Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Гельштат-психология

Тип Курсовая
Предмет Общая психология

ID (номер) заказа
2980483

500 руб.

Просмотров
872
Размер файла
2.57 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:


СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………….…..….…..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения гельштат-психологии …..…..……5
1.1. Исторические предпосылки развития гельштат-психологии………….….5
1.2. Понятие «гельштат-психология», характеристика ее законов……………7
1.3. Основы гельштат-терапии …………………………..……….…….….….10
Выводы по первой главе………………………………………………….……14
Глава 2. Анализ методов исследования гельштат-психологии……...............15
2.1. Методы исследования в гельштат-психологии…………………….…….15
2.2. Методики исследования восприятия в гельштат-психологии……….….18
Выводы по второй главе……………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы…………………………………….……………………….26
Приложения…………………………………………………..…………………28
ВВЕДЕНИЕ
Гельштат-психология – это раздел практической психологии, который позволяет осознать и проанализировать тревожную ситуацию, незавершенную, с целью избавления от проблем и возможности гармонизировать личность.
На сегодня гельштат-психология является одним из самых популярных методов работы с пациентами, которым требуется психологическая помощь. С помощью методов, разработанные гельштат-психологами определяются основные проблемы человека, источники проявления негативных эмоций и действий в поведении личности, а так же происходит поиск путей решения проблем в зависимости от самой проблемы и перестроение восприятия мира человеком на положительные установки.
В настоящее время все чаще используются техники гельштат-терапии, которые проводятся в виде игровых упражнений, что позволяет пациенту проиграть трудные для него ситуации и осознать проблемную ситуацию самостоятельно. Гельштат-подходы к изучению личности остаются актуальными и сейчас, так как у современного человека с быстрым темпом жизни, большим количеством межличностных отношений и строгими ограничениями в поведении со стороны социума развивается огромное количество психологических барьеров. Все эти негативные стороны современной жизни пагубно влияют на психическое и эмоциональное развитие личности.
Основателями гельштат-психологии являются Макс Вертгеймер, Курт Коффка и Вольфганг Келер. Фредерик Перлз продолжил развивать труды ученных и разработал гельштат-терапию, которая основывается на различных методов и приемах по работе с проблемами человека.
Изучение темы исследования определялось в трудах таких современных зарубежных авторов, как Д. Франчесетти, Б. Мертель, Э. Берн, Ф. Джойс и др. В своих исследованиях они изучают основы гельштат-психологии, как одного из направления психотерапии и раскрывают способы работы по методам гельштат-терапии с пациентами.
Труды отечественных исследователей раскрывают методы исследования процессов восприятия и осознания людьми своих проблем и окружающего мира. Такие исследователи, как И.Д. Булюбаш, Н.М. Лебедева, М.С. Осборн, Л.Н. Собчик дают конкретные рекомендации по проведению методов исследования на основании теории гельштат-психологии. Ряд отечественных авторов Г.В. Страшенбаум. И.С. Павлов, В.В. Макаров, Е.С. Калмыкова раскрывают методы гельштат-терапии на основе изучения психотерапии и психоанализа в своих трудах.
Цель исследования: изучить научно-теоретические подходы по восприятию человеком окружающей действительности через труды гельштат-психологов.
Объект исследования: восприятие, как способ познания человеком окружающей действительности.
Предмет исследования: научные взгляды гельштат-психологов на восприятие.
Задачи исследования:
1. Изучить исторические этапы развития гельштат-психологиии.
2. Определить основные понятия и законы в гельштат-психологии.
3. Рассмотреть основные закономерности проведения гельштат-терапии.
4. Проанализировать методы исследования восприятия мира с помощью гельштат-терапии.
5. Рассмотреть методики исследования восприятия, применяемые гельштат-психологами в практике.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕЛЬШТАТ-ПСИХОЛОГИИ
1.1. Исторические предпосылки возникновения гельштат-психологии
Гельштат-психология – это направление в психологии, которое позволяет объяснить целостность при изучении восприятия мира.
