это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3121326
Ознакомительный фрагмент работы:
1. Теории научения.
Выделяют три основные теории научения:
1) Теория классического обусловливания (И.П. Павлов);
2) Теория оперативного обусловливания (Б.Ф. Скиннер);
3) Теория социального научения (А. Бандура).
- Теория классического обусловливания.
Теория классического обусловливания базируется на учении Павлова об
образовании условных рефлексов.
Принципы классического обусловливания сводятся к тому, что респондентное
поведение может быть классически обусловлено. Суть этого процесса заключается в том,
что нейтральный первоначально стимул начинает вызывать реакцию в связи со своей
ассоциативной связью со стимулом, автоматически порождающим такую же или очень
похожую реакцию. Иными словами, основным путем управления поведениям будет
управление предъявлением стимулов, которые вызывают определенный тип реакции,
внешним окружением и контролем над ними. При организации определенного окружения,
выработав условные рефлексы, можно сформировать у человека желаемое поведение.
Формировать условный рефлекс нужно в соответствии со следующими
требованиями:
Смежность – совпадение во времени индифферентного и
безусловного раздражителей, с некоторым опережением индифферентного
раздражителя;
Повторение – многократное сочетание индифферентных и
безусловных раздражителей.
- Теория оперативного обусловливания.
Теория оперативного обусловливание предполагает, что поведение человека
контролируют его результаты и последствия. Основным путем воздействия на поведение
является влияние на результат поведения.
Респондентное поведение по Скиннеру – это один из вариантов представлений
Павлова о поведении, но названный обусловливанием типа S, чтобы подчеркнуть
важность стимула, проявляющегося до реакции и выявляющего ее. При этом Скиннер
считал, что в целом поведение животных и человека невозможно объяснить терминами
классического обуславливания. Скиннер акцентировал поведение, не связанное ни с
какими известными стимулами. То есть, на поведение могут воздействовать только
стимулы, которые наступят после него, то есть результаты и последствия поведения.
Иными словами, ключевой структурной единицей скиннеровского взгляда является
реакция.
Сущность процесса обучения, таким образом, - это установление связей, или
ассоциаций, реакция с событиями внешней среды.
- Теория социального обучения.
Бандура выступал с критикой радикального бихевиоризма, отрицающего
детерминанты поведения человека, которые формируются на основании внутренних
когнитивных процессов.
Индивиды, для Бандуры, - не автономные системы или простые механические
передатчики, которые оживляю влияние окружения, им присущи высшие способности,
позволяющие им предсказать появление событий и создать средства, необходимые, чтобы
осуществить контроль над тем, что воздействует на их повседневную жизнь.
Бандура рассматривал поведение человека в качестве результата взаимодействия
поведения, личностных факторов и влияния окружения. Каждая из приведенных трех
переменных в модели взаимного детерминизма может оказывать воздействие на другие
переменные. На основании силы проявления каждой их переменных детерминирующей
выступает то одна, то другая, то третья.
Бандура считал, что в связи с двойной направленностью взаимодействия
открытого поведения и окружающих обстоятельств, люди выступают и как продукт, и как
производитель собственного окружения. Другими словами, социально-когнитивной
теорией описывается модель взаимной причинности, внутри которой познавательные,
аффективные и прочие личностные факторы и события окружающего мира выступают
взаимозависимыми детерминантами. Исследователями научения особый акцент ставится
на подкреплении в качестве необходимого условия для приобретения, сохранения и
модификации поведения.
Центральное звено социально-когнитивного взгляда на научение – положение,
касающееся того, что любая новая форма поведения может быть приобретена при
отсутствии внешних подкреплений. Бандура отмечал, что многое в поведении, которое
демонстрирует тот или иной человек, может быть приобретено в результате примера.
Человек просто наблюдает за поступками других, а потому повторяет их поведение.
Данный акцент на научении посредством наблюдения или примера, а не при прямом
подкреплении, и выступает наиболее характерной чертой всей теории Бандуры.
2. Законы научения.
Теории научения основываются на следующих законах:
1) Закон готовности: чем сильнее потребность, тем успешнее процесс
научения;
2) Закон эффекта: поведение, приводящее к полезному действию,
вызывает снижение потребностей, поэтому будет повторяться;
3) Закон упражнения: при прочих равных условиях повторение
определенных действий приводит к более быстрому их выполнению и снижает
вероятность ошибок;
4) Закон недавности: лучше запоминается материал, который был
изложен в конце урока;
5) Закон соответствия: наличие пропорционального соотношения
между вероятностью ответа и подкреплением.
3. Б. Скиннер: теория оперантного обусловливания.
Оперантный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера был подчинен главной задаче –
предсказывать и контролировать поведение конкретных индивидов.
Основные положения теории Б. Ф. Скиннера:
• Поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать
условиями окружения. Понять поведение, значит, проконтролировать его и наоборот.
• Автор отстаивал функциональный анализ поведения организма.
• Не принял идею о личности или самости, которая стимулирует и направляет
поведение.
• Делал упор на интенсивном анализе характерных особенностей прошлого опыта
человека и уникальных врожденных способностей.
• Изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера
взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его.
• Считал, что люди зависимы от прошлого опыта.
Б. Ф. Скиннер рассматривал организм человека как «черный ящик». Поведение
является только функцией его последствий или правомерных отношений «S – R». Он
рассматривал личность только как набор форм реакций, которые характерны для данного
поведения. Личность индивида состоит из относительно сложных, но, тем не менее,
независимо приобретенных реакций. Чтобы понять поведение, нужно только понять опыт
прошлого научения человека.
В системе Б. Ф. Скиннера поведение состоит из специфических элементов
– оперантных реакций . Он признавал два основных типа поведения:
• респондентное как ответ на знакомый стимул,
• оперантное , определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним.
Б. Ф. Скиннер придерживался мнения, что личность — это не что иное, как
определенные формы поведения, которые приобретаются посредством оперантного
научения.
4. Социально-бихевиоральный подход: теории социального научения.
Концепция социального научения показывает, как индивид приспосабливается
в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества.
Учеными было введено такое понятие, как социализация. Социализация – это
процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального
опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как
в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в
обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях
воспитания, т. е. целенаправленного формирования личности.
Проблемой социального научения занимались американские психологи А.
Бандура, Р. Сирс, Б. Скиннер и другие ученые. Рассмотрим некоторые выдвинутые
ими теории более подробно.
А. Бандура (1925) считал, что для того чтобы сформировать новое поведение,
недостаточно награды и наказания. Поэтому он выступал против переноса результатов,
полученных на животных, на анализ поведения человека. Он полагал, что дети
приобретают новое поведение благодаря наблюдению и имитации, т. е. подражая
значимым для них людям, и идентификации, т. е. путем заимствования чувств и действий
другого авторитетного лица.
Бандура проводил исследования детской и юношеской агрессивности.
Бандура выделил диаду «стимул – реакция» и ввел в эту схему четыре
промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к
формированию у детей нового поведения:
1) внимание к действию модели;
2) память о воздействиях модели;
3) двигательные навыки, которые позволяют воспроизвести увиденное;
4) мотивация, определяющая желание ребенка воспроизвести увиденное.
Таким образом, А. Бандура признавал роль познавательных процессов в
становлении и регуляции поведения на основе подражания.
Известный американский психолог Р. Сирс (1908–1998) предложил принцип
диадического анализа развития личности. Этот принцип заключается в том, что многие
свойства личности первоначально формируются в так называемых «диадических
ситуациях», потому что действия человека зависят от другого человека и ориентированы
на него. К диадическим отношениям можно отнести отношения матери и ребенка, учителя
и ученика, сына и отца и др. Ученый полагал, что нет строго фиксированных и
неизменных черт личности, так как поведение человека всегда зависит от личностных
свойств другого члена диады. Сирс выделил три фазы развития ребенка:
1) фаза рудиментарного поведения – базируется на врожденных потребностях и
научении в раннем детстве, в первые месяцы жизни);
2) фаза первичных мотивационных систем – научение внутри семьи (основная фаза
социализации);
3) фаза вторичных мотивационных систем – научение вне семьи (выходит за
пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу).
Очевидно, что главным в процессе социализации Сирс считал влияние родителей
на воспитание детей.
5. Психическое развитие с позиций классического психоанализа.
Основы психоаналитического подхода к пониманию развития психики в
онтогенезе заложены 3. Фрейдом (1856—1939). Психическое развитие в психоанализе
отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием
личности, с усложнением ее структур и функций.
Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принципиальной
возможности осознания психических процессов) — сознание, предсознание и
бессознательное.
В центре его научных интересов был бессознательный уровень психики —
вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, в первую очередь
сексуальных и агрессивных. Именно бессознательное изначально противостоит обществу.
Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к
внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необходимому.
Личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных компонента
— Оно, Я и Сверх-Я, которые возникают неодновременно.
Оно (ИД) — примитивное ядро личности; оно имеет врожденный характер,
находится в бессознательном и подчиняется принципу удовольствия. Ид содержит
врожденные импульсивные влечения (инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос) и
составляет энергетическую основу психического развития.
Я (ЭГО) — рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она
возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни и
руководствуется принципом реальности. Задача Эго — объяснить происходящее и
построить поведение человека так, чтобы его инстинктивные требования были
удовлетворены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены. При
содействии Эго конфликт между индивидом и социумом в течение жизни должен
ослабевать.
Сверх-Я (Супер-Эго) как структурная составляющая личности формируется
последней, между 3 и 6 годами жизни. Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и
строго контролирует соблюдение норм, принятых в данном обществе.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль изучения данной темы велика
и неотъемлема на современном этапе, требует глубокого изучения и анализа.
Список используемых источников
1. Алексеев, А. И. Психология / А.И. Алексеев. - М.: Щит-М, 2018.
2. Астафьева, О. Е. Психология : / О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко,А. В. Питрюк. —
М. : Издательство Юрайт, 2017.
3. Российская государственная библиотека / Теории и законы научения/
[Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://www.rsl.ru/, свободный/ (дата
обращения: 23.04.2021).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!