это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3158289
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Результат противоречивости общественного прогресса – это прямой процесс глобальных проблем человечества. Весь мир на рубеже ХХ годов столкнулся с глобальной экологической проблемой чрезмерного ресурсопотребления человеком без возможности для восстановления биосферы, что могло привести к катастрофическим экологическим последствиям уже в 2000 годах. Осознание проблемы конфликта природы и общества, в 1972 году заставило серьезно задуматься о создании концептуально новой модели развития мира, такой модели, которая позволила бы оптимально обеспечить процветание жизни человечества и его правильное развитие. Благодаря этому появилась концепция «устойчивого» развития, при которой, нынешнее поколение удовлетворяет свои потребности, без ущерба для нормальной жизни следующих поколений.
«Устойчивое» развитие не стоит на месте, постоянно трансформируясь и находя пути более рациональных решений в экономической, социальной и экологической составляющей.
Использование природных, материальных и энергетических ресурсов, создание чистой экологической продукции и безотходного производства – являются положительными чертами развития в экономическом блоке.
Социальный блок предполагает распределение благ между всеми членами общества не зависимо от расы, национальной принадлежности, вероисповедания и уровня жизни.
Экологическая направленность, как и говорилось ранее, состоит в важности сохранения экосистем и в возможности ее самовосстановления.
В объединении всех трех блоков и заключена главная задача, которую несет в себе концепция. Россия встала на путь развития в 1996 году и должна идти по пути устойчивого развития в соответствии с мировой системой, при этом разрабатывая и опираясь на свои целевые программы.
Развитие нашей большой и такой разно-климатической страны невозможно без комплексного и индивидуального подхода к развитию каждого отдельного региона. Именно это и обуславливает актуальность темы курсовой работы, в поиске и анализе проблем, способствующих устойчивому развитию государства в целом.
Объектом исследования является Краснодарский край.
Предметом исследования курсовой работы является устойчивое развитие Краснодарского края.
Главная цель исследования заключается в анализе основных проблем устойчивого развития региона.
В соответствии с целью исследования в работе определены следующие задачи:
- дать определение понятиям региона и регионального управления в Краснодарском крае;
- рассмотреть основные концепции, раскрывающие сущность устойчивого развития региона;
- раскрыть сущность и структуру экономического потенциала, включающую факторы и социально-экономические показатели, позволяющие определить характер развития региона;
- проанализировать основные проблемы устойчивого развития Краснодарского края.
Глава 1. Управление развитием региона на примере Краснодарского края1.1. Понятие и характеристика регионаНа сегодняшний день, в работах зарубежных и отечественных ученных существует много разных подходов к определению термина «регион» (таб.1.1).
Таблица 1.1
Основные подходы к определению понятия «регион»
Подход Автор Основная характеристика
Территориально-географический Э.Б. Алаев, Н.Н. Некрасов, И.А.
Регион - это часть страны, отличающаяся от других частей совокупностью естественных и исторически сложившихся, относительно устойчивых экономических, географических и других особенностей, сочетающихся с особенностями национального состава населения.
Административно-территориальный Г.В. Гутман
Регион представляет собой территориальное образование, которое имеет чётко очерченные административные граница, в пределах которых, осуществляется воспроизводство социальных и экономических процессов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, обусловленных местом региона в системе общественного разделения труда
Экономический А.И. Добрынин Регион – это территориально специализированная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся единством и целостностью воспроизводственного процесса.
Экономическая система --------------- Регион − это часть государственной экономической системы, имеющей внутренние горизонтальные связи.
Регион – относительно самостоятельная экономическая система, встроенная в общенациональное экономическое пространство и делегирующая часть своих функций общенациональному центру.
Социальный подход Г.В. Черкашина Регион - социально-территориальная общность, которая отражает целостную общественную систему, выступает как самостоятельная административная, хозяйственно-экономическая, социально-культурная единица и развивается в специфических жилищных, культурно-бытовых условиях.
Социально-экономический В.С. Бильчака, В.Ф. Захарова Социально-экономическая целостность, характеризующаяся структурой производства всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчёта на единицу пространства и времени.
