это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2901246
Ознакомительный фрагмент работы:
Актуальность выбранной темы. Банки играют важную роль в
экономике любой страны. Они обеспечивают передачу капитала из сферы
накопления в сферу использования. Развертывание кризисных явлений в
данном секторе экономики несет опасность негативных тенденций развития
всего государства, ведь именно банки аккумулируют в себе свободные
средства, которые могут быть направлены на инвестирование, расширение
производства, внедрение инноваций, проведение реорганизаций.
Неудачи и кризисы банков могут задеть другие финансовые и
экономические институты и привести к разрушению экономической системы
в целом. В связи с этим каждое государство заинтересовано в эффективном
регулировании деятельности банков с целью обеспечения их безопасности,
роста собственной экономики и благосостояния населения. Иначе говоря,
цель государственной политики и суть ее заключается в том, чтобы
обеспечить функционирование здоровой банковской системы, которая
способна противостоять разрушительным кризисам и защитить активы
клиентов банков, которые передали им свои сбережения [1].
Кризисы в банковском секторе имеют давнюю историю. Так, в XIII в.
король Англии Эдуард ИИИ для покрытия расходов на ведение войны с
Францией получил в кредит от банкиров Барди и Петруцци 1650 тыс.
золотых флоринов, что в то время было эквивалентом стоимости
королевства. Король проиграл войну и признал себя банкротом, в результате
чего всю Флоренцию охватил кризис, поскольку банкиры тоже стали
банкротами, а вместе с ними их вкладчики [2]. Вследствие процессов
глобализации, кризисы в банковском секторе приобрели международные
масштабы и угрожают негативным отношением к банковским учреждениям в
целом. Именно поэтому так важно не допустить их банкротства и вовремя
провести процедуру финансовой санации, от которой будет зависеть
экономическое положение не только отдельно взятой экономики страны, но и
всего мира.
Степень изученности проблемы. В целом в отечественной научной
литературе проблемы санационных мероприятий отечественных
коммерческих банковских учреждений освещены недостаточно полно.
Отдельные аспекты исследовали в своих работах И. Вядрова, А. Ищенко, Г.
Карчева, В. Лещук, В. Мищенко, А. Неизвестного, Е. Панченко, А.
Полинкевич, Н. Реверчук, А. Тимошенко и другие. Однако в их трудах
недостаточно исследованы вопросы антикризисных санационных
мероприятий, хотя этот вопрос в современных условиях приобретает
актуальность.
Целью работы является исследование последствий банковских
кризисов в мировой практике.
Изложение основного материала. Банки подвержены ряду рисков. К
ним относятся кредитный риск (ссуды и другие активы становятся плохими и
перестают функционировать), риск ликвидности (снятие средств превышает
доступные средства) и риск процентной ставки (рост процентных ставок
снижает стоимость облигаций, удерживаемых банком, и вынуждает банк
платит по своим депозитам относительно больше, чем получает по ссудам).
Банковские проблемы часто связаны со снижением стоимости активов
банков. Ухудшение стоимости активов может произойти, например, из-за
обвала цен на недвижимость или увеличения числа банкротств в
нефинансовом секторе. Или, если правительство перестанет платить по
своим обязательствам, это может вызвать резкое снижение стоимости
облигаций, находящихся в портфелях банков. Когда стоимость активов
существенно снижается, у банка могут возникнуть обязательства,
превышающие его активы (что означает, что банк имеет отрицательный
капитал или является «неплатежеспособным»). Или банк все еще может
иметь некоторый капитал, но меньше минимума, требуемого нормативными
актами (это иногда называют «технической несостоятельностью») [2].
