это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2876020
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность темы состоит в том, что неоднозначная современная социальная ситуация усугубляет условия жизни ребенка и выступает для него стрессогенной средой.
В период экономических трудностей, размытости общественных идеалов, утраты ценностных ориентиров даже взрослому современному человеку требуются мобильность, творческое освоение окружающего пространства, способность быстро перестраиваться в совершенно новых, не имеющих исторических аналогов, ситуациях.
В настоящее время по фактору стресса поступление ребенка в первый класс сравнивают с полетом человека на другую планету. Школа – это совершенно иной мир со своими законами, новыми требованиями и условиями жизни. Опыт показывает, что не все дети готовы к ним. Первоклассники даже с высоким уровнем интеллектуального развития с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка и в социально-психологическом, и в физиологическом плане, так как нарушение процесса адаптации сказывается на становлении ученика как субъекта.
Несмотря на то, что адаптация младших школьников и процессы ее сопровождения широко изучаются представителями различных наук, среди ученых нет единого мнения о ее содержании и механизмах. Как показывает анализ отечественных исследований, вопросы сущности и специфики социально-педагогической поддержки процесса адаптации первоклассников в школе раскрыты недостаточно.
Однако арт-терапия, которая является относительно новым методом психотерапии, зарекомендовала себя одним из наиболее действенных инструментов разгрузки психофизического давления школы на ребенка.
Обозначенные аспекты подчеркивают актуальность изучения особенностей использования арт-терапевтических методов в развитии адаптационных возможностей первоклассников.
Проблема исследования состоит в недостаточной разработанности программ психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассников к пребыванию в новой образовательно-развивающей среде, в которой реализуются требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель исследования – разработать программу использования арт-терапевтических методов на этапе адаптации первоклассников к образовательному процессу, проанализировать ее влияние на развитие их адаптационных ресурсов.
Объект исследования – адаптация первоклассников к образовательному процессу.
Предмет исследования – влияние арт-терапевтических методов на развитие адаптационных ресурсов первоклассников.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что успешность адаптации первоклассников к учебно-развивающему процессу в условиях общеобразовательной организации можно обеспечить посредством использования арт-терапевтических методов.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы исследования влияния арт-терапии на развитие адаптационных ресурсов первоклассников;
2) эмпирически исследовать влияние арт-терапевтических методов на развитие адаптационных ресурсов первоклассников;
3) разработать программу использования арт-терапевтических методов в развитии адаптационных ресурсов первоклассников и оценить ее эффективность.
Методологическую основу исследования составили теоретико-практические положения ученых, исследующих феномены адаптации детей к школе и арт-терапевтические коррекционные подходы.
Причины нарушений адаптации, типы дезадаптивного поведения, пути профилактики и коррекции дезадаптации младших школьников исследовали Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Н.В. Вострокнутов, Ж.М. Ерозман, Р.В. Овчарова, А.Ю. Потанина, В.Е. Степанов и др.
Изучение процесса адаптации и его социально-педагогическое сопровождение охватывает значительный спектр исследований в общем комплексе научных разработок:
- взаимосвязь готовности ребенка к обучению в школе с характером его адаптации (А.В. Петровский, Н.И. Еуткина, Л.М. Ковалева и др.);
- формирование системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, возможности личностной самореализации в школьной среде (И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, Н.И. Еуткина и др.).
Применение арт-терапевтических методов в педагогике показано в работах таких исследователей, как Абдуллина Л.Б., Бариляк И.А., Барышева Т.А., Варданян Ю.В., Забара Л.И., Киселева Т.Ю., Копытин А.И., Краснопеева Е.Н., Пономаренко И.Л., Прибыткова Ю.А., Стафеева М.Г., Тишкина Е.И., Уматова А.У., Хлад Ю.И. и др.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; сравнительно-сопоставительный анализ; педагогический эксперимент, беседа, наблюдение, тестирование; анализ личного опыта, педагогический мониторинг; методы качественного и количественного анализа; методика определения адаптация детей-первоклассников – тест тревожности, предложенный Р. Тэммпл, М. Дорки и В. Армен.