Как можем заметить из таблицы 1.1 – определения не однозначны, но, несмотря на это отражают общую специфику понятия, основываясь на свойственных региону признаках, к которым относятся:
1. Географическое региона.
2. Экономические специализации.
3. Устоявшиеся социально-культурные нормы.
При этом, законодательство Российской Федерации определяет регион - как часть территории Российской Федерации в границах территории субъекта Российской Федерации.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что регион - это территория, обладающая рядом однородных природных, социально-экономических ресурсов, находящаяся в границах определенного субъекта Российской Федерации.
Истрия образования Краснодарского края берет свои истоки еще в дореволюционное время, входя в обширную Кубанскую область (1896г) и периодически реорганизует свое административно - территориальное деление вплоть до 1937 года.
В наше время, край представлен следующими территориальными единицами (рис.1.1), простирающимися на территории 76 тысяч квадратных километров:
Рис.1.1. Административно- территориальное деление Краснодарского края
Основные характеристики края можем рассмотреть через следующие показатели (таб1.2):
Таблица 1.2
Характеристика Краснодарского края
Наименование Характеристика
Географическое положение Юго-западная часть Северного Кавказа
Границы с Ростовской областью, Ставропольским краем, с Абхазией. Границы омываются Азовским и Черным морями.
Население 5675462 – по данным Росстата в 2021г
Экономический потенциал Основу производительных сил Краснодарского края составляют промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий, а также агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы.
Полезные ископаемые Запасы нефти, природного газа, мергеля, йодобромных вод, мрамора, известняка, песчаника, гравия, кварцевого песка, железных и апатитовых руд, каменной соли, а также лес , термальные и минеральные воды.
Следует отметить, край является стратегически важным регионом, расположенным на юге страны. Такая важность обусловлена в первую очередь основными направлениями экономического развития – сельскохозяйственным, туристическим и санаторно-рекреационным комплексом. Помимо этого, по территории края проходят важнейшие железнодорожные маршруты федерального значения, а также международный нефтепровод «Тенгиз – Новороссийск» и газопровод «Россия – Турция» («Голубой поток»).
1.2 Понятие регионального управления Для развития и поддержания любой системы или структуры необходимо ею грамотно управлять.
В широком смысле управление – это элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (социальных, государственных, технических и др.), обеспечивающая сохранение или изменение структуры этих систем и способствующая достижению их цели деятельности. В нашей жизни управление играет очень важную роль, проявляя себя через определенные функции планирования, прогнозирования, контроля охватывая тем самым множество систем и подсистем. Примером может служить система государственного управления, которая в свою очередь подразделяется на федеральный, региональный и муниципальный уровень, тем самым выводя систему в более узкое направление деятельности.
Региональное управление – государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в административно-территориальных границах всеми подведомственными отраслями и сферами, входящими в их компетенцию, и в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий на основе федеративных отношений. Главной целью управления является развитие регионов по всем направлениям социально-экономического развития.
Следует отметить, при всей множественности и разнородности регионов в стране, государством проводится огромная работа по развитию конкретного региона, с учетом его экономического потенциала и возможностей.
Выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования в данной области отводится Министерству экономического развития России, которое в свою очередь проводит работы по нескольким направлениям деятельности рис.(1.2).
Рис.1.2. Направления деятельности Минэкономразвития в рамках
реализации цели «Развитие регионов»
Важнейшей материальной базой регионального управления являются ресурсы управления, такие как:
- наличие органов управления;
- наличие квалифицированных кадров;
- бюджет.
Без этой совокупности ресурсов эффективность регионального управления просто невозможна.
Рассмотрим структуру регионального управления Краснодарского края.
В соответствии со статьей 16 Устава Краснодарского края – система органов государственной власти Краснодарского края составляют:
1. Законодательный (представительный) орган государственной власти Краснодарского края - Законодательное Собрание Краснодарского края.
2. Высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края - администрация Краснодарского края (рис.1.3).
