это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3079569
Ознакомительный фрагмент работы:
Слайд 2. План
Причины кризиса семи лет
Патогенез
Симптомы кризиса семи лет
Осложнения
Диагностика
Рекомендации при кризисе семи лет
Профилактика
Слайд 3. Введение. Кризис семи лет – этап психического развития между
дошкольным и младшим школьным возрастом. Характеризуется стремлением ребенка
освоить социальную роль школьника, выполнять общественно значимую деятельность.
Проявляется подражанием взрослым, манерничаньем, упрямством, своеволием, утратой
наивности и непосредственности. Диагностика выполняется психологом, детским
психиатром. Используется метод беседы, наблюдения, рисуночные тесты. В лечении
ребенок не нуждается. В рамках психологического консультирования родителям дают
рекомендации об изменении отношений, поведения с целью коррекции негативных
кризисных симптомов.
Слайд 4.
Взрослея и развиваясь, ребенок переживает стабильные и кризисные периоды.
Первые отличаются спокойным течением, постепенным усовершенствованием
имеющихся способностей. Кризис сопровождается качественными изменениями психики,
затрагивающими личность, социальные отношения. У семилетних детей игровая
деятельность сменяется учебной, расширяется круг общения, формируется социальная
роль – ученик. Признаки кризиса – непослушание, упрямство, раздражительность –
проявляются с 5 до 8 лет. Продолжительность переходного этапа составляет 6-9 месяцев.
К завершению формируется «внутренняя позиция школьника», представление ребенка о
социальной роли (ожиданиях, отношениях, деятельности).
Слайд 5.
Причины кризиса семи лет
Кризис семи лет совпадает с началом школьного обучения – внутренние изменения
психики сопровождаются сменой социальной ситуации развития. Ребенок испытывает
потребность осваивать социальные роли, значимую в обществе деятельность (учебу). На
начальном этапе важны внешние атрибуты «взрослости». Малыш отстаивает право
выбирать, самостоятельно оценивает ситуацию, принимает решения. Содержание, смысл
поступков остаются скрытыми. Отсутствует понимание ответственности, последствий,
возникают конфликтные ситуации с учителями, родителями.
Вторая особенность кризисного периода – необходимость принять правила,
запреты, права, обязанности ученика. Исследование границ дозволенного выполняется
«методом проб» – ребенок игнорирует, отрицает, противостоит требованиям взрослых.
Выраженность симптомов кризиса зависит от психологических особенностей членов
семьи, методов воспитания. Кризис остро переживается возбудимыми детьми, при
гиперопеке и авторитаризме матери, отца. Третья особенность – освоение новой роли
сопровождается отвержением прежней. Став учеником, ребенок отказывается выполнять
привычные дела – играть с младшей сестрой, рано укладываться спать. Разрешение
кризиса происходит вместе с освоением содержания (смысла) учебной деятельности,
взрослости.
Слайд 6. Патогенез
Изменения кризисного этапа имеют физиологическую основу – в 6-7 лет активно
развиваются лобные доли коры больших полушарий, отвечающие за произвольность:
умение планировать, контролировать выполнение действий, прогнозировать последствия.
Сохраняется подвижность процессов возбуждения-торможения, проявляющаяся
непоседливостью, гиперактивностью, эмоциональной лабильностью. На уровне психики
происходят следующие изменения: переживания становятся осмысленными, обобщаются,
образ «Я» разделяется на внутренний (самооценка) и внешний (оценка окружающими).
Слайд 7. Ребенок выстраивает собственную систему ценностей, дифференцирует
«плохо» – «хорошо», «правильно» – «неправильно». Происходит становление
представления о себе как о личности в социуме. Активно осваиваются ролевые отношения
с педагогами, сверстниками. Кризисные симптомы наблюдаются в ходе освоения новой
позиции (ученик, школьник).
Слайд 8. Симптомы кризиса семи лет
Основными проявлениями кризиса являются капризность, негативизм,
непослушание, раздражительность. Все изменения в поведении ребёнка можно разделить
на 3 группы:
Слайд 9. Кризисные симптомы первой группы связаны с нарушением и
обесцениванием правил, принятых в семье:
- часто грубит;
- спорит по любому поводу, проявляет упрямство;
- отказывается выполнять просьбы;
- ломает игрушки, говорит, что они надоели ему.
Слайд 10. Вторая группа признаков начинающегося кризиса предполагает желание
подражать взрослым:
- кривляется, говорит не натуральным голосом;
- передразнивает взрослых;
- просит купить модную одежду и современные гаджеты;
- резко меняется настроение;
- обижается, когда над ним смеются или критикуют.
Слайд 11. Третья группа симптомов связана со стремлением ребёнка к
самостоятельности:
- начинает интересоваться семейными делами;
- вступает в разговоры со взрослыми;
- берёт на себя новые обязанности.
