это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3177252
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Современные миграционные процессы — это сложное,
многоаспектное социально-правовое и политическое явление, имеющее
характер мирового масштаба.
По данным ООН на международном уровне темпы роста количества
мигрантов превышают рост численности населения. Генеральный
секретарь ООН Пан Ги Мун в докладе на форуме по проблемам беженцев
и миграции, прошедшем в Нью-Йорке 19 сентября 2016 г., отметил, что с
2000 года по 2015 год доля международных мигрантов среди мирового
населения возросла с 2,8% до 3,3% и в 2015 году составила 244 млн
человек. К 2050 году численность населения мира продолжит расти и, как
прогнозируется, достигнет 9,7 млрд человек. При подобных темпах роста
числа международных мигрантов к 2050 году их численность составит 321
млн человек 1 .
Приток мигрантов в Российскую Федерацию приходится на 90-е
годы XX века и во многом обусловлен распадом СССР. Однако, вопросы
миграции в России не теряют своей актуальности и в наши дни. Кроме
того, в нашем государстве миграция выступает одним из
основополагающих факторов, влияющих на демографическую ситуацию в
стране, а также на ее социально-экономическое развитие.
Основной целью работы является теоретическое исследование
миграционного законодательства.
Указанная цель конкретизируется рядом задач: определение
основных понятий, используемых в законодательстве о миграции;
исследование особенностей административно-правового статуса
иностранных граждан и лиц без гражданства; выявление роли
1 Информационное агентство России «ТАСС». Международная панорама:
ежедневное интернет-издание 2016 г. 10 мая [Электронный ресурс] // URL:
http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3268763
3
миграционной политики для государства; изучение правовых основ
формирования государственной миграционной политики Российской
Федерации и проблем их реализации.
Объектом исследования ᐧ данной работы являются общественные ᐧ отношения, обусловленные содержанием миграционного законодательства.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный
диалектический метод познания и неразрывно связанные с ним научные и
специальные методы: логический, системно-структурный, формально-
юридический, конкретно-социологический и иные методы научного
познания.
Законодательную базу исследования составили международные
правовые акты, Конституция РФ, Федеральный закон о правовом
положении иностранных граждан, иные федеральные законы Российской
Федерации, а также иные источники и материалы, представляющие
интерес для исследуемой темы.
Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой
исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединивших шесть
параграфов, заключения, библиографического списка использованных
источников.
4
1 Основные понятия, используемые в миграционном
законодательстве
1.1 Понятия «иностранный гражданин» и «лицо без
гражданства»
Понятия «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства»
закреплены в статье 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О
правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(далее- Федеральный закон № 115-ФЗ).
Иностранный гражданин, или попросту иностранец, — это человек,
который не является гражданином России и имеет документ,
подтверждающий принадлежность к гражданству иного государства. В
качестве такого документа могут выступать национальный паспорт
иностранного гражданина, удостоверение личности или иной документ
иностранного государства, признаваемый в Российской Федерации.
Иностранцами признаются не только лица, прибывшие в Россию из
других государств. Иностранными гражданами также могут являться дети,
рожденные в России, родители которых имеют иностранное гражданство.
Лицо без гражданства — это человек, который не является
гражданином какого- либо государства. Лиц без гражданства также
называют апатридами (от лат. apatris и др.-греч. ἀ + πατρίς).
Статья 15 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый
человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно
лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство» 2 .
В нашей стране большую часть апатридов составляют лица,
прибывшие в Россию в период распада СССР из сопредельных государств
и не оформившие до настоящего времени российское гражданство. Такие
лица проживают по паспортам гражданина бывшего СССР либо без
2 Всеобщая Декларация прав человека от 10.12.1948 Генеральной Ассамблеи
стран-членов ООН // Российская газета. - 1995. С. 5-6.
5
документов вообще. В настоящее время сотрудниками полиции
проводится активная работа по установлению и легализации лиц без
гражданства.
