это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3118873
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение. Феномен самооценки в психологических теоретических и практических исследованиях занимает одну из ключевых позиций.
В данном исследовании уделено внимание феномену самооценки и её формированию в подростковом возрасте. Отрочество – это такой возрастной период, который характеризуется особым физиологическим и психологическим уровнем развития человека. В этом возрасте выходят на пик формирования с последующей стадией завершения большинства процессов физиологического и психического развития, активизируется эмоциональное состояние человека, проявляется колоссальная активность и энергичность, а вместе с ней и склонность к импульсивности, невозможностью совладать со своими переживаниями и эмоциями, страхи и сомнения в себе, окружающих людях, будущей профессии и дальнейшей жизни в целом.
Однако современная образовательная система не имеет практических пособий и апробированных программ по оптимизации самооценки в период ее кардинальных изменений в подростковом возрасте, отвечающих новым требованиям ФГОС среднего общего образования. Следовательно, возникает противоречие между необходимостью коррекции завышенной и заниженной самооценки в подростковом возрасте и недостаточным количеством научно обоснованных рекомендаций по организации данного процесса. Данный резонанс обуславливает актуальность выбранной нами проблемы – изучение и оптимизации самооценки в подростковом возрасте.
Объект исследования – феномен самооценка в подростковом возрасте.
Предмет исследования – формирование самооценки в подростковом возрасте.
Целью теоретически обосновать и экспериментально выполнить формирование самооценки в подростковом возрасте.
Для достижения цели были выполнены следующие задачи:
изучить феномен самооценки: понятие, функции, виды;
выявить особенности социально-психологических характеристик подросткового возраста;
проанализировать особенности процесса формирования самооценки у подростков;
составить план эмпирического исследования по теме работы и прописать его содержательные этапы;
описать, выборку, методы и условия исследования;
провести исследование и собрать эмпирические материалы для дальнейшего изучения;
провести анализ и интерпретацию полученных данных.
разработать рекомендации по формированию самооценки подростков.
Гипотеза исследования: подростки с неадекватной самооценкой имеют низкий статус, и наоборот подростки с высокой и средней самооценкой имеют благоприятное статусное положение в группе сверстников.
Методы исследования:
1. Методы теоретического исследования – теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования, анализ и синтез полученных результатов. Теоретическую базу исследовательской работы составили федеральные государственные стандарты и федеральные законы, нормативно-правовые акты, энциклопедии и словари, труды отечественных и зарубежных авторов.
2.. Методы эмпирического исследования – тестирование, анкетирование (методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн, изучение общей самооценки Г.Н. Казанцевой).
База исследования: общеобразовательного учреждения «???? средняя общеобразовательная школа №». В исследовании приняли участие обучающиеся подросткового возраста в общем количестве 36 человек.
Практическая значимость исследования: Результаты работы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов и психологов при составлении диагностических и консультативных методик с целью оказания помощи в решении проблемы оптимизации самооценки в подростковом возрасте и других сфер жизни подростка, на которые она влияет, а также в дальнейших исследованиях.
Глава 1. Теоретическое исследование феномена самооценки и её формирования в подростковом возрасте1.1. Самооценка как психологический феномен: понятие, функции, видыТеоретические и эмпирические исследования феномена самооценки начали давно и продолжаются до сих пор в трудах отечественных и зарубежных исследователей. В качестве результата интеграции самопознания и самоотношения самооценка выступает одним из ключевых элементов в жизни человека.
Существует несколько подходов к изучению самооценки как психологического феномена:
личностный подход (самооценка как ключевой компонент самосознания личности);
структурно-целостный подход (самооценка как компонент всей структуры личности и одновременно самостоятельное сложное образование);
деятельностный подход (самооценка как фактор, влияющий на результаты деятельности человека);
динамический подход (самооценка как процесс возрастного изменения человека);
психопатологический подход (самооценка как показатель психического здоровья человека);
функциональный подход (самооценка как одна из важнейших функций человека).
В целом самооценка выступает некоторого рода регулятором поведения и действий человека, определяет внутренние переживания и определяется ими же, это многогранное понятие и центральное образование личности. Авторы по-разному трактуют самооценку. Например, А.И. Липкина понимает под этим некоторое отношение к своим качествам, состояниям, возможностям, переживания, иными словами, к себе в целом. Похожее описание, но с некоторыми особенностями предлагает М.А. Резниченко: самооценка – это индивидуальное суждение о себе и о своей ценности, которое определяется внутренними установками личности.
