это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3182127
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение..………….……...……..…………..……………………………………3
1. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих………………………………………….……………………………..5
1.1. Ответственность государственных служащих…………….………………….5
1.2. Особенности привлечения к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих…………………………………...…….9
2. Иные виды ответственности государственных служащих
2.1. Гражданско-правовая ответственность………………..……………….…….16
2.2. Административная ответственность……………………………...…….…….16
2.3. Уголовная ответственность………..………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………..…………27
Список использованных источников и литературы………….29
Введение
Актуальность темы. Вопрос об ответственности власти и ее формах для российского общества никогда не был праздным, не потерял он своей актуальности и в ходе проводимой муниципальной реформы. Развитие общественных отношений в сфере государственной гражданской службе Российской Федерации, превращение государственное управление в самостоятельную отрасль, имеющую значительное практическое применение, делает необходимым создание системы эффективной охраны государственно - правовых отношений. Постоянная отсылка к нормам конституционного, административного, трудового, уголовного или иного права не способна обеспечить полноценную защиту надлежащего применения всего круга государственно-правовых предписаний, вследствие чего многие его нормы оказываются не обеспеченными силой государственного принуждения.
В настоящее время существует большое количество работ теоретиков права, в которых раскрывается понятие юридической ответственности, характеризуются ее признаки, виды, санкции. Но однозначной позиции по вопросу о том, что считать видами юридической ответственности и по какому основанию (критерию) их выделять, в настоящее время нет. Все это порождает необходимость разработки теоретических основ государственно -правовой ответственности, ее соотношения с другими видами ответственности, анализ ответственности государственных служащих-правовых санкций.
Правовое регулирование института государственной службы в России стремительно развивается. Об этом убедительно свидетельствует новое российское законодательство о системе и государственной гражданской службе». Однако не всякое изменение законодательства повышает его правовое качество и улучшает саму деятельность по осуществлению функций государственного управления; не происходит автоматического улучшения и корпуса государственных служащих.
К сожалению, одни лишь законы не изменяют нравственный облик российского государственного служащего и его профессиональные качества. Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ 16 мая 2003 г. Отметил, что наша бюрократия и сегодня обладает огромными полномочиями. Но находящееся в ее руках количество полномочий по-прежнему не соответствует качеству власти. Такая власть в значительной степени имеет своим источником не что иное, как избыточные функции госорганов. При этом, несмотря на огромное число чиновников, в стране тяжелейший кадровый голод.
Объектом работы выступают общественные отношения, урегулированные нормами права в сфере реализации правового статуса государственного служащего.
Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие прохождение государственной службы.
Целью курсовой работы является исследование и системный анализ понятия и видов юридической ответственности государственных служащих.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать дисциплинарную ответственность гражданских служащих;
2. Рассмотреть иные виды ответственности государственных служащих.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
1. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих
1.1. Ответственность государственных служащих
Президент РФ согласно ст. 80 Конституции РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека. Следовательно, он несет непосредственную ответственность за охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Ответственность Президента РФ определяется и его клятвой, которую он приносит народу (ст. 82 Конституции РФ). При осуществлении полномочий Президент РФ принимает на себя обязанность и ответственность уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.
Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 1 декабря 1999 г. N 17-П по спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом РФ относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела, Президент РФ является главой государства и несет ответственность за согласованное функционирование органов государственной власти (ч. ч. 1 и 2 ст. 80, ч. 1 ст. 85 Конституции РФ). В силу своего конституционного статуса Президент РФ обязан принимать правовые меры, обеспечивающие исполнение законов во всех случаях, когда отсутствуют иные предназначенные для их реализации механизмы.
Конституция РФ и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» предписывают обязанность временного отстранения от должности Генерального прокурора РФ на период расследования возбужденного в отношении его уголовного дела. В связи с этим Президент РФ не только вправе, но и обязан - на основании и во исполнение Конституции РФ - издать акт о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности. При этом, учитывая конституционное разграничение полномочий, связанных с назначением на должность и освобождением от должности Генерального прокурора РФ, Президент РФ обязан незамедлительно проинформировать Совет Федерации о таком решении.
