это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3098107
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение. Надзор за четким и единообразным исполнением закона является единственной целью Прокуратуры. Фактически Прокуратура является исключительным государственным органом Российской Федерации, осуществляющим эти функции.
В этой связи очень важна правовая и правоприменительная практика, которая требует определенных норм и средств, гарантирующих произвольные и незаконные действия должностных лиц и граждан. Таким важным инструментом является прокурорский надзор, как особо эффективная форма контроля за исполнением закона на самом высоком уровне. Ни одно национальное учреждение не может выполнять всеобъемлющую надзорную функцию. Это может быть осуществлено только единой, централизованной системой прокуратуры.
Прокуратура должна в первую очередь противодействовать нарушениям законодательства Российской Федерации, выявлять возражения в законодательстве Российской Федерации и устранять их, поскольку несоблюдение закона увеличит хаотичность процесса в российской национальной правовой системе и будет способствовать ослаблению власти Российской Федерации. В связи с этим актуальность выбранной темы с теоретико-фактической точки зрения имеет теоретико-фактическое значение в определении задачи прокурора по контролю за исполнением законов Российской Федерации.
Объектом курсовой работы являются правоотношения, регулирующие прокурорский надзор как деятельность за исполнением законов.
Предметом курсовой работы выступили правовые нормы, регулирующие рассматриваемые отношения.
Целью работы является рассмотрение правовой статистики в качестве самостоятельного раздела прокурорского надзора.
В связи с поставленной целью в работе были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретико – правовые аспекты прокурорского надзора;
Охарактеризовать ведомственную статистику органов прокуратуры по направлениям прокурорского надзора;
Проанализировать методические рекомендации по актуальным вопросам формирования и представления ведомственной статистической отчетности органов прокуратуры.
Методологическая база работы – современные методы познания, применяемые юридической наукой. Работа выполнена при использовании общенаучных методов логического, сравнительно-правового и нормативно-правового анализа. При решении поставленных задач использовался ряд специальных методов: социологический, статистический и структурно-функциональный.
Теоретическую основу курсовой работы составляют труды многих ученых, например, Б. В. Коробейников, В. И. Басков, И. Н. Андрюшечкина, Е. А. Ковалев, Л. К. Савюк и др.
Исследование раскрывает сущность статистического аспекта деятельности прокурорского надзора, которая обычно не рассматривается как самостоятельное направление деятельности прокурора. Ценность работы заключается в детальном анализе поднятых в работе вопросов и развернутом ответе на них.
В связи с этим есть необходимость в практически обоснованных предложениях и рекомендациях по совершенствованию надзорной деятельности прокуратуры в указанной сфере, направленные на улучшение работы по повышению качества российского законодательства, совершенствованию деятельности органов государственной власти. Все изложенное и обусловило выбор темы данной курсовой работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1 Теоретико – правовые аспекты прокурорского надзора1.1 Содержание и функции прокурорского надзораУчитывая специфику действующего законодательства, практически все ученые предложили построение многоуровневой системы функций, выполняемых современной прокуратурой. По мнению большинства исследователей, в их перечень входят надзор за деятельностью прокуроров, обеспечение государственного обвинения; участие в судах; уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, руководство предварительными расследованиями и исполнением законов, профилактика и правозащитная деятельность.
Спорный характер вопроса о смысле, понятии и количестве функционирования прокуратуры Российской Федерации обусловлен главным образом скомпрометированным характером действующего законодательства и отсутствием четких правовых положений: сегодня несколько законов имеют одинаковое правовое значение, но различное ведомственное содержание, определяющее содержание деятельности прокуроров.
Было высказано мнение, что контроль за исполнением закона является основной функцией современной отечественной прокуратуры. Все остальные функции являются производными и должны рассматриваться как вторичные или как логическое развитие надзорного органа.
По мнению других авторов, помимо надзора, основными функциями являются уголовное преследование, участие в судах и координация деятельности по борьбе с преступностью. Прочие сферы деятельности прокуратуры носят производный от них характер и должны быть определены в качестве обычных направлении деятельности.Таким образом, в обоих случаях фактически создана сложная многоуровневая система деятельности Прокуратуры, включающая: основные и иные функции, а также иные направления деятельности.
Принимая во внимание требования и смысл закона "О Прокуратуре Российской Федерации", который предусматривает в части 1 статьи 1, что Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую систему централизованных федеральных учреждений, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, с другой стороны:Все виды деятельности, предусмотренные статьей 1 Закона "О прокуратуре Российской Федерации", являются функциональными, и с учетом того, как они закреплены законодательно, их значение не является единым.
В этой связи есть все основания согласиться с сторонниками первого подхода, то есть Прокуратура обладает основными надзорными и иными функциями, предусмотренными частью 2 статьи 1 Закона "О прокуратуре Российской Федерации". Значения других функций также различны.
Например, несмотря на положения части 2 статьи 1 настоящего Закона, координация деятельности по борьбе с преступностью и участие прокурора в трибунале не могут рассматриваться как самостоятельная функция Прокуратуры, поскольку они осуществляются в рамках надзора за исполнением закона и функции уголовного преследования.
Как самостоятельное правовое явление надзор имеет свое специфическое содержание, традиционно связанное с понятием законности.Анализ положений закона "О прокуратуре Российской Федерации" позволяет согласиться с учеными в том, что во всех аспектах данной категории законность рассматривается как модель применения закона. На основе этого элемента понятия законности на нормативном уровне используется категория "общественный интерес", объединяющая конкретные основания прокурорской деятельности. В результате изменилось традиционное представление о форме осуществления прокурорского надзора.
Крайне важно обеспечить, чтобы общественные интересы предполагали более активное вмешательство в деятельность Организации Объединенных Наций.
Надзорные органы и институты, а не традиционный прокурорский надзор; и, что наиболее важно, в нынешних конституционных рамках такое вмешательство, в конечном счете, обеспечивается путем судебного применения.
