это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3180991
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
История развития зубоврачевания уходит своими корнями в
глубокую древность. Зубоврачебное дело в России активное развитие
получило в начале 18 века благодаря Петру 1, который проявлял живейший
практический интерес к этой науке.
Во все времена людей волновал вопрос избавления от зубной боли.
Далее в процессе развития человечества стало интересовать вопросы
замещения отсутствующих зубов и эстетика зубов и улыбки. В
России в роли народных «лекарей» зубных болезней выступали цирюльник
кузнецы, бывшие больничные служители, пастухи, монахи и др.
Народная медицина использовала свои способы избавления от зубной
благодаря широкому применению в лечении зубов и десен
лекарственных трав и растений.
1. История зубоврачевания как самостоятельной области
медицины
1.1 Развитие зубоврачевания в России
История зубоврачевания как самостоятельной области медицины
ведет свое начало с 1700 года, когда во Франции был издан соответствующий
королевский декрет. Он стал основанием для появления новой врачебной
специализации — хирург-дантист, которая давала право заниматься
зубоврачебной практикой. Чтобы получить вожделенное звание, докторам
необходимо было выдержать специальный экзамен перед комиссией, в
которую входили именитые хирурги.
В России сфера зубоврачевания получила мощный толчок к развитию
во время реформ царя Петра I, который в 1710 году ввел в оборот
официальное звание «зубной врач».
Посещая Голландию (1698 и 1717 гг.), он приобрел анатомическую
коллекцию анатома Ф.Рюйша, положив начало фондам первого русского
музея – Кунсткамеры (ныне Музей антропологии и этнографии в С.-
Петербурге), в котором хранится «Реестр зубам, дерганым императором
Петром I». В коллекции содержится 73 зуба, удаленных лично Петром I.
Зубоврачеванием в XVIII в. занимались дантисты, цирюльники,
знахари и лекари, выпускники госпитальных школ. Первым обладателем
почетного титула стал француз Франсуа Дюбрель.
В 1710 г. в России было введено звание «зубной врач». Дантисты
обучались путем ученичества, а для получения звания «зубной врач» им
необходимо было сдать экзамен в Медицинской канцелярии, или в
Медицинской коллегии, в университете, а позднее - в Медико-хирургической
академии.
В 1755 г. был открыт Московский университет с медицинским
факультетом при нем (1764 г.), который сыграл выдающуюся роль в деле
подготовки медицинских кадров, кроме зубоврачебных.
В 1809 г. впервые начал издаваться «Российский медицинский
список», содержащий сведения о специалистах в области медицины, в том
числе и зубоврачевания (всего в нем числилось 18 дантистов). Первым в этом
списке значится Илья Лузгин, которого, видимо, следует считать «одним из
первых зубных врачей в России». В 1810 г. были изданы «Правила об
экзаменах» медицинских чиновников, которыми было введено звание
«зубной лекарь», вместо прежнего - «зубной врач». Лекари, выпускники
госпитальных школ, медико-хирургических училищ, Медико-хирургических
академий, университета имели право лечить все болезни без исключения и
производить все операции. Для занятия зубоврачебной практикой они не
нуждались в дополнительном дипломе дантиста.
Помимо лекарей, выпускников госпитальных школ и университета, в
России готовились кадры среднего медицинского персонала - фельдшеры и
цирюльники.
Фельдшеры обучались в фельдшерских школах (1741г.), где они
изучали не только анатомо-физиологические особенности зубочелюстной
системы, но и осваивали элементы зубоврачебной практики: оказание
помощи при вывихе нижней челюсти, переломах челюстей, при зубной боли,
при удалении зубов.
Цирюльники обучались у полковых лекарей, в госпиталях и
больницах. Цирюльники должны были уметь проводить операции в малой
хирургии (удаление зубов относилось к малой хирургии).
Кроме дипломированных цирюльников, было много иностранцев,
которые не имели не только медицинского, но и общего образования. Хотя
медицинская практика для таких лиц была запрещена в 1721 г., многие из
них, из корыстных побуждений, обходили этот запрет.
Строгого разделения на «дантистов» и «зубных лекарей» не было.
