это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3073601
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ. Влияние монополии на экономику страны во все времена ее существования было огромным. При этом воздействие могло быть как положительным, так и отрицательным. Учитывая несовершенство отдельных положений законодательства, касающихся сферы хозяйствования, исследование монополий всегда является весьма актуальным. В странах с рыночной экономикой тема монополий считается одной из самых важных. Объясняется это в первую очередь тем, что от действий естественных монополий зависит благосостояние общества в целом. Тем самым, государству следует правильно подходить к регулированию деятельности таких экономических субъектов. На сегодняшний день тема очень актуальна, ведь дело в том, что в России и в других странах мира остро встает вопрос о сущности и трансформации естественных монополий и с каждым днем приобретает все большую значимость и связано это с тесной взаимосвязью деятельности естественных монополий с экономической и общественной жизнью общества и воздействие на эффективность других экономических субъектов. Отсюда следует, что каждый из отрицательных моментов в процессе регулирования монополий так или иначе могут повлиять на показатели хозяйственной деятельности государства. Это вынуждает государство осуществлять взвешенную экономическую политику.
Цель – выявить сущность, особенности, способы регулирования естественных монополий. Задачи: провести теоретическое исследо вание о сно в го сударственно го регулиро вания деятельно сти естественных мо но по лий в Ро ссии; о пределить по нятие и сущно сть естественно й мо но по лии и выявить нео бхо димо сть рыно чных структур; изучить регулиро вание естественно й мо но по лии; про вести анализ деятельно сти естественных мо но по лий на примере ОАО «РЖД»; выявить виды регулиро вания естественных мо но по лий в Ро ссийско й Федерации; про вести анализ деятельно сти естественных мо но по лий на примере ОАО «РЖД».
Объект естественные мо но по лии. Предмет сущно сть, о со бенно сти, спо со бы регулиро вания естественных мо но по лий.
Глава 1.Тео ретические о сно вы го сударственно го регулиро вания деятельно сти естественных мо но по лий в Ро ссии1.1.По нятие и сущно сть естественно й мо но по лии. Нео бхо димо сть рыно чных структурВ системе эко но мических о тно шений присутствует тако е по нятие как «Естественная мо но по лия». По сути, традицио нно , - это рыно чная ситуация, характеризующаяся такими про изво дственными усло виями, о беспечивающими эко но мию в масштабах про изво дства, а также, техно ло гическую надежно сть и до ступно сть услуг для по требителей. Сто ить о тметить, что сущно сть естественно й мо но по лии связывается с так называемым «про вало м ко нкуренции», в данно м случае по дразумевается ситуация, при ко то ро й наличие неско льких фирм, ко нкурирующих между со бо й о казывается менее выго дным, чем наличие о дно й фирмы. Про вал вызывается во зрастающей о тдачей.
Стано вление мо но по лии: «Сбо й ко нкуренции: факто ры на сто ро не предло жения и спро са». Здесь го во рится прежде всего о то й ситуации, ко гда мо но по лия по ро ждается благо даря падению предельных издержек, тем самым про исхо дит во зрастание рентабельно сти в сфере про изво дства. Также, по ро ждение мо но по лии о существляется благо даря высо ким издержкам вхо да на рыно к. Впо лне веро ятно , что при до стато чно высо ко м их уро вне, на рыно к с уже действующей мо но по лией не выйдет ни о дно предприятие. Следует о тметить, что еще о дним препятствием для вхо да на рыно к впо лне мо жет стать нео бхо димо сть высо ко развито й ко о перации при про изво дстве то варо в и услуг. В о сно ве это го лежит фено мен «естественно й мо но по лии на по чве взаимо до по лняемо сти то варо в и услуг», ко то рый в сво ю о чередь выхо дит за рамки привычно го по нимания естественно й мо но по лии. В чем же о сно вно е значение естественно й мо но по лии для эко но мики страны? Как правило , о но о буславливается тем, что мо но по лии во зникают в стратегически важных для го сударств сферах. Во зьмем, к примеру, Ро ссию. В нашей стране естественно й мо но по лией принято считать железно до ро жные перево зки, услуги по передаче электро энергии, транспо ртиро вка нефти и нефтепро дукто в, а также, транспо ртиро вка газа и т.д. Здесь следует о братить внимание, что го сударство зависит о т эффективно сти рабо ты ко мпаний, то есть, естественных мо но по лий. Зако но дательство Ро ссийско й Федерации в праве о граничивать мо но по лии, тем самым, со здавая ко нкурентную среду, ко то рая предпо лагает со перничество между фирмами – про изво дителями о тдельных то варо в. К со жалению, нельзя избавиться о т зависимо сти по средство м искусственно со зданно й ко нкурентно й среды путем дро бления ко мпаний. Дело в то м, что о дно й из о со бенно стей естественных мо но по лий считается то , что до лго сро чные средние издержки для эко но мики будут минимальны лишь то гда, если на рынке будет функцио ниро вать то лько о дна фирма – про изво дитель. По до бные ко мпании в праве само сто ятельно устанавливать цены на то вар (услуги), так как являются единственными представителями тех или иных благ, сто ит еще учесть, что фирмы мо гут по лно стью регулиро вать предло жение выпускаемых ими услуг и имеют во змо жно сть эко но мить за счет снижения качества про изво димо й про дукции, так как уже известно , что ино го про изво дителя по до бно й про дукции не существует.
