Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Особенности самооценки в подростковом возрасте

Тип Курсовая
Предмет Возрастная психология

ID (номер) заказа
3118873

500 руб.

Просмотров
11453
Размер файла
363.59 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение. Феномен самооценки в психологических теоретических и практических исследованиях занимает одну из ключевых позиций.
В данном исследовании уделено внимание феномену самооценки и её формированию в подростковом возрасте. Отрочество – это такой возрастной период, который характеризуется особым физиологическим и психологическим уровнем развития человека. В этом возрасте выходят на пик формирования с последующей стадией завершения большинства процессов физиологического и психического развития, активизируется эмоциональное состояние человека, проявляется колоссальная активность и энергичность, а вместе с ней и склонность к импульсивности, невозможностью совладать со своими переживаниями и эмоциями, страхи и сомнения в себе, окружающих людях, будущей профессии и дальнейшей жизни в целом.
Однако современная образовательная система не имеет практических пособий и апробированных программ по оптимизации самооценки в период ее кардинальных изменений в подростковом возрасте, отвечающих новым требованиям ФГОС среднего общего образования. Следовательно, возникает противоречие между необходимостью коррекции завышенной и заниженной самооценки в подростковом возрасте и недостаточным количеством научно обоснованных рекомендаций по организации данного процесса. Данный резонанс обуславливает актуальность выбранной нами проблемы – изучение и оптимизации самооценки в подростковом возрасте.
Объект исследования – феномен самооценка в подростковом возрасте.
Предмет исследования – формирование самооценки в подростковом возрасте.
Целью теоретически обосновать и экспериментально выполнить формирование самооценки в подростковом возрасте.
Для достижения цели были выполнены следующие задачи:
изучить феномен самооценки: понятие, функции, виды;
выявить особенности социально-психологических характеристик подросткового возраста;
проанализировать особенности процесса формирования самооценки у подростков;
составить план эмпирического исследования по теме работы и прописать его содержательные этапы;
описать, выборку, методы и условия исследования;
провести исследование и собрать эмпирические материалы для дальнейшего изучения;
провести анализ и интерпретацию полученных данных.
разработать рекомендации по формированию самооценки подростков.
Гипотеза исследования: подростки с неадекватной самооценкой имеют низкий статус, и наоборот подростки с высокой и средней самооценкой имеют благоприятное статусное положение в группе сверстников.
Методы исследования:
1. Методы теоретического исследования – теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования, анализ и синтез полученных результатов. Теоретическую базу исследовательской работы составили федеральные государственные стандарты и федеральные законы, нормативно-правовые акты, энциклопедии и словари, труды отечественных и зарубежных авторов.
2.. Методы эмпирического исследования – тестирование, анкетирование (методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн, изучение общей самооценки Г.Н. Казанцевой).
База исследования: общеобразовательного учреждения «???? средняя общеобразовательная школа №». В исследовании приняли участие обучающиеся подросткового возраста в общем количестве 36 человек.
Практическая значимость исследования: Результаты работы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов и психологов при составлении диагностических и консультативных методик с целью оказания помощи в решении проблемы оптимизации самооценки в подростковом возрасте и других сфер жизни подростка, на которые она влияет, а также в дальнейших исследованиях.

Глава 1. Теоретическое исследование феномена самооценки и её формирования в подростковом возрасте1.1. Самооценка как психологический феномен: понятие, функции, видыТеоретические и эмпирические исследования феномена самооценки начали давно и продолжаются до сих пор в трудах отечественных и зарубежных исследователей. В качестве результата интеграции самопознания и самоотношения самооценка выступает одним из ключевых элементов в жизни человека.
Существует несколько подходов к изучению самооценки как психологического феномена:
личностный подход (самооценка как ключевой компонент самосознания личности);
структурно-целостный подход (самооценка как компонент всей структуры личности и одновременно самостоятельное сложное образование);
деятельностный подход (самооценка как фактор, влияющий на результаты деятельности человека);
динамический подход (самооценка как процесс возрастного изменения человека);
психопатологический подход (самооценка как показатель психического здоровья человека);
функциональный подход (самооценка как одна из важнейших функций человека).
