это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3063511
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ. Конституционное право в России является важнейшей отраслью права, а Конституция РФ, в свою очередь, возглавляет систему источников права в Российской Федерации, и закрепляет основополагающие положения для жизни общества и государства, она также обладает верховенством перед всеми другими источниками. Другие источники данной отрасли призваны развивать положения Конституции РФ. Так, сфера конституционно-правового регулирования всегда имела большое значение. С учетом того, что данная отрасль развивается и трансформируется (здесь можно также упомянуть о поправках в Конституцию РФ, внесённых в 2020 году), вопрос об исследовании источников конституционного права Российской Федерации и требований, предъявляемых к ним, несомненно, является актуальным.
Целью данной курсовой работы является на основании нормативно-правовых актов, актов судебных органов, научной литературы изучить юридические свойства источников конституционного права Российской Федерации, а также требования, предъявляемые к таким источникам.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
- раскрыть понятие источников конституционного права Российской Федерации, их признаки, определить их правовую природу;
- изучить особенности системы источников конституционного права, их виды;
- обозначить особенности правового регулирования отдельных видов источников конституционного права, в том числе требований предъявляемых к их содержанию, и порядку принятия и вступления в силу;
- обозначить позиции учёных-правоведов о проблемных аспектах изучаемой темы, а также сформировать свою собственную позицию по данным вопросам.
Объектом исследования являются источники конституционного права, а также требования предъявляемые к ним.
Предметом данной работы является изучение правовых норм законодательства РФ, а также источников научной литературы по вопросам особенностей источников конституционного права Российской Федерации и требований предъявляемых к ним.
Научная и практическая значимость исследования заключается в многостороннем исследовании проблемы в соответствии с современными реалиями, а также в обобщении актуальных правовых источников для дальнейшего рассмотрения изучаемого вопроса.
Теоретической основой работы стали труды таких учёных, как Кутафин О.Е., Лазарев В. В., Баглай М.В., Козлова Е. И., Авакьян С.А., Лукьянова, Е. Г. и др.
Основным нормативно-правовым актом при раскрытии вопросов об особенностях источников конституционного права РФ является Конституция РФ.
При написании курсовой работы были использованы такие общенаучные методы, как индукция, дедукция, а также специально-юридические методы, как системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой.
Данная работа состоит из введения, трёх разделов, разделённых на подразделы, заключения и списка использованных источников.
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИСТОЧНИКАХ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА1.1. Понятие и признаки источников конституционного праваРаскрывая вопрос о понятии источников конституционного права, прежде всего, стоит отметить, что в науке долгое время велись дискуссии и о самом понятии «источники права».
На сегодняшний день, как правило, не отрицается, что источник права представляет собой форму выражения права или государственной воли. Однако существуют различные подходу к раскрытию этого значения. Так, например нормативный подход подразумевает выражение норм права в нормативных источниках, с чем трудно согласиться, так как можно проследить формирование правовых норм, например, в процессе судебной практики или же в ходе исторического развития, и выработки правовых обычаев.
Хочется отметить, что наряду с понятием «источники права» часто встречается, как равнозначное понятие «форма права». Однако некоторые из исследователей полагают, что употребление понятия «форма права» вместо «источников права» не является корректным. В целом, первый подход предлагался советскими учёными-правоведами, такими, как С.С. Алексеев, Н.Г. Александров, Л.С. Зивс и др., что было связано, в первую очередь с позитивизмом (т.е. признаниями правовыми только норм позитивного права, и первостепенной роли государства в их утверждении), что соответствовало типу советского правопонимания.
Источники права рассматривают традиционно также с позиций материального, формального подходов, в идеологическом смысле. Об источнике права в материальном смысле говорят обычно в аспекте общественных отношений, материальной жизни, так как развитие общественных отношений порождает потребность в правовом регулировании. Формально-юридический подход рассматривает источники с позиции внешнего выражения права, а в идеологическом смысле они выступают в качестве идей, юридических концепций.
В целом, исследователями конституционного права при определении понятия «источники конституционного права» используется формально-юридический подход, и понимают под ними нормативно-правовые акты, закрепляющие конституционные нормы, например, сторонником такого понятия является О.Е. Кутафин, утверждающий, что объективация нормы в определённой форме придаёт ей правовой и общеобязательный характер, и для ее реализации необходимо государственное воздействие. Такой подход отражает во многом устоявшееся в советском праве понятие источников «государственного права», где также предполагалось наличие материального подхода, обозначавшего преимущественно силу, создающую право. В свою очередь, как можно увидеть, этими двумя точками зрения ограничиваются и многие современные исследователи.