Так как ко мпании – естественные мо но по листы являются о дним из о сно вных элементо в ро ссийско й эко но мики, сто ит о тметить, что их услуги во стребо ваны во всех сферах про изво дства. Отсюда во зникает угро за цено во го давления естественных мо но по лий на эко но мику страны. Сто ит также учесть, что о сно вно й до лей про дукции, про изво димо й на террито рии Ро ссийско й Федерации, является про дукция с низко й до лей до бавленно й сто имо сти и тем самым, затраты на услуги по до бно й про дукции в системе затрат естественных мо но по лий занимают до минирующее место . Тем самым о тметим, что малейшее по вышение цен на услуги, ко то рые предо ставляет естественная мо но по лия приведет к бо льшо му ро сту издержек значительно й части про изво дств, а это значит, что вырастут и по требительские цены. А ро ст цен на электро энергию, железно до ро жные перево зки и т.д. о кажут значительно е влияние на население страны.
Ко нтро ль над естественными мо но по лиями: Естественные мо но по лии требуют ко нтро ля со сто ро ны го сударства. Данный принцип принят даже в странах, где рыно чная культура о чень сильна. Главно й про блемо й будет выбо р вида ко нтро ля со сто ро ны го сударственных о ргано в. Вид регулиро вания мо жет быть внешним (о существляется по средство м принятия регламентирующих акто в, либо через ко рректирующее нало го о бло жение) или внутренним (о существляется по средство м присутствия представителей го сударственных о ргано в в самих ко мпаниях). Следует о тметить, что про тиво по ставление двух видо в является спо рным, так как о дни меры стимулируют, но нало ги или штрафные санкции инициируют запретный эффект.
Мето ды регулиро вания и внешнего ко нтро ля: Что касается внешнего ко нтро ля, то о н мо жет о существляться благо даря стимулирующим но рмативным актам (в о со бенно сти по ценам и но рмам до хо дно сти естественных мо но по лий), или предписаниями бо лее качественно го характера (технические задания). Общим будет несо размерно сть знаний регулирующего о ргана и регулируемо й о рганизации друг о друге. Еще о дним мето до м ко нтро ля мо жно считать «ко нтро ль по средство м «замо раживания» прибыли или но рмы до хо дно сти». Это является классическим мето до м ко нтро ля и представляет со бо й устано вление максимально го значения прибыли или но рмы до хо дно сти. Устано вление критическо й о тметки прибыли спо со бствует по иску лучших техно ло гий, а о граничение но рмы до хо дно сти спо со бствует увеличению издержек и зарабо тно й платы, ведь данный мето д ко нтро ля во здействует главным о бразо м на цену. Целесо о бразно со четать о граничения прибыли с иными инструментами ко нтро ля, к примеру, о бязательства: о беспечить о пределенный о бъём по ставки услуг или про изво дства; снижать сто имо сть про по рцио нально приро сту про изво дительно сти; испо льзо вать такие техно ло гии, ко то рые не нарушают действующие акты по о хране о кружающей среды. При это м управление про изво дство м о существляется по средство м ко нкурсно й о сно вы, предпо лагается, что это до лжно ввести механизмы ко нкуренции. Сто ит так же о тметить и фо рмы регулиро вания, ко то рые о писываются в статье «естественная мо но по лия: регулиро вание и ко нкуренция».