В целом самооценка выступает некоторого рода регулятором поведения и действий человека, определяет внутренние переживания и определяется ими же, это многогранное понятие и центральное образование личности. Авторы по-разному трактуют самооценку. Например, А.И. Липкина понимает под этим некоторое отношение к своим качествам, состояниям, возможностям, переживания, иными словами, к себе в целом. Похожее описание, но с некоторыми особенностями предлагает М.А. Резниченко: самооценка – это индивидуальное суждение о себе и о своей ценности, которое определяется внутренними установками личности.
Иногда под самооценкой понимают одобрительной или неодобрительное отношение человека к себе, своей внешности, своему поведению. В какой-то степени самооценка отражает уровень развития у индивида самоуважения: в случае позитивной самооценки проявляется любовь и уважение ко всем составляющим своего «Я», в случае негативной самооценки – самоотрицание, неприятие себя.
Довольно популярным среди психологов является подход к пониманию самооценки как к неотъемлемой составляющей «Я-концепции». Данная концепция отражает всю динамическую систему пониманий человека о себе. В ней выделяют три структурных элемента:
– когнитивный (вся система знаний человека о себе);
– эмоционально-ценностный (переживание отношения к себе целому и к отдельным своим качествам, проявлениям, поведению);
– поведенческий (поведенческое проявлению предыдущих двух элементов «Я-концепции»).
В связи с этим можно сделать вывод о том, что самооценка – это весь эмоционально-ценностный элемент в «Я-концепции» любого человека, совокупность всех представлений о себе и оценка данных представлений.
В структуре самооценки выделяют два компонента: эмоциональный и когнитивный. Первый обуславливает отношение к себе и своим проявлениям, те эмоции, которые человек сам у себя вызывает. Второй компонент – это знания человека о себе и своих возможностях, слабых и сильных сторонах, особых чертах характера. Именно второй компонент формируется в процессе взросления и изучения человеком себя и влияет на уровень самооценки в целом.
К уровням самооценки относят общую и частную: одобрение или неодобрение человека к самому себе и отношение к отдельным деталям своей внешности или чертам характера соответственно. Также выделяют адекватную и неадекватную самооценку, оптимальную и неоптимальную, высокую и низкую, которая зависит от того, насколько верно и как можно более объективно человек себя оценивает. При этом важно учесть, что адекватная и неадекватная самооценка – это разновидности, а все остальные категории – это уровни самооценки.
Так, при адекватной самооценке человек может оценить соотношение своих потребностей и возможностей, оценить себя критически со стороны, ставить перед собой разумные и соответствующие его образу жизни цели, не требовать от себя невозможного и т.д.
К неадекватной самооценке как раз относят завышенную и заниженную. Если отклонение от адекватной самооценки в высшую или низшую стороны незначительное, то это практически не сказывается на поведении и самочувствии человека. Если степень отклонения значительная, то это мешает жизни человека и влияет на его поступки и взаимодействие с другими людьми.
Рассуждая подробнее о таком явлении как низкая (заниженная) самооценка, О.Н. Молчанова выделяет восемь основных проблем в ее изучении и определении:
сложности в толковании низкой самооценки, ее дифференциации с эмоциональным отношением к себе или с самочувствием в конкретный момент времени;
сложности в понимании сути низкой самооценки и ее существовании в целом;
степень взаимосвязи низкой самооценки с личностными характеристиками человека (зависит ли самооценка от личных качеств или наоборот?);
специфика «Я-концепции» у людей с низкой самооценкой;
возможность выработки особых стратегий саморегуляции у людей с низкой самооценкой;
серьезность последствий низкой самооценки;
источники появления низкой самооценки;
возможность изменения низкой самооценки.