Правительство РФ ответственно за реализацию полномочий, предусмотренных ст. 114 Конституции РФ. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей может повлечь его отставку по решению Президента РФ либо по инициативе Государственной Думы в форме выражения недоверия Правительству РФ (ст. 117 Конституции РФ).
Ответственность государственных служащих А.И. Щербак определяет, как приведение их деятельности в соответствие с требованиями норм права и иных социальных норм и рассматривает повышение такого рода ответственности как важное условие усиления человеческого фактора в различных областях общественной и государственной жизни. В свете этого, по ее мнению, весьма важно определить степень понимания ответственности у кандидатов на руководящие должности, разработать более эффективные стимуляторы правомерной деятельности должностных лиц.
Текущее законодательство, определяя статус тех или иных органов исполнительной власти и должностных лиц, обязывает их нести полную персональную ответственность за состояние дел при осуществлении руководства, функций управления и т.д.
Согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в должностном регламенте и в служебном контракте предусматриваются обязанности, права и ответственность гражданских служащих, замещающих соответствующие должности, за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей и запретов (п. 4 ст. 17, п. 7 ст. 24, ст. 47), в том числе меры дисциплинарных взысканий (ст. 57). Названный Федеральный закон также предусматривает ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе (ст. 68). Одновременно безупречная, эффективная и результативная профессиональная служебная деятельность гражданских служащих свидетельствует об их позитивной ответственности, которая поощряется общими условиями и специальными мерами (ст. 55).
Ответственность должна быть персонифицирована, обеспечена равновесием между долженствованием и возможностями, балансом прав и обязанностей органов исполнительной власти, их должностных лиц, внесением в обязанность активного использования предоставленных им правомочий. Иными словами, речь идет об ответственности за действие (бездействие) по принятию решений и их выполнению в пределах компетенции (прав-обязанностей) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Распределение объема ответственности в структуре исполнительной власти должно производиться адекватно исполняемым функциям и ранжировано по уровням иерархии.
Европейская хартия о местном самоуправлении под местным самоуправлением понимает самоорганизацию жителей, решение населением вопросов местной жизни под свою ответственность. В данном случае имеется в виду позитивная ответственность, способность к самостоятельному принятию решений и их исполнению. Как отметил Конституционный Суд РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 131 в связи со ст. 12 и ч. 1 ст. 30 Конституции РФ городские и сельские муниципальные образования как таковые предназначены для решения вопросов местного значения (которые могут быть решены данным поселением самостоятельно, под свою ответственность), а не вопросов, которые по существу должны решаться посредством государственной власти. Органы местного самоуправления максимально, насколько это возможно, должны быть приближены к населению, адекватно выражать его интересы и волю.
Принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением призван обеспечить: эффективность осуществления местных задач, отнесенных к ведению муниципальных образований; учет интересов населения муниципальных образований в деятельности органов местного самоуправления и защиту этих интересов; тесную связь населения с органами и должностными лицами местного самоуправления.
В заключении можно сделать вывод, что институт юридической ответственности является необходимым механизмом регулирования общественных отношений. В рамках данного механизма выделяется гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность, любой государственный гражданский служащий выступает потенциальным субъектом юридической ответственности. Государственный гражданский служащий по общему основанию может выступать субъектом всех видов юридической ответственности.
1.2. Особенности привлечения к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих
Наиболее распространенным видом ответственности в сфере служебных отношений выступает дисциплинарная ответственность.
Дисциплинарная ответственность, как и любая другая, реализуется в рамках охранительных правоотношений. Субъектами этих отношений, с одной стороны, является гражданский служащий, с другой - представитель нанимателя.
Публично-правовой характер таких отношений позволяет представить дисциплинарную ответственность гражданских служащих не только как самостоятельный институт административного права, но и как самостоятельный вид юридической ответственности, особенности которой проявляются в наличии единой нормативной основы – Федерального Закона Российской Федерации N 79-ФЗ, собственного основания - дисциплинарного проступка, специального субъекта - гражданского служащего, особых санкций - дисциплинарных взысканий, особенного порядка их реализации субъектом дисциплинарной власти (представителем нанимателя), а также специфических последствий - официальной отрицательной оценкой поведения гражданского служащего, только в исключительных случаях сопровождающейся ограничением его прав.
