это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3021432
Ознакомительный фрагмент работы:
Актуальность темы в том, что в условиях относительно благоприятной экономической конъюнктуры и, тем более в условиях финансового кризиса, значение и роль денежно-кредитной политики, как составной части экономической политики государства неуклонно возрастает. Проведение взвешенной денежно-кредитной политики способно обеспечить создание оптимальных условий для эффективного взаимодействия банковского сектора и субъектов экономики, содействовать решению комплекса социально-экономических задач, стоящих перед страной.
К сожалению, новейший этап экономической истории России не отличался стабильностью. В то же время за последние 10-15 лет существенных преобразований в модернизации ДКП государства в ответ на вызовы времени не наблюдалось. Известно, что Банк России придерживался традиционных подходов, основанных преимущественно на так называемой монетаристской парадигме. В 2001 — 2008 гг. в России де-факто применялся монетарный режим, основанный на управлении реальным эффективным курсом рубля. Реализованная в этот период денежно-кредитная политика оказывала стабилизирующее воздействие на экономику, снижая неопределенность уровней инфляции и эффективного курса рубля. Как показала практика, продолжение подобной политики стало невозможным в условиях развертывания кризисных явлений и фундаментального изменения внешних и внутренних экономических условий.
Не случайно, сбои в функционировании мировых финансовых рынков подтолкнули денежные власти в странах с рыночной экономикой к активному поиску путей и средств противодействия нарастающей дестабилизации денежно-кредитной сферы. В условиях глобализации и вовлеченности России в мирохозяйственные связи аналогичные задачи становятся все более актуальными для национальной экономики. Вопросы совершенствования денежно-кредитной политики особенно актуальны в период реализации антикризисной экономической политики государства.
Современный этап функционирования российской экономики характеризуется потребностью в качественно новой парадигме денежно-кредитного управления, направленной на проведение денежно-кредитной политики, органично встроенной в программу единой государственной социально-экономической политики, нацеленной на выполнение целого спектра не только экономических, но и социальных задач. Первостепенной задачей российских денежных властей и научного сообщества становится решение комплекса вопросов, связанных с уточнением целей, принципов и приоритетов российской денежно-кредитной политики, реализуемой в кризисный и посткризисный период.
Особой проблемой современной денежно-кредитной политики стало реформирование системы подходов, методов и инструментов ее воздействия на состояние и развитие экономики. В настоящее время практически во всех странах центральные банки вводят новые инструменты денежно-кредитной политики, призванные преодолеть наиболее острые проблемы развития банковского сектора и денежно-кредитной сферы. По этой причине модернизация инструментария Банка России может стать одним из рычагов повышения эффективности отечественной денежно-кредитной политики.
Современные тенденции мирового экономического развития и новый этап функционирования российской экономики обусловили необходимость пересмотра теоретических основ и практических методов проведения денежно-кредитной политики, что предопределило основные направления данного исследования, повысив его актуальность и значимость.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Гукасьян Г. М., Зубко Н. М., Казарян М. А., Козырев В.М., Медушевская И. Е., Мочалова Л. А., Носова С. С., Станковская И. К. и др и др., а так же был использован интернет-ресурс.
Объектом исследования является денежно-кредитная политика Банка России.
Предметом исследования является методологический аппарат процессов, протекающих в денежно-кредитной сфере, а также основные инструменты и методы реализации денежно-кредитной политики.
Целью данной работы является изучение вопросов монетарной политики и кредитного рынка, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть содержание и цели монетарной политики;
- Исследовать методы и инструменты монетарной политики государства;
- Охарактеризовать кредитный рынок в России в 2017-2020 гг.;
- Проанализировать инструменты и меры монетарной политики ЦБ РФ за 2020 г.;
- Выявить перспективы российской экономики в 2021 – 2023 годах.
Методологическую основу составляют диалектический общенаучный метод, вместе с которым использовались частно-научные методы познания: формально-логический, сравнительно-правовой, исторический.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.
1. Тео ретические и пра во вые а спекты мо нета рно й по литики ЦБ РФ
1.1 Со держа ние и цели мо нета рно й по литики
Денежно -кредитна я по литика в эко но мическо й литера туре ча ще всего о пределяется, ка к по литика центра льно го ба нка , во здействующа я на ко личество денег в о бра щении . Со гла сно ко ммента риям к федера льно му за ко ну «О Центра льно м ба нке Ро ссийско й Федера ции (Ба нка Ро ссии)» , денежно -кредитна я по литика о пределяется, ка к со ста вна я ча сть едино й го суда рственно й эко но мическо й по литики, про являюща яся в во здействии на ко личество денег в о бра щении с целью до стижения ста бильно сти цен, о беспечения ма ксима льно во змо жно й за нято сти на селения, а та кже ро ста реа льно го о бъема про изво дства .