Гельштат-психология стала возникать вместе с изучением восприятия. Впервые гельштат-психологию выдвинули в отдельную отрасль познания немецкие психологи Макс Вертгеймер, Курт Коффка и Вольфганг Келер в 1912 году. В своих исследованиях они выдвинули программу изучения психики через целостные структуры, которые впоследствии стали называться гельштатами. В XX веке психология рассматривалась через принцип расчленения сознания на частные, сложные элементы. Создатели гельштат-психологии выступали против принципа расчленения, предлагая идею целостности образа, который не сводит свои элементы к сумме свойств, т.е. окружающие нас предметы воспринимаются целиком через чувства как организованные формы [2, с. 218].
К 20-м годам XX века гельштат-психология уже выделилась в отдельный раздел психологии в Германии. Однако ее развитию стала мешать политика. В 1933 году, когда стало активно развиваться фашизм, как политическое движение, из германских университетов стали выгонять евреев. Так как Макс Вертгеймер и Курт Коффка были представителями еврейской нации, они были вынуждены эмигрировать в США, где активно развивался бихевиоризм.
Из-за последовательных исторических событий гельштат-психология прекратила свое развитие и существование в 60-х годах XX века, что было связано со смертью Вольфганга Келера. Просуществовав относительно не долго, гельштат-психология внесла в развитие психологии множество новых представлений о развитии восприятия человека, его мышления и самоактуализации. Многие последователи гельштат-психологии в своих исследованиях основывались на главную идею восприятия целого объекта без разделения его на отдельные части. Гельштат-психология помогла изменить в изучении восприятия и развития сознания, которые стали изучать целостные психические образы.
В 1951 году немецкий врач-психиатр Фредерик Перлз в своей книге «Гельштат-терапия: возбуждение и рост человеческой личности» выделил особое направление терапевтической психологии, которое назвал гельштат-терапия. Через некоторое время был организован в Нью-Йорке институт гельштат-терапии. К концу 50-х годов гельштат-терапия набрала мировой оборот, стали появляться группы гельштат-психологов во многих странах мира. Его заслуга в развитии гельштат-психологии заключается в том, что он перенес идеи основателей с уровня когнитивных процессов до уровня миропонимания и сознания, который является по своей структуре наиболее высоким уровнем восприятия окружающей действительности [17, с. 138].
В 1990 году была опубликована и переведена на русский язык книга «Практика гельштат-терапии» написанная в соавторстве с Ральфом Хефферлином и Полом Гудмэном, которая нашла отклик в исследованиях отечественных ученных и стала активно развиваться в России.
Одним из ярких последователей гельштат-психологии американский психолог Абрахам Маслоу был основателем гуманистической психологии и самоактуализации, при создании которых он опирался на труды Макса Вертгеймера. А. Маслоу считал М. Вертгеймера образцом самоактуализированной личности.
В отечественной психологии ярким представителем гельштат-психологиии был К. Левин, который предпринимал попытки в своих исследованиях дополнить и углубить модели психического мира человека, введя понятие «личное измерение» [9, с. 107].
Таким образом, просуществовав недолго в первоначальном облике гельштат-психология дала большое количество идей в развитии психологии и подходов к изучению восприятия человеком мира. Гельштат-психология позволяет познавать целые единицы сознания через наблюдение и описание содержания восприятия на основе собственных ощущений.
1.2. Понятие «гельштат-психологии», характеристика ее законов
Гельштат-психология – теория, которая изучает мышление, восприятие и осознание человеком окружающей действительности. Она ориентируется на принципы целостности, параллельного восприятия и поиска аналогов. К. Коффка в своих трудах дает определение гельштат и рассказывает о его влиянии на формирующуюся в личности человека способность к восприятию через чувственную систему, особенно это касается визуального восприятия, где подтверждается гельштат-теория о восприятии человека целостных структур без разделения на отдельные части [6, с. 32]..
В гельштат-психологии свойства восприятия рассматриваются, как определенные константы, вступающие в отношения друг с другом, создавая связи между собой, благодаря чему выявляют новое свойство. Именно это свойство и будет называться гельштат, или по-другому, качество формы.
