Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Развитие творчества детей средствами театра

Тип Курсовая
Предмет Педагогика начальной школы

ID (номер) заказа
3079358

500 руб.

Просмотров
735
Размер файла
224.1 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение…………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА…………………………............................... 6
Понятие и характеристика творчества и творческих способностей…………………………………………………………..
Особенности развития творчества младших школьников………. 6
10
Педагогический потенциал театра в развитии творчества детей…………………………………………………………………… 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА……………………………………………………….. 20
2.1. Анализ педагогического опыта по развитию творчества детей средствами театра в начальной школе………………………………….. 20
2.2. Содержание уроков с применением элементов театра для развития творчества детей………………………………………………………….. 25
Заключение………………………………………………………………….…… 31
Список литературы……………………………………………………………… 34
Приложение 1. …………………………………………………………………… 36
Приложение 2. …………………………………………………………………… 40
Приложение 3. …………………………………………………………………… 43

Введение
Актуальность темы определяется тем, что на современном этапе все больше внимания уделяется поиску перспективных подходов к решению проблемы гуманизации процесса воспитания, стимулирования познавательной активности учащихся, накоплению опыта их творческой деятельности. В реализации этого сложного процесса важная роль принадлежит развитию творчества детей. Проблема развития творчества и творческих способностей учащихся волновала в разные времена не только выдающихся педагогов, но и мыслителей, исследователей, философов, учёных.
Значительное количество научных трудов отечественных и зарубежных авторов посвящено исследованию творческого процесса (Н.В. Бутенко, Т.П. Сараева, Л.А. Головей ), общих проблем развития творческих способностей и воспитанию творческой личности в различных видах деятельности (Л.В. Богоявленская, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов и другие).
В младшем школьном возрасте важная роль принадлежит самовыражению детей через собственную художественно-творческую деятельность. Учитывая психофизиологические особенности школьников этого возраста-необходимо привлекать их к творческой деятельности в изобразительном, музыкальном, театральном и других видах искусства. Театр является синтетическим видом, который сочетает в себе музыку, танец, пение, знакомство с художественной литературой, хореографию и другие виды искусства. В синтезе искусств дети приобретают жизненный опыт, у них формируется личностно-ценностное отношение к искусству, расширяется кругозор, развивается речевая деятельность. Отсюда и возникает проблема привлечения учеников, в частности младшего школьного возраста к театру как средству развития их творчества.
Актуальность данной темы находит своё подтверждение в нормативно-правовых документах: законе «Образовании РФ», ФГОС НОО, Конвенция правах ребёнка. В законе «Об образовании РФ» подчёркивается необходимость воспитания активной культурной личности ребёнка, способной к полному раскрытию творческих способностей [26]. ФГОС НОО нацеливает педагогов на формирование у младших школьников интереса к театру как средству познания жизни, духовному обогащению, эстетическое воспитания, творческого развития [27].
Важность использования театра в учебной деятельности начальной школы подчёркивали педагоги, методисты и психологи (Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский, Е.И. Косинец, Т.А. Климова, А.Б. Никитина, А.Ю. Титов, Р.А. Куренкова и другие). Я.А. Коменский писал, что использование театра способствует решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи», «приобретение творческого опыта», «обучение выступлениям перед обществом в качестве ораторов, проповедников».
Выше изложенное в целом на теоретико-методологическом уровне определило проблему настоящего исследования: выявление возможностей и методов применения театра как средства развития творчества детей в начальной школе.
Недостаточная разработанность указанной проблемы и ее большая практическая значимость в учебном процессе начальной школы, определили тему исследования: «Развитие творчества детей средствами театра».
Цель исследования: изучить особенности использования театра как средства развития творчества детей в начальной школе и разработать конспекты уроков с использованием элементов театра.
Объект исследования: процесс развития творчества детей.
Предмет исследования: методы и средства использования театра как средства развития творчества детей в начальной школе.
Задачи исследования:
- изучить научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
- проанализировать педагогический опыт по развитию творчества детей средствами театра в начальной школе;
- разработать комплекс уроков с применением элементов театра для развития творчества детей.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублённом исследовании понятий «творчество», «творческие способности», раскрыты особенности использования театра в учебной деятельности младших школьников.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы педагогами и методистами на практике для развития творчества младших школьников; для разработки учебно-методических пособий, методических комплектов, дидактических материалов и т. д.
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы, классификация терминов и понятий.
Структура работы: введение, теоретическая и методическая глава, выводы, заключение, список использованных источников и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА
Понятие и характеристика творчества и творческих способностей
По анализу понятие «творчество», то с античных времён (Аристотель, Ксенофонт, Платон, Сократ), через Средневековье (Августин Блаженный, Фома Аквинский), Возрождение (Ф. Бруно, Л. да Винчи, Г. Галилей), период Нового времени (Г. Гегель) и к украинским философам (Г. Сковорода, И. Франко) оно рассматривается как сущность бытия, деятельность, которая рождает окружающий мир.
Разные авторы (В. Дружинин, Дж. Гилфорд, Л.Е. Ермолаева-Томина, М.А. Козленко, А.А. Лук, А. Маслоу, А.М. Матюшкин, В.В. Петухов, Е. Торенс, К.А. Тошина, М.Е. Лещенко, В. Франкл, Э. Фром, Я.А. Пономарев, В.Е. Рогозина, Л.А. Шрагина, Д.Б. Богоявленская, С.Л. Рубинштейн) определяют способность к творчеству по-разному, но общим понятием является то, что способность к творчеству основывается на создании чего-то нового, оригинального. Критерием творчества при этом является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую производительность-именно это называется креативностью [3].
В.И. Селиванов считал, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Однако они тесно связаны между собой, взаимно обусловлены: с одной стороны, способности – предпосылка овладения знаниями, умениями, навыками, а с другой стороны – в процессе этого овладения происходит формирование способностей. Для В.И. Селиванова деятельность является основой развития способностей, но он, в противоположность другим существующим точкам зрения, связывает способности не с конкретным характером человеческой деятельности, а с развитием психических процессов [23, с. 87].
А.А. Люблинская нарушил вопрос о связи естественного и общественного в способностях человека, о соотношение общей одарённости и специальных способностей, считая, что общая одарённость и специальные способности пронизывают друг друга, и что общая одарённость находит своё проявление в специальных способностях [16, с. 76].
Научное определение понятия «способности» было дано Б.П. Тепловым, который выделил 3 основные признаки способностей: во-первых, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называются не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способности» не сводится к тем знаниям, навыкам или умений, которые уже выработаны у человека [25, с. 112].
На дальнейшее развитие теории способностей очень повлияли следующие положения, обоснованные Б.П Тепловым: успех в деятельности может быть обеспечено не отдельной способностью, а лишь своеобразным сочетание способностей, характеризующих данную личность; успешное выполнение деятельности может быть достигнуто психологически разными путями [25, с. 90].
Б.П. Теплов уделял большое внимание проблеме соотношения задатков и способностей. Он отмечал, что способности не являются врождёнными, врождёнными могут быть известны естественные предпосылки, к которым относил задатки [25].
А.В. Леонтьев видит источник творчества в подражании образцу, об творении, необходимо путём подражания усвоить образец активности человека-творца, выйти на новый уровень овладения культурой и самостоятельно устремиться дальше [15, с. 76].
Учёный отмечает, что первым главным признаком творчества является не внешняя активность, а внутренняя-акт создания «идеала». Второй основной признак творческого акта – его спонтанность, неожиданность (внезапность), независимость от внешних ситуативных причин. Деятельность осуществляется сознательно, результатом ее выступает продукт деятельности. Деятельность побуждается определённой мотивацией и реализуется по принципу отрицательной обратной связи: достижения результата завершает процесс деятельности. В основе творчества-глубокая иррациональная мотивация, функционирующая по принципу положительного обратного связи: творческий продукт лишь подстёгивает процесс. Однако оценка продукта как творческого происходит по социальным критериям: новизна, осмысленность, оригинальность и др. [22].