Дисциплинарная ответственность представляет собой одну из форм государственного принуждения - принуждение, применяемое представителем нанимателя к гражданскому служащему, совершившему нарушение должностных обязанностей, и влекущее неблагоприятные для него последствия. Основанием дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка, который, как сказано в вышеназванном Законе, проявляется в неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей. Дисциплинарный проступок является разновидностью правонарушения. Состав дисциплинарного проступка включает четыре элемента: объект, объективную сторону, субъективную сторону, субъект.
Объектом дисциплинарного проступка являются интересы службы в конкретном государственном органе, т.е. точное соблюдение и исполнение гражданским служащим требований законов, иных нормативных правовых актов, должностного регламента, служебного распорядка, а также служебного контракта.
Объективная сторона дисциплинарного проступка может быть выражена как в бездействии, так и в определенных действиях. Дисциплинарная ответственность наступает за неисполнение (бездействие) или ненадлежащее исполнение (действие) гражданским служащим как основных обязанностей, закрепленных в ч. 1 ст. 15 Закона, так и обязанностей по должности, установленных в должностном регламенте и служебном контракте. Кроме того, при анализе объективной стороны, как правило, устанавливается причинная связь между проступком и наступившими отрицательными последствиями.
Субъективная сторона дисциплинарного проступка, как считает Орловский Ю.П., характеризуется любой формой вины (как умыслом, так и неосторожностью). Гражданский служащий предвидит отрицательные последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей и желает их наступления (прямой умысел) или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). Дисциплинарный проступок признается совершенным по неосторожности, если гражданский служащий предвидел возможность наступления отрицательных последствий своего неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.
Субъектом дисциплинарного проступка, по высказыванию Гаврилиной А.К., является лицо, заключившее служебный контракт с представителем нанимателя.
Для наступления дисциплинарной ответственности необходимо наличие всех элементов дисциплинарного проступка.
Согласно ч. 1 ст. 57 Закона о государственной гражданской службе за совершение дисциплинарного проступка к гражданскому служащему могут быть применены пять видов дисциплинарных санкций:
замечание;
выговор;
предупреждение о неполном должностном соответствии;
увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подп. "а" - "г" п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе".
Увольнение за неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей: прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня); появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях; принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; - однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ.
Указанный перечень дисциплинарных взысканий является исчерпывающим. Это означает, что федеральные государственные органы и государственные органы субъектов РФ не вправе устанавливать иные виды взысканий для гражданских служащих. Однако в некоторых нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти подобные нарушения содержатся.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 Закона о государственной гражданской службе совершение дисциплинарного проступка может повлечь за собой наложение только одного дисциплинарного взыскания. Право выбора конкретного дисциплинарного взыскания принадлежит представителю нанимателя, причем он не связан необходимостью применять взыскания лишь в той последовательности, в какой они указаны в данном Законе. Он может, руководствуясь принципами законности, индивидуализации, целесообразности и справедливости дисциплинарной ответственности, выбрать наиболее приемлемый вариант дисциплинарного взыскания либо вообще отказаться от привлечения нарушителя к ответственности. В тех случаях, если вследствие дисциплинарного проступка был причинен материальный ущерб государственному органу, то помимо дисциплинарного взыскания гражданский служащий может быть привлечен к материальной ответственности. Если в совершенном дисциплинарном проступке присутствуют признаки состава преступления или административного нарушения (например, хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества и т.п.), то дисциплинарная ответственность может сочетаться с уголовной или административной.
Не является дисциплинарным взысканием временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, которое производится представителем нанимателя на время проведения служебной проверки. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности является обеспечительной мерой и применяется в предупредительных целях. Представитель нанимателя использует ее когда существует опасность продолжения противоправной деятельности гражданским служащим с использованием должностного положения или когда он может воспрепятствовать установлению по дисциплинарному делу объективной истины (например, уничтожит или изменит содержание тех или иных документов, окажет психическое воздействие на подчиненных по службе с целью дачи последними благоприятных для него объяснений и т.д.). Проведение служебной проверки и временное отстранение на этот период гражданского служащего от должности не влекут за собой правовых последствий, если будет установлена правомерность действий (бездействия) гражданского служащего.
