это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3169741
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования связана с тем, что коррупция стала серьезной угрозой верховенству закона, демократии и правам человека. Все формы коррупции, взяточничество в том числе, подрывают доверие к власти, к принципам государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствуют конкуренции, затрудняют экономическое развитие и угрожают стабильности демократических институтов и моральным устоям общества.
Взяточничество относится к числу наиболее латентных преступлений,
и в практической деятельности органов дознания и следствия вызывает достаточно большие затруднения выявление и пресечение этого преступления. Проявления взяточничества распространяют и усиливают криминальную напряженность в стране, а так же ослабляют возможности государства и общества эффективно реагировать на этот процесс.
В мировом рейтинге коррупции, определяемом независимой организацией Transparency International, Россия за последние годы откатилась
с 90-го на 138 место и встала на одну ступень с такими странами как: Гвинея, Иран, Ливан, Мексика, Папуа – Новая Гвинея.
Проблема взяточничества стала серьезно угрожать национальной безопасности России. Многие государственные институты и функции вследствие коррупционного поражения утратили эффективность.
Данные уголовной статистики, социологические опросы и оценки экспертов показывают, что взяточничество и другие проявления коррупции поразили все сферы нашей жизни – от государственной службы и правоохранительных органов до здравоохранения, образования, жилищно коммунальной сферы.
Уровень и масштабы взяточничества сдерживают экономическое развитие России, негативно отражаются на инвестиционном климате, снижают международную заинтересованность в сотрудничестве с нашей страной.
Происходит существенное ослабление роли государства как регулятора экономических и социальных процессов. Изложенное свидетельствует о высокой степени актуальности исследования проблем борьбы со взяточничеством как коррупционным проявлением и мер противодействия этому негативному социальному явлению.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи которых совершается взяточничество и реализуются нормы уголовного законодательства об ответственности за получение и дачу взятки.
В качестве предмета исследования были избраны: уголовно-правовые нормы, регламентирующие основные положения за взяточничество.
Цель работы является в теоретическом решении проблемы о природе и механизме действия уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за дачу и получение взятки.
-охарактеризовать историю развития уголовного законодательства
об ответственности за взяточничества в России;
-изучить характеристику квалифицированного и особо квалифицированного состава преступления;
-анализ понятия взяточничество, его объективных и субъективных признаков
- изучить общественную опасность;
-представить предложения учёных-юристов о совершенствовании нормы об уголовной ответственности;
Методологическую основу этого исследования составляют, принципы историзма и объективности. Основными методами являются системный, с помощью которого была дана уголовно-правовая характеристика взяточничества, историко-сравнительный, который помог при исследовании истории развития уголовного законодательства об ответственности за взяточничество в России, и проблемно-тематический метод, который был применен для написания практической части работы.Теоретической основой данной работы составляют работы авторов Л.А. Букалеровой и Ю.Б. Гаврюшкина ,Волженкин Б.В., Квициния А.К., Шишова О.Ф., Семенова А.А. и др.
Структура работы определена поставленными целями и задачами и включает в себя введение, разделы, заключение, список использованных источников и литературы.
1.Взяточничество: исторический аспект и общая характеристика1.1 Понятие взяточничества по уголовному праву РФ.Взяточничество имеет достаточно длинную историю, оно появилось
вместе с обществом.
В развитии уголовного законодательства об ответственности за взяточничество в России можно выделить следующие пять этапов: до 1715 г.;
с 1715 по 1801 г.; с 1801 по 1901 г.; с 1901 по 2000 гг.; с 2001 по настоящее
время.
В Соборном Уложении 1649 г. впервые можно встретить понятие мнимой взятки и посредничества во взяточничестве. Определение мнимой взятки дано в ст. 9 X главы данного документа: «А будет такое дело челобитъчик на судью затеет напрасно, и объвинен он по делу, а не по посулом, и того челобитчика за ложное его челобитье самого по тому же бити кнутом нещадно. Да на нем же тому, кого он поклеплет, доправити бесчестие втрое, да его же посадити в тюрму до государева указу».
Известно, что до 1715 г. чиновники жили за счет средств людей, заинтересованных их деятельностью. Это называлось системой «кормлений». Государственного жалования государственные служащие не получали и были вынуждены добывать средства на существование как могли. С 1715 г. Петр I вводит для чиновников фиксированное жалование, и объявляет получение взяток преступлением.
Екатерина Великая так же предпринимала попытки искоренить взяточничество. Одной из её мер было увеличение жалования государственным служащим. Она хотела видеть у власти честных, умных и достойных людей, которые будут получать за свой труд достойное вознаграждение. К сожалению, данная мера не принесла результатов, и императрице пришлось смириться с казнокрадством.