Одна из базовых идей гельштат-психологии описана в трудах Д. Кратца «Построение мира сознательных восприятий», где говорится о том, что зрительный и осязательный опыт будет подлинным, чем изображение в психологических схемах. Такая идея определяет целостность образа, который гельштат-психологи изучают как самостоятельный феномен. Подлинному образу свойственно находиться в постоянном, неизменном состоянии, независимо от меняющихся условий. Это говорит о том, что все образы воспринимаются через чувственную сторону, которая так же остается постоянной при любых меняющихся условиях.
Гельштат-психология ориентируется на принципы, которые полноценно описаны в трудах Ф.С. Перлза:
1. Принцип близости – константы должны располагаться рядом, так как они воспринимаются вместе.
2. Принцип схожести – константы должны быть схожи по внешним признакам (размер, очертания) и функциям.
3. Принцип целостности – восприятие человека имеет тенденцию к упрощению воспринимаемых образов и целостности.
4. Принцип замкнутости – отражает возможность завершать мысленно фигуру, заканчивая и дополняя форму.
5. Принцип смежности – близость константов должна быть определена в пространстве и времени, представляя одно событие и предопределяя другое.
6. Принцип «общей зоны» - основывается на приобретенном ранее опыте, что позволяет предопределять мысли и ожидания [16, с. 36].
Выделяют следующие константы восприятия: константность размера, константность формы и константность яркости. При изменяющихся условиях эти константы остаются неизменными, независимыми от изменений размера, формы или яркость в самой сетчатки глаза.
М.С. Осборн предполагает, что одним из простых способов формирования восприятия является выделение через зрительное восприятие фигуры, как объекта, которая расположена на фоне [15, с. 128]. Таким образом, закон константности восприятия заключается в том, что целостный образ не меняется в зависимости от изменений его сенсорных составляющих.
В своих трудах Фридрих Перлз выделял основные законы гельштат-психологии:
1. Закон замкнутости – заключается в дополнении недостающих частей при усвоении фигуры, в которой отсутствуют какие-либо элементы. К примеру, нарисованный треугольник с отсутствием одной из его частей, будет нами восприниматься не как галка, а как треугольник, так как наше сознание замкнет промежуток недостающей чертой.
2. Закон схожести – заключается в тенденции собирать подобные элементы с одинаковыми свойствами в одну группу и видеть их как сформированные гельштаты.
3. Закон близости – заключается в том, что человек воспринимает зрительно как отдельно, так и как единое целое элементы или фигуры, которые расположены близко друг к другу.
4. Закон непрерывности – заключается в том, к примеру, когда мы видим две перпендикулярные линии, как продолжение друг друга, мы воспринимаем их как фигуру, состоящую из двух линий, а не как комбинацию из двух углов [17, с. 54].
Все эти законы формируют главный закон равновесия, который предполагает, что наша психика стремится к стабильности воспринимаемых объектов. Это заключается в передаче фигурам наиболее удобной для нашего восприятия форм. Если формы соответствуют критериям выше описанных законов, то ее называют «хороший гельштат».
Н.М. Лебедева отмечала, что для гельштат-психологов важно обращать внимание на то, как происходит осознание человеком своих гельштат. Его сосредоточенность на каком-либо объекте или потребности позволяет указывать для человека самое актуальное и важное, что происходит в настоящее время через чувства, эмоции, мысли, действия и фантазии [8, с. 49]. Такой процесс позволяет правильно активировать осознание человеком действительности.
Главным условием при формировании «хороших гельштатов» является способность человека осознавать себя, свое место и свои актуальные потребности, которые оперируют в мыслительной деятельности. Описанный Метцгером в 1941 году закон «хороших гельштатов» предполагает, что сознание всегда сначала воспринимает самое простое, которое по своей структуре будет единое, целое, замкнутое. Остальные гельштаты, отличающиеся от «хороших», воспринимаются постепенно, а только спустя время через интенсивное изучение объекта.
Таким образом, гельштат-психология – это особая отрасль научного познания, которая позволяет изучать психические процессы и явления человека в его целостном восприятии мира, ориентируясь на чувственную и эмоциональную стороны психического развития.