Дантисты и зубные лекари обучались путем ученичества у таких же
неопытных дантистов и зубных лекарей, в основном за границей.
С 1838 г. обучение дантистов путем ученичества стало
распространяться и в России.
Для получения зубоврачебной практики в России зубным врачам и
дантистам необходимо было сдать соответствующий экзамен при наличии
свидетельства об ученичестве (по правилам 1838 г.). До 1808 г. экзамен
принимали в С.-Петербурге и в Москве. С 1808 г. Медико-хирургические
академии и университеты всей России получили право принимать экзамены
и присваивать соответствующие медицинские звания, в том числе «зубной
лекарь». Экзамен принимали по анатомии челюстей, зубов, болезням зубов и
лекарственным веществам, применяемым в зубоврачебной практике. Кроме
того, необходимо было сделать несколько зубоврачебных операций и уметь
вставлять искусственные зубы. Только после этого выдавалось разрешение
на тот, или иной вид зубоврачебной практики на территории России.
Большое значение для подготовки русских лекарей, владеющих
обширными знаниями в области зубоврачевания и челюстно-лицевой
хирургии, имели первые пособия на русском языке.
Главный хирург С.-Петербургского адмиралтейского госпиталя
М.И.Шеин перевел с латинского языка на русский «Основательные
наставления хирургические» (1761 г.) Захария Платнера. Профессор Н.М.
Максимович-Амбодик (1744-1812) сделал перевод с немецкого учебника
И.Ф.Шрейбера «Руководство к познанию и врачеванию болезней
человеческих наружных и внутренних» (1781 г.), а также перевел книгу
И.И.Пленка «Врачебное наставление о любострастных болезнях» (1790 г.).
Выдающийся деятель отечественной медицины А.Г. Бахерахт (1724-1806)
издал монографию «Практические рассуждения о цинготной болезни» (1786
г.). Из защищенных диссертаций на зубоврачебные темы в XVIII в. можно
назвать диссертацию Якова Европеуса «О скорбуте» (1765 г.), диссертацию
М.С.Крутеня «О жевании» (1765 г.).
1.2 Вклад в развитие зубоврачевания
В первой половине XIX века наука в России, в том числе и
медицинская, начала бурно развиваться. Зубоврачевание, в основном,
формировалось в рамках хирургии, поэтому сведения по вопросам
зубоврачевания содержатся в литературе этого профиля.
Особую роль в развитии медицины, в том числе и зубоврачевания, в
первой половине XIX в. сыграли С.-Петербургская Медико-хирургическая
академия и Московский университет, в которых зародились первые в России
научные медицинские школы: анатомическая школа П.А.Загорского и
хирургическая школа И.Ф.Буша.
Эти школы воспитали целую плеяду талантливых хирургов,
крупнейших ученых, прославивших отечественную медицину. Большой
вклад в развитие зубоврачевания внесли выпускники этих школ
П.А.Загорский, И.В.Буяльский, И.Ф.Буш, Н.И.Пирогов и др.
Неоценимый вклад в развитие стоматологии XIX века внес
гениальный хирург Николай Иванович Пирогов . Будучи управляющим
Санкт-Петербургским заводом военно-врачебных заготовлений, он создал
разные типы хирургических наборов, которые включали стоматологические
инструменты – ключ зубной с винтами и рукояткой, щипцы зубные кривые,
«козью ножку», аппарат для перевязки переломов челюсти и так далее. За
свою практику Пирогов провел более 130 челюстно-лицевых операций (не
считая удаления зубов).
В 1855 г. была опубликована работа ученого «Рак нижней губы», в
которой были приведены результаты подробного патолого-анатомического
исследования эпителиального рака нижней губы и описаны хирургические
методы лечения этого заболевания. Исполняя обязанности управляющего С.-
Петербургским заводом военно-врачебных заготовлений, Н.И.Пирогов
создал различные типы хирургических наборов, которые содержали также
инструменты для челюстно-лицевых операций, зубоврачебный
инструментарий. Даже батальонные наборы Н.И.Пирогова включали зубной
ключ с тремя и двумя винтами и рукояткой, щипцы зубные кривые и козью
ножку. По заказу Н.И.Пирогова был сделан ранец с хирургическими
инструментами, куда входили зубной ключ, аппарат для перевязки
переломов нижней челюсти, Т-образная головная повязка, повязка лицевая,
носовая и другие предметы.