Третий этап в развитии уголовного законодательства о взяточничестве можно охарактеризовать следующим образом: Александром I были изданы указы 1809 и 1811 гг. «О воспрещении приносить подарки Начальникам губерний и другим чиновникам», которые сохранили ранее принятые законодательные акты Петра I и Екатерины Великой. Однако кардинально эти указы ничего не поменяли. Взяточничество в стране процветало и распространялось в губернии, и в судебную систему.
К 1825 г. уже все высшие государственные лица понимали, что проявления коррупции необходимо в срочном порядке искоренять. Николай I для решения этой проблемы в 1826 г. создал особый Комитет, который должен был разработать меры борьбы со взяточничеством и лихоимством, проследить за работой разросшегося чиновничьего аппарата. В 1832 г. Сенат разработал Указ «О воспрещении начальствующим лицам принимать приношения от общества». Данный документ запрещал принимать подарки лицам, входившим в государственное управление. Положения о борьбе с проявлениями коррупции так же нашли своё отражение в Своде законов (1832 г., 1842 г., 1857 г.). [8, C. 145]. В данном документе взяточничество понималось, как составная часть лихоимства, а под взяткой понимались различного рода подарки, которые делались для того, чтобы решение принималось не по закону, а по желанию дарящего.
В апреле 1881 г. был созван Комитет, который занимался разработкой проекта нового уголовного Уложения. В данный документ вошли статьи, предусматривающие ответственность за взяточничество. Однако в полном объеме Уложение не было введено в действие, поэтому наказание за дачу и получение взятки продолжало назначаться в соответствии с Уложением о наказаниях уголовных и исправительных в редакции 1845 г .Начало XX в. отличалось бурным ростом взяточничества по всему миру. Это было связано с тем, что все большее развитие получали рыночные отношения, военные поставки, а так же происходило разрастание бюрократического аппарата.
Взяточничество настолько прочно укоренилось в сознании людей XX в., как нормальное явление, что они придумали множество пословиц и поговорок на эту тему: «Тяжбу завел – стал гол как сокол», «Не подмажешь – не поедешь», «Судьям то и полезно, что в карман полезло» и множество других. Государство, однако, не опускало руки в борьбе со взяточничеством, понимая что оно вредит росту многих отраслей бизнеса, тормозит государственные процессы. [8, C. 198].
Поэтому уже в самом начале XX в. в 1903 г. было принято новое Уголовное уложение. Данный документ разграничил понятие взяточничества и лихоимста (ст. 664, 665). Взяточничество определялось как получение чиновником взятки, добровольно ему предложенной взяткодателем, а
Лихоимство предполагало вымогательство взятки. Так же уложением определялся простой вид взяточничества, упомянутый в 1 и 3 частях статьи 656: взятка принята за выполнение действий, которые входят в обязанность государственного служащего, либо для побуждения к скорейшему выполнению этих действий.
Совет Народных комиссаров РСФСР 8 мая 1918 г. издал декрет «О взяточничестве». Декрет ввел понятие «должностное лицо», под которым понимались: члены правительства, домкомов, фабрично-заводских комитетов, общественных организаций, кооперативов, профессиональных союзов. Так как в Советском союзе взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью, то Уголовные законы 1922 и 1926 гг. предусматривали за данное преступление расстрел.
Таким образом, можно сделать вывод, что наше государство начиная с XIV в. борется со взяточничеством законодательным путем, эта борьба происходит с переменным успехом. На сегодняшний день в Российской Федерации существует достаточно разработанная законодательная база для борьбы с этим явлением.
Наибольшей степенью общественной опасности, среди преступлений предусмотренных главой 30 УК РФ «Преступления против государственной службы, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», является взяточничество. [8, C. 110].
Термины «коррупция» и «взяточничество» являются криминологическими. Взяточничество является одной из форм проявления коррупции. Очень часто оба термина используются законодателем одновременно в правовых документах. Например, во вводной части Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2010 г. отмечается: «в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства предусматривающего ответственность за взяточничество и коммерческий подкуп, в связи с вопросами, возникшими в судебной практике, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет:».
В действующем УК РФ термин «взяточничество» отсутствует. По мнению научногоо сообщества, он включает в себя два преступления: получение взятки (ст.290 УК РФ) и дача взятки (ст. 291, УК РФ). Отдельно выделяется ст.304 УК РФ, которая предусматривает ответственность за провокацию взятки. [2]
В юридической литературе термины «коррупция» и «взяточничество» так же нередко употребляются как идентичные. Авторы часто подменяют «взяточничество» и «коррупция».
«Взяточничество» как вид преступления изначально обладало множеством смысловых оттенков, не отображающих содержание явления. Это можно заметить в словаре В. Даля: «взятка – это срыв, поборы подношения, дары, гостинцы, плата или подарок должностному лицу во избежание стеснений или подкуп его за незаконное дело». Под взяткой в данном случае понимается не обещание, а конкретные действия. Если же было только обещание, то такое преступление определялось как посул.
