это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3011581
Ознакомительный фрагмент работы:
В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в
образовательном процессе. Создается множество простых и сложных
компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости
от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в
роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором.
Существуют компьютерные программы, направленные на развитие
различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое
восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др.,
которые можно с успехом применять при обучении детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста. Особое место среди
компьютерных программ занимают специализированные компьютерные
программы для детей с различными нарушениями развития.
Поэтому одна из актуальных направлений развития в логопедии на
сегодняшний день − это разработка и внедрение новых программ для
успешной коррекционной работы.
Компьютерные технологии коррекции речевых нарушений в настоящее
время считаются вспомогательными средствами в логопедической работе.
Они являются достаточно уникальными и чрезвычайно эффективными.
Важное значение имеет правильный подбор компьютерной игры,
который зависит, прежде всего, от физиологических и возрастных
возможностей ребёнка.
Одной из таких разработок является специализированная компьютерная
технология «Игры для Тигры», предназначена для коррекции общего
недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного
возраста.
А точнее для коррекции фонетико-фонематических и лексико-
грамматических нарушений речи у детей с:
1. дизартрией,
2. дислалией,
3. ринолалией,
4. заиканием,
5. другими речевыми нарушениями.
Разработчиком данной компьютерной программы является Лариса
Рейновна Лизунова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры
логопедии Пермского государственного педагогического университета.
Данная технология разработана на основе методик обучения детей с
отклонениями развития JT.H. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Е.М.
Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой,
Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.В. Лопатиной, Г.В. Чиркиной, а также
программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.
Васильевой (1985). Она адресована, прежде всего, специалистам-логопедам и
дефектологам детских дошкольных учреждений, но может рекомендоваться
широкому кругу пользователей при условии дополнительного
логопедического консультирования.
Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры
для Тигры» была представлена на всероссийской выставке «Российский
образовательный форум 2004».
В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре
тематических блока, представляющих основные направления коррекционной
работы: «Фонематика», «Просодика», «Лексика» и «Звукопроизношение».
Цветовое решение каждого блока («Звукопроизношение» − розовый,
«Просодика» − зеленый, «Фонематика» − голубой, «Лексика» − желтый)
сохраняется во всех составляющих его упражнениях в виде цветовых фонов
и психологически способствует созданию единой ассоциативной линии
коррекционной работы в рамках каждого блока.
Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на
зрительный контроль над результатами деятельности ребенка. Их
визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных
образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения,
предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при
выполнении задания. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки
корригировать речевые нарушения у детей дошкольного возраста.
Программа «Игры для Тигры» предусматривает возможность
индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему
уровню и зоне ближайшего развития ребенка. Упражнения программы
содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание,
соответствующее реальному уровню развития ребенка и построить
коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-
образовательной программой.
Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» проста в
управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками.
Основное управление в ней происходит при помощи манипулятора «мышь»,
но при необходимости может дублироваться клавишами клавиатуры. Такое
двойное управление представляется целесообразным в ситуации, когда
ребенок при выполнении заданий использует манипулятор «мышь», а
логопед управляет программой при помощи клавиатуры. При этом не
требуется специального обучения работы с программой, и пользовательские
навыки приобретаются непосредственно в процессе работы. Выбор
необходимого блока программы производится наведением на него курсора-
указателя в виде отпечатка лапы тигренка и нажатием на левую клавишу
«мыши».
Программа включает в себя четыре блока:
1. просодика,
2. звукопроизношение,
3. фонематика,
4. лексика.
Каждое занятие включает в себя 3 основных этапа:
1. подготовительный,
2. основной,
3. заключительный
Блок «Просодика» направлен на коррекцию и формирование
просодических характеристик речи:
1. длительности и силы речевого выдоха,
2. громкости голоса,
3. слитности произнесения слов и фраз,
4. темпо-ритмической организации речи,
5. интонационной выразительности речи,
6. тембра,
7. четкости и разборчивости речи.
На начальном этапе работы целесообразно использовать упражнения
блока «Просодика». Это позволит быстро и в увлекательной форме освоить
навыки работы с программой и микрофоном, а также заинтересовать ребенка
в получении положительных результатов.
Принцип работы блока основан на интерактивном общении с
компьютером с использованием микрофона. Голосовая активность
фиксируется микрофоном и представляется на экране в виде
мультипликационных сюжетов.
Выбор упражнений, входящих в блок, производится из подменю,
включающего в себя четыре модуля: «Дыхание», «Слитность», «Ритм»,
«Тембр».
Упражнения данного блока используются непосредственно при
развитии и коррекции просодических компонентов речи детей на одном из
этапов занятия, а также при коррекции звукопроизношения на этапах
подготовки органов артикуляции к постановке звука, постановки звука и его
автоматизации.