Иногда под самооценкой понимают одобрительной или неодобрительное отношение человека к себе, своей внешности, своему поведению. В какой-то степени самооценка отражает уровень развития у индивида самоуважения: в случае позитивной самооценки проявляется любовь и уважение ко всем составляющим своего «Я», в случае негативной самооценки – самоотрицание, неприятие себя.
Довольно популярным среди психологов является подход к пониманию самооценки как к неотъемлемой составляющей «Я-концепции». Данная концепция отражает всю динамическую систему пониманий человека о себе. В ней выделяют три структурных элемента:
– когнитивный (вся система знаний человека о себе);
– эмоционально-ценностный (переживание отношения к себе целому и к отдельным своим качествам, проявлениям, поведению);
– поведенческий (поведенческое проявлению предыдущих двух элементов «Я-концепции»).
В связи с этим можно сделать вывод о том, что самооценка – это весь эмоционально-ценностный элемент в «Я-концепции» любого человека, совокупность всех представлений о себе и оценка данных представлений.
В структуре самооценки выделяют два компонента: эмоциональный и когнитивный. Первый обуславливает отношение к себе и своим проявлениям, те эмоции, которые человек сам у себя вызывает. Второй компонент – это знания человека о себе и своих возможностях, слабых и сильных сторонах, особых чертах характера. Именно второй компонент формируется в процессе взросления и изучения человеком себя и влияет на уровень самооценки в целом.
К уровням самооценки относят общую и частную: одобрение или неодобрение человека к самому себе и отношение к отдельным деталям своей внешности или чертам характера соответственно. Также выделяют адекватную и неадекватную самооценку, оптимальную и неоптимальную, высокую и низкую, которая зависит от того, насколько верно и как можно более объективно человек себя оценивает. При этом важно учесть, что адекватная и неадекватная самооценка – это разновидности, а все остальные категории – это уровни самооценки.
Так, при адекватной самооценке человек может оценить соотношение своих потребностей и возможностей, оценить себя критически со стороны, ставить перед собой разумные и соответствующие его образу жизни цели, не требовать от себя невозможного и т.д.
К неадекватной самооценке как раз относят завышенную и заниженную. Если отклонение от адекватной самооценки в высшую или низшую стороны незначительное, то это практически не сказывается на поведении и самочувствии человека. Если степень отклонения значительная, то это мешает жизни человека и влияет на его поступки и взаимодействие с другими людьми.
Рассуждая подробнее о таком явлении как низкая (заниженная) самооценка, О.Н. Молчанова выделяет восемь основных проблем в ее изучении и определении:
сложности в толковании низкой самооценки, ее дифференциации с эмоциональным отношением к себе или с самочувствием в конкретный момент времени;
сложности в понимании сути низкой самооценки и ее существовании в целом;
степень взаимосвязи низкой самооценки с личностными характеристиками человека (зависит ли самооценка от личных качеств или наоборот?);
специфика «Я-концепции» у людей с низкой самооценкой;
возможность выработки особых стратегий саморегуляции у людей с низкой самооценкой;
серьезность последствий низкой самооценки;
источники появления низкой самооценки;
возможность изменения низкой самооценки.
Выделяя вышеперечисленные проблемы автор задумывается, насколько реален феномен низкой самооценки и есть ли у него причины, можно ли самооценку человека делить на виды, изменчива самооценка или нет, зависит ли она от самоощущения в конкретный момент времени или с трудом меняется, как она коррелирует с личными характеристиками каждого человека, насколько ее последствия серьезны и ощутимы и т.д.
В качестве базовых оснований самооценки, которые влияют на ее адекватность и неадекватность, высокий или низкий уровень, выделяют следующие: власть, значимость, успешность, одобрение окружающих, поддержка семьи, внешность, любовь, наличие или отсутствие таких эмоций как стыд или вина, моральные и нравственные нормы. Конечно, список перечисленных оснований неисчерпывающий, к истокам самооценки могут относиться и другие феномены в зависимости от анализируемой сферы жизни человека.