База и этапы исследования. Исследовательскую базу составили 28 первоклассников, посещающих общеобразовательную организацию ПОЛНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ.
Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе осуществлялся теоретической анализ литературы по проблеме развития адаптационного потенциала первоклассников, обосновывался методологический подход, связанный с использованием арт-терапевтических методов, способствующих его развитию. Были сформулированы проблема, цели, задачи, а также гипотеза исследования. На втором этапе эмпирически выявлялось влияние арт-терапевтических методов на развитие адаптационных ресурсов первоклассников. Проводился качественный и количественный анализ, систематизация, обобщение и интерпретация результатов исследования. На третьем этапе проводился формирующий эксперимент, в основу которого была положена программа развития адаптационного потенциала первоклассников с использованием арт-терапевтических методов. Качественно, количественно и статистически подтверждалась результативность и эффективность программы. Формулировались выводы и оформлялись результаты исследования.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась четкостью применения методологических подходов и системностью использования методов и методик, адекватных предмету исследовательской работы, а также комплексным анализом изучаемых в работе явлений.
Практическая значимость исследования:
- выводы, сформулированные в работе, могут быть использованы в психологической, педагогической, социально-психологической и научно-исследовательской деятельности психологов и педагогов общеобразовательных организация, а также при совершенствовании психолого-педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период в школе;
- полученные в исследовании положения и выводы могут быть использованы при подготовке учебной и методической литературы для студентов факультетов, обучающихся по психолого-педагогическим направлениям.
Апробация и внедрение результатов исследования нашли свое отражение в отчете по производственной практике, в рамках научно-практической конференции по его презентации, в практической деятельности педагогов, работающих с первоклассниками, поступивших в общеобразовательную организацию.
Структура работы отвечает заявленной цели и обозначенным задачам и состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.
Литература
1. Абдуллина Л.Б. Адаптация первоклассников к школе // Мир науки, культуры, образования. 2018. №4(71). С.7-9.
2. Абдуллина Л.Б. Этапы и способы коррекции страхов в младшем школьном возрасте / Л.Б. Абдуллина, Н.Л. Гребенникова, Р.В. Канбекова, Л.С. Саттарова, Г.Ф. Сайфуллина // Мир науки, культуры, образования. 2020. №2(81). С.149-151.
3. Бариляк И.А. Арт-терапевтические техники психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассников к школе // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. №12(54). С.122-125.
4. Барышева Т.А. Арт-факторы развития способности к импровизации в младшем школьном возрасте / Т.А. Барышева, М.В. Григорьева // Музыкальное искусство и образование. 2014. №4. С.25-32.
5. Бусыгина А.Л. Исследование показателей социальной адаптации детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения / А.Л. Бусыгина, И.В. Архипова, Т.А. Фирсова // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т.7. №2(23). С.204-208.
6. Варданян Ю.В. Развитие эмоционально-благоприятного настроения младших школьников средствами арт-терапии / Ю.В. Варданян, Н.В. Фомина // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №21. С.249-252.
7. Гостева С.А. Как сплотить первоклассников // Вестник науки и образования. 2020. №20(98). Ч.1. С.55-57.
8. Граур М.В. Психологическое содержание понятия «Школьная адаптация» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т.5. №3(19). С.211-215.
9. Григорьева Е.Л. Методы адаптации первоклассников к новым видам деятельности и коллективу в инновационном образовательном пространстве / Е.Л. Григорьева, А.Б. Смирнов, М.А. Беляева, В.В. Антонова // Известия Тульского государственного университета. 2020. №7. С.32-40.
10. Добрин А.В. Особенности эмоционального тонуса у первоклассников с различным уровнем эмоционального интеллекта как фактор психолого-социальной адаптации к начальной школе // Science for Education Today. 2020. Т. 10. №3. С.65-84.
11. Ёдгорова М.Р. Формирование у первоклассников эмоционально-положительного отношения к учебе // Достижения науки и образования. 2019. №12. С.66-68.
12. Жукова Н.В. Формы внутреннего кросс-культурного контекста и психологические защиты в процессе адаптации первоклассников / Н.В. Жукова, Л.А. Рыбакова // Педагогическое образование в России. 2019. №9. С.151-158.
