это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3075987
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1. Понятие и особенности профессиональной научной карьеры 4
2. Состояние профессиональной научной карьеры в РФ на современном этапе 6
3. Характеристика проблем формирования профессиональной научной карьеры в РФ 8
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Введение
По мере усиления роли науки в экономически развитых странах
(начало этого процесса можно отнести к середине XIX в.) все большую
актуальность приобретает перманентное обновление социально-
профессиональной структуры общества, сопровождающееся не только
повышением профессиональной мобильности, но и необходимостью
непрерывного образования работников во многих отраслях экономики и
сферы услуг.
После получения диплома о высшем образовании, в принципе,
существует два пути развития: продолжить “научно-образовательную”
дорогу, т.е. послевузовское образование, или уйти «в профессию». С каждым
годом в России количество желающих продолжить обучение в аспирантуре
уменьшается, и как повернуть этот процесс, или хотя бы снизить процент
оттока научно-одаренных людей, пока слабо понятно, поэтому, в первую
очередь, следует разобраться в причинах.
Цель данной работы – рассмотреть основные проблемы формирования
профессиональной научной карьеры в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Изучить понятие и особенности профессиональной научной карьеры.
2. Состояние профессиональной научной карьеры в РФ на современном
этапе.
3. Характеристика проблем формирования профессиональной научной
карьеры в РФ.
1. Понятие и особенности профессиональной научной карьеры
Занимаясь в университете научной работой, многие студенты «входят
во вкус» и решают строить профессиональную карьеру учёного-
исследователя. Это позитивное явление: приток молодых учёных
способствует развитию различных отраслей, новые открытия и изобретения
приносят пользу обществу.
Карьера молодого учёного начинается ещё в вузе, обычно — на 2-3
курсе. В это время студент впервые сталкивается с научной работой: готовит
тезисы, выступает на конференциях. Если ему нравится этот вид
деятельности и преподаватели отмечают у учащегося способности, стоит
задуматься о научной карьере.
Этапы научной карьеры:
1. Магистратура и защита магистерской диссертации.
2. Аспирантура и защита кандидатской диссертации.
3. Докторантура и защита докторской диссертации.
Карьера учёного в России начинается с магистратуры — первого шага
в серьёзную науку. Окончив бакалавриат, студент уже может работать по
специальности, но для углублённого изучения определённой отрасли и
формирования навыков проведения научного исследования необходима
магистратура.
Во время обучения на этом уровне студент определяется с
интересующей его темой исследования, составляет план работы и
последовательно выполняет его, готовит научные публикации.
Следующий шаг при планировании научной карьеры — поступление в
аспирантуру или оформление соискательства (по сути, это аспирантура без
отрыва от работы в учреждении). Для этого нужно сдать экзамены:
философия;
иностранный язык;
экзамен по специальности.
Итог аспирантуры — защита кандидатской. За 3-4 года обучения на
этом уровне аспирант должен успеть подготовить эту работу и апробировать
её на конференциях. Затягивать с защитой или брать академический отпуск
не следует: как показывает практика, спустя несколько лет после окончания
аспирантуры защититься гораздо сложнее, т. к. соискатель «выпадает» из
научного мира, перестаёт следить за актуальными тенденциями.
Часто аспиранты занимаются также преподаванием: работают на
кафедре ассистентами или, если позволяет стаж и штатное расписание,
старшими преподавателями. После защиты кандидат наук может получить
научное звание и продолжить карьерный рост, заняв должность доцента.
Завершающий этап научной карьеры учёного — докторантура.
Докторанту также помогает научный консультант — доктор наук в
выбранной сфере. Докторская диссертация обычно открывает новое
направление в науке, посвящена важному открытию или принципиально
новому взгляду на проблему.
Чтобы стать доктором наук, нужно не только подготовить
соответствующую работу, но и выполнить ряд требований:
иметь ряд публикаций в отечественных и международных
журналах;
заниматься научным руководством аспирантов;
вести активную научно-исследовательскую работу.
Докторантура в РФ длится 2 года. Защита докторской, как и
кандидатской, проводится на учёном совете. Соискатель представляет
результаты работы и доказывает её новизну и состоятельность.
После успешной защиты диссертации соискателю присваивается
степень доктора наук, и он может получить звание и должность профессора.