Однако не все исследователи предполагают, что конституционные нормы закрепляются нормативно-правовыми актами. Так, например С.И. Некрасов допускает возможность наличия в конституционном праве источников помимо нормативно-правовых актов, и в качестве понятия рассматривает их, как форму выражения конституционно-правовых норм. Данный исследователь утверждает, что в праве России можно проследить все основные правовые источники, однако нормативно-правовой акт является одним из самых распространённых ввиду принадлежности российской национальной правовой системы к романо-германской правовой семье. Такая позиция представляется обобщающей, и более аргументированной для устранения противоречий в аспекте видов источников конституционно-правовых норм, так как этот вопрос долгое время остаётся актуальным и вызывает дискуссии. Вопрос о видах источников конституционного права, а также в целом о системе будет рассмотрен далее, но, прежде всего, необходимо раскрыть их основные признаки.
Исходя из понимания источника права, в любом из случаев следует, что ни один правовой источник, в том числе конституционный не может существовать без нормы права. Помимо прочего, выделяют также такие признаки источников права, которые присущи конституционно-правовым источникам, как формальная определённость, общеобязательность, а также общеизвестность. Относительно первого, стоит отметить, что этот признак воплощается в том, что подразумевает внешнюю форму выражения той или иной нормы, конкретные права и обязанности, ответственность. В свою очередь, под общеобязательностью понимается обязательный характер соблюдения, реализации конституционно-правовых норм для всех субъектов соответствующих правоотношений. Что касается общеизвестности, как признака источника права, то ее сущность раскрывается в доведения до сведения конституционно-правовых норм, их обнародование в определённом порядке. Некоторые из авторов выделяют также структурированность как признак источников конституционного права, выражающаяся в наличии устойчивых связей между источниками, и тем самым позволяющая взглянуть на источники конституционного права, как на единую систему, несмотря на всю их неоднородность.
Таким образом, можно отметить, что существуют неоднозначные взгляды на сущность понятия конституционного права, исходящая из наличия различных типов правопонимания. Сегодня предпринимаются попытки уйти от формалистского понимания источников конституционного права. Исходя из изученной по данной проблематике научной литературы, предполагается более аргументированной позиция о понимании источников конституционного права, как формы выражения конституционно-правовых норм. Также в научной литературе обозначаются такие основные признаки источников конституционного права, как общеобязательность, общеизвестность, нормативный характер, формальная определённость и структурированность.
1.2. Система источников конституционного праваТрадиционно, в теории выделяют такие источники права, как нормативно-правовой акт, обычай и прецедент. Некоторые из исследователей, как уже отмечалось ранее, полагают, что системе источников российского конституционного права присущи все из перечисленных видов. И ввиду того, что нормативно-правовой акт в этой иерархии составляет основополагающее значение, его виды также подлежат внутреннему структурированию и систематизации. Данная позиция является дискуссионной, однако без ее рассмотрения невозможно всесторонне изучить вопрос об источниках конституционного права. Большинство же исследователей, придерживающихся позитивистского правопонимания, полагают, что система источников конституционного права приравнивается к системе издаваемых в России нормативно-правовых актов, и включает в себя лишь международно-правовые акты РФ, Конституцию РФ, федеральные конституционные, и федеральные законы, законы субъектов, а также подзаконные акты, иные нормативно-правовые акты субъектов и органов местного самоуправления. Нельзя отрицать, что нормативно-правовые акты играют первостепенную роль в системе источников конституционного права. И рассматривая нормативно-правовой акт, как основной источник конституционного права России, стоит, прежде всего отметить, что он представляет собой акт правотворческой деятельности компетентных государственных органов, который воздействует на нормы права путём их установления, изменения или отмены. Его распространение в системе источников российского конституционного права объясняется несколькими причинами, и, прежде всего, это характерная особенность национального развития российской правовой системы, а также влияние романо-германской правовой семьи на её формирование. Лукьянова Е.А. выделяет в качестве причины, определяющих высокую значимость нормативно-правового акта, мобильность регулирования в соответствии с изменением общественных отношений, так как нормативно-правовые акты могут быть приняты, отменены или изменены без существенных временных затрат. Кроме того, данный автор отмечает значимость того, что акты издаются определенным уполномоченным органом, что придаёт системный характер. Наконец, такой источник права, как нормативно-правовые акты имеют ярко выраженную формальную определённость, что выделяет их наряду с другими видами.