3. Судебная власть осуществляется федеральными судами и судами края.
-3810-63500
Рис.1.3 Структура исполнительной власти Краснодарского края
Как упоминалось ранее, высший орган исполнительной власти в крае – администрация. Главой исполнительной власти является глава администрации (губернатор) Краснодарского края, который избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
Следом за ним по иерархии идет первый заместитель главы администрации, а также заместители по различным направлениям деятельности.
В соответствие со статьей 40 Устава Краснодарского края администрация Краснодарского края осуществляет следующие полномочия:
- разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития края, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии;
- осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
- осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;
- предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации;
- разрабатывает для представления главой администрации (губернатором) Краснодарского края в Законодательное Собрание края проект краевого бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития края;
- обеспечивает исполнение краевого бюджета и составляет отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития края для представления их главой администрации (губернатором) Краснодарского края в Законодательное Собрание края;
- управляет и распоряжается собственностью края в соответствии с законами края, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление краю в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целом, осуществление регионального развития является одной из приоритетных социально-экономических задач в деятельности органов власти Краснодарского края, в качестве положительного функционирования региональной системы, которая нацелена на улучшение базовых социально- экономических показателей.
Глава 2. Основные критерии, проблемы и сущность устойчивого развития регионов РФ на примере Краснодарского края2.1. Сущность концепции устойчивого развитияКонцепция устойчивого развития – модель развития цивилизации, которая исходит из необходимости соблюдения баланса между решением социальных, экономических проблем и сохранением окружающей среды.
Предпосылками для выработки концепции явился нарастающий «конфликт» природы и человека, обострившийся к середине ХХ века, что привело к необходимости замены возрастающего и неограниченного ресурсного потребления, к балансу устойчивого развития мира. «Устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».
За последние годы человечество во многом сформировало основы идеологии развития мира на ближайшие десятилетия, эти идеологии четко отражены в основных документах ООН (рис.2.1) :
Рис.2.1 Основные документы ООН в области устойчивого развития мира
01 апреля 1996 Президентом РФ был принят Указ №440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», требующей изменить курс эксплуатации природных ресурсов на необходимость учитывать в своем развитии возможности природы самовосстанавливаться.
Для перехода к устойчивому развитию Российской Федерации в первую очередь необходимо обеспечить устойчивое развитие всех ее регионов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, а также дальнейшей интеграции этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития. Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но при этом необходим учет местных особенностей, предусматривающий, в частности:
- формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;
- выполнение природоохранных мероприятий на селитебных и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;
- осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
- развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского населения;
- реконструкцию региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем.
2.2. Составляющие устойчивого развития регионов РоссииКак отмечено выше, для устойчивого развития России необходимо развивать каждый регион по отдельности. Как правило, такое развитие осуществляется при постоянных составляющих аспектах «устойчивости» (рис.2.2) и в дальнейшем по каждому из них, государством разрабатываются специальные целевые программы, стратегии и ставятся цели на долгосрочную перспективу.
Рис.2.2 Главные составляющие устойчивого развития
Экономическая составляющая – теория максимального притока совокупного дохода. Другими словами – оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных, природо-, энерго-, материалосберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов.
Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем.
Принципы:
- справедливое разделение благ;
- сохранение культурного капитала;
- более полное использование практики устойчивого развития, имеющейся в не доминирующих культурах.
Экологическая составляющая призвана обеспечивать целостность биоло сохранение способностей к самовосстановлению и
динамической адаптации экосистем к изменениям;
-оптимальное использование ограниченных ресурсов;
-использование экологичных - природо-, энерго- иматериало-сберегающих технологий;
-создание экологически приемлемой продукции;
-минимизация, переработка и уничтожение отходов.гических и физических природных систем.
2.3. Проблемы устойчивого развития регионов на примере Краснодарского краяСовременные условия развития экономики диктуют необходимость каждому региону максимально эффективно использовать свои факторы производства, особенности географического положения, которые обуславливают его конкурентоспособность, возможности осуществления целенаправленного влияния на внешние и внутренние угрозы и, как следствие, устойчивое и безопасное развитие региональной экономической системы.
