы были созданы для блага граждан, для
охранения государства, для того, чтобы сделать общежитие более спокойным
и приятным. Те, кто впервые создал эти законы, наверное, говорили народу,
что эти постановления … сделают его более счастливым и благородным. Все
эти постановления, таким образом, составленные и принятые, получили
названия законов. Отсюда можно заключить, что те, кто, вопреки своим
обязанностям и обещаниям, предложили гибельные и несправедливые
постановления, дали не законы, а что-то другое». 13
Разделяя право на частное и публичное, Цицерон трактует право
народов и как естественное право международного общения и как
положительное право разных народов, формулируя принцип соблюдения
обязательств, возникших из международных договоров. Таким образом,
Цицерон одним из первых указал на возможность международной
ответственности государства.
В диалогах «О законах» Цицерон указывает: «Империй да будет
законным; граждане да подчиняются империю покорно и беспрекословно», 14
тем самым высказывая мысль о необходимости законодательного
закрепления меры власти должностных лиц. Далее Цицерон формулирует
следующий принцип: «Под действие закона должны попадать все». 15
Указывая на одинаковые требования справедливости для всех, Цицерон
говорит об ответственности, которая наступает также одинаково для всех в
государстве. Ответственность за превышение властных полномочий, таким
образом, носит у Цицерона юридический характер.
Уголовное право и уголовная юстиция Древнего Рима развивались
собственным путем, практически не взаимодействуя с переменами,
происходившими в сфере частного права и общего судопроизводства. Во
многом это происходило потому, что главным источником римского
уголовного права стали законы (в виде постановлений народных собраний,
сенатус-консультов, императорских конституций); важные для частного
права преторская юстиция и юриспруденция оказали на сферу уголовного
правоприменения небольшое влияние.
В современные правовые системы вошло судопроизводство с участием
присяжных имеющее начало в Древнем Риме. Важно и то что основные
правовые процедуры, в общих рамках уголовного судопроизводства,
сложились при отправлении магистратско-комициального или
магистратского с участием присяжных судебного рассмотрения уголовных
дел.
Практическая реализация принципов политики связана c Римом Юлия
Цезаря, который начал глобальные политические реформы, целью которых
было создание новой Империи, основанной на глобальной системе права,
внешней и внутренней безопасности, экономическом росте и
принципиальной реформе римского гражданства. 16 История отвела ему мало
времени, но сделанное за два последние года (46–44 гг. до н.э.) заложило
основу для стремительного цивилизационного скачка и будущего
двухсотлетнего процветания Рима.
Великий оратор Рима Цицерон, заявив «Мы должны быть рабами
законов, чтобы стать свободными» поднял проблему всеобщего равенства
перед законом.
Закон - нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке,
обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные
общественные отношения. Данная проблема очень актуальна в условиях
современного общества.
Для начала следует разобраться в том, что такое закон. Если
рассматривать закон как систему правил, установленных обществом для
обеспечения в нём порядка, то в разные времена и для разных народов эта
система различная.
В идеале закон должен совпадать с моралью: известные библейские
заповеди «не убей», «не укради» актуальны во все времена и для всех
народов. Начавшись на Древнем Востоке, получив развитие в Греции он
достиг вершины в Риме.
Идейным предшественником римского права была древнегреческая
античная философия. В этой связи мы полагаем, что разделение права на
естественное (jus naturalle) и позитивное (римское право) и
противопоставление этих систем друг другу искусственно, поскольку обе
эти теории имеют общий предмет – право и его характеристики, но
рассматривают они его с разных сторон, в том числе и в области источников
права: jus naturalle с точки зрения морали, римское право – с точки зрения
практическойполезности. Более логично было бы считать jus naturalle
первичным (причина) по отношению к римскому праву (следствие).
Римское право – это продолжение естественного права, поскольку
лишь оно могло довести моральную доктрину до совершенства,
формализовать ее, переложить на язык закона, заключить ее в правовую
норму, создать механизм правового регулирования через систему
разнообразных правовых конструкций, сочетающих запреты, обязывания и
дозволения, согласовав с верным суждением (rectam rationem) и
справедливостью (aequitatem).
В свою очередь, естественное право дало римскому праву идею
справедливого универсального естественного закона, созданного самой
природой, понимания граждан как подобных (homoise) частей единой
системы – полиса, управляемого на основе единого писаного закона, равного
для всех граждан, с точки зрения их одинаковых, равных возможностей
участия в судах, собраниях. В период расцвета Римской республики
естественное право совпадало с представлениями римских юристов с правом,
одинаковым для всех народов, а законы общественной жизни
рассматривались как естественные законы, частная собственность считалась
прирожденным правом индивида. Таким образом, необходимость писаного
за- кона как неотъемлемого условия правопорядка была осознана древними
греками, но с точки зрения разработки технологии его создания, применения
была доведена до совершенства древними римлянами. Римское право
представляло собой синтез морально-нравственных установок, выступающих
ценностными ориентирами для законодателя и позитивных норм, которые
наделялись волей законодателя силой действия будучи формализованными в
правовые предписания.