С другой стороны, немало психологов (Д.Б. Богоявленская, Ж. Годфруа, Н. Лейтес, И. Лернер, В.О. Моляко, A.А. Петровский) не без оснований трактуют творчество в - я не знаю, как это сделать, – сказал он. новых материальных и духовных ценностей. Творчество имеет двойной психологический аспект: личностный (способности, мотивация) и процессуальный (знания, умения, навыки). Изучение этих факторов играет важную роль в творческом акте воображения, интуиции, бессознательных компонентов умственной активности, a также потребностей в самоактуализации.
Д.Б. Богоявленская обращает внимание на то, что основное затруднение при определении понятия «творчество» связано в первую очередь с отсутствием его непосредственно операционального психологического наполнения; именно этим можно объяснить использование до сих пор определения творчества лишь по ее продуктом-созданием нового [4, с. 87].
Раскрытие механизма творчества, по ее мнению, становится возможным лишь при рассмотрении феномена творчества в процессуально-деятельностной парадигме; именно позиция субъекта деятельности, а не некоторая особая творческая) способность определяет возможность творческих достижений.
В.И. Андреев разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. Изучая умственное развитие детей и решение задач взрослыми, В.И. Андреев пришёл к выводу, что результаты исследований дают право схематично изобразить центральное звено психологического интеллекта в виде двух сфер, проникающих друг в друга [2, с. 15].
Внешние границы этих сфер можно представить, как абстрактные пределы (асимптоты) мышления.
Снизу таким пределом будет интуитивное мышление (за ним простирается сфера строго интуитивного мышления животных). Сверху-логическое (за ним простирается сфера строго логического мышления современных ПК). Для личности, стремящейся к творчеству, по мнению И.П. Гладилиной, характерна оригинальность, инициативность, высокая самоорганизация, огромная работоспособность. Творческая личность обретает удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом процессе [5, с. 38].
Для И.П. Гладилиной определяющим в творчестве является развитие, возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности. Основой успеха решения творческих задач, за учёным, является «способность действовать в уме», определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действий [5, с. 76].
Среди современных позиций учёных относительно природы творчества выделяют два подхода. В рамках первого из них творчество рассматривают как деятельность, направленную на создание новых общественно значимых ценностей; основное внимание уделяют критериям объективной новизны и оригинальности продуктов творческой деятельности. Второй подход связывает творчество с самореализацией человека, с развитием мотивации ее творческой деятельности. Критерий творчества в таком понимании, ее ценность – личность самого человека, a не только продукты творческой деятельности.
Итак, творческую деятельность можно охарактеризовать с помощью таких параметров: субъекта творчества; продукта творчества; условий, в которых проходит творческий процесс. Бесспорно, что центр творчества, его основа — сама личность, субъект, без которого невозможна творческая деятельность.
Таким образом, способности к творчеству - это не совокупность отдельных качеств, каждое из которых сама по себе представляет собой некую способность. Напротив, отдельные способности, которые следует различать в психологическом портрете учёного или художника, оказываются свойственным ему целостным отношением к миру, причём именно благодаря этому они и становятся способностями к творчеству.
1.2 Особенности развития творчества младших школьников
Как одна из актуальных задач, определённых ФГОС НОО, творчество рассматривается в широком смысле как важное условие формирования многогранной личности. В свете новых концепций воспитания человека предпочтение отдаётся формированию молодого поколения, способного творчески включаться в жизнедеятельность, самостоятельно решать доступные проблемы. В то же время начальная школа остро чувствует потребность в обновлении научной базы, которая позволила бы учителям развивать творческий потенциал и обеспечивать этот сложный процесс на должном научном и профессиональном уровне [27].
Творческая деятельность детей, направленная на присвоение человеческой культуры, по мнению В. И. Селиванова, является непременным условием расширенного воспроизводства творческих способностей в современном обществе. Творчество-это одно из самых содержательных форм психической активности ребёнка. Ее можно рассматривать как универсальную способность, обеспечивающая успех разнообразной деятельности детей [25].
Любой творческий акт-результат его активных познавательных, творческих действий. Усвоение ребёнком языки являются творческим процессом (процесс усвоения норм словообразования), игра-это тоже творчество, ведь, создавая новые игровые ситуации, ребёнок вносит своё, субъективное в игровые действия, изобразительную деятельность, музыку, конструирование и т.
Даже подражая взрослым, ребёнок творчески видоизменяет своё восприятие согласно собственным представлениям, a усваивая что-то новое, пропускает его сквозь личный опыт, неповторимый и уникальный. Новые знания творчески трансформируются каждым ребёнком и приобретают свои особенности. Эти процессы является основой тех неожиданных актов творчества, которые порождаются и реализуются ребёнком.
Анализ результатов исследований детского творчества, осуществлённых известными учёными (Н.А. Ветлугиной, А.И. Кульчицкой, И. Лернером, Б.П. Тепловым, Е.С. Флериной), позволяет сформулировать ее определение. Детское творчество следует понимать, как создание ребёнком субъективно нового (значимого для него) продукта-рисунка, конструкции, игры, повествования, создания неизвестных ранее деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ: различных вариантов изображений, ситуаций, движений, характеристик героев, других действий; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы во всем [8].
Детское творчество - это также процесс создания образов из сказки, рассказа, игры-драматизации, в рисовании, конструировании, поиск в ходе деятельности способов, путей решения задач. При этом основными этапами творческого процесса ребёнка, по мнению учёных, является: возникновение ощущения неясности чего-то (появление проблемы); возникновение ряда вопросов, уточнений; выделение значимых для успешного решения проблемы элементов; осознание, понимание проблемы; формирование гипотезы; поиск и нахождение решения.
Для ученического творчества характерен познавательный, творческий интерес (Л.С. Выготский, В.А. Тушева). Причём большинство авторов (А.О. Киричук, Г.К. Щукина), в том числе современных (Т.И. Агапова, А.Н. Кононко, С.Е. Огурец, А.П. Савченко), уже сам интерес как форму проявления познавательной потребности, считают самым существенным стимулом творческой деятельности.
В современных научных трудах стимулирование творческого интереса учащихся рассматривается в контексте соответствия содержания и организации ведущей деятельности, учащихся характера учебной деятельности, соблюдения между предметных связей (Н.П. Бойко); заинтересованность учащихся материалом или типом урока (урок-путешествие, урок-заседание клуба весёлых и находчивых, урок- «брейн-ринг», урок-творческая мастерская, урок-игра (В.В. Паламарчук). Эта характеристика предполагает формирование у учащихся умений и навыков выделять новые факты, распознавать неизвестное, формулировать вопросы для углубления знаний, выражать оценочные суждения, делать выводы-обобщения [20].
В процессе образования дети проявляют инициативу, собственное эстетическое отношение, поисковый интерес, стремятся привлечь внимание к результатам своего творчества. Это, можно сказать, творчество для себя. Поэтому меняется сама ребёнок, он оперирует новыми средствами деятельности, знаниями и умениями.
Предпосылкой творчества, творческих возможностей детей выступает креативность (Э. Торренс), как потенциальная способность к разностороннему мышлению, чувствам и действий. Креативность воспринимается как синоним творческой активности, представляющий собой индивидуальную траекторию психического развития ребёнка, ее интегральную качество, которое проявляется в ее направленности, что характеризуется доминированием любознательности, стремлением к познанию; способностях к преодолению стереотипов; характере как системе ее отношений и поведения [20].
Креативность можно рассматривать как основу продуктивного развития ребенка, как потенциал, обеспечивающий его рост, присущ в той или иной степени каждому ребенку. И как результат – ее творчество – уровень овладение социальным опытом, характеризующимся самостоятельным выбором направленности деятельности дошкольника, умением создавать новый продукт.
Современные исследования подтвердили значимость для развития психических процессов эмоций, определяемых в разноплановости восприятия в зависимости от собственного настроения; влияниях на память, мышление, воображение, то есть познавательные процессы. Ввиду этого, эмоции называют стимулом творческой деятельности.
Процесс творчества невозможен без интенсивности переживаний, без положительных эмоциональных реакций. Ученики запоминают только самые яркие эпизоды из школьной жизни, которые сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями. По количеству положительных эмоций они запоминают значительное количество содержательного нагрузки урока, по количеству отрицательных эмоций в памяти остаются не знание, a отрицательные впечатления о процессе их «неполучения» [21].