Краснодарский край в экономическом отношении является одним из наиболее развитых регионов Южного федерального округа. Значительное воздействие на экономику края оказывают выгодное географическое положение, высокий ресурсный и кадровый потенциал.
Развитие края, как и других регионов, разделено на блоки, относящиеся к социальной, экономической и экологической сфере.
Рассмотрим экологический блок устойчивого развития и его основные проблемы.
Краснодарский край является одним из самых привлекательных курортных комплексов России, в связи с чем, возрастает риск возникновения или ухудшения экологической ситуации в регионе.
На сегодняшний день, в регионе выявлены следующие проблемы (рис.2.3.):
Рис.2.3 Основные проблемы экологического блока
в Краснодарском крае
1. Проанализируем динамику выбросов в атмосферу от различных источников загрязнений.
Таблица 2.1
Динамика выбросов газов от автотранспорта тонн
Выбросы 2016 2017 2018 Доля выбросов в натуральном выражении в %
Диоксид азота 61,4 63,5 62,8 11,1
Аммиак 1,5 1,6 1,6 0,3
Ангидрид сернистый 3,1 3,2 3,2 0,6
ЛОС 56,6 59 58,2 10,3
Сажа 1,01 1,01 1,02 0,2
Метан 2,3 2,3 2,3 0,4
Углерода оксид 424,3 440,1 434,8 77,1
Всего 562,2 570,8 563,92 100
Как можем заметить из таблицы, доля выбросов в атмосферу от автомобильного транспорта в целом, имеет нестабильную тенденцию, но с возрастанием туристического потока, ситуация скорее всего будет только ухудшаться.
Это же касается и выбросов и от стационарных источников (рис.2.4).
С 2008 по 2018 годы, доля выбросов из стационарных источников в общем объеме выбросов в атмосферу варьировалась с 18% до 59%.
Что касается выбросов, то большую долю представляет оксид углерода -77,1 %, диоксид азота – 11,% , а также выбросы летучих органических соединений в 10,3%.
Величина выбросов в атмосферу Краснодарского края стремительно повышается со среднегодовым приростом порядка на 30%. В совокупности за 10 лет объем загрязнений, ежегодно выпускаемых в атмосферу региона, вырос на 69% . Это обусловлено ростом выбросов от жизнедеятельности стационарных источников загрязнений (рис.2.4).
Рис.2.4 Выбросы в атмосферу от стационарных источников
Рис.2.4. Сравнительная динамика выбросов в атмосферу
2. Неудовлетворительное качество морской воды Черного моря, проблема не системного характера и появление в ней вредных микроорганизмов все время изменяется.
3. Антропогенная и рекреационная нагрузка . Данные индикаторы представляет собой количество человек населения, приходящихся на 1 км2 территории. Устойчивый рост численности населения региона является серьезным фактором риска, ведущим к повышению антропогенной нагрузки на территорию. Плотность населения Краснодарского края за рассмотренный период выросла с 68 до 74 чел. на км2 , а на курортных территориях она заметно выше краевых значений.
Уровни регионального развития экономики принято определять по показателям среднедушевого производства национального дохода, валового регионального продукта, валовой промышленной и сельскохозяйственной (или суммарной) продукции и соответствующими территориальными индексами, где базой является среднероссийский уровень. Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является анализ социально-экономического развития региона. Он основывается на использовании системы статистических показателей, характеризующих основные явления и пропорции, существующие в региональной социально-экономической системе.
Социально-Экономические проблемы устойчивого развития Краснодарского края. Для анализа проблем рассмотрим основные показатели социально-экономического развития в динамике (таб.2.2).