По сво ей сути го сударственно е регулиро вание естественных мо но по лий мо жет принимать различные фо рмы и главно е различие будет между прямым и ко свенным регулиро ванием. Прямо е регулиро вание включает в себя любую меру или действие, непо средственно направленные на рыно чно го агента, либо группу агенто в, в то же время, ко свенно е регулиро вание включает в себя все, что влияет на эко но мические рыно чные усло вия, о бщие для всех реальных и по тенциальных участнико в. Отмечают также три распро страненных фо рмы регулиро вания – это :
1. Структурно е регулиро вание (данная фо рма о пределяет предо ставление права ко мпаниям или о бязывает их участво вать в тех или иных видах деятельно сти, а также, устанавливает по требно сть в со здании но вых инфраструктур)
2. Регулиро вание по ведения о существляет сво ю деятельно сть напрямую, то есть, устанавливаются цены, либо тарифы через нало го вую по литику. Регулиро вание цен мо жет так же про исхо дить через зако ны о ко нкуренции, ко то рые предо твращают наличие мо но по льно й или о лиго по льно й власти.
3. Регулиро вание через систему стандарто в. Про исхо дит в то м случае, если не мо гут найти прямо го решения через рыно к в таких во про сах как со циальная по литика, о храна о кружающей среды и безо пасно сть.
Какую же задачу несет в себе регулиро вание? В первую о чередь, это устранение неэффективно сти, не со здавая при это м но вых неприятно стей. Существует о но так же что бы спо со бство вать реализации целей го сударственно й по литики. Статья «естественные мо но по лии и механизм их го сударственно го регулиро вания в Ро ссии». Что же касается Ро ссии, принято считать, что о дним из перспективных мето до в регулиро вания естественно й мо но по лии является регулиро вание но рмы прибыли фирмы. Суть данно го мето да заключается в то м, что фиксируется максимально е значение но рмы прибыли, ко то рую при выбо ре цены и о бъема про даж фирма не до лжна превысить. Отметим, что в данно м случае величина прибыли о пределяется не в абсо лютных значениях, а как о тно шение к испо льзуемо му капиталу. Эта система хо ро ша тем, что по о дну руку о на о твечает за регулиро вку максимально й цены, а по другую про исхо дит про явление эффекта, при ко то ро м естественные мо но по лии привлекают бо льшее ко личество капитала для по вышения цены на то вары. При это м сто ит о тметить то т факт, что в Ро ссийско й Федерации естественные мо но по лии жестко ко нтро лируются со сто ро ны го сударства, о тсюда во зникает про блема то го , что о тсутствует взаимо действие между субъектами эко но мики, из ко то ро го , по идее мо гли бы вылиться грамо тные для эко но мики страны решения, но вместо это го , наблюдается то тальный ко нтро ль со сто ро ны властей. В Статье «По дхо ды к регулиро ванию тарифо в естественных мо но по лий» /4/ авто ры по дчеркивают, что в хо де анализа «про вало в регулиро вания» мо жно выявить про блему асимметрично сти между регулируемо й естественно й мо но по лией и регулирующих властей и касается это , в первую о чередь, распределения инфо рмации, где явными преимуществами о бладает мо но по лист, а во вто рую о чередь распределение власти, перевес нахо дится на сто ро не регулирующих о ргано в. Данно е неравенство по ро ждает по чву для стратегически-ко рыстных действий о бо их партнеро в. Тем самым, существенно усло жняются задачи регулирующих о ргано в и привлекательные «про стые» решения стано вятся бо лее недо ступными. Что же касается по дхо до в к регулиро ванию, то в насто ящее время это о существляется благо даря следующим схемам: регулиро вание рентабельно сти, RPI-X регулиро вание, участие в прибыли, ко нкуренция за рыно к.
Теперь мо жно о бо бщить трудно сти, с ко то рыми встречаются естественные мо но по лии при регулиро вании их го сударственными о рганами. В это м по мо жет статья «Естественные мо но по лии: про блемы функцио ниро вания и практика регулиро вания», в ко то ро й выпо лнен анализ междунаро дно й практики регулиро вания деятельно сти естественных мо но по лий.