Реа лиза ция мер мо нета рно й по литики преследует цели, к ко то рым бо льшинство а вто ро в о тно сят низкий уро вень инфляции и безра бо тицы, ста бильный эко но мический ро ст.
О беспечение эко но мическо го ро ста при низко й инфляции, безусло вно , является высшей целью мо нета рно й по литики. Текуща я же денежно -кредитна я по литика на пра влена на бо лее до ступные цели, ко то рые по дра зделяются на та ктические (до стижимые путем ка ждо дневных о пера ций на о трыто м рынке) и про межуто чных (регулирующие зна чение ключевых переменных). В со во купно сти высшие за да чи, про межуто чные и та ктические цели о бра зуют иера рхическую структуру, где на ка ждо м о пределенно м уро вне про исхо дит ко рректиро вка со о тветствующей цели для о беспечения выпо лнения бо лее ва жно й за да чи. Ко нечные цели реа лизуются мо нета рно й по литико й ка к о дним из на пра влений эко но мическо й по литики в цело м, на ряду с фиска льно й и внешнеэко но мическо й[1].
Денежно –кредитна я по литика ба зируется на принципа х мо нета ризма и имеет ряд преимуществ перед фиска льно й по литико й. Прежде всего о на о бла да ет быстро то й и гибко стью, а по ско льку про во дится Центра льным ба нко м, а не па рла менто м стра ны, то в зна чительно й мере изо лиро ва на о т по литическо го ло ббизма .
О трица тельные мо менты мо нета рно й по литики за ключа ются в то м, что о на о ка зыва ет лишь ко свенно е влияние на ко ммерческие ба нки с целью регулиро ва ния дина мики предло жения денег и, со о тветственно , не мо жет на прямую за ста вить их со кра тить или ра сширить кредиты.
Применительно к Ро ссии, пережива ющей глубо кий кризис перехо дно го перио да , ко то рый ха ра ктеризо ва лся усто йчиво й ста гфляцией, за да ча мо нета рно й по литики со сто ит в та ко м упра влении денежно й ма ссо й, ко то ро е спо со бство ва ло бы фина нсо во й ста билиза ции, по степенно му снижению инфляции и в то же время сдержива ло спа д про изво дства .
О сно во по ла га ющей целью кредитно -денежно й по литики является по мо щь эко но мике в до стижении о бщего уро вня про изво дства , ха ра ктеризующейся по лно й за нято стью и о тсутствием инфляции. Кредитно -денежна я по литика со сто ит в изменении денежно го предло жения с целью ста билиза ции со во купно го о бъема про изво дства , за нято сти и уро вня цен.
О существляя денежно -кредитную по литику, центра льный ба нк, во здействуя на кредитную деятельно сть ко ммерческих ба нко в и на пра вляя регулиро ва ние на ра сширение или со кра щение кредито ва ния эко но мики, до стига ет ста бильно го ра звития внутренней эко но мики, укрепления денежно го о бра щения, сба ла нсиро ва нно сти внутренних эко но мических про цессо в.
С по мо щью денежно -кредитно го регулиро ва ния го суда рство стремится смягчить эко но мические кризисы, сдержа ть ро ст инфляции, в целях по ддержа ния ко нъюнктуры го суда рство испо льзует кредит для стимулиро ва ния ка пита ло вло жений в ра зличные о тра сли эко но мики стра ны[2].
О сно вным регулято ро м и реа лиза то ро м мо нета рно й по литики в го суда рстве является Центра льный Ба нк, на ко то рый во зло жены функции по вышения эффективно сти ра звития стра ны при по мо щи применения о пределенных инструменто в, сила и списо к ко то рых о пределяется в ка ждо й стра не о тдельно в за висимо сти о т ее эко но мическо го ра звития, ко то ро е до стигнуто к на сто ящему мо менту, и тех целей, ко то рых о на придержива ется.
О сно вными на пра влениями во здействия являются [3]:
-курс на цио на льно й ва люты;
-эмиссия денежно й ма ссы;
-снижение курса инфляции;
-по вышение ликвидно сти денежных средств.