1.3. Основы гельштат-терапии
Гельштат-терапия – одно из направлений психотерапии, основанное на идее, где человек и окружающая действительность рассматривается как единое целое. Основателем гельштат-терапии стал Фридрих Перлз, где определил два основных понятия в данном направлении – контакт и граница.
Контакт в гельштат-терапии рассматривается как процесс взаимодействия потребностей с основными возможностями окружающего мира, что означает их удовлетворение только при контакте с окружающей средой. Самый простой пример контактов – это чувство голода, которое побуждает человека искать пищу [3, с. 281].
Само понятие «гельштат» - это события связанные с чувственным опытом, которые могут возникнуть внезапно, независимо от нашего желания, имея начало возникновения и его конец. К примеру, неприятный разговор с коллегой по работе создает гельштат, который требует немедленного удовлетворения – оказаться правым в спорной ситуации. Если это удается, то гельштат закрывается и человек удовлетворен. Если этого не случается, то человек может еще долго и эмоционально думать об этом [2, с. 306].
Гельштат-терапия сводится к тому, чтобы завершить незаконченное дело до конца, которое может тревожить, создавать бурные эмоциональные реакции и т.д. Любой гельштат проходит по определенному циклу:
1. Возникновение потребности, желания.
2. Поиск способов ее удовлетворения.
3. Сам процесс удовлетворения.
4. Выход из контакта.
Если цикл нарушается, то гельштат остается незавершенным, что позволяет дальше продолжать тревожить человека, возможно даже на протяжении всей его жизни. Это мешает удовлетворению других гельштатов. Такие незавершенные гельштат откладывают отпечаток на развитие психики человека. Завершенные гельштаты действуют на человека положительно, он становится свободным, легким в общении. И.С. Павлов считает, что люди с незавершенными гельштатами ищут подсознательно пути решения в других ситуациях и общении с другими людьми, что обременяет их и создает сложные ситуации при общении с такими людьми [16, с. 94].
В процессе проведения гельштат-терапии человеку предлагается извлечь из подсознания незавершенные им гельштаты, которые создают болезненные образы и мысли, что в целом плохо сказывается на психическом развитии. Через пошаговый анализ незавершенного гельштата человек вносит изменения в свое восприятие мира, в привычное поведение с помощью переосмысливания своих действий и поступков.
И.Д. Булюбаш описывала, что гельштат-терапия учит пациентов следующим положениям:
1. Всегда обращать внимание на свои желания и внутренние потребности, учитывая происходящие в реальной жизни ситуации.
2. Нельзя подавлять свои эмоции и чувства, что позволяет накапливать внутренний негатив к окружающей среде и нарушать контакты.
3. Выражать свои внутренние потребности через творчество, общение или какую-либо человеческую деятельность.
4. Развивать быстрый отклик на любые эмоции и переживания.
5. Обогащение внутренних ресурсов.
6. Стремление к телесным контактам с окружающей средой, благодаря которым развивается чувственный опыт.
7. Стремление к аутентичности – гармоничных отношений со своим организмом [2, с. 372].
В гельштат-терапии используют следующие методы работы с пациентами:
1. Работа через чувственный опыт человека.
2. Выполнение упражнений, направленные на способность выражать свое состояние организма движениями.
3. Проведение анализа воспоминаний.
4. Обыгрывание ситуаций и чувств через метод «вымышленного персонажа».
При проведении гельштат-терапии ставятся две группы задач, которые направлены на решение со стороны психотерапевта и со стороны клиента.
1 группа задач – оказание помощи пациенту обратить внимание на собственные барьеры и построение препятствий для удовлетворения своих потребностей. Это происходит через построение пациентом психологических блоков. Задача психотерапевта найти вместе с пациентом способы удовлетворения потребностей.
2 группа задач – проведение рефлексии через такие процессы, как осознание и выражение своих чувств.
Главной задачей гельштат-терапии является подведение пациента к умению осознавать себя, принять себя и работать со своими внутренними барьерами и желаниями [5, с. 117].