Характеризуя нормативно-правовой акт, как источник конституционного права, обладающий своей иерархией, необходимо раскрыть его основные признаки, и в первую очередь, стоит обратить внимание на то, что он обладает юридической силе.
В конституционном праве юридическая сила является первостепенным основанием для классификации нормативно-правовых актов. Так, высшей юридической силой, несомненно, обладает Конституция РФ, что прямо указано в п. 1 ст. 15 Конституции России. Принципы верховенства Конституции РФ и верховенстве закона являются основными в вопросе рассмотрения источников конституционного права. Данная норма также содержит положения о распространении действия этого акта на всю территорию России, и его непререкаемое значение для других нормативных правовых актов. В Росси также действует примат международного права, что подразумевает, что в случае противоречия законов международным договорам России, будут действовать положения договора. Однако здесь нужно учитывать, что прежде чем международный договор становится «международным договором Российской Федерации», то он не должен при ратификации вступать в противоречие с Конституцией РФ.
По юридической силе после вышеобозначенных актов следуют законы о поправках к конституции; федеральные конституционные законы, которые часто считают органическими, так как они издаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, что следует из ст. 108 Конституции РФ. В свою очередь, ст. 76 данного акта прямо гласит, что противоречие федеральным конституционным законам не может быть допущено федеральными законами. Вопрос о юридической силе законов субъектов РФ не так однозначен, и зависит от компетенции и сферы регулирования правового акта. Предметы ведения РФ и ее субъектов, а также их совместного ведения регулируются Конституцией РФ (ст.71-73 Конституции РФ). Так, если регулируемая законом субъекта сфера относится к ведению РФ, и ему противоречит, то такой закон должен быть признан неконституционным. Если же вопрос относится к непосредственному предмету ведения самого субъекта РФ, и он будет противоречить федеральному закону, то он не отменяется, и продолжает действовать.
После закона по иерархии юридической силы идут подзаконные акты. В России внушительное количество подзаконных актов и в целом их видов, однако, к конституционным источникам будут относиться не все из них, а лишь содержащие конституционно-правовую норму. Юридическая сила подзаконных актов действует в соответствии с системной организацией и иерархией государственного аппарата. Так, иерархию подоконных актов возглавляют указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), за ними следуют постановления Правительства (ст. 115 Конституции РФ), нормативно правовые акты министерств и ведомств, регламенты Федерального собрания, нормативно правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Помимо действия юридической силы в рамках изучаемой темы необходимо отметить такие характеристики нормативно правового акта, как наличие компетентного органа, издающего определённый нормативный правовой акт. Так, как известно, в соответствии с главой 9 Конституции РФ на изменение и пересмотр конституции в зависимости от изменяемых положений уполномочено Федеральное собрание, или созывается Конституционное Собрание. На издание федеральных конституционных и федеральных законов уполномочено Федеральное собрание, законы субъектов РФ принимаются их представительными органами, а подзаконные акты в соответствии уполномоченными органами. Также интересной для рассмотрения является такая характеристика нормативно-правового акта, как соответствие определённой процедуре. В свою очередь, данный вопрос будет рассмотрен ниже.
Что касается классификации источников конституционного права, помимо приведенной, можно также отметить, что их разделяют в зависимости от уровня регулирования (федеральные, региональные и местные). Встречаются также и иные классификации, однако самой часто встречающейся из них является классификация по юридической силе.
Что же касается места прецедента в системе источников конституционного права, как отмечают авторы, речь идет не о понимании прецедента в классическом его смысле, но в смысле норм толкования, и их обязательной силе, что можно проследить в решениях Конституционного Суда РФ. Некоторые из исследователей также отметают наличие конституционно-правового обычая, как источника данной отрасли. Вопрос является спорным ввиду того, что обычай как признак формируется на протяжении долгого времени, и, тем не менее, если допускать, что он применим к российскому конституционному праву, то в системе источников он не занимает главенствующих позиций.
