Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Еврейский народ в России. Быт и культура еврейского народа

Тип Доклад
Предмет Искусство народов мира, искусство

ID (номер) заказа
3066589

300 руб.

Просмотров
672
Размер файла
6.65 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение

Самоназвания — йегудим (иврит), йид, идн (идиш).
У восточноевропейских (ашкеназских) евреев — ашкеназ. Проживают
во многих странах мира; в России — 156,8 тыс. С 1948 г. существует
еврейское государство Израиль. Евреи – это та национальность, с которой
народы России прожили не один век, евреи были частью употреблённого
термина «народы России».
Цель данной работы: рассмотрение жизни этого народа на территории
России, быт и культура евреев.
Актуальность избранной темы определяется задачами, которые
выдвинул Президент Российской Федерации В.В. Путин перед гражданским
обществом, подчёркивая, что межнациональными отношениями в нашей
стране надлежит заниматься не от случая к случаю, а постоянно.
При написании работы были использованы такие источники как
летописи, «История Государства Российского» Н.М. Карамзина, Полное
Собрание Законов Российской Империи, с 1649 года, «Хронологический
указатель материалов для истории инородцев европейской России» 1
составленный П. Кеппеном. Большой интерес представляет «Живописный
альбом Народы России» 2 в котором подробно рассказывается о евреях, их
истории, характере, домашнем быте и обычаях, а также приводятся
статистические данные о еврейском населении к моменту печатания альбома.
О жизни и быте евреев, а также статистический материал помещён в
многотомном издании «Россия. Полное географическое описание нашего
отечества: настольная и дорожная книга для русских людей». О положении
евреев в России пишет и С.Н. Дубнов в 3 и 4 книгах «Всеобщей истории
евреев» 3 . Дореволюционному периоду истории еврейского народа в
1 Кеппен П. Хронологический указатель материалов для истории инородцев европейской России. – СПб.,1861.
2 Народы России: живописный альбом. – СПб.,1880. – С.2,192 -216.
3 Дубнов С.Н. Всеобщая история евреев на основании новейших научных исследований. Кн.3-4. – СПб.,1906.

Российском государстве посвящена и первая часть книги А.И.Солженицына
«Двести лет вместе» 4 , которая охватывает период с 1795 по 1916 годы.
В целом положение евреев до 1917 года хорошо освещено в
литературе, чего нельзя сказать о послеоктябрьском периоде. Только в
последнее время стали печататься книги и статьи о жизни евреев в это время.
«Что за такой народ евреи? Этот вопрос вовсе не такой странный,
каким он может показаться на первый взгляд. Посмотрим же, что это за
особое существо, которого все властители и все народы оскорбляли и
притесняли, угнетали и гнали, топтали ногами и преследовали, жгли и
топили, и который назло всему этому всё ещё живёт и здравствует. Что такое
еврей, которого никогда не удавалось сманить никакими соблазнами в мире,
которые его притеснители и гонители предлагали ему, лишь бы он отрёкся от
своей религии и отказался от веры отцов? <…> Еврей — символ вечности.
Он, которого ни резня, ни пытки не смогли уничтожить; ни огонь, ни меч
инквизиции не смогли стереть с лица земли. Он так долго хранил
пророчество и передал его всему остальному человечеству, — такой народ не
может исчезнуть. Еврей вечен, он — олицетворение вечности». — Лев
Толстой, эссе «Ковчег Завета». 1891
География проживания: Расселение городского населения евреев
в России в 2016 г., 1 точка равна 500 чел. 5

4 Солженицын А.И. Двести лет вместе. – М.,2001.
5 Черкасов А.А. Этнические aспекты урбанизации в России. Ставрополь, 2016