Выделяя вышеперечисленные проблемы автор задумывается, насколько реален феномен низкой самооценки и есть ли у него причины, можно ли самооценку человека делить на виды, изменчива самооценка или нет, зависит ли она от самоощущения в конкретный момент времени или с трудом меняется, как она коррелирует с личными характеристиками каждого человека, насколько ее последствия серьезны и ощутимы и т.д.
В качестве базовых оснований самооценки, которые влияют на ее адекватность и неадекватность, высокий или низкий уровень, выделяют следующие: власть, значимость, успешность, одобрение окружающих, поддержка семьи, внешность, любовь, наличие или отсутствие таких эмоций как стыд или вина, моральные и нравственные нормы. Конечно, список перечисленных оснований неисчерпывающий, к истокам самооценки могут относиться и другие феномены в зависимости от анализируемой сферы жизни человека.
Возвращаясь к вопросу о стабильности или изменчивости самооценки, необходимо подчеркнуть, что на ранних этапах жизни ребенка его самооценка во многом зависит от родителей, от воспитательного процесса, атмосферы внутри семьи, наличия любви и заботы. У детей самооценка чаще нестабильна, она легко подвергается влиянию со стороны взрослых и окружения. Позже, во взрослом возрасте самооценка становится независимой от отношений с родителями, однако теперь на нее начинают оказывать влияние другие факторы: возраст сам по себе (взросление, старение), жизненный опыт, оценка со стороны окружающих, собственные успехи и неудачи и т.д.
В целом человек с высокой самооценкой считает себя более интеллектуальным, популярным, привлекательным, пользующимся спросом среди друзей и знакомых, чувствует себя более счастливым и менее депрессивным. Люди с низкой самооценкой при этом отличаются высокой тревожностью, депрессией, неуверенностью, зависимостью, испытывают затруднения в общении с окружающими людьми, бывают одинокими и безынициативными.
Как уже было отмечено, самооценка выполняет такую важную функцию как регуляция различных видов деятельности человечка, определяет его поведение, поступки и отношение к окружающему миру. Благодаря включенности самооценки во все сферы жизни индивида, человек может самостоятельно определять и выделять свои умения, возможности, поступки, психологические особенности и отличительные черты характера, мотивы и цели своего поведения.
Факторы формирования самооценки.
В качестве факторов, оказывающих большое влияние на формирование самооценки, отечественные и зарубежные ученые называют коммуникативное взаимодействие со сверстниками, характер общения и взаимоотношений с родителями, их поддержку, меру участия и руководства, а также удовлетворенность совместной деятельностью.
Соответственно, факторы, влияющие на самооценку можно разделить на две группы: семейные и социальные.
Семейные факторы.
Семья – главный институт социализации ребенка (а в дальнейшем и подростка), в котором он приобретает первый социальный опыт взаимодействия с людьми, а так же получает умения и навыки поведения и общения с окружающими. Изначально, семья – это самая важная составляющая в жизни каждого человека. Родные и близкие люди являются первоначальным кругом общения, в котором находится ребенок после рождения. Так как, по мнению многих психологов, структура личности формируется в первые пять лет жизни, можно сказать, что именно от семьи зависит будущая самооценка ребенка. И одна из главных задач родителей в этот период развития, не упустить возможность для формирования адекватной самооценки будущей личности. Именно в семье ребёнок впервые понимает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ему успех или неудачи. От того и будет формироваться либо правильная адекватная самооценка, либо завышенная или еще хуже – заниженная.
Еще одним семейным фактором, который так же влияет на формирование самооценки, является наличие братьев и сестер. Наряду с родителями и друзьями, братья и сестры ребенка составляют заметную часть его социального окружения. Они влияют на него не только непосредственно как члены семьи, но само их присутствие неизбежно сказывается на взаимоотношениях ребенка с родителями. На самооценку ребенка может влиять порядок рождения детей, но все-таки важным является сам факт наличия братьев и сестер, ибо у единственного в семье ребенка самооценка в среднем выше. Это обусловлено тем, что все внимание родителей централизованно направлено на конкретного ребенка, а не распределяется на нескольких детей.