Традиционно прокурорский надзор рассматривался как разновидность правообеспечительного или правоприменительного вида реализации юридических норм, заключающихся в системе прокурорских производств, сочетающих в себе некоторые черты как разрешительно-распорядительных, так и юрисдикционных средств и методов.
Представляется справедливым определить современный прокурорский надзор как надзор в соответствующем смысле, но определить его как процедуры прокурорского надзора, существующие в различных формах и включающие в себя несколько видов процедур прокурорского надзора.
Таким образом, определяя современное содержание надзорной деятельности прокуратуры, можно сделать следующие выводы:
1. На сегодняшний день основным содержанием прокурорской деятельности остается осуществление прокурорского надзора. Прокурорский надзор является основной функцией отечественной прокуратуры. Уголовное преследование, реализующееся органами прокуратуры, также является самостоятельным направлением ее деятельности, однако носит дополнительный характер.
2. Содержание прокурорского надзора образует правозащитная и правоприменительная деятельность органов и учреждении прокуратуры.
3. По своей форме прокурорский надзор представляет собой в большей степени не традиционное прокурорское наблюдение, а прокурорско-надзорный процесс, осуществляемый в различных формах и включающий несколько видов прокурорских производств.
1.2. Полномочия прокуратуры при осуществлении надзораНадзор за исполнением законов является одной из важнейших функций российской прокуратуры, выражающих ее основное государственно-правовое сущностное предназначение. Надзорные средства определяют современную суть прокуратуры и, как показывает практическая деятельность, носят наиболее действенный характер в обеспечении режима законности.
На современном этапе развития России прокурорский надзор выступает как важнейшая гарантия обеспечения законности в государстве. Реализация надзорных полномочий наряду с другими формами деятельности способствуют созданию в современной российской прокуратуре большого потенциала возможностей, которые позволяют ей в силу своего высокого предназначения выступать специализированным фильтром качества действующего и вновь принимаемого законодательства, арбитром практики его применения. Высокий уровень включенности в процесс обеспечения законности и правопорядка также позволяют прокуратуре участвовать в мониторинге применения права, то есть оценивать эффективность каждого конкретного правового акта по результатам его фактического действия.
Успешное решение этих задач имеет фундаментальное значение для повышения уровня правосознания и правовой культуры общества в целом и преодоления правового нигилизма.
В соответствии с законодательством полномочия прокурора заключаются в осуществлении надзора за соблюдением законов.
Прокурорские полномочия в рассматриваемой сфере включают в себя следующие:
- беспрепятственное вхождение на территории и в помещения поднадзорных органов, т.е. фактически речь идет о территориях и помещениях любых государственных или муниципальных органов, юридических лиц различных организационно-правовых форм; для входа прокурору достаточно предъявить служебное удостоверение (независимо от правил пропускного режима на соответствующем объекте); лишь для входа на территорию секретных объектов (связанных с государственной тайной) прокурору дополнительно требуется наличие допуска к такого рода сведениям;
- доступ к их документам и материалам, находящимся на территории (в помещении) указанных органов (организаций), что подразумевает право прокурора знакомиться с указанными материалами; при этом не является препятствием для доступа к таким документам отнесение их к коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайне (исключение составляют сведения, составляющие государственную тайну, для ознакомления с которыми прокурору необходим специальный допуск);- получение от должностных лиц конкретных документов (их копий), а не ознакомление с документами по месту их нахождения; обычно такое полномочие используется, если прокурору точно известно о наличии у органа соответствующего документа либо если данный документ был обнаружен в ходе других надзорных мероприятий (и данный документ необходим в качестве подтверждения факта нарушения закона); указанные документы (их копии) предоставляются прокурору безвозмездно;
- вызов должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов; данные лица обязаны являться по вызову прокурора и дать объяснения по указанному поводу; объяснения могут получаться как в устной, так и в письменной форме.
Формой реализации полномочий прокурора являются законодательно закрепленные правовые средства прокурора, которые определены в ст. 23-25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Акты реагирования включают в себя меры, применяемые как в надзорной сфере деятельности прокуратуры, так и ненадзорной.
К актам реагирования, применяемым в надзорной деятельности, отнесены протест на противоречащий закону правовой акт, представление об устранении нарушений закона, предостережение о недопустимости нарушения закона, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
К актам реагирования, применяемым в ненадзорной деятельности прокуратуры, относятся апелляционные, кассационные, надзорные представления прокурора на судебные решения, а также апелляционные и кассационные жалобы прокурора на решения арбитражных судов.
Выбор применяемых средств прокурорского надзора зависит от ряда обстоятельств:
- содержания нарушенного закона;
- характера его нарушения;
- вида установленной за нарушение ответственности;
- порядка рассмотрения или разрешения споров.
При необходимости возможно применение к лицу сразу нескольких мер воздействия, вынесение нескольких актов прокурорского реагирования.
Эффективность применения указанных актов возможна лишь при условии, что они будут отвечать следующим требованиям:
- своевременность вынесения акта (как правило, пока нарушение не произошло либо его последствия являются устранимыми);
- соответствие фактическим обстоятельствам, которые установлены надлежащим образом и достоверно;
- соответствие выводов прокурора выявленным нарушениям закона;
- юридическая обоснованность предъявленных прокурором требований (соответствие их нормам закона, компетенции поднадзорного субъекта и т.п.), мотивированность вынесенных предложений;
- правильность выбора акта прокурорского реагирования (адекватность выявленным нарушениям);
- наличие необходимых реквизитов, соответствие установленной форме.
Необходимо отметить, что прокурорами в борьбе с нарушениями законов проводится емкая, целенаправленная и в тоже время разноплановая работа. Высокий профессионализм сотрудников ведомства, все возрастающий интерес к процессам обеспечения законности ученых и представителей прогрессивной общественности, их заинтересованность в вопросах модернизации и укрепления российской государственности, а зачастую и богатый личностный опыт, обобщение и распространение которого не только ширит возможности его использования в практической деятельности, но и дает пищу для новых раздумий и выводов теоретического характера, - все это предопределяет состояние современной надзорной деятельности прокуратуры Российской Федерации, указывает на перспективы ее развития.