13. Жураева Н.Б. Адаптация первоклассников к школе // Достижения науки и образования. 2019. №12. С.12-13.
14. Забара Л.И. Арт-терапия как инновационная технология социально-педагогической деятельности с детьми: к проблеме теории и методологии / Л.И. Забара, Л.Н. Якина // Педагогическое образование в Росси. 2017. №3. С.122-131.
15. Киселева Т.Ю. Арт-терапия как психолого-педагогическая технология / Т.Ю. Киселева, С.П. Беловолова // Сибирский педагогический журнал. 2010. №25. С.218-225.
16. Козлова В.А. Тьюторское сопровождение первоклассников в период адаптации к условиям обучения в школе // Современное педагогическое образование. 2019. №4. С.160-163.
17. Копытин А.И. Концептуальные основы эко-арт-терапии // Медицинская психология в России. 2019. Т.11. №1(54). 24 п.л.
18. Краснопеева Е.Н. Арт-терапия как форма развития и коррекции эмоционально-волевой сферы // Наука и образование сегодня. 2020. №36. С.114-115.
19. Петровских О.Н. Методическое совершенствование адаптации будущих первоклассников к школе // Социальная педагогика. 2019. №2. С.64-67.
20. Пономаренко И.Л. Интуитивная живопись как метод арт-терапевтической работы психолога / И.Л. Пономаренко, Л.Б. Кадышева // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2020. №2. С.105-114.
21. Прибыткова Ю.А. Арт-терапия как средство развития творческого потенциала младшего школьника / Ю.А. Прибыткова, В.В. Неволина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2019. №19. С.25-29.
22. Рамазанова Э.А. Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школе / Э.А. Рамазанова, У.Ш. Магомедова, А.Б. Курбанова // Мир науки, культуры, образования. 2018. №6(73). С.163-165.
23. Сидорина Е.В. К проблеме адаптации первоклассников к обучению в школе / Е.В. Сидорина, И.А. Иванова, А.М. Емельянова // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №25. С.302-305.
24. Сонина О. Адаптационный период первоклассников // Вестник науки и образования. 2018. Т.2. №2(38). С.73-75.
25. Стафеева М.Г. Использование арт-терапевтических техник для снижения психоэмоционального напряжения детей, склонных к агрессивному поведению // International scientific review. 2019. №15. С.99-102.
26. Тишкина Е.И. Чем современному человеку может помочь искусство, или арт-терапия в мире постмодерна / Е.И. Тишкина, С.И. Кирьянова // Культура. Духовность. Общество. 2015. №20. С.30-35.
27. Уматова А.У. Нравственный потенциал арт-педагогики в воспитании младших школьников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. №2. С.63-67.
28. Хлад Ю.И. Применение инновационных здоровьесберегающих технологий в системе начального общего образования // Мир науки, культуры, образования. 2019. №6(79). С.274-276.
29. Чанчаева Е.А. Особенности взаимосвязи когнитивных показателей с уровнем тревожности и самооценки школьников первого года обучения в поликультурной среде / Е.А. Чанчаева, С.С. Сидоров, О.В. Остапович, Р.И. Айзман // Science for Education Today. 2019. Т.9. №3. С.238-252.
30. Шинкарёва Н.А. Особенности организационно-педагогических условий и уровень развития внутренней позиции у детей седьмого года жизни / Н.А. Шинкарёва, Л.Н. Пузняк // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т.9. №1(30). С.239-242.
31. Ширванова Ф.В. Особенности проявления школьной тревожности / Ф.В. Ширванова, Д.Н. Каримова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2019. №28. С.74-80.
32. Шолохова Е.Н. Психологический компонент школьной адаптации первоклассников в условиях современных образовательных организаций различного типа / Е.Н. Шолохова, Е.В. Казакова, Л.В. Соколова // Психолог. 2020. №5. С.33-44.
Шумаков В.А. Социально-психологическая адаптация младших школьников к обучению в школе как условие их эмоционального благополучия / В.А. Шумаков, Д.А. Дубровина, А.В. Платонова // Психология. Психофизиология. 2019. Т.12. №4. №63-70. С.63-70.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!