Велики заслуги И.В.Буяльского (1789-1866) в анатомии, хирургии, а
также и в зубоврачевании.
Большой интерес представляют его «Анатомико-хирургические
таблицы», в которых представлена техника проведения многих операций, в
том числе и зубоврачебных. Им впервые в России была сделана операция
односторонней резекции верхней челюсти по поводу новообразования, а
также пластическая операция: восстановление нижней губы из кожи
подбородка.
Велика роль в развитии зубоврачевания в России и других ученых,
так в 1838 году в отчете Медико-хирургической академии о 150 важнейших
операциях, проведенных А.И.Овером, дается в частности описание 5 полных
и частичных «отнятий» верхней и нижней челюстей.
В первой половине XIX в. появляется много печатных работ рядовых
русских лекарей. Среди них особого внимания заслуживает труд
A.M.Соболева «Дентистика или зубное искусство о лечении зубных болезней
с приложением детской гигиены» (1829 г.). В предисловии к своей книге он
пишет, что дентистика — это наука, один из разделов медицины.
В этом труде представлены все разделы зубоврачевания: терапия,
хирургия, ортопедия и ортодонтия, а также освещены вопросы профилактики
заболеваний зубов. Среди причин возникновения кариеса зубов автор
выделял социально-экономические факторы, в то время как в Западной
Европе господствовала узколокалистическая теория возникновения кариеса.
В это время появляется ряд переводных и оригинальных работ по
зубоврачеванию: в их числе перевод А.Никитиным (1821) с немецкого языка
монографии К.Ф.Грефе по ринопластике, книги Б.Гана «Распознавание и
лечение золотушной и английской болезни и трудного прорезывания зубов у
детей» (1829 г.) и др.
Очевидная нехватка зубных лекарей привела к тому, что в 1829 году
был издан закон, который разрешал женщинам заниматься
зубоврачеванием. Таким образом, впервые был осуществлен допуск женщин
к получению специального образования и зубоврачебной практике. В числе
первых женщин-дантистов, безусловно, должны быть упомянуты Мария
Назон (из Варшавы) и Елена Францевна Воягль‐Свидерская. К началу
двадцатого столетия зубных врачей женщин в России было уже 1130
человек, что составляло около трети всех зубных врачей.
За всю первую половину XIX в. в С.-Петербурге выдержали экзамены
и получили право на зубоврачебную практику всего 54 человека.
Зубоврачебную помощь, в основном, оказывали лекари. Зубные врачи
обслуживали придворную знать, высшие учебные заведения и некоторые
закрытые учреждения, они имели широкую частную практику, занимаясь, в
основном, протезированием. Подлекари, лекарские помощники, фельдшеры
и цирюльники производили малые операции, к числу которых относилась и
экстракция зубов. Эта группа медицинских работников сыграла
определенную роль в практическом зубоврачевании, так как, в основном, она
обслуживала бедные слои городского, сельского населения и армию.
Для развития зубоврачевания во второй половине XIX в. большое
значение имела деятельность хирургов Медико-хирургической академии:
академика П.П. Заблоцкого-Десятовского (1816-1892), С.П.Коломнина (1842-
1886), Н.А. Вельяминова (1855-1922), М.С.Субботина и др. В это время
появились сообщения о производстве некоторых зубоврачебных операций:
по уранопластике (Э.В.Каде, 1862г; К.Ф.Гепнер, 1886г.), операции на нижней
челюсти по поводу рака (М.С.Субботин,1873 г.), операции волчьей пасти
(М.С.Субботин,1894 г.).
Вопросам детского зубоврачевания много внимания уделял
профессор Н.П. Гундобин (1860-1908).
В 90-х годах XIX века был защищен ряд диссертаций по вопросам
зубоврачевания, в том числе диссертация А.К. Лимберга «Современная
профилактика и терапия костоеды зубов» (1891 г.), в которой впервые в мире
был предложен метод плановой санации полости рта у детей,
использованный позднее в практике советского здравоохранения.