Итак, показатели сформированности творчества у детей [11]:
1) чувствительность к проблемам, готовность их решать собственными силами; открытость новым идеям, интерес к неизвестному;
2) склонность разрушать или изменять стереотипы, отказываться от шаблонов, отходить от образцов; способность выходить за рамки заданной другими ситуации;
3) скорость аналогий, противопоставлений, ассоциаций;
4) обостренное восприятие неточностей, недостатков, отклонений, необычности, сложности;
5) умение подойти к проблеме с разных точек зрения;
6) умение вносить что-то новое, выдавать оригинальные идеи, решать новые задача, достигать необычных результатов;
7) поисково-преобразовательное отношение к действительности;
8) высокая познавательная активность, любознательность;
9) умение быстро переходить от одного способа решения к другому, переключаться;
10) переконструировать элементы в новых комбинациях (комбинаторные свойства);
11) остроумие, чувство юмора, интерес к парадоксам;
12) смелость и независимость суждений, способность к постановке собственной цели;
13) объективность суждений, беспристрастность оценок;
14) самокритичность, способность посмеяться над собой;
15) использование различных форм доказательств;
16) умение замечать связи между признаками, формально между собой не связанными;
17) способность воспринимать объекты комплексно, целостно, выделять в них главное, существенное, открывать потенциальное;
18) развитое воображение, метафоричность (создание фантастических идей);
19) умение удивляться;
20) способность прогнозировать, предсказывать, выдвигать гипотезы, делать предположение;
21) ориентация на высокие стандарты качества, идеальные эталоны.
Педагогический потенциал театра в развитии творчества детей
Театральное искусство (слово «театр» с греч. «место для зрелищ» - «вид искусства, особенностью которого является художественное отражение жизни посредством драматического действия, исполняемого автором перед зрителями"» - отражает действительность во всех ее проявлениях (духовном и практическом); оно «действует убедительно, потому что, оставаясь в рамках подлинной жизни, оно вместе с тем выходит и за его пределы» [1, с. 23].
Характер влияния сценического искусства на человека гласит, что театр – это не только отражение действительности, но и художественное творчество, особая практически-духовная деятельность людей. Вот почему, по мнению В. И. Андреева, театр есть чрезвычайным из всех видов искусств [2]. Театр объединяет все искусства для повышения чувств; пантомима, костюм, игра актера - все это удваивает впечатление, причём сценическое воздействие воспринимается целой группой лиц, вследствие чего развивается общее массовое ощущение, обостряющее моменты восприятия [4, с. 144]. Отсюда следует, что театральное искусство – это уникальный по своему характеру педагогический фактор, взаимосвязанный и с другими видами искусств.
Теоретики и практики педагогической науки утверждают, что средства театрального искусства уместно использовать, как в процессе предметных уроков, так и во внеклассной и внешкольной работе. Е.Г. Азина, обращаясь к театральному искусства, предлагал обогащать чтение эстетической задачей: вызвать в детях соответствующие эмоции и образы, пробуждать творческие способности ребёнка [2, с. 14].
Эта же проблема получила своё дальнейшее развитие в трудах Ф.А. Буслаева, А.К. Витченко, Н.Е. Ветлугиной. В своих работах учёные постоянно находились в творческих поисках, их привлекала возможность оживить преподавание, избежать однообразия, «замкнутости впечатлений», проявить свободу творчества учителя и учащихся.
По мнению М. Донник, новые театральные знания и впечатления учеников младшего школьного возраста предоставляют изучению произведений литературы обогащён художественный опыт, они расширяют круг литературных интересов учащихся, благодаря им действеннее обогащается мир эмоций, нравственных чувств и знаний детей, заметно повышается самостоятельность в обосновании суждений [7, с. 80].
Автор рассматривает театральное искусство как один из важнейших источников активизации учебной деятельности школьников, повышение уровня их художественного, в том числе и творческого развития. «В душе школьника, - пишет Е.И. Исаев, - ... под влиянием театра могут пробуждаться очень яркие чувства, которые обогащают и формируют его моральный, интеллектуальный и эстетический мир» [9, с. 93].
Указывая на безусловную важность обращения в театр при изучении произведений, учёный подчёркивает, что театральное искусство «оказывает активное влияние на усвоение учащимися художественной специфики литературы», помогает» раскрыть перед детьми, какое многогранное значение имеют детали художественного описания, как необходимы они, чтобы создать целое, углубить впечатление, открыть богатство слова» [3, с.76]. Однако автор книги «Уроки литературы и театр» в основном рассматривает проблему театрального развития учащихся старшего школьного возраста (8-11 классы) и только при изучении произведений русского драматургии.
А.А. Люблинская утверждал, что искусство является средством для уравновешивания со средой в других точках нашей поведения, которое оно дополняет жизнь и расширяет ее возможности, формирует для ума и оживляет для чувств такие эмоции, которые без него остались бы в неопределённом состоянии [16, с. 45].
Воспитание театром позволяет сочетать восприятие и различные виды исполнительства как равноценные творческие процессы, что активизируют эмоциональный, моральный, социальный, трудовой и, наконец, интеллектуальный опыт ребёнка и развивают его.
Занятия театральным искусством, по мнению исследователей, способны значительно повысить уровень эмоциональной отзывчивости и организованности, живости и тренировки памяти, навыков коллективного труда, ответственного отношения к своим словам, поступков и действий - словесных и бессловесных, развивающих и укрепляющих " универсально полезные стороны развития человека, например, произвольное и концентрированное внимание, живое представление и ассоциативное мышление, навыки общения, внешнее и внутреннюю собранность» [4, с. 78].
Л. Л. Малинская писала, что театральное искусство «не вечное, однако оно чрезвычайное из всех искусств для современника» [17, с. 65].
Его влияние создаётся не одним человеком, а одновременно целой группой лиц-актёров, художников, режиссёров, музыкантов; не одним искусством, а одновременно многими, самыми разнообразными... При этом театральное представление воспринимается не одной человеком, а целой толпой людей, отчего развивается общее, массовое чувство, что обостряет моменты восприятия» [2, с. 143]
А.М. Матюшкин о детях младшего школьного возраста писал, что сказка, игра, фантазия –животворящее источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, которые рождаются в душе ребёнка под впечатлением сказочных образов, стимулируют поток мысли, который пробуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребёнка, средством выражения мыслей и чувств – живой реальностью мышления» [18, с. 60].
Л.Л. Малинская называл инсценировку «самым высоким этапом работы над сказкой». Инсценировка - это не просто предоставление произведения формы для определённой постановки. Это слаженное действие всех ее участников, это демонстрирование мировоззрения, взглядов на жизнь. Никто не может мыслить так, как кто-то другой. Как бы люди ни подражали друг другу, каждый из них остаётся индивидом. Если бы все было сказано лишь одной постановкой «Маленького принца» А. Экзюпери, сказка потеряла бы свою ценностную суть и перестала быть вечной классикой. «Бытие определяет сознание», - и пока будет меняться наше бытие, до тех пор будет меняться наше сознание, до тех пор каждый из нас будет вносить в окружающий мир неповторимость индивидуальных мыслей, взглядов, деяний, движений [16, с. 60].
Театрализация в начальных классах-это ещё одна возможность учащихся проявить себя, показать аспекты своего всестороннего развития. Дети рождаются с определёнными наклонностями, которые являются не только биологическим продуктом, но и продуктом общественно исторического развития. Но эти качества возникают не сами по себе. Они формируются в процессе творческого развития ребёнка, в процессе его деятельности, отношений с внешним миром. Важное значение в этом процессе играет свободное владение языком. У ребёнка возникают новые, высшие формы взаимоотношений с объективной действительностью, а вместе с ними новые потребности, интересы, новые виды деятельности.
Итак, театрализованная деятельность позволяет каждому ребёнку проявить собственную активность, полностью раскрыть эмоциональные возможности, растормошить движения, повысить самооценку, улучшить память, обогатить словарный запас, то есть воспитать интеллектуально и духовно развитую личность. Но это возможно только при том условии, если обращаться к театрализации систематически, не только во внеурочное время, а также непосредственно во время учебного процесса.