Общественные отношения не стоят на месте – они развиваются и усложняются, не отстает от них и взяточничество. В последние годы появилось много новых слов, обозначающих взятку. Например, «откат»: данный термин , по мнению М.А. Подгрушного зародился в конце , 1980-х гг. на ВАЗе, в городе Тольятти, покупатель получивший партию автомобилей должен был «добровольно» один из них откатить назад, как плату за быстрое оформление, получение. [9, C. 98].
Таким образом, можно определить «откат», как возврат части имущества из полученного лицу, которое данное имущество предоставило. Откат считается добровольным, но если он не получен, то может последовать накат или наезд. Последние термины обозначают принуждение к даче взятки теми, кто обладает большей властью.
Можно обозначить еще два недавно появившихся термина: «отстегнуть» и «крышевание». Первый термин трактуется как, добровольно отдать часть своего имущество, во избежание каких-либо притеснений, препятствий на пути к осуществлено задуманного. «Крышевание» – это неоднократное получение взяток за покровительство. Если рассматривать учебную и научную литературу, то там термин «взяточничество» в широком смысле объединяет два самостоятельных преступления: дача взятки ст. 291 УК РФ и получение взятки ст.290 УК РФ. [2]
В узком смысле « взяточничество » означает лишь получение взятки. В данной выпускной квалификационной работе за основу взят широкий смысл данного термина, так как мы считаем что взяточничество – комплексное явление.
Возможно, однако, самостоятельное существование деяний предусмотренных ст. 290 или 291 УК РФ, не зря законодатель предусмотрел две самостоятельных статьи. Например, получение лицом взятки, может осуществляться при обстоятельствах, исключающих уголовную ответственность лица, ее передающего (в случае если лицо добровольно сообщило об этом органу, который полномочен возбудить уголовное дело).
Либо взяткополучатель может не принять взятку, а сразу же вызвать полицию и привлечь к ответственности лицо, предлагающее взятку. На практике такие случаи встречаются намного реже чем типичная передача взятки взяткодателем взяткополучателю, т.е. совместное существование деяний, предусмотренных ст. 290 и 291 УК РФ. [2]
По данным ГИАЦ МВД России в 2018 г. произошло повышение числа преступлений, по отношению к 2017 г., предусмотренных ст. 290 УК РФ на 9,8 % , а статьей 291 УК РФ на целых 15 % . Если смотреть по субъектам, то больше всего преступлений в 2018 г. было зарегистрировано в Приволжском ФО. Рассматривая статистику за ближайшие 10 лет, можно сказать что в 2017 и в 2018 гг. наблюдается наименьший уровень преступлений, связанных с дачей и получением взятки, а наивысший уровень наблюдался в 2010 г.
Таким образом, взяточничество является наиболее опасной формой коррупции. Законодатель не дает легального определения термина взяточничество. Взяточничество – собирательный термин, охватывающий четыре состава должностных преступлений против интересов службы в государственных органах и службы в органах местного самоуправления. Статьи УК РФ, содержащие признаки взяточничества (290, 291) нужно рассматривать комплексно, анализируя при этом признаки каждого состава отдельно.
1.2. Законодательство зарубежных стран об ответственности завзяточничествоВ зарубежных странах взяточничество так же считается преступлением
и закрепляется в уголовных законах.
Организация Transparency International отслеживает индекс восприятия коррупции в 180 странах мира и составляет рейтинговые таблицы. Индекс
основывается на независимых опросах, в которых принимают участие независимые правозащитные и финансовые эксперты различных стран мира.
Чем ниже строчку занимает страна в данном рейтинге, тем более она коррумпирована. Лидируют в рейтинге, приведенным за 2018 г. Дания, Новая Зеландия и Финляндия – уровень восприятия коррупции в данных странах самый минимальный. России находится на 138 месте из 180.
Дании удается занимать лидирующие позиции среди стран с низким уровнем коррупции благодаря менталитету своих граждан и законодательству, направленному на борьбу со взяточничеством и другими формами коррупции.
Основная причина низкого уровня взяточничества в Дании кроется в том, что осуждают данное явление и граждане и должностные лица. В стране большое развитие получили этические кодексы, существует открытость и гласность на правительственном уровне. В 2002 г. в Дании приняли новый закон о коррупции, согласно которому правительство регулярно проводит заседания министров, где они отвечают на запросы своих коллег относительно подозрений в даче или получении взятки.
Финляндия так же является страной с наименьшим уровнем коррупции. В стране отсутствуют специальные законы, направленные на противодействие коррупционным явлениям. Преступления, связанные со взяточничеством и другими формами коррупции, расследуют на месте их совершения.