На развитие зубоврачевания определенное влияние оказали
диссертации: А.Х.Пандера «De dentium structure» (1856 г.), посвященная
изучению структуры зубных тканей, В.М. Антоневича «О реплантации и
трансплантации зубов» (1885 г.), которая была первым оригинальным трудом
не только в отечественной, но и в мировой литературе по данной проблеме.
Вопрос специального одонтологического образования в России
привлекал внимание многих ученых, врачей, дантистов. Одни из них
ратовали за открытие частных зубоврачебных школ (П.А.Синицын,
И.И.Хрущов, Ф.И.Важинский), другие настаивали на открытии
одонтологических факультетов при университетах (Н.В.Склифосовский,
А.К.Лимберг, С.П.Коломнин, А.И.Кудряшов, Ф.А.Звержховский).
Неоценимый вклад в развитие как хирургии, так и зубоврачевания внес
выдающийся хирург Н.В.Склифосовский (1836-1904). В ходе своей работы
он установил высокую распространенность кариеса зубов у городских
жителей, доказав тем самым связь между поражаемостью зубов и влиянием
внешней среды, а также указал на необходимость проведения санации
полости рта и профилактических мероприятий.
Кроме этого, Склифосовский многое сделал для организации
образовательного курса по стоматологии. На VI съезде русских
естествоиспытателей и врачей по его предложению было принято решение о
создании самостоятельных клинических доцентур по зубным болезням. В
конце XIX века приват-доцентуры по одонтологии уже были организованы в
Московском университете, при Военно-медицинской академии и на Высших
женских медицинских курсах в Санкт-Петербурге.
Склифосовский также известен тем, что первым в мире применил
местное обезболивание раствором кокаина при операции на твердом небе.
Им был сконструирован аппарат, поддерживающий наркоз в полости рта.
При помощи этого изобретения врачу удалось провести очень редкую
операцию двухсторонней резекции верхней челюсти.
Чем больше становилось врачей, оказывающих профессиональные
услуги по лечению зубов, тем острее была потребность в специально
оборудованных помещениях. Сначала это были единичные кабинеты при
больницах или скромные частные практики. Со временем спектр
стоматологических услуг расширялся, и одного кабинета зачастую
оказывалось мало, поэтому успешные дантисты стали открывать частные
клиники.
Главными атрибутами зубоврачебных кабинетов XIX века были два
изобретения: зубоврачебное кресло и бормашина.
Прообразом бормашин с педальным приводом стало изобретенное в
1846 году американцем Амосом Уэскоттом кольцо со втулкой,
предназначенное для надевания на указательный палец правой руки.
Приспособление помогло защитить руки врача во время манипуляций и
несколько облегчить процесс вращения ручного бора пальцами. Уже в
середине XVIII века появились усовершенствованные ручные
приспособления, использующие принцип ротационного движения —
специальные зубоврачебные дрели, которые значительно облегчили труд
врачей, но были еще очень далеки от идеала.
В России бормашины с педальным приводом не производились.
Единственным местом, где вообще делали отечественные бормашины, была
первая зубоврачебная мастерская И.И. Хрущева, которая появилась в Санкт-
Петербурге в 1886 году. Кроме бормашин, там делали специальные
зубоврачебные кресла, а также различные инструменты и оборудование,
образцами для которых служила продукция зарубежных фирм. К сожалению,
практикующие стоматологи не оценили по достоинству разработки
мастерской и предпочитали закупать все необходимое в Америке, Германии
или Англии. Но использование импортных инструментов и оборудования
было затруднено из-за отсутствия мастерских для их ремонта.
Почти одновременно с изобретением Моррисоном педальной бормашины
появилось первое зубоврачебное кресло, оборудованное гидравлическим
механизмом регулирования высоты сиденья. Его разработчиком стала
компания «С.С.Вайт». Кресло изготавливалось из железа и обивалось кожей,
что делало возможной его антисептическую обработку.
В конце XIX века основное внимание конструкторов было
сосредоточено на проектировании максимально функциональных и удобных
зубоврачебных кресел. Одновременно в Америке, Англии, Германии и ряде
других стран появились зубоврачебные кресла, оборудованные рычагами и
педалями, в том числе и гидравлическими, позволяющими устанавливать их
в нужном положении, удобном как для врача, так и для пациента.