Имеющиеся недостатки правового регулирования, отсутствие длительное время стабильности в экономике, дисбаланс в материальной обеспеченности граждан, низкий уровень правовой культуры широких масс населения России, включая представителей властных структур и бизнеса, коррупция, отсутствие действенной системы контроля, не всегда эффективная работа правоохранительных органов препятствуют тому, чтобы борьба с нарушениями еще приобрела подавляющий характер. Сложившиеся негативные факторы, обуславливающие совершение правонарушений, в настоящее время сохраняются, наблюдается тенденция их продуцирования.
Таким образом, складывающиеся условия требуют реализации зачастую еще более сложных и совершенных научно-обоснованных подходов к решению ответственных задач в сфере надзорных отношений, а потому важным является правильное интерпретирование реальных тенденций и потребностей прокурорского надзора.
Инициированные в течение последних лет организационные меры способствовали интенсификации надзорной деятельности, в том числе обеспечив рост эффективности работы прокуроров. Однако задействованные таким образом внутрисистемные ресурсы не безграничны. Трудно обеспечивать устойчивую позитивную динамику с выходом на уровень управляемого снижения нарушений законности при отсутствии других «резервов», в том числе активных мобилизационных механизмов предупреждения правонарушений, неразвитости автоматизированных форм мониторинга нарушений и особенно на фоне закономерного движения в сторону все большей правовой определенности и процессуализации надзорного процесса.
Изложенное настоятельно указывает на необходимость скрупулезной ревизии существующей концепции прокурорского надзора и правозащитной деятельности надзорного ведомства, большего переориентирования прокуроров на обеспечение устранения факторов, способствующих нарушениям, а также внедрение новых стандартов высокой правовой защиты публичных интересов, действенной системы оценки результатов соответствующей работы прокуроров при надлежащем моральном и адекватном материальном их стимулировании за образцовое исполнение служебного долга.1.3. Правовое регулирование прокурорского надзораПрокурорский надзор сегодня — это осуществляемая прокурорами от имени РФ деятельность за исполнением действующих на ее территории законов в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Правовое регулирование прокурорского надзора осуществляется: Конституцией РФ, которая регламентирует деятельность прокуратуры за исполнением и соблюдением законов, ФЗ «О прокуратуре РФ», закрепляет общие положения о прокуратуре, организацию деятельности и полномочия органов прокуратуры, другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
К основным направлениям деятельности прокурорского надзора в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» относится надзор за исполнением законов (глава 1 ст. 21—25); надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (глава 2 ст. 26—28); надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (глава 3 ст. 29—31); надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (глава 4 ст. 32—34).
Каждое направление в отдельности определяет специфику прокурорского надзора, ФЗ «О прокуратуре РФ» конкретизирует полномочия прокуроров по устранения правонарушений, их проверке и принятию мер воздействия.
Участие прокурора в рассмотрении дел судами относится к самостоятельной функции деятельности прокуратуры. Сейчас прокурор не осуществляет надзор за судом, как это было раньше, а выступает как равноправная сторона. Суды при отправлении правосудия стали независимы и подчиняются только закону.
Прокурор, являясь равноправной стороной судебного процесса, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В Законе перечислены основные полномочия прокурора, реализуемые в процессе участия в рассмотрении судом уголовных, гражданских, арбитражных дел, осуществлением надзора за законностью судебных решений, приговоров, определений и постановлений. В действующем законодательстве закреплены основные положения деятельности прокуроров в рассмотрении дел судами, а именно ст. 45 ГПК РФ и ст. 52 АПК РФ предоставляют прокурору право обращения в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан лишь по узкому кругу дел. Таким образом, прокурор не вправе участвовать во всех без исключения делах, рассматриваемых гражданским и арбитражным судами. Участие его допустимо только в случаях, прямо предусмотренных законом.
С принятием Закона № 87-ФЗ от 5 июня 2007 г. «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» был образован Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, что привело к ослаблению прокурорского надзора за следствием. Прокурор лишился полномочий по возбуждению уголовных дел, введению расследования, а также права передавать дела другому следователю.
В последнее время государство и общество в целом заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры РФ стала максимально эффективной, что привело бы к реальному укреплению и достижению порядка в стране. Прокурорский надзор оказывает сдерживающее воздействие на нарушения законов в стране, число которых в последнее время возросло. В связи с этим надзор за исполнением законодательства, предупреждение правонарушений стали приоритетными направлениями деятельности российской прокуратуры.
В центре прокурорского надзора была и остается правозащитная деятельность. Основные усилия направлены на то, чтобы утвердился правовой порядок в социальной сфере.
Более успешному функционированию прокурорского надзора, как и всей многогранной деятельности прокуратуры, может способствовать совершенствование законодательства, регулирующего организацию и деятельность прокуратуры. Поэтому главной задачей должно стать дальнейшее развитие и модернизация органов прокуратуры применительно к динамично развивающемуся обществу.
Глава 2 Характеристика ведомственной статистики органов прокуратуры по направлениям прокурорского надзора2.1 Ведомственная статистика органов прокуратуры по направлениям прокурорского надзораСтатистическое наблюдение за деятельностью органов прокуратуры осуществляется на всех направлениях их деятельности, определенных Законом о прокуратуре. Формы ведомственной статистической отчетности утверждаются Генеральным прокурором РФ.
Кроме статистического наблюдения по основным направлениям деятельности, определенным полномочиями органов прокуратуры, по актуальным социальным проблемам предусматривается дополнительное и более детальное ведомственное статистическое наблюдение за реализацией национальных проектов, коррупцией, терроризмом и экстремизмом.
