это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3074155
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение. Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что земля является уникальным природным ресурсом, воспроизвести который не возможно. Поэтому управление земельными ресурсами является достаточно сложным процессом как в отношении нормативно-правового обеспечения, так и в отношении ведения кадастрового учета муниципальной собственности.
Управление земельными ресурсами является целенаправленной работой муниципальных органов, которые отвечают за рациональное использование земли и обеспечение ее устойчивого развития в границах определенной территории.
В процессе управления земельными ресурсами на территории муниципального образования ведется постоянная работа по обновлению нормативно-правовой базы, включающей решения, муниципальные программы, правила, оказывающие непосредственное влияние на развитие рынка земли и регулирование земельно-имущественных отношений.
На муниципальном уровне управление земельными ресурсами направляется на создание условий, позволяющих удовлетворить интересы общества, граждан и тем самым обеспечить устойчивое развитие муниципального образования. Проводимые мероприятия по улучшению управления земельными ресурсами основаны на рациональном пользовании землей, которая закреплена за органами местного самоуправления и является важным источником финансирования бюджета.
Механизм управления земельными ресурсами должен соответствовать принципам развития экономики государства, среди которых следует отметить многообразие форм собственности на землю, учет интересов общества и граждан в отношении использования земли, применение научных подходов при регулировании земельных отношений, сохранение особо ценных земель и охраняемых территорий, выступающих важным компонентом окружающей среды, развитие землепользования.
Перечисленные принципы представляют процесс управления землей как объект права муниципальной собственности.
Следовательно, выявление особенностей управления землей, которая находится в муниципальной собственности, обосновывает выбор темы курсовой работы.
Цель исследования – теоретический и практический анализ системы управления землей как объекта права муниципальной собственности.
- рассмотреть основные понятия управления землей как объекта права муниципальной собственности;
- выявить особенности представления земельных участков без торгов в механизме муниципального управления земельными ресурсами;
- привести характеристику направлений деятельности Комитета по управления городским имуществом и земельными ресурсами;
- проанализировать муниципальную программу «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами Нижнего Новгорода» с определением порядка проведения кадастровых работ.
Объект исследования – управление муниципальной собственностью. Предмет исследования – управление землей как объектом права муниципальной собственности.
Методология исследования основана на методах логического наблюдения и сбора фактов, анализа и сравнения, обобщения, аналогии, постановки, методах решения проблем, систематизации и классификации.
Информационной базой для проведения исследования послужила нормативно-правовая база РФ, научно-методические материалы, данные размещенные на официальных ресурсах органов муниципального управления.
Практической значимостью курсовой работы является то, что собранные и систематизированные материалы могут использоваться в процессах управления землей, которая находится в муниципальной собственности.
Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.
1 Теоретические аспекты управления землей как объектом права муниципальной собственности1.1 Основные понятия управления землей как объектом права муниципальной собственностиЗемельные участки, которые находятся на территории муниципального образования, называют муниципальными землями. Земли, входящие в собственность муниципального образования находятся в их границах и не относятся государственной или частной собственности как из земли, которые приобретены органами местного самоуправления за пределами муниципального образования [9, c.43].
Земельный участок может быть делимым и неделимым. К делимому земельному участку относится самостоятельный земельный участок, который может быть разделён на несколько независимых участков. Часть земельного участка – это выделенная площадь из общего участка и она ограничена, она является самостоятельным объектом земельных отношений.
В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса земля относится к объекту природы и выступает природным ресурсам. Земельный ресурс как объект права муниципального образования представлен в виде природного образования, для которого характерны такие признаки как протяжённость, недра, рельеф, воды, растительность [2].
Природный ресурс пространственным базисом расселения населения, ведения хозяйственной деятельности, а также универсальным базисом производства и материальной основой биосферы.
Земля является объектом собственности и хозяйственной деятельности и управление ею осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В ст. 215 Гражданского кодекса РФ указывается, что одна часть муниципального имущества может быть закреплена за муниципальными предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного и оперативного управления. Вторая часть муниципального имущества относиться к имуществу муниципального образования. Такой раздел муниципального имущества достаточно важен для наложения имущественной ответственности [3].
