это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3096607
Ознакомительный фрагмент работы:
Проблема трансформации традиционных моральных ценностей в цифровом обществе
В цифровом обществе и обществе четвертой промышленной революции, которые
являются взаимосвязанных процессов, происходящих системные и глубокие изменения,
влияющие на все сферы жизнедеятельности и служат теми движущими силами, которые
порождают новые мегатренды в обществе, бизнесе, экономике, индивидуальном
измерения жизни человека, вызванные глубинной трансформацией - точками коренных
технологических изломов и их общественного воздействия. Четвертая промышленная
революция обеспечивает нас ценностями длительного, здорового и активного жизни.
Производительность - это важнейшая детерминанта долгосрочного роста и повышения
стандартов жизни.
Четвертая промышленная революция имеет потенциал к повышению
экономического роста и к смягчению отдельных глобальных проблем. Несмотря на
потенциальный положительное влияние информационных технологий на рост экономики,
не менее важно учесть их возможные негативные последствия для рынка труда.
Распространение технологического безработицы опережает темпы, с которыми мы
находим для решения этой проблемы новое применение, так как революция новых
технологий вызовет глубокие социальные потрясения, чем предыдущие промышленные
революции. Новые информационно-коммуникационные технологии коренным образом
изменят и уже меняют природу труда во всех отраслях производства и профессиях, так
как технологические изменения будут коренными и на эти проблемы следует реагировать
быстро и ловко.
Влияние четвертой промышленной революции на бизнес воспринимается как
неизбежный этап от простого перехода на цифровые технологии (признак третьей
промышленной революции) к значительно более сложной формы новаторских решений,
основанная на сочетании многочисленных технологий новейшими способами. Новые
цифровые технологии создали новые революционные способы сочетания продуктов и
услуг и размыли традиционные границы между отраслями. Взаимное физического,
цифрового и биологического миров центральная идея четвертой промышленной
революции предлагают мировые возможности огромных достижений в использовании
ресурсов и продуктивности.
Доминирующей тенденцией современности является глобальная информатизация и
цифровизация общества как следствие безудержного распространения информационных
технологий. Этот процесс влечет за собой нарастание кризисных явлений в различных
сферах общества, в том числе в аксиологическом аспекте.
Цифровое общество как доминанта современной реальности формирует новую
систему ценностей, вступающую в глубокий аксиологический конфликт с традиционной
системой ценностей.
В результате мораль современного общества существенно изменилась по
сравнению с традиционной моралью: «институциональная этика» – мораль современного
общества, «этика добродетелей» - традиционная форма морали. То есть, в цифровом
обществе этические нормы, моральные императивы и ценности превращаются в нечто
относительное - условное.
В процессе развития общества как системы коммуникационные связи и отношения
приобретают новые характеристики, изменяются и свойства информации, передаваемой
информации, тем самым трансформируя традиционные ценности. Согласно теории
технологического детерминизма, который отводит главную роль в общественном
развитии науке и технике, развитие общества до настоящего времени проходил в три
этапа: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный. Корни этого подхода
содержится во взглядах А. Сен-Симона, Конта, Г. Спенсера, имеют свое продолжение в
трудах Р. Арона, Д. Белла, Э. Тоффлера и др.
Сегодня существует множество точек зрения относительно определения понятия
«информационное общество». Например, социальная философия трактует как «общество
нового типа, формируется в результате новой социальной революции, порожденной
взрывным развитием и конвергенцией информационных и коммуникационных
технологий».
Информационное общество являет собой новый этап развития человечества, в
котором любой человек с помощью информациoнно-коммуникационных технологий
может получать, перерабатывать и распространять информацию, а государство должно
обеспечивать качественный уровень информатизации всех отраслей [1, с. 90] .Такие
признаки перехода постиндустриального общества к информационному:
• понятие «информация» приобретает новое значение;
• значительное развитие информационных и телекоммуникационных систем
во всех сферах жизни человека;
• общий доступ к сети Интернет;
• изменения, связанные с занятостью населения, формирование, становление
и развитие новейших общественных отношений, создания новостей общественных
конфигураций, общественных групп, общественных отношений;
• при проведении исследований в различных областях науки используется
разноаспектное определения научных подходов для решения проблем теоретического
обоснования в сфере общественных изменений;
• создание новостно-сетевых субкультур, присущие виртуальным
отношениям;
• возможность анализа, планирования и научного прогнозирования
общественного развития, где высшей ценностью является знание и информация;
• разнообразие познавательных процессов, обусловленных научными
исследованиями в различных сферах науки; изучение проблемы познания новых
возможностей, присущих нашему обществу, и сопоставление знания и информации с
реальностью, исследования условий достоверности и истинности познания
информационного общества;
• органы власти как весомый рычаг в разработке и внедрении
информационно-телекоммуникационных систем;
• возникновение и развитие специфических общественных институтов,
присущих новым информационным отношениям в обществе.