Часть 1 ст. 58 Закона о государственной гражданской службе устанавливает, что до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Получение такого объяснения позволяет более обстоятельно выяснить правомерность и необходимость привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности. В своем объяснении гражданский служащий может изложить собственную позицию по факту совершения дисциплинарного проступка, привести какие-либо уважительные причины и обстоятельства, выразить свое отношение к содеянному и т.п.
Отказ гражданского служащего от предоставления письменного объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. В этом случае комиссией, назначенной представителем нанимателя либо уполномоченным на то руководителем структурного подразделения государственного органа, составляется акт, в котором указывается, что гражданский служащий отказался дать такое объяснение. В состав комиссии, как правило, включается не менее трех человек, в том числе представитель подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.
Обязательным условием привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности является проведение служебной проверки по факту совершения дисциплинарного проступка. Служебная проверка проводится в соответствии с ч. 2 ст. 58 Закона до наложения на государственного гражданского служащего дисциплинарного взыскания.
Часть 3 ст. 58 указанного Закона содержит перечень обязательных условий и обстоятельств, которые должен выяснить представитель нанимателя при применении дисциплинарного взыскания в отношении любого гражданского служащего. К ним относятся: а) тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка; б) степень вины гражданского служащего; в) обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок; г) предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Какую именно ответственность применит представитель нанимателя, зависит от характера нарушений и обстоятельств. Например, если вы не исполнили законное поручение руководителя, вам могут сделать замечание, а если сменили гражданство РФ либо приобрели второе, то вас уволят.
Минтруд России, в частности, выпустил Методические рекомендации, в которых разъяснил, какое взыскание и за какие проступки применять, а также Обзор практики привлечения к ответственности госслужащих.
В заключении можно сделать вывод, что тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка составляет его объективное свойство (качество), она означает способность деяния причинить вред государственно-служебным отношениям. Тяжесть дисциплинарного проступка определяется способом и обстановкой его совершения, характером причиненного вреда, а также другими обстоятельствами, влияющими на меру социальной вредности конкретного проступка. Дисциплинарная ответственность государственного гражданского служащего - это один из видов юридической ответственности, предполагающий наступление для государственного гражданского служащего неблагоприятных последствий в виде наложения на него дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей.
2. Иные виды ответственности государственных служащих
2.1. Гражданско-правовая ответственность
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "в случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами" <4>. Таким образом, государственный гражданский служащий может стать субъектом гражданско-правовой ответственности, если из-за его виновных действий, выполненных в рамках неправомерного поручения, наступили убытки у конкретных лиц (физических или юридических).
К гражданско-правовой ответственности привлекаются отдельные категории гражданских служащих за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа (ст. 1069 ГК РФ). Кроме того, возможно привлечение к гражданско-правовой ответственности за разглашение сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей (ст. ст. 15, 139, 393 ГК РФ).
Итак, гражданско-правовая ответственность государственного гражданского служащего - это один из видов юридической ответственности, предполагающий наступление для государственного гражданского служащего неблагоприятных последствий за нарушение норм гражданского права в виде наложения на него санкций имущественного характера, инициированных государством.
2.2. Административная ответственность
К административной ответственности могут быть привлечены гражданские служащие за нарушения законодательства о государственной службе, которые образуют состав административного правонарушения. Следует отметить, что приоритетно к административной ответственности могут быть привлечены гражданские служащие, относящиеся к категории, которую Кодекс РФ об административных правонарушениях определяет как «должностные лица», т.е. лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителей власти, т.е. наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них, а равно выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Административной ответственности согласно ст. 2.4 КоАП подлежат должностные лица, в том числе государственные гражданские служащие, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителей власти, т.е. наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них, а равно выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Остальные категории гражданских служащих несут административную ответственность в тех случаях, когда допущенное ими нарушение законодательства о гражданской службе образует самостоятельный состав административного правонарушения, например самоуправства (ст. 19.1 КоАП).