Право муниципальной собственности является самостоятельной категорией, относиться к коллективной форме собственности, которую получает территориальная община (жители города, села, поселка) с целью получения с целью удовлетворения социальных потребностей. Право муниципальной собственности формирует материальную и финансовую основу органов местного самоуправления.
Роль и функции земли как объекта права муниципальной собственности заключается в том, что она предназначена обеспечить жизнедеятельность людей, удовлетворить их естественные, рекреационные и культурные потребности, обеспечить производственную деятельность и другие виды хозяйственной деятельности.
Земельный участок как объект права муниципальной собственности является механизмом осуществления гражданско-правовых отношений в пределах определенной территории, которая является собственностью муниципального образования.
Предметом управления земельными ресурсами в общем виде являются процессы использования земли в различных сферах жизнедеятельности. В качестве объекта управления выступает земельный участок, на котором производится использование земли [11, c.42].
Управления земельными участками, находящимися в муниципальной собственности – это выполнение органами местного управления полномочий, позволяющих повысить эффективность использования земли и обеспечить ее защиту, сформировать политику улучшения отношений с субъектами в отношении развития административно-территориальной единицы.
Для учета земель производится сбор, обработка, систематизация и обновление информации об использовании земельного фонда. Важным направлением в системе управления земельными ресурсами является кадастровый учет, позволяющий обобщить сведения о земле как о природном ресурсе, недвижимом имуществе и средстве производства.
Ведение государственного кадастрового учёта в управлении земельными ресурсами имеет важное, которое выражается в том, что ведение учета земельных участков позволяет определить объекты земельно-имущественных отношений.
Ведение кадастрового учета является фактом признания государством земли в виде объекта недвижимости. Степень информации о земельных участках определяется датой проведения кадастрового учета и внесенными изменениями о земле.
При правовом разрешении земельных споров важные функции выполняют индивидуальные признаки земли, которые содержатся в государственном кадастре. На основании этого затраты, понесенные на землеустроительные работы соизмеряются.
Особенностью кадастрового учёта является то, что он производится вместе с введением Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество [13, c.137].
Кадастровый учет в системе управления земельными ресурсами выполняет социально-ориентированной функцию государства в отношении защиты конституционных прав собственников и обладателей земли. Он позволяет сформировать рынок недвижимости и вовлечь землю в рыночный оборот.
В целом государственный кадастровый учёт земельных участков на уровне муниципального образования предусматривает присвоение каждому земельному участку, находящемуся на территории муниципального образования кадастрового номера и внесение соответствующих его характеристик в систему учета с присвоением кадастрового номера и ЕГРП района (города).
Не менее важную роль в системе управления земельными ресурсами выполняют земельные налоги и аренда на землю, которые относятся к источникам формирования бюджета государства.
В настоящее время система кадастрового учёта земли не ориентирована на учёт информации о земельных участках как природного объекта, что создаёт проблемы получения полного правового представления об определённом участке.
Наиболее часто при ведении кадастрового учёта на уровне муниципального образования возникают следующие проблемы:
- большая часть земельных участков, включенных в государственный кадастр и находящихся на кадастровом учете имеют не нормативную точность, что ведёт к отсутствию информации по точном графическом отображении земельного участка;
- недостаточна профессиональная подготовка кадастровых инженеров;
- на государственном уровне не урегулированы процедуры исправления ошибок в кадастровом реестре о местонахождении земельных участков.
В большинстве случаев земельные участки муниципальной собственности продаются посредством организации аукционов. Если зарегистрирована только одна заявка на участие в аукционе на продажу земельного участка муниципальной собственности, и она подана лицом в соответствии с требованиями аукциона, то заявитель является единственным участником аукциона [12, c.310].
При заключении договора купли-продажи земельного участка муниципальной собственности на аукционе цена зависит от размера начальной цены предмета аукциона на основании договора, который заключен с лицом, подавшим заявку на участие в аукционе.
Аукцион по продаже земельного участка муниципальной собственности в настоящее время проводится в электронной форме. Исключением являются случаи, когда земельный участок передается гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства или он предназначен для сельскохозяйственного производства. В данном случае основанием рассмотрения заявления на получение земельного участка является ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.
