это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3033074
Ознакомительный фрагмент работы:
Преемственность в формировании коммуникативной компетентности дошкольного
и начального общего образования.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на
определенную стадию развития, проделанную ребенком». (Л. С. Выготский)
Преемственность – принцип изначально положенный в основу системы
непрерывного образования. Реализация его дает возможность создать благоприятную
среду для развития ребенка.
Общие основы преемственности для дошкольных образовательных учреждений и
начальной школы – это:
- развитие любознательности как основы познавательной активности будущего
школьника (познавательная активность не только выступает необходимым компонентом
учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учебе, произвольность поведения
и развитие других важных качеств личности ребенка);
- развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения
творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих
быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной;
- формирование творческого воображения как направления интеллектуального
личностного развития ребенка (это обеспечивается широким использованием сюжетно-
ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной
деятельности, детского экспериментирования);
- развитие коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками
(что является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности).
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые
требования к подготовке детей к школе.
Истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и
навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и
воспитание творческой личности в целом.
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно
постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству,
в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями. Поэтому,
чтобы активизировать богатый творческий потенциал детей, нужно создавать
определенные условия, прежде всего, вводить ребенка в настоящую творческую
деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок
рождаются и развиваются способности.
Я для активизации творческих способностей детей уже давно использую такой вид
деятельности как театральное искусство.
Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца,
живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства
выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия
для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели
современного образования.
И свое выступление я в большей степени посвятила внеурочной деятельности, так
как являюсь руководителем театрального кружка «Сказка», хотя творческие задатки
формирую и развиваю и в урочное время.
Детство каждого ребёнка проходит в мире ролевых игр, которые помогают ему
освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они
копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на
красавицу Забаву, озорного Буратино, добрую Дюймовочку. Игры детей можно
рассматривать как импровизированные театрализованные постановки.
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение создаются объективные
условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума
театральных впечатлений, который является основой для эстетического развития,
последующего систематического художественного образования.
Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются более развитыми, более
приспособленными к учебе в школе.
Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять
театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:
сформировать правильную модель поведения в современном мире;
повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством,
правилами этикета, обрядами, традициями;
совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать
к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так
как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных
высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая
культура его речи, ее интонационный строй.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром
во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы
заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют
развитию умственных способностей.
Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том,
что драматизация непосредственно связана с игрой.
Деятельность педагогического коллектива ориентирована на гармоничность
развития дошкольника, которая заключается в примерно одинаковом уровне развития
всех показателей интеллекта.
Подготовка ребенка к школе - это не сиюминутный процесс, а длительная,
кропотливая работа в течение всего периода дошкольного детства. Психологическая
готовность к школе возникает постепенно, как итог всей дошкольной жизни ребенка.
Дошкольный и младший школьный периоды наиболее чувствительны именно к
факторам окружающей среды. Насколько эта среда будет комфортной для роста, развития,
здоровья ребенка - покажет время. Но до тех пор, пока человек растет, окружающей
средой будет организация его жизнедеятельности: условия и организация развивающего и
воспитательного процесса, взаимоотношения между ним и взрослыми, между ним и
другими детьми, а также соответствие требований со стороны взрослых, предлагаемых
ими программ обучения индивидуальным возможностям ребенка. Ответной реакцией
человека на факторы окружающей среды в более старшем возрасте станет его стиль
поведения. А поведение, как хорошо известно, формируется опять же в детстве под
влиянием окружающей среды. Поэтому мы считаем, что педагогам ДОУ и младших
классов необходимо знать не только сами факторы окружающей среды, но и их влияние
на развитие и здоровье ребенка.
Наша цель - создать все зависящие от нас условия для того, чтобы помочь каждому
ребёнку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и
счастливым.
Дети учатся в любой окружающей среде, в которой они находятся.
Самое главное она должна внушать ребёнку доверие, чувство принадлежности,
давать ощущение независимости и безопасности, а также чувство того, что у него есть
право на собственную «личную жизнь» - он может побыть один, у него есть своё место и
вещи.
Созданная нами среда способствует тому, что ребёнок проявляет собственную
инициативу, пробует делать что-то новое, это развивает его самооценку и способствует
становлению чувства успеха.
В основе создания предметно - развивающей среды - психолого - педагогическое
обоснование - учёт склонностей педагогов, - потребностей и возможностей детей.
Дети и взрослые являются творцами своего предметного окружения.
Принцип развивающего обучения предъявляет определенные требования
к дошкольному образованию, в том числе и к речевому развитию детей. Уровень развития
речи является надежным и информативным критерием «школьной зрелости».
В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и
регулирования деятельности ребенка, обогащается словарный запас и грамматический
строй его речи. Обучение языку мы рассматриваем не только в лингвистической сфере, но
и в сфере общения детей со сверстниками и взрослыми. Отсюда важнейшей задачей
становится формирование не только культуры речи, но и культуры общения.Педагогами
созданы авторские методические разработки: по развитию речи, риторике, этике,
театрализованной деятельности.