На развитие самооценки влияет заинтересованность родителей в ребенке. Можно выделить три области отношений, которые особенно значимы как источники обратной связи, влияющие на формирование самооценки у детей:
знание родителями друзей ребенка;
заинтересованность родителей в результатах учебы ребенка;
взаимодействие родителей с ребенком в общей беседе за столом.
Взаимоотношения в этих трех сферах могут служить показателем заинтересованности в благополучии и развитии ребёнка.
Следующим местом, куда ребенок выходит после семьи – это общество, то есть социум. Поэтому социальными факторами, которые влияют на самооценку, являются:
Влияние социума в подростковом возрасте.
Положение семьи в обществе.
Если самооценка человека, как правило, определяется мнением о нем других людей, то можно предположить, что у людей высокого класса, она будет очень высокая. Положение, занимаемое в обществе молодыми людьми, основано не на их собственных достижениях, а на социальном статусе родителей. Поэтому вполне возможно, что в подростковом возрасте ощущение собственной ценности определяется скорее мнениями родственников, друзей, соседей, чем общественным престижем как таковым. Дети из высших слоев общества в среднем более склонны к внутреннему принятию самих себя, чем дети, принадлежащие к низшим классам.
Интериоризация чужих оценок
Представление человека о самом себе во многом зависит от того, как оценивают его окружающие, особенно если это оценка коллектива или группы. Под влиянием положительных мнений самооценка повышается, неблагоприятных – снижается. Нередко такой сдвиг бывает довольно устойчивым, причем, заодно с главными самооценками, сплошь и рядом изменяются и такие, которые непосредственно оценка окружающих не затрагивала. Например, у человека, получающею от имени коллектива завышенные оценки, спустя время повышается общий уровень притязаний, выходящий за пределы тех качеств, которые были отмечены как положительные.
Самооценка связана с общественной обусловленностью Я-концепции личности. Она исследуется как интеграция трёх главных компонентов: самопонимания (когнитивной составляющей); самоуважения, массового самоотношения, уверенности в себе (чувственно-оценивающей составляющей); самопоследовательности, внутреннего локуса контроля (когнитивной составляющей).
Таким образом, самооценка развивается и формируется под влиянием различных социальных факторов, что позволяет говорить о ее индивидуальных и возрастных особенностях.
При этом виды самооценки, например, адекватная или неадекватная и высокая или низкая могут стимулировать или подавлять деятельность человека, его активность и желания поступать тем или иным образом. Важно также отметить, что исследователи предполагают, что самооценка может корректироваться как извне, так и изнутри, на это крайне влияют одобрение и похвала со стороны окружающих или со стороны самого человека.
1.2. Особенности процесса формирования самооценки у подростковОдной из отличительных характеристик подросткового возраста является интенсивное развитие самооценки. Многие исследователи полагают, что самооценка в подростковом возрасте зачастую является неадекватной. Более того самооценка у подростков зависит от их статуса в референтной группе.
Как показывают исследования, на первом этапе подросткового возраста (10-11 лет) происходит кризис самооценки, мальчики и девочки воспринимают себя отрицательно, атрибутируют себе негативные характеристики. В возрасте 12-13 лет подростки начинают принимать себя, однако склонность к отрицательной самооценке остаётся: мнение подростка о себе зависит от мнения о нём окружающих, в основном сверстников. Если его товарищи отзываются о качестве, явлении, внешнем виде и др., относящимся к подростку, негативно, то подросток к этому мнению прислушивается, самооценка падает.
На следующем этапе, в возрасте от 14 до 15 лет у подростков формируется так называемая оперативная самооценка. Она определяет отношение подростка к себе в конкретный момент, и обуславливается сопоставлением себя и своего поведения здесь и сейчас с некоторыми внутренними нормами, идеальными версиями себя и своего поведения.