Проблемы банка также могут возникать или усугубляться, если банк
сталкивается со слишком большим количеством обязательств, подлежащих
погашению, и не имеет достаточного количества денежных средств (или
других активов, которые можно легко превратить в наличные) для
удовлетворения этих обязательств. Это может произойти, например, если
несколько вкладчиков хотят снять вклады одновременно (вкладчик бежит по
банку). Это также может произойти, если заемщики банка хотят получить
свои деньги в банке, а у банка недостаточно наличных денег. Банк может
стать неликвидным. Важно отметить, что неликвидность и
неплатежеспособность - это разные вещи. Например, банк может быть
платежеспособным, но неликвидным (то есть у него может быть достаточно
капитала, но недостаточно ликвидности). Однако во многих случаях
неплатежеспособность и неликвидность идут рука об руку. Когда
наблюдается серьезное снижение стоимости активов, вкладчики и другие
банки-заемщики часто начинают чувствовать беспокойство и требуют свои
деньги у банка, что усугубляет проблемы банка [4].
Банковский кризис возникает, когда многие банки в стране
одновременно испытывают серьезные проблемы с платежеспособностью или
ликвидностью - либо потому, что все они страдают от одного и того же
внешнего шока, либо потому, что банкротство одного банка или группы
банков распространяется на другие. банки в системе. В частности, системный
банковский кризис - это ситуация, когда корпоративный и финансовый
секторы страны сталкиваются с большим количеством дефолтов, а
финансовые учреждения и корпорации сталкиваются с большими
трудностями при своевременном погашении контрактов. В результате резко
увеличиваются неработающие ссуды, и весь или большая часть совокупного
капитала банковской системы исчерпывается. Эта ситуация может
сопровождаться снижением цен на активы (например, цены на акции и
недвижимость) вслед за резким повышением реальных процентных ставок, а
также замедлением или разворотом потоков капитала. В некоторых случаях
кризис спровоцирован набегом вкладчиков на банки, хотя в большинстве
случаев это общее осознание того, что системно важные финансовые
учреждения находятся в бедственном положении [2, с.127].
Системные банковские кризисы могут быть очень разрушительными.
Они, как правило, приводят пострадавшие страны к глубокой рецессии и
резкому развороту счета текущих операций. Некоторые кризисы оказались
заразными, быстро распространившись на другие страны без видимой
уязвимости. Среди многих причин банковских кризисов - неустойчивая
макроэкономическая политика (включая большой дефицит текущего счета и
неприемлемый государственный долг), чрезмерный кредитный бум, большой
приток капитала и нестабильность баланса в сочетании с параличом
политики из-за множества политических и экономических ограничений. . Во
многих банковских кризисах несоответствие валют и сроков погашения было
заметной особенностью, в то время как в других случаях забалансовые
операции банковского сектора были заметными.
На ликвидацию кризисов выделяют значительные средства, например,
на ликвидацию последствий мирового кризиса 2008 года, было выделено $
9400000000000., что составляет 15,2% мирового ВВП [3]. В зависимости от
необходимости и возможностей каждая страна принимает определенные
меры с целью оздоровления экономики в целом и предупреждения
банкротства банков, являющихся уникальными, но, безусловно, актуальным
для всех стран мира остается оздоровление кредитного потенциала, путем
финансовой санации.
Банковская система РФ тоже подвержена негативному влиянию
кризисных факторов, приводящих к банкротству и ликвидации.
Стоит отметить, что производство процедуры банкротства для банков
имеет ряд особенностей, а потому требует особого внимания и специальной
законодательной базы, которая поможет урегулировать вопрос на каждом
этапе дела. В РФ нет конкретного закона, который бы регулировал
производство процедуры банкротства отдельно банковских учреждений.
Необходимость специального нормативно-правового регулирования вызвана
спецификой их деятельности. [4, с.171]
Существует много причин, приводящих к неплатежеспособности и
банкротству банков, их можно разделить на внешние и внутренние. Для
выявления и устранения внутренних и внешних причин
неплатежеспособности в банковских учреждениях применяют модели
диагностики банкротства, предназначенные для осуществления
дистанционного банковского надзора Банка России. [7, с.75]
Финансовым оздоровлением банков следует считать систему мер
банка, направленных на улучшение его финансового состояния:
ликвидности, платежеспособности, структуры активов, доходности и
рентабельности, достаточности капитала, а также на устранение нарушений,
которые привели к тяжелого финансового состояния.