Таблица 2.2
Основные показатели социально- экономического развития края
Показатели 8 месяцев 2020 года 8 месяцев 2019 года
значения Темп роста,% значения Темп роста,%
Экономический рост
Рост ВРП (оценка), в % к соответствующему периоду предыдущего года 95,7 98,8 Индекс промышленного производства, в % к соответствующему периоду предыдущего года Х 100,0 Х 99,8
Объем продукции сельского хозяйства, млрд. руб. 263,4 93,3 273,5 104,3
Объем строительных работ, млрд. руб. 143,2 98,7 139,5 64,1
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м 2 534,3 105,2 2 443,4 107,7
Оборот оптовой торговли, млрд. руб. 1 298,5 92,9 1 340,8 96,2
в том числе по организациям оптовой торговли, млрд. рублей 1 141,7 97,8 1 120,1 94,4
Оборот розничной торговли, млрд. руб. 875,8 92,7 922,8 102,5
Оборот общественного питания, млрд. руб. 40,8 82,7 48,4 100,8
Объем платных услуг населению, млрд. руб. 303,4 84,3 351,5 99,8
Инфляция
Индекс потребительских цен, в % к соответс-твующему периоду предыдущего года Х 102,6 Х 105,1
Индекс потребительских цен,в % к декабрю предыдущего года Х 103,5 Х 102,6
Цены производителей промышленных товаров, в % к соответствующему периоду предыдущего года Х 98,9 Х 104,7
Цены производителей промышленных товаров, в % к декабрю предыдущего года Х 102,4 Х 101,6
Уровень жизни населения
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц (данные за I полугодие), руб. 29 515,6 95,3 30 982,5 102,0
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к соответствующему периоду предыдущего года (данные за I полугодие) 92,4 96,7
Номинальная начисленная среднемесячная зарплата (оценка), руб. 37 331,2 105,0 35 553,5 106,7
Реальная зарплата, в % к соответствующему периоду предыдущего года Х 102,3 Х 101,5
Задолженность по заработной плате, млн. рублей 14,5 80,1 18,1 40,5
Уровень зарегистрированной безработицы, в % к численности рабочей силы 4,9 Х 0,5 Х
2020 год существенно изменил жизнь всего мира, а особенно затронул социально-экономическую сферу. Проблема распространения короновирусной инфекции и связанные с ней ограничения повлекли за собой следующие последствия в крае:
1. Снижение индекса промышленного производства основных отраслей промышленности на 5-6%.
2. Проблема уменьшения объема сельскохозяйственной продукции на 7-8 % по сравнению с предыдущими годами – что обусловлено неблагоприятными и резко изменяющимися погодными условиями –засуха, снегопады и обильные дожди. Помимо этого, в крае активно используются различные химические добавки, что в последствии, может повлиять на урожайность и экологичность поставляемой продукции.
3. Снижения объема строительных работ – в связи с распространением ковид-19 привело к сокращению строительных работ по всей России.
4. Проблема безработицы в крае. Только с начала 2020 года было признано безработными 207,8 тыс. чел., на 164,9 тыс. чел. больше, чем годом ранее. Рост безработицы вызван снижением количества заявленных вакансий, выходом на рынок труда длительно не работающих граждан, а также увеличением размера пособия по безработице и возможностью дистанционного оформления пособия через портал «Работа в России».
5. Демографические проблемы – численность постоянного населения края на 1 декабря 2020 г. составила 5 689,9 тыс. чел. Естественная убыль населения (-16 457 чел.) была полностью компенсирована миграционным приростом (30 884 чел.).
6. Инвестиционные проблемы – снижение объема инвестиций на 6,4 % и составили 195,2 млрд руб, тогда как ранее составили 257,3 млрд руб.
Помимо всего прочего, в Краснодарском крае присутствует еще много различных проблем, требующих особого внимания и организации большего объема финансовых вложений.
В 2015 году Правительством Российской Федерации была разработана и принята Стратегия развития Краснодарского края до 2030 года, которая будет охватывать и рассматривать внешний и внутренний уровни развития с учетом семи направлений развития конкуренции: «живая система управления будущим».
ЗаключениеПереход к устойчивому развитию Российской федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, а также дальнейшей интеграции этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития. Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но при этом необходим учет местных особенностей.В работе рассмотрены и решены следующие задачи:
1. Определены такие понятия как регион и региональное управление в целом и в разрезе исследуемого региона;
2. Рассмотрена концепция, раскрывающая сущность устойчивого развития региона, которая заключена в объединении и гармоничном пользовании трех составляющих развития.