Отчетными единицами являются районные, городские прокуроры, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур, представляющие отчетность вышестоящим прокурорам, начальники главных управлений и управлений центрального аппарата Генпрокуратуры РФ; главный военный прокурор, прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур, представляющие отчетность о своей деятельности и сводные данные по нижестоящим прокуратурам.
Отчетность представляется: ежемесячно — по основным показателям, ежеквартально — по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, экстремизму и терроризму, за полугодие — по направлениям деятельности.
Система ведомственной статистической отчетности представляет в настоящее время два десятка форм статистической отчетности.
1. Форма ИМ «Основные показатели работы прокурора».
2. Форма К «Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции и результаты расследования уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности».
3. Форма ФБ «Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму и о результатах расследования уголовных дел экстремистской и террористической направленности».
4. Форма ОРД «О работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности».
5. Форма ПНП «Сведения о работе прокуроров в сфере реализации приоритетных национальных проектов».
6. Форма ОЖ «О работе прокурора по рассмотрению заявлений, жалоб и иных обращений».
7. Форма НПА «О работе прокурора по участию в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».
8. Форма Р «О реабилитации лиц в порядке, установленной главой 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
9. Форма СМИ «О работе прокурора по взаимодействию со средствами массовой информации».
10. Форма ВОиПП «О работе прокурора, но взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».
11. Форма ГМК «О работе прокурора по надзору за исполнением законодательства контролирующими органами в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
12. Форма ОН «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
13. Форма ОНТ «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина транспортными прокурорами».
14. Форма ГАС «Участие прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве».
15. Форма ЗИП ГАС «Защит интересов органов прокуратуры в судах».
16. Форма НСиД «Надзор за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства».
17. Форма УСО «Участие прокурора в судебных стадиях уголовного процесса».
18. Форма УИС «О результатах надзора за законностью исполнения уголовных наказаний».
19 Форма КДПО «Сведения о работе прокурора по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью».
20. Форма МС «Сведения о международном сотрудничестве в сфера уголовного судопроизводства (временная)».
21. Форма ОПК «Надзор за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе».
Как правило, приказом Генпрокуратуры РФ утверждается и вводится в действие статистический отчет одновременно с инструкцией по его составлению.
Анализом собранной информации, разработкой статистических показателей и методологического инструментария занимается Отдел ведомственной статистики Управления правовой статистики ГОАУ Генпрокуратуры РФ.
Статистическое наблюдение осуществляется по направлениям деятельности органов прокуратуры.
- надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина но отраслям законодательства, в сфере административного преследования;
- надзор за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства (уголовно-процессуальной деятельностью органов дознания, следственных органов, за законностью избрания и продления меры пресечения, за участием в судебном заседании в порядке п. 5 и 8 ч. 2 ст. 37 и ч. 3 ст. 165 УПК РФ, при рассмотрении жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ, за рассмотрением сообщений о преступлениях и выявлениях неучтенных преступлений);
— участие прокурора в уголовном и гражданском судопроизводстве, в арбитражном процессе, в рассмотрении дел в различных судебных инстанциях — в качестве государственного обвинителя, истца (заявителя) или при вступлении в процесс для дачи заключения, подачи представлений на судебные постановления и результаты их рассмотрения судом;
— разрешение жалоб и иных обращений в органы прокуратуры;
— надзор за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и следственных изоляторов (статистическое наблюдение за проведением проверок и мерами прокурорского реагирования, характером выявленных нарушений законов в деятельности администраций учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и следственных изоляторов, за законностью применения мер взыскания к осужденным в исправительных и лечебно-профилактических учреждениях и к подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений в следственных изоляторах).
Статистическая отчетность о работе органов прокуратуры содержит количественные показатели деятельности прокуратуры по осуществлению предусмотренных законом полномочий по различным направлениям прокурорского надзора и эффективности мер прокурорского реагирования.
В статистической отчетности по различным сферам и отраслям законодательства отражаются:
- число выявленных прокурором нарушений;
- число принесенных протестов, их результаты (отклонены или удовлетворены, отменены и изменены незаконные правовые акты);
- количество направленных прокурором в суд заявлений и число исков (заявлений), удовлетворенных судом и прекращенных ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора;
- количество вынесенных представлений и число лиц, привлеченных к дисциплинарной, административной ответственности по представлениям прокурора;
- количество лиц, получивших предостережения о недопустимости нарушения закона:
- количество вынесенных предупреждений;
- число направленных материалов для решения вопроса об уголовном преступлении, возбужденных уголовных дел по материалам, направленным прокурором в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.
Показателями результативности деятельности являются относительные величины — доля удовлетворенных протестов, доля представлений, по которым проведены меры реагирования или требования удовлетворены судом.
В отчетности по надзору за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства статистические показатели детализируются по органам, осуществляющим предварительное расследование, и по формам расследования — дознание и следствие.
Объектами статистического наблюдения могут являться как непосредственно результаты деятельности органов прокуратуры, так и статистические показатели, характеризующие преступность и правонарушения на поднадзорных объектах.
Наличие сопоставимых показателей с данными судебной статистики (объем незначителен в сравнении с детализированными данными судебной статистики) позволяет производить сверки и является дополнительным источником обеспечения достоверности и корректности данных судебной статистики, позволяющей исключить случайные технические ошибки.
Статистические показатели по основным результатам прокурорской деятельности за полугодие и год в сравнении с аналогичным периодом предшествующего года размещаются на официальном сайте Генпрокуратуры РФ в разделе «Документы. Статистические данные». Размещенные на сайте данные представляют собой две сотни статистических показателей за один отчетный период, выбранных из форм ведомственной статистической отчетности.
Ведомственная статистическая отчетность составляется в органах прокуратуры в соответствии с требованиями Инструкции по ведению ведомственного статистического учета в органах прокуратуры Российской Федерации, которая устанавливает порядок разработки и утверждения форм статистической отчетности по основным направлениям деятельности, инструкций по их заполнению, регламентирует порядок формирования и представления ведомственной статистической отчетности в подразделениях Генпрокуратуры РФ и в прокуратурах субъектов РФ, городов и районов, приравненных к ним специализированных прокуратурах.