Слайд 12. Осложнения
У первоклассников приобретают значимость проблемы адаптации,
психологической готовности к школе. В норме кризис и начало обучения совпадают,
ребенок легко приспосабливается к незнакомым условиям, быстро осваивает социальную
позицию школьника. Дети с затянувшимся, запаздывающим кризисом испытывают
трудности перехода от дошкольного детства в младший школьный возраст – ведущей
деятельностью остается игра, принимаются внешние признаки роли ученика, но
сохраняется сильная эмоциональная привязанность к матери. Вынужденное посещение
школы провоцирует реакции активного/пассивного протеста (нарушения поведения),
развитие невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Слайд 13. Диагностика
Диагностика кризиса семи лет проводится психологами и педагогами, при
выраженных поведенческих и эмоциональных отклонениях может потребоваться
консультация врача-психиатра. Стандартное обследование осуществляется клиническими
методами, дополнительно выполняется оценка психологической подготовленности к
школьному обучению. Полный комплекс обследований включает:
Беседу с родителями. Опрос родителей остается наиболее информативным
методом исследования детских кризисов. Специалист расспрашивает о проявлениях
переходного периода, изменениях поведения ребенка, процессе адаптации.
Наблюдение. Иногда симптомы проявляются в течение консультации. При
взаимодействии ребенка с родителями определяется негативизм, упрямство, своеволие –
не садится на указанный стул, не реагирует на предложение вести себя тише,
демонстративно отворачивается при просьбе поговорить с врачом.
Опрос ребенка. Вопросы касаются психологического компонента школьной
готовности: «Хочешь ли ты пойти/ходить в школу? Почему?». По развернутости,
направленности ответа оценивается сформированность позиции школьника.
Слайд 14. Дифференциальная диагностика с эмоциональными, поведенческими
нарушениями проводится при тяжелом течении кризиса. В таких случаях к обследованию
подключается детский психиатр, который на основании данных анамнеза делает вывод о
возможном расстройстве. Дополнительно может потребоваться комплексное
психологическое тестирование (познавательная, эмоционально-волевая сфера),
инструментальные обследования (ЭЭГ, МРТ головного мозга).
Слайд 15. Рекомендации при кризисе семи лет
В период кризиса происходят изменения поведения, образа жизни, самоощущения
ребенка. Взрослым следует выработать новые способы семейного взаимодействия,
пересмотреть свое отношение к будущему ученику, заранее начать подготовку к учебному
году. Данные меры позволят ускорить переходный этап, скорректировать негативные
кризисные проявления.
Слайд 16. На консультациях психологи рекомендуют родителям:
Соблюдение режима. Необходимо за 4-6 месяцев до начала учебы
выработать привычку рано ложиться спать и просыпаться. Важно чередовать прогулки,
игры, учебные занятия.
Знакомство со школой. Рекомендуется посетить здание учебного заведения
до первых занятий. Ребенок станет более уверенным, спокойным.
Обозначение прав, обязанностей. Непослушному ребенку нужно пояснить
– у всех есть обязанности. Будущий школьник должен понять, что требования родителей
основаны на доверии, расширяют его права, увеличивают ответственность.
Предоставление свободы. Должны существовать способы реализации
самостоятельности. Пример: уборка в комнате обязательна, но ребенку разрешено
выбрать время, способ.
Разрешение на ошибку. Не стоит предотвращать прогнозируемые
негативные последствия действий ребенка (при условии безопасности для жизни,
здоровья). Анализ результата научит предвидеть проблемы, нести ответственность за
собственные поступки (вечером выбрал игры вместо домашнего задания – утром получил
двойку).
Слайд 17. Профилактика
Успешное завершение кризиса семи лет формирует у ребенка позицию ученика,
ответственность, умение принимать правила и следовать им, способствует школьной
адаптации. Профилактика осложнений и затяжного течения кризиса основана на
изменении отношения родителей к детям. Необходимо, демонстрировать уважение,
равноправие, предоставлять ребенку больше свободы. В воспитании рекомендуется
проявить гибкость, придерживаться системы принятых правил, но оставлять пространство
для самостоятельности, выбора, изменения роли. Не следует идти на открытый конфликт
с ребенком, это обостряет негативные симптомы.
Слайд 18. Результат кризиса
В результате кризиса 7 лет, согласно теории Выготского, у первоклассника
формируется новая структура личности. Ведущая деятельность становится учебной.
Общение со взрослыми выходит на новый уровень – они становятся нужны для
реализации познавательного интереса. Взаимодействие со сверстниками разнообразное,
но в него также включается новый момент – деловое общение. Среди личностных
новообразований: внутренняя позиция школьника, возрастающий уровень
самостоятельности, качественные изменения в мышлении – постепенно оно преобразуется
в словесно-логическое. Другие психические процессы также развиваются:
- память из механической превращается в произвольную и опосредованную;
- воображение становится шире и ближе к реальности за счет накопления
жизненного опыта;
- внимание в большей степени сконцентрировано и осознанно.
Слайд 19. Заключение. Детский кризис 7 лет – это не время издевательства над
родителями, как им это может показаться, а нормальный этап развития человека. Без этого
периода не произошло бы всех тех личностных новообразований и изменений в психике,
которые необходимы для качественной учебы.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!