В некоторых статьях Особенной части КоАП должностные государственной службы лица конкретизируются. Так, в ст.5.28-5.33, 5.42 субъектом административной ответственности названы работодатель или лицо, его представляющее, в ст.5.25 - председатель участковой избирательной комиссии или комиссии референдума, в ст.8.16 - капитан судна морского, внутреннего водного плавания или другого плавучего средства и др.
Государственные служащие подлежат административной ответственности в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Такая формулировка представляется слишком широкой, ибо в большинстве случаев неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебных обязанностей является служебным (дисциплинарным) правонарушением, за которое должна наступать дисциплинарная ответственность.
По всей видимости, административная ответственность должностного лица должна наступать за неисполнение правил, обеспечение исполнения которых входит в его служебные обязанности.
Однако правила, исполнение которых входит в должностные обязанности, в КоАП не определены. Конкретное должностное лицо обязано исполнять те закрепленные в нормах права правила, которые обусловлены тем, в каком государственном органе, организации он исполняет свои обязанности, какую занимает должность или осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежат должностные лица, в том числе государственные гражданские служащие, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителей власти, т.е. наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них, а равно выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Остальные категории гражданских служащих несут административную ответственность в тех случаях, когда допущенное ими нарушение законодательства о гражданской службе образует самостоятельный состав административного правонарушения, например самоуправства (ст. 19.1 КоАП РФ).
В заключении можно сделать вывод, что совершенствование законодательства, регламентирующего административную ответственность государственных гражданских служащих, входит в систему мер, направленных на устранение условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений. Поэтому нормативное урегулирование должно соответствовать потребностям общества ("не больше" - "не меньше"), иначе неизбежны отрицательные последствия.
2.3. Уголовная ответственность
К уголовной ответственности могут быть привлечены гражданские служащие за совершение общественно-опасных деяний (действий или бездействия), которые образуют состав преступления, предусмотренного соответствующей статьей УК РФ. В уголовном законодательстве РФ система этих преступлений включает: преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (известные как должностные преступления) (глава 30 УК РФ), например получение взятки, превышение должностных полномочий; преступления, совершаемые отдельными категориями гражданских служащих (ст. ст. 142, 142.1, 143, 145, и др.), например фальсификация итогов голосования; преступления, совершаемые с использованием служебного положения (ч. 2 ст. 128, ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137, ч. 2 ст. 138, ч. 3 ст. 139, п. «б» ч. 2 ст. 141 и др.), например нарушение тайны телефонных переговоров с использованием своего служебного положения;
специальные должностные преступления: преступления в сфере соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 140 УК РФ - отказ в предоставлении гражданину информации, ст. 149 УК РФ - воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них); преступления в сфере государственного регулирования экономической деятельности (ст. 169 УК РФ - воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, ст. 170 - регистрация незаконных сделок с землей, п. «б» ч. 3 ст. 188 - контрабанда, совершенная лицом с использованием своего служебного положения).
Уголовная ответственность гражданских служащих наступает в результате совершения ими деяний, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей и содержащих признаки составов преступления, предусмотренных соответствующими статьями УК.
В действующем уголовном законодательстве система этих преступлений включает: преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (должностные преступления) (гл. 30 УК); специальные должностные преступления в сферах: соблюдения конституционных прав и свобод (ст. 140, 149 УК); государственного регулирования экономической деятельности (ст. 169, 170, п. «б» ч. 3 ст. 188 УК); преступления, совершаемые с использованием служебного положения (ч. 2 ст. 128, ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137, ч. 2 ст. 138, ч. 3 ст. 139, п. «б» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 144, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160 и др.); преступления, совершаемые отдельными категориями гражданских служащих (ст. 142, 142.1, 143, 145, 145.1, 189, 198, 199 и др.).
Так, одним из распространенных преступлений является злоупотребление служебным положением (ст. 285 УК РФ).
Общественная опасность злоупотребления должностными полномочиями заключается в том, что в результате этого преступления нарушается нормальная, регламентируемая законом деятельность аппарата законодательной, исполнительной и судебной власти, а также аппарата органов местного самоуправления. Такие злоупотребления нередко связаны с хищениями, преступлениями в сфере экономической деятельности.