Евреи занимают 33 место в России по численности. По данным
переписи населения 2016 г., их насчитывалось 156,8 тыс. чел. Для
постсоветского времени характерно резкое снижение их количества, из-за
эмиграции евреев в Израиль, страны Евросоюза, США и др. В 1989 г.
в РСФСР проживало 536,8 тысяч евреев. Таким образом, сокращение
6 их численности за 1989-2016 гг. составило в 3,4 раза. В Российской империи
носителями еврейского языка являлось чуть более 5 млн. чел. Здесь
проживало большинство евреев мира.
Для евреев характерен «зашкаливающий» уровень
урбанизированности. Они традиционно составляли значимую когорту
населения городов России. В настоящее время 97,3% евреев проживает в
городах.
Евреи с дореволюционных времен предпочитали расселяться по самым
крупным городам России. Именно поэтому, наибольшая их численность
характерна для обоих столичных городов России (каждый второй еврей
проживает в Москве и Санкт-Петербурге), городов-миллионников и
региональных административных центров (Саратов, Хабаровск, Иркутск и
др.). Из относительно небольших городов крупная группа горских евреев
проживает в Дербенте.
Наиболее высокое место по людности евреи занимают в
административном центре Еврейской АО - Биробиджане (3 место), в СПб.(5)
и Москве (6). В «северной столице» евреи по численности уступают только
русским, белорусам и татарам.
Характеристика предметно-пространственной среды
(этнографический материал, жилище в ландшафте и его структура,
предметный мир). Характер жилищ древних евреев обусловливался:
а) родом жизни, б) характером местности и в) родом строительного
материала.

Выбор материала обусловливался характером местности и степенью
состоятельности еврея. Бедные строили или из собранного ими камня, или из
необожженного кирпича, или из плит наломанного ими известняка, богатые –
из обожженного кирпича, из плит камня, добытых в каменоломнях, или из
дерева. Вообще же деревянные дома были сравнительной редкостью и
считались признаком состоятельности.
Жители городов, как можно догадываться из некоторых мест св.
писания, при постройке домов следовали некоторому архитектурному плану,
но жители деревень в этом отношении были вполне свободными 7 . Свои дома
евреи старались строить вблизи ручья, источника или колодца и при этом на
местах, безопасных относительно действия зимних дождей, так как бывали
случаи, когда, как это наблюдалось относительно домов бедуинов в
позднейшее время, от домов, построенных на местах, небезопасных от
натиска ливней, от таких домов после сильных дождей не оставалось и следа.
Когда дом строился из камня или кирпича, то для связи употреблялась глина,
реже – известь и еще реже – асфальт. Форма домов была четырехугольная.
Сверху кровля дома обыкновенно была горизонтальной: ее составляли
накладывавшиеся поперек между стен деревянные балки, на которые
настилались каменные плиты или хворост, а сверху их – земля, так что на
кровле могла расти трава. Иногда пол кровли сверху устилался кирпичом.
Крыши домов по закону Моисееву обносились оградой (мааке)
и иногда соединялись между собой, так что по ним можно было пройти всю
улицу. С крыши делался спуск для дождевой воды, а также лестница внутрь
двора или дома. На крыше иногда делалась надстройка, горница (алийа, τὸ
ὑπερῶον), ход в которую вел сбоку. Дома двух и трехэтажные строились
редко и были достоянием богатых 8 . Стены каменных или кирпичных домов

7 Кошаев В.Б. Традиционное жилище. Ижевск, 2001.

8 Бек С., Бранн М. Еврейская история от конца библейского периода до настоящего времени. Т. 1–2 /
Переработка и дополнения с прибавлением оригинального отдельного отдела истории польско-русских
евреев С. М. Дубнова. Одесса, 1896–1897.

обыкновенно белились. Вверху стен дома делались небольшие отверстия,
заменявшие окна (халлон) и закрывавшиеся особой сеткой (ашнаб).
В позднейшую эпоху окна делались в виде четырехугольников, в которые
вставлялись рамы со стеклами. В одной из стен делалось отверстие,
закрывавшееся дверью (делет) и занавешивавшееся занавесью. Дверь
обыкновенно делалась не с фасада, а со двора и б. ч. была невысокой и узкой;
высокие и широкие двери считались небезопасными от воров.
Как и шатер, еврейский дом делился на мужскую и женскую половины.
Принадлежностями домов были те же предметы, что – и принадлежности
шатров, но в большем разнообразии и массивности. В мужской половине
очаг заменялся иногда жаровней (ах) с горящими в ней угольями, иногда же
– печью (таннур) 9 . Древнееврейскую печь можно представлять в виде
употребляемого у арабов «табуна» или «таннура». «Табун» представляет
собой глиняный или металлический сосуд, в виде большого опрокинутого
котла, с отверстием и особой крышкой сверху. Этот сосуд кладется краями
на камень, после чего кругом его разлагается и зажигается топливо, отчего
внутри его образуется высокая температура. Заменяющий иногда «табун» и
встречающийся в домах бедуинов и феллахов «таннур» имеет вид высокого
пустого глиняного цилиндра, перегороженного внутри особой глиняной
перегородкой. Внизу цилиндра делается отверстие, в которое кладется
топливо, нагревающее стены и внутреннее пространство «таннура».
В женском отделении дома, кроме принадлежностей шатра, т. е. ручной
мельницы, стола, мехов и светильника, находились также ложе (эрес или
мишкаб), софы, на которых возлежали во время обеда и ужина (кисее),
ковры, стулья, разного рода сосуды (ведра, чашки, бокалы, кружки) и
предметы украшений 10 .