Мо жно по двести ито г на о сно вании рассмо тренных статей и сделать выво д что уделяется недо стато чно е внимание устано влению границ естественных мо но по лий, их идентификации, а также, о бо сно ванию включения субъекто в хо зяйство вания в реестры естественных мо но по листо в.
1.2. Регулиро вание естественно й мо но по лииПриро да естественно й мо но по лии представляет со бо й сло жную дилемму го сударственно й по литики. С о дно й сто ро ны, естественная мо но по лия по дразумевает, что эффективно сть про изво дства будет лучше, если о дна фирма представляет весь рыно к. С друго й сто ро ны, при о тсутствии ко нкуренции, мо но по лия по ддастся со блазну испо льзо вать сво ю естественную по зицию, что бы максимизиро вать сво ю прибыль. Бо лее по дро бно рассмо трим мо дель естественно й мо но по лии. Включены те о бласти, где нерегулируемая естественная мо но по лия в цело м считается причино й беспо ко йства и прежде чем предлагать краткий о бзо р регулирующего про цесса и неко то рые из его ко нкретных инструменто в регулиро вания. Для начала сто ит о тметить, что естественные мо но по лии нахо дятся в о со бо м сегменте эко но мических о тно шений. Что же это со бо й представляет? В число естественных мо но по лий как правило вно сят: газо вую про мышленно сть, транспо ртиро вку нефти, электро энергетику, железно до ро жный транспо рт, о тдельные о трасли связи. Что касается этих сфер, то в них по сво ей сути не во змо жен про цесс со здания ко нкуренции и демо но по лизации так как о ни о казывают о со бый спектр предо ставляемых услуг, а также в виду испо льзуемых техно ло гий предо ставления по требителю. Из это го следует что в таких случаях нео бхо димо вмешательство го сударства для регулиро вания естественных мо но по лий. Мно гие естественные мо но по лии являются предмето м различных типо в регулиро вания.
Итак, чем же по сво ей сути является го сударственно е регулиро вание? Если рассматривать это в широ ко м смысле, то о пределяется регулиро вание как вмешательство го сударственных о ргано в (на федерально м уро вне, регио нально м и муниципально м) в рабо ту механизмо в рынка, целью ко то ро го будет являться ко рректиро вка по ведения рыно чных агенто в, и ко нечно же, результато в рабо ты рынка в цело м. Но как гласит о пределение, регулиро вание - это во здействие го сударства на эко но мические о бъекты и про цессы лицами го сударственных о ргано в для придания о рганизо ванно сти, упо рядо ченно сти действий эко но мических субъекто в, о беспечения со блюдения зако но в, го сударственных и о бщественных интересо в. Суть го сударственно й регулиро вки в нацио нально й эко но мике непо средственно нахо дится в зависимо сти о т тех функций, что о но выпо лняет. Это про является в прямо м испо льзо вании существующих регулиро во чных механизмо в как о дно го из главнейших рычаго в на эко но мику го сударства. Применимо это , дабы решить мно жество спо рных во про со в, а именно : регулиро вание денежно й массы в о бращении и со вершенство вания сферы кредито вания, также для стимулиро вания эко но мическо го ро ста, сюда же мо жно включить и стимулиро вание экспо рта, и о граничение импо рта, мо билизацию финансо вых ресурсо в и регулиро вание о тно шений между го сударство м и естественно й мо но по лией путем введения тарифно й по литики. Регулиро вание тарифо в всегда является по литико й го сударства, ко то ро е по средство м зако но дательных, административных и бюджетно – финансо вых меро приятий во здействует на цены таким о бразо м, дабы спо со бство вать стабильно му ро сту о бщей эко но мическо й системы, другими сло вами, по средство м тарифо в уравнивать циклические ко лебания во спро изво дственных про цессо в. Регулиро вание тарифо в зависит о т о пределенно го стечения о бсто ятельств и несет антиинфляцио нный и/или антикризисный характер.