Помимо прочего, к источникам конституционного права России причисляют Федеральный нормативный договор, такие источники в науке причисляют к федерально-региональным источникам. Правовая природа данного источника и его место в системе нормативных правовых актов будет рассмотрено впоследствии, однако из раздела 2 Конституции РФ следует, что по юридической силе он уступает Конституции. Также, например М.В. Баглай предлагает рассматривать естественное право, как самостоятельный источник. Такое мнение о существовании такого источника подвергалось критике, однако оно имеет место быть отмеченным.
Так, можно обозначить, что система источников изучаемой отрасли может включать совершенно разные виды, однако основным источником является нормативный правовой акт.
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА2.1 Конституция как основной источник конституционного права РоссииКонституция России является, несомненно, основным источником российского конституционного права. Большая часть исследователей на протяжении многих лет дает понятие этому акту, как основному закону РФ. Так, например, С.А. Авакьян утверждает, что любой конституции присущи все признаки закона, по его мнению, это общеобязательный нормативный правовой акт, который принимается либо непосредственно народом, либо органом власти, закрепляющий основополагающие аспекты жизни общества и государства, поддерживающийся силой государства, и направленный на многократное применение.
В свою очередь, в научной литературе встречаются также мнения о том, что юридическая природа Конституции России должна быть пересмотрена. Аргументом в такой позиции выступают сравнительные положения закона и Конституции РФ (сравниваются предмет, особенности правовых норм, уполномоченный на принятие орган и.т.д.), которые демонстрируют, что правовая природа Конституции РФ отлична от природы закона. Так, авторы, придерживающиеся данной точки зрения, полагают, что Конституция России находится на «ступень выше», и является особым видом нормативного правового акта.
Юридические свойства Конституции России обусловлены ее легитимностью, высшей юридической силой, выполнением роли основы российской правовой системы. Некоторые исследователи в качестве характерных черт Конституции РФ выделяют то, что она является основным законом (данный вопрос является дискуссионным). В науке также выделяют такую характерную черту, присущую Конституции, как стабильность. Однако с абсолютным характером последнего можно поспорить, так как за последние 13 лет в конституцию вносились изменения 4 раза, которые влияли на важнейшие вопросы, в том числе организации власти.
Конституция России является кодифицированным актом, и лаконичным по своему содержанию. Она состоит из двух разделов, первый из которых является наиболее объёмным, и включает в себя 9 глав (основы конституционного стоя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, главы об организации и компетенции органов власти (гл. 4,5,67,8), поправки и пересмотр Конституции); второй раздел посвящен переходным положениям, часть из которых уже утратила силу. Относительно содержания Конституции РФ в первую очередь необходимо отметить, что она включает основы устройства, важнейшие права и обязанности, закрепляет положения регулирования отраслей всей правовой системы Российской Федерации. Так, например, Конституция гласит, что Россия является федерацией, с демократическим типом политического устройства и республиканской формой правления (ст. 1), что предопределяет основные ценности в жизни российского общества и государства. В конституции можно встретить основные начала отраслей гражданского, трудового, семейного права, а также норм других групп общественных отношений. Так, нормы Конституции, закрепляющие свободу предпринимательства, многообразие форм собственности, их равенство, свободу передвижения, отсутствие экономических границ формируют основополагающие принципы гражданского права. В свою очередь, на принципах защиты детства, материнства базируется семейное законодательство, ровно, как и в основу трудового права легли такие принципы, как свобода труда, право на отдых, на отпуск, и иные права и обязанности. Так, нельзя не отметить, что конституционные нормы здесь носят учредительный характер.
Кроме того, Конституция России устанавливает основные начала организации в России публичной власти, положения о территориальном устройстве, нормотворчестве, сферах общественных отношений, подлежащих правовому урегулированию, и компетенцию органов государственной власти для такого урегулирования.
Для того, чтобы охарактеризовать Конституцию, как основной источник конституционного права России, необходимо подробно остановиться на вопросе ее пересмотра, а также внесения в неё изменений.
Вопрос о пересмотре Конституции РФ, а также внесении изменений в ее содержание может вноситься Президентом, палатами Федерального собрания или группой не менее 1/5 их членов (депутатов), Правительством или же представительными органам субъектов РФ (ст. 134 Конституции РФ).