Объектом посягательства являются общественные отношения, которые составляют содержание отдельных видов нормальной деятельности государственных органов, а также органов местного самоуправления. В частности, при злоупотреблении должностными полномочиями могут существенно нарушаться права и законные интересы граждан. Следовательно, непосредственный объект данного преступления - деятельность государственного органа или органа местного самоуправления по охране прав и законных интересов граждан. При злоупотреблении должностными полномочиями посягательство на нормальную деятельность государственных органов или органов местного самоуправления совершается в форме использования должностным лицом своих служебных полномочий в корыстных или иных личных целях, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства (ст. 285 УК).
Как указывает Комисаров, объективная сторона преступления может заключаться в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы.
Полномочия должностного лица, обусловленные служебным положением, разнообразны. Чтобы установить, какие конкретно обязанности по службе были им нарушены, необходимо обратиться к нормативным актам, которые регулируют служебную деятельность тех или иных должностных лиц и определяют их права и обязанности. Установление пределов полномочий должностного лица позволяет рассматривать определенные действия (бездействие) как злоупотребление должностными полномочиями.
Использование своих служебных полномочий означает, что должностное лицо совершает то или иное действие (или не совершает обязательных для него действий) по службе в пределах круга служебных полномочий. Злоупотребление должностными полномочиями опасно тем, что преступное деяние совершается при исполнении должностным лицом обязанностей непосредственно по службе. Злоупотреблением должностными полномочиями могут быть признаны такие действия (бездействие), вытекающие из служебных полномочий и связанные с осуществлением прав и обязанностей, которыми лицо наделено в силу занимаемой должности.
Согласно прямому указанию ст. 285 УК использование должностным лицом своих служебных полномочий совершается вопреки интересам службы. Под интересами службы следует понимать интересы как государственного и муниципального учреждения и организации, где совершено рассматриваемое преступление, так и других учреждений, предприятий и организаций. Уголовно наказуемое злоупотребление должностными полномочиями определяется его последствием. В качестве последствий ст. 285 УК называет существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Решение вопроса о том, имелось ли в том или ином случае существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, должно производиться на основе всех обстоятельств дела. В частности, при решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть морального, физического или имущественного вреда и т.п.
Если причиненный вред не является существенным, то налицо злоупотребление должностными полномочиями в качестве дисциплинарного проступка. Для состава рассматриваемого преступления необходимо наличие причинной связи между использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы и указанными в законе (ст. 285 УК) последствиями.
Статья 285 УК предусматривает три вида злоупотребления должностными полномочиями: основной, характеризуемый рассмотренными выше признаками (ч. 1), квалифицированный (ч. 2) и особо квалифицированный (ч. 3).
Квалифицированным видом злоупотребления должностными полномочиями считается совершение преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления. В соответствии с п. 2 примечания к ст. 285 УК под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, применительно к злоупотреблению должностными полномочиями понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Перечень государственных должностей предусматривается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации.
Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (п. 3 примечания к ст. 285 УК).
Особо квалифицированным видом злоупотребления должностными полномочиями является причинение этим деянием тяжких последствий. Вопрос о том, являются ли последствия тяжкими, разрешается в каждом отдельном случае с учетом конкретных обстоятельств дела.
Квалификация злоупотребления должностными полномочиями по ч. 3 ст. 285 УК по признаку причинения тяжких последствий возможна, например, в случаях, когда по делу установлено, что преступление повлекло такие последствия, как: крупная авария, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы организации, срыв выполнения народнохозяйственных заданий, нанесение государству материального ущерба в крупных размерах, причинение смерти или тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку и др. При этом необходимо, чтобы кроме указанных тяжких последствий имелись все другие признаки состава злоупотребления должностными полномочиями: использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, прямой умысел, корыстная или иная личная заинтересованность.
Если использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы повлекло умышленное причинение кому-либо смерти или тяжкого вреда здоровью, то содеянное квалифицируется по совокупности как особо квалифицированное злоупотребление должностными полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК) и убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
Злоупотребление должностными полномочиями, совершенное из корыстных побуждений и повлекшее причинение материального ущерба организациям любой формы собственности или гражданам, необходимо отличать от хищения чужого имущества, совершенного должностным лицом с использованием служебного положения путем присвоения или растраты (ч. 2 ст. 160 УК).
