это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2865696
Ознакомительный фрагмент работы:
Музей как социально-культурное явление
Как известно, становление музея как социального и культурного явления произошло в XX веке, когда поиски пути модернизации привели к коренным изменениям. В это время начали разрабатываться новые пути передачи информации, музеи стали привлекать своих посетителей новизной. В настоящее время переориентация музеев позволяет вывести их на новый уровень, сделать интереснее и функциональнее. Все меняется, и музеи становятся иными. Появляются музеи под открытым небом, организуются выставки в различных новых и интересных местах, что еще больше привлекает население. М.Г. Аверкин справедливо отмечает, что «образ музея должен соответствовать той культуре, которую он репрезентует». Этим он хотел сказать, что общество и культура едины, и нельзя, чтобы между ними был диссонанс. Но в чем же заключаются функции музея как социально-культурного явления и как они реализуются?
Для того, чтобы рассмотреть этот вопрос, следует изучить теоретическую составляющую вопроса. Музей – социальный институт, который представляет собой сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, выполняющих социально-значимые функции. Стоит отметить, что в данном случае, социальный институт предстает как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности общества.
Если рассматривать музей как часть культуры и социума, то он выполняет ряд функций и имеет ряд особенностей.
Во-первых, особого внимания в музее требует организация процесса трансляции новых знаний и передачи накопленного культурного наследия обществу. Таким образом, сохранение духовного наследия общества – аккумулированного выражения культур и историко-культурных традиций всех наций и народностей нашей страны – должны происходить путем правильной, адекватной интерпретации культурных ресурсов музеями независимо от их масштаба. Например, музеи содержат в себе культурное наследие XIX века и в этой связи люди могут ознакомиться с правлением Павла I Петровича, Александра I, II, III и Николая II. Это огромная часть истории, которую нельзя забывать.
Во-вторых, музеи содействуют профилактике и преодолению духовного кризиса общества, сохраняя и транслируя в форме музейных предметов духовное наследие общества. Таким образом, любой человек, придя в музей, может полюбоваться тем, что там представлено, и приобщиться к культуре. Например, тематическая выставка, посвященная быту древних людей. На ней можно ознакомиться с орудиями труда древнего человека и тем, как он жил.
В-третьих, культура обеспечивает единство той или иной человеческой общности на основе общих мировоззренческих ориентиров, опираясь на мифологию, религию, философию, политико-правовые и моральные нормы, обычаи, идеологические доминанты и т.д. Именно они выступают основанием для формирования ценностной системы социума и отдельного индивидуума. Так, например, история русского народного костюма показывает нам принадлежность к русскому народу и дает понять, что мы имеем что-то свое, отличное от других народов. Также, например, изучая документы Великой отечественной войны можно узнать, что народ был патриотичен и боролся на свободу. Это и придает человеку некую гордость и формирует мировоззрение.
В-четвертых, не стоит забывать об образовательно-воспитательной функции. Она обусловлена культурными и познавательными запросами общества, осуществляется в экспозиционной и культурно-образовательной работе музеев. Эта функция включает в себя и просветительные и образовательные аспекты. Просветительные (воспитательные) – это когда ненавязчиво человеку внушаются какие-то ценности, например то, что каждому человеку с детства нужно посещать музеи и образовательные – это когда прививают важность учиться и познавать с самого детства. Например, в школе устраивают экскурсию в музей, и педагог говорит, что идти должны все.
Также не стоит забывать и об организации свободного времени. Иными словами музеи покрывают потребность в отдыхе. У каждой личности есть потребности в эмоциональной разрядке и культурных формах досуга. Но есть существенное отличие от предыдущего пункта, ведь любое посещение музея связано с познавательным интересом, а не с тем, что человека заставили что-либо делать. Данная функция выделилась где-то в 90-е годы, когда было развитие массового туризма, а значит и музеев. Так, например, человек в выходной день посещает музеи и выставки, таким образом, он наполняет себя знаниями и напитывается культурным аспектом жизни.
И, конечно же, музей – это коммуникация. Если рассматривать общение с точки зрения культуры и социума, то коммуникация происходит здесь на основе тех знаний, которые представлены в музее. Например, экскурсовод представляет экспонаты и повествует о том, откуда появилась та или иная картина. Посетители могут задавать вопросы, которые касаются темы и таким образом вступать в коммуникационный процесс, тем самым побуждая друг друга к получению новой информации.
Таким образом, музей является общедоступным общественно-культурным учреждением, хранящим в виде материальных и духовных раритетов память прошлого, историческую память и способствующим передаче исторической памяти и социализации как отдельной личности, так и всего общества. Одной из ведущих функций музея является его социальная функция. Иными словами, приобщаясь к культуре, человек учится взаимодействовать с людьми и познавать этот мир через общение. Также, личность становится более образованной и развитой в культурном плане, приобретая ценности и формируя мировоззрение, без которого невозможно жить.
Список литературы
Таушканова, А. О. Музей как средство ориентации личности на культурно-исторические ценности / А. О. Таушканова, Е. А. Шанц. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 109-112. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2797/ (дата обращения: 27.01.2021).
https://cyberleninka.ru/article/n/muzey-kak-sotsiokulturnoe-yavlenie-sovremennogo-obschestva (дата обращения: 27.01.2021).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!