В данном случае нужно учитывать, что от того, какая глава подвергается трансформации, будет зависеть то, применяется ли процедура пересмотра Конституции, или процедура принятия поправок.
Так, если изменению подвергаются главы 1 (основы конституционного строя), 2 (права и свободы человека и гражданина) и 9 (Конституционные поправки и пересмотр Конституции), то Конституция подлежит пересмотру, и следует принятие новой Конституции. Федеральное собрание не уполномочено на пересмотр Конституции РФ, обе его палаты лишь могут поддержать такое решение, и в случае, если оно будет поддержано 3/5 голосов от общего количества членов обоих палат парламента, то подлежит созыву Конституционное Собрание. Конституционное собрание должно либо определить неизменность действующей Конституции, либо разработать проект новой, а также принять его, и вынести на всенародное голосование. При этом за принятие новой Конституции должно проголосовать не менее 2/3 членов Конституционного Собрания, а также более половины от участников всенародного голосования, если участвовало более половины избирателей. Вопросы организации, компетенции и функционирования данного органа до сих пор не определены. Исходя из тех полномочий, которыми его наделяет Конституция РФ, этот орган должен быть одним из ключевых в системе сдержек и противовесов. На протяжении долгих лет вносились разные предложения о принятии федерального конституционного закона об этом органе, однако он так и не был принят. В свою очередь, изменения глав Конституции РФ с 3 по 8 допускается принятием законов о поправке, которые в соответствии со ст. 138 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для федеральных конституционных законов. Отличительной особенностью данных правовых актов является то, что они должны быть одобрены представительными органами 2/3 всех субъектов РФ.
Интересным для рассмотрения также то, что нормы главы Конституции РФ о внесении изменений не предполагают поправок преамбулы и 2 раздела, что вероятнее всего связано с декларативным характером преамбулы, а также с сущностью 2 раздела, посвященного переходным положениям.
Таким образом, невозможно не согласиться с тем, что Конституция РФ является основополагающим источником конституционного права, который обладает рядом юридических свойств, а также особенностей, одной из которых является особый порядок её принятия и изменения.
2.2. Федеральные нормативные правовые акты как источник конституционного праваГоворя о федеральных нормативных правовых актах как источниках конституционного права, в данном пункте понимается совокупность нормативных правовых актов, принятых РФ и распространяющих своё действие на всей её территории по вопросам, предусмотренных Конституцией РФ. В частности, необходимым представляется рассмотреть основные характеристики таких источников, как федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты федеральных органов власти, а также порядок их принятия, изменения и отмены. Необходимо уточнить, что помимо указанных, Конституция РФ, законы о поправках к ней, международные договоры и общепризнанные принципы международного права, и иные источники, которые имеют прямое действие на всей территории РФ входят также в группу федеральных источников конституционного права, но с учётом их особенностей представляется необходимым рассмотреть их отдельно.
Федеральные конституционные законы, как уже отмечалось, по юридической силе превозобладают федеральные законы, а также в соответствии со ст. 108 Конституции РФ они могут быть приняты по вопросам, указанным в этом акте. Толкование последнего положения в научной литературе вызывало дискуссии. В Конституции можно выделить ряд вопросов, по которым прямо указано на необходимость принятия федерального конституционного закона; в частности, это касается вопросов чрезвычайного и военного положения, назначения референдума, вопросов об описании и использовании символов государства, принятие в состав РФ, образования субъектов РФ, изменения их статуса, а также о деятельности Правительства, судебной системе, о Конституционном Суде РФ, деятельности уполномоченного по правам человека, порядке созыва Конституционного собрания. Некоторые из исследователей полагают, что такой перечень является закрытым, но можно говорить также об обратном, и допускать принятие таких законов по всем вопросам, указанным в Конституции РФ, и имеющим конституционное значение. Можно допустить, что практика принятия таких законов направлена отчасти по второму пути. Так, например, в соответствии с п. в ст. 84 Конституции РФ, Президент РФ назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Из этого следует, что такой закон принимается по вопросу назначения референдума. Однако сфера действия Федерального конституционного закона «О референдуме Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» выходит за рамки данного вопроса, и включает, например, положения ответственности за нарушения (глава 14).