Формирование статистических отчетов осуществляется на основании данных первичного учета надзорной и иной деятельности прокуроров (книги, журналы).
В электронном виде статистические отчеты формируются с использованием СПО «Автоматизированное рабочее место “Статистика Генеральной прокуратуры Российской Федерации”» (АРМ «Статистика»), которое обеспечивает ввод данных, контроль установленных логических равенств и выгрузку статистических данных в заданном формате. Сбор ведомственной отчетности осуществляется ответственными работниками прокуратур субъектов, анализируется подразделениями прокуратуры субъекта по направлениям деятельности, затем формируется сводная (суммарная) статистическая отчетность по всем прокуратурам субъекта (приравненным прокуратурам).
Каждый работник органов прокуратуры лично ведет учет работы, осуществляемой им на конкретном, закрепленном за ним организационно-распорядительными документами о распределении обязанностей направлении прокурорского надзора, а также несет персональную ответственность за достоверность представляемых им данных в учетные формы.
Учет работы прокуроров осуществляется путем заполнения учетных форм с рабочих мест прокурорских работников в ГАС ПС непосредственно после окончания прокурорских проверок, выявления в ходе проверочных мероприятий нарушений законов, прав и свобод человека и гражданина, внесения актов прокурорского реагирования, получения информации о принятых по ним мерам, согласования внеплановых выездных проверок субъектов предпринимательской деятельности, санкционирования решений налоговых или таможенных органов об аресте имущества, вынесения прокурором постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении, проведения мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью, выхода материалов с выступлениями прокуроров в СМИ, направления заключений на проекты нормативных правовых актов, информации в органы государственной власти и местного самоуправления, выступления с законодательным предложением, реализации иных предусмотренных законом полномочий прокурора.Временной инструкцией установлен реквизитный состав электронных учетных форм (номер, наименование реквизита, тип данных, номер используемого справочника) — электронных карточек первичного учета деятельности прокурорских работников по основным направлениям деятельности органов прокуратуры. Учетная форма включает в себя один или несколько разделов с реквизитами, характеризующими состояние надзорной или иной деятельности органов прокуратуры по отдельным направлениям:
- форма № 1-УРП «Надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. Проверки»;
- форма № 2-УРН «Надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. Акты»;
- форма № 3-УРП «Надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. Рассмотрение ходатайств и жалоб в суде»;
- форма № 4-УРП «Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом»;
- форма № 5-УРП «Надзор за исполнением законов учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания»;
- форма № 6-УРП «Надзор за исполнением законов»;
- форма № 7-УРП «Взаимодействие со СМИ»;
- форма № 8-УРП «Взаимодействие с общественными институтами»;
- форма № 9-УРП «Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»;
- форма № 10-УРП «Административная практика прокурора»;
- форма № 11-УРП «Нормотворческая деятельность прокурора и проверка законности нормативно-правовых актов»;
- форма № 12-УРП «Проверка кандидатов на занятие должности судьи»;
- форма № 13-УРП «Санкционирование решений налоговых и таможенных органов об аресте имущества»;
- форма № 14-УРП «Согласование внеплановых проверок»;
- форма № 15-УРП «Участие прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве. Суды первой инстанции»;
- форма № 16-УРН «Участие прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве. Представления (жалобы) прокурора и пересмотр судебных решений»;
- форма № 17-УРП «Рассмотрение заявлений, жалоб и иных обращений».
Значение реквизитов вводится путем выбора элементов из предлагаемых справочников, календаря, набора текста либо проставления отметки в соответствующем поле учетной формы. Формирование учетных форм и их ввод в электронную БД ГАС ПС завершаются автоматическим контролем их соответствия установленным логическим правилам.
Технология работы предусматривает формирование автоматизированно из баз данных учетных форм предварительных отчетов — проектов ведомственных статистических отчетов. На основании данных учетных форм, поступивших в Генпрокуратуру РФ в электронном виде от прокурорских работников, СПО ГАС ПС автоматически формирует предварительные отчеты органов прокуратуры всех уровней. Сформированные предварительные отчеты доступны в электронном виде на портале ГАС ПС, и после проверки и анализа соответствующий прокурор утверждает отчет.
Согласно Временной инструкции предварительные отчеты с 5-го числа месяца, следующего за окончанием отчетного периода, должны быть доступны в электронном виде соответствующему прокурору на портале ГАС ПС для проверки и утверждения средствами СПО ГАС ПС.
Прокуроры субъектов РФ в установленный Временной инструкцией срок (в течение шести рабочих дней с момента формирования предварительных отчетов) принимают меры по контролю утверждения предварительных отчетов подчиненными прокурорами, проверке сводного предварительного отчета прокуратуры субъекта РФ и утверждению соответствующего сводного предварительного отчета средствами СПО ГАС ПС.
После утверждения предварительных отчетов нижестоящими прокурорами формируются предварительные сводные отчеты по Российской Федерации.
Данные учетных форм и сформированные на их основе ведомственные статистические отчеты хранятся в электронном виде в БД ГАС ПС на постоянной основе, к которым осуществляется доступ посредством внутреннего портала ГАС ПС. Первичные данные учетных форм и основанные на них ведомственные статистические отчеты органов прокуратуры используются для подготовки аналитических таблиц и проведения анализа результатов надзорной и иных направлений деятельности, для анализа их текущей работы по направлениям деятельности, выработки предложений и управленческих решений в целях совершенствования деятельности органов прокуратуры.
2.2 Правовая статистка как самостоятельное направление прокурорского надзораВ соответствии со статьей 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорский надзор реализуется в нескольких сферах деятельности, включающих надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Таковы основные надзорные функции, или основные направления деятельности, прокуратуры.