Центральным психофизиологическим процессом подросткового возраста является процесс полового созревания, когда физические процессы и уровни их протекания влияют на психическое состояние подрастающего человека. При этом предполагается, что телесные трансформации могут влиять на психические по трем ключевым линиям:
– относительная зрелость, рост и телосложение влияют на физические способности;
– зрелость и внешность имеют определенную социальную ценность;
– разница в собственных способностях и их оценке окружающими.
Например, данные линии могут особенно ярко проявляться у мальчиков в возрасте 11-13 лет: с одной стороны, подросток может выглядеть как взрослый благодаря резкому скачку в росте, а с другой стороны, ещё не обладать тем наборов личных характеристик, которые, казалось бы, свойственны его внешнему виду, размеру и телосложению.
Значительно на формирование уровня самооценки у подростков влияет внешность, в частности красота кожи. В 13-15 лет мальчики и девочки могут сталкиваться с распространенными в пубертатном периоде проявлениями акне, которые обусловлены гормональной перестройкой организма. И как часто отмечают сами подростки, последствия гормональных трансформаций так не кстати проявляются именно в том периоде, когда хочется нравиться противоположному полу и быть душой компании. Также молодые люди в возрасте от 11 до 15-16 лет склонны к проявлению полноты, которая также не отвечает стереотипам красоты.
Подростковый возраст характеризуется активизацией таких уровней социальных ролей как уровень межличностного взаимодействия и уровень межгруппового взаимодействия. Они характеризуются необходимостью понимания и признания со стороны близкого человека и необходимостью положительной групповой оценки соответственно. При вовлечении подростка в оба уровня общения ключевой является его самооценка. Она может влиять на поведение и ощущение молодого человека, а также может изменяться в процессе общения с окружающими, удачного или неудачного.
Подросткам могут быть присущи приступы одиночества или даже депрессивных состояний. К их признакам относят следующие: низкое самоуважение, социальная тревожность, неуверенность в общении, застенчивость, ожидание насмешек и критики, страх быть отвергнутым, боязнь новых разочарований, сексуальная тревожность, осознание своей внешней непривлекательности (всегда крайне субъективное и ложное оценочное суждение), ощущение беспомощности.
Как можно отметить, все данные состояния характеризуют заниженный уровень самооценки и отражают внутренние переживания мальчиков и девочек в непростой возрастной период. Что самое важное, подростки часто испытывают сложности с принятием своей внешность, страдают от зачастую неверных оценок своих недостатков. Неадекватная оценка своей внешности подростком формирует, как следствие, неадекватную самооценку в целом, что оказывает влияние на социальную адаптацию мальчиков и девочке, которая, как было упомянуто ранее, является ключевой в данном возрастном периоде.
В подростковом возрасте самооценка чаще бывает адекватной, завышенной или заниженной. Адекватная самооценка у подростка свидетельствует о его способности верно оценивать свои силы и возможности, браться за те дела, которые сможет выполнить, не обращать внимание на излишнюю критику и относиться к себе с уважением. Подростки с адекватной самооценкой имеют много интересов и межличностных контактов, они умеренно активны, их деятельность направлена на познание себя и окружающих в процессе общения.
Заниженная самооценка может свидетельствовать о наличии у подростка внутреннего конфликта, о принижении им своего достоинства. Подростки с заниженной самооценкой подвержены депрессивным тенденциям и реакциям. Завышенная самооценка может вызывать у мальчиков и девочек идеализированные представления о себе и мешать процессу социализации среди сверстников, т.к. «зазноб» никто не любит. Такие подростки склонны к малосодержательной и непродуктивной деятельности.
Как у завышенной, так и у заниженной самооценки в подростковом возрасте есть свои ощутимые последствия. Так, подростки с завышенной самооценкой могут не уметь признавать свои ошибки, вести себя высокомерно, что приведет к трудностям в общении с друзьями, непониманию и одиночеству. Заниженная самооценка при этом влечет за собой неуверенность, излишнюю скромность, самокритику.