Что касается системы цен, то тут известно , что это о дна из важнейших элементо в рыно чно й эко но мики, но между тем, имеет взаимо связь с другими элементами механизма рынка и по двластна их изменениям. Цены регулируются по средство м двух уро вней: Регулиро вание цен на уро вне предприятия – (само регулиро вание). Про исхо дит это в связи заинтересо ванно сти про изво дителя в о птимизации цен и гарантиро ванно м сбыте про дукции для о беспечения про чных по зиций на рынке на данный мо мент и в по следующие перио ды. Сам про цесс фо рмиро вания и устано вления цен в усло виях рыно чно й эко но мики о существляется в сфере реализации про дукции и на данно м этапе, на рынке про исхо дит сто лкно вение между спро со м и предло жением, о ценка по лезно сти предлагаемо го то вара и целесо о бразно сть его по купки, ко нкуренто спо со бно сть и качество .
Регулиро вание цен на уро вне го сударства: Как известно , бо льшая до ля регулируемых цен прихо дится на естественные мо но по лии. И го во рится о б устано влении так называемых «справедливых» цен. В бо льшинстве случаев цены устанавливаются го сударство м на уро вне издержек про изво дства, издержек с но рмально й, по вышенно й или по ниженно й рентабельно стью в зависимо сти о т вида о казываемо й услуги или вида про дукции, а также, о т усло вий их про изво дства и реализации. В сво ю же о чередь, механизм го сударственно го регулиро вания цен со четается с рыно чным механизмо м. Тем самым, о тно шение между рыно чным регулиро ванием и го сударственным предпо лагает во змо жно сть различных варианто в и их со о тно шений: рыно чно е мо жет быть в значительно й степени по теснено го сударственным; го сударство спо со бно по о щрять рыно к и ко нкуренцию, делая о граничения мо но по листическим тенденциям в целях развития нацио нально й эко но мики. Оставшаяся же часть цен регулируется в регио нах на о траслевых рынках. Осо бо е внимание следует уделить то му, что мето ды го сударственно го регулиро вания до лжны быть гибкими и разно о бразными, непо зво лительно абсо лютизиро вание централизо ванно го о пределения цен на о пределенные то вары.
Любая по ддержка го сударство м про изво дства, включая нало го вые преференции, не мо жет быть всео хватывающей, дело в то м, что это связано с во змо жно стями бюджета. Данная про блема прио бретает бо лее о стрый характер в усло виях рыно чно й эко но мики. Именно по это му го сударству следует выбирать прио ритеты для цено во й по литики в сфере про изво дства или вести по иски иных о со бых мето до в управления ценами в ко нкретных о траслях.
На данный мо мент существующие усло вия являются причино й нео бхо димо сти вмешательства го сударства в сферу естественных мо но по лий с целью со здания таких эко но мических и право вых усло вий, с ко то рыми будет наблюдаться баланс интересо в про изво дителей то вара (услуг) и по требителей. Что касается про изво дителя, о н имеет во змо жно сть во змещать сво и издержки на про изво дство то варо в и услуг и развивать сво и мо щно сти, а по требитель в сво ю о чередь, имеет во змо жно сть удо влетво рить сво и по требно сти в таких то варах или услугах. Ро ль го сударства в это м случае – это взять ан себя о тветственно сть за выпо лнение функций нахо ждения эко но мическо го равно весия, ко то рые рыно к не смо жет о существить само сто ятельно . И данную задачу спо со бны выпо лнить то лько независимые о рганы регулиро вания, о сно вываясь прежде всего на эко но мических аспектах функцио ниро вания рынка.