Уполномоченным органом или Комитетом по управлению муниципальным имуществом в срок не выше 30 дней публикуется извещение о предоставлении земельного участка, в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актах в соответствии с Уставом поселения (городского округа) по месту нахождения земельного участка с размещением извещения на официальном сайте.
Граждане или крестьянские хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на земельный участок могут участвовать в аукционе на основании поданного заявления. Ели в срок 30 дней с момента опубликования извещения граждан намерены участвовать в аукционе, то им необходимо выполнить одно из следующих действий:
- подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка в трёх экземплярах;
- принять решение о предварительном согласовании земельного участка, при условии, что запрашиваемый земельный участок подлежит уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Решение о предварительном согласовании продажи земельного участка выступает основанием для его получения без проведения торгов. В случае поступления в течение 30 дней со дня опубликования извещения заявлений других граждан, крестьянских хозяйств о намерении участвовать в аукционе, уполномоченный орган в течение недели со дня поступления заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка.
1.2 Особенности предоставления земельных участков без торгов в механизме муниципального управления земельными ресурсамиРассмотрим особенности предоставления земельных участков без торгов в механизме муниципального управления земельными ресурсами.
При предоставлении земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности без проведения торгов необходимо руководствоваться п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. Без проведения торгов продажа земельного участка может осуществляться в следующих случаях [2]:
- земельный участок находится в аренде с целью комплексного освоения территории лицом, которое в соответствии с Градостроительным кодексом РФ заключил договор о комплексном освоении территории;
- земельный участок, предоставленный некоммерческой организации с целью комплексного освоения территории и для выполнения работ по индивидуальному жилищному строительству;
- земельный участок, предоставленный некоммерческой организации с целью развития садоводчества, огородничества, дачного хозяйства;
- земельный участок, предоставленный некоммерческой организации для комплексного освоения территории, относятся к имуществу общего пользования;
- земельный участок, предоставленный юридическому лицу для развития дачного хозяйства, относятся к имуществу общего пользования юридического лица;
- земельный участок, на котором размещены здания, сооружения и существует собственник этих зданий и сооружений;
- земельный участок, который относится к фермерскому хозяйству или выступает собственностью сельскохозяйственной организации в соответствии с Федеральным Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [5];
- земельный участок, который используется для развития сельскохозяйственного производства и находится в аренде у юридического лица или гражданина в течение 3 лет с момента заключения договора аренды;
- земельный участок, который находится в собственности у гражданина с целью индивидуального жилищного строительства или развития дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, фермерского хозяйства.
При заключении договора купли-продажи земельного участка, который находится в муниципальной собственности без проведения торгов, цена устанавливается в соответствии с федеральными законами и определяется порядком установленным Правительством РФ в отношении земли, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
При заключении договора на земельный участок, который находится в муниципальной собственности без проведения торгов, цена не может быть выше кадастровой стоимости.
Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица могут получить земельный участок, который находится в муниципальной собственности за оплату в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ.
Предоставление на праве аренды без проведения торгов земельного участка, который находится муниципальной собственности, регламентируется положениями п. 2 ст. 139.6 Земельного кодекса РФ [2]:
- юридическим лицам на основании Указа или Распоряжения Президента РФ;
- юридическим лицам на основании распоряжения Правительства РФ в отношении реализации инвестиционного проекта в соответствии с критериями Правительство РФ;
- юридическим лицам на основании распоряжения Высшего должностного лица субъекта РФ для размещения объектов социально-культурного или коммунально-бытового назначения;
- юридическим лицам для выполнение международных обязательств РФ, а также юридическим лицам, которые обеспечивают на уровне муниципального образования систему электро-, тепло-, газо- и водоснабжения;
- юридическим лицам для комплексного освоения территории, с которыми был заключен договор на аренду земельного участка;
- юридическим лицам для комплексного освоения территории с целью индивидуального жилищного строительства;
- некоммерческим организациям для развития огородничества, садоводства, дачного хозяйства;
- некоммерческим организациям, в случаях отраженных в статье 39.20 ЗК РФ на праве оперативного управления;
- крестьянским хозяйствам или сельскохозяйственным организациям в соответствии с Федеральным Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
- религиозным организациям, которые находятся в государственном реестре обществ Российской Федерации;
- гражданам с целью сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, развитие огородничества;
- лицам на покупку земельного участка муниципальной собственности;
- лицам для освоения территории с целью строительства или коммерческого использования.