Заключение
Изучение и рассмотрение зарождения и генезиса взглядов на правовую
науку показывает, что право, впрочем, как и любая историческая
(логическая) категория, обусловлено деятельностью людей, их
общественными взаимосвязями и отношениями. В политических и правовых
учениях Древней Греции, Древнего Рима, да и всей античной цивилизации,
крепко накрепко укоренились основы и истоки европейского понимания
права, правовой науки, политики самого государства. Однако с одной
стороны, есть известная всем преемственность упомянутых учений с
политической и правовой теориями Древнего Востока, а с другой стороны –
античные политико-правовые мысли не тождественны, отличаются весомым
своеобразием. Их преемственная связь со следующим развитием европейских
и новоевропейских идей в области государственной политики, права
обнаруживается лишь в более поздние вехи и эпохи. Необходимо учесть:
историческая и научная реконструкция теорий и учений прошлого оказалась
возможной и реализуемой не ранее XIX столетия.
В древнегреческой философии были заложены критерии различения
естественного и позитивного права, при этом в правосознании большинства
мыслителей данного периода они не были разведены. Общим вектором
представлений о праве в Древней Греции является их естественно-правовая
направленность, что выступает основанием для отождествления
правопонимания данного периода с философией права и одновременно –
естественного права с философией права.
Римская юриспруденция – это позднеантичная форма прикладного
научного правоведения, являющего собой технику права. Римское право –
действующее, а значит, позитивное право. Дополнив национальное
гражданское право правом народов, римская юриспруденция создает особую
разновидность философии естественного права, вырастающей не из
философии, а из юриспруденции.
Политико-правовая идеология Древнего Рима складывалась и
формировалась под давлением и влиянием идей и теорий греческих
мыслителей. Указанная политико-правовая идеология разработала
своеобразные конструкции, которые оставили неизгладимый и значимый
след в истории. Среди них – узнаваемое понятие государства («дело
народное»). Сформулировал его Цицерон. Не менее значима его идея о
праве (законе) как связи, основе и базисе всего общества. Большое влияние и
значение на обособление теории права от науки философии оказали логико-
правовые (исторические) конструкции римских юристов, разработанные
постулаты и догмы права.
На наш взгляд развитие современных правовых идей, можно
рассматривать как продолжение политико-правовых идей Древнего Рима и
Греции. Правовое творчество Римских юристов и их влияние на
современное развитие правовой мысли имеет большое влияние. Например,
проблема соблюдения закона в разной степени характерна для всех
государств мира, как глубокой древности, так и ХХI века. Об этом говорил
ещё великий римлянин Марк Тулий Цицерон «Мы должны быть рабами
законов, чтобы стать свободными». Можно констатировать, что только тогда
граждане построят правовое государство и справедливое общество, в
котором все будут соблюдать законы и быть при этом свободными людьми.
Список использованной литературы
1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 1976. – 544 с.
2. Аристотель. Политика. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 4. –
М.: Мысль, 1984. – 830
3. Бряник Н.В. Динамика правопонимания в античности: от философии
права древней̆ Греции к юриспруденции древнего Рима // Антиномии.
2018. №1.С.44-45.
4. Жуков В.И. Истоки философии права в политических учениях Древней
Греции // Труды Института государства и права РАН. 2020. №2. С.44-
45.
5. История политических и правовых учений: хрестоматия; сост. и ред.
Г.Г. Демиденко и Г.А. Борисов. Казань: ПФУ, 2019. – 1158 с.
6. Козьмин М.В. Вопросы юридической ответственности государства в
трудах античных философов // Международный журнал гуманитарных
и естественных наук. 2020. №9.С.11-12.
7. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита,
Демокрита и Эпикура. – М.: Государственное издательство
политической литературы, 1955. – 239 с.
8. Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 3. – М.: Мысль, 1994.
– 654 с.
9. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и
А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2021. – 776 с.
10. Тюменева Н.В. Jus naturalle и римское право: вопросы соотношения //
Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2019.
№3.С.67-69.
11. Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М.: Наука, 1994. – 434 с.
12. Эпикур. Собрание сочинений в трех томах. Т. 3. – М.: Юность, 1983. –
217 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!