Основными направлениями финансового оздоровления банка могут
быть:
финансовая помощь от акционеров (участников) банка или
других лиц, в частности: дополнительные взносы учредителей,
дополнительная эмиссия акций, размещение средств на депозиты
на значительный срок (не менее года) под невысокие проценты -
1/2 ( 2/3) от учетной ставки Банка России, отказ от дивидендов,
предоставление гарантий и поручительств и тому подобное;
изменение структуры активов и пассивов банка: продажа части
активов, улучшение качества кредитного портфеля, увеличение
собственных средств, снижение удельного веса краткосрочных
обязательств и повышение долгосрочных, снижение уровня
риска отдельных операций и т.д.;
совершенствование организационной структуры и управления
банком [6].
Исключительно важную роль играют такие меры, как
совершенствование антикризисного менеджмента, методов анализа и
контроля, внедрение системы внутреннего аудита, планирования и
прогнозирования деятельности, в том числе разработка оптимальной
структуры баланса банка. [1, с.199]
В рыночной системе банки являются более уязвимыми, чем любая
другая предпринимательская структура, прежде всего потому, что они
подвергаются большему риску краха из-за жесткой конкуренции в этой
области и через значительный расцвет финансового мошенничества.
Программа финансового оздоровления банков должна, прежде всего,
предусматривать увеличение капитала банка, улучшение качества активов,
реструктуризации пассивов, повышение ликвидности баланса, организации
управления финансовыми результатами, изменение организационной
структуры банков и совершенствования менеджмента [1].
Введение временной администрации является одним из чрезвычайных
надзорных мероприятий, к которым прибегают центральные банки всех
стран мира. Функции временной администрации следует рассматривать
значительно шире, чем просто повышение уровня менеджмента банка.
Временная администрация является специальным органом для обеспечения
управления банком в состоянии финансового кризиса, которая создается и
назначается решением Правления Банка России с целью обеспечения
сохранности капитала и активов банка, восстановления платежеспособности
и ликвидности, устранения нарушений, причин и условий, приведших к
ухудшению финансового состояния. [6, с.99]
Решающую роль в принятии решения о реорганизации или
реструктуризации банка, кроме необходимости концентрации капитала и
уровня ликвидности, играют три параметра:
объем и качество активов,
объем и качество пассивов,
а также разница между активами и пассивами, то есть
финансовый результат работы банка.
В практике западных банков, кроме названных, значительное внимание
уделяется таким показателям, как:
рост рыночного курса акций банков после реорганизации (или
показатель EPS - рост доходов на одну акцию),
соотношение показателей "курс акций - доход", оценивается
размер надбавки (премии) за слияния, определяется уровень
кадрового потенциала и менеджмента [6].
Основными методологическими принципами реорганизации и
реструктуризации банков должны быть:
приоритетность интересов общества и государства перед
интересами отдельного банка;
применение реорганизации как метода оздоровления проблемных
банков;
повышение устойчивости и эффективности деятельности банков;
обеспечение стабильной работы платежной системы и
стабильности национальной денежной единицы. [5, с.457]
Для конкретного состояния банковской системы и каждого банка на
основе общих принципов и подходов необходимо разрабатывать свой
механизм, формы и методы реструктуризации или реорганизации, определяя
степень вмешательства в него Банка России как главного органа банковского
надзора и контроля. В связи с этим считаем нужным создание специального
независимого агентства по вопросам реструктуризации финансово-
кредитных учреждений, на которую будут возложены функции оперативного
решения проблем реорганизации и реструктуризации не только банков, но и
других финансово-кредитных учреждений, оказание помощи банкам,
совершенствование системы банковского надзора и контроля.
Приемлемым путями повышения уровня концентрации банковского
капитала при реорганизации банков могут быть:
1) слияние банков с высококачественными активами;
2) присоединение малодоходных банков, которые имеют выгодное
территориальное расположение, к финансовостабильних банков;
3) создание указанных форм банковских объединений. [3, с.68]
Слияния или присоединения даже небольших банков с качественными
активами позволяет значительно увеличить размер общих активов и
депозитов, повышает рыночную стоимость акций вновь банка или
банковского объединения.