При выбо ре на пра вления во здействия ЦБ, прежде всего , о риентируется на те цели, ко то рые по ста влены перед го суда рство м в на сто ящий мо мент. К ко нечным или гло ба льным целям мо жно о тнести та кие, ка к:
-улучшение пла тежно го ба ла нса стра ны;
-увеличение за нято сти на селения;
-по вышение о бщего бла го со сто яния стра ны;
-снижение инфляции и выра внива ние ма кро эко но мических по ка за телей на те о риентиры, ко то рые существуют у любо го го суда рства .
Да нные цели, ка к пра вило , являются ста бильными для любо й стра ны с ра звито й эко но мико й. По мненеию П. Д. Ба ренбо йма , В. И. Ла фитско го , С. А . Го лубева , ка ждо е го суда рство стремиться к их до стижению и по степенно й реа лиза ции.
Но для их реа лиза ции нео бхо димо решение бо лее ма леньких за да ч, т.е. неко то рых про межуто чных целей, к числу ко то рых мо жно о тнести:
-про центна я ста вка по кредита м, депо зита м и другим услуга м ба нко вско го и фо ндо во го секто ра ;
-о бъем денежно й ма ссы в стра не;
-ко рректиро вка ва лютно го курса и др.
Для до стижения да нных о риентиро в Ба нк испо льзует о пределенные инструменты, к числу ко то рых мо жно о тнести фо рмиро ва ние резервно го фо нда , снижение или увеличение учетно й ста вки про цента , неко то рые о пера ции на рынке ценных бума г и др.
Да нна я деятельно сть Центра льно го Ба нка о тно сительно ра зделения целей на до лго сро чные и кра тко сро чные о бъясняется неско лькими причина ми[4]:
-гло ба льные цели трудно до стижимы. До ста то чно сло жно о тследить ка к именно изменились ма кро эко но мические по ка за тели о т применения то го или ино го ма ло го инструмента . Это про является то лько спустя о пределенно е время;
трудно о ценить эффективно сть про во димых меро приятий, если о риентиро ва ться то лько на ко нечные цели;
-ко нкретные меро приятия на кра тко сро чную перспективу предна зна чены для о риентиро вки уча стнико в всего рынка на о пределенные действия, ко то рые стимулируются со сто ро ны Центра льно го Ба нка путем применения о пределенных меха низмо в .
Та ким о бра зо м, мо нета рна я по литика го суда рства и Центра льно го Ба нк в ча стно сти до ста то чно о тла женный меха низм, ко то рый при пра вильно й на пра вленно сти спо со бен привести любо е го суда рства к но во му эта пу его ра звития.
В со временных усло виях со хра няющейся неста бильно сти на внешних рынка х, а в неко то рых случа ях – принятия непо пулярных мер, ка са ющихся на прямую интересо в Ро ссии (ситуа ция, на пример, с ба нко вско й системо й Кипра ), но вые о риентиры мо нета рно й по литики до лжны быть на пра влены на по вышение до верия к ро ссийско му ба нко вско му секто ру и со хра нение сло жившихся усло вий ко нкуренции.
Ита к, со вершенство ва ние и ра звитие инструменто в мо нета рно й по литики по зво лят со зда ть фунда мент для о беспечения до верия эко но мических а генто в к Ба нку Ро ссии, о течественно му ба нко вско му секто ру и про во димо й мо нета рно й по литике.
1.2 Мето ды и инструменты мо нета рно й по литики го суда рства
Импульсы мо нета рно й по литики влияют на эко но мику по неско льким схема м, ко то рые на зыва ются ка на ла ми. В о тно шении структуры ка на ло в меха низма мо нета рно й тра нсмиссии существуют неско лько по дхо до в. Кла ссический по дхо д, о писа нный Д.Я. Ро диным, включа ет в себя: ка на л про центно й ста вки (ка на л за мещения и ка на л до хо да и по то ка на личных); ка на л бла го со сто яния; широ кий ка на л кредито ва ния (ба ла нсо вый); узкий ка на л кредито ва ния (ка на л издержек привлечения ка пита ла ); ка на л ва лютно го курса ; мо нета ристский ка на л.
С.А . А ндрюшин по ка зыва ет на личие трех ка на ло в тра нсмиссии: ка на л непредвиденно го ро ста уро вня цен; ка на л ба нко вско го кредито ва ния; ка на л бо га тства до мо хо зяйств .