Граждане и юридические лица, выступающие арендаторами муниципальной собственности земельных участков могут заключить новый договор на аренду земельных участков без проведения торгов, если земельный участок не является объектом аукциона.
Предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка муниципальной собственности, на территории которой размещен объект незавершенного строительства производится однократно с целью завершения строительных работ [10, c.274].
К процедурам предоставления земельного участка муниципальной собственности без проведения торгов относятся:
- разработка схемы размещения земельного участка, если он не утвержден проектом межевания территории;
- передача в уполномоченные органы юридическим лицом или гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с положениями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»;
- принятие предварительного решения в отношении земельного участка и уточнение его границ на основании Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»;
- выполнение кадастровых работ на основании проекта межевания территории;
- разработка схемы размещения земельного участка или проектной документации с указанием границ, площади, качественных и количественных характеристик лесных участков;
- ведение государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственная регистрация прав муниципальной собственности;
- передача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
- заключение договора купли-продажи или аренды на земельный участок, безвозмездного пользования с принятием уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка бесплатно.
В безвозмездное пользование органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями в соответствии с п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса РФ земельные участки могут быть предоставлены на срок до 1 года [2].
Безвозмездно на срок действия трудового договора земельный участок могут получить работники организаций лесного хозяйства, транспорта, охотничьи хозяйства, работники заповедников и национальных парков.
Безвозмездно на срок до 10 лет земельный участок могут получить религиозные организации и организации благотворительного назначения, если на таких земельных участках размещены принадлежащие религиозной организации на праве безвозмездного пользования здания, сооружения.
К новым субъектам права безвозмездного пользования земельным участком относятся лица отражённые в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
С этими субъектами заключены договоры на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, финансирование которых производится из средств местного бюджета.
Право безвозмездного срочного пользования земельным участком в соответствии с п. 1 ст. 47 Земельного кодекса РФ прекращается по решению лица, которое предоставило земельный участок или по соглашению сторон [2].
Право безвозмездного срочного пользования прекращается, если истёк срок, на который земельный участок был предоставлен или лицо добровольно отказалась от прав на земельный участок.
Изъятие земельного участка для муниципальных нужд производится на возмездной основе, если отсутствуют варианты размещения планируемых объектов, строительство и размещение которых имеет общественный характер и при наличии согласия собственного изымаемого земельного участка. В данном случае определение выкупной цены земельного участка производится по рыночной стоимости.
В некоторых случаях изъятие земельного участка может осуществляться принудительно. К таким случаям относится нарушение требований земельного законодательства о целевом использовании земли или рациональном использовании земельных участков землепользователями. Принудительное изъятие земельного участка может производиться, если не устранены нарушения после назначения административного наказания и предписаний уполномоченного органа.
2 Анализ управления земельными ресурсами в Нижнем Новгороде2.1 Характеристика направлений деятельности Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсамиКомитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода, выступает структурным подразделением и отвечает за управление и распоряжение муниципальным имуществом, в том числе занимается приватизацией объектов муниципальной собственности, распоряжается земельными участками, которые находятся в границах муниципального образования.
Правовой основой работы Комитета является Конституция РФ [1], федеральные законы и прочие нормативно-правовые акты РФ, а также акты местного самоуправления города Нижнего Новгорода.
Юридический адрес: 603082, Нижний Новгород, ул. Большая Покровская 15 [14].
К основным задачам Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода относятся:
- управление муниципальным имуществом за исключением жилых помещений в соответствие с требованиями действующего законодательства;
- реализация мероприятий в области формирования муниципальной собственности;
- управление земельными ресурсами города;
- контроль эффективного использования муниципального имущества в рамках предоставляемых полномочий Комитету;
- приватизация муниципального имущества;
- контроль своевременного поступления в бюджет Нижнего Новгорода денежных средств.