Исключительно важное значение для обеспечения финансовой
стабильности банковской системы имеет санация банков, которая может
быть осуществлена при условии согласия кредиторов, имущественные
требования которых составляют не менее 51% от суммы признанных
претензий к банку.
В условиях кризиса финансовое оздоровление банков значительно
усложняется, порождая угрозу банкротства даже стабильно
функционирующих учреждений. Отечественная практика показывает, что
большинство акционеров не остаются в стороне финансовых проблем
банков, предлагая увеличение капитала банков за счет капитальных
вложений средств. Активно эти процессы с началом кризиса прослеживаются
в банках с иностранным капиталом. Учитывая современное состояние
банковской системы РФ и учитывая широкие возможности законодательства,
считали бы необходимым рекомендовать Банку России перед принятием
решения о ликвидации банка максимально полно использовать возможности
принудительной реорганизации. Для коммерческих банков это может быть
присоединением или преобразованием, а для государственных - разделение,
выделение и преобразование. Ликвидация даже одного банка существенно
влияет на общее состояние рынка, что обуславливает исключительность
процедуры ликвидации банков и необходимость взвешенного подхода в
каждом отдельном случае, использование всех возможностей максимальной
прозрачности процесса и сглаживание социальных и экономических
последствий. [2, с.132]
Выводы
Итак, банковская система сейчас переживает трудный период своего
развития, где происходит полный переход к современному управления и
деятельности.
В то же время эти изменения происходят с постепенным развитием
крайне нестабильной экономики РФ, которая на нее влияет достаточно
негативно. Ведь развитие нормативно-правовой, финансово-кредитной и
какой - либо другой системы страны зависит прежде всего от политической и
экономической стабильности. Банковская система имеет ряд проблем,
которые обусловлены ее эволюционным развитием, с одной стороны, и
влиянием вышеуказанных базовых проблем - с другой. Государственная
помощь банковском и реальном секторам экономики должна
предоставляться в форме кредитов и так, чтобы исключить регулярные
государственные интервенции в пользу одного и того же субъекта
экономической деятельности, чтобы кредиты обязательно возвращали, а
процедуры помощи были открытыми и прозрачными. Предупреждение
банкротства и финансовая санация банков является чрезвычайно важной,
поскольку позволяет остановить волну кризисных явлений в экономике
страны и мира. Поэтому главной задачей Национального банка любой
страны является недопущение банкротства и ликвидации банков и любым
возможным способом достижения его оздоровления.
Решение проблемы, на наш взгляд, следует искать в
совершенствовании нормативно-правового регулирования процессами
финансового оздоровления банков и повышении контроля за механизмом его
проведения.
Библиографический список
1. Бакиева Э.И. Управленческий учет в коммерческом банке //
NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 1, № 57. – С. 198-200.
2. Колышкина Ю.В. Прикладные аспекты блокчейн в банковской сфере //
Интеллектуальные ресурсы – региональному развитию. – 2019. – Т. 5,
№ 2. – С. 128-133.
3. Лагузина К.В. Учётная политика коммерческого банка для целей
управленческого учёта // Учетно-аналитическое обеспечение
экономической безопасности : сб. науч. тр. – Саратов, 2018. – С. 68-72.
4. Максимова К.А. Анализ транснациональных банков и тенденции их
развития / К.А. Максимова, Н.А. Бакулина // Экономическое развитие
России: тенденции, перспективы : сб. ст. по материалам V междунар.
студ. науч.-практ. конф. / Нижегор. гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина.
– Нижний Новгород, 2019. – С. 171-174.
5. Пиляшенко И.О. Управленческий учет в банках // Державинские
чтения : материалы XXII Всерос. науч. конф. – 2017. – С. 457-465.
6. Сапранцева А.В. Управленческий учет в системе показателей анализа
процедур оценки кредитоспособности заемщиков коммерческого банка
// Университет. наука. – 2017. – № 2 (4). – С. 99-101
7. Шешукова Т.Г. Управленческий учет как инструмент повышения
эффективности банковской деятельности / Шешукова Т.Г., Котова
К.Ю., Скрябина Е.Д. // Проблемы соврем. экономики. – 2017. – № 3
(63). – С. 74-79
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!