Выделяют основные задачи гельштат-терапевтической практики, которые подробно описаны в исследованиях В.В. Макарова:
1. Работа с эмоциями – выражение подлинных эмоций, осознание собственных чувств и переживаний позволяет индивиду психически развиваться и иметь стабильное состояние, и наоборот, когда человек постоянно анализирует свои эмоции и проводит «работу головой», то это блокирует проявление настоящего эмоционального состояния.
2. Работа с прошлым – в настоящем времени у каждого человека есть следы прошлого, которые положительно или отрицательно сказались на развитии личности, важно их распознать и работать с ними.
3. Проведение рефлексии – анализ, который позволяет выявить причину негативных эмоций, откуда они пришли, кто вызвал их у личности и как их устранить.
4. Работа с телом – изучение телесных ощущений могут дать достоверную информацию о психическом состоянии человека [12, с. 218].
Выделяют основные методы гельштат-терапии в работе с пациентами:
1. Употребление местоимения «я» вместо «мы», «он», «они».
2. Замена глагола «не могу» на «не хочу», «должен» на «предпочитаю».
3. Выяснение того, что стоит за словом «это».
4. Использование прямого обращения вместо описания кого-то в третьем лице.
5. Замена вопроса «почему» на вопрос «как», что не позволяет уйти в рассуждения, а обращает к чувствам.
6. Замена вопроса на утверждение.
В настоящее время гельштат-терапия широко используется среди психотерапевтов, так как она позволяет решить целый ряд выявленных человеческих проблем. Через осознание клиентов собственных переживаний вместе с терапевтом они подбирают наиболее оптимальные пути решения проблем прошлого времени и настоящего [14, с. 68].
Выделяют несколько видов гельштат-терапии: групповая, семейная, парная, детская и индивидуальная.
В настоящее время используют в основном два вида гельштат-терапии – групповая и самотерапия. Групповая терапия позволяет налаживать контакты, взаимосвязи, проигрывать незавершенные ситуации, смотреть на проблемную ситуацию с ракурса другого человека. Особенно эффективным считается, когда в группе присутствуют противоположные мнения, где любой пациент может обратить внимание на ситуацию не только со своей точки зрения, но и человека, который отрицает его взгляды.
Самотерапия направлена на то, чтобы человек по большей части разобрался самостоятельно в себе и своих проблемах, а так же нашел пути решения.
В парной, семейной, детской и групповой терапии главным действующим лицом будет терапевт. Он помогает найти способы решения и выхода из трудных ситуаций и обучает понимать свои эмоции и чувства.
Любой пациент может оказывать сопротивление в процессе терапии, поэтому групповые и парные сеансы позволяют раскрываться человеку, обращая внимание не только на себя и свои переживания, но и на переживания партнера.
Гельштат-терапия подходит для людей, испытывающие трудности в общении и построении взаимоотношений, имеющие большой арсенал психологических проблем, не позволяющие жить в полной мере.
Таким образом, основная идея гельштат-терапии основывается на лечении психических расстройств через эмоции, обращая внимание на проявление негативных чувств, их устранение и закрытие. Гельштат-терапия позволяет пациентам убрать психологические блоки и начать воспринимать мир в новом очертании, который был до проведения терапевтических методов, недоступен для собственного осознания человеком.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Первая глава была посвящена изучению теоретических аспектов гельштат-психологиии. Из первой главы мы можем сделать следующие выводы:
1. Гельштат-психология – раздел психологии, направленный на изучение человека и окружающего его мира как единой целостной структуры без разделения на части.
2. Гельштат-терапия – методы и техники работы с людьми для выявления их скрытых проблем и психологических барьеров.
3. Восприятие мира человеком может искажаться из-за прошлый не закрытых гельштатов, поэтому так важно проводить гельштат-терапию самостоятельно или с помощью специалиста, чтобы осознавать свои чувства и переживания.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕЛЬШТАТ-ПСИХОЛОГИИ
2.1. Методы исследования в гельштат-психологии
Методы исследования в гельштат-терапии определяются совокупность профессиональных приемов, которые позволяют выявить основные движущие проблемы человеком. В основном все методы проходят в игровой форме и ситуациях, когда пациент получает возможность экспериментировать со своими эмоциями.
