это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3040085
Ознакомительный фрагмент работы:
Поступая в высшее учебное заведение, начинающий студент, только
окончивший школу, попадает в новую для него среду. Включение в иную
культурную и образовательную среду непременно ведет к необходимости
социальной адаптации к новым условиям. Процесс социальной адаптации
давно исследуется педагогическим сообществом. Было выявлено, что у
каждой личности свой адаптационный барьер, т.е. способность реагировать
на воздействие факторов окружающей среды, который в основном зависит от
психологических качеств индивида. В результате таких исследований, было
доказано, что именно от того, как первокурсник осваивается в новых
условиях обучения, во многом зависит его дальнейшая успеваемость. Иными
словами, социальная адаптация выступает в качестве фундамента
эффективности процесса обучения в целом.
Становление личности будущего профессионала во многом
основывается на тех образовательных ресурсах, которые предназначены для
приобретения студентом адаптационного опыта. Именно поэтому
инновационное образование в России призвано решать проблемы социальной
адаптации студентов, поступивших в вуз. Эти задачи прописаны во многих
нормативных актах, например, в «Концепции долгосрочного социально-
экономического развития Российской Федерации на период до 2020г»[1], а
также в Федеральном законе «Об образовании в РФ»[2] .
Рассмотрим подробнее, что же представляет собой адаптация студента
и, непосредственно, социальная адаптация. Термин «адаптация», в переводе с
латинского означающий «приспособление», был введен в 18 в. физиологами
и использовался в биологии. Адаптация тогда подразумевала под собой
приспособление индивида к изменяющимся условиям окружающей среды.
Социальная адаптация – это процесс активного приспособление человека к
условиям, нормам и ценностям социальной среды.
Социальная адаптация в вузе включает в себя профессиональную и
социально-психологическую адаптацию студентов.
Теоретической основой и эмпирической базой в исследованиях
процесса социальной адаптации студентов к обучению в вузе, послужили
труды Безюлевой Г.В., Посоховой С.Т., Васильевой Т.Д., Колызаевой Н.Д.,
Коровиной И.В. и др.[4]. Мировая социология при изучении процесса
адаптации в основе своей рассматривает влияние социальных норм на
поведение индивида.
Приспособить студента к обучению в вузе, в общем понимании,
означает донести до него понимание необходимости выполнения учебных и
социальных требований, предъявляемых в новых для него условиях
обучения. Помимо этого, важно чтобы студент сам, осознанно, взял на себя
обязанности по исполнению данных требований. Здесь важным компонентом
процесса социальной адаптации будет являться соизмеримость внутренних
самооценок студента с реальными его возможностями. Этой концепции
придерживался М. Вебер, называя данную соизмеримость
«рациональностью»[5]. Иными словами, адаптация, по его мнению, это
удовлетворение своих потребностей наиболее рациональным способом.
Для того, чтобы пробудить социальную и профессиональную
активность у студента первокурсника, необходимо учитывать особенности
процесса адаптации при планировании учебно – воспитательного процесса.
Таким образом, первоочередными задачами при этом должны выступать:
- создание позитивного отношения к будущей профессиональной
деятельности,
- необходимость подвести к исполнению норм образовательного
процесса,
- развитие необходимых для этого качеств и навыков.
Решение этих задач позволит избежать многих негативных факторов в
период социальной адаптации студентов в вузе.
Важно отметить, что помимо образовательной функции, вуз берет на
себя и воспитательную, которую реализуют закрепленные за группой
кураторы из числа преподавателей. Куратор – это человек, призванный
помогать студентам решать возникающие вопросы, связанные с учебной и
общественной деятельностью. Куратор, как опытный педагог, должен
осуществлять свои функции, опираясь на индивидуальный подход, что
способствует успешной адаптации студентов к новым условиям обучения.
Также очень важно, чтобы куратор, при выполнении воспитательной
функции, использовал все возможные современные способы организации
работы со студентами, такие как:
мастер-классы,
командный способ решения практических заданий,
современные технологии проектной деятельности и др.
За каждым куратором закрепляется обязанность вести «Паспорт
адаптации первокурсника», что значительно помогает в реализации функций
адаптации первокурсников и в выявлении трудностей, с которыми студенты
первого курса сталкиваются в адаптационный период.
Социальной адаптации студентов способствует целая система
мероприятий, таких как, например, праздник «Посвящение в студенты»,
семинары по введению в специальность, различные академические группы,
выступления лучших педагогов вуза и т. д. Совместная деятельность
помогает организации учебного процесса и досуга студентов
Исследования проблем социальной адаптации, проводимые Крыловым
А.А., выявили, что важным аспектом адаптированности, как показателя
адаптации студента, является его включенность в определенный вид
общественной вузовской деятельности. Чаще всего это проявляется в
творческой деятельности, которая практически всегда положительно
оценивается социумом.
В педагогической науке выделяют три аспекта адаптированности[3]:
1. Внешний, подразумевающий успешность в учебной и
общественной деятельности.
2. Внутренний, включающий позитивное психо - эмоциональное
состояние студента, его уровень самооценки, способность
ощущать себя частью жизни общества.
3. Системный, под которым подразумевается самореализация
студента. Высшей формой адаптации студента принято считать
его самореализацию.
Нельзя не сказать о том, что специфика адаптации студентов вузов
сосредоточена не только на условиях обучения, но и связана с
особенностями юношеского возраста, в котором осуществляется важный
этап – социализация личности. Важно, что в результате невозможности
личности приспособиться к новым условиям обучения, можно наблюдать
явление дезадаптации. Вот почему, для формирования полноценной
личности и социальной зрелости индивида, важно развитие
коммуникативных навыков и устойчивых профессиональных ценностей.
Резюмируя вышесказанное, важно отметить, что в связи с тем, что
наше общество находится в динамичном развитии, необходимо постоянно
модернизировать пути решения вопросов социальной адаптации студентов,
организовывать новые социальные службы в самих вузах, целью которых
будет предотвращение дезадаптации молодежи в новых условиях обучения.
Список использованных источников
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] //
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от
08.09.2010). [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=Law;n=90601
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу
01.01.2014) [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148547
3. Албитова Е. П., Рогалева Г. И. Социальная адаптация студентов-условие
формирования субъектной позиции, социального статуса" студент вуза"
//Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2015. – №.
4 (13).
4. Демьяненко, Н. В. Понятие социальной адаптации студентов-
первокурсников к обучению в высшем учебном заведении / Н. В.
Демьяненко, Я. В. Ермакова, В. Н. Куровский. — Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 942-
944. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28060/ (дата обращения:
31.03.2021).
5. Титова П. С., Хацаюк Н. С. Социально-педагогическая адаптация
студентов-первокурсников в высшем учебном заведении //Научный
вестник Крыма. – 2018. – №. 1 (12).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!