Возвращаясь к вопросу о стабильности или изменчивости самооценки, необходимо подчеркнуть, что на ранних этапах жизни ребенка его самооценка во многом зависит от родителей, от воспитательного процесса, атмосферы внутри семьи, наличия любви и заботы. У детей самооценка чаще нестабильна, она легко подвергается влиянию со стороны взрослых и окружения. Позже, во взрослом возрасте самооценка становится независимой от отношений с родителями, однако теперь на нее начинают оказывать влияние другие факторы: возраст сам по себе (взросление, старение), жизненный опыт, оценка со стороны окружающих, собственные успехи и неудачи и т.д.
В целом человек с высокой самооценкой считает себя более интеллектуальным, популярным, привлекательным, пользующимся спросом среди друзей и знакомых, чувствует себя более счастливым и менее депрессивным. Люди с низкой самооценкой при этом отличаются высокой тревожностью, депрессией, неуверенностью, зависимостью, испытывают затруднения в общении с окружающими людьми, бывают одинокими и безынициативными.
Как уже было отмечено, самооценка выполняет такую важную функцию как регуляция различных видов деятельности человечка, определяет его поведение, поступки и отношение к окружающему миру. Благодаря включенности самооценки во все сферы жизни индивида, человек может самостоятельно определять и выделять свои умения, возможности, поступки, психологические особенности и отличительные черты характера, мотивы и цели своего поведения.
Факторы формирования самооценки.
В качестве факторов, оказывающих большое влияние на формирование самооценки, отечественные и зарубежные ученые называют коммуникативное взаимодействие со сверстниками, характер общения и взаимоотношений с родителями, их поддержку, меру участия и руководства, а также удовлетворенность совместной деятельностью.
Соответственно, факторы, влияющие на самооценку можно разделить на две группы: семейные и социальные.
Семейные факторы.
Семья – главный институт социализации ребенка (а в дальнейшем и подростка), в котором он приобретает первый социальный опыт взаимодействия с людьми, а так же получает умения и навыки поведения и общения с окружающими. Изначально, семья – это самая важная составляющая в жизни каждого человека. Родные и близкие люди являются первоначальным кругом общения, в котором находится ребенок после рождения. Так как, по мнению многих психологов, структура личности формируется в первые пять лет жизни, можно сказать, что именно от семьи зависит будущая самооценка ребенка. И одна из главных задач родителей в этот период развития, не упустить возможность для формирования адекватной самооценки будущей личности. Именно в семье ребёнок впервые понимает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ему успех или неудачи. От того и будет формироваться либо правильная адекватная самооценка, либо завышенная или еще хуже – заниженная.
Еще одним семейным фактором, который так же влияет на формирование самооценки, является наличие братьев и сестер. Наряду с родителями и друзьями, братья и сестры ребенка составляют заметную часть его социального окружения. Они влияют на него не только непосредственно как члены семьи, но само их присутствие неизбежно сказывается на взаимоотношениях ребенка с родителями. На самооценку ребенка может влиять порядок рождения детей, но все-таки важным является сам факт наличия братьев и сестер, ибо у единственного в семье ребенка самооценка в среднем выше. Это обусловлено тем, что все внимание родителей централизованно направлено на конкретного ребенка, а не распределяется на нескольких детей.
На развитие самооценки влияет заинтересованность родителей в ребенке. Можно выделить три области отношений, которые особенно значимы как источники обратной связи, влияющие на формирование самооценки у детей:
знание родителями друзей ребенка;
заинтересованность родителей в результатах учебы ребенка;
взаимодействие родителей с ребенком в общей беседе за столом.
Взаимоотношения в этих трех сферах могут служить показателем заинтересованности в благополучии и развитии ребёнка.
Следующим местом, куда ребенок выходит после семьи – это общество, то есть социум. Поэтому социальными факторами, которые влияют на самооценку, являются:
Влияние социума в подростковом возрасте.
Положение семьи в обществе.
Если самооценка человека, как правило, определяется мнением о нем других людей, то можно предположить, что у людей высокого класса, она будет очень высокая. Положение, занимаемое в обществе молодыми людьми, основано не на их собственных достижениях, а на социальном статусе родителей. Поэтому вполне возможно, что в подростковом возрасте ощущение собственной ценности определяется скорее мнениями родственников, друзей, соседей, чем общественным престижем как таковым. Дети из высших слоев общества в среднем более склонны к внутреннему принятию самих себя, чем дети, принадлежащие к низшим классам.