Как правило, в понятие "иностранный гражданин" законодатель
также включает понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев,
когда для лиц без гражданства установлены специальные правила,
отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Подводя итоги данного параграфа, следует отметить, что изучение
миграционного законодательства невозможно без полного и точного
определения понятий «иностранный гражданин» и «лицо без
гражданства».
1.2 Категории иностранных граждан и их правовое положение в
Российской Федерации
Иностранные граждане, проживающие в России, подразделяются на
три категории: временно пребывающие, временно проживающие,
постоянно проживающие.
Временно пребывающие иностранцы– это лица, которые находятся в
России на основании визы или в порядке, не требующим получения визы.
Виза — это документ, дающий право человеку на посещение
определенного государства. Визы выдаются на определенный срок,
бывают однократные, двухкратные и многократные. В зависимости от
цели въезда визы выдаются рабочие, деловые, коммерческие, частные,
учебные и т.д.
Для того, чтобы въезд граждан одного государства на территорию
другого стал безвизовым, данные государства должны заключить об этом
соглашение. В настоящее время в России установлен безвизовый въезд для
граждан 60 государств 3 , в том числе для граждан почти всех государств,
3 Условия въезда граждан иностранных государств в Российскую Федерацию
по дипломатическим, служебным (официальным, специальным), общегражданским
6
ранее входивших в состав СССР.
При пересечении границы иностранцу выдается миграционная карта-
документ, содержащий информацию о въезжающем, о его сроке и цели
пребывания в государстве въезда. При выезде из страны миграционная
карта сдается сотрудникам таможенных органов. По общему правилу
миграционная карта выдается на срок до 90 суток. Однако, ст. 5, 5.1
Федерального закона № 115-ФЗ определены основания для изменения
срока пребывания, как в сторону его продления, так и в сторону
сокращения. По окончании законного срока временного пребывания
иностранный гражданин обязан выехать за пределы России.
Таким образом, законность нахождения в России временно
пребывающего иностранца подтверждается миграционной картой или
визой.
Временно проживающие иностранные граждане– это лица, которые
получили разрешение на временное проживание в Российской Федерации.
Для иностранного гражданина разрешение на временное проживание
оформляется в виде штампа в его национальном паспорте; для лица без
гражданства выдается в виде отдельного документа. Временно
проживающий иностранный гражданин имеет право проживать в России
непрерывно, не выезжая, до 3-х лет.
Разрешение на временное проживание выдается в пределах квоты,
ежегодно устанавливаемой Правительством РФ для каждого региона с
учетом демографической ситуации, а также возможности обустройства
иностранцев в данном регионе. Временно проживающие иностранные
граждане не вправе по своему желанию менять место жительства, они
должны проживать только в том субъекте, где им разрешено временное
проживание.
паспортам// Консульский Департамент МИД России [Электронный ресурс] // URL:
https://www.kdmid.ru/cons.aspx?lst=cnslfunk&it=/
7
Постоянно проживающие иностранцы– это лица, получившие вид на
жительство. Вид на жительство – это документ, который по общему
правилу выдается лицу, прожившему в России на основании разрешения
на временное проживание не менее одного года.
В 2019 году значительно упростился порядок выдачи вида на
жительство. Так, ранее срок его действия составлял 5 лет, в настоящее
время срок действия вида на жительство не ограничен. Кроме того, в
некоторых случаях вид на жительство теперь выдается без получения
разрешения на временное проживание, минуя эту ступень. Такое право
получили, например, лица, родившиеся на территории РСФСР; а также
лица, имеющие родителя- гражданина России; носители русского языка;
дети и недееспособные, родители или опекуны которых имеют вид на
жительство.
Постоянно проживающие иностранные граждане могут выезжать в
другие субъекты России и менять место жительства по своему
усмотрению.
Таким образом, иностранный гражданин может временно пребывать
в России по визе или миграционной карте, иметь разрешение на временное
проживание или вид на жительство. В зависимости от категории
иностранного гражданина меняется его правовой статус.