В 1892 г. была открыта доцентура по зубным болезням в Военно-
медицинской академии С.-Петербурга. Ее основателем был приват-доцент
П.Ф.Федоров. Создание и деятельность одонтологических доцентур имело
исключительное значение для становления одонтологии как самостоятельной
научной и учебной дисциплины.
Первая самостоятельная кафедра одонтологии в России была открыта
в 1892 г. при Клиническом институте усовершенствования врачей в С.-
Петербурге. Цикл лекций по одонтологии стал читать А.К.Лимберг (1856-
1906).
В 1899 г. при С.-Петербургском женском институте (ныне С.-
Петербургский государственный медицинский университет им. академика
И.П.Павлова) А.К.Лимбергом была организована одонтологическая кафедра,
руководить которой с 1901 г. (после болезни А.К.Лимберга) будет
Ф.А.Звержховский. В 1906 г. кафедра была преобразована в доцентский курс
при кафедре госпитальной хирургии. С этого же года институту было дано
право принимать экзамены на звание зубного врача у лиц, окончивших
зубоврачебные школы.
В 1881 г. в С.-Петербурге Ф.И.Важинский открыл первую в России
частную зубоврачебную школу. Для получения звания «зубной врач»
выпускник школы должен был держать экзамен в Военно-медицинской
академии или на медицинском факультете университета. В связи с
открытием первой русской зубоврачебной школы Ф.И.Важинского,
появление учебника И.И.Хрущова «Полный зубоврачебный курс» (1886 г.)
было особенно важным событием.
При оказании зубоврачебной помощи, как при лечении зубов, так
и при выполнении хирургических операций врачи находились в поиске
проблемы обезболивания врачебных манипуляций. В России первая
операция под эфирным наркозом была проведена в 1847 году
известным хирургом профессором Ф.И. Иноземцевым. И в этом же
году отечественными авторами Н.И. Пироговым и Н.В. Маклаковым уже
были опубликованы две монографии обобщающие первый опыт
применения эфирного наркоза в эксперименте и клинике. Но
отрицательные качества эфирного наркоза, возможность нежелательных
осложнений, стимулировали поиск новых веществ и технологий для
общего обезболивания. Дальнейшие поиски эффективного обезболивания
привели к открытию местной анестезии, которая такжепрошла исторический
путь заблуждений и ошибок. Начало эры местного обезболивания
связано с получением в чистом виде кокаина.
В зубоврачебной хирургии кокаин с адреналином впервые применил П.И.
Таубкин в 1903 году. Местная кокаиновая анестезия находит
применение и в челюстно-лицевой хирургии.
Первая зубоврачебная школа в Москве была открыта в 1892 г.
И.М.Коварским (1856-1955). Первоначально школа размещалась на
Петровке, затем в Каретном ряду. В дни декабрьского вооруженного
восстания 1905 г. школа была закрыта и только в 1906 г. на Долгоруковской,
18 было построено новое здание школы. К 1916 г. в России было открыто
около 20 частных зубоврачебных школ.
В 1891 г. был издан закон «О преобразовании обучения
зубоврачебного искусства», который устанавливал два звания для
специалистов по зубоврачеванию: «дантист» и «зубной врач». Звание
«дантиста» присваивалось обучавшимся путем ученичества в частных
кабинетах, звание «зубного врача», - обучавшимся в частных зубоврачебных
школах, деятельность которых с 1891 г. определялась «Нормальным
уставом». Новый устав не предусматривал прекращения подготовки
дантистов путем ученичества, которое продолжалось в течение всего XIX
столетия (до 7 мая 1900 г.).
Начало XX века ознаменовалось восстаниями, революциями,
войнами, которые принесли много жертв. Челюстно-лицевые ранения
требовали специализированной помощи, что послужило сближению общей и
челюстно-лицевой хирургии. В этот период открываются челюстно-лицевые
госпитали в Москве, Петрограде, Киеве, Смоленске и др. городах.
