это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3115622
Ознакомительный фрагмент работы:
Понятие «стресс» (в пер. с англ. давление, усиление) является одной из
самых многогранных психологических категорий.
Первоначально термин «стресс» употреблялся в физиологии и
обозначал неспецифическую реакцию организма в ответ на любое
неблагоприятное воздействие. Позднее его стали использовать для описания
состояния индивида в экстремальных условиях на физиологическом,
психологическом и поведенческом уровнях. Особенно популярным этот
термин стал в начале 40-х гг. XX в., после того как его употребил в своих
работах врач-физиолог Г. Селье [Селье 1979].
Тем не менее на сегодняшний день в психологической науке нет
общепринятого определения данной категории. Как справедливо отмечает
В.А. Бодров, «можно согласиться с тем, что правомерно существование
различных определений стресса, так как он рассматривается как
многоплановая и комплексная проблема, каждое из направлений которой
имеет право на свой собственный понятийный аппарат» [Бодров 2006].
В современной научной литературе термин «стресс» используется как
минимум в трех значениях.
1. Понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы
или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В
настоящее время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор»,
«стресс-фактор».
2. Стресс может относиться к субъективной реакции, и в этом
значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и
возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные
реакции и процессы преодоления (coping processes), происходящие в самом
человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и
совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое
напряжение.
3. Стресс может быть физической реакцией организма на
предъявляемое требование или вредное воздействие. Именно в этом смысле
У. Кеннон и Г. Селье употребляли этот термин. Функцией этих физических
(физиологических) реакций, вероятно, является поддержка поведенческих
действий и психических процессов по преодолению этого состояния. [Бодров
2006].
Среди всего многообразия толкований термина «стресс» нам хотелось
бы выделить определение, принадлежащее Г. Селье: «Стресс – это реакция
организма на любое оказываемое на него воздействие. То есть это не просто
реакция на болезненные инъекции, травматические повреждения или
жесткие лабораторные условия, а ответ на любое воздействие, требующее
ответных действий или адаптации» [Макгонигал 2007].
К такому выводу ученый пришел в 1936 году, после эксперимента,
который он проводил на крысах. Селье вводил лабораторным крысам гормон,
выделенный из яичников коровы. Результаты оказались весьма плачевными:
у крыс появились кровавые язвы, раздулись надпочечники, а вилочковые
железы, селезенки и лимфоузлы, наоборот, сморщились. Мог ли эти реакции
вызвать коровий гормон? Чтобы убедиться в этом, ученый ввел одним
крысам солевой раствор, а другим – гормон из коровьей плаценты.
Симптомы были те же самые. Он проделал еще один эксперимент –
использовал экстракты из почек и селезенки. Но, каждый раз, какой бы
препарат он ни вводил, крысы заболевали, причем симптомы были
одинаковыми. И тогда Селье понял: крысы заболевали не из-за препаратов,
которые им вводили, а из-за того, что они переживали: Им было неприятно,
когда их кололи иглами. Ученый обнаружил, что можно вызвать у крыс те же
самые симптомы под воздействием неприятных для них внешних сил:
сильной жары или холода, беспрерывных физических нагрузок, громких
звуков, токсичных препаратов. В течение 48 часов у крыс начиналось
угнетение иммунной системы, вызывающее их смерть.
От экспериментов с крысами Селье перешел к изучению человеческого
стресса, совершив тем самым гигантский прыжок в стрессологии. Он
предположил, что многие нарушения здоровья, начиная от аллергий и кончая
сердечными приступами, могут быть результатом тех же процессов, которые
он наблюдал у крыс.
Таким образом, Селье выдвинул гипотезу, что любой неблагоприятный
фактор (будь то воздействие холода, тепла, облучения рентгеновскими
лучами, инъекции адреналина и многого другого) вызывает обычно
одинаковый ответ организма, который впоследствии назвали «общим
адаптационным синдромом». «Каждое лекарство и гормон обладают
специфическим действием. Мочегонные усиливают выделение мочи, гормон
адреналин учащает пульс и повышает кровяное давление, одновременно
поднимая уровень сахара в крови, а гормон инсулин снижает содержание
сахара. Но независимо от того, какие изменения в организме они вызывают,
между ними есть и общее. Они предъявляют требования к перестройке. Это
требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности,
какой бы она ни была» [цит. Никандров 2008, с. 725].