К основным функциям Комитета управления городским имуществом и земельными ресурсами относятся:
- организация нормативно-правового обеспечения и методического руководства в области управления земельными ресурсами;
- активное участие в мероприятиях по формированию муниципальной собственности в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов;
- контроль соблюдения требований договоров и принятие мер по устранению выявленных нарушений;
- участие в разработке муниципальных программ Нижнего Новгорода;
- приватизация и управление муниципальным имуществом, земельными ресурсами и в случае необходимости отправка материалов в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер;
- ведение реестра муниципального имущества и земельных участков Нижнего Новгорода;
- реализация полномочий в присвоении, изменении и аннулировании адресов объектам муниципальной собственности;
- реализация мероприятий по приёму имущества в муниципальную собственность;
- подготовка документов для регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества и присвоения им кадастровых номеров;
- организации работы по подготовке и подаче в администрацию города необходимых документов для выполнения функций и полномочий собственника муниципального имущества на правах оперативного управления в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- участие в процедурах создания и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с актами администрации города;
- организация торгов по приватизации муниципального имущества;
- выполнение прочих функций в отношении управления земельными ресурсами.
Комитет управления городским имуществом и земельными ресурсами для осуществления функций в области управления земельными ресурсами имеет право:
- запроса и получения в установленном порядке от Администрации города и территориальных подразделений информации для выполнения возложенных функций.
- создания и проведения в установленном порядке совещаний с привлечением представителей отраслевых структурных подразделений;
- разработки методических материалов и рекомендаций по вопросам работы комитета;
- подготовка проектов правовых актов по работе комитета;
- выдачи выписок из хозяйственной книги гражданам в отношении прав на земельные участки;
- выполнения условий договоров и принятия необходимых мероприятий по их расторжению.
Комитетом управления городским имуществом и земельными ресурсами управляет председатель, который освобождается и назначается на должность распоряжением Главы администрации города. Председатель комитета отвечает за исполнение требований действующего законодательства, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления Нижнего Новгорода.
К основным задачам Председателя Комитета управления городским имуществом и земельными ресурсами относятся:
- заключение от имени Комитета договоров и контрактов в отношении сделок с имуществом и земельными участками;
- рассмотрение личных заявлений граждан.
Финансирование работы Комитета осуществляется из средств бюджета Нижнего Новгорода.
Организационная структура Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода приведена в приложении 1.
Как видно из приложения 1 контроль и управление деятельностью Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами осуществляет Председатель, в подчинении у которого находятся первый заместитель, заместитель Председателя, начальник управления и начальник управления организационно-кадрового обеспечения.
Первый заместитель Председателя контролирует работу Управления формирования земельных участков, Управление нежилого фонда, Управление распоряжения земельными ресурсами города и финансового управления.
В состав Управления распоряжения земельными ресурсами города входят отделы по предоставлению земельных участков во временное пользование, ведение учёта и использования земель, а также предоставления земельных участков в собственность и работу с льготными категориями граждан.
2.2 Анализ муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами Нижнего Новгорода» на 2019-2024 гг.Муниципальная программа «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Нижнего Новгорода» на 2019-2024 гг. реализуется Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации Нижнего Новгорода (далее КУГИ и ЗР) [15].
В реализации муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Нижнего Новгорода» на 2019-2024 гг. участвуют:
- Департамент строительства и капитального ремонта администрации города Нижнего Новгорода (далее ДС);
- Администрации районов города Нижнего Новгорода;
- муниципальное казенное учреждение «Дирекция по эксплуатации муниципальных объектов недвижимого имущества города Нижнего Новгорода» (далее МКУ «ДЭМОНИ»).
Целью муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Нижнего Новгорода» на 2019-2024 гг. является получение наиболее высоких показателей в области управления земельными ресурсами и имуществом.
К основным задачам муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Нижнего Новгорода» на 2019-2024 гг. относятся:
- формирование оптимального состава муниципального имущества, которое обеспечит положительный эффект от управления имуществом;
- совершенствования системы учёта объектов муниципальной собственности Нижнего Новгорода.