На становление самооценки в подростковом возрасте влияют следующие факторы: межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совместная с ними деятельность, социальная среда в целом, успеваемость на учебе и успешность в референтной группе. От того, как ощущают себя подростки в каждой из ключевых сфер своей жизни, зависит их самооценка и уровень самоуважения.
Не менее важными, если не ключевыми в процессе формирования самооценки подростков являются их взаимоотношения с родителями. Существенное влияние на процесс воспитания, а следовательно, на самооценку мальчиков и девочек в подростковом возрасте оказывают следующие факторы:
максимальное участие подростка в жизни семьи и поддержка родителей;
беседы с родителями и ближайшими родственниками «по душам»;
обсуждение с родителями возникающих проблем в школе, с друзьями и др.;
отсутствие давления на подростка в семье;
заинтересованность родителей в его индивидуальных особенностях развития на каждом этапе;
уважительное отношение родителей ко мнению подростка;
относительно равноправные позиции родителей и подростка, несмотря на его небольшой жизненный опыт.
В качестве практических рекомендаций для поднятия уровня самооценки у подростков или поддержания ее на адекватном уровне рекомендуют придерживаться следующих правил:
стараться более позитивно относиться к жизни;
относиться к людям так, как они этого заслуживают (обращая внимание на достоинства, а не на недостатки);
относиться к себе с уважением;
постараться избавиться от того, что в себе не нравится;
начинать принимать решения самостоятельно;
окружить себя тем, что оказывает положительное влияние;
начинать рисковать;
обрести веру в себе, в окружающих, в жизнь и в свое светлое будущее.
Предполагается, что данные рекомендации позволят подрастающему человеку найти внутренние опоры и поверить в свои возможности, избавиться от депрессивных состояний, снизить уровень тревожности. Все это крайне важно для устойчивого и продуктивного развития личности подростка, для его самооценки и самочувствия.
Отмеченные ранее рекомендации могут быть полезны не только подросткам, но и любым взрослым людям. Однако современные психологи предлагают упражнения, которые способствуют формированию адекватной самооценки именно у подростков. Предлагается обратить внимание на пять просты шагов:
назвать пять своих самых сильных и самых слабых качеств, учиться опираться на сильные свои стороны, а слабые отметать как мешающие;
чаще концентрироваться над своими успехами в течение дня, недели, месяца, подводить небольшие итоги личных побед и не зацикливаться на неудачах;
не реагировать болезненно на критику, воспринимать ее объективно и обращать в свою пользу, учась при этом на ошибках;
не заниматься делами и не общаться с людьми, которые заставляют чувствовать себя грустно и несчастно, уметь отказываться от этого;
приниматься за те дела, которые соответствуют возможностям, постепенно усложняя себе задачи, но не стараться сделать больше, чем способен.
Особенно данное упражнение будет полезно подросткам с заниженной самооценкой. Оно способно внести некоторые коррективы в процесс формирования самооценки в подростковом возрасте, особенно если данному процессу способствуют также окружающие люди и благополучие во всех сферах жизни молодого человека.
В трудах Е.Г. Черникова отмечено, что наиболее очевидные изменения в содержательной стороне самооценки – у представителей подросткового возраста. Это объясняется тем, что в данный период наблюдается резкий переход от фрагментарного видения себя к относительно полному, всеобъемлющему образу «Я-концепции». В связи с тем, что влиятельными и осознаваемыми качествами «Я» выступают коммуникативные, волевые и интеллектуальные личностные качества, на формирование самооценки влияет, прежде всего, ближайшее социальное окружение. Приводя пример, автор отмечает следующие личностные характеристики подростков в зависимости от уровня самооценки:
подростки с адекватной самооценкой – имеют большой круг интересов, активность направлена на различные виды деятельности и межличностные контакты, которые направлены на познание других и себя в процессе общения;
подростки с низкой самооценкой – подвержены депрессивным тенденциям;
подростки с завышенной самооценкой – проявляют ограниченность в видах деятельности и имеют большую направленность на малосодержательное общение.