Выводы по главе 1
Итак, в результате теоретического исследования мы выяснили, что творчество –это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество имеет двойной психологический аспект: личностный (способности, мотивация) И процессуальный (знания, умения, навыки). Для личности, стремящейся к творчеству, характерна оригинальность, инициативность, высокая самоорганизация, огромная работоспособность. Творческая личность обретает удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом процессе.
Театр – это практическое направление современной психологии и педагогики искусства, реализующее в образовании принципы событийности, проживания, личностного творческого действия и импровизации, связывающее интеллектуальное, чувственное и эмоциональное восприятие.
Широкое применение элементов театра в учебной деятельности начальной школы даёт возможность педагогу не оставить без внимания ни одного ребёнка, развивать их природные способности, снизить уровень закомплексованности учащихся, научить культуре речевого общения, воспитывать навыки культурно - экспрессивного проявления эмоций и чувств, развивать у детей умение применять новые полученные знания на практике, реализовать задачи творческого воспитания.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА
2.1. Анализ педагогического опыта по развитию творчества детей средствами театра в начальной школе
Опыт работы педагогов-новаторов подтверждает мнение о том, что учебно-воспитательный процесс требует внедрение элементов театра как инновационной образовательной технологии. Применения элементов театра требует от учителей начальных классов, постоянного самосовершенствования. Главная задача, стоящая перед педагогом - положительными стимулами поддержать творческую деятельность учащихся, чтобы учебный процесс сопровождала радость открытия. Сочетание элементов игры, театрализации и обучение способно положительно влиять на развитие творческих способностей детей.
Традиционные уроки, как основная форма обучения, не удовлетворяют потребности, учащихся в самовыражении, самореализации. Именно поэтому учебно-воспитательный процесс постоянно совершенствуется благодаря введению новых технологий, методов, приёмов обучения. Используя методы театральной деятельности педагоги должны ставить перед собой цель: развивать творчество детей; создавать предпосылки для многостороннего развития личности ребёнка; развивать внимание, мышление, память, самостоятельность; расширять знания детей; повышать общую культуру детей; порождать атмосферу радостного творчества; развивать коммуникативные умения и навыки [22].
Дети получают уникальную возможность самовыражения и самопознания. Обучение младших школьников происходит через игру. Ученики начальных классов ещё хорошо помнят и любят своих кукол, мишек, играются машинками. И если их любимые игрушки и сказочные персонажи придут в гости, то урок станет интересным, похожим на сказку. Тогда ручка превратится в волшебную палочку, а сами дети волшебников. Любимая игра на уроках чтения говорить голосами сказочных персонажей. Детям нравится подбирать слова, чтобы охарактеризовать действующих лиц. Например, на доске написаны слова и ученики должны подчеркнуть те, которые характеризуют того или иного героя, доказать своё мнение.
Очень продуктивные уроки чтения с использованием элементов театра. Это мастерское чтение текстов, применение мимики и жестов, использование соответствующей атрибутики и бутафории, а также инсценировки, игровые приёмы. Обычно урок начинается с музыки и поэзии. Звучит музыка, учитель выразительно читает стихи, дети слушают произведения в исполнении актёров, учатся составлять партитуру, читают рассказы в лицах, разыгрывают сценки на заданную тему или по прочитанным рассказом, сказкой, басней [18].
Детям очень нравится пантомима. Начинать эту работу на уроках следует с простейшего из отгадывания загадок. Дети любят уроки, на которых они вместе с учителем читают сказки. С большим удовольствием ученики пересказывают только прочитанную сказку, особенно когда имитируют голоса своих персонажей. Можно и немножечко пофантазировать. Для этого следует изготовить маски зверят волка, зайчика, лисички, мишки; домашних животных собачки, кошки. А также пошить на уроках трудового обучения перчатку, вырезать из картона и разрисовать репку и множество других атрибутов до известных сказок [19].
Изучая басню или сказку можно разыгрывать сценки в лицах. Интересным видом работы является продолжение законченной сказки. У детей возникает ощущение непосредственного участия в создании сказки. Во время создания сказочных персонажей стоит предложить ученикам познакомить друг друга со своим любимым героем озвучить образ, воссоздать в собственном исполнении характерные его признаки. Волшебный мир сказки и драматизация произведений приёмы обучения, которые поддерживают познавательный интерес, обеспечивают эстетическое развитие личности.
Учитель поощряет детей к подобной деятельности, радуется их успехам: самостоятельно составленной сказке или написанной пьесе и тому подобное. Ученики с удовольствием готовят спектакли кукольного театра, выступают с ними перед воспитанниками детсада, на родительских собраниях, школьных утренниках. Значительно способствуют активизации устной речи детей уроки внеклассного чтения.
Создавая сценарии, дети учатся составлять план, работают над развитием речи. Для инсценировки можно брать не весь текст (если он большой), а только основные части, в которых раскрываются отношения между героями. Драматизация - это передача событий, о которых идёт речь в прозаическом или стихотворном произведении, в драматической форме, то есть в лицах. Праздник сказки - это завершающий этап работы учителя с учениками в классе [24].
В систему дидактических игр для младших школьников целесообразно вводить игры-инсценировки, ролевые игры с сюжетом. Для участия в ролевой игре дети должны иметь представление о те особенности деятельности, которые можно воспроизвести игровыми средствами (речевые ситуации, жесты, мимика, практические действия, игровой реквизит). Например, разместившись за экраном телевизора, стоящего на столике, юный диктор прилагает максимум усилий, чтобы прочитать текст отчётливо, красиво, а все остальные придирчиво слушают.
Детям нравится театр одного актёра (ученик читает стихотворение, а слушатели оценивают). Маленькая сцена, что есть в классе, приучает правильно, чётко, эмоционально читать стихи. Кроме того, эмоциональность как неизменный спутник всего, что связано с искусством превращает изучение языка в интересное занятие [7].
Читая сказку «Рукавичка», дети сами определяют, что слова волка и медведя следует читать грубым, то есть низким голосом. Слова мышат из сказки «Колосок» надо прочесть высоким, писклявым голосом. Умение варьировать голос дети могут продемонстрировать, читая произведения внеклассной чтение. Одно из важных требований выразительного чтения умение интонировать прочитанное. Интонирование произведения зависит от пауз и логического ударения. Уже с 1-го класса дети учатся читать знаки препинания.
В каждом произведении отражена радость или печаль, восторг или удивление. Чтение художественных произведений вызывает у учеников определённые настроения, чувства. Почувствовав их, дети находят соответствующую интонацию для воспроизведения голосом радости или горя, одобрения или осуждения. Порой ученикам необходима помощь учителя. Но она должна заключаться не в подсказке относительно того, весело или грустно, восторженно или задумчиво следует читать текст. Она может быть действительно эффективной только при условии целенаправленного анализа произведения: его содержания, поведения действующих лиц, описанных событий и ситуаций. Размышляя над прочитанным, учащиеся сами приходят к выводу, как следует читать произведение [15].
По мнению Н.М. Почикеева, чтобы должным образом формировать навыки театрального искусства на уроках литературного чтения, следует акцентировать внимание на следующем: учить детей интонировать предложения, определять главных героев и читать произведение б лицах; учить инсценировать произведения; обучать сочинять сценарии на основе прочитанного; обогащать словарный запас школьников; совершенствовать навыки актёрской игры; развивать актёрские способности детей, творческую фантазию; воспитывать любовь к родному слову, театру, поддерживать познавательный интерес [23, с.6].
Младшим школьникам хочется читать сказки, разыгрывать их в лицах - быть актёрами. При этом не только на уроках чтения, когда они читают в лицах какое-то произведение, или инсценируют его, а и на уроках русского языка, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, музыки. Можно проводить на всех уроках театральные минутки. Когда ребёнок выступает перед аудиторией, что-то рассказывает и когда это связано с темой урока – она лучше запоминает.