Выделенные объемы бюджетных ассигнований на реализацию программы за 2019-2024 гг. приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Выделенные объемы бюджетных ассигнований на реализацию программы за 2019-2024 гг., млрд. руб.
Статья 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. Всего
Всего 93,19 149,32 259,10 256,10 256,10 143,94 1157,76
КУГИ и ЗР 87,02 137,02 236,85 233,85 233,85 121,69 1050,28
ДС 0,00093 0,001 0,0009 0,0009 0,0009 0,0009 0,0055
МКУ «ДЭМОНИ» 5,25 11,30 21,35 21,35 21,35 21,35 101,95
Целевыми индикаторами муниципальной программы являются:
- удельный вес зарегистрированных объектов недвижимого имущества от общего количества объектов недвижимого имущества по состоянию на 31.12.2024 г. – 75%;
- площадь земельных участков, которые зарегистрированы в муниципальной собственности города за 2019-2024 гг. – 160,3 га;
- объем неналоговых доходов в бюджете города от управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами за 2019-2024 гг. – 13833938,64 тыс. руб.;
- удельный вес земельных участков, переданных в аренду в общей площади территории городского округа по состоянию на 31.12.2024 г. – 2,1%.
Целевые индикаторы муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Нижнего Новгорода» приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Целевые индикаторы муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Нижнего Новгорода»
Название индикатора 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.
Полномочия в сфере управления имуществом и землей
Объем неналоговых доходов в бюджете города, млрд. руб. 2,6 2,2 2,26 2,26 2,26 2,26
Формирование оптимального состава муниципального имущества
Удельный вес земельных участков, которые переданы в аренду, % 2,01 2,02 2,03 2,05 2,08 2,10
Совершенствование системы учета объектов муниципальной собственности Нижнего Новгорода
Доля зарегистрированных объектов недвижимого имущества, % 48 51 55 60 66 75
Площадь земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности города, га37 32,9 29,5 25,3 19,5 16,1
Муниципальным имуществом городского округа Нижнего Новгорода является имущество, которое закреплено на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями, находится в оперативном управлении муниципальных учреждений, органов местного самоуправления, имущество муниципальной казны, в том числе находящиеся в муниципальной собственности земельные участки.
По состоянию на 01.01.2019 г. балансовая стоимость имущества муниципальной казны Нижнего Новгорода составила 55,9 млрд. руб, в том числе недвижимого имущества 45,9 млрд. руб, движимого имущества 5,2 млрд. руб. и не произведенных активов 4,8 млрд. руб.
В процессе реализации муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Нижнего Новгорода» планируется ликвидировать не функциональные муниципальные предприятия города.
Одним из направлений муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Нижнего Новгорода» является проведение работ по обмеру земельных участков и постановка их на кадастровый учет.
2.3 Порядок проведения кадастровых работПорядок проведения кадастровых работ регламентируется Федеральным законом от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» [4], Земельным кодексом РФ от 25.10.2001 г. [2] и Федеральным законом от 18.06.2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве» [6].
Выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации: федер. закон от 30.11.1994 №51-ФЗ [3].
При проведении кадастровых работ реализуются следующие этапы:
1. Производится заключение договора на проведение кадастровых работ.
2. Производится сбор, систематизация и анализ данных по земельному участку с применением архивных и картографических материалов.
3. На земельный участок запрашивается выписка из кадастра недвижимости, земельно-кадастровый план, координаты участка и местной опоры сети.
4. Проводятся полевые работы для точного определения положения границ земельного участка.
5. Выполняются камеральные работы с подготовкой пакета документов и его передачей в государственный орган, отвечающий за ведение кадастра недвижимого имущества.
После проведения кадастровых работ подготавливается проект межевания для точного определения местоположения земельного участка и получения информации по размерам выделенного землепользования. В состав проекта межевания входят карта план земельного участка, информация по координатам углов поворота границ участка, сведения о состоянии земли.