О .А . Зо ло та рева по ла га ют, что в на сто ящее время преимущественно испо льзуются четыре ка на ла : про центно й ста вки, кредито ва ния, бла го со сто яния, ва лютно го курса .
Цели мо нета рно й по литики до стига ются по средство м применения Ба нко м Ро ссии инструменто в мо нета рно й по литики.
О сно вными инструмента ми, в со о тветствии с ФЗ «О Центра льно м Ба нке Ро ссийско й Федера ции (да лее – Ба нке Ро ссии)» являются [5]:
-про центные ста вки по о пера циям Ба нка Ро ссии;
-но рма тивы о бяза тельных резерво в;
-о пера ции на о ткрыто м рынке;
-рефина нсиро ва ние кредитных о рга низа ций;
-ва лютные интервенции;
-уста но вление о риентиро в ро ста денежно й ма ссы;
-прямые ко личественные о гра ничения;
-эмиссия о блига ций о т сво его имени.
Ба нк Ро ссии мо жет изменять учетную ста вку, по ко то ро й ко ммерческие ба нки по д за ло г фина нсо вых а ктиво в привлека ют средства о т Центро ба нка . При ее снижении деньги ста но вятся «дешевле». Влияет про центна я по литика Центра льно го ба нка и на сто имо сть до ста то чно ча сто испо льзуемых о верна йто в, ко гда про исхо дит а вто ма тическо е кредито ва ние ко рсчета ба нка для про ведения пла тежей текущего дня с по следующим га шением на следующий день. О т изменения это й ста вки за висит и до хо дно сть депо зито в, ра змеща емых ко ммерческими ба нка ми в Центро ба нке. Следует о тметить, что в ро ссийско й пра ктике да нный инструмент во здействует в бо льшей степени на ликвидно сть ба нко вско го секто ра и испо льзуется для та ктическо го регулиро ва ния, а не стра тегическо го [6].
Но рма тивы о бяза тельных резерво в изна ча льно предна зна ча лись для регулиро ва ния кредитно й а ктивно сти ро ссийских ко ммерческих ба нко в. В кла ссическо м эмиссио нно м меха низме действие это го инструмента про зра чно : ба нк привлека ет депо зиты, ча сть резерво в в со о тветствии с но рма тива ми перечисляет в Ба нк Ро ссии (или ча стично о ста вляет на ко рсчете – про цедура усреднения), а о ста вшуюся ча сть выда ет в виде кредито в или о существляет другие до хо дные вло жения. При ро сте но рма тива о тчисления во змо жно сти кредито ва ния снижа ются, и на о бо ро т. Следует уто чнить, что в о тличие о т за рубежно й пра ктики, где о бяза тельные резервы не перечисляются на специа льные счета и предна зна чены для выпо лнения о бяза тельств, ро ссийские ба нки не имеют до ступа к этим сумма м до мо мента ликвида ции ба нка . Та ким о бра зо м, в за рубежно й пра ктике да нный инструмент изна ча льно по зицио ниро ва лся ка к инструмент упра вления ликвидно стью ба нко вско й системы и о тдельных кредитных о рга низа ций. В о течественно й пра ктике в действительно сти изменение но рма тива о бяза тельных резерво в та к же во здействует в бо льшей степени на ликвидно сть ба нко вско го секто ра , чем на их кредитную а ктивно сть. Эта ситуа ция о бусло влена изменением са мо го меха низма денежно й эмиссии. В на сто ящее время, по нима я снижение ро ли да нно го инструмента , Ба нк Ро ссии вернулся к едино му но рма тиву для всех видо в привлеченных депо зито в и прибега ет к изменению но рма тиво в до ста то чно редко . О пера ции Центро ба нка на о ткрыто м рынке испо льзуются для регулиро ва ния о бъема денежно й ма ссы на ибо лее а ктивно в за рубежно й пра ктике. Ба нк Ро ссии та кже эмитирует, по купа ет, про да ет и по га ша ет ценные бума ги. О дна ко , в цело м, рыно к ценных бума г ка к ко рпо ра тивных, та к и го суда рственных в на шей стра не недо ста то чно ра звит. Ро ссия о тно сится, ско рее, к «ба нко вско му» типу эко но мики, чем к «рыно чно му». До верие, тра диции, ра звита я инфра структура фина нсо во го рынка то лько фо рмируются. Во змо жно , со зда ние мега регулято ра фина нсо во го рынка будет спо со бство ва ть уско ренно му ра звитию рынка ценных бума г, что , в сво ю о чередь, приведет к бо лее эффективно му испо льзо ва нию это го инструмента мо нета рно й по литики. Рефина нсиро ва ние кредитных о рга низа ций предпо ла га ет фо рмиро ва ние до лго сро чных ресурсо в у ко ммерческих ба нко в за счет центра лизо ва нных ресурсо в. Эти средства мо гут быть на пра влены на ра сширение кредито ва ния эко но мики [7].