Языковой опыт ребенка формируется на основе понимания психологических и
лингвистических законов усвоения фонетики, лексики и грамматики языка.
Только комплексное развитие речевых умений и навыков дает положительный результат.
Развитие ребенка в нашем ДОУ носит целостный характер. Особое внимание
воспитателей обращено на то, что готовность ребенка к школе определяет не специальная
подготовка (технические навыки чтения и графические умения, а социальная зрелость
ребенка, его интерес и желание стать школьником, «багаж» реальных представлений о
школьной жизни и умение строить коммуникативные каналы.
Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты,
составляющие основу коммуникативной и речевой компетенции:
- потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
- владение вербальными и невербальными средствами общения;
- эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству;
- умение слушать собеседника.
Наиболее значимыми являются 2 аспекта:
1) Общение и взаимодействие, т. е. умение предъявлять в устной или
письменной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
точки зрения;
2) Работа в группе, т. е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие
взаимоотношения, эффективно сотрудничать и способствовать успешному результату
взаимодействия.
Успешность процесса формирования у дошкольников указанных компонентов
коммуникативно-речевых компетенций создает основу для
развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном
возрасте, что позволяет обеспечить преемственность коммуникативно-речевого развития
детей.
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов
успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных
навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе
при совместной деятельности. Что бы быть успешным, нужно быть
более коммуникативно – активным, способным адаптироваться, эффективно
взаимодействовать и управлять процессами общения.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетенцию и учет
позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми. Таким образом, нами была сформулирована тема
экспериментальной работы «Преемственность
в формировании коммуникативных компетенций при переходе от дошкольного к
начальному общему образованию».
Цель проекта – создание (проектирование) условий формирования
коммуникативных компетенций дошкольников.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Разработка Программы коммуникативных компетенций для предшкольного
возраста.
2) Разработка научно-методических основ, методов и средств
оценки сформированности коммуникативныъх компетенций, включая систему типовых
задач на основе выделения критериев и требований к инструментарию их оценки.
3) Создание развивающей среды ДОУ для развития коммуникативных
компетенций.
4) Разработка методических пособий в помощь родителям для занятий с детьми.
Дошкольник, овладевший коммуникативно-речевыми компетенциями,успешно
адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения: традиционной или
развивающей.
Взаимодействие МДОУ и школы, обеспечивающее создание
единого образовательного пространства и преемственности в развитии ребёнка, строится с
учётом современной социальной ситуации.
Одним из направлений этой взаимосвязи является обеспечение качественного
психолого-педагогического сопровождения ребёнка, позволяющего не только преодолеть
возникающие трудности в процессе обучения, но и предотвратить их. Эти важнейшие
задачи мы стараемся успешно решать в условиях разностороннего взаимодействия
детского сада и начальной школы, так как наше дошкольное учреждение выступает в
качестве открытой, готовой к диалогу со школой и общественностью воспитательно-
образовательной системой, чему способствует расположение сада в здании самой школы.
Реализация принципа преемственности между дошкольным и начальным
школьным образованием осуществляется нами посредством координации деятельности
МДОУ и школы в течение ряда лет на договорной основе. Договор со школой
заключается в:
- обеспечении преемственности в развитии ребёнка,
- создания единого образовательного пространства, способствующего
эмоционально-целостному, социально-личностному, мотивационному, познавательному,
эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности.
Традиционными в практике сотрудничества педагогов МДОУ и
учителей начальных классов школы являются:
• мероприятия (научно-практические конференции педагогов МДОУ и
учителей начальных классов);
• Встречи с родителями в рамках групповых и фронтальных форм педагогического
просвещения;
• Организация совместных праздников;
• Организация совместного досуга и деятельности дошкольников и младших
школьников;
• Дни открытых дверей.
Со школой разработано приложение к договору, согласно которому проводились
такие мероприятия,как:
• Проведение зимних игр на воздухе с детьми всех возрастных групп;
•Проведение благотворительных акций:
- благоустройство зимней игровой площадки,
- оснащение предметно-развивающей среды игровым оборудованием и
оборудованием по трудовому воспитанию,
- пополнение фонда библиотеки МДОУ детской, художественной и познавательной
литературой.
В практике нашего дошкольного учреждения и школы существуют
продуктивные формы сотрудничества: экскурсионное знакомство детей подготовительной
группы со школой, родительские собрания в подготовительной группе с участием
администрации и учителей школы, Дни открытых дверей в школе для родителей
подготовительных групп.
Благодаря постоянному сотрудничеству МДОУ со школой у
старших дошкольников, а также у выпускников и у их родителей формируется желание
активно взаимодействовать в социуме, что и обеспечивает им социальную зрелость
и компетентность, формируется позитивный образ современной школы.
Таким образом, преемственность, создающая общий благоприятный фон для
физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в МДОУ
и начальной школе, способствует сохранению и укреплению его физического и
психического здоровья, а это – важнейшая задача образования и его основной результат.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!