В заключение данной главы, следует отметить, что правовой статус
иностранцев и апатридов в России практически не различается, их можно
рассматривать как единую группу- лица, не являющиеся гражданами
России, и меняется в зависимости от категории.
8
2 Особенности административно- правового статуса
иностранных граждан
2.1 Права и обязанности иностранных граждан
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без
гражданства основан на нормах международного права, Конституции
Российской Федерации, Федеральном законе № 115-ФЗ, других
федеральных законах, нормативных правовых актах и международных
договорах.
Так, в Конституции Российской Федерации говорится: «Наличие у
гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства
не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей,
вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено
федеральным законом или международным договором Российской
Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в
Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с
гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных
федеральным законом или международным договором Российской
Федерации». 4
Основная особенность административно-правового статуса
иностранных граждан заключается в ограничении избирательных прав- у
них нет права голоса, и они не могут быть избраны в органы
государственной власти. Только лица, имеющие вид на жительство, имеют
право избирать и избираться на выборах в органы местного
самоуправления.
Другое ограничение- иностранные граждане и апатриды не могут
замещать должности муниципальной и государственной службы в
Российский Федерации, быть командирами воздушного судна, членами
экипажа военного корабля.
4 Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020// СПС
«Консультант Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/
9
На иностранных граждан в России не распространяется воинская
обязанность.
Иностранные граждане, так же, как и россияне, имеют право на труд.
Однако, временно пребывающий иностранный гражданин должен
оформить разрешение на работу или патент.
Разрешения на работу оформляют иностранные граждане,
прибывшие в Россию в визовом порядке. Патент для осуществления
трудовой деятельности оформляют иностранцы, прибывшие в порядке, не
требующем получения визы.
Временно проживающие иностранные граждане вправе
осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу или
патента, но только в пределах субъекта, где им разрешено временное
проживания. Для работы в другом субъекте им необходимо оформить
разрешение на работу или патент.
Постоянно проживающие иностранные граждане могут работать в
любом субъекте Российской Федерации без оформления разрешительных
документов.
Рассмотрев права и обязанности иностранных граждан, приходим к
выводу, что в целом они имеют равные с гражданами России права и
обязанности, однако, их правовой статус имеет некоторые особенности.
2.2 Административная ответственность иностранных граждан
Иностранные граждане, нарушившие российское законодательство,
несут ответственность по законам Российской Федерации. Они могут
привлекаться как к уголовной, так и к административной ответственности.
За нарушения миграционного законодательства главой 18 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях" от
30.12.2001 N 195-ФЗ предусмотрена административная ответственность.
К наиболее злостным нарушителям законодательства применяются
такие суровые меры как выдворение за пределы России и депортация.
10
Депортация — это принудительная высылка иностранца за пределы
России в случае, если у него прекратились основания находиться в нашем
государстве, а он добровольно его не покинул. Например, если у него
закончился срок действия разрешения на временное проживание, и он не
выехал по окончании этого срока. Депортация может осуществляться за
счет самого иностранного гражданина или за счет государства. Решение о
депортации принимают должностные лица органов внутренних дел.
Административное выдворение применяется к лицам, незаконно
находящимся в Российской Федерации, которые длительное время
проживают без документов, подтверждающих право на проживание в
России, не выехали за пределы нашего государства по окончании
законного срока пребывания, а также к лицам, злостно неоднократно
нарушающим миграционное законодательство. Апатриды выдворяются в
страну исхода, то есть в то государство откуда они прибыли.
Решение об административном выдворении принимает суд.
Административное выдворение может осуществляться как за счет самого
иностранного гражданина, за счет пригласившей его организации или
физического лица, так и за счет государства. Судом может быть принято
решение о выдворении в форме самостоятельного контролируемого выезда
или в форме принудительного выдворения за пределы России.
Самостоятельный выезд такого лица контролируется сотрудниками
органов внутренних дел. Принудительное выдворение осуществляется
службой судебных приставов. Иностранцы и апатриды, подлежащие
принудительному выдворению, содержатся в специальных учреждениях до
вывоза за пределы России. Лицу, в отношении которого принимается
решение о выдворении за пределы России, въезд в Россию закрывается
сроком на 5 лет.