9 Дубнов С. М. Всемирная история еврейского народа от древнейших времен до настоящего. Т. 1–10. Рига,
1936–1939
10 Бек С., Бранн М. Еврейская история от конца библейского периода до настоящего времени. Т. 1–2 /
Переработка и дополнения с прибавлением оригинального отдельного отдела истории польско-русских
евреев С. М. Дубнова. Одесса, 1896–1897.

Еврейский дом с трех сторон обносился двором (хацер), вход в
который шел из дома. Иногда с наружной стороны дома к нему примыкал
другой двор (внешний в отношении внутреннего), куда являлись иногда
случайные посетители домохозяина. Внешний двор имел особые ворота,
замыкавшиеся ночью на такой же запор, что и дом, и у состоятельных лиц
охранявшийся особыми привратниками. Если дом еврея находился недалеко
от источника или ручья, то во внутреннем дворе не делалось особых
приспособлений для собирания воды; в противном случае на нем делались
особый пруд (berikat hamaim) или цистерна, высоченные в камне или
вырытые в грунте углубления, обложенные по бокам камнем, куда по особым
желобкам со всего двора собиралась вода. По сторонам внутреннего двора
располагались дворовые постройки и помещения для отдыха.
Археологические источники. Установление происхождения евреев
Древней Руси представляет собой основную проблему для изучения
этногенеза всего восточноевропейского еврейства. Следует, прежде всего
отметить, что автономное существование еврейской общины Руси
прекратилось — по крайней мере, с политической точки зрения, но и с
культурной, возможно, тоже — в середине XIV в. После этого евреев Руси
ассимилировали ашкеназы, мигрировавшие с запада. Таким образом, в
исследуемом регионе еще задолго до разделов Польши во второй половине
XVIII в. находилось довольно гомогенное еврейское население,
принадлежавшее к единой ашкеназской культуре и практически полностью
утратившее собственную оригинальную традицию. 11 . Из-за недостатка
сведений о миграциях еврейского населения в изучаемом регионе в Средние
века приходится опираться только на сведения о культуре, которые также
вряд ли могут дать представление о происхождении всей исследуемой
группы. Основные версии происхождения евреев Руси суммированы И.
Берлиным и Б.Д. Вайнрибом. Большинство этих версий представляют собой
11 Грец Г. История евреев от древнейших времен до настоящего. 2-е исправленное издание. Т. 1–12 / Перевод
с немецкого издания под редакцией О. Инбера. Одесса, 1906-[1909].

лишь предположения о возможных путях, которыми евреи могли прийти на
территорию Руси — до или после создания Киевского государства. Эти
предположения не могут похвалиться опорой на достоверные источники.
Мифология народа, картина мира. Еврейская мифология —
мифологические представления, распространённые в рамках еврейской
культуры. Начала складываться в I тысячелетии до н.э. у древних евреев на
основе общей западносемитской мифологии 12 .
Является основным элементом еврейского фольклора, повлиявшего
на священные тексты иудаизма [2] . Еврейская мифология оказала глубокое
влияние на христианскую и мусульманскую мифологию, а также на мировую
культуру в целом. В свою очередь и сама еврейская мифология в процессе
своего развития подверглась влиянию мифологии других культур.
Еврейская мистическая традиция испытала влияние иранской и
особенно гностической мифологии, а также греческой идеалистической
философии (пифагореизма, платонизма и неоплатонизма)
ивнеконфессионального «тайноведения» (астрологии, алхимии,
физиогномики, наукообразной магии) и находилась в тесной связи с
апокалиптикой 13 ..
Концепция широких устных контактов еврейской и греко-римской
мифологий в эллинистическую и талмудическую эпохи является основой
сравнительного подхода к изучению легенд, сохранившихся в
апокрифах,  псевдоэпиграфах , Талмуде и Мидраше 14 .
Декоративная система художественных образов. Рассмотрим
в Еврейском музее и центре толерантности открывается выставка
«Современники будущего» — масштабное исследование о роли еврейских
художников в русском искусстве 1910–1980-х годов, — подготовленная

12 Каутский К. Античный мир, иудейство и христианство. СПб., 1909. 410 с.
13 Каутский К. Античный мир, иудейство и христианство. СПб., 1909. 410 с.