Гельштат-терапевты в своей работе чаще всего используют упражнения, одни из самых востребованных которые описаны в таблице 1.
Таблица 1. Серия упражнений, применяемые в гельштат-терапии
№ Название Цель Структура проведения
1 Присутствие развитие умения фокусироваться на собственных ощущениях - пациент закрывает глаза;
- концентрируется на собственных телесных ощущениях;
- учитывается естественность;
- пациент открывает глаза, но остается «застывшим телом и мыслями»;
- расслабление тела;
- концентрируется на ощущениях «Я здесь»
2 Ощущение «Ты» развивать умение ощущать присутствие «ты» вместо «эго» Выполняется в паре:
- расположение терапевта и пациента лицом друг к другу;
- закрыть глаза и принять максимально удобные позы;
- ощутить состояние умиротворения;
- открыть глаза;
- проведение бессловесного диалога с партнером;
- забыть о себе, своих переживания и фокусировать свое внимание только на партнера
3 «Я – Ты» достичь состояния «Я – ты – бесконечность» Выполняется в паре:
- пациент должен сконцентрироваться;
- глаза не закрывать;
- проведение мысленного молчания и физической релаксации;
- сконцентрироваться на двух ощущениях «Я» и «Ты»;
- ощутить космическую глубину через пополнение энергетических запасов - ощущение «бесконечность»
Основными процедурами гельштат-терапии являются: взятие ответственности за собственные поступки, действия и мысли, расширение осознания происходящего, формирование правильных фантазий и мечтаний, преодоление психологических барьеров и сопротивления, расширение чувственной стороны, работа с восприятием противоположностей (мнения, функции, предметы).
Помимо упражнений в гельштат-терапии используют различные экспериментальные методы, главной целью которых является помочь человеку понять различные аспекты конфликтов, определить свой жизненный опыт и дать оценку своему психическому состоянию. Существует два самых известных метода гельштат-терапии:
1. Техника «Пустого стула» - упражнение, где пациента ставят перед пустым стулом и просят представить любого знакомого человека или его конкретную часть, сидящую на этом стуле. Далее идет диалог с помощью терапевта между стулом и пациентом, иногда терапевт и клиент меняются ролями. Эта техника позволяет вспомнить о какой-либо ситуации, что позволяет восстановить хронологию событий и определить переживания, которые когда-то стали негативно сказываться на психическом развитии.
2. Техника преувеличения – упражнение, в котором пациента просят многократно повторять и преувеличивать какое-либо движение, например, сильно раскачивать ногой. Цель данного упражнения – осознание пациентом взаимосвязь своих эмоций и поведения.
Рассмотренные нами упражнения, используемые в гельштат-терапии всего лишь незначительная часть из того количества методов, которые помогают пациентам понимать и осознавать свои собственные переживания. Через такие эксперименты и упражнения гельштат-терапия позволяет восстанавливать связь между пациентом и отдельными его частями, которые он привык игнорировать или не замечать, но которые главным образом воздействуют на его подсознание и поведение.
Для изучения личности пациента в гельштат-терапии используются так же приемы, которых существует большое количество. Рассмотрим часто применяемые в практике:
1. Осознание – усиление восприятия через самонаблюдение за собственными переживаниями. Данный прием описан в книге «Гельштат, ведущий к просветлению» Джона Энрайта.
2. Концентрация энергии – осознание собственных проблем не возможно без фокусирования на них собственных энергетических ресурсов. Именно тогда, когда человек обращает внимание на свои проблемы, приходит понимание, что на самом деле происходит с личностью.
3. Принятие решения – через собственные выводы человек делает новые шаги навстречу самому себе, создавая новые позитивные жизненные установки.
4. Работа с полярностями – изучение крайностей поведения, разные образи жизни одного человека. Гельштат-терапия стремится к единству полярностей поведения, в котором не должно происходить отказ одной крайности в пользу другой.
5. Монодрама – разыгрывание роли всех персонажей, которые имеют какое-либо отношение к проблеме, от которой клиент хочет избавиться.