Рассматривая работу О.С. Горбуновой можно говорить о том, что часто самооценка подростков оказывает внутренние противоречия: «сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других, вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается допустить в свое сознание, но подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживаниях, подавленности, плохом настроении, упадке активности». Таким образом можно говорить о том, что состояние подростка неосознанно находит отражение в проявлениях грубости, обидчивости, частых конфликтах с социальным окружением и, соответственно – неадекватной самооценки подрастающего поколения.
Резюмируя данный параграф можно говорить о том, что нами выявлены возрастные и психофизиологические особенностей самооценки у представителей подросткового возраста. Анализ теоретико-методологической литературы показал, что существуют различные возрастные границы подросткового возраста, но большинством авторов отмечен промежуток от 10 до 14 лет. В подростковом возрасте происходят значимые физиологические изменения, осуществляется половое созревание организма, происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. Развитие интеллектуальной, эмоциональной сферы ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, а изменения в мотивационной структуре приводит к потере актуальности общения с родителями и актуализирует общение со сверстниками, важность приобщения к какой-либо группе.
В подростковом возрасте активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир. Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок – на внутренние. Развитие «Я-концепции» приводит к формированию самооценки как основного регулятора поведения в подростковом возрасте, который преобразуется следующим образом: углубляются аспекты самооценки, в самооценке становятся более выражены моральные качества, повышается влияния оценки социального окружения (сверстников) на самооценку подростка, самооценка оказывает влияние на социально-психологический статус в группе, неадекватная самооценка подростков лежит в основе деструктивного, аддиктивного поведения.

Глава 2. Эмпирическое исследование формирование самооценки в подростковом возрасте2.1. Организация и методы исследования формирования самооценки в подростковом возрастеИсследование проводилось в 2020-2021 учебном году на базе общеобразовательного учреждения «???? средняя общеобразовательная школа №».
В нашем исследовании приняли участие обучающиеся параллели седьмых классов подросткового возраста от 13 до 14 лет в общем количестве 36 человек.
Охарактеризуем этапы организации процесса формирования самооценки в подростковом возрасте:
подготовительный этап – на данном этапе была подобрана база исследовательской деятельности, произошло знакомство с выборкой исследования, осуществился подбор психолого-педагогической и методической литературы по теме выпускной квалификационной работы;
диагностический этап – диагностика представителей обучающихся подросткового возраста;
заключительный этап – анализ и синтез полученных результатов, разработка таблиц и графических представлений (диаграммы, гистограммы) диагностических данных.
Перейдя к рассмотрению диагностического инструментария можно говорить о том, что исследование проводилось в групповой и индивидуальной форме, а также с помощью наблюдения за деятельностью подростков и бесед с классными руководителями. Испытуемым были предложены задания, выданы бланки для ответов и проговорена детальная инструкция. Исследование осуществлялось в очной форме при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет. В соответствии с целью выпускной квалификационной работы была подобрана батарея диагностических методик, направленная на выявление особенностей самооценки представителей подросткового возраста. Рассмотрим подобранный нами диагностический материал более подробно.
1) Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (модификации А.М. Прихожан) – методика направлена на изучение самооценки подростков и основана на непосредственном шкалировании ряда личностных качеств. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития предложенных качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Обработка проводится по шести шкалам, где каждый ответ выражается в баллах. В соответствии с размером шкалы (100 мм), измеряется количественная характеристика личностных качеств (63 мм = 63 балла). Интерпретация результатов происходит по разработанному ключу (приложение 1).