Основной федерального конституционного закона является порядок его принятия, который установлен ст. 108 Конституции РФ. Для принятия рассматриваемого акта необходимо 2/3 голосов депутатов Госдумы, и одобрение, как минимум, 3/4 членов Совета Федерации (дата такого одобрения является датой принятия). Обязательными условиями является подписание такого закона Президентом в течение 14 дней с момента его принятия, а также направление им на обнародование этого акта после подписания в течение 7 дней. Срок подписания может быть приостановлен в случае, если Президент обратится в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке законности этого акта. Так, важнейшей особенность является то, что Президент не имеет право вето на такого вида закон, и в случае подтверждения и вынесения решения Конституционным Судом РФ о его законности, Президент в течение трёх дней обязан его подписать. Если же по решению Конституционного суда РФ такой закон признаётся неконституционным, то он подлежит без подписания возврату в Госдуму. Соответственно, утрата силы, а также изменение данного закона, как и любого иного нормативного правового акта происходит в таком же порядке, что и его принятие, со ссылкой на утратившие силу положения или акты.
Рассматривая как источник конституционного права федеральный закон, необходимо обозначить, несмотря на то, что по юридической силе он не превосходит конституционные законы, его роль в правовом регулировании является одной из первостепенных, так как именно этот вид акта наиболее объёмно развивает положения, закреплённые Конституцией РФ. Данное суждение подтверждается принципом верховенства закона, закреплённого в Конституции. В рамках конституционного права рассматриваются лишь законы, предмет регулирования которых соответствует вопросам этой деятельности. Важной особенностью федерального закона является то, что он может устанавливать внутри системы федеральных законов приоритет, законность установления такого приоритета подтверждается Конституционным Судом РФ. Особым является и порядок принятия таких актов, и упрощенным по сравнению выше рассмотренными правовыми актами. Порядок принятия федеральных законов закреплён в ст. 105 Конституции РФ, которая гласит, что такой закон принимается Госдумой (голосами более ½ от числа депутатов), и подлежит одобрению Советом Федерации (более ½ от числа сенаторов). Конституцией установлен также срок для передачи закона от нижней палаты парламента к верхней, который равен пяти дням. Одобрение такого закона верхней палатой может и не потребоваться, если в течение 14 дней он так и не был рассмотрен. Однако существует сферы регулирования, по которым необходимо обязательное рассмотрение Советом Федерации. В частности, к таким сферам относятся налоговые вопросы, вопросы войны и мира, бюджета, кредитного, валютного, финансового регулирования, связанные с ратификацией и денонсацией договоров РФ, защиты и статуса государственной границы. Если же федеральный закон был не поддержан верхней палатой парламента, то образуется согласительная комиссия, и закон отправляется на повторное рассмотрение в Государственную Думу; Госдума также при несогласии может преодолеть отказ Совета федерации, проголосовав за принятие закона не менее 2/3 голосов депутатов от их общего числа. Перед принятием федеральный закон, как и федеральный конституционный закон заслушиваются в трёх чтениях в Госдуме. Дата принятия данного вида закона – дата принятия Госдумой в окончательной редакции, и поле даты принятия в течение пяти дней закон направляется Президенту, который должен подписать и обнародовать его в течение 14 дней. Однако президент может наложить вето на принятие закона, и тогда он отправляется на повторное рассмотрение в Госдуму. В свою очередь, вето может быть преодолено, в соответствии со ст. 107 Конституции ФР, путём принятия той же редакции закона не менее 2/3 голосов от общего числа членов каждой из палат Федерального Собрания РФ. Закон о поправках к Конституции от 2020 года внёс фундаментальные изменения в данную норму. Ранее после преодоления вето Президента РФ закон подлежал обязательному подписанию и опубликованию, в нынешней редакции установлен порядок схожий с принятием федерального конституционного закона в случае несогласия Президента с положениями. Таким образом, закон отправляется на проверку конституционности в Конституционный Суд РФ, и в случае признания положений соответствующими этому основному акту, то федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию. В обратном случае, закон возвращается неподписанным в Госдуму. К обнародованию как конституционных, так и обычных федеральных законов применяются правила, установленные ранее упомянутым Федеральным законом от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ. Данный закон указывает на официальные для нормативных правовых актов источники, например, таких как Российская газета, Парламентская газета, Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), и другие.