При принятии решения о депортации или выдворении за пределы
России суды и должностные лица органов внутренних дел основываются в
первую очередь на общепризнанных принципах, нормах международного
11
права, Конституции Российской Федерации, Федеральных законах
Российской Федерации.
Проведя анализ административно-правового статуса иностранных
граждан и лиц без гражданства, приходим к выводу, что в целом
иностранцы и имеют равные с гражданами России права и обязанности,
однако, их правовой статус имеет некоторые особенности. Так,
иностранцы ограничены в избирательном праве и в праве занимать
определенные должности, они не имеют в России воинской обязанности.
Трудовая деятельность временно пребывающих иностранных граждан
осуществляется на основании разрешительных документов. За нарушения
миграционного законодательства предусмотрена административная
ответственность, наиболее суровыми мерами являются административное
выдворение за пределы России и депортация.
12
3 Государственная миграционная политика Российской
Федерации
3.1 Роль миграционной политики для государства
В сложной иерархии мер внутренней и внешней политики любого
государства миграционная политика занимает самостоятельное место. В то
же время она тесно связана с основными блоками государственной
политики, влияет на них и одновременно зависит от них. Это тем более
справедливо, если учесть, что миграционная политика включает также
решение проблем обустройства мигрантов и их интеграции в новой среде
обитания.
Миграционная политика направлена на то, чтобы изменить или
поддержать численность и состав населения всего государства и
отдельных его частей путем воздействия на направление движения и
состав мигрантов. Её цель– обеспечить рациональное размещение
населения с точки зрения эффективного развития экономики и самого
населения, улучшение его качественного состава, равномерное развитие
отдельных регионов, сглаживание социально-экономической
дифференциации в условиях жизни населения.
О.Д. Воробьева справедливо считает, что государственная
миграционная политика чрезвычайно важна и необходима в переходный
период, на этапе глобальных изменений в политическом и экономическом
устройстве общества. Именно в переходный период, когда одни
регуляторы прекращают свое воздействие на процессы размещения
населения и изменения его численности, а другие оказывают однобокое
влияние, которое приводит к дисбалансу в этих процессах, чрезвычайно
важна научно обоснованная, экономически и демографически
просчитанная государственная миграционная политика 5 .
5 Воробьева О.Д. Методологические основы разработки миграционной
политики. В сб.: Миграция населения. Вып. 6: Миграционная политика. Приложение к
журналу «Миграция в России». М., 2001. с.8.
13
Процесс разработки государственной миграционной политики
должен пройти три последовательных и одинаково важных этапа.
Первый этап заключается в проведении всестороннего глубокого
анализа миграционных процессов в стране и социально-экономического
положения за достаточно длительный временный период. Он предполагает
также анализ факторов, влияющих на миграционную ситуацию и ее
дальнейшее развитие.
Политические решения должны приниматься, исходя из ответов на
несколько важнейших вопросов:
- достаточна или чрезмерна численность населения в государстве?
- отвечает ли качественный состав населения требованиям
социально-экономического развития?
- соответствует ли размещение населения (количественный и
качественный его состав) размещению природных ресурсов государства;
- какие категории мигрантов и виды миграционных процессов
требуют специальных методов регулирования?
Если демографические прогнозы указывают на нехватку населения,
то речь должна идти о привлечении мигрантов, а задача миграционной
политики состоит в удовлетворении спроса на рабочую силу на локальных
рынках труда. Наличие достаточной численности населения может
обеспечивать увеличение производства путем разработки имеющихся
природных ресурсов, и это обязательно должно сочетаться с поощрением
миграции капиталов. В этом случае миграция населения будет выступать
как фактор в программах миграции капиталов. В то же время численность
населения определяет спрос на товары и услуги на внутреннем рынке.