2) Методика изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой – методика, направленная на диагностику уровня самооценки личности, построена в форме традиционного опросника, содержащего в себе 20 вопросов. Испытуемому предлагается инструкций, в которой отмечается, что каждое из предложенных положений нужно отметить в соответствии с тремя вариантами: «да», «нет» и «не знаю», которые отражают поведение в аналогичной ситуации. Обработка результатов осуществляется путем подсчетов ответов в соответствии с ключом, а интерпретация результатов происходит по шкале интервалов – низкая, адекватная и высокая самооценка (приложение 2).
2.2. Интерпретация результатов по изучению формирования самооценки в подростковом возрастеВ соответствии с целями и задачами исследовательской работы, выдвинутой гипотезой дипломной работы нами была произведена диагностика групп обучающихся подросткового возраста в общем количестве 36 человек с помощью, подобранной батарей диагностических методик.
Для изучения самооценки подростков, уровня притязаний и существующего расхождения между самооценкой и уровнем притязаний, была применена методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (модификации А.М. Прихожан), результаты которой представлены в приложении 1. Полученные данные были проанализированы, систематизированы и представлены в виде таблиц сводного распределения выборки обучающихся подросткового возраста на диагностическом этапе исследовательской деятельности.
Проанализируем результаты, представленные в приложении к работе и перейдем к представлению сводного распределения выборки подростков по таким показателям диагностической методики, как: уровень притязаний, уровень самооценки, уровень расхождения, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Сводное распределение выборки подростков по методике диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн
Исследуемые характеристики Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Очень высокий уровень
Уровень
притязаний 15 21 0 0
Уровень 20 13 3 самооценки Уровень Слабый Умеренный Сильный
расхождения 2 28 6
Рассматривая таблицу 1, мы можем говорить о том, что низкий уровень притязаний выявлен у 15 подростков, средний уровень характерен для большинства (21) обучающихся подросткового возраста, высокий (0) и очень высокий (0) уровни притязаний на диагностическом этапе исследовательской работе не выявлены. Изучение уровня самооценки показало, что для большинства подростков (20) характерен низкий уровень самооценки, средний уровень выявлен у 13 подростков, высокий уровень самооценки представляют 3 диагностируемых подростков, очень высокий уровень (0) – не выявлен. Рассматривая уровень расхождения по диагностической методике, мы видим, что для 2 характерен слабый уровень расхождения показателей самооценки и притязаний. У большинства подростков, а именно – 28, умеренный уровень расхождения по исследуемым характеристикам, у 6 обучающихся подросткового возраста выявлен сильный уровень расхождений.
Перейдем к интерпретации распределения уровня притязаний на диагностическом этапе исследования, представленном в таблице 2.
Таблица 2. Распределение выборки подросткового возраста по уровню притязаний на диагностическом этапе исследования
Уровень притязаний Количество подростков
Низкий 15
Средний 21
Высокий 0
Очень высокий 0
В соответствии с результатами, представленными в таблице 2, мы можем говорить о том, что для подростков характерно наличие низкого и среднего уровней притязаний, тогда как высокий и очень высокий уровень проявления притязаний на диагностическом этапе – отсутствует.

Рисунок 1. Распределение процентного соотношения уровня притязаний на диагностическом этапе исследования
Анализируя гистограмму, представленную на рисунке 1 мы можем говорить о том, что для 15 представителей характерен низкий уровень притязаний, что свидетельствует о том, что данные подростки недооценивают свои возможности и способности, не доверяют себе, не уверены в своих силах. Средний уровень притязаний, который характеризует адекватный уровень желаемой самооценки и посильную степень трудностей, который подросток перед собой ставит, выявлен у 21 под?


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТИ НИЯУ МИФИ
Все отлично, курсовая написана на "Ура!", все замечания сразу были исправлены, спасибо, Ал...
star star star star star
лгу им пушкина
Работу выполнили быстро, как и хотела. Большой объём за короткий срок. Креативный подход, ...
star star star star star
МГИМО
Огромное спасибо исполнителю за внимательное отношение к моему заказу и подробные ответы н...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.