Интериоризация чужих оценок
Представление человека о самом себе во многом зависит от того, как оценивают его окружающие, особенно если это оценка коллектива или группы. Под влиянием положительных мнений самооценка повышается, неблагоприятных – снижается. Нередко такой сдвиг бывает довольно устойчивым, причем, заодно с главными самооценками, сплошь и рядом изменяются и такие, которые непосредственно оценка окружающих не затрагивала. Например, у человека, получающею от имени коллектива завышенные оценки, спустя время повышается общий уровень притязаний, выходящий за пределы тех качеств, которые были отмечены как положительные.
Самооценка связана с общественной обусловленностью Я-концепции личности. Она исследуется как интеграция трёх главных компонентов: самопонимания (когнитивной составляющей); самоуважения, массового самоотношения, уверенности в себе (чувственно-оценивающей составляющей); самопоследовательности, внутреннего локуса контроля (когнитивной составляющей).
Таким образом, самооценка развивается и формируется под влиянием различных социальных факторов, что позволяет говорить о ее индивидуальных и возрастных особенностях.
При этом виды самооценки, например, адекватная или неадекватная и высокая или низкая могут стимулировать или подавлять деятельность человека, его активность и желания поступать тем или иным образом. Важно также отметить, что исследователи предполагают, что самооценка может корректироваться как извне, так и изнутри, на это крайне влияют одобрение и похвала со стороны окружающих или со стороны самого человека.
1.2. Особенности процесса формирования самооценки у подростковОдной из отличительных характеристик подросткового возраста является интенсивное развитие самооценки. Многие исследователи полагают, что самооценка в подростковом возрасте зачастую является неадекватной. Более того самооценка у подростков зависит от их статуса в референтной группе.
Как показывают исследования, на первом этапе подросткового возраста (10-11 лет) происходит кризис самооценки, мальчики и девочки воспринимают себя отрицательно, атрибутируют себе негативные характеристики. В возрасте 12-13 лет подростки начинают принимать себя, однако склонность к отрицательной самооценке остаётся: мнение подростка о себе зависит от мнения о нём окружающих, в основном сверстников. Если его товарищи отзываются о качестве, явлении, внешнем виде и др., относящимся к подростку, негативно, то подросток к этому мнению прислушивается, самооценка падает.
На следующем этапе, в возрасте от 14 до 15 лет у подростков формируется так называемая оперативная самооценка. Она определяет отношение подростка к себе в конкретный момент, и обуславливается сопоставлением себя и своего поведения здесь и сейчас с некоторыми внутренними нормами, идеальными версиями себя и своего поведения.
Центральным психофизиологическим процессом подросткового возраста является процесс полового созревания, когда физические процессы и уровни их протекания влияют на психическое состояние подрастающего человека. При этом предполагается, что телесные трансформации могут влиять на психические по трем ключевым линиям:
– относительная зрелость, рост и телосложение влияют на физические способности;
– зрелость и внешность имеют определенную социальную ценность;
– разница в собственных способностях и их оценке окружающими.
Например, данные линии могут особенно ярко проявляться у мальчиков в возрасте 11-13 лет: с одной стороны, подросток может выглядеть как взрослый благодаря резкому скачку в росте, а с другой стороны, ещё не обладать тем наборов личных характеристик, которые, казалось бы, свойственны его внешнему виду, размеру и телосложению.
Значительно на формирование уровня самооценки у подростков влияет внешность, в частности красота кожи. В 13-15 лет мальчики и девочки могут сталкиваться с распространенными в пубертатном периоде проявлениями акне, которые обусловлены гормональной перестройкой организма. И как часто отмечают сами подростки, последствия гормональных трансформаций так не кстати проявляются именно в том периоде, когда хочется нравиться противоположному полу и быть душой компании. Также молодые люди в возрасте от 11 до 15-16 лет склонны к проявлению полноты, которая также не отвечает стереотипам красоты.
Подростковый возраст характеризуется активизацией таких уровней социальных ролей как уровень межличностного взаимодействия и уровень межгруппового взаимодействия. Они характеризуются необходимостью понимания и признания со стороны близкого человека и необходимостью положительной групповой оценки соответственно. При вовлечении подростка в оба уровня общения ключевой является его самооценка. Она может влиять на поведение и ощущение молодого человека, а также может изменяться в процессе общения с окружающими, удачного или неудачного.
Подросткам могут быть присущи приступы одиночества или даже депрессивных состояний. К их признакам относят следующие: низкое самоуважение, социальная тревожность, неуверенность в общении, застенчивость, ожидание насмешек и критики, страх быть отвергнутым, боязнь новых разочарований, сексуальная тревожность, осознание своей внешней непривлекательности (всегда крайне субъективное и ложное оценочное суждение), ощущение беспомощности.