В процессе использования упражнений блока «Просодика» необходимо
строго дозировать дыхательную нагрузку на ребенка. Не рекомендуется
повторять упражнения более 2—3 раз подряд без перерыва с целью
избежания перегрузки дыхательного центра, гипервентиляции и
возникновения десинхронизации ритмов мозга или судорог (особенно при
повышенной судорожной готовности). Особенно тщательно следует
подходить к дозированию дыхательной нагрузки при работе с детьми с
заиканием, а также с детьми, имеющими сопутствующие нарушения
центральной нервной системы.
При работе с упражнениями блока «Просодика» важную роль играет
правильность пользования микрофоном. Оптимальное расстояние от губ
пользователя до головки микрофона, обеспечивающее его нормальное
функционирование, определяется техническими характеристиками
микрофона и в среднем составляет 5—7 см.
Модуль «Дыхание» включает в себя 4 упражнения:
«Ветерок», «Одуванчик», «Кораблик», «Воздушный змей».
Модуль « Слитность» − упражнения данного модуля основаны на
плавном произнесении синтагмы и позволяет отрабатывать слитное плавное
произнесение слогов, слов и фраз, работать над чёткостью и разборчивостью
речи, длительностью и силой ротового выдоха и фонации на основе гласных
и согласных звуков. Включает 4 упражнения: «Рыбка», «Облако», «Пузыри»,
«Часы».
Модуль «Ритм». Упражнения модуля позволяет работать над темпо-
ритмической и слоговой структурой слова, а также над чёткостью и
разборчивостью ребёнка. Проведение работы по развитию темпо -
ритмической организации речи способствует подготовке ребёнка к
восприятию интонационной выразительности, её развитию, создаёт
предпосылки для усвоения логического ударения и правильного членения
фразы.
Упражнения : «Машина», «Пирамидка», «Мозаика», «Дом».
Модуль «Тембр». С помощью упражнений данного модуля можно
визуально зафиксировать и измерить частотные характеристики, а также
позволяет построить вокальные задания для развития голосового аппарата
ребёнка, способствующие практическому усвоению навыков правильного
дыхания и голосоподачи в процессе речевого высказывания.
Упражнения : «Муравей», «Самолётик», «Клоун».
Блок «Звукопроизношение» способствует преодолению наиболее
распространенных антропофонических нарушений произношения:
1. межзубный сигматизм свистящих,
2. боковой сигматизм свистящих,
3. губно-зубной ламбдацизм,
4. межзубный ламбдацизм,
5. губно-зубной сигматизм шипящих,
6. боковой сигматизм шипящих,
7. произношение шипящих из нижнего положения,
8. велярный ротацизм,
9. одноударный ротацизм.
Работа с упражнениями блока способствует развитию:
1. двигательных функций артикуляционного аппарата (эфферентное
звено);
2. кинестетических ощущений от положения органов
артикуляции (афферентное звено);
3. зрительного внимания;
4. мыслительных операций анализа и синтеза.
Упражнения блока «Звукопроизношение» способствует проведению
коррекционной работы, направленной на преодоление следующих дефектов
произношения: межзубный сигматизм свистящих, боковой сигматизм
свистящих, губно-зубной ламбдацизм, межзубный ламбдацизм, губно-зубной
сигматизм шипящих, боковой сигматизм шипящих, произношение шипящих
из нижнего положения, велярный ротоцизм, одноударное произношение
звука (р).
Блок «Фонематика» − способствует формированию:
1. неречевого слухового гнозиса,
2. речевого слухового гнозиса (выделение звука на материале слов,
первого звука в слове),
3. звукового анализа (определение положения звука на материале
слов, определение последовательности и количества звуков в
словах различной звуковой сложности),
4. звукового синтеза.
Упражнения блока способствуют развитию:
1. зрительного и слухового восприятия и памяти;
2. словесно-логического мышления.
Упражнения блока направлены на коррекцию и развитие
фонематических процессов у детей. Он состоит из 4 модулей: «Звуки»,
«Слова», «Анализ», «Синтез».
Модуль «Звуки». Упражнения позволяют работать над развитием
неречевого слухового гнозиса, являющегося основой для формирования и
развития фонематического слуха. Включает в себя 4 упражнения: «Музыка»,
«Цирк», «Звук « А», «Звук «О».
Модуль «Слова». Его упражнения направлены на развитие способности
выделения заданного звука на материале слов, могут использоваться при
коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации и дифференциации
дефектных звуков, а также для расширения объёма пассивного словаря,
развития словесно-логического мышления детей. Модуль состоит из 4
упражнений: «Звуковые часы», «Четвёртый лишний», «Животные»,
«Одежда».
Модуль «Анализ» При выполнении упражнений данного модуля
ребёнку требуется произвести операции анализа и классификации
представленного материала. Включает 2 упражнения: «Поезд», «Составь
слово».