При согласовании границ земельного участка необходимо руководствоваться требованиями СТО–30845203,13-2019, которые заключаются в следующем [8]:
- границы земельного участка должны отражаться в кадастровом плане территории;
- уточнение границ земельного участка должно проводиться на основании правоустанавливающего документа. Если правоустанавливающий документ отсутствует, то за границы земельного участка принимаются границы, которые применяются в отношении земельного участка 15 и более лет и закреплены в положении по использованию природных объектов;
- при установлении местоположения границ земельного участка должно производиться их согласование с лицами, которые обладают смежными земельными участками на праве собственности, бессрочного пользования, аренды, если смежные участки являются муниципальной собственностью, а договор аренды заключен на срок более чем 5 лет;
- местоположение границ земельного участка должно быть обязательно согласовано, если сведения о них подлежит обязательному внесению в государственный кадастр недвижимости;
- результаты согласования местоположения границ должны быть оформлены сотрудником кадастра в виде акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным, если при наличии в акте указаны личные подписи заинтересованных лиц и их представителей, сотрудник кадастра соблюдал требования в отношении порядка извещения заинтересованных лиц о проведении процедур согласования границ.
Согласие заинтересованных лиц на образование земельного участка не требуется в следующих случаях:
- земельный участок, который находится в муниципальной собственности и представлен муниципальным унитарным предприятием или муниципальным учреждением;
- на основании решения суда, в котором предусмотрен раздел, объединение, перераспределение или выдел земельного участка в обязательном порядке;
- в случае изъятия земельного участка для муниципальных нужд.
Образование нового земельного участка из нескольких земельных участков должно осуществляться по соглашению заинтересованных лиц. Исключением являются земельные участки сельскохозяйственного назначения, порядок их согласования отражен в Федеральном законе от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [5].
В карте плане земельного участка отражаются необходимые сведения для ведения учета кадастровых работ. В состав карты-плана земельного участка входит следующая информация:
- земельный участок, кадастровые сведения о котором не соответствуют требования местоположения границ;
- земельный участок, занятый зданиями (сооружениями), улицами и другими объектами общего пользования, образование которых утверждено действующим законодательством о градостроительной деятельности.
Карта-план может быть подготовлена в электронном виде и заверена усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового работника.
В межевой план включаются следующие сведения:
- земельный участок, который образовался при разделе, в результате перераспределения земель или их объединения;
- земельный участок, который образовался из земель находящихся в муниципальной собственности;
- земельный участок, из которого в результате выдела в счет доли в праве общей стоимости образован новый земельный участок;
- земельный участок, в отношении которого проводятся кадастровые работы с целью уточнения описания местоположения границ.
Межевой план включает текстовую и графическую часть и может быть подготовлен в электронном виде с последующим заверением усиленной квалифицированной электронной подписью работником кадастра.
В случае проведения комплексных кадастровых работ в отношении объектов недвижимости необходимо руководствоваться положениями Письма Росреестра от 21.07.2020 г. №18-6421-АШ/20, в котором указывается, что под комплексными кадастровыми работами рассматриваются работы, которые производятся в отношении всех размещенных на территории одного кадастрового квартала или нескольких кадастровых кварталов земельных участков [7].
Проведение комплексных кадастровых работ в отношении земельного участка позволяет уточнить местоположение границ земельного участка, обеспечить образование земельного участка общего пользования, исправить реестровые ошибки в информации о местоположении земельного участка.
ЗаключениеВ процессе выполнения курсовой работы был выполнен теоретический и практический анализ системы управления землей как объекта права муниципальной собственности.
На первоначальном этапе были рассмотрены теоретические аспекты управления землей как объектом права муниципальной собственности и установлено, что земельные участки, которые находятся на территории муниципального образования, называют муниципальными землями.
Земля является объектом собственности и хозяйственной деятельности и управление ею осуществляется в соответствии с требованиями законодательства.
Роль и функции земли как объекта права муниципальной собственности заключается в том, что она предназначена обеспечить жизнедеятельность людей, удовлетворить их естественные, рекреационные и культурные потребности, обеспечить производственную деятельность и другие виды хозяйственной деятельности.