Как можно отметить, все данные состояния характеризуют заниженный уровень самооценки и отражают внутренние переживания мальчиков и девочек в непростой возрастной период. Что самое важное, подростки часто испытывают сложности с принятием своей внешность, страдают от зачастую неверных оценок своих недостатков. Неадекватная оценка своей внешности подростком формирует, как следствие, неадекватную самооценку в целом, что оказывает влияние на социальную адаптацию мальчиков и девочке, которая, как было упомянуто ранее, является ключевой в данном возрастном периоде.
В подростковом возрасте самооценка чаще бывает адекватной, завышенной или заниженной. Адекватная самооценка у подростка свидетельствует о его способности верно оценивать свои силы и возможности, браться за те дела, которые сможет выполнить, не обращать внимание на излишнюю критику и относиться к себе с уважением. Подростки с адекватной самооценкой имеют много интересов и межличностных контактов, они умеренно активны, их деятельность направлена на познание себя и окружающих в процессе общения.
Заниженная самооценка может свидетельствовать о наличии у подростка внутреннего конфликта, о принижении им своего достоинства. Подростки с заниженной самооценкой подвержены депрессивным тенденциям и реакциям. Завышенная самооценка может вызывать у мальчиков и девочек идеализированные представления о себе и мешать процессу социализации среди сверстников, т.к. «зазноб» никто не любит. Такие подростки склонны к малосодержательной и непродуктивной деятельности.
Как у завышенной, так и у заниженной самооценки в подростковом возрасте есть свои ощутимые последствия. Так, подростки с завышенной самооценкой могут не уметь признавать свои ошибки, вести себя высокомерно, что приведет к трудностям в общении с друзьями, непониманию и одиночеству. Заниженная самооценка при этом влечет за собой неуверенность, излишнюю скромность, самокритику.
На становление самооценки в подростковом возрасте влияют следующие факторы: межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совместная с ними деятельность, социальная среда в целом, успеваемость на учебе и успешность в референтной группе. От того, как ощущают себя подростки в каждой из ключевых сфер своей жизни, зависит их самооценка и уровень самоуважения.
Не менее важными, если не ключевыми в процессе формирования самооценки подростков являются их взаимоотношения с родителями. Существенное влияние на процесс воспитания, а следовательно, на самооценку мальчиков и девочек в подростковом возрасте оказывают следующие факторы:
максимальное участие подростка в жизни семьи и поддержка родителей;
беседы с родителями и ближайшими родственниками «по душам»;
обсуждение с родителями возникающих проблем в школе, с друзьями и др.;
отсутствие давления на подростка в семье;
заинтересованность родителей в его индивидуальных особенностях развития на каждом этапе;
уважительное отношение родителей ко мнению подростка;
относительно равноправные позиции родителей и подростка, несмотря на его небольшой жизненный опыт.
В качестве практических рекомендаций для поднятия уровня самооценки у подростков или поддержания ее на адекватном уровне рекомендуют придерживаться следующих правил:
стараться более позитивно относиться к жизни;
относиться к людям так, как они этого заслуживают (обращая внимание на достоинства, а не на недостатки);
относиться к себе с уважением;
постараться избавиться от того, что в себе не нравится;
начинать принимать решения самостоятельно;
окружить себя тем, что оказывает положительное влияние;
начинать рисковать;
обрести веру в себе, в окружающих, в жизнь и в свое светлое будущее.
Предполагается, что данные рекомендации позволят подрастающему человеку найти внутренние опоры и поверить в свои возможности, избавиться от депрессивных состояний, снизить уровень тревожности. Все это крайне важно для устойчивого и продуктивного развития личности подростка, для его самооценки и самочувствия.
Отмеченные ранее рекомендации могут быть полезны не только подросткам, но и любым взрослым людям. Однако современные психологи предлагают упражнения, которые способствуют формированию адекватной самооценки именно у подростков. Предлагается обратить внимание на пять просты шагов:
назвать пять своих самых сильных и самых слабых качеств, учиться опираться на сильные свои стороны, а слабые отметать как мешающие;
чаще концентрироваться над своими успехами в течение дня, недели, месяца, подводить небольшие итоги личных побед и не зацикливаться на неудачах;
не реагировать болезненно на критику, воспринимать ее объективно и обращать в свою пользу, учась при этом на ошибках;
не заниматься делами и не общаться с людьми, которые заставляют чувствовать себя грустно и несчастно, уметь отказываться от этого;
приниматься за те дела, которые соответствуют возможностям, постепенно усложняя себе задачи, но не стараться сделать больше, чем способен.