Следует учитывать, что информацию о надзоре за исполнением законодательства органами законодательной и исполнительной власти, организациями, их руководителями и иными должностными лицами (так называемый «общий надзор») прокурор должен отражать в статистическом отчете по форме ОН; о надзоре за исполнением законов правоохранительными органами при осуществлении дознания и предварительного следствия - в отчете по форме НСиД «Надзор за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства» (надзор за следствием и дознанием). Информацию о надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, прокурор отражает в отчете «О работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» по форме ОРД (оперативно-розыскная деятельность). Статистическую информацию о результатах надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, которые исполняют уголовные наказания, прокурор отражает в ведомственном статистическом отчете по форме УИС «О результатах надзора за законностью исполнения уголовных наказаний».
Осуществляется сбор статистической информации и по другим направлениям деятельности прокурора, которые также закреплены приказами Генерального прокурора Российской Федерации, в том числе участие прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел судами, обжалование не соответствующих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.Необходимо указать, что на сегодняшний момент в органах прокуратуры существует не менее 20 форм сводной ведомственной отчетности, в основе которых лежат именно результаты надзорной деятельности прокурора.
Государственная (федеральная) межведомственная статистическая отчетность также входит в систему прокурорской правовой статистики. В нее включены статистические данные о раскрываемости преступлений, пресечении и профилактике преступности, результатах рассмотрения сообщений о преступлении, а также результатах расследования уголовных дел.
Данные форм федерального статистического наблюдения формируются с учетом контрольных и надзорных полномочий прокурора по проверке достоверности и полноты отражения субъектами учета преступлений (сотрудниками органов внутренних дел, Следственного комитета России, ФСБ России, МЧС России, службы исполнения наказаний, судебными приставами) сведений в документах первичного учета по уголовному делу.
К таковым относятся статистические карточки различных форм, которые заполняются на каждом из этапов досудебного производства по уголовному делу.
Достаточно активной работе органов прокуратуры в указанной сфере способствует принятая в 2011 году новая редакция ст. 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой за прокуратурой закреплена функция ведения единого государственного статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также учет результатов следственной работы. В рамках действия указанной статьи органами прокуратуры проводятся надзорные проверки достоверности отражения статистических данных.
При этом эффективной деятельности прокуроров на данном направлении способствуют закрепленные законодателям полномочия по устранению нарушений закона в сфере правовой статистики, а в соответствии со ст. 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» приказы Генерального прокурора Российской Федерации, касающиеся вопросов статистического учета, обязательны для органов государственной власти.
Согласно данным отчета ведомственного статистического наблюдения, прокурорами принято более 900 мер прокурорского реагирования, включая представления и информацию, направленные в адрес руководителей субъектов учета преступлений, по которым к дисциплинарной ответственности привлечено 294 должностных лица.
По прошествии определенного периода времени становится очевидной необходимость передачи работы в указанной сфере именно органам прокуратуры, поскольку прокурор на сегодняшний день - это единственная процессуальная фигура, которая не заинтересована в искажении статистических данных о результатах расследования.При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью правоохранительных органов прокурор не расследует уголовные дела, не проводит рассмотрение поступивших заявлений и сообщений о преступлениях. При этом он имеет доступ ко всем уголовным делам и материалам доследственных проверок.
Именно отсутствие какой-либо заинтересованности в искажении статистических данных о результатах расследования, а, следовательно, и данных о состоянии преступности способствует обеспечению эффективной реализации органами прокуратуры функции надзора в сфере правовой статистики, принятию действенных управленческих решений, направленных на борьбу с преступностью.
В рамках полномочий, которые предоставлены ст. 51 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», Генеральная прокуратура Российской Федерации разработала специальное программное обеспечение государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС), которое позволяет реализовать прозрачность, достоверность и полноту учетной информации, в том числе данных о работе прокурора практически во всех сферах прокурорского надзора, включая уголовно-правовой, гражданско-правовой и административно-правовой надзор.К главным целям создания ГАС ПС относятся совершенствование системы национальной безопасности РФ; обеспечение объективности, оперативности, полноты и достоверности информации о состоянии преступности в стране, раскрываемости преступлений и о судебных актах, связанных с уголовными делами; осуществление оперативного информирования правительства РФ и заинтересованных органов государственной власти в информации о состоянии преступности.
Несмотря на вышеизложенные обстоятельства, деятельность прокурора по осуществлению надзора в сфере правовой статистики в законе не закреплена. При этом в научной и учебной юридической литературе существует единое мнение, согласно которому прокурорский надзор и его виды являются ключевой правовой категорией, раскрывающей и объясняющей содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры".
При этом, по мнению отдельных ученых-правоведов, «правовое регулирование прокурорской деятельности в рамках конкретных отраслей должно носить полностью самостоятельный характер, т. е. предмет, пределы и правовые средства надзора должны в каждом случае определяться исчерпывающим способом отдельно применительно к каждой отрасли прокурорского надзора».
В связи с вышеизложенным представляется правильным рассматривать осуществляемую органами прокуратуры функцию ведения правовой статистики как одно из самостоятельных направлений прокурорского надзора.
Последнему способствует и опыт зарубежных стран, отличительной особенностью регистрационной деятельности которых является «электронный прокурорский надзор», в рамках которого в режиме реального времени прокурор контролирует своевременность и законность принятия правоохранительными органами процессуальных решений.
Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной Прокуратуры выступает в качестве уполномоченного органа, отвечающего за государственную правовую статистику в уголовно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой сферах и ведущего специальную отчетность. Помимо этого, орган имеет законодательно закрепленные контрольные и надзорные полномочия по применению законодательства в сфере правовой статистики и правового учета, поскольку централизованная база данных Комитета позволяет прокурору отслеживать состояние уголовного дела, начиная с регистрации преступления и до вынесения судом окончательного решения по конкретному делу.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, предлагается закрепить в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» ведение прокурором правовой статистики как самостоятельное направление надзорной деятельности.