М.С. Немцева считает, что элементы театра необходимо подбирать, исходя из целей и задач урока. О том, что на уроке будет разыгрываться сказка необходимо предупреждать младших школьников заранее. Например, русский язык. Тема. Обобщение знаний о повествовательных, вопросительных и побудительных предложений. М. Пришвина «Будешь из гнезда выпадать?» [21, с.8-13].
Математика. Тема. Прямоугольник. Задачи на нахождение третьего слагаемого. Нахождение значений буквенных выражений. Календарь. Сказка В. Сухомлинского «Клен вздохнул…».
Е.И. Косинец, Т.А. Климова, А.Б. Никитина описывает особенности подготовки к драматизации сказки на уроках в начальной школе. Она выделяет несколько этапов:
1. Первый этап – подготовка. Выразительное чтение сказки и беседа о прочитанном. Выясняем не только содержание, цель и задачи, но и отдельные средства выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут сценарий дети, тем легче им будет потом сыграть, театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении используем весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.
2. Второй этап – организационный. Обсуждение с детьми количество действующих лиц, назначение авторов, продумывание декораций, музыкальное оформление. Здесь дети учатся решать вопросы на основе диалога и демократического общения. Учатся правильно оценивать свои возможности, возможности товарища. Стараемся сделать это так, чтобы каждый ребёнок услышал себя нужной и значимой в этой работе.
3. Третий этап-предусматривает работу над ролью. Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование произвольной памяти у учащихся младшего школьного возраста тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала.
4. Четвёртый этап – репетиция. На этом этапе идёт работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов, мимики, интонации [12, с. 20].
По мнению В.Н. Дружинин именно процесс репетиций является важнейшим в детском творчестве, поскольку в процессе работы над образом, ролью, взаимодействии с другими артистами происходит развитие и творческое становление личности ребёнка, усвоение им социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции [8, с. 20].
Таким образом, для эффективного применения театра как средства развития творчества детей в начальной школе необходимо систематически и целенаправленно включать элементы театра в каждый урок. Это могут быть театральные этюды, инсценировки, театрализация, драматизация и другое. Театр способен помочь каждому учителю повысить эффективность работы по формированию творческих способностей ребёнка. Результативность работы прослеживается и в том, что учащиеся умеют наблюдать, анализировать, использовать полученную информацию в различных ситуациях; владеют приёмами запоминания и навыками выразительного чтения, с большим желанием выполняют творческие задания: сочиняют сказки, пишут стихи, инсценировки, владеющих основными приёмами театрализации; умеют работать в группах и парах, самостоятельно организуют свою работу, являются успешными участниками классных, школьных театрализованных мероприятий.
2.2. Содержание уроков с применением элементов театра для развития творчества детей
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу, что развитие творческих способностей детей может осуществляться эффективнее с помощью внедрения в учебный процесс театра. Анализ педагогического опыта показал, что многие педагоги включают различные элементы театральной деятельности в уроки. На основании этого мы сделали вывод, что если систематически и целенаправленно включать элементы театра в уроки, это эффективно отразится на развитии творчества младших школьников. элементов театральной педагогики в учебной деятельности начальной школы, эффективно отразится на обучении и развитии младших школьников. Чтобы проверить выдвинутую гипотезу о том, нами был разработан комплекс уроков с применением в учебной деятельности начальной школы театра.
На уроках русского языка где основная задача – научить учащихся выражать свои мысли и чувства, помочь овладеть произносимые правописные нормы, целесообразно использовать детский фольклор. Например, для проработки произношения согласных стоит проводить игру «Зайчик». Дети выбирают зайчика – вот вам и театральная роль. Он становится в середине, все остальные идут по кругу и поют. В конце песни зайчик на своё место выбирает другого.
На уроки русского языка приглашались сказочные герои-старшеклассники. На урок приходят Коза-дереза, которая организовывает конкурс скороговорок, бабушка Загадуся с необычным мешочком стихотворных загадок или дед Алфавит. Задача учителя – не только учить, но и обеспечить учащимся эмоциональное удовлетворение, радость от полученных знаний и самого процесса их усвоения. В реализации этой задачи особая роль отводится игровой деятельности, а также инсценировки, драматизации, импровизации. Их можно использовать не только на уроках чтения и русского языка, но и на уроках изобразительного искусства, трудового обучения, математики, естествознания.
Детское творчество всегда эмоционально окрашено, обращено к чувствам. Одним из самых мощных источников творческого вдохновения ребёнка является природа. Организация детского творчества на темы природы должна быть ориентирована на укрепление эмоционально-духовной связи учащихся с окружающей средой. Именно творчество учит школьников останавливать заинтересованный взгляд на простейших проявлениях выразительности в природе. Именно творчество помогает любить природу всем сердцем, проникаться ее болью и защищать от надругательства невежду. Следует использовать такие приёмы организации словесного творчества на темы природы, которые активизируют эмоционально-образное мышление учениками чувственных впечатлений, усиливают эстетическую реакцию на объекты окружающего мира. Это, в частности, своеобразные творческие этюды. Изучая предметы живой и неживой природы, следует находить образ, ассоциации, в основе которых лежит чувственный опыт. Упражнение «Угадай цвет слова». Ночь – чёрная, фиолетовая, блестящая, бриллиантово-синяя. Ромашка – белая, бело-жёлтая, солнечно-снежная. Лето – красное, яркое, разноцветное. Отыщи интересные слова. Острые – ель, сосулька, кустарник, носорог. Круглые-солнце, яблоко, медуза, луна. Подбери хорошее слово. Рассвет-нежный цветок снег-сахарная, белая бабочка. Река – мокрая тропа, синяя лента. На что похоже. Снежинка – цветочек, звезда, балерина. Радуга – полотенце, мостик. Иней на ветке – замёрзшие слёзки, серебряные иглы.
Такие упражнения пробуждают воображение и постепенно приближают к оперирование метафорой. Чрезвычайно плодотворными в воспитательном значении могут стать попытки детей идентифицировать себя с окружающей средой.
На уроках литературного чтения педагог может использовать инсценирование. Например, на уроке по теме: «Лисичка-сестричка». Поступок героя сказки. Что такое повтор в сказке?» можно предложить детям разыграть театрализацию отрывка сказки учениками. Ученики готовят отрывок к сказке «Лисичка-сестричка». (Дети под музыку воспроизводят фрагмент сказки). Конспект урока представлен в приложении 1.
Можно предлагать учащимся создавать своеобразные монологи природы с использованием театральных средств, акцентируя внимание на тех объектах, которые имеют тревожный экологический статус. В процессе такой работы ребёнок пытается воплотиться в образ других земных существ или объекты неживой природы.
Приведу фрагмент одного из уроков окружающего мира. Конспект урока представлен в приложении 2.
Тема: «Осенние явления природы».
- Дети, взгляните в окно. Что вы там видите? (Могучие кроны деревьев позолотила осень. Но они стоят мрачные и печальные, им трудно попрощаться со своими листочками, которые от лёгкого дуновения ветра плавно опадают на землю). Декламирование стихотворения К. Перелисной «Осень».
- С чем можно сравнить осенние листочки? Подберите глаголы для описания движения листочков в воздухе. (Возможные варианты: летят, кружат, танцуют, порхают, крутятся, спускаются, падают и т. д.). Получите наслаждение от своеобразного осеннего балета. Листочки, как маленькие балерины, легко кружатся в осеннем парке. Попробуем повторить их движения и создадим пластический этюд «Вальс осенних листочков».
- Поймать листочек, положить на ладонь, рассмотреть его и продолжить предложение: «Этот листик похож на ...»
- Проследить за тихим, медленным движением листочка и попробовать создать свою сказку «О чем рассказал осенний листочек?». Или попытаться создать картину «Осенний хоровод березок».
Активное использование персонификаций порождает чувство глубокого сопереживания и условное слияние с природой. Во время таких театральных диалогов ребенок учится сопоставлять жизненные потребности человека и природы. Чтобы научить детей уважать жизнь в природе, можно готовить на уроках такие театральные спектакли: «Птичий театр у микрофона», «Живая азбука», «Растения разговаривают», «Аквариум» и др. На уроках использовались пластические импровизации; условие для актеров: только движениями, мимикой передать поведение животного в конкретной ситуации. Варианты заданий: синичка в окно, ласточка у гнезда, цапля на озере, лягушка на болоте, медведь на пасеке. Зрители угадывают животное, рассказывают о нем стишок, пословицы или примету.