Сейчас в Финляндии ежегодно рассматриваются три-четыре дела обвинению во взяточничестве. Наибольший пик дел о взятках пришелся на первое десятилетие и на 1980-е гг., когда страна вступила в полосу экономического кризиса.
Очень строгое наказание за взяточничество предусмотрено законами США, поэтому страна располагается на 22 месте в рейтинге коррупированности. Законодательство данной страны предусматривает наказание за активный и пассивный подкуп в виде штрафа сумма которого исчисляется тройным размером взятки, или лишением свободы до 15 лет. Суд по своему усмотрению может совместить два вида наказания. [14, C. 67].
Стимулирование совершения законных действий должностным лицом, т.е. за дача и получение «чаевых », в США наказывается штрафом, размер которого определяет суд, или лишением свободы на срок до 2-х лет, или совмещением того и другого.45464575686
Вместе с Германией 11 место в вышеуказанном рейтинге занимает Великобритания. В июле 2011 г. вступил в законную силу новый закон о взяточничестве, который был принят 8 апреля 2010 г. Данный закон заменил собой все 5 существовавшее в Великобритании антикоррупционное законодательство. Субъектами коррупционных отношений в соответствии сданным законом были признаны и те кто дают взятки, и те кто их получает.
Закон закрепляет следующие правонарушения: требование, согласие на получение или получение взятки, осуществляемое должностным лицом; предложение, обещание или предоставление взятки должностному лицу; взяточничество в отношении иностранного должностного лица; в законе вводится понятие нового правонарушения – неспособность предотвратить взяточничество представителем организации или всей организацией. Правонарушение считается совершенным, если лицо дает взятку публичному должностному лицу или предлагает преимущества, имея намерения оказать влияние на должностное лицо, или чтобы получить преимущество при ведении сделок.
Основанием для освобождения от ответственности в отношении взяточничества будут являться «применимые соответствующие процедуры», введенные в действие в организации.
Можно сделать вывод о том, что несомненно законодательство о взяточничестве в конкретной стране напрямую связано с числом коррупционных преступлений. Однако, немаловажной составляющей в борьбе с взяточничеством является повышение уровня нравственности среди всего населения. Изучив рейтинг коррумпированности стран, можно увидеть обратную зависимость благосостояния жителей страны и уровня коррупции.
Судан, Северная Корея, Йемен, Сирия и Сомали замыкают рейтинг и по официальной аналитической классификации Всемирного банка относятся к категории стран с низким уровнем дохода на душу населения.
2. Анализ составов преступлений получения и дачи взятки2.1 Объективные признаки получения и дачи взяткиКак уже ранее отмечалось в работе глава 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» различает четыре состава, связанные со взяточничеством: «Получение взятки» (ст.290 УК РФ), «Дача взятки» (ст. 291 УК РФ), «Посредничество во взяточничестве» (ст.2911 УК РФ), «Мелкое взяточничество» (ст. 2 1 291 УК РФ). 585678797Для того чтобы понять отличия составов, предусматривающих ответственность за взяточничество р между собой следует изучить уголовно правовую характеристику каждого из них. 9[12, C. 98].879
Рассмотрим объект этого преступления. В практике и науке объект рассматривается как общественные отношения, охраняемые уголовным законом. Наука уголовного права делится по вертикали и горизонтали. Объекты также распределены по вертикали общий, родовой, видовой и непосредственный. Горизонтальная классификация производится на уровне непосредственного объекта, обычно разделяя следующие типы: основной, дополнительный и факультативный. ппрпОбщий объект представляет собой целую совокупность общественных отношений, охраняемых уголовным законом от преступного посягательства, что позволяет отличать преступления. Родовой объект - это социальное отношение, объединяющее сходные преступления в большую группу в рамках уголовного правосудия. Видовые объект более узкие отношений общественного отношений, характеризующихся сходными или однородными субъективными отношениями; и объективные признаки уголовного правонарушения по главе УК РФ.апарНепосредственный объект - это определенные социальные отношения , которым причиняется ущерб. Это непосредственный объект, позволяющий выявить степень общественной опасности преступления, его природу и характер. Созданы нормы уголовного судопроизводства, определяющие состав преступления, а также вид и размер наказания за совершение особо общественно опасного деяния. [14, C. 85-90].
Выявлено большинство преступлений, которые посягают на один объект,п но и не стоит забывать, что существуют опасные деяние для нескольких человек.
Основной непосредственный объект - это общественные отношения, ради защиты которых и создавались уголовно-правовые нормы.
Дополнительным объектом общественных отношений является реализуемый риск причинения ущерба основному объекту. Такой объект повышает степень тяжести преступления.
Объективная сторона состава преступления представляет собой процесс общественно опасного посягательства на охраняемые нормативными актами права, рассматриваемые с точки зрения последовательного развития события с момента начала преступного деяния и заканчивая наступлением последствий.