Следовательно, для достижения определенного уровня спроса может быть
поставлена задача увеличения численности населения. Повышение уровня
спроса также приводит к экономическому росту и в определенных
экономических концепциях является отправным элементом роста
производства.
14
Если в результате социально-экономического анализа и прогноза
численности населения выявляется необходимость сокращения
избыточного населения, то используются рычаги правового,
экономического и административного воздействия для уменьшения
притока населения, а в ряде случаев – для стимулирования его оттока из
региона или из страны в целом.
Второй этап разработки государственной миграционной политики
предполагает выработку целей, задач, принципов и основных направлений
политики и определение основных механизмов ее реализации. Для этого
очень важно изучение наиболее подходящих для конкретных исторических
и экономических условий государства методов управления
миграционными потоками. На этом этапе самую большую опасность
представляет автоматический перенос чужого опыта на специфическую
почву данного государства, использование общих приемов и методов
управления.
Третий этап заключается в разработке самих инструментов и
использовании механизмов реализации политики для достижения
поставленных целей и задач в соответствии с определенными на первом
этапе критериями.
Неотъемлемым элементом третьего этапа – этапа фактической
реализации политики – является мониторинг ситуации, преследующий две
равнозначные задачи: контроль за эффективностью проведения
выработанных мер с целью их оперативной корректировки и контроль за
социально-экономической и миграционной ситуацией с целью
оперативной корректировки самой миграционной политики. Разрыв
между реальной ситуацией и мерами миграционной политики чреват
движением в обратном от намеченной цели направлении.
При выборе приоритетов и определении целей миграционной
политики общие функции миграции населения играют стратегическую
роль. При определении конкретных мер для достижения определенных
15
целей наибольшее значение имеют специфические функции миграции,
такие, как экономическая и социальная 6 .
Экономическая функция приводит к обеспечению соединения
вещественных и личностных факторов производства и их количественному
и качественному соответствию 7 .
В заключении параграфа следует отметить, что миграционная
политика занимает важнейшую роль в государственной политике любого
государства. Являясь частью социально-экономической политики, она
выполняет структурирующую роль, т.е. увязывает проект социально-
экономического развития с проектом (прогнозом) количества, качества и
размещения населения.
3.2 Правовые основы формирования государственной
миграционной политики Российской Федерации, проблемы
реализации.
Основополагающим актом, определяющим государственную
миграционную политику в Российской Федерации, является Указ
Президента Российской Федерации от 31.10.2018 года №622 «Об
утверждении Концепции государственной миграционной политики
Российской Федерации на 2019-2025 года», в котором определены цели и
задачи данной политики. Целью миграционной политики является
создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в
сфере социально-экономического, пространственного и демографического
развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения
безопасности государства, защиты национального рынка труда,
поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в
российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской
6 Рыбаковский Л.Л. Гришанова А.Г., Кожевникова Н.И. Проблемы новой
миграционной политики в России. М., 1995.
7 Заславская Т.И., Рыбаковский Л.Л. Процессы миграции и их регулирование в
социалистическом обществе // Социологические исследования. 1978. №1.
16
культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов
России.
Основным источником восполнения населения Российской
Федерации и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами
должно оставаться его естественное воспроизводство. Миграционная
политика является вспомогательным средством для решения
демографических проблем и связанных с ними экономических проблем.
Она должна быть направлена на создание благоприятного режима для
добровольного переселения в Россию лиц, которые способны органично
включиться в систему позитивных социальных связей и стать
полноправными членами российского общества. При этом, обеспечивая
соблюдение разумного баланса государственных, общественных и частных
интересов, важно сохранять открытость Российской Федерации для тех
иностранных граждан, которые не связывают с ней свое будущее или
будущее своих детей и не намерены полностью интегрироваться в
российское общество, но рассматривают Россию как страну с
благоприятными условиями для удовлетворения своих экономических.
социальных и культурных потребностей, соблюдают требования
законодательства Российской Федерации, бережно относятся к ее
окружающей среде и природным ресурсам, материальным и культурным
ценностям, уважают многообразие региональных и этнокультурных
укладов жизни российского населения.