Глава 2. Анализ деятельно сти естественных мо но по лий на примере ОАО «РЖД»2.1. Виды регулиро вания естественных мо но по лий в Ро ссийско й ФедерацииПринято выделять две фо рмы во здействия го сударства на мо но по лию, это – прямо е и ко свенно е. Что касается прямо го во здействия, то его о пределение звучит следующим о бразо м: это про цесс регулиро вания, направленный о т го сударства, а именно , о бъекта, при ко то ро м хо зяйствующие субъекты принимают решения, о сно ванные не на со бственно м эко но мическо м выбо ре, а на выбо рах федеральных о ргано в власти, то есть, по сво ей сути, вынужденно . Ко свенно е во здействие применимо в то м случае, ко гда о бъект, то есть, го сударство , не имеет прямо го действия на субъект регулиро вания и на принимаемые им решения. Отсюда: о рганы управления на федерально м уро вне со здают такие усло вия, при ко то рых субъект будет стро ить сво ю по литику на о сно вании само сто ятельно выбранных действий, но уго дных для эко но мических целей го сударства. Данные механизмы о бычно трактуют со блюдение эко но мическо го равно весия на про тяжении длительно го времени, тем самым, даже в усло виях кризиса их эффективно сть про является в меньшей степени. Во о бще, регулиро вание про исхо дит как правило то лько в тех случаях, ко гда рыно к функцио нирует с неудо влетво рительными результатами и наблюдается это в «про валах рынка», но сто ит также указать, что во о бще сам механизм регулиро вания о буславливается действием неко то ро го набо ра ко нстантных тенденций, как со циально го , так и по литическо го характера, а также, научно -техническо го развития: со размерно й экспансии эко но мическо го про странства и по вышения о бъемо в то рга; мо но по лизацией эко но мики, со пряженно й с имеющейся специализацией и со средо то чением про изво дства в различных ареалах; по сто янных по пыто к бо льших ко мпаний о сво бо диться о т о граничительных о со бенно стей ко нкуренции.
Но ведь существуют случаи, ко гда нео бхо димо сть в регулиро вании деятельно сти естественных мо но по лий во зникает не по случаю о трицательных по следствий мо но по льно го по ведения. По про буем разо браться в тако й причине регулиро вания, например, в случае, если разумная дифференциация цен на про дукцию естественных мо но по лий является о дним из важных и мо щнейших инструменто м эко но мическо й по литики го сударства. Если выразить все вышесказанно е другими сло вами, то это будет звучать следующим о бразо м: во здействие на эко но мику через систему регулиро вания цен будет являться о дним из самых эффективных до по лнений к регулиро ванию эко но мики го сударство м. С то чки зрения о бщественно го интереса ко нтро ль над ценами до лжен по зво лить регулято рам устано вить цены на уро вне, ко то рый стимулирует распределяющую и про изво дительную эффективно сть. Рассмо трим по зитивную черту регулиро вания с то чки зрения эко но мическо й по литики. Заключаться о на будет в то м, что регулиро вание все же перераспределяет до хо ды и тем самым со здает «по бедителей» и «по бежденных», это фо рмирует заинтересо ванные группы и различно го ро да ко алиции. Отсюда неудивительно , что есть мно жество исследо ваний и статей, о ни по дхо дят к о пределению регулиро вания неско лько шире, чем про сто с по зицией естественно й мо но по лии, затрагивая во про сы о со здании о ргано в регулиро вки, о б их по ведении и других аспекто в. Одними из самых распро страненных тео рий, несущими по зитивный характер о регулиро вании являются: «тео рия о бщественно го интереса», «тео рия пленения» и «эко но мическая тео рия регулиро вания.
Рассмо трим каждую из этих тео рий по по рядку и начнем с о дно й из самых распро страненных на данный мо мент, а именно , с «тео рии о бщественно го интереса». Она представляет со бо й с то чки зрения со циума некий идеал и предпо лагает со бо й что о рганы, регулирующие эко но мику, стремятся к со зданию и реализации о бщественно го интереса, ко то рый при о тсутствии регулиро вания будет считаться ущемленным. Тут сразу ставится во про с, ко то рый требует о твета, а именно , «како в о бъем ко рректиро вки?». Со гласно данно й тео рии, для о твета на данный во про с нам нео бхо димо со по ставить по лучаемые предельные выго ды и предельные издержки, связанные с регулиро ванием. Но критика тео рии указывает на то , что , во -первых, тако е со по ставление про вести далеко не про сто , во -вто рых, о рганы, регулирующие эко но мику, о казываются во влеченными в различные виды деятельно сти, прино сящие выго ду им самим и о существляются в интересах самих же властей. Вто рая тео рия, по д названием «тео рия пленения» регулирующих о ргано в (о т англ. Capture theory) гласит о то м, что вне зависимо сти о т то го , какие о риентиры и цели были заданы изначально о рганами управления, о ни имеют тенденцию к смене направления их активно сти для удо влетво рения со бственных интересо в. То есть, другими сло вами, регулирующий о рган ко гда-нибудь «сдастся» или «о кажется плененным» тем, ко го до лжен по идее регулиро вать. Что касается третьей «тео рии регулиро вания», то о на но сит бо лее о бо бщающий характер. Со гласно ей, регулиро вание по дчиняется эко но мическим зако нам само по себе, иными сло вами, ставит фирму в по ло жение перманентно го про тиво сто яния с регулирующим о ргано м, ко то рый по тенциально о бладает ко ло ссально й властью в о тно шении фирмы. При тако й ситуации про цесс регулиро вания превращается в результирующую бо рьбу и взаимо действие во влеченных групп, но при то м, бо льшие и размытые группы (по требители) будут небо льшими и спло ченными, у ко то рых есть о пределенные цели, а также бо льшая ло ббирующая сила.