На уроке окружающий мир проводился конкурс «Обиженное животное». Условие конкурса: как можно выразительнее прочитать предложенный текст, пытаясь ярко передать отчаяние, обиду, недовольство животного. С вариантами текста детей стоит ознакомить заранее. Изучение природы с помощью театральных средств способствует развитию наблюдательности, формированию умения ценить народные, фольклорные традиции.
Уроки трудового обучения и изобразительного искусства – это неисчерпаемые возможности общего развития учащихся. Именно на этих уроках широко использовались инсценировки, драматизации, импровизации. На уроке изобразительного искусства при изучении тем «Мир насекомых» во 2 классе инсценируем сказку «Муха-Цокотуха»; инсценируем фрагменты сказок при изучении тем «В гостях у сказочного персонажа», «Любят добрую сказку люди». Конспект урока представлен в приложении 3. Во время подготовки к выполнению композиции «Колядники», готовили небольшой спектакль «Рождественская сказка», с которой выступаем перед родителями.
Художественная и трудовая деятельность на основе народных традиций и обычаев по форме и сути смежная с художественно-игровой. Целесообразно использовать трудовые традиции и обычаи в игровой форме на уроке на этапе обобщения и систематизации, а также во внеурочное время.
Непременной частью математических знаний являются разнообразные упражнения, задачи и интеллектуальные игры, потому что именно они приучают детей к поисковой деятельности, развивают сосредоточенность, устойчивость интеллектуальных процессов, направляют в желаемое русло основные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. Используя тексты народных сказок, можно сочинять сказки математического содержания. Ведь сказка – не просто сказка. Это целый мир, в котором ребёнок живёт, борется, противопоставляет злу свою добрую волю. Первое знакомство с новой сказкой – большое событие в жизни учеников. Их симпатии всегда на стороне положительных героев. Целесообразно использовать сказки с циклическими ситуациями: «Репка», «Коза-дереза», «Рукавичка», «Колобок». Благодаря фольклорному материалу, что подаётся средствами театральной педагогики, когда класс превращается в сцену, где учитель и ученики – актёры, сухой, тяжёлый, на первый взгляд, материал по математике вдруг становится интересным, увлекательным и понятным.
Ученики «играют роль» или помогают зрителям, а играя, закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированных навыков математические знания. Овладеть математикой-значит научиться решать не только стандартные задачи, но и требующие оригинального подхода, творческих поисков. Ученикам начальной школы интереснее получать математические знания через игровые упражнения, основанные на театральных средствах: считалках, стихотворных загадках и тому подобное. Их ученики решают сначала вместе, а потом – самостоятельно. В работе с нестандартными задачами доминирует познавательная игра. Работая вместе с детьми, учитель помогает им не только расширять и обогащать знания. Но и совершенствовать познавательные действия, замечать необычное в очевидном. Не обязательно, чтобы ученик решил дополнительную задачу самостоятельно. Важно, что он задумается над ней, попытается ее решить. Не стоит ограничивать детей в выборе способов выполнения действий, не следует подсказывать ход решения, потому что в творческой работе главным является не конечный результат, а сам процесс. Театрализованные игры-путешествия в древности время от времени повторяются, но детям не надоедают.
Изучая тему «Разряды чисел» учащиеся совершили экскурс в древности и получили следующую информацию. Наша система называется десятичной, так как основывается на использовании 10 цифр. Счет ведется разрядами. Каждый высший разряд содержит 10 единиц низшего разряда. Так в сотне-10 десятков, а в тысяче-10 сотен. А вот наши предки считали и другими способами. Помните из сказок удивительное слово «тридевять», не 30, не три десятка, а трижды по девять. Так что теперь вы понимаете строки из сказки: в тридевятом славном царстве, где когда-то был Царь Горох, есть теперь на хозяйстве мудрый господин, богатый Ох. Умножьте 3 на 9. Объясните маленькому братику или сестрёнке, что тридевятое царство – это 27-е царство. Наши предки должны были испытать опытом и временем систему математических знаний. А в ее основе лежала практическая потребность ежедневного расчёта в собственном хозяйстве.
Итак, театр имеет большое значение в приобретении предметных знаний, а также даёт возможность ребёнку проявить креативность, показать свои способности, продемонстрировать имеющийся талант. Мы считаем, что в каждый урок можно включить элементы театра, однако уроки литературного чтения, музыки, технологии дают большой простор для творчества. Театр позволяет интегрировать уроки в начальной школе, что более эффективно сказывается на развитии творчества школьников. Они могут самостоятельно создать маску или декорации для спектакля, а также исполнить роль. Таким образом, театр даёт возможность младшим школьникам попробовать себя в разных амплуа, и раскрыть свой талант.
Выводы по главе 2
Анализ опыта работы педагогов показал, что вместе с другими методами, формами работы, театр является действенным средством развития творчества младшего школьника. Умелое использование кукольного театра, пьес, спектаклей, инсценировок, драматизации оказывает большую помощь в повседневной работе учителя и воспитателя начальных классов в умственном, нравственном, эстетическом воспитании учащихся начальных классов.
Нами было разработано содержание уроков с применением театра для развития творчества детей. Мы использовали разные методы и средства: драматизацию, кукольный театр, разыгрывание сценок и этюдов, индивидуальные выступления артистов. Также на уроки педагог может приглашать артистов-учеников старших классов. На основании проведённой работы мы пришли к выводу, что систематическое и целенаправленное использование театра способствует развитию творчества детей.
Заключение
В ходе проведённого исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Творческая деятельность детей, направленная на присвоение человеческой культуры, является непременным условием расширенного воспроизведения творческих способностей в современном обществе. Творчество-это одна из самых содержательных форм психической активности ребёнка. Ее можно рассматривать как универсальную способность, обеспечивающую успех разнообразной деятельности детей. Любой творческий акт – результат его активных познавательных, творческих действий. Усвоение ребёнком речи является творческим процессом, игра –это тоже творчество, ведь, создавая новые игровые ситуации, ребёнок вносит своё, субъективное в игровые действия, изобразительную деятельность, музыку, конструирование и т.
Для ученического творчества характерен познавательный, творческий интерес. Предпосылкой творчества, творческих возможностей детей выступает креативность, как потенциальная способность к разностороннему мышлению, чувствам и действиям.
Школьный театр – это творческая деятельность педагогов и обучающихся. С помощью театра обеспечивают развитие природных творческих задатков, учащихся и совершенствования педагогической техники учителя. К элементам театра относятся: этюды, театрализацию, драматизацию, ораторское искусство, исполнение ролей сказочных персонажей.
2. Анализ педагогического опыта показал, что педагоги-практики применяют в своей педагогической деятельности разнообразные элементы театра, которые способствуют развитию творческих способностей детей, формированию их смелости, раскованности, повышению коммуникативных способностей. Проведённый анализ показал, что педагоги начинают внедрять элементы театрального искусства с первого класса. Педагоги используют театральную игру на уроках чтения, математики, изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, что превращает изучение этих предметов на интересное занятие, способствует развитию сосредоточенности, наблюдательности, внимания. Реализация задач разных программ для начальной школы предполагает развитие творческих способностей детей, их воображения, самостоятельности в воплощении замысла, участия в театрализованной деятельности, применение педагогом различных элементов театра.
3. На основании проведённого исследования, мы пришли к выводу, что если систематически и целенаправленно включать элементы театра в уроки, это эффективно отразится на развитии творчества младших школьников. элементов театральной педагогики в учебной деятельности начальной школы, эффективно отразится на обучении и развитии младших школьников. Чтобы проверить выдвинутую гипотезу о том, нами был разработан комплекс уроков с применением в учебной деятельности начальной школы театра. Мы считаем, что в каждый урок можно включить элементы театра, однако уроки литературного чтения, музыки, технологии дают большой простор для творчества. Театр позволяет интегрировать уроки в начальной школе, что более эффективно сказывается на развитии творчества школьников.