кураторами Иосифом Бакштейном, Гиллелем (Григорием) Казовским и
Марией Насимовой. В экспозиции представлено более 130 работ художников
трех поколений, относящихся к «классическому» авангарду начала века,
«второму русскому авангарду» 1950–1960-х и московскому концептуализму,
сформировавшемуся в 1970-е. С любезного разрешения Еврейского музея мы
публикуем статью искусствоведа Гиллеля Казовского, вошедшую в каталог
выставки, посвященную художникам-евреям в русском авангарде.
В отличие от них национальное самоощущение у многих художников-
евреев, пришедших в искусство в начале XX века, в эпоху развития
различных форм еврейского национального движения и сопутствовавшего
ему расцвета еврейской культуры, литературы, театра, было значительно
ярче и глубже влияло на характер их творчества. Уроженец Российской
империи Лео Кениг (1889–1970), художник, критик и видный культурный
деятель, в своих мемуарах об этом времени писал: «…мы хотели показать
миру наши новые еврейские мотивы и формы <...> Сионистские конгрессы,
“Бунд”, великие еврейские классики еще были живы… Появилось поколение
еврейских художников, которым уже не нужно было бежать из “гетто”, от
еврейской жизни, чтобы стать живописцами и скульпторами <...>, органично
связанных с обновленным еврейским словом, знавших Переца, Шолом-
Алейхема, Менделе Мойхер-Сфорима <...> Это было время, когда молодые
еврейские живописцы, в большинстве своем — из “черты оседлости”,
дерзновенно мечтали о еврейской форме, о витражах для новых еврейских
синагог <...>» 15 .
Характеристика монотеистических произведений. В первой
половине XIX века еврейской литературы на русском языке не было и не
могло быть. Между русским обществом и еврейским стояла непроницаемая
стена. Для жителей столиц и Центральной России «черта оседлости» была

15 Очерк истории еврейского народа. Перевод с иврита. Книги 1–2 / Под редакцией профессора Ш.
Эттингера. Иер., 1972. 920 с. Книга многократно переиздавалась, в том числе под названием: История
еврейского народа. Иер. — М., 2001. 688 с.

чем-то вроде застойного Китая, а в христианском населении самой «черты»
тлели под пеплом искры былых исторических пожаров, предрассудки веков,
темные предания старины. Невежество одних и ненависть других не могли
не проявиться в публицистике, которой в дореформенной России почти не
было, и только в изящной литературе мелькала тень еврея1. Русско-еврейская
литература началась с эпохи Гаскалы, начало которой было положено во
второй половине XVIII века в Германии философом-деистом Моисеем
Мендельсоном. Основными лозунгами Гаскалы были обновление еврейской
жизни, приобщение к языку той страны, где жили евреи, к европейской
культуре, нормализация быта и воспитания. Литература Гаскалы в
России  XIX  веке вначале отмечена влиянием немецкой литературы
сентиментализма, позднее в серединеXIX века - романтизма, затем
приобретает более массовый, демократический характер. «Эмбриональный»
период Гаскалы в России растянулся более чем на 50 лет.
Первым русскоязычным публицистом был Лев Николаевич(Иехуда-
Лейб) Невахович (1776-1831). Он был одним из первых последователей
Гаскалы в России. В конце XVIII века он поселился в Петербурге. Видимо
Невахович был тем единственным евреем, которого в 1797 году приняла в
свои члены одна из петербургских масонских лож2. Он перевел с иврита на
русский язык материалы по делу ареста в 1798 и 1800 годах раввина,
основоположника любавичской хасидской династии Шнеера-Залмана из Ляд.
Вторым по времени русскоязычным литератором был Леон Иосифович
(Арье-Лейб) Мандельштам (1819-1889) 16 . Он окончил Виленскую гимназию
и историко-философский факультет Петербургского университета. В 1840
году издал в Москве на русском языке откровенно слабый сборник
«Стихотворения», современники не без основания считали его поэтом
лишенного таланта. В 1843 году он принимал участие в работе раввинской
комиссии, позже был привлечен графом С.С.Уваровым к разработке
16 Марголин М. М. Основные течения в истории еврейского народа: Этюд по философии истории евреев. М.,
1917. 55 с.