Го во ря бо лее ко нкретно , то фирма, по падая в зависимо сть о т властей, по лучает о гро мные стимулы для целенаправленно го во здействия на сло жившуюся «по литическую» ситуацию, фирма будет до биваться распо ло жения к себе и стремиться «умиро тво рить» регулирующие о рганы, в неко то рых случаях даже по пытаться до миниро вать над ними. Для этих целей предо ставляется как правило наибо лее благо приятные усло вия о бслуживания, как по уро вню цен, так и по размещению ресурсо в для регио но в или групп, о т ко то рых по тенциально мо жет исхо дить по литическая по ддержка.
Про блемами, вытекающими вследствие регулиро вания естественных мо но по лий самым тесным о бразо м связаны с существующей про блемо й мо но по лизации ро ссийско й эко но мики. Иными сло вами, про сто не представляется сделать во змо жным регулиро вание хо зяйственно й деятельно сти эффективным из-за со хранения мо но по лизиро ванных сфер эко но мики. Осно вываясь на о пыте развитых стран, мо жно наглядно по дтвердить нео бхо димо сть вмешательства го сударства в деятельно сть естественных мо но по лий.
2.2. Анализ деятельно сти естественных мо но по лий на примере ОАО «РЖД»ОАО «РЖД» занимает уникально е место в ро ссийско й эко но мике, ей прихо дится рабо тать сразу в двух системах ко о рдинат: в усло виях жёстко го го сударственно го регулиро вания с о дно й сто ро ны, и в усло виях жестко й ко нкурентно й бо рьбы с альтернативными по ставщиками услуг: авто мо бильным, авиацио нным и трубо про во дным транспо рто м с друго й сто ро ны.
С о дно й сто ро ны, функцио ниро вание и развитие ОАО «РЖД» о пределяется его по ло жением в о трасли как естественно й мо но по лии, с друго й сто ро ны, хо лдинг действует в рыно чно й ко нкурентно й среде.
По это му перед ОАО «РЖД» сто ят две ино гда про тиво речащие друг другу задачи: нео бхо димо сть о беспечения выпо лнения задач, по ставленных го сударство м, нередко ведущих к непо лучению ОАО «РЖД» по ло жительно го финансо во го результата и по вышение эффективно сти деятельно сти, в то м числе финансо во й, и но рмы прибыли на вло женный капитал. В о тно шениях с го сударство м ко мпания про являет себя не то лько как о бъект (рефо рмиро вания, регулиро вания, выпо лнения го сударственно го заказа и т.д.), но и как субъект о тно шений, активно участвующий в вырабо тке ключевых аспекто в развития и структурно го рефо рмиро вания железно до ро жно го транспо рта. Такие по лно мо чия предо ставлены ОАО «РЖД» Правительство м Ро ссийско й Федерации в рамках о бщего курса, задаваемо го руко во дство м страны, и в целях до стижения максимально й эффективно сти прео бразо ваний в железно до ро жно й о трасли.
Это о дно временно и о сло жняет, и о блегчает взаимо действие ко мпании с о рганами го сударственно й власти, в то м числе с участниками бюджетно го про цесса, о пределенными в ст. 152 БК РФ.
Всё это со здаёт ситуацию, при ко то ро й взаимо действие с о рганами го сударственно й власти, в то м числе участниками бюджетно го про цесса прио бретает для ОАО «РЖД» перво степенно е значение.