6. Работа со сновидениями – Ф. Перлз уделял этому феномену особое внимание, так как он считал, что глубинная сущность человека проявляется именно во сне. Для этого нужно расшифровать сновидения.
7. Использование переноса – воспроизведение собственного прошлого опыта общения и переживание возникших тогда чувств в настоящем времени.
Рассмотренные нами методы исследования предполагают изучение личности человека, оценка его эмоционального и психического развития, что позволяет гельштат-психологу выявить наиболее актуальные для человека проблемы, переживания, а так же найти способы их решения в настоящем времени, закрыв гельштат из прошлого.
2.2. Методики исследования восприятия в гельштат-психологии
1. «Бендер-гельштат-тест», автор Лоретта Бендер (1938 год).
Данный тест пользуется до сих пор популярностью среди психотерапевтов, так как он легкий в применении, простой по структуре, а так же показывает высокую валидность и надежность полученных результатов. «Бендер-гельштат-тест» - это диагностический тест, который позволяет изучить перцептивно-моторную координацию и невербальный интеллект.
Данный тест можно использовать как с взрослыми, так и с детьми для изучения умственной отсталости, отклонений в поведении, восприятия, позволяет выделить неврозы, психозы, органические мозговые нарушения.
Цель: диагностика степени развития структурных зрительно-моторных функций.
Задачи, решаемые с помощью теста:
1. Изучить уровень развития способности к пространственной организации на основе визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей от 3 до 12 лет.
2. Изучить степень нарушения организации моторных и перцептивных функций у взрослых для выявления различных психических заболеваний и органических поражений головного мозга.
Процедура проведения. Стимульный аппарат включает 9 оригинальных фигур Вертхеймера, которые он использовал для изучения визуального восприятия [Приложение 1]. Испытуемому предлагается скопировать все эти фигуры, раскладывая поочередно все фигуры. Для копирования дается стандартный лист формата А4. Фигуры располагаются перед испытуемым в определенной ориентации к листу бумаги. Начинать обязательно следует с фигуры А, а затем испытуемый может изображать фигуры 1-8 в любой последовательности.
Бендер-гельштат-тест оценивает у детей способности к копированию, которые на разном возрастном этапе могут демонстрировать различные изобразительные навыки. Поэтому автором теста разработаны возрастные нормативные данные [10].
Для оценки полученных результатов используется балльная система по каждой фигуре и в конце интерпретации определяются суммы баллов по каждой из фигур и вычисление общей суммы баллов [Приложение 2]. После апробации результатов, выделяют следующие уровни (зоны) развития зрительно-моторного восприятия:
1 зона – значительные нарушения зрительно-моторной координации, т.е. рисунки не совпадают с примерами.
2 зона – зрительно-моторная координация слабо развита, т.е. рисунки похожи на образцы, но одна или более фигур имеет серьезные нарушения в изображении.
3 зона – средняя развитость зрительно-моторной координации, которая определяется сходством всех изображений с образцами, но незначительно отличаются в размере и положении.
4 зона – зрительно-моторная координация развита хорошо, так как все рисунки выполнены практически так же, как образец. Допускается небольшое нарушение в передаче пространственного расположения рисунков относительно друг друга.
5 зона – высокий уровень развития зрительно-моторной координации, где не допускаются какие-либо дефекты и несоответствия.
2. Вербальный фрустрационный тест, автор Л.Н. Собчик (2003 год).
Данная методика примечательна тем, что позволяет изучать восприятие человеком всего мира через измерения интенсивности, направленности и типов фрустрационной реакции, а так же диагностировать эмоциональную зрелость и степень развития самоконтроля, самооценку, зону конфликта и иерархию его ценностей. Такая методика позволяет в экспериментальных ситуациях, где индивиду ущемляют его интересы, изучить проявления его эмоциональных реакций, психологических блокировок и собственной самооценки.
Цель: изучение проявления эмоциональных реакций и типов их протекания.
Каждый ответ пациента оценивается через 2 критерия: направленность и типы реакций.
1 критерий – направленность реакции, который ответы делит на:
1. Экстрапунитивные реакции – формы осуждения других людей или окружающие объекты, а так же проявление требования разрешить какую-либо ситуацию.