Модуль «Синтез» Упражнения модуля позволяют работать над
формированием навыков звукового анализа и синтеза у детей. В процессе
выполнения упражнений ребёнку необходимо расположить предложенные
буквы, заключённые в мыльных пузырях, в нужном порядке, чтобы
получилось слово − название картинки. После выполнения задания
рекомендуется определить количество букв и слогов в полученном слове,
провести его звуковой анализ. Он включает в себя 4 упражнения:
1. «Слова из 3 букв»,
2. «Слова из 4 букв»,
3. «Слова из 5 букв»,
4. «Слова из 6 букв»
Блок «Лексика» направлен на коррекцию и формирование лексико-
грамматических компонентов языка:
1. расширение объема пассивного словаря,
2. формирование и развитие структуры значения слова,
3. введение слова в систему лексических связей,
4. организацию семантических полей,
5. формирование грамматического значения слова,
6. формирование умения структурировать словосочетания и фразы.
Упражнения блока способствуют развитию:
1. коммуникативных навыков,
2. словесно-логического мышления,
3. зрительного, слухового внимания и памяти.
Упражнения блока направлены на преодоление нарушений языкового
развития школьников и раскрывают наиболее значимые моменты
коррекционной работы: расширение объёма пассивного пассивного словаря,
формирование и развитие структуры значения слова в систему лексических
связей, формирование грамматического значения слова, развитие
коммуникативных навыков. Блок включает 3 модуля:
Модуль «Слова» позволяет работать над развитием лексических средств
языка и включает в себя 4 упражнения: «Разложи предметы», «Четвёртый
лишний», «Найди четвёртого», «Что из чего».
Модуль «Словосочетания». Упражнения направлены на развитие
лексической системности языка, формирование грамматического значения
слов, умения структурировать словосочетания и предложения, способствует
расширению словаря. Модуль включает 2 упражнения: «Кто сказал «мяу?»»
(4 варианта задания), «Кто живёт в лесу?».
Модуль «Валентность» Упражнения модуля позволяет работать над
формированием и развитием лексической валентности слов (имён
существительных, имён прилагательных. глаголов), грамматического
значения слова, умения структурировать и использовать в речи
словосочетания и предложения. Модуль включает в себя 4 упражнения: «Чей
домик?»(3 варианта), «Профессии»(3 варианта), «Действия»(3 варианта),
«Признаки».
Использование в коррекционно – образовательном процессе
специализированной компьютерной технологии «Игры для Тигры»
способствует коррекции, формированию и развитию всех сторон речи.
Таким образом, отличные рисунки, объемное изображение, звуковое
сопровождение действий, познавательная направленность упражнений,
игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый
ведущий Тигренок программы «Игры для Тигры» :
1. способствуют повышению мотивационной готовности детей к
логопедическим занятиям,
2. позволят добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на
протяжении всего занятия,
3. осуществляют индивидуализацию обучения,
4. устраняют речевой негативизм,
5. включают в работу различные анализаторы: слуховой, зрительный,
двигательный.
6. учат детей самостоятельно решать проблемные задачи, которые
предлагал главный герой программы.
7. учат доводить начатое дело до конца,
8. расширяют кругозор дошкольников,
9. поощряют ребенка при их правильном решении сказочным героем
являлось стимулом познавательной активности детей и развитию
самооценки,
10. развивают коммуникативные способности,
11. повышают эффективность и качество усвоения программы по речевому
развитию.
Разработанная система приемов дифференцированного и
индивидуального компьютерно-опосредованного коррекционного
воздействия по преодолению недостатков речи у детей через
мультимедийные «Игры для Тигры» является инновационным методом
формирования правильной речи и коррекции ее недостатков и составляет
своеобразное ядро методической технологии логопедической работы с
применением компьютерных развивающих программ.
Основные принципы, положенные в основу построения программы
Игры для Тигры: системный и деятельностный подход к коррекции
нарушений речевого развития, игровая форма обучения, интерактивность,
полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации
сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать
сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных
механизмов, дифференцированный подхода к обучению. Программа
содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет
возможность индивидуальной настройки, объективность.
Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния
корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные
данные; создание психолого-педагогических условий развития
положительной мотивации у детей.
Применение специализированной компьютерной логопедической
программы «Игры для Тигры» делает процесс коррекции речевых нарушений
и развития речи увлекательным и интересным как для ребенка, так и для
специалиста.
Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но
в работе логопеда и дефектолога всегда найдется место для использования
компьютерных программ, что позволит значительно повысить
эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Список литературы:
1. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего
недоразвития речи «Игры для Тигры»: Учебно-методическое пособие / Изд. 2
доп. И перераб .- Пермь,2014.- 60 с 2. CD 2.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!