Объективная сторона указывает в уголовном праве на действия, а не мысли, идеи, какие-либо качества личности.
К обязательным элементам стоит отнести:
-общественно опасное действие и бездействие лица;
-последствие и причинная связь между совершенным действием и наступившим последствием. праоаоОбъективная сторона преступления заключается в получении взятки лично или через посредника. Под получением взятки лично следует понимать фактическое получения взятки либо самим лицом, либо его близкими родственниками с его согласия или при отсутствии возражений.
Так, по одному уголовному делу взяткой признали работу по починке легкового автомобиля. Итак, взятка как предмет её получения может иметь только имущественную природу. Получение выгоды неимущественного характера (положительная рецензия на авторскую работу, содействие в устройстве на работу родственника должностного лица) не может квалифицироваться по ст. 290 УК РФ. [18, C. 78].
Получение взятки через посредника, который через лицо, выступающее в качестве передаточного звена между получателем взятки и взяткодателем. Смысл дача взятки через брокера в том, что это преступление труднее раскрыть.87989
Объектом преступления, предусмотренного ст. 291 Уголовным Кодексом Российской Федерации, считают общественные отношения в сфере обеспечения нормального функционирования законной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих функции государственного регулирования и контроля предпринимательской деятельности.рпрОбъектом преступления, предусмотренного ст. 291 Уголовным Кодексом Российской Федерации, установлено рассматривать общественные отношения в сфере обеспечения нормального функционирования законной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих функции государственного регулирования и контроля предпринимательской деятельности.Для правильной уголовно-правовой характеристики рассматриваемого вида преступления большое значение имеет точное определение рамок объективной стороны дачи взятки. [11, C. 234]. Они позволяют определить степень исполнения уголовного преступления, которое является, совершается в начале его осуществления, может быть классифицировано как попытка совершения уголовного преступления в случае его приостановления.
Лицо, совершающее попытку дачи взятки в таком случае будет являться исполнителем. Формальный состав подразумевает, что наступление общественно опасных последствий не является обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления. Объективная сторона данного преступления выражается в передаче должностному лицу лично или через посредника предмета взятки.……….
2.1 Субъективные признаки получения и дачи взятки
Субъектом преступления являются элементы состава преступления, которые характеризуются совокупностью обязательных признаков; а некоторые примеры - факультативные признаки, определяемые составом конкретной нормы уголовного права.…..
Субъект преступления – совокупность признаков, определяющих правовой, возрастной … психический статус лица, ответственного за совершение преступления. [22, C. 64]
Субъект преступленияя – именно уголовно-правовой статус, имеющих несколько юридически значимых составляющих, необходимых для возникновения уголовной ответственности
В соответствии со ст. 20 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Лица, достигшие ко времени совершения преступления ..14 лет, подлежат ответственности за совершение наиболее тяжких преступлений, перечень которых указан в ч. 2 ст. 20 УК РФ. [2]
Ст. 290 УК РФ «Получение взятки» предполагает совершение деяния специальным субъектомо т.е. должностным лицом (а так же иностранным должностным лицом и должностным лицом публичной международной организации). [2].Все те лица, которые участвовали в совершении преступления, но не являются должностным лицом, определены законодателем как соучастники: подстрекатели, пособники или организаторы.…..
Должностнымпи считается лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях либо Вооружённых силах РФ,,,, других войсках и воинских формированиях РФ организационно-распорядительную, аднистративно- хозяйственную либо представительную функцию. Исходя из данного определения, субъектом статьи 290 может быть только совершеннолетнее лицо.…..
Осуществление лицоми функций представителя власти служит безусловным признаком должностного лица: никто, кроме должностных лиц, этих функций не выполняет. Таким образом, отличительным признаком представителя власти служит наличие у него властных полномочий – права в пределах своей компетенции давать обязательные для исполнения указания и распоряжения неопределённо широкому кругу лиц, не находящихся в служебном подчинении у данного лица, привлекать к юридическойй ответственности за неисполнение отданных распоряжений.……..
В п. 2 Постановления «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» от 9 июля 2013 г. Пленум Верховного Суда.. РФ разъяснил, что к представителям власти относятся члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутаты законодательных органов субъектов РФ, члены Правительства РФ, представители органов исполнительной власти субъектов РФ, федеральные и мировые судьи, оперативный состав органов прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД и ФСБ.…..
Лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, могут быть как должностными, так и выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях, поскольку характеристика тех и других в примечании 1 к ст. 201 и в примечании 1 к ст. 285 УК совпадает. [2]
Субъективнаяя сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом. Когда должностное лицо получает взятку, оно понимает, что полученная им материальная выгода неправомерна и направлена на совершение им определенных действий в пределах его компетенции в пользу лица, давшего взятку или представляемых им лиц – бесспорно наблюдается причинно-следственная связь.