Таким образом, мы считаем, что театр является эффективным средством развития творчества детей.

Список литературы
Азина Е.Г. Использование театра на уроках в начальной школе // Начальная школа + до и после. 2019. -№ 2. – С. 8-10
Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2015. – 288 с.
Бахтин Н.Н. Театр и его роль в воспитании. – М.: Польза, 1991. – 240 с.
Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ИЦ «Академия», 2002. – 320 с.
Гладилина И. П. Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности // Воспитание школьников. 2018. - № 9. – С. 14–17
Дмитриева П.А. Инсценировка сказки «Рукавичка» на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2019. -№ 2. – С. 9-18
Донник М. Театрализованная деятельность детей //Начальная школа. 2017. – №5. - С. 12-15.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – Спб: Питер, 2002. – 386 с.
Исаев Е.И. Психологическая характеристика развития творческих способностей школьников // Вопросы психологии. 2019. - № 2. - С. 51-60.
Колесник М. И. О творческих способностях человека. – Киев: Искусство, 1966. – 114 с.
Костюк Г. С. Способности и их развитие у детей. – М.: Знання, 2016. – 80 с.
Косинец Е.И., Климова Т.А., Никитина А.Б. Театральная педагогика в современной школе // Искусство. Все для учителя! 2018. - №8. - С. 2-6.
Кузьмина Н. В. Формирование творческих способностей. – Л., 2017. – 98 с.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М.: УРАО, 1999. - 176 с.
Леонтьев А. В. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Высш. шк., 1976. – 302 с.
Люблинская А. А. Учителю о психологии школьника: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2013. - 224 с.
Малинская, Л. Л. Теория и методика развития творческих способностей ребенка: учебно-методический комплекс. – Уфа: Велес, 2017. – 120 с.
Матюшкин А. М. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. 2018. – № 6. – С. 29–33.
Моляко В.О. Способности, творчество, одаренность: теория, методика, результаты исследований. – Житомир: Видавництво ПП «Рута», 2017. – 319 с.
Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2000. - 454 с.
Немцева М.С. Театр, как средство обучения младших школьников// Начальная школа. 2019.- № 2. – С. 8-13
Пономарев, А.Я. Психология творчества и педагогика //Начальная школа. – 2017. - № 2. –С. 10-15
Почикеева, Н.М. Обучение, развитие и воспитание личности в процессе кружковой работы и трудового обучения // Методика преподавания. 2018. – №6. – С. 23-28.
Селиванов, В. И. Творчество и его воспитание: учеб. Пособ для вузов. - М.: Знание, 2016. - 63 с.
Теплов Б.М. Избранные труды. Т.2. - М.: Педагогика, 1985. - 360 с.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovaniedok
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образовании. – М.: Просвещение, 2014. – 90 с.

Приложение 1
Конспект урока литературного чтения для 2 класса
Тема урока: сказка «Лисичка-сестричка». Поступок героя сказки. Что такое повтор в сказке?
Цель: обучать учащихся сознательно и выразительно читать сказки, глубоко чувствовать смысл текста, правильно определять героев произведения, учить творчески воспроизводить дальнейшее развитие событий, совершенствовать диалогическую речь, учить детей давать характеристику действующих лиц, оценивать поступки героев произведения;
Развивать внимание, память, воображение, творческие способности и фантазию;
Воспитывать любовь к родному слову, наблюдательность, морально-нравственные качества, интерес к изучению и познанию украинского фольклора
Оборудование: учебник В. Науменко «Литературное чтение» 2 класс, раздаточный материал – дидактические карточки с заданиями, таблица, иллюстрации детских работ, музыкальное сопровождение к сказке.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный этап
2. Актуализация опорных знаний
1. Речевая разминка. (Проговаривание чистоговорки «эхом» за учителем)
Че-Че-че, че-че-че – бабушка печет калачи,
Ча-ча-ча, ча-ча-ча – дай, бабушка, калача.
Чи-чи-чи,чи-чи-чи –ешь, пожалуйста, калачи.
2. Игра «Добавь букву» (учитель читает стихотворение, а ученики по очереди выходят к доске и правильно вставляют букву К части слова)
Слова спокойно жили в книжке,
В которую удалось пробраться мышке.
Она начала откусывать,
У себя в норке схоронила.
(Л) исичка, (к) урочка, (К) вочечка, (Х)востик.
Откуда эти слова?
3. Проверка домашнего задания
1. Беседа по содержанию сказки. Фронтальный опрос
- С какой украинской сказкой вы познакомились на прошлом уроке? (Лисичка-сестричка)
- Назовите персонажей сказки «Лисичка-сесиричка»? (Лисичка, дед, баба, собака)
- Нравятся ли вам поступки лисы? Какую подлость она сделала людям? (она была хитра, коварна, похотлива, лжива, обворовывала)
2. Анализ содержания сказки с элементами выборочного чтения.
- Найдите и прочитайте что удалось украсть лисичке? (см. стр. 38)
- К кому лисичка попросилась переночевать (см. с. 39)
- Как она уговаривала хозяев и какие слова подбирала? (см. стр. 39)
- Что сделала лисичка ночью? (см. с. 39 " а в ночи…»)
- Кого она обвинила в исчезновении курочки? (см. стр. 39)
- Что начала требовать у хозяина? (см. с. 39 " только было и добра…»)
3. Мотивация учебной деятельности.
1. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы с вами продолжим работу над украинской народной сказкой «Лисичка сестричка». Научимся давать характеристику героям сказки и продолжим учиться выразительно и быстро читать.
- Скажите, как обычно начинаются сказки? Какими словами? «Жили себе дед да баба» (Это начало, то есть зачин сказки). На какие части разделяют произведение, сказку? (Зачин, основная часть, концовка)
4. Восприятие и осознание нового материала
1. Вступительная беседа.
- Сегодня мы с вами увидим,какое приключение случилось дальше с нашей героиней. Но обратите внимание на то, что текст сказки намного сокращен, основная часть выпущена. Дети, я знаю, что вы читали эту сказку в полном объеме самостоятельно:
- Кто помнит, на кого дальше меняла свою добычу лисичка? Думаю, что лучше вспомнить вам помогут ваши иллюстрации. (На доске висят детские иллюстрации к сказке). Глядя на них, вы последовательно переведете эту удаленную часть.
2. Работа в парах. Игра «Лицом к лицу» (дети пересказывают друг другу отрывок из сказки. Оценивают рассказ соседа с помощью фишек-смайликов. Учитель словесно оценивает работу учеников в парах)
3. Физкультминутка (Звучит музыка под песню «Я лисичка, я сестричка»)
4. - сейчас мы познакомимся с содержанием второй части сказки, где вы должны сказать:
- Кто сидел в мешке?
Но будьте внимательны, я буду читать только маленькую часть отрывка, а вы продолжите читать сказку «Дождиком». (Учитель начинает читать сказку, в ученики следят за учителем. Затем продолжают самостоятельно читать концовку сказки с. 40-41)
- Кто же сидел в мешке лисички? (Пес)
5. Знакомство с понятием повтор
- Читая сказку обратите внимание, что все события повторяются несколько раз, обычно в сказках 3 раза. Такой художественный прием называется повтором. Какой повтор в нашей сказке? (Лисичка несколько раз меняла свою добычу и просилась переночевать у хозяев)
6. Словарная работа
– Когда вы читали сказку, вам встречались неизвестные слова: ушечки, собачища, кожушина, хвостище-помелище.
(Слова написаны на доске)
– Давайте их прочитаем за мной «буксиром» и скажем, что они означают.
7. анализ содержания сказки с элементами выборочного чтения:
- Куда убежала лисичка? (см. стр. 40)
- С кем затеяла лисичка разговор и как она обращалась к ушам, глазам, ногам? (см. стр. 40)
- Вежливо ли лисичка обратилась к хвосту? (см. стр. 40)
- С чего начала лисичка обмен и чем закончила? (см. стр. 40)
- Нравятся ли вам поступки лисы? Как вы их оцениваете? (см. стр. 40)
8. Игра «Расшифруй пословицу и нанизай бусинки»
(На дидактических листочках разбросаны слова из пословицы «бусинки», которые нужно нанизать на нить. Ученики ищут слова и вписывают их и зачитывают полученные пословицы)
- Хочешь себе добра не делай никому зла.