В 1920 г. было издано постановление Наркомздрава и Наркомпроса о
создании на медицинских факультетах государственных университетов
кафедр одонтологии с соответствующими клиниками, на которых
предполагалось преподавание специального курса по всем разделам
одонтологии. Такие кафедры были организованы в Донецке, в I Московском
государственном университете, Астрахани, Казани, Воронеже, Иркутске
Ленинграде, Минске, Тифлисе и др. городах.
2 апреля 1922 г. в Москве, в помещении школы И.М.Коварского, был
открыт Государственный институт зубоврачевания (ГИЗ). В 1927 году ГИЗ
был переименован в ГИСО (Государственный институт одонтологии и
стоматологии). Впервые в названии медицинского учреждения появляется
термин «стоматология». В 1932 г. на базе ГИСО был сформирован ГНИИСО
(Государственный научно-исследовательский институт стоматологии и
одонтологии), а в 1935 г. был открыт МСИ (Московский стоматологический
институт), обучение студентов в институте продолжалось четыре года. В
1939 г. институт был переименован в МГСИ (Московский государственный
стоматологический институт, а в 1949 г. он стал ММСИ (Московский
медицинский стоматологический институт). С этого года срок обучения
студентов-стоматологов был продлен до пяти лет. В 1968 г. в ММСИ был
открыт лечебный факультет. В 1999 г. институт получил статус
университета.
Стоматология оформилась как наука и практический вид
медицинской деятельности. В институтах стали открываться
стоматологические кафедры, увеличивался набор студентов, стало издаваться
большое количество научной стоматологической литературы, появились
научные стоматологические журналы.
Важную роль в организации стоматологической помощи играл и
играет, организованный в 1962 г. Центральный научно-исследовательский
институт стоматологии ЦНИИС), который является координирующим
центром по научно-практическим проблемам стоматологии.
В целом зубоврачебной помощью в конце ХIХ века в России
могли пользоваться только имущие слои населения, так как этот вид
помощи считался роскошью. Зубные врачи открывали частные зубные
лечебницы. Большинство из работавших в те годы зубных врачей получило
профессиональное образование в известных зубоврачебных школах
Санкт-Петербурга, Москвы, Харькова, Варшавы.
На селе зубоврачевания не было и крестьянское население не
знало, что такое зубной врач. Ротный фельдшер и знахарь были
хозяевами медицинской, в том числе и зубоврачебной помощи на селе.
В России ХIХ начала ХХ века зубным врачам были доступны
переведенные на русский язык достаточно известные труды зарубежных
специалистов и применение достижений иностранных специалистов в
области зубоврачевания и зубного протезирования достаточно быстро
нашло применение на ниве российского зубоврачевания. Довольно
широко применялось использование каучука, вулканизационных камер,
золота, в эндодонтии, пломбировании кариозных полостей, изготовление
коронок, применение специальных боров и применение для пломб
легкоплавкого металла, изготовление слепков из воска, а затем из
гипса, протезирование зубов из фарфора, совершенствование техники и
инструментария для удаления зубов и др.
Оборудование и материалы, необходимые для организации зубоврачебного
дела завозились из-за границы, преимущественно из
Германии, Англии и Америки.
К 1990 г. в СССР было два стоматологических института (Москва и
Полтава), два научно-исследовательских института стоматологии (ЦНИИС,
Москва и НИИ стоматологии в Одессе). После распада СССР, на территории
Российской Федерации функционируют: стоматологический университет, 48
стоматологических факультетов и 6 факультетов при классических
университетах.
2. Стоматология сегодня
К одним из немногих положительных моментов той эпохи можно
отнести разделение стоматологии на основные профили: терапевтический,
хирургический, ортопедический и детский. По такой системе работают
дантисты и в наше время.
Большую роль в развитии стоматологии сыграла, зарегистрированная
в феврале 1993 г. Министерством юстиции, Стоматологическая ассоциация
России (СтАР), основной задачей которой является защита и охрана прав
стоматологов перед лицом государства и общества.
После распада Советского Союза зубоврачевание в России
претерпело значительные изменения. В его деятельность начали активно
внедряться рыночные отношения. Это привело к появлению целого ряда
частных клиник, кабинетов, предприятий по выпуску отечественных
материалов и инструментов. Больницы переоснащались современным
оборудованием, врачам и ученым наконец-то были открыты мировые
технологии и методики. В практику внедрялись новые материалы,
металлокерамические конструкции протезов, начали активно развиваться
трансплантология и эстетическая стоматология.