В общем, существует много факторов, определяющих информационное общество,
но все они делятся на три основные группы:
1. свободный доступ человека к информации;
2. высокий уровень развития информационнo-коммуникационных
технологий;
3. наличие развитой информационной инфраструктуры общества.
Именно эти условия создают то общество, которое можно назвать
информационным.
Стоит отметить, что хаотические преобразования современного общества,
наблюдаются совместно с усилением роли политики, демографии, экономики, технологий
и т.д., т.е. факторов, влияющих на общественное сознание.
Интересы и потребности человека находят преимущественно свое выражение через
ряд социальных институтов: в политической сфере - партии, органы местного
самоуправления, общественно - политические объединения, независимые средства
массовой информации, различные ассоциации; в экономической – профессиональной
сфере, - союзы, ассоциации предпринимателей, общества защиты прав потребителей; в
социальной - семья, независимые учреждения и организации образования, досуга; в
культурной - разнообразные творческие, научные общества, национально - культурные
общества, религиозные конфессии и тому подобное. Этот перечень является лишь
приблизительным, и отражает наиболее упорядоченные и устойчивые виды таких
институтов.
В литературе преобладает исследование взаимодействий информационной среды,
гражданского общества, общественной солидарности.
Но информационная среда не рассматривается, как интеграция основных
информационных условий существования субъекта: наличие информационных ресурсов и
их качество, развитость информационной инфраструктуры и т.п. В основном указывается
на то, что в таком обществе одновременно трансформируются экономика, труд и
занятость, культура, политика, государственные институты и, в конечном счёте,
пространство и время.
Сама же трансформация определяется постмодернистскими алгоритмами
производства и бытия. Информация становится конечным продуктом всей экономики.
Сами материальные блага внимательно рассматриваются в аспекте их информационной
сущности[1].
Осознавая, что тип сознания в обществе всегда находится в прямой связи с типом
режима или социально-экономической ситуации, приходит понимание, что, чем
депрессивнее и репрессивнее режим, или ухудшается жизнь людей (или неопределенная
ситуация с перспективами), тем больше сознание граждан угнетено и нацелено на
выживание индивида[12]. В этом причина и отсутствия солидарности, и ответственности,
и активности.
Итак, общественное сознание, отражающее бытие объективных общественных
связей и отношений, не формируется, и не развиваться абсолютно самостоятельно, вне
общественной материи - многогранных и многозначных объективных человеческих
связей и общественных отношений.
В условиях цифровизации общественное сознание, обладая специфическим
бытием, не сводится к некой сумме индивидуальных проявлений сознания или
конгломерату различных видов духовной деятельности. Общественное сознание - это
уникальный духовно-интеллектуальный климат и одновременно важнейшая функция
жизнедеятельности конкретной - цифровой социальной системы.
В связи с этим в данной системе происходят процессы внедрения искусственного
интеллекта, когда сознание человека понимается, как некая субстанция, благодаря
которой человек обособлен и осознает себя правообладателем изменять свою
собственную природу, с преобладающим, вербальным, способом передачи информации.
Однако, в реальной жизни сознание человека вообще не является интеллектом, а лишь
одним из его проявлений.
В свою очередь, интеллект - это свойство объективной реальности,
обеспечивающий разумную и сознательную деятельность для взаимодействия с
окружающей средой любого материального объекта, в целях минимизации ущерба
собственной целостности.
В условиях глобализации и информатизации решающая роль принадлежит
информационной культуре в систематизации глобального мира.
Проблема нравственности существовала во все времена, однако в эпоху
глобализации и информатизации социума переосмысление нравственных ценностей в
обществе приобретает особую актуальность.
Следует понять происходящую в цифровом обществе дезориентацию систем
нравственных императивов, трансформацию ценностей, преобладание прагматизма,
низкую социальную ответственность, эгоизм, потребительский образ жизни. Все это
можно обозначить кризисом духовности, обострением противоречий личности и
общества.