В свою очередь, к конституционным правовым Федеральным источникам права относятся, как было сказано ранее, подзаконные акты по предметам регулирования вопросов, вытекающих из из Конституции РФ. Так, Указы Президента Российской Федерации, которые регулируют конституционно-правовые отношения, являются одним из видов таких источников. Главное, что нужно здесь учитывать - это необходимость нормативного содержания. В качестве примера акта Президента РФ, носящего нормативный характер, а также изданного целях реализации конституционно-правовых отношений, является Указ Президента РФ “о комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ”, в преамбуле которого прямо отмечается, что он принимается для реализации конституционных полномочий главы государства.
Следующим по юридической силе подзаконным актом Является Постановление Правительства Российской Федерации. данный акт характеризуется тем, что он не может вступать в противоречие в том числе с указами Президента РФ, он издаётся во исполнение вышестоящих по юридической силе нормативных правовых актов. Данный акт также должен иметь нормативный характер, и его положения должны относиться к регулированию конституционно-правовых отношений. На федеральном уровне, в пределах своей компетенции, могут также издаваться акты министерств, ведомств, носящие нормативный характер, и относящиеся к регулированию конституционно-правовых отношений, и развивающие их, например, по вопросам гражданства или статуса иностранных лиц. Соответственно, такие акты не могут противоречить постановлениям Правительства РФ. Видами таких актов, например, могут выступать инструкции, приказы и др.
Также хотелось отметить такой вид актов, относимых к подзаконным, как акты палат Федерального собрания РФ, носящие нормативный характер, которые некоторые авторы также выделяют как самостоятельный источник права. В частности, имеются в виду регламенты палат Федерального Собрания, устанавливающие широкий круг вопросов деятельности этих государственных органов.
Таким образом, федеральные нормативные правовые акты устанавливают положения определяющие круг сферы конституционных отношений, они также составляют основной массив источников конституционного права.
2.3. Региональные и местные источники конституционного праваВопрос о юридической силе законов субъектов РФ и иных нормативных актов субъектов и органов местного самоуправления, и их места в системе источников конституционного права РФ был рассмотрен ранее; в данном же случае представляется необходимым охарактеризовать данные источники, и описать их основные юридические свойства.
Так, прежде всего, необходимо отметить, что в состав РФ входят от следующей виды субъектов: республики, края, области, города федерального значения а также автономная область и автономные округа. Каждый из субъектов России вправе определять свой статус в соответствии с Конституцией, и принимать во исполнение этого права соответствующие нормативные правовые акты. В свою очередь, республики, входящие в состав РФ, могут принимать Конституции, действующие на соответствующей территории. В соответствии со статьей 66 Конституции РФ и на основании данного акта, остальные виды субъектов также могут определять свой статус путем принятия их представительными органами уставов. Допускаются регулирование отношений автономных округов, которые входят в состав субъекта РФ, нормативным договором. Основываясь на вышесказанном, можно выделить такую основную характерную черту региональных источников конституционного права, как ограниченный территориальный характер, а также ограниченность сферы действия, и беспрекословного соблюдения положений актов вышестоящих по юридической силе.
Кроме того, Конституции и уставы субъектов РФ обладают практически всеми основными юридическими свойствами Конституции РФ, обозначенными выше. Из этого можно выделить, например, что эти акты носят учредительный характер, обладают нормативным содержанием, лаконичностью и другое. Что касается вопросов принятия Конституции и уставов субъектов РФ, то можно отметить, что субъектами РФ на первых этапах были восприняты различные формы принятия таких актов. Так, например Конституция республики Ингушетия была принята на всенародном голосовании, большинство актов было принято законодательными органами, некоторые Конституционным собранием. Однако уже в 1999 году был принят Федеральный закон, унифицирующий требования к порядку принятия нормативных правовых актов субъектов РФ. В соответствии с обозначенным законом, Уставы и Конституции субъектов РФ, я а также поправки принимаемые к ним должны быть приняты, как правило ⅔ от общего числа депутатов соответствующего органа субъекта РФ. Обычные законы регионов, по подобию Федеральным Законом принимаются, как правило, ½ от числа депутатов представительного органа. Данный законодательный (представительный) орган также уполномочен издавать постановления, которые, в свою очередь, принимаются ½ от числа депутатов (данный акт закрепляет также принятие или отклонение закона). Стоит также ?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!