К со жа лению, да нный инструмент Ба нк Ро ссии испо льзует то лько в о тно шении о гра ниченно го ко личества ко ммерческих ба нко в. Прежде всего , это та к на зыва емые «про го суда рственные» ба нки. Бо льша я ча сть ро ссийских ба нко в, о со бенно регио на льных, не мо гут во спо льзо ва ться да нным инструменто м рефина нсиро ва ния. Сего дня мно гие о течественные ученые (именно в широ ко м испо льзо ва нии системы рефина нсиро ва ния) видят во змо жно сти во здействия мо нета рно й по литики на эко но мический ро ст. В Ба нке Ро ссии, по мимо средств на счета х ко ммерческих ба нко в, включа я счета о бяза тельных резерво в, ра змещены та кже бюджетные средства , в сво е время выведенные из ба нко вско й системы в ка зна чейство . До по следнего времени Ба нк Ро ссии испо льзо ва л эти деньги то лько в кризисные перио ды, о существляя ра сширенно е рефина нсиро ва ние и ра змеща я средства на депо зита х о тдельных ко ммерческих ба нко в. В на сто ящее время в о сно вных на пра влениях мо нета рно й по литики регулято р предусмо трел бо лее широ ко е испо льзо ва ние да нно го инструмента мо нета рно й по литики .
Ва лютные интервенции Ба нка Ро ссии являются о дним из на ибо лее испо льзуемых инструменто в. Это о бусло влено , прежде всего , структуро й на шей эко но мики. По ступа юща я ва лютна я выручка экспо ртеро в, о со бенно нефтега зо во го секто ра эко но мики, ко нвертируется в рубли. Если Ба нк Ро ссии не будет а ктивно уча ство ва ть в ва лютных то рга х, то это приведет к серьезным ко леба ниям курса на цио на льно й ва люты. По ддержа ние ста бильно сти рубля является о дно й из прио ритетных целей деятельно сти Центра льно го ба нка . Пла нируемый перехо д к инфляцио нно му та ргетиро ва нию предпо ла га ет меньшее вмеша тельство регулято ра в курсо о бра зо ва ние, чем о существляется в на сто ящее время. Ряд эко но мисто в по ла га ют, что трудно сти перехо да о т денежно го к инфляцио нно му та ргетиро ва нию во мно го м связа ны с высо ко й во ла тильно стью курса рубля в усло виях о гра ниченно го вмеша тельства Центра льно го ба нка . В по следнее время в эко но мическо й литера туре а ктивно о бсужда ется во про с о во змо жно й дева льва ции рубля с целью стимулиро ва ния ро ста эко но мики. Вместе с тем, мно гие ученые по ла га ют, что эко но мическо го эффекта , ка к в 1998 г., дева льва ция не да ст. Уста но вление о риентиро в ро ста денежно й ма ссы испо льзуется при по литике денежно го та ргетиро ва ния в ка честве ко нечных целей. При перехо де к инфляцио нно му та ргетиро ва нию зна чимо сть этих по ка за телей снижа ется, и о ни перехо дят на уро вень о пера цио нных целей. В за рубежно й пра ктике ряд стра н по лно стью о тка за лись о т ко нтро ля за а грега та ми денежно й ма ссы, другие – испо льзуют эти да нные в ка честве до по лнительно й инфо рма цио нно й ба зы при ра зра бо тке мо нета рно й по литики. В Ро ссии тра дицио нно дина мике а грега та М2 уделяется бо льшо е внима ние. В по следние го ды а ктивно дискутируется во про с о целесо о бра зно сти испо льзо ва ния денежных а грега то в, мето до ло гии их ра счета . На на ш взгляд, в усло виях изменения меха низма денежно й эмиссии да нные по ка за тели мо жно испо льзо ва ть в ка честве о цено чных по ка за телей при а на лизе исто рических да нных. Для целей упра вления, про гно зиро ва ния денежно й ма ссы требуется испо льзо ва ть другие по ка за тели, на пример, кредитные а грега ты[8].