Основу конфликта традиционной морали и морали информационного общества
составляет глобальное расширение влияния средств коммуникации, в результате чего
происходит исчезновение смыслового содержания информации. Коммуникация
трансформируется в простую передачу информации, лишенную человеческого начала, а
расширяющееся информационное пространство способствует быстрой смене ценностных
и идеологических приоритетов, что превращает человека в безразличное, безликое
существо с приобретенным набором стереотипов поведения и отношения к другим людям.
В результате возрастает чувство межличностного отчуждения, что в свою очередь
генерирует главную антропологическую проблему современности — проблему
одиночества.
В цифровом обществе появляется необходимость в формировании новых духовно-
нравственных императивов и систем ценностей, способных противостоять происходящим
негативным изменениям в духовном облике человека и тенденциям морального
релятивизма общественного сознания.
Поскольку информатизации и цифровизация общества являются необратимым
процессом, закономерностью его развития, и отказ от них привел бы к социальному и
экономическому коллапсу, возникает вопрос: что можно предпринять, чтобы устранить
противоречия между традиционными моральными ценностями, которые всегда выступали
как хранители и гарант социальной стабильности, и революционными изменениями в
области информационных технологий? В этом аспекте можно говорить о необходимости
формирования новой системы моральных ценностей, адаптированной к новым условиям и
вызовам цифрового общества, но при этом опирающейся на традиционную систему
ценностей. В то же время, какие параметры этики должны быть оставлены, а какие
подвергнуты изменениям, остается глобальным вопросом, требующим своего решения.
Д. Белл и О. Тоффлер рассматривают информационное общество как
принципиально иной этап исторического развития. Д. Белл делит историческое развитие
на три этапа: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный и связывает их со
способом производства, а О. Тоффлер выделяет этапы развития, опираясь на тип культуры
– доиндустриальные культуры (первую волну), индустриальные культуры (вторую волну)
и принципиально новый культуры (третью волну) . Информацию и знания О. Тоффлер
называет определяющими достижениями ХХ века. Для „информационного общества”
характерно повсеместное распространение компьютеров, турбореактивной авиации,
гибких технологий. Информационное общество (третья волна) несет с собой новые
институты, отношения, ценности, то, что О. Тоффлер называет новым строем жизни. Этот
уклад жизни основан на различных источниках энергии; на методах производства,
которые отрицают большинство фабричных сборочных конвейеров; на новых
ненуклеарных семьях; на новой структуре, которую Тоффлер называет "электронным
коттеджем"; на радикально измененных школах и объединениях будущего. То есть в
информационном обществе сложатся новые виды семьи, стили работы, жизни, новые
формы политики, экономики и сознания[8].
Э. Тоффлер обосновывал мысль о том, что власть, основанная на силе и богатстве,
теряет свое влияние, хотя и не исчезает полностью. Но настоящую власть приобретает
знания в различных формах - информации, науки, искусства. Е. Тоффлер выдвинул идею
"антиципаторной" демократии, согласно которой информационные технологии создают
возможность участия граждан в решении проблем, стоящих перед обществом [8].
Вхождение человечества в информационную эру Д. Белл считает важнейшим признаком
постиндустриального общества. Изменения, то есть революция, в организации и
обработке информации и знаний, в которой главную роль играет компьютер, происходит
одновременно со становлением постиндустриального общества.
Вывод, который мы можем сделать из наших наблюдений,заключается в том,
что на смену старым ценностям постепенно приходят новые –цифровые –ценности:
информация, прозрачность, стандартизация, функциональность, гибкость, скорость
передачи информации, ориентированностьна выгоду, ориентированность на «лайки»,
стремление к комфорту.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гусейнов А.А. Философия. Мораль. Политика. М.: Академкнига, 2002. 304 с.
2. Черникова В.Е. Конфликт традиционных моральных ценностей и ценностей
информационного общества. Вестник АГУ. Выпуск 3, 2014.
3. Ёрмирзоева Ф.А. Новые угрозы духовности в условиях информационного общества.
Вестник Калмыцкого университета. № 39(3) 2018.
4. Кригер Е.Э. Характеристики цифрового общества и принципы образования в нем.
Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». №4(14) 2018.
5. Назарова Ю.В., Анищенко О.С. Новая цифровая этика
6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., ГУ ВШЭ,
2000.
7.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. –
Москва : Academia, 1999. – 956 c.
8.. Тоффлер Э. Третья волна // США: экономика, политика, идеология. – 1982. – № 7–11;
Он же. Третья волна. – Москва : Изд-во АСТ, 1999. – 784 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!