Это высшая ступень научной карьеры в России.
2. Состояние профессиональной научной карьеры в РФ на
современном этапе
За период 2006–2017 гг. численность исследователей в возрасте
до 39 лет увеличилась с 117,1 до 157,8 тыс. чел. (рис. 1), а их удельный вес
в общей численности исследователей — с 30,1 до 43,9%.
Рисунок 1 - Динамика численности исследователей в России:
2006–2017 (тысяч человек)
В настоящее время самую многочисленную возрастную группу
исследователей (91,4 тыс. чел.) составляют лица в возрасте от 30 до 39 лет.
За 2006–2017 гг. их численность выросла в 1,8 раза (с 13,1 до 25,4% в общей
численности исследователей). Имеется и дальнейший потенциал роста —
доля исследователей в возрасте до 29 лет увеличилась на 1,4 процентных
пункта и в 2017 г. составила примерно пятую часть (18,4%)
исследовательского корпуса страны.
Удельный вес выпускников вузов, связавших свою профессиональную
карьеру с наукой, остается невысоким: в 2017 г. он не превышал 1%,
а с учетом занимаемых ими исследовательских должностей, еще меньше —
0,7% (рис. 2).
Рисунок 2 - Удельный вес выпускников, принятых на работу в
организации, выполнявшие исследования и разработки, в общей численности
выпускников образовательных организаций высшего образования (%)
Низкая привлекательность научной профессии обусловлена
и стереотипными представлениями об исследовательской работе. По данным
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, большинство россиян считает ученых альтруистами,
которые помогают решать трудные задачи (80%) и работают на благо
человечества (72%). При этом научная работа кажется скучной примерно
половине населения (53%). Так, каждый второй респондент предполагает,
что жизнь ученых лишена развлечений (50%) и интересов, не связанных
с работой (45%). Существенная доля россиян (42%) уверены, что ученые
зарабатывают меньше, чем представители других профессий при
аналогичной нагрузке. Однако, по данным Росстата, среднемесячная
заработная плата работников, выполнявших исследования и разработки (ИР),
в 2017 г. на 24,7% превысила значение аналогичного показателя
по экономике в целом (рис. 3).
Рисунок 3 - Среднемесячная заработная плата персонала, занятого
исследованиями и разработками: 2003–2017
3. Характеристика проблем формирования профессиональной
научной карьеры в РФ
Жизнеспособность и потенциал науки напрямую зависят от притока
наиболее способных специалистов. Сложилась неоднозначная ситуация:
декларируется построение нового общества, основанного, прежде всего, на
знаниях и информации в целом, повышается внимание государства к
образовательной сфере, а реально наблюдается старение научных кадров и
снижение интереса к научной деятельности среди одаренной молодежи.
Социологи, занимающиеся проблемами образования и науки, выделяют
несколько основных причин снижения интереса молодежи к занятости в
научно-образовательной сфере.
На первый план выходит проблема изменения шкалы престижа
профессий и смены профессиональных ориентаций молодежи, результатом
чего является изменение статуса научных работников, и, следовательно,
статуса ученых в целом.
Как следствие – низкая конкурентоспособность аспирантуры по
сравнению, например, со вторым высшим образованием или карьерой в
бизнесе.
Другая проблема – это недостаточная оплата труда. Ярко иллюстрирует
эту проблему сравнение зарплат научных работников в России и в СССР. К
примеру, в СССР доцент получал 320 рублей, в то же время судья- 210, в
настоящее время средняя зарплата доцента с ученой степенью 12 тысяч, а у
судьи она примерно составляет в среднем 100 тысяч рублей. То есть, престиж
самой научной деятельности упал не только среди молодежи, но и на уровне
государственной поддержки. Такая оплата труда не соответствует
современным представлениям и ожиданиям выпускников и является одной
из главных причин отсутствия желания продолжить карьеру в рамках
научно-образовательной сферы.
Еще одна проблема – низкий уровень образованности выпускников на
выходе из ВУЗов. Студент, недостаточно уверенный в полноте своих знаний
и не попробовавший себя в науке навряд ли изберет ее своей
профессиональной деятельностью, скорее всего он выберет профессию, где
не будет требоваться «насыщенность» и полнота знаний.