Управления земельными участками, находящимися в муниципальной собственности – это выполнение органами местного управления полномочий, позволяющих повысить эффективность использования земли и обеспечить ее защиту, сформировать политику улучшения отношений с субъектами в отношении развития административно-территориальной единицы.
В практической части работы был выполнен анализ управления земельными ресурсами в Нижнем Новгороде. Было установлено, что Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода, выступает структурным подразделением и отвечает за управление и распоряжение муниципальным имуществом, в том числе распоряжается земельными участками.
В настоящее время Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации Нижнего Новгорода реализуется муниципальная программа «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Нижнего Новгорода» на 2019-2024 гг.
Целью муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Нижнего Новгорода» на 2019-2024 гг. является получение наиболее высоких показателей в области управления земельными ресурсами и имуществом.
Одним из направлений муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Нижнего Новгорода» является проведение работ по обмеру земельных участков и постановка их на кадастровый учет.
Анализ показал, что порядок проведения кадастровых работ регламентируется Федеральным законом от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Земельным кодексом РФ от 25.10.2001 г. и Федеральным законом от 18.06.2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве».
После проведения кадастровых работ подготавливается проект межевания для точного определения местоположения земельного участка и получения информации по размерам выделенного землепользования. В состав проекта межевания входят карта план земельного участка, информация по координатам углов поворота границ участка, сведения о состоянии земли.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным, если при наличии в акте указаны личные подписи заинтересованных лиц и их представителей, сотрудник кадастра соблюдал требования в отношении порядка извещения заинтересованных лиц о проведении процедур согласования границ.
Проведение комплексных кадастровых работ в отношении земельного участка позволяет уточнить местоположение границ земельного участка, обеспечить образование земельного участка общего пользования, исправить реестровые ошибки в информации о местоположении земельного участка.
Список ИСТОЧНИКОВ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. №31. Ст.4398.
Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 25.10.2001 №136-ФЗ ред. от 05.04.2021. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. – М., 1992-2021. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – Загл. с экрана.
Гражданский кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.11.1994 №51-ФЗ ред. от 09.03.2021. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. – М., 1992-2021. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – Загл. с экрана.
О государственном кадастре недвижимости: федер. закон от 24.07.2007 №221-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. – М., 1992-2021. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – Загл. с экрана.
Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: федер. закон от 24.07.2002 №101-ФЗ ред. от 05.04.2021. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. – М., 1992-2021. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – Загл. с экрана.
О землеустройстве: федер. закон от 18.06.2001 №78-ФЗ ред. от 03.08.2018. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. – М., 1992-2021. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – Загл. с экрана.
О проведении комплексных кадастровых работ в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории РФ: письмо Росреестра от 21.07.2020 г. №18-6421-АШ/20. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. – М., 1992-2021. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – Загл. с экрана.
Проведение кадастровых работ, результатом которых является подготовка межевого плана: стандарт от 30.05.2019 СТО – 30845203,13 - 2019 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. – М., 1992-2021. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – Загл. с экрана.
Баскаков, А. А. Рациональное использование земель, как функция управления земельными ресурсами / А. А. Баскаков // Агропродовольственная экономика. – 2019. – №6. – С.43-48.
Денщикова, М. С. Изучение состояния земель в системе государственного и муниципального управления / М. С. Денщикова // Наука и образование. – 2020. – №4. – С.274.
Каранова, О. Н. Роль государственного мониторинга земель в системе управления земельными ресурсами / О. Н. Каранова // Студенческий форум. – 2019. – №21. – С.42-44.
Марьин, Е. В. Аукцион, как форма экономического управления публичными землями / Марьин Е. В. // StudNet. – 2020. – №6. – С.310-315.
Трандж, Н. Ю. Кадастровый учет в системе функций управления в сфере использования и охраны земель / Н. Ю. Трандж // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – №10. – С.137-139.
Официальный сайт Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://нижнийновгород.рф/. – Загл. с экрана.
Муниципальная программа «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Нижнего Новгорода» на 2019-2024 гг. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://admgor.nnov.ru/upload/getODA/document19232.html – Загл. с экрана.
ПриложенияПриложение 1 – Организационная структура управления Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!