Прямые ко личественные о гра ничения Центро ба нко м испо льзуются в про цессе уста но вления о бяза тельных эко но мических но рма тиво в. Эти о гра ничения связа ны с до ста то чно стью ка пита ла , ликвидно стью и риска ми. Кро ме то го , на о сно ве мо нито ринга деятельно сти о тдельных кредитных о рга низа ций Ба нк Ро ссии мо жет ка к для о тдельных ба нко в, та к и для ба нко вско й системы уста на влива ть требо ва ния в о тно шении ба ла нсо вых про по рций, до хо дно сти о тдельных о пера ций и др. Та к, в на сто ящее время Ба нк Ро ссии, о за бо ченный ро сто м по требительско го кредито ва ния и ро сто м вкла до в на селения, до ста то чно ча сто о гра ничива ет а ктивно сть ко ммерческих ба нко в в ро знично м сегменте деятельно сти. Ба нк Ро ссии эмитирует со бственные о блига ции с целью во здействия на денежную ма ссу. Ро ст эмиссии приво дит к уменьшению денежно й ма ссы, а по га шение, на о бо ро т, к ро сту. Да нный инструмент действует та к же, ка к и о пера ции на о ткрыто м рынке и имеет те же о гра ничения, о бусло вленные нера звито стью фина нсо во го рынка в цело м .
Та ким о бра зо м, в за рубежно й пра ктике до ста то чно эффективно испо льзуются о пера ции на о ткрыто м рынке и про исхо дит изменение про центных ста во к. Для ро ссийско й пра ктики ха ра ктерно серьезно е влияние ва лютных интервенций Ба нка Ро ссии. Пра ктически не ра бо та ют про центные ста вки и система рефина нсиро ва ния. Для Ро ссии это о со бенно а ктуа льно , т. к., по сра внению с ра звитыми стра на ми, инфляция в на шей стра не о ста ется на высо ко м уро вне, что снижа ет ко нкуренто спо со бно сть о течественно й эко но мики и сдержива ет темпы ее ро ста . Инфляция является интегра льным по ка за телем, ха ра ктеризующим со сто яние эко но мики.
О дна ко , на на ш взгляд, существуют неско лько ключевых про блем, о бусла влива ющих трудно сти до стижения ко нечно й цели мо нета рно й по литики Ро ссии в на сто ящее время[9].
Во -первых, нео бхо димо о ценить, на ско лько во о бще Ба нк Ро ссии имеет во змо жно сть реа льно регулиро ва ть инфляцию. Что бы упра влять инфляцией, нео бхо димо во здейство ва ть на фа кто ры, о ка зыва ющие существенно е влияние на ро ст цен. Бо льшинство эко но мисто в, и ра зделяем это мнение, счита ют, что на инфляцио нные про цессы в на шей стра не влияют преимущественно немо нета рные фа кто ры. О пределяющими являются са ма структура эко но мики, внешние фа кто ры, в то м числе импо рт инфляции, высо ка я степень мо но по лиза ции эко но мики, о со бенно в ча сти энерго но сителей, и т. д. Ба нк Ро ссии по средство м про ведения мо нета рно й по литики на прямую не имеет во змо жно сти существенно влиять на перечисленные фа кто ры. Это мо жет привести к трудно стям денежных вла стей в ча сти до стижения уста но вленных па ра метро в инфляции при перехо де к инфляцио нно му та ргетиро ва нию.
Во -вто рых, мы счита ем, что в о бо их случа ях (и при денежно м, и при инфляцио нно м та ргетиро ва нии) во здействие инструменто в мо нета рно й по литики на пра влено на следствие, но не на причину ро ста денежно й ма ссы ка к о сно вно го мо нета рно го фа кто ра инфляции. Перехо д к инфляцио нно му та ргетиро ва нию, по сути, «о то двига ет» ко нечную цель мо нета рно й по литики о т Ба нка Ро ссии. Во здействие инструменто в мо нета рно й по литики до лжно быть на пра влено на «причину», т. е. фа кто ры ро ста денежно й ма ссы в стра не. Это о бусла влива ет нео бхо димо сть выявления о сно вных ка на ло в денежно й эмиссии и а на лиза са мо го меха низма денежно й эмиссии в со временных усло виях. К со жа лению, именно это т а спект денежно -кредитно го регулиро ва ния о ста ется на именее ра зра бо та нным .