2. Интропунитивные реакции – формы реакций, направленные на самого себя через чувство вины и стремление взять на себя ответственность за какую-либо ситуацию.
3. Импунитивные реакции – малозначимые формы реакций, которые не связаны с чувством вины и склоны исправлять ситуации стихийно, «само собой пройдет».
2 критерий - типы реакций:
1. Фиксация на препятствия.
2. Фиксация на защите собственного «Я», самозащите.
3. Фиксация на удовлетворение потребностей.
Из этих шести категорий получается девять возможных сочетаний - девять факторов оценки реакции на фрустрацию, и два дополнительных варианта с отрицанием собственной вины. Каждый учитываемый фактор оценивается как 1 балл. Оценки суммируются и вычисляются их процентные соотношения. Полученные количественные величины рассматриваются в качестве меры индивидуальной адаптации каждого конкретного обследуемого.
Сам тест представляет собой опросник, состоящий из 13 блоков, в которых представлены по 7 фраз. На эти фразы пациент должен ответить, как на вопрос «Чтобы я сказал(а) и чтобы ты при этом чувствовал(а), если…» [Приложение 3].
В своей методике автор обращает внимание на следующие реакции, как психические явления:
1. Реакция на фрустрацию зависит от типа реагирования, т.е. от ведущей тенденции, уходящей корнями в конституционально заданную предиспозицию.
2. Реакция на фрустрацию зависит от иерархии ценностей обследуемого лица, то есть от того, насколько значима зона интересов обследуемого лица, которая при этом оказалась задетой.
3. Сила этой реакции тем сильнее выражена, чем менее значимо для конкретного индивида фрустрирующее лицо, так как непосредственные реакции проявляются более свободно именно в тех контактах, которые менее значимы: напротив, в общении со значимыми другими индивид максимально контролирует свои высказывания и поступки, особенно агрессивные реакции.
Для того чтобы тест был более точным и надежным при получении результатов, испытуемым предлагают отвечать на вопросы не только «Что бы я сказал?», но и описывать испытывающие при этом чувства и эмоции («Что бы я почувствовал?»).
Интерпретация полученных результатов. Оценоночные баллы (от 1 до 6) интегрируются по двум категориям – чувства и высказывания. Так, 1-2 балла – выраженная аутоагрессия, а 5-6 баллов – выраженная внешне обвиняющая агрессия.
Все баллы проставляются в определенных ячейках регистрационного листа [Приложение 4]. В нем фиксируются данные в сфере отношений, где выявляется наибольшее проявление агрессии, фрустрированные ценности. После чего баллы суммируются в вертикальных столбиках и делятся на количество фрустрирующих лиц. Это позволит выявить среднюю оценку степени агрессивности по каждой из ценностей. Баллы суммруются и делятся на 7 (количество предъявленных ценностей) по горизонтальной строке, что будет нам показывать наиболее высокую напряженность в потребностях.
Е - это сумма всех баллов по вертикали, деленная на число лиц, n , вызывающих фрустрацию у испытуемого своими высказываниями; лица выбираются в зависимости от ситуации и возраста испытуемого.
Максимальные значения по a, b, c, d, e, f, g выявляют наиболее значимые ценности, фрустрация которых вызывает наиболее агрессивную реакцию. Минимальные значения по пунктам 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 выявляет значимых других, в присутствии которых повышается самоконтроль.
Преобладающие ответы, которые оцениваются в 3-4 балла характерны для нормы, что характеризует исследуемую личность как хорошо контролируемую. При этом оценка 3 ставится лицами, у которых умеренно выражены гипотимные или тормозимые черты. Оценка 4 ставится лицами, для которых характерные активность, оптимизм, стеничность. Оценки 5 и 6 свойственные для гипертимных и агрессивных типов личности, у которых плохо развит самоконтроль. Оценка 2 или 1 ставится лицами, для которых характерны тревожно-мнительные черты личности, в основном это пессимистичные интроверты.
Показатели низкой агрессивности обнаруживаются в той сфе


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.