Процессы, описанные в классических исследованиях Селье,
доказывают, что стадии стресса характерны для любого адаптационного
процесса. В частности, они включают непосредственную реакцию на
воздействие, требующее адаптационной перестройки (так называемая фаза
тревоги и мобилизации), период максимально эффективной адаптации (фаза
резистенции) и нарушение адаптационного процесса в случае
неблагоприятного исхода (срыв адаптации) [Петровский 2008].
Рассмотрим каждую из фаз в отдельности:
Первая фаза – фаза тревоги. В этот момент происходит
мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. Хотя
организм функционирует с большим напряжением, однако он еще
справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной,
мобилизации резервов, без глубинных структурных перестроек. При
первичной мобилизации наблюдаются следующие физиологические
симптомы: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает,
происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, увеличиваются
печень или селезенка и др. У большинства людей к концу первой фазы
отмечается некоторое повышение работоспособности
Вторая фаза – фаза резистенции (стабилизации), или
максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается
сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все
параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом
уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование
организма на воздействующие факторы среды. Но если стресс продолжается
долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то
неизбежно наступает третья фаза.
Третья фаза – фаза истощения. Из-за того, что функциональные
резервы исчерпаны на предыдущих фазах, в организме происходят
структурные перестройки, но, если для нормального функционирования не
хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и
деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических
ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.
Следует отметить, что не всякое воздействие приводит к стрессу.
Слабое воздействие не может вызвать стресс, он возникает лишь тогда, когда
влияние стрессора (непривычный для индивида объект, явление или какой-
либо другой фактор внешней среды) превосходит обычные
приспособительные возможности человека.
Таким образом, можно утверждать, что стресс возникает в тех случаях,
когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, иными
словами, стресс неотделим от процесса адаптации.
Сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном»
возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к
физическому напряжению. Следовательно, мы вправе полагать, что стресс
всегда предшествует значительной трате энергетических ресурсов организма,
а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к
истощению функциональных резервов. При этом стресс ни в коей мере не
может рассматриваться как отрицательное явление, поскольку лишь
благодаря ему возможна адаптация. Кроме того, умеренно выраженный
стресс оказывает положительное влияние как на общее состояние организма,
так и на психические характеристики личности. Например, при умеренном
стрессе отмечается позитивное изменение таких психических характеристик,
как показатели внимания, памяти, мышления и др.
Таким образом, стресс как целостное явление должен рассматриваться
в качестве позитивной адаптивной реакции, вызывающей мобилизацию
организма. Тем не менее существуют стрессовые реакции, которые,
наоборот, приводят к демобилизации систем организма.
Такие крайне отрицательные проявления стресса в научной литературе
получили название «дистресс». Именно дистресс несет в себе факторы,
разрушительно действующие на организм. Трансформация стресса в
дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов
среды и условий жизнедеятельности, при которых очень быстро истощаются
функциональные резервы организма или нарушается деятельность
механизмов психической регуляции [Петровский 2008].
Иными словами, «дистресс» можно охарактеризовать как
сверхпороговый раздражитель, который приводит к активации различных
областей мозга и систем организма.
Список использованных источников
1. Бодров В.А. [Электронный ресурс]: Психологический стресс: развитие
и преодоление»: ПЕР СЭ; – Москва; 2006. Режим доступа –
http://www.rulit.me/books/psihologicheskij-stress-razvitie-i-preodolenie-
read-414434-1.html#section_1 . Дата обращения: 24.04.2021
2. Макгонигал К. Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше. Пер.
с англ. Альпина Паблишер. – М. 2007. – 131 с.
3. Никандров В. Психология / В.В. Никандров. – М.: КноРус: Проспект,
2008. – 911 с.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.:Академия, 2008.
– С.456-468.
5. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979. С.14-21.
СЛАЙД 8
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!