2.3 Методические рекомендации по актуальным вопросам формирования и представления ведомственной статистической отчетности органов прокуратурыДостижение целей и выполнение задач, стоящих перед органами прокуратуры, обеспечивается конкретными видами деятельности, перечисленными в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», которую можно определить как внешнефункциональную деятельность. Кроме того, в прокуратуре организована деятельность внутри системы (внутрифункциональная деятельность), а также работа по вспомогательному обеспечению деятельности прокуратуры.
Работа органов прокуратуры по организации и ведению учета, в том числе ведомственной статистической отчетности, входит в третью, вспомогательную, подсистему.
Статистика, как отрасль практической деятельности, предполагает сбор, обработку, анализ и публикацию данных, характеризующих наблюдаемый объект. Правовая (юридическая) статистика количественно исследует разнообразные стороны правовых нарушений — уголовных, гражданских, административных; их структуру и динамику; факторы, их детерминирующие; всю совокупность мер контроля этих нарушений. При этом статистика прокурорского надзора является самостоятельным и весьма важным разделом правовой статистики, количественно отражающая многогранную деятельность прокуратуры. HYPERLINK "https://pandia.ru/text/80/231/63156-2.php" \l "_ftn2" \o "" В основу ведомственной статистической отчетности органов прокуратуры заложена процессуально-отраслевая концепция.
Отраслевая составляющая этой концепции означает следующее.
О работе на каждом из направлений деятельности (по каждой отрасли деятельности) прокурор составляет специально для этой отрасли предназначенный отчет.
В статье 1 Федерального закона закреплены общие цели деятельности современной прокуратуры Российской Федерации, для осуществления которых законодатель наделил прокуратуру следующими функциями:
надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также иными органами и организациями, которые обязаны в своей деятельности исполнять действующие на территории Российской Федерации законы;надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих назначенное судом наказание.
Это основные надзорные функции прокуратуры или основные отрасли (направления) деятельности.
О надзоре за исполнением законов органами законодательной и исполнительной власти, организациями, их руководителями и иными должностными лицами прокурор отчитывается в статистическом отчете «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» по форме ОН («общий надзор»).
О надзоре за исполнением законов правоохранительными органами при осуществлении дознания и предварительного следствия прокурор отчитывается в отчете «Надзор за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства» по форме НСиД («надзор за следствием и дознанием»).
О надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, прокурор отчитывается в отчете «О работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» по форме ОРД («оперативно-розыскная деятельность»).
О надзоре за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, прокурор отчитывается в отчете «О результатах надзора за законностью исполнения уголовных наказаний» по форме УИС («уголовно-исполнительная система»).
Кроме этого, в Законе «О прокуратуре» в числе основных направлений ее деятельности перечислены:
участие в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел судами, обжалование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;
рассмотрение обращений граждан;
гласность в деятельности прокуратуры;
координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
О результатах деятельности на каждом из указанных направлений прокурор отчитывается в специально предназначенных отчетах:
об участии в рассмотрении судами уголовных дел и результатах обжалования противоречащих закону приговоров, постановлений и определений – в статистическом отчете «Участие прокурора в судебных стадиях уголовного процесса» по форме УСО;
об исковой работе, участии в рассмотрении судами гражданских дел, арбитражными судами арбитражных дел, обжаловании их решений и определений – в статистическом отчете «Участие прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве» по форме ГАС;
о результатах рассмотрения обращений граждан в прокуратуру – в отчете «О работе прокурора по рассмотрению жалоб, заявлений и иных обращений» по форме ОЖ. При этом в отчете отражаются данные только о тех обращениях, в которых содержится информация о нарушении закона;
о гласности в деятельности прокуратуры – в отчете «О работе прокурора по взаимодействию со средствами массовой информации» по форме СМИ и о взаимодействии с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению – в отчете «О работе прокурора по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» по форме ВОиПП;
о координационной деятельности – в отчете «Сведения о работе прокурора по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» по форме КДПО.
Кроме вышеперечисленных основополагающих ведомственных отчетов в прокуратуре действуют так называемые временно актуальные отчеты.
К их числу относятся: отчет о результатах работы о противодействии коррупции по форме К, о результатах работы о противодействии экстремизму и терроризму по форме ФБ, о надзоре за исполнением законодательства контролирующими органами в сфере защиты прав предпринимателей по форме ГМК, о работе прокурора по участию в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по форме НПА; о реабилитации лиц в порядке, установленном главой 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по форме Р; о работе прокурора в сфере административного преследования по ст. 5.59 КоАП РФ (временная) по форме АДМ.
Такие отчеты действуют, как правило, несколько лет. Затем, когда острота проблемы снимается, их отменяют, а приказы, их утвердившие, признают утратившими силу. Например, в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации признан утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие статистического отчета «Сведения о работе прокурора в сфере реализации приоритетных национальных проектов» и Инструкции по его составлению» (с изменениями, внесенными приказом Генерального прокурора Российской Федерации «Об уточнении периодичности представления статистического отчета «Сведения о работе прокурора в сфере реализации приоритетных национальных проектов».
Практически все ведомственные отчеты составляются два раза в год, за исключением отчетов К и ФБ, представляемых ежеквартально.
Для обеспечения прокурора регулярной оперативной статистической информацией в органах прокуратуры действует ежемесячный отчет «Основные показатели работы прокурора» по форме ПМ, в котором отражаются данные о работе на основных направлениях надзора (общий надзор, надзор за расследованием и надзор за исполнением наказаний). По объему содержащейся информации этот отчет значительно меньше своих основных аналогов (формы ОН, НСиД, УИС).
Таким образом, в настоящее время в органах прокуратуры (на уровне районного звена) формируются 17 форм ведомственных статистических отчетов, а также 3 отчета по формам федерального статистического наблюдения №, 1-ЕМ, 2-Е, имеющие различную периодичность представления в прокуратуру края.
Работа по оптимизации показателей статистической отчетности органов прокуратуры продолжается.