Основные направления миграционной политики в Российской
Федерации закрепляют ряд нормативно-правовых актов.
В первой группе законодательных актов, действие которых
направлено на реализацию внешней миграционной политики Российской
Федерации следует отнести:
1. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке
выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Закладывая основы механизма, призванного обеспечить право на свободу
17
передвижения (порядок получения выездных документов для россиян,
въезда, выезда и транзитного проезда для иностранцев), рассматриваемый
закон устанавливает случаи и основания такого права, включая в себе
отсылки к законодательству о безопасности, - к законам «О
государственной границе Российской Федерации» и «О государственной
тайне»
2. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-1 «О государственной
границе Российской Федерации» Данный закон включает правила
пересечения государственной границы РФ лицам и транспортным
средствам, перемещения через нее грузов, товаров, животных.
Ко второй группе законодательных актов, регулирующих процессы
внутренней миграции в Российской Федерации, относятся:
1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом
положении иностранных граждан в российской Федерации»,
устанавливающий административно-правовой статус иностранных
граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, который
включает в себя права на передвижение по территории Российской
Федерации.
2. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ «О
миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в
Российской Федерации», регулирующий отношения, возникающие при
осуществлении учета и отслеживания перемещений иностранных граждан
и лиц без гражданства по территории Российской Федерации.
3. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания
и жительства в пределах Российской Федерации», регулирующий
общественные отношения в сфере внутренней миграции российских
граждан, определяет также правовые основы регистрационного учета
граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту
жительства.
18
4. Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297–1 «О закрытом
административном образовании», который содержит нормы,
ограничивающие въезд и «или» постоянное проживание граждан на
соответствующей территории.
5. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве
Российской Федерации», который регулирует права иностранных граждан
и лиц без гражданства в части получения гражданства Российской
Федерации. Лица, реализовавшие данное право, одновременно обретают
право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации.
К третьей группе законодательных актов относятся:
1. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. №4528-1 «О беженцах». Нормы
закона определяют основания и порядок признания беженцем, а также
предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства
временного убежища на территории Российской Федерации, устанавливает
права и обязанности этих лиц.
2. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. №4530-1 «О вынужденных
переселенцах». Данный закон определяет статус вынужденных
переселенцев, полномочия федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления и в отношении указанной категории
лиц. В целом закон «О вынужденных переселенцах» ориентирован на
граждан Российской Федерации, однако вынужденным переселенцем
может быть признан иностранных гражданин, если он постоянно
проживает на законных основаниях на территории Российской Федерации,
и изменил место жительства в пределах территории Российской
Федерации по обстоятельствам, предусмотренным в Законе. В этой связи
вызывает недоумение пункт 1 статьи 14 Закона, который определяет, что
«Российская Федерация заключает с иностранными государствами
международные договоры по проблемам вынужденных переселенцев,
пребывающих в Российскую Федерацию из этих государств». Учитывая
19
то, что для большинства лиц, попадающих под указанную категорию,
определяющими критериями являются «выталкивающие факторы»,
имеющие чаще всего внезапный и угрожающий для жизни характер, не
вполне понятна позиция законодателя по отношению к объективно
сложившимся в Российской Федерации категориям вынужденных
переселенцев. Так, до настоящего времени не нашли правового признания
такие категории вынужденных мигрантов, как экологические мигранты,
жертвы техногенных катастроф, жители ликвидируемых и закрываемых в
результате деградации градообразующей базы городов и поселков,
граждане Российской Федерации, формально попадающие под категорию
беженцев и т.д.