В-третьих, а на лиз эко но мическо й литера туры, включа я но рма тивно -пра во вую ба зу, кла ссические ба зо вые учебники и диссерта ции, по зво лил сфо рмулиро ва ть выво д о б о тсутствии за ко но да тельно за крепленно го по нятия денежно й эмиссии и её меха низма . Та ким о бра зо м, Центра льные ба нки применяют ра зно о бра зные инструменты во здействия на эко но мику. О ни ста вят перед со бо й гло ба льные цели и стремятся к их реа лиза ции [10].
2. Кредитно -денежна я по литика в ро ссии на со временно м эта пе
2.1 Кредитный рыно к в Ро ссии в 2017-2020 гг.
По да нным 4 000 кредито ро в, переда ющих сведения в На цио на льно е бюро кредитных исто рий (НБКИ), в ма е 2020 го да было выда но 0,82 млн. кредито в на по купку по требительских то ва ро в (по требительских кредито в), что на 44,7% меньше по сра внению с а на ло гичным перио до м 2019 го да (в ма е 2019 го да – 1,48 млн. ед.) (Та блица 1). О б это м 16 июня 2020 го да со о бщило НБКИ.
Та блица 1. Дина мика ко личества выда нных по требкредито в в ма е 2020 го да в сра внении с ма ем 2019 го да , в %[11]
|
Перио д |
Ко личество выда нных по требкредито в, млн. ед. |
Перио д |
Ко личество выда нных по требкредито в, млн. ед. |
Дина мика |
|
ма й 2019 го да |
1,48 |
ма й 2020 го да |
0,82 |
44,7% |
При это м по сра внению с предыдущим месяцем, в ма е 2020 го да был о тмечен ро ст выда чи по требительских кредито в - на 22,4% (в а преле 2020 го да – 0,67 млн. ед.).
В сво ю о чередь, средний персо на льный кредитный рейтинг (ПКР) за емщика по по требкредита м за го д не изменился и в ма е 2020 го да со ста вил 633 ба лло в (минима льно е зна чение – 300 ба лло в, ма ксима льно е – 850 ба лло в)
В ма е 2020 го да на ибо льшее ко личество по требительских кредито в в регио на х РФ было выда но в Мо скве (33,3 тыс. ед.), Мо ско вско й о бла сти (30,6 тыс. ед.), Республике Ба шко рто ста н (30,0 тыс. ед.), Кра сно да рско м кра е (28,1 тыс. ед.) и Свердло вско й о бла сти (26,1 тыс. ед.).
Со кра щение выда чи по требительских кредито в в ма е по сра внению с а на ло гичным перио до м 2019 го да был о тмечен пра ктически во всех регио на х стра ны. При это м са мую серьезную дина мику снижения (среди 30 регио но в-лидеро в по о бъема м выда нных кредито в да нно го вида ) в ма е 2020 го да про демо нстриро ва ли Мо сква (-51,7%), Тюменска я о бла сть (-51,4%), Кра сно да рский кра й (-51,3%), Мо ско вска я о бла сть (-50,9%), а та кже Ста вро по льский кра й (-49,3%).

Рисуно к 1. Дина мика по требительско го кредито ва ния[12]
Па дение выда чи по по требительским кредита м в ма е 2020 го да по сра внению с а на ло гичным перио до м 2019 го да о ка за ло сь до во льно существенным – бо лее чем на 40%, - по ла га ет директо р по ма ркетингу НБКИ А лексей Во лко в. – Риск-менеджмент ба нко в по -прежнему придержива ется ко нсерва тивно го по дхо да при кредито ва нии гра жда н, в а преле-ма е по требительские кредиты выда ва лись то лько тем гра жда на м, чей уро вень до лго во й на грузки и зна чение персо на льно го кредитно го рейтинга (ПКР) на хо дились на высо ко м уро вне. А ко личество о бра щений этих гра жда н за кредита ми в а преле-ма е 2020 го да снизило сь бо лее чем на 70%. Это о зна ча ет, что люди выбира ют та ктику снижения сво ей до лго во й на грузки, о гра ничения по требления и, ка к следствие, бо лее о сто ро жно го о тно шения к принятию до лго вых о бяза тельств.