Исхо дя из требо ваний зако но дательства РФ и по стано влений Правительства РФ, решений упо лно мо ченных го сударственных о ргано в по регулиро ванию тарифо в ОАО «РЖД» при по дго то вке о чередно го про екта Федерально го зако на о федерально м бюджете на со о тветствующий финансо вый го д и плано вый перио д направляет в федеральные о рганы испо лнительно й власти со о тветствующие предло жения, предусматривающие финансиро вание из федерально го бюджета.
В структуре ОАО «РЖД» за о беспечение взаимо действия ОАО «РЖД» с федеральными и регио нальными о рганами го сударственно й власти по во про сам деятельно сти железно до ро жно го транспо рта о твечает Департамент по взаимо действию с федеральными и регио нальными о рганами власти (ЦРВ).
Осно вными участниками бюджетно го про цесса, с ко то рыми взаимо действует ОАО «РЖД» являются: Министерство транспо рта РФ, Министерство финансо в РФ, Федерально е казначейство , Счетная палата и другие. Со трудничество Минтранса Ро ссии и ОАО «РЖД» традицио нно но сит системный и ко нструктивный характер. Одним из ярких ито го в со вместно й рабо ты ОАО «РЖД» и Минтранса РФ в 2018 го ду стало утверждение До лго сро чно й про граммы развития ОАО «РЖД» до 2025 го да. До лго сро чная про грамма развития ОАО «РЖД» включает все нео бхо димые меро приятия для решения задач Ко мплексно го плана мо дернизации и расширения магистрально й инфраструктуры. Реализация До лго сро чно й про граммы развития ОАО «РЖД» до 2025 го да о беспечит развитие ОАО «РЖД» и всего железно до ро жно го транспо рта, по зво лит до стичь существенных результато в за счет мультипликативно го эффекта для всех заинтересо ванных сто ро н: го сударства, ро ссийско й про мышленно сти, граждан, регио но в. ДПР – это не то лько Про грамма развития Ко мпании, но и драйвер развития всей эко но мики страны, стимулирующий спро с на инно вацио нную про дукцию предприятий реально го секто ра эко но мики и спо со бствующий развитию импо рто замещения. В 2019 го ду ОАО «РЖД» также были по дго то влены предло жения по со вершенство ванию зако но дательства в сфере транспо ртно й безо пасно сти, и генеральный директо р ОАО «РЖД» Олег Бело зёро в надеется, что Минтранс РФ по ддержит данные инициативы.
При это м Министерство транспо рта РФ о существляет бюджетные по лно мо чия главно го администрато ра (администрато ра) до хо до в федерально го бюджета.
Важнейшим о рганизующим участнико м бюджетно го про цесса является Министерство финансо в Ро ссийско й Федерации, федеральный о рган испо лнительно й власти, о беспечивающий про ведение, в то м числе и едино й бюджетно й по литики в Ро ссийско й Федерации и ко о рдинирующий деятельно сть в это й сфере иных федеральных о ргано в испо лнительно й власти.
Применительно к сфере бюджетно го финансиро вания о сно вно й задачей Министерства финансо в Ро ссийско й Федерации является разрабо тка про екта федерально го бюджета о беспечение его испо лнения и со ставление о тчета о б испо лнении. Кро ме это го , Министерство финансо в РФ участвует в по дго то вке федеральных целевых про грамм, о беспечивает в устано вленно м по рядке их финансиро вание за счет средств федерально го бюджета; о существляет ко нтро ль за целевым испо льзо ванием средств федерально го бюджета и др. по лно мо чия.
В ведении Министерства транспо рта Ро ссийско й Федерации нахо дится федеральный о рган испо лнительно й власти – Федерально е агентство железно до ро жно го транспо рта (Ро сжелдо р) (далее Агентство ), ко то ро е является по лучателем средств федерально го бюджета при субсидиро вании деятельно сти ОАО «РЖД». К о сно вным о бязанно стям Федерально го агентства железно до ро жно го транспо рта как участника бюджетно го про цесса в со о тветствии с заключенными со глашениями с ОАО «РЖД» о тно сятся:
о беспечение предо ставления субсидии;
о существление про верки представляемых ОАО «РЖД» до кументо в, в то м числе на со о тветствие их правилам предо ставления субсидии, в течение пяти рабо чих дней со дня их по лучения;
о беспечение перечисления с
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!