Мотив взяточничества. – это корысть (то есть получение имущественной выгоды безр преступного безвозмездного изъятия и обращения чужих средств в свою пользу или пользу других лиц;
Цель – личное обогащение взяткополучателя (она выражается в желании извлечь выгоду неимущественного характера, характеризующаяся такими побуждениями, как карьерный рост, семейственность, желанием приукрасить нынешнее положение дел в организации, получить взаимную услугу,.. и таки далее. [24, C.78]..В соответствии со ст. 20 УК РФ ответственность за совершения деяния, предусмотренного ст. 291 УК РФ наступает с 16 лет. Несмотря на расположение ст. 291 У.К. Р.Ф. в главе 30 УК РФ (Преступления против государственной властиа, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления), [2] субъектамии рассматриваемогоо преступленияи может быть, как должностные лицаа, так и физические лица, включая техо, что осуществляют предпринимательскую деятельностьь. Чаще всего взяткодателем выступает именно физическое лицо.
В соответствиии с Постановлением Пленума должностноее лицо являетсяя субъектом дачии взятки в случае, если оно предложилоо своему подчиненномуу для достиженияя желаемогоо действия (бездействия) в интересахх своей организации дать взяткуу должностному лицу. В этом случае должностное лицо, побудившее произвести указанные действия несет ответственность как исполнитель преступления и его действия квалифицируются по соответствующей части ст. 291 УК РФ. Работник же, выполнившие его поручение привлекается в качестве соучастника дачи взятки. [2]
Основываясь на том, что состав рассматриваемого преступления носит формальный характер, о чем уже упоминалось ранее, становится ясно, что дача взятки совершается лишь с прямым умыслом. [24, C.110-112]..Это подтверждается при анализе большого числа источников по исследуемой проблеме, но все-таки имеет место и отличное от данной позиции мнение. Например, кандидат юридических наук, автор постатейного комментария к УК РФ А.Н Гуев, при характеристике субъективной стороны дачи взятки усматривает наличие не только прямого, но и косвенного умысла совершения преступления
Отсутствие же самого состава преступления возможно лишь в двух случаях: если дающий взятку полагал, что должностное лицо имеет право на получения данной имущественной выгоды или оказания безвозмездно оказанной услуги, а также передача имущества без цели получения какой- либо выгоды.
3.Квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления.В теориит уголовного права квалификация преступлений понимается как «установление и юридическое закрепление точного соответствия между фактическими признаками совершенного деяния и признаками состава преступления, предусмотренного уголовным законом, а также другими законами и (или) иными нормативными правовыми актами, ссылки на которые содержатся в бланкетных диспозициях статей Особеннойй части УК
РФ»
Квалифицированныйй состав по основному составу преступление характеризуется наличием таких квалифицированных лиц, характеристики, которые значительно повышают общественную опасность преступления, наказание за такие деяния также более суровое на основе основной структуры. [22, C.49]..
Нормативноо правовыми актами, которыеу регулируют вопросы квалификации взяточничества и противодействия ему, являются Уголовный кодекс Российской Федерациии, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».
Преступления объединены в единый термин "«взяточничество»", который в настоящее время представлен в уголовном законодательстве в отношении таких элементов, как получение взяткии (статья 290 УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ). При квалификации преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, и объединенных термином«взяточничество» возникаютт вопросы, которые требуют уточнения в связи с тем, что социальная и законодательная оценка этих преступлений постоянно меняется. [2]
Надлежащая квалификация этого деяния невозможна без проведения различия между ними и отличия их от других связанных с ними преступлений.
На сегодняшний день проблемой является определение минимального размера взятки, потому что её предмет может не предоставлять для взяткополучателя какого либо интереса (например, сделанная взяткополучателем картина) или иметь слишком низкую цену (например конфеты, цветы). Б.В. Волженкин дает учитывать не цену «подарков», а именно намерения такого дарения. Взяткодатель всегда исследователь этой проблемы В.Н. Боркова предлагает установить минимальный размер взятки кратно минимальному размеру оплаты труда. [23, C.78]..
Н.А. Егорова говорила о необходимости внести в КоАП РФ статью о «мелком взяточничестве» и установить для соответствующего проступка стоимостную цену предмета взятки. Но, на сегодняшний день существует статья 291 УКк РФ, [2] которая определяет мелкое взяточничество как преступление предмет которого оценивается не более десяти тысяч рублей, но опять же минимальный размер мелкого взяточничества не установлен. Уголовноее законодательство так же напрямуюю не запрещает получение должностным лицом подарков. [14, С. 89]
Если при рассмотрении уголовного дела о взяточничестве судья может прийти к рассуждению, что передаваемое вознаграждение не имеет задачи обеспечить какую либо выгоду для дарителя и его цена очень маленькая , то можно прийти к выводу, что такое действия на служебные отношения в наименьшей степени, т.е. такой поступок малозначителен.