- Правда кривду перевесит.
- Менял тихо – выменял лихо.
5. Обобщение и систематизация знаний.
1) фронтальный опрос игра «Микрофон» (дети отвечают на вопросы в микрофон)
- С какой сказкой ознакомились на сегодняшнем уроке?
- Кто является ее главной героиней произведения?
- Чему учит нас эта сказка?
2) Игра «Лисичкин веночек?»
Давайте дадим характеристику лисичке. (На доске рисунок лисички, осенние листочки с разными словами-признаками. Дети выбирают признаки, подходящие к характеристике лисички, согласно сказки)
Лиса-хитрая. Коварная,ловкая, белогрудая, похотливая, вороватая, добрая, кроткая, воспитанная, учтивая, щедрая, жадная, лукавая, порядочная, гостеприимная.
3. Театрализация отрывка сказки учащимися
Наши ученики подготовили отрывок инсценированное отрывок к сказке «Лисичка-сестричка», давайте его посмотрим. (Дети под музыку театрализованно воспроизводят фрагмент сказки)
6. Домашнее задание
С. 40-41 внимательно читать и пересказывать содержание второй части и придумать свою концовку к сказке «Лисичка-сестричка».

Приложение 2
Конспект урока «Окружающий мир» во 2 классе
Тема: Осенние явления в природе.
Цель: ознакомить учащихся с осенними явлениями в природе изменениями неживой природе, происхождение названий осенних месяцев на основе личных наблюдений; развивать наблюдательность; воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе.
Оборудование: видео презентация «Осенние явления природы», песня «Осень, осень по земле шагает», картины природы осенью, картины «Явления природы», народные приметы об осени.
Ход урока
1. Организационный момент
Уже звонок нам дал сигнал
К учебе время пришло
Поэтому и мы времени не теряем
Все к труду приступаем
2. Фенелогическая минутка
- Какое время года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно?
- Каково состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Осадки?
(Дети записывают в тетрадях)
3. Сообщение темы и цели урока
Я никак не могу понять ,
Почему все изменилось моментально?
Почему листья желтеют и опадают,
И почему, почему тепла нет?
И куда птицы от нас летят,
И почему дожди все капают,
И почему короче стали дни?
Почему они мрачны и печальны?
- О какой поре идет речь в стихотворении?
- Итак, сегодня мы будем говорить об осенних явлениях в природе опираясь на знания и собственные наблюдения.
- А зачем нам это знать?
Упражнение «Микрофон»
4. Видеопрезентация «Осенние явления в природе».
1. Обсуждение увиденного
2. Дополнение знаний учащихся рассказом
3. Работа с учебником
Физкультминутка
Веет ветер нам в лицо
Зашаталось деревце
Ветерок все тише, тише
Деревце все выше, выше.
4. Продолжение работы с учебником
Мудрые изречения о месяцах (работа в группах)
Театрализация «Царица осень».
Музыкальная пауза.
- А давайте споем песенку про осень, которая шагает по нашей земле.
Песня «Осень, осень по земле шагает».
V. Итог урока.
1. - Какие изменения произошли в природе?
- На какие периоды делится осень?
- Какие названия осенних месяцев?
VI. Домашнее задание. Проработать материал в учебнике
Приложение 3
Конспект урока изобразительного искусства во 2 классе
в технике витража «Любят добрую сказку люди».
Цели. Познакомить воспитанников с техникой витража в изобразительном искусстве, научить выполнять имитацию витража. Развивать образное мышление, воображение, фантазию, умение передавать радостное настроение в рисунках на темы сказок. Прививать любовь к народному творчеству, искусству. Воспитывать эстетические чувства.
Оборудование. Таблицы, рисунки, фотографии с изображением витража, образцы детских композиций, иллюстрации к народным сказкам, репродукция картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».
Ход урока
I. Организационная часть. Сообщение темы и задач занятия.
II. Работа над темой
Сегодня я сказку сюда пригласила,
Чтобы видеть сказку и слушать вместе.
А сказка в дороге где-то там затерялась —
Давайте ее позовем вместе.
Дети. Ска-ка! Ска-ка! Ска-ка! (Входит девочка).
Сказка. Добрый день, дети! Уверена, что вы все давно знакомы со мной. Я прихожу к вам перед сном, чтобы вы спали спокойно, чтобы во сне на вашем лице не исчезала улыбка, чтобы сон ваш был волшебным.
А чтобы убедиться в том, знаете ли вы сказки, развяжем кроссворд. В выделенных клетках по вертикали, прочтете слово, которое означает технику, в которой вы будете сегодня работать на занятии.
1. Разгадывание кроссворда.

Как звали нежную, хрупкую девочку, которая имела лишь дюйм роста?
Из какой сказки этот фрагмент, который мы сейчас разыграем. Выходят ученики, которые участвуют в театрализации.
И тянут все:
Мышка - за кошку,
Кисуня-хвостик у сера,
Серко-внучкину юбку,
А та-бабуни фартука.
Бабуня держит мужа,
Пот выступает на лбу,
Дед тащит репку, ковыряет, дергает …
И репку вытащили из земли!
Кореньечко в желтой глине,
Такая блестящая и гладкая …
Все упали и лежат на спине,
Однако никто не посетовал.
Соседи выбежали из дома,
Вот уж шуму было!
Дедушка всех стал угощать,
Наелась вся деревня!
3. Имя смелого героя народной сказки.
4. Беззаботный деревянный мальчик, который не слушался своего отца.
5. Имя девочки, которая потеряла хрустальный башмачок.
6. Кто пришел в гости к лисички?
Ответы. 1. Дюймовочка. 2. Репка. 3. Котигорошко. 4. Буратино. 5. Золушка. 6. Журавль.
В выделенных клеточках-слово «Витраж».
2. Сообщение темы и задач занятия.
Просмотр иллюстраций, рисунков к сказкам, репродукции картины

В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» (с комментарием учителя). Виктор Михайлович Васнецов " Иван-царевич на Сером Волке”.
Художник выбрал драматический момент: Иван-царевич и Елена Прекрасная мчатся на Сером волке через лесные чащи, позади остались преследователи, впереди — неизвестность, разлука.
Утомленная дорогой принцесса склонила свою голову на грудь Ивана-царевича. Вся ее фигура говорит о повиновении судьбе, а взгляд Ивана-царевича, движение руки, напротив, выражают смелость, решительность, желание защитить Елену Прекрасную. Художник как будто сравнивает молодых людей с хрупкими деревьями дикой яблоньки, осыпанной нежными цветами.
На землю спускаются сумерки, туман ползет между ветвями стволов деревьев-великанов. Темные краски пейзажа выражают волнение, тревогу, ощущение опасности. Художнику удалось вызвать сопереживание, сочувствие зрителя.
3. Продолжение беседы.
- Витраж (с французского – «застекленное окно») - произведение декоративного искусства из цветного или бесцветного стекла или другого прозрачного материала.
Искусство витража требует большого труда, точности исполнения. Чтобы изготовить витраж, надо выбрать тему, подобрать цвета, продумать форму тона и тому подобное. Витражи можно увидеть в вестибюлях, кинотеатрах, церквях, общественных и учебных заведениях. Они принадлежат к монументально-декоративному искусству и предназначены для украшения.
Чтобы сделать имитацию витража, нужно сначала нарисовать персонаж к любимой сказке, затем поделить готовый рисунок разными линиями. По окончании — раскрасить красками или карандашами.
4. Словарная работа.
Витраж-сюжетная декоративная или орнаментальная композиция из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.
Монументальное искусство - вид изобразительного искусства, охватывающий архитектурные и скульптурные монументы, настенные росписи, мозаику и тому подобное.
5. Практическая деятельность
Выполняем работу в сказочном стиле.
Итог занятия.
1. Просмотр работ.
2. Демонстрация лучших композиций.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.