Кроме прочего, стоит вопрос о проблеме «застаивания» кадров,
своеобразная мода оставаться после наступления пенсионного возраста в
основном преподавательском составе ВУЗов, НИИ и пр., и, как следствие,
отсутствие достаточного количества свободных рабочих мест.
В дополнение к предыдущим причинам относится
непривлекательность построения научно-образовательной карьеры в
пределах своей страны (России). Так многие одаренные молодые
специалисты стремятся продолжить научную деятельность за рубежом. Что
касается престижа ученого в России, то здесь доминируют негативные
оценки, а в западных странах – позитивные. Привлекательность и
престижность научного труда в развитых странах обеспечивают высокие
достижения в области развития науки и технологий. Опросы общественного
мнения позволяют сопоставить место ученого в рейтинге профессий и
занятий в России и США. Так, в США, по данным Wall Street Journal,
наиболее престижной является профессия ученого. В России, по данным
опросов, в глазах жителей страны профессия ученого занимает только 22-ю
позицию.
Развитие отраслей науки представляет собой многоплановый процесс,
подверженный воздействию факторов общеэкономического и
организационного характера. Кроме того, в России этот процесс отягощен
запаздыванием перехода экономики на инновационный путь развития,
недостаточной эффективностью профессиональной ориентации молодежи на
специальности интеллектуального труда, запаздыванием в
перепрофилировании труда научных подразделений действующих
исследовательских учреждений, распыленностью средств и параллелизмом в
работе НИИ в академической, отраслевой и вузовской сферах.
Еще одну группа факторов, тормозящих инновационные процессы в
экономике России и повышение эффективности научной работы в НИИ,
образуют дефицит высококвалифицированных кадров науки из-за
недостаточности стимулов к работе молодежи и представителей среднего
поколения в сфере науки, а также медленная профессиональная ротация,
ставшая причиной значительного старения научных кадров.
Заключение
Таким образом, ситуация в системе российского образования меняется
и совсем скоро будут видны первые результаты. Но при всем при этом,
основная проблема – в отношении к образованию, поэтому в первую очередь,
для улучшения ситуации необходимо изменить это отношение молодежи,
показать, какие возможности предоставляет послевузовское образование,
доказать, что ВУЗ – это не только «корочка» для устройства на работу, но и
реальные знания в развитом информационном российском обществе.
Повышение привлекательности научной карьеры требует не только
улучшения условий труда исследователей, устранения нефинансовых
барьеров в науке, но и реализации мер по укреплению имиджа профессии
ученого.
Список использованной литературы
1. Безрукова, В. С. Педагогика: Учебное пособие / В. С. Безрукова. -
Рн/Д: Феникс, 2018. - 381 c.
2. Волков, А. Е. Автономность ипубличность университета / А. Е.
Волков, Д. Мельник // Ведомости.2017. 1 февраля (№ 4253) [Электронный
ресурс]. URL: http: // www.vedomosti.ru / opinion / articles /2017/02/01/675685-
avtonomnostuniversiteta (дата обращения: 12.04.2021).
3. Гришина, И. Карьера как предчувствие: зачем нужна новая система
профориентации. – [Электронный ресурс]. – URL:
https://trends.rbc.ru/trends/education/5dbaa6cc9a79474002964e21 (дата
обращения: 12.04.2021).
4. Исследование российского рынка онлайн-образования и
образовательных технологий. [Электронный ресурс]. URL:
https://edmarket.digital/ (дата обращения: 12.04.2021).
5. Официальная статистика и отчет о работе цен- тров занятости России
[Электронный ресурс] // Сайт Федеральной службы по труду и занятости
Роструд. – Режим доступа: https://www.rostrud.ru/ control/rezultatyproverok/
(дата обращения: 12.04.2021).
6. Пьянкова, Л. А. Профессиональное самоопределение молодежи как
процесс планирования ею карьеры в современных социально-экономических
условиях : монография / Л. А. Пьянкова, А. В. Громова. – Новокузнецк:
Издательский центр СибГИУ, 2020. – 112 с.
7. Современная интерпретация сущности «карьерного роста»
[Электронный ресурс] // Сайт «Карьерист». – Режим доступа:
http://www.career-st.ru/career_cruising/ kariera/0 (дата обращения: 12.04.2021).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!