школьной еврейской реформы, был ученым евреем при Министерстве
народного образования, руководил осуществлением школьной реформы для
евреев России и казенными еврейскими училищами.
Одним из первых русско-еврейских авторов был общественный
деятель Авром Соломонов (1778-?), Произведения Л.Н.Неваховича,
Л.И.Мандельштама и А.Соломонова только по времени их создания можно
отнести к первым произведениям русско-еврейской литературы, но в этих
опусах было все кроме литературы, о художественной стороне их говорить
не приходится, их авторам явно не хватало ни дарования, ни писательского
таланта.
Подлинным основоположником русско-еврейской литературы стал
писатель и публицист Осип Аронович Рабинович (1817-1868). Он учился на
медицинском факультете Харьковского университета, служил стряпчим при
одесском коммерческом суде, нотариусом, избирался гласным думы. Он
принадлежал ко второму поколению российских маскилим, которое
ориентировалось не на родину Гаскалы Германию, а на Россию, главным
языком  для этого поколения  был уже не немецкий язык, а русский. В 1847
году он перевел на русский язык поэму Я.М.Эйхенбаума «Битва».
Декоративно-прикладное искусство
Всё то, что в классификации называется декоративно-прикладным
искусством, то есть создание предметов, имеющих не только
художественную, но и утилитарную ценность, — очень соответствует духу
иудаизма, ведь именно благодаря этому искусству дом становится тем
местом, куда хочется приходить.
Со вкусом подобранная мебель, терпеливо вышитые наволочки,
разрисованные чашки, связанные крючком салфетки — выражают не только
уникальное и бесценное «я» хозяйки, но и являются материализацией любви,
передают тепло и заботу 17 .
17 Ренан Э. Ж. История израильского народа. Перевод с французского. / Под редакцией, с примечаниями и
вступительной статьей С. М. Дубнова. Т. 1–2., выпуск 1–5. СПб., 1908–1912.

Сценические искусства. В первые годы после революции центрами
еврейской театральной жизни в России были Москва и Петроград, где
с 1916 г. существовало Еврейское театральное общество и различные
объединения творческой интеллигенции. В июне 1919 г. в Петрограде была
организована еврейская театральная студия под
руководством А. Грановского, получившая название Еврейский камерный
театр. Наряду с ГОСЕТом в Москве в 1926–29 гг. существовал еврейский
театр «Фрайкунст».
С середины 1970-х гг. в Москве, Ленинграде и других городах
нелегально ставились спектакли, посвященные еврейской истории и религии,
прежде всего в жанре пуримшпила; проводились вечера еврейской
инструментальной музыки, концерты песен на иврите и идиш, литературно-
музыкальные программы на еврейские темы для детей (см. ниже).
С 1954 г. многие исполнители выступали с сольными программами,
среди них — Сиди Таль, Ханна Гузик. Э. Горовец в 1954 г. подготовил
моноспектакль «Фрейлехс», а впоследствии — программу «Песни народов
мира», в которой были песни на идиш (в 1973 г. репатриировался в Израиль,
а затем переехал в США). И. Колин (1914–72), муж актрисы Леи Колиной
(см. выше), бывший актер Биробиджанского и Московского ГОСЕТов,
в 1960-е гг. выступал с моноспектаклями «Тевье-молочник» (на идиш и на
русском языке) и «Уриэль Акоста» по К. Гуцкову (на русском языке).

Иллюстрированный ряд
Жилище евреев

Кухонная утварь

Декоративно-прикладное искусство

Илл. 1. Менора. Барельеф (реконструкция). Мраморная плита, найденная

близ Кирьят Тивона.

Византийский период, 6-8 вв.н.э. Собрание Департамента древностей

Израиля

Илл.2 Менора.Фрагмент мозаичного пола синагоги. Ципори.

Византийский период, 5 в.н.э.

Факультет археологии, Еврейский университет, Иерусалим

Илл.3 Менора XVIII-XX вв

Изобразительное искусство

Рис. 1. «Встреча Шаббата» Альтман Натан Исаевич

конец 1910-х

Рис.2 «Шабат» Гончарова Наталья Сергеевна, 1909-1910 гг.

Рис. 3. Эль Лисицкий. Эскиз иллюстрации к тексту пасхальной песни

«Козочка» («Хад-Гадья»). 1918. 

Рис. 1. Костюм евреев во время правления царя Соломона

965-928 гг. до н. э. 

Рис. 2. Костюм евреев XX вв.

Рис. 3. Костюм евреев XX вв.

Рис. 4. Костюм евреев XX вв.