Стоматология сегодня — это область клинической медицины,
которая изучает болезни и дефекты зубов, костей, слизистых оболочек и
других органов полости рта, а также постоянно находится в поиске методов
их диагностики, лечения и профилактики.
Как память о прошлом, когда зубоврачевание еще не достигло
сегодняшних высот, у многих пациентов остался страх посещения
стоматолога. Но не стоит забывать, что теперь на службе врачей самая
современная аппаратура, а также передовые способы протезирования и
инновационные материалы и медикаментозные средства для лечения зубов.
И каждый год появляются новые методики и аппараты, которые расширяют
возможности врачей и позволяют делать то, что еще столетие назад казалось
настоящим чудом.
Главной задачей стоматологии как науки и практического вида
помощи на современном этапе является создание качественной
гарантированной стоматологической помощи населению. Для успешного
решения поставленных задач необходимо повышение качества подготовки
кадров врачей стоматологического профиля, внедрение в стоматологическую
практику новейших достижений науки и техники с использованием
современных технологических исследований на базе современного
оборудования.
Заключение
Таким образом, анализ исторического процесса становления и
развития отечественной стоматологии показал, что начальный период
истории отечественной стоматологии в России развивался в рамках частного
зубоврачевания. Необходимо особо отметить, что за этот небольшой период
зубоврачевание стало оформляться,как самостоятельная медицинская дисцип
лина, выделившаяся из хирургии и получившая официальное признание,
как социально-значимый раздел медицины. Активное развитие
зубоврачевания в виде создания необходимых организационных
структур, получения профессионального образования и его совершенствован
ия, создание профессиональных объединений, печатных органов,
активной научно-исследовательской деятельности связано с именами
выдающихся отечественных специалистов. Это прежде всего
А.К. Лимберг, А.П. Синицин, А.М. Соболев, П.Ф. Федоров, И.И.
Хрущев, Н.А. Астахов, Г.И. Вильга, Б. Вагенгейм, Е.М. Гофунг, А.Ф.
Зверж‐ ховский и другие.
Список литературы:
1. Бассалык Д.А. Реформа зубоврачебного образования в 1918-1920
гг. и ее развитие в РСФСР в годы первых пятилеток. М-. «Стоматология».-
1961.-№5.-С.82-87.
2. Борисенко К.А., Белолапоткова А.В. Становление и развитие
стоматологических кафедр МГМСУ. Рос. стом . журнал. 2008. № 5.- С.57-59.
3. Пашков К.А. Зубоврачевание и стоматология в России IX- XX вв.
Основные направления развития. М. МГМСУ.-2008.- 318 с.
4. Пашков К.А., Белолапоткова А.В., Борисенко К.А.Развитие
высшего стоматологического образования в России. Сб. научн. трудов ММА
им. И.М.Сеченова. Научная организация образовательного процесса. М.-
2004.-С.249.
5. Пашков К.А. Зубоврачевание и стоматология в России. Основные
этапы и направления развития (IX- XX вв). Казань. Центр инновационных
технологий. 2011. -311с.
6. Губин М.А., Косолапов В.П., Кравчук Е.В., Сыч Г.В. Обзор
дореволюционной стоматологии Воронежской губернии // Вестник но
вых медицинских технологий. 2014. Т.21, №2. -С. 110.
7. Сорокина Т.С. Зубоврачевание. История медицины. Изд. 9‐е. М.,
2009. —С. 457–463.
8. Столяренко П.Ю. История обезболивания в стоматологии (от
древности до современности): Моно‐ графия. Самара: СамГМУ, 2011.- С.
102–103.
9. Мирский М.Б. Хирургия от древности до современно‐
сти. Очерки истории. М.: Наука, 2000. —С. 61.
10. Пашков К.А, Белолапоткова А.В. Учебно-методическое пособие к
семинарским занятиям по истории медицины. /Для студентов
стоматологического факультета. – М.: ВЕЧЕ, 2014, - 248 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!