Особенно данное упражнение будет полезно подросткам с заниженной самооценкой. Оно способно внести некоторые коррективы в процесс формирования самооценки в подростковом возрасте, особенно если данному процессу способствуют также окружающие люди и благополучие во всех сферах жизни молодого человека.
В трудах Е.Г. Черникова отмечено, что наиболее очевидные изменения в содержательной стороне самооценки – у представителей подросткового возраста. Это объясняется тем, что в данный период наблюдается резкий переход от фрагментарного видения себя к относительно полному, всеобъемлющему образу «Я-концепции». В связи с тем, что влиятельными и осознаваемыми качествами «Я» выступают коммуникативные, волевые и интеллектуальные личностные качества, на формирование самооценки влияет, прежде всего, ближайшее социальное окружение. Приводя пример, автор отмечает следующие личностные характеристики подростков в зависимости от уровня самооценки:
подростки с адекватной самооценкой – имеют большой круг интересов, активность направлена на различные виды деятельности и межличностные контакты, которые направлены на познание других и себя в процессе общения;
подростки с низкой самооценкой – подвержены депрессивным тенденциям;
подростки с завышенной самооценкой – проявляют ограниченность в видах деятельности и имеют большую направленность на малосодержательное общение.
Рассматривая работу О.С. Горбуновой можно говорить о том, что часто самооценка подростков оказывает внутренние противоречия: «сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других, вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается допустить в свое сознание, но подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживаниях, подавленности, плохом настроении, упадке активности». Таким образом можно говорить о том, что состояние подростка неосознанно находит отражение в проявлениях грубости, обидчивости, частых конфликтах с социальным окружением и, соответственно – неадекватной самооценки подрастающего поколения.
Резюмируя данный параграф можно говорить о том, что нами выявлены возрастные и психофизиологические особенностей самооценки у представителей подросткового возраста. Анализ теоретико-методологической литературы показал, что существуют различные возрастные границы подросткового возраста, но большинством авторов отмечен промежуток от 10 до 14 лет. В подростковом возрасте происходят значимые физиологические изменения, осуществляется половое созревание организма, происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. Развитие интеллектуальной, эмоциональной сферы ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, а изменения в мотивационной структуре приводит к потере актуальности общения с родителями и актуализирует общение со сверстниками, важность приобщения к какой-либо группе.
В подростковом возрасте активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир. Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок – на внутренние. Развитие «Я-концепции» приводит к формированию самооценки как основного регулятора поведения в подростковом возрасте, который преобразуется следующим образом: углубляются аспекты самооценки, в самооценке становятся более выражены моральные качества, повышается влияния оценки социального окружения (сверстников) на самооценку подростка, самооценка оказывает влияние на социально-психологический статус в группе, неадекватная самооценка подростков лежит в основе деструктивного, аддиктивного поведения.
Глава 2. Эмпирическое исследование формирование самооценки в подростковом возрасте2.1. Организация и методы исследования формирования самооценки в подростковом возрастеИсследование проводилось в 2020-2021 учебном году на базе общеобразовательного учреждения «???? средняя общеобразовательная школа №».
В нашем исследовании приняли участие обучающиеся параллели седьмых классов подросткового возраста от 13 до 14 лет в общем количестве 36 человек.
Охарактеризуем этапы организации процесса формирования самооценки в подростковом возрасте:
подготовительный этап – на данном этапе была подобрана база исследовательской деятельности, произошло знакомство с выборкой исследования, осуществился подбор психолого-педагогической и методической литературы по теме выпускной квалификационной работы;
диагностический этап – диагностика представителей обучающихся подросткового возраста;
заключительный этап – анализ и синтез полученных результатов, разработка таблиц и графических представлений (диаграммы, гистограммы) диагностических данных.
Перейдя к рассмотрению диагностического инструментария можно говорить о том, что исследование проводилось в групповой и индивидуальной форме, а также с помощью наблюдения за деятельностью подростков и бесед с классными руководителями. Испытуемым были предложены задания, выданы бланки для ответов и проговорена детальная инструкция. Исследование осуществлялось в очной форме при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет. В соответствии с целью выпускной квалификационной работы была подобрана батарея диагностических методик, направленная на выявление особенностей самооценки представителей подросткового возраста. Рассмотрим подобранный нами диагностический материал более подробно.
1) Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (модификации А.М. Прихожан) – методика направлена на изучение самооценки подростков и основана на непосредственном шкалировании ряда личностных качеств. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития предложенных качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Обработка проводится по шести шкалам, где каждый ответ выражается в баллах. В соответствии с размером шкалы (100 мм), измеряется количественная характеристика личностных качеств (63 мм = 63 балла). Интерпретация результатов происходит по разработанному ключу (приложение 1).
2) Методика изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой – методика, направленная на диагностику уровня самооценки личности, построена в форме традиционного опросника, содержащего в себе 20 вопросов. Испытуемому предлагается инструкций, в которой отмечается, что каждое из предложенных положений нужно отметить в соответствии с тремя вариантами: «да», «нет» и «не знаю», которые отражают поведение в аналогичной ситуации. Обработка результатов осуществляется путем подсчетов ответов в соответствии с ключом, а интерпретация результатов происходит по шкале интервалов – низкая, адекватная и высокая самооценка (приложение 2).
2.2. Интерпретация результатов по изучению формирования самооценки в подростковом возрастеВ соответствии с целями и задачами исследовательской работы, выдвинутой гипотезой дипломной работы нами была произведена диагностика групп обучающихся подросткового возраста в общем количестве 36 человек с помощью, подобранной батарей диагностических методик.
Для изучения самооценки подростков, уровня притязаний и существующего расхождения между самооценкой и уровнем притязаний, была применена методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (модификации А.М. Прихожан), результаты которой представлены в приложении 1. Полученные данные были проанализированы, систематизированы и представлены в виде таблиц сводного распределения выборки обучающихся подросткового возраста на диагностическом этапе исследовательской деятельности.
Проанализируем результаты, представленные в приложении к работе и перейдем к представлению сводного распределения выборки подростков по таким показателям диагностической методики, как: уровень притязаний, уровень самооценки, уровень расхождения, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Сводное распределение выборки подростков по методике диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн
Исследуемые характеристики Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Очень высокий уровень
Уровень
притязаний 15 21 0 0
Уровень 20 13 3 самооценки Уровень Слабый Умеренный Сильный
расхождения 2 28 6
Рассматривая таблицу 1, мы можем говорить о том, что низкий уровень притязаний выявлен у 15 подростков, средний уровень характерен для большинства (21) обучающихся подросткового возраста, высокий (0) и очень высокий (0) уровни притязаний на диагностическом этапе исследовательской работе не выявлены. Изучение уровня самооценки показало, что для большинства подростков (20) характерен низкий уровень самооценки, средний уровень выявлен у 13 подростков, высокий уровень самооценки представляют 3 диагностируемых подростков, очень высокий уровень (0) – не выявлен. Рассматривая уровень расхождения по диагностической методике, мы видим, что для 2 характерен слабый уровень расхождения показателей самооценки и притязаний. У большинства подростков, а именно – 28, умеренный уровень расхождения по исследуемым характеристикам, у 6 обучающихся подросткового возраста выявлен сильный уровень расхождений.
Перейдем к интерпретации распределения уровня притязаний на диагностическом этапе исследования, представленном в таблице 2.
Таблица 2. Распределение выборки подросткового возраста по уровню притязаний на диагностическом этапе исследования
Уровень притязаний Количество подростков
Низкий 15
Средний 21
Высокий 0
Очень высокий 0
В соответствии с результатами, представленными в таблице 2, мы можем говорить о том, что для подростков характерно наличие низкого и среднего уровней притязаний, тогда как высокий и очень высокий уровень проявления притязаний на диагностическом этапе – отсутствует.
Рисунок 1. Распределение процентного соотношения уровня притязаний на диагностическом этапе исследования
Анализируя гистограмму, представленную на рисунке 1 мы можем говорить о том, что для 15 представителей характерен низкий уровень притязаний, что свидетельствует о том, что данные подростки недооценивают свои возможности и способности, не доверяют себе, не уверены в своих силах. Средний уровень притязаний, который характеризует адекватный уровень желаемой самооценки и посильную степень трудностей, который подросток перед собой ставит, выявлен у 21 под?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!