это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2861376
Ознакомительный фрагмент работы:
Тема эссе: Методологический уровень рефлексии науки
Чтобы описать данную тему в полном объеме, необходимо раскрыть значение основных понятий. Итак, что же такое рефлексия? Проще говоря, это приобретенная сознанием способность сосредотачиваться на самом себе и изучать самого себя как предмет исследования. Так как мы изучаем научную рефлексию, то в данном контексте рефлексия трактуется, как способность науки постоянно обращаться к способу своего существования (к своим основаниям, принципам и методам). Проявляет себя в разных видах, на разных уровнях в различных структурных подразделениях, зависит от отраслевой специфики, т.е. пронизывает всё, повсеместно присутствует в любых уголках системной структуры. Но в научном познании всегда действуют конкретные методологические установки, ведь рефлексия в науке - это примерно методология науки, а, как нам известно, эта деятельность многогранна. Методологический арсенал науки весьма обширен и многообразен, его структура включает множество слоёв, этажей и её удобно описывать с помощью классификации (всех) методов научного познания по степени их общности и по принципам их применения. Тогда получаем следующую классификацию научных методов:
Предельно общие или философские методы. На философском уровне рефлексии науки акцент делается на анализе всеобщих методов и принципов познания и их применения в общенаучных исследованиях, один из наиболее значимых - диалектический метод (противоположен метафизическому). Диалектический метод - это система взаимосвязанных и взаимозависимых философских принципов и установок, этот метод имеет всеобщий, т.е. универсальный характер, но охватывает высшие уровни абстрагирования
Общенаучные методы
Частно-научные или дисциплинарные методы. Частно - научные методы - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приёмов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.
Специальные методики. Это приёмы, применяемые в той или иной дисциплине, входящие в какую-нибудь отрасль науки или возникшие на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.
В методологии науки внимание акцентируется на изучении способа существования науки при закономерностях и механизмах развития науки как целостности во взаимодействии с внешней социальной средой.
На философском уровне анализируются всеобщие методы и принципы познания, и их применение в общенаучных исследованиях. Важнейшим вопросом здесь является анализ диалектического метода познания, который имеет всеобщий универсальный характер, охватывает высшие уровни абстрагирования в методологии.
В начале XX в. началось резкое расширение сферы рефлексии над наукой. Возникла принципиально новая ее форма – внешняя, "неспецифическая" рефлексия, направленная на изучение социальных условий и результатов процесса познания, в частности, вопросов о роли науки в обществе и ответственности ученых за результаты своей деятельности. Что касается тенденций в развитии специфической, внутринаучной рефлексии, то, используя терминологию Π. П. Гайденко, ее можно обозначить как движение от онтологизма через гносеологизм к методологизму.
Для методологизма, как наиболее характерного типа рефлексии на современной стадии развития науки, свойственна направленность на средства познания в самом широком смысле этого слова, которые были нами перечислены выше при обсуждении термина "методология". При этом в прикладных и экспериментальных исследованиях развитие методологизма приводит к тому, что анализ средств познания постепенно перерастает в их систематическое производство, а в некоторых частях – даже, в своего рода индустрию, поскольку индустриальными становятся формы организации и характер научной деятельности. Свидетельством этого является изменение, вернее повышение требований к самому научному результату, он должен иметь стандартизованную "инженерную" форму, т.е. быть пригодным для "стыковки", "увязывания" и использования вместе с другими результатами в ходе коллективной научной деятельности.
Конструктивный характер приобретает рефлексия на уровне методологизма и в фундаментальных науках, где идет построение идеального объекта науки, модели изучаемой реальности. Важным следствием качественного развития самосознания науки является возникновение общенаучных концепций и дисциплин, выполняющих функцию рефлексирования определенных сторон процесса познания в специальных науках.
Научная рефлексия, следовательно, это критика и анализ научного знания, научной деятельности и организации пауки, основанныена рефлексивных механизмах данной научной области.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!