В третью группу нормативно-правовых актов, регулирующих
отношения в сфере миграции, входят иные, кроме федеральных законов,
нормативные правовые акты Российской Федерации. В иерархии правовых
норм, регулирующих правоотношения в сфере миграции им, отводится
место, выражаемое следующей юридической формулой: они создаются на
основе (основании) и во исполнение Конституции РФ, законов Российской
Федерации. Поэтому в отличие от законодательных актов, миграционного
законодательства России, они содержат более обособленные нормы,
направленные на урегулирование общественных отношений в конкретной
области реализации государственной миграционной политики. К ним
относятся: указы и распоряжения Президента Российской Федерации,
постановления и распоряжения Правительства РФ.
Четвертую группу источников правового регулирования отношений
в миграционной сфере составляют конституции республик в составе
Российской Федерации, их законодательство, президентские и
правительственные нормативные акты, а также законодательные акты
краев, областей, городов федерального значения, уставы субъектов
Российской Федерации и нормативно-правовые акты, издаваемые
органами государственной власти и государственного управления этих
20
образований (решения представительных органов, постановления и
распоряжения глав администраций).
Доля соответствующих правовых актов в законодательном массиве,
регулирующем миграционные процессы в Российской Федерации,
предельно мала. Так до введения в действие Государственной программы
по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую
Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом в соответствии
с которой субъекты Российской Федерации разрабатывают и принимают
региональные программы переселения, она заключалась лишь в ежегодном
предоставлении предложений в Правительство РФ по утверждению квоты
на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданстве,
привлечение иностранной рабочей силы, а также в установлении режима
пограничных зон.
Пятую группу нормативных правовых актов, составляют
ведомственные нормативные акты, которые на более детальном уровне
регламентируют административно-правовую деятельность органов
исполнительной власти в сфере миграции. К ним относятся: директивы и
распоряжения министров и директоров служб, приказы, инструкции
соответствующих министерств и служб, уполномоченных в сфере
реализации миграционной политики.
Необходимо отметить, что регулирование миграционных процессов
может осуществляться не только актами центрального органа
федерального уровня, но и изданным в его исполнении актом структурного
подразделения данного органа регионального и местного уровня.
Шестая группа – приказы и распоряжения руководителей
государственных учреждений и структурных подразделений федеральных
органов исполнительной власти.
Завершая анализ системы миграционного законодательства
необходимо сделать вывод о том, что в Российской Федерации существует
достаточно большая нормативно-правовая база для регулирования
21
различного рода миграционных отношений. При этом она не является
совершенной. В российском законодательстве отсутствует базовый
федеральный закон, определяющий принципиальные правовые основы
миграционной политики (иммиграции, эмиграции) Российской Федерации.
Отдельные законодательные акты в сфере миграции устарели
применительно к складывающейся демографической ситуации, а также
современным реалиям развития международных и внутренних
миграционных процессов, происходящих в нашей стране.
В заключении главы следует отметить, что миграционная политика
Российской Федерации направлена на решение задач в сфере социально-
экономического, пространственного и демографического развития страны,
повышения качества жизни ее населения. Однако, направленность
действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в
сфере миграции скорее ориентирована на определение правового статуса
отдельных категорий мигрантов, на обеспечение соответствующих
административно-правовых режимов пространственных перемещений,
обеспечение прав потенциальных новоселов. Миграционное
законодательство разрозненно и требует консолидации на основе базовых
принципов свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства
в пределах Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственная политика Российской Федерации направлена на
создание благоприятного режима для добровольного переселения в
Россию лиц, которые способны органично включиться в систему
позитивных социальных связей и стать полноправными членами
российского общества. В последние годы внесен ряд изменений в
российское миграционное законодательство, направленных на его
упрощение.
22
В ходе анализа законодательства в сфере миграции было выявлено
три категории иностранных граждан и апатридов: временно пребывающие,
временно проживающие и постоянно проживающие.
При подробном анализе административно-правового статуса
указанных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства,
установлено, что в целом иностранцы и имеют равные с гражданами
России права и обязанности, но их правовой статус имеет некоторые
особенности. Так, иностранцы ограничены в избирательном праве и в
праве занимать определенные должности, они не имеют в России воинской
обязанности. Трудовая деятельность временно пребывающих иностранных
граждан осуществляется на основании разрешительных документов. За
нарушения миграционного законодательства предусмотрена
административная ответственность, наиболее суровыми мерами являются
административное выдворение за пределы России и депортация.