Литература

1. Бек С., Бранн М. Еврейская история от конца библейского
периода до настоящего времени. Т. 1–2 / Переработка и дополнения с
прибавлением оригинального отдельного отдела истории польско-русских
евреев С. М. Дубнова. Одесса, 1896–1897.
2. Бер И. Галут /Перевод с иврита Р. Нудельман. Иер., 1991.
3. Бромберг Я. А. Запад, Россия и еврейство: Опыт пересмотра
еврейского вопроса / Предисловие В. Н. Ильина. Прага, 1931. 146 с.
4. Гершензон М. О. Судьбы еврейского народа. П. — Берлин, 1922.
58 с.
5. Гилберт М. Атлас по истории еврейского народа. Перевод с
английского. Иер., 1990. 164 с.
6. Грец Г. История евреев от древнейших времен до настоящего. 2-е
исправленное издание. Т. 1–12 / Перевод с немецкого издания под редакцией
О. Инбера. Одесса, 1906-[1909].
7. Даймонт М. Евреи, Бог и история / Перевод с английского Р.
Нудельман. Иер., 1979. 530 с.
8. Дубнов С. М. Всемирная история еврейского народа от
древнейших времен до настоящего. Т. 1–10. Рига, 1936–1939. 
9. Еврейская история и религия: Сборник статей / Кауфман И.,
Финкельстайн Л., Эттингер Ш. Перевод с иврита и английского А. Гинзай и
Э. Ломовская. Иер., 1982. 264 с. В сборник входят три работы: И. Кауфман,
Библейская эпоха; Л. Финкельстайн, Еврейская религия: верования и
практика; Ш. Эттингер, Истоки современного антисемитизма.
10. Загадки еврейской истории: Сб. / Составитель Р. Нудельман. М.
— Иер., 1990. 208 с.
11. Каутский К. Античный мир, иудейство и христианство. СПб.,
1909. 410 с.
12. Клаузнер И. Г. Когда нация борется за свою свободу: Сборник
статей / Перевод с иврита И. Керен. Иер., 1978. 279 с. Статьи 1–6 – период

Второго храма; 7 – Шимон Бар-Кохба; 8 – Дон Иосеф Наси, герцог
Наксосский (1524–1579); 9 – Эрец-Исраэль и революционные движения в
еврейской истории (537 г. до н. э. — 1897 г. н. э.)
13. Марголин М. М. Основные течения в истории еврейского народа:
Этюд по философии истории евреев. М., 1917. 55 с.
14. Очерк истории еврейского народа. Перевод с иврита. Книги 1–2 /
Под редакцией профессора Ш. Эттингера. Иер., 1972. 920 с. Книга
многократно переиздавалась, в том числе под названием: История еврейского
народа. Иер. — М., 2001. 688 с.
15. Пинкус Ф. Очерки по экономической истории евреев. Перевод с
немецкого. СПб., 1906. 54 с.
16. Ренан Э. Ж. История израильского народа. Перевод с
французского. / Под редакцией, с примечаниями и вступительной статьей С.
М. Дубнова. Т. 1–2., выпуск 1–5. СПб., 1908–1912.
17. Рот С. История евреев с древнейших времен по Шестидневную
войну. Перевод с английского Тель-Барух, [б.г.]. 428 с.
18. Социальная жизнь и социальные ценности еврейского
народа. Перевод с английского. Иер., 1977. 518 с. Сборник статей ведущих
израильских ученых, изданный ЮНЕСКО в 1968.
19. Сэмюэлс Р. По тропам еврейской истории: Перевод с
английского. Иер., 1987. 368 с.
20. Три великие эпохи истории еврейского народа / Маркус Р., Кохен
Г., Галкин А. Перевел с английского А. Любинский. Иер., 1991. 330
с. Сборник состоит из работ видных американских историков: Р. Маркус,
Эпоха эллинизма; Г. Кохен, Талмудическая эпоха; П. Галкин, Иудео-
исламская эпоха.
21. Тюменев А. И. Евреи в древности и в средние века. П., 1922. 382


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
46 527 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Фининсовый университет при Правительстве РФ
Заказ выполнен за один день, за очень приемлемую цену, я очень довольна, рекомендую!!!
star star star star star
АПК
Ставила средний уровень плагиата, но проверка онлайн и преподавателем прошла на 100% без м...
star star star star star
РГУТиС
большое спасибо все выполнено на высшем уровне без нареканий. приятно было поработать с вами
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.