3. Раскрыта сущность и структура экономического потенциала, включающая факторы и социально-экономические показатели, позволяющие определить характер развития региона;
4. Проанализированы основные проблемы устойчивого развития Краснодарского края в разрезе трех сфер: экономической,экологической и социальной.
Список используемых источников
Нормативно-правовые акты
1. Закон Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года»
2. Закон Краснодарского края от 03 июля 2012 « О выборах главы администрации (губернатора) Краснодарского края»
3. Устав краснодарского края от 18.07.1997 № 95-КЗ (последняя редакция)
4. Будущее, которого мы хотим. Итоговый документ Конференции ООН по устойчивому развитию. Риоде-Жанейро, Бразилия. 20—22 июня 2012 г. — ООН, 2012.
Учебники, монографии, брошюры
5. Гапоненко, А. Л. Теория управления : учебник и практикум для вузов / А. Л. Гапоненко, М. В. Савельева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 336 с. — (Высшее образование).
. 6. Конференция «Ф.А.Щербина, казачество и народы Северного Кавказа в исторической ретроспективе», 2007 год, декабрь, г. Краснодар
7. Региональное управление и территориальное планирование: учеб.- метод. пособие / Е.А. Коротаева. - Ижевск: Изд. центр«Удмуртский университет», 2019. – 34 с.Устойчивое развитие регионов: роль и место управления рисками в этом процессе / В. Г. Тишин. – Ульяновск : УлГТУ, 2015. – 276 с.
8. Юсупов К.Н. Региональная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов,А.В. Янгиров, Р.Р. Ахунов. – М.: Кнорус. 2006. 232 с
Интернет-ресурсы
9. Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды [Электронный ресурс] :принята конф. ООН 16 июня 1972 г., Стокгольм. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml
10. Доронина Фарида Хаметовна Современные подходы к определению понятия «Регион» // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2016. №1 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya-region-1 (дата обращения: 11.05.2021).
11. Е. В. Видищева, Ю. И. Дрейзис, А. С. Копырин, Е. К. Воробей Тенденции изменения экологических индикаторов устойчивости развития курортных территорий Краснодарского края // ЕГИ. 2020. №3 (29) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-izmeneniya-ekologicheskih-indikatorov-ustoychivosti-razvitiya-kurortnyh-territoriy-krasnodarskogo-kraya (дата обращения: 18.05.2021).
12. Илясова Дарья Михайловна, Тарновская Мария Эдуардовна Глобальные проблемы мира и пути их решения // Наука, образование и культура. 2020. №6 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalnye-problemy-mira-i-puti-ih-reshniya (дата обращения: 21.05.2021).
13. «Наше общее будущее» ‒ Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития. Всемирная комиссия по вопросам окружающей среды: [сайт]. ‒ . ‒ URL: https://www.un.org/ru/ga/documents/gakey.shtml (дата обращения: 15.05.202021). ‒ Текст : электронный.
Сунцов, С. А. История понятия и концепции устойчивого развития / С. А. Сунцов. —Текст непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 41 (227). — С. 24-28. URL:https://moluch.ru/archive/227/53010/ (дата обращения: 20.05.2021).
14. Энциклопедия Всемирной истории [сайт]. ‒ . ‒ URL: https://w.histrf.ru/
15. [Министерство экономического развития Российской Федерациисайт].‒.‒URL: https://www.economy.gov.ru/
16. Министерство экономики краснодарского края [сайт]. ‒ . ‒ URL: https://economy.krasnodar.ru/sitenews/5191/
17. Управление Федеральной службы статистики по Краснодарскому краю и республике Адыгея [сайт]. ‒ . ‒ URL: ttps://krsdstat.gks.ru
18. Портал исполнительных органов государственной власти Краснодарского края [сайт]. ‒ . ‒ URL: https://krasnodar.ru/content/
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!