Второй составляющей концепции ведомственной отчетности является процессуальный принцип, который означает, что отражению в отчетах подлежат решения и действия прокурора, принимаемые или осуществляемые им в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», процессуальным законодательством (уголовным, гражданским, арбитражным, административным), Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами, которыми в той или иной степени регулируется надзорная деятельность прокурора.Это означает, что в отчете за конкретный отчетный период показываются состоявшиеся именно в этом отчетном периоде действия и решения.
Порядок формирования отчетности регламентируется Инструкцией по ведению ведомственного статистического учета в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
Первичный учет ведется путем заполнения соответствующих журналов непосредственно после выполнения действий, подлежащих учету.
Документами первичного учета работы прокуроров являются различные журналы и книги учета. Источниками сведений о работе также могут быть надзорные производства, дела (наряды), материалы непосредственных проверок, процессуальные и иные документы.
При формировании статистических отчетов необходимо строго руководствоваться инструкциями о порядке составления конкретных форм отчетности, утверждаемыми приказами Генерального прокурора Российской Федерации.
ЗаключениеТаким образом, можно сделать вывод, что прокурорский надзор-это специфическая для страны деятельность, осуществляемая Прокуратурой, которая играет важную роль в защите и защите прав и свобод граждан, социальных и национальных интересов, укреплении законности и способствует становлению и развитию демократических государств с верховенством права.
Обеспечение верховенства права в организации и деятельности органов государственного управления, исполнительной власти и местного самоуправления, развитие государственности и совершенствование правовой системы неотделимы от деятельности Прокуратуры, которая должна осуществляться по приоритетным направлениям в целях обеспечения подлинной защиты прав и свобод человека и гражданина. Одним из таких направлений является прокурорский надзор за исполнением закона, который является основным элементом государственного административного механизма, ответственного за обеспечение правопорядка в стране.
Для достижения целей и задач курсовой работы, прежде всего автор, характеризует прокурорский надзор как особую правовую гарантию законности правовых актов, учитывает формы и методы реагирования прокурора на несоблюдение закона, а также рассматривает функцию Прокуратуры по надзору за исполнением законов и методы ее надзорной деятельности в современных условиях.
В наше время сформированы достаточные политико-правовые условия для обеспечения правопорядка в стране. Прокуратура, как многофункциональный государственный надзорный орган, не зависит от органов власти, имеет опытных сотрудников, которые имеют определенные возможности влиять на "качество" исполнения закона органами государственной власти, их должностными лицами, юридическими и физическими лицами.
Комиссия по правовой статистике и специальному учету Генеральной прокуратуры является уполномоченным органом, ответственным за государственную правовую статистику в уголовной, гражданской, административной и правовой сферах, и ведет специальные отчеты. Кроме того, ведомство осуществляет правовой контроль и надзор за применением законодательства в области правовой статистики и юридического учета, поскольку центральная база данных Комиссии позволяет прокурорам отслеживать состояние уголовных дел, начиная с регистрации правонарушений и заканчивая окончательным решением суда по конкретному делу.
Учитывая эти обстоятельства, рекомендуется в статье 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" определить самостоятельное направление деятельности прокурора в качестве надзорной деятельности по ведению правовой статистики.
Список использованных источниковНормативно – правовые акты
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 13.04.2021) \\ Российская газета. - N 249, 22.12.2001.
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 30.12.2020) "О прокуратуре Российской Федерации" \\ Российская газета. - N 229, 25.11.1995.
Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) \\ Российская газета. - N 122, 08.06.2007.
Специальная литература
Андрюшечкина И. Н., Ковалев Е. А., Савюк Л. К., Бикбулатов Ю. А. Правовая статистика. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2017. 410 с.
Абдул-Кадыров Ш.М., Халиулин, А.Г. Понятия «прокурор» и «вышестоящий прокурор» в досудебном производстве по уголовным делам // Законность. 2016. № 1. С.43.
Александров, А.С., Власова, С.В. Правовое положение прокурора по уголовному делу // Судебная власть и уголовный процесс. 2017. № 1. С. 66.
Абдулин Р.С. Прокурорский надзор в Российской Федерации. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2018. – с. 66.
Винокуров А. Ю., Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор. Практикум. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт, 2019. 182 с.
Воронин О.В. О сущности современного прокурорского надзора // Уголовная юстиция. 2018. № 11. С. 188.
Зюбанов Ю.А. Комментарий к Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" (постатейный). М.: Проспект, 2018. 400 с.
Коробейников Б. В., Басков В. И. Курс прокурорского надзора: учебник / Б. В. Коробейников, В. И. Басков. - М.: Статут, 2017. - 618 с.
Лукьянов Д.Б. Правовая статистика: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — Белгород: Белгород. ЮИ МВД России, 2016. – с .123.
Мельников Н.В. Прокурорский надзор - самостоятельная форма осуществления прокурорской власти в России // Государство и право. 2016. № 5. С. 34.
Маматов М.В. Прокурорский надзор за исполнением законов: актуальные проблемы и перспективы развития // Таврический научный обозреватель. 2016. № 11.
Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности: Пособие для прокурорской службы. М., 2017. Т. 1. С. 5—6.
Поконина Е. С. Состояние законности и работа органов прокуратуры Российской Федерации в сфере правовой статистики / Е. С. Поконина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 265-269.
Савельева А. В., Коваль Н. В., Карпов Н. Н. Прокурорский надзор за исполнением законов. Участие прокурора в гражданском и арбитражном процессе. Курс лекций. Часть 1. — М.: Проспект, 2019. 184 с.
Сухарева Л. А. Система органов прокуратуры в РФ и их полномочия / Л. А. Сухарева // Вестник прокуратуры. - 2017. - № 5. - С. 17-25.
Чубенко И. С. Состояние прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности. Динамика и тенденция развития//Актуальные проблемы российской науки. - 2018. – с .88.
Чулпанова С.А. К вопросу о содержании современного прокурорского надзора // Закон и право. 2020. № 8. С. 38.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!