Третья глава работы посвящена изучению государственной
миграционной политики Российской Федерации и проблем ее реализации.
На основе проведенного анализа сделан вывод, что миграционная
политика Российской Федерации направлена на решение задач в сфере
социально-экономического, пространственного и демографического
развития страны, повышения качества жизни ее населения. Однако,
направленность действующих законодательных и иных нормативных
правовых актов в сфере миграции скорее ориентирована на определение
правового статуса отдельных категорий мигрантов, на обеспечение
соответствующих административно-правовых режимов пространственных
перемещений обеспечение прав потенциальных новоселов. Миграционное
законодательство разрозненно и требует консолидации на основе базовых
принципов свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства
в пределах Российской Федерации.
23
Список использованных источников
1. Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12
декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского
голосования 01.07.2020// СПС «КонсультантПлюс». – URL:
http://www.consultant.ru/document/ cons _doc_LAW_28399/ (дата обращения
15.05.2021).
2. Всеобщая Декларация прав человека [Текст]: Принята 10
декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН // Российская газета. -
1995. - 05 апреля. - Ст. 5-6.
3. Закон РФ «О закрытом административном образовании» от
14.07.1992 г. № 3297–1 (ред. от 24.02.2021) // СПС «Консультант плюс». –
Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 05.05.2021).
4. Закон РФ «О беженцах» от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от
08.12.2020) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/ (дата обращения 15.05.2021).
5. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993
№4530-1 (ред. от 08.12.2020) // СПС «Консультант плюс». – Режим
доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 15.05.2021).
6. Закон РФ «О государственной границе Российской
Федерации» от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 08.12.2020) // СПС
«Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата
обращения 15.05.2021).
7. Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах
Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 08.12.2020) // СПС
«Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата
обращения 15.05.2021).
8. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской
Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 №114-ФЗ
24
(ред. от 08.12.2020) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/ (дата обращения 15.05.2021).
9. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»
от 31.05.2002 №62-ФЗ (ред. от 13.07.2020) // СПС «Консультант плюс». –
Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 15.05.2021).
10. Федеральный закон «О правовом положении иностранных
граждан» от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // СПС «Консультант
плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения
15.05.2021).
11. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных
граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006
№109-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // СПС «Консультант плюс». – Режим
доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 15.05.2021).
12. Указ Президента РФ «О Концепции государственной
миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы» от
31.10.2018 N 622 // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/ (дата обращения 15.05.2021).
13. Воробьева О.Д. Методологические основы разработки
миграционной политики. В сб.: Миграция населения. Вып. 6//
Миграционная политика. Приложение к журналу «Миграция в России».
М., 2001. с.8.
14. Заславская Т.И., Рыбаковский Л.Л. Процессы миграции и их
регулирование в социалистическом обществе // Социологические
исследования. 1978. №1.
15. Макарейко Н. В. Административное право. Учебное пособие
для СПО //М.: Юрайт, 2017. 260 с.
16. Прудникова А.С. Государственно-правовые основы миграции
и миграционных процессов под редакцией // М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021.
579 с.
25
17. Рыбаковский Л.Л. Гришанова А.Г., Кожевникова Н.И.
Проблемы новой миграционной политики в России // М., 1995.
18. Условия въезда граждан иностранных государств в
Российскую Федерацию по дипломатическим, служебным (официальным,
специальным), общегражданским паспортам // Консульский Департамент
МИД России [Электронный ресурс] // URL:
https://www.kdmid.ru/cons.aspx?lst=cnslfunk&it=/ (дата обращения
15.05.2021).
19. Информационное агентство России «ТАСС». Международная
панорама: ежедневное интернет-издание 2016 г. 10 мая [Электронный
ресурс] // URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3268763 (дата
обращения 15.05.2021).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!