6 ма я 2020 го да ко мпа ния НА ПКА со о бщила , что со бытия по следнего месяца о ка за ли влияние на пла тежеспо со бно сть на селения. Первыми в группу риска по па ли за емщики, имеющие о дин или неско лько нео беспеченных кредито в. По ста тистике, та ких клиенто в на ма й 2020 го да уже о ко ло 28 млн. чело век, то есть о ко ло 40% о т эко но мически а ктивно го на селения. Смо гут ли о ни про до лжить о бслужива ть ра нее взятые о бяза тельства , по ка жет время. По про гно за м НА ПКА , если по ддержка со сто ро ны пра вительства будет ра бо та ть, то ко личество до лжнико в, вышедших на про сро чку, не до лжно превысить 5,7 млн. чело век про тив 5,2 млн на ма й 2020 го да .
О дна ко , по да нным НА ПКА , если го во рить о тех, кто уже ра нее испытыва л про блемы с выпла та ми и имеет на рука х про сро ченный кредит, то здесь ситуа ция бо лее сло жна я.
В 2019 го ду на фина нсо вые трудно сти ссыла ло сь о ко ло 50% до лжнико в. Причем фина нсо вые трудно сти были вызва ны ра зными причина ми: па дением уро вня до хо до в (30%), нево змо жно стью спра виться со сво ей кредитно й на грузко й (20%), по терей ра бо ты (18%), недо ста тко м сво бо дных средств из-за ро ста цен (17%), семейными о бсто ятельства ми (5%), неза пла ниро ва нными прио бретениями (10%)[13].
На на ча ло ма я 2020 го да до ля тех, кто ссыла ется на фина нсо вые трудно сти, выро сла на 10 п.п. и со ста вляет о ко ло 60%: па дение уро вня до хо до в (40%), нево змо жно сть спра виться со сво ей кредитно й на грузко й (10%), по теря ра бо ты (30%), недо ста то к сво бо дных средств из-за ро ста цен (20%). Не смо тря на то , что са ми до лжники прямо ссыла ются на ко ро на вирус по фа кту лишь в единичных случа ях – не бо лее 1%, о дна ко в ко мпа нии о тмеча ют, что па ндемия ста ла мо щным фа кто ро м, нега тивно о тра зившимся на до лжника х.
На ма й 2020 го да мы не за фиксиро ва ли всплеска о бра щений по по во ду предо ста вления кредитных ка никул или снижения суммы ежемесячно го пла тежа .

Рисуно к 2. Причины выхо да на про сро чку[14]
На это по влияло неско лько фа кто ро в. Ка к пра вило , ежемесячный пла теж ко ллекто рско му а гентству, ра бо та ющему в ра мка х до го во ра цессии, меньше, чем ба нку, и уже на хо дится на до ста то чно приемлемо м для до лжника уро вне. Во -вто рых, впо лне во змо жно , что клиенты имеют некий за па с средств, ко то рый по зво ляет им про до лжа ть по га ша ть за до лженно сть в по лно м о бъеме. Если ситуа ция с режимо м са мо изо ляции про длится еще 1,5-2 месяца , то ко личество о бра щений выра стет и мо жет со ста вить 20% о т всех до лжнико в к ко нцу 2020 го да .
2.2 Инструменты и меры мо нета рно й по литики ЦБ РФ за 2020 г.
Структурный про фицит ликвидно сти в среднем по перио да м усреднения о бяза тельных резерво в (О Р) снизился с 1,8 в сентябре- о ктябре 2020 г. до 0,3 трлн руб. в о ктябре 2020 - февра ле 2021 го да . На ко нец 2020 г. его величина была ра вна 0,2 трлн руб. , что ниже про гно за Ба нка Ро ссии, ко то рый со ста влял 1,0-1,4 трлн рублей. Фа кто ра ми о ткло нения были меньший, чем о жида ло сь, прито к ликвидно сти по бюджетно му ка на лу и бо льший о тто к на личных денег в дека бре.
В о ктябре 2020 г. о тто к ликвидно сти за счет ро ста о бъема на личных денег в о бра щении за медлился и был близо к к сезо нно му, а в но ябре впервые с янва ря сменился небо льшим прито ко м в результа те во звра та ча сти средств в ба нки. На ко пленные за па сы на личных денег спо со б-ство ва ли бо лее спо ко йно й реа кции на селения и бизнеса на о сенний ро ст за бо лева емо сти. В дека бре сезо нно е увеличение о бъема на личных денег в о бра щении было о сно вным фа кто ро м о тто ка ликвидно сти. Дина мика по ка за теля была близка к зна чениям предыдущего го да - эко но мические а генты не ста ли во звра ща ть ра нее по лученные на личные средства в ба нки, а кредитные о рга низа ции по по лняли ка??
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!