это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3046924
Ознакомительный фрагмент работы:
Конституция Российской Федерации предусматривает, что
государственная власть в нашей стране осуществляется на основе разделения
на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которой
самостоятельна. В то же время государственная власть в современном ее
понимании едина, и все ее ветви, с учетом специфики их функций,
выполняют свои задачи, обеспечивающие решение общих проблем
государства. Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей –
одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10
Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7
Конституции РФ.
Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь
государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют
возложенные на них законом полномочия посредством установленного
судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть
осуществляется посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства.
Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять
(считать одним и тем же) с судами, судебной системой. Судебной властью
надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и
в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями
обладают.
Судебная власть, охраняя права и свободы человека, защищая законные
интересы государства, становится, по существу, участником осуществления
всех функций государства. Ее роль в условиях динамично развивающегося
российского общества, функционирования рыночного хозяйства, безусловно,
возрастает. И это важно, поскольку в демократически организованном
обществе разрешение возникающих конфликтов должно происходить без
произвола и насилия, на основе известных всем правовых установлений, что
должно в идеале обеспечиваться судебной властью.
Таким образом, судебная власть представляет собой самостоятельную
ветвь государственной власти Российской Федерации, осуществляемой
независимым судом в сотрудничестве с другими институтами государства и
общества.
Поэтому судебную власть можно определить как функцию
государства, состоящую в способности и возможности государства защищать
нарушенные или оспоренные права физических и юридических лиц,
руководствуясь действующим законодательством, осуществляемую судами в
предусмотренной законом процессуальной форме и обеспеченную
принудительным исполнением.
Функции судебной власти необходимо раскрывать через общую
теорию права, где функция - направление воздействия права на
общественные отношения, либо направления правового регулирования.
Также функция - обязанности, круг деятельности, назначение, работа,
производимая органом.
Функции судебной власти условно подразделяются на ведущие
(основные) и дополнительные:
ведущие – выполнение правосудия, конституционный надзор;
дополнительные – контролирование законности и
конструктивности урегулирования деятельности
государственных органов, выполнение приговоров, соучастие в
создании судейского корпуса.
Общепризнанными в экспертном сообществе функциями судебной
власти являются:
1) правосудие;
2) судебный контроль за законностью применения мер
процессуального принуждения;
3) толкование правовых норм;
4) удостоверение фактов, имеющих юридическое значение;
5) ограничение конституционной или иной отраслевой
правосубъектности граждан России.
Правосудие одновременно представляет форму осуществления
судебной власти и является ее функцией. В рамках функции (как
направление воздействия права на общественные отношения) правосудие
осуществляет:
1) Контроль за конституционностью нормативных и
правоприменительных актов;
2) Сдерживание, уравновешивание законодательной и исполнительной
власти;
3) Применение в необходимых случаях мер предупредительного
воздействия и мер государственного принуждения;
4) Обеспечение общественной и правовой ценности судебных актов
правосудия, устанавливающих наличие данного права и факта его нарушения
и ликвидирующих конфликт.
Контролирующие функции судебной власти реализуются в первую
очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов
субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции
РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ, а также в форме
контроля за законностью решений местных представительных и всех
исполнительных органов, в государственном управлении путем:
рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и
решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и
свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об
административных правонарушениях;
проверки при рассмотрении уголовных дел качества
предварительного расследования;
рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными
правовых актов управления;
проверки при рассмотрении уголовных, гражданских,
административных дел законности и дисциплины в деятельности
органов, организаций и их должностных лиц, законности
правовых актов управления, имеющих значение для разрешения
дела.
Контрольная деятельность также представляет собой:
обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений;
разбирательство и решение дел об административных
правонарушениях подведомственным судам;
разъяснение действующего законодательства по вопросам
судебной практики;
реализацию Верховным Судом РФ права законодательной
инициативы.
Правосудие как специфическое направление реализации
государственной власти отличается от иных функций правоприменительных
и правоохранительных органов тем, что оно представляет собой самую
широко применяемую форму реализации судебной власти, являет собой
высший уровень защиты прав, свобод и законных интересов гражданина и
человека и осуществляется посредством точного соблюдения предписанного
законом порядка и норм судопроизводства.
Функцию конституционного контроля в судебной системе РФ
осуществляет Конституционный суд РФ, целью которой является защита
конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина,
обеспечение верховенства и прямого действия предписаний Конституции РФ
на всей территории Российской Федерации. Осуществление данной
масштабной и глобальной по своей значимости функции говорит о том, что
правосудие не единственная функция судебной системы в РФ, а судебная
власть России приобретает многофункциональный характер.
Рассматривая данную функцию необходимо подчеркнуть главное: все
носители судебной власти призваны действовать в относящемся к их
юрисдикции правовом пространстве в качестве потенциальных защитников
Конституции.
Главная функция Конституционного Суда РФ - обеспечение
конституционного контроля, т.е. проверка федерального законодательства,
других актов на предмет их соответствия Конституции РФ.
Функция судебного контроля - это одна из форм осуществления
судебной власти, обеспечивающей соблюдение законов и надлежащий
правопорядок в обществе. Перед судебным контролем стоит задача либо
предупредить, либо выявить нарушение в применении закона.
Примером выполнения судебной властью функции судебного контроля
является предоставленные судам полномочия и проводимая судебная
деятельность в пределах закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности
в Российской Федерации», осуществляемая согласно ст.23 Конституции РФ и
выражающаяся в ограничении права на тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений .
Указанное полномочие значительно расширило функцию судебного
контроля и оказалось настолько важным, что Пленум Верховного Суда
Российской Федерации 24 декабря 1993 г. Принимает постановление «О
некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции
Российской Федерации». Смысл постановления сводится к следующему:
прежде чем судье выносить мотивированное постановление о разрешении
проведения ОРМ или следственных действий, ограничивающих
конституционные права граждан, судье рекомендуется принять к своему
рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения
указанных прав граждан.
Функцию судебного контроля расширяет и полномочие в виде
контроля за законностью и обоснованностью арестов, произведенных
органами дознания и предварительного следствия.
После обновления процессуального законодательства и приведения его
в соответствие с Конституцией РФ, к функции судебного контроля стало
возможным отнести рассмотрение ходатайств о наложении ареста на
имущество, о даче разрешения на производство личного обыска.
К функциям судебной власти принадлежит также судебный контроль за
законностью и обоснованностью решений и действий государственных
органов, должностных лиц и государственных служащих в случае их
обжалования в суд.
Таким образом, можно сделать вывод, что с позиции государства
судебный контроль представляет собой аспект надлежащего выполнения
государственной функции по обеспечению соблюдения прав и свобод
человека и гражданина на всей его территории. А также контроль за
законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных
органов и органов государственного управления, правоохранительных
органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания
подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий,
связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на
неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и
т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди
других ветвей государственной власти.
Список используемых источников:
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020);
2. Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации"
от 17.12.1998 N 188-ФЗ
3. Чарыев М. Р. Функции судебной власти // Российский судья.
2002. №3. С. 7-11;
4. https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-funktsiy-sudebnoy-
vlasti/viewer - Статья «Классификация функций судебной власти», автор П.К.
Лысов;
5. Анишина В. И. Функции судов как самостоятельной ветви
государственной власти // Российский судья. 2006. № 10. С. 16.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!