Предметом взятки являются такие вещи, которые ограниченные или изъятые из оборота образовывается совокупность преступлений. Допустим, в качестве предмета взятки было использовано взрывчатое вещество, которое ограничено в обороте статьей 222.11 УК РФ, квалифицировать преступление будут сразу по двум статьям Уголовного кодекса – ч. 1 статьи 222 и ч. 1 статьи 290. [2]
В теории уголовного права ученые давно разграничили взятку-подкуп
и взятку-благодарность, т.к. они существенно различаются по объективным и
субъективным признакам. Необходимо только иметь прямую связь между получением взятки и использованием служебного положения, т. е. что исполнитель получил взятку в связи с действиями, совершенными с использованием служебного положения, независимо от того, было ли дано на это предварительное согласие или нет.
Другое мнения имеется у А.Я. Светлова, Ш.Г. Папиашвили, А.К.Квицинии. Взятка-вознаграждение, не обуславливает Поведение взяткополучателя и не является побудительной причиной действовать, дается уже после выполнения лицом действий вне зависимости от предполагаемого ее получения, т.е. каких-либо правомерных действий по службе, и поэтому может рассматриваться как преступное посягательство государственный аппарат.
Мы считаем, что такой подход ошибочен, поскольку, если взяткодатель совершает незаконные действия на сумму меньше минимальной заработной платы, это повторяет общественную опасность предпринимаемых действий.
Предусмотренная диспозиция части 1 статьи 290 УК РФ не рассматривает разграничения взятки-подкупа и взятки-благодарности и соответственно уголовное наказание не разграничивает. В Постановление Пленума Верховного суда такое делениее так же отсутствует. Ч. 3 ст. 290 УК РФ содержит квалифицирующий признак, который предусматривает уголовную ответственность за получениее должностным лицом взятки за незаконные деяния. Законодатель не уточняет, что можно отнести к незаконным действиям.
Ч. 3 ст. 290 УК Российской Федерации есть квалифицирующий признак, который предусматривает уголовную ответственность за получение должностным лицом взятки за незаконные деяния. Законодатель не уточняет, что можно отнести к противоправным действиям.
В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, указываемого нами выше, предпринята попытка дать разъяснение данному понятию. Под незаконными действиями (бездействием) следует понимать «действия совершенные должностным лицом с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусмотренных законом оснований или условий для их реализации; относятся к полномочиям другого должностного лица; совершаются должностным лицом единолично, однако могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом; состоят в неисполнении служебных обязанностей; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать». К ним, в частности, относятся фальсификация доказательств по уголовному делу, неисполнение предусмотренной законом обязанности по составлению протокола об административном правонарушении, принятие незаконного решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности.
Если взяткополучатель совершаетт в интересах взяткодателя действия,
образующие состав иного преступления, то последнее должно квалифицироваться по специальной норме Уголовного закона и не может рассматриваться в качестве квалифицирующего признака ч. 3. ст. 290 УК РФ в виде незаконных действий, поскольку такие незаконные действия будут квалифицироваться самостоятельно. В таком случае признак ч. 3 ст. 290 УК РФ не должен сочетаться с главным составом, также вытекать из него. Это значит, что в качестве предложения, можно указывать на необходимость исключения ч. 3 ст. 290 УК РФ – «получениее взятки за незаконные действия
(бездействие)» из диспозиции ст. 290 УК РФ. [2]
В редакции ч. 2 ст. 2911 УК РФ полностью повторила редакцию ч. 3 ст. 290 УК РФ с одной лишь оговоркой в отношении субъективной стороны. В данное время обязательным признаком субъективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 2911 УК РФ, выстпуает признак заведомости на незаконные действия.
Противоречияя и пробелы в законодательстве, судебной и следственной практике в сочетании с общеизвестными трудностями доказывания взяточничества представляют собой главную проблему по привлечения должностных лиц к уголовной ответственности, порождая, в собственную очередность, прогрессирующие негативные тенденции коррупционной преступности, несущие в себе разрушительный характер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕВзяточничество является одной из наиболее опасных форм коррупции.
В действующемм УК РФ определениее термина «взяточничество» отсутствует, он включает в себя четыре отдельных состава: ст. 290 УК РФ и
дача взятки ст. 291, посредничество во взяточничестве ст.291 ,мелкое взяточничество ст.291 УК РФ.
Взяточничество – это явление которое возникло много веков назад, однако полностью его искоренить нашему государству еще не удалось, хотя число преступлений за последние 10 лет значительно снизилось, благодаря грамотной политике.
Рассмотрев уголовно-правовую характеристику взяточничества, именно преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, можно сделать вывод, что:
Взяточничество – является преступной деятельностью, которая совершается умышленно и облает следующими признаками: специальный субъект (должностное лицо или лицо, занимающие государственную должность); совершается благодаря служебному положению лица использованием служебныхх полномочий; преступление нарушает нормальную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, функционирования государственного аппарата в целом.
Предметом преступлений предусмотренных вышеперечисленными статьями является взятка. Взяткой могут выступать: материальные ценности (деньги, ценные бумаги, драгоценности и иное имущество); нематериальные ценности, имеющие имущественную природу (незаконное оказание имущественных услуг – получение ссуды под явно заниженный процент, разрешение на строительство в определенномм месте и т.д).
Объективная сторона получения взятки дается должностному лицу, получающему взятку лично или через посредника, за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемого им лица, если такие действия не предпринимает должностное лицо.
Объективная сторона дачи взятки выражена в виде передачи взятки должностному лицу лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее
покровительство или попустительство по службе.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК «Получение взятки», являются: должностное лицо, лицо, занимающие государственную должность Российской Федерации либо государственную должность субъекта Российской Федерации, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации., а субъектом по с. 291 выступает любое физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности (16 лет).В правоприменительной практики существуют некоторые проблемы квалификации взяточничества, такие как: разграничение взяточничества и мошенничества, так как на практике очень часто возбуждают уголовное дело по статье 290 УК РФ, а предъявляют обвинение по статье 159 УК РФ мошенничество; отсутствие однозначности в понимание понятия «услуги имущественного характера», что означает самостоятельное толкование данного понятия правоприменительными органами; подсчет стоимости полученной имущественной выгоды; определение минимального размера взятки; разграничение взятки-подкупаа и взятки-благодарности, обладающих разной степенью общественной опасности и др. Проблема взяточничества актуальна на сегодняшний день. Государству и гражданскому обществу необходимо объединиться в борьбе с наиболее опасной формой коррупции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: Нормативно-правовые акты:1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021).3. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 24.02.2021).4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 42.
5. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924 –
1963 – М.: Юрлитиздат, 1964 – 900 с.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» от 16.10.2009 № 19 // Российская газета. – 2009 – № 207
Специальная литература:
7. Бабанин, В.А. Ответственность за взяточничество / В.А. Бабанин,
Б.К. Сбоев // Законодательство и экономика. – 2004 – № 3 – 169
8. Беляев И.Д. История русского законодательства / И.Д. Беляев. – СПб.: Лань, 2018. – 639 с.
9 Бочкарев, С.А. И все-таки мошенничество или взяточничество?/ С.А. Бочкарев, О.В. Радченко // Законность. – М., 2013 – № 1 – 189
10. Воронин, В.К. Конкуренция уголовно-правовых норм в делах о взяточничестве и должностных преступлениях / В.К.Воронин // Российская юстиция. – 2013 – №11. – 209 с.
11. Волженкин, Б. В. Коррупция: Серия «Современные стандарты
в уголовном праве и уголовном процессе» / Б. В. Волженкин. – СПб., – 1998
– 134 с.
12. Волков Б.С. Мотив и квалификация преступлений / Б.С. Волков. – Казань.: 2016. – 166 с13. Гаухман, Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория ипрактика. / Л.Д. Гаухман – М., 2005 – 197 с.
14. Егорова, Н.Г. Провокация взятки или коммерческого подкупа /Н.Г. Егорова // Российская юстиция. – 1997 – № 8 – 208 с.
15. Иванов И. С. Уголовное право.Уголовные доказательства // Экономика и жизнь. Юрист. – 2016.
16. Казакова, А. Я. Получение взятки муниципальным служащим: уголовно-правовые и криминологические аспекты: монография А.Я. Казакова, В. Д. Ларичев и др. – М., 2013 – 179 с.
17. Комиссаров, В.С. Уголовное право Российской Федерации: учебник / В.С. Комиссаров. М.: Статут, 2016. 459 с.
18. Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления / В.Н. Кудрявцев. – М.: Госюриздат, 2013. – 244 с.
19. Курс уголовного права в пяти томах / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова. – М.: Зерцало, 2017. – Т.5. – 512 с.
20. Литвяк Л.Г. Коррупция в России: история и современность / Л.Г. Литвяк // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015 – № 4 – 340 с.
21. Мурадов, Э.С. Вопросы субъективной стороны преступлений в сфере экономической деятельности / Э.С. Мурадов // Законодательство и экономика. – 2004 – № 5 – 132 с.
22. Толмачев, О.В. Квалификация преступлений при частичной реализации умысла / О.В. Толмачев // Российская юстиция. – М., 2000 – №12. – 198 с.
23. Яни, П.С. Посредничество во взяточничестве / П.С. Яни // Законность. – М., 2011 – № 9 – 59 с.
24. Яни, П.С. Взятка или мошенничество / П.С. Яни // Законность. –
М., 2012 № 6 – 78 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!