Злоупотребление должностными полномочиями, связанное с противоправным безвозмездным изъятием и (или) обращением чужого имущества в пользу виновного или других лиц, должно рассматриваться как хищение, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения путем присвоения или растраты (п. «в» ч. 2 ст. 160 УК).
Напротив, злоупотребление должностными полномочиями из корыстных побуждений не является хищением, если ущерб собственнику или иному владельцу имущества причинен в результате, например, временного позаимствования, использования вверенного имущества не по назначению, а не вследствие противоправного безвозмездного изъятия и (или) обращения чужого имущества в пользу виновного или других лиц.
Можно отметить, что наличие такого квалифицирующего признака, как «использование своего служебного положения», связано и с более строгими наказаниями (санкциями) за совершение деяния. Так, например, незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, совершенные с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 137 УК РФ), наказывается лишением свободы сроком до пяти лет, но без наличия такового квалифицирующего признака (ч. 1 ст. 137 УК РФ) - до двух лет.
В заключении можно сделать вывод, что одной из важных задач совершенствования государственной службы, особенно, в последние годы, становится противодействие коррупции государственных служащих, а также высших должностных лиц. В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся настоятельной необходимостью.
Заключение
Государственная служба является наиболее важным в административно-правовой науке понятием - административно-правовой категорией, отражающей свойства и характерные черты административно-правовой действительности. Эта категория отличается глобальностью, длительностью исторического существования, а также исключительно важной ролью в действующем административном праве.
Государственно-правовое воздействие - более широкое понятие, оно включает в себя прежде всего убеждение, стимулирование, поощрение, позитивную ответственность. Таким образом, государственные служащие несут ответственность, предусмотренную законодательством.
Данная норма носит бланкетный характер, отсылая правоприменителя к положениям различных федеральных законов, устанавливающих основание и порядок применения самых разнообразных видов юридической ответственности: дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной и уголовной.
Меры дисциплинарной ответственности к гражданским служащим применяются в соответствии со ст. 57, 58 Закона в случаях совершения ими дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей.
Административной ответственности согласно ст. 2.4 КоАП подлежат должностные лица, в том числе государственные гражданские служащие, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителей власти.
Уголовная ответственность гражданских служащих наступает в результате совершения ими деяний, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей и содержащих признаки составов преступления, предусмотренных соответствующими статьями УК.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе» первым принятым видовым законом, устанавливающим правовое положение (статус) гражданского служащего. Данный закон и другие, совместно с трудовым законодательством РФ регламентируют правовой статус государственных служащих. Среди основных моментов здесь можно отметить именно трудовые аспекты правового статуса (поступление на службу, прохождение, оплата труда, социальные гарантии, дисциплина труда и т.д.) Таким образом, наличие в правовом статусе подобных элементов подтверждает равенство трудовых отношений и служебных отношений на государственной гражданской службе.
В правовом статусе государственных служащих отражены основные обязанности, запреты и ограничения, связанные с государственной службой. Перечень таких запретов и ограничений определен ст. 16, 17 Закона, и к ним относятся, в частности, запрет на участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией (за исключением случаев, установленных федеральным законом); приобретение ценных бумаг, по которым может быть получен доход и т.д. Ограничения предусмотрены не только во время замещения должности гражданского служащего, но и после увольнения с гражданской службы: гражданин не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, а также замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности.
Таким образом, реформирование законодательства о государственной службе направлено на формирование нового российского облика государственного служащего, который должен являться «лицом» государственной власти в РФ.
Список использованных источников и литературы
Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Собрание законодательства РФ», 07.09.1998, N 36, ст. 4466
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. – 1993 – (25 декабря). // Российская газета. – 2020. – (04 июля).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (ред. от 31.07.2020)
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215
Письмо Минтруда России от 13.11.2015 N 18-2/10/П-7073 О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения // СПС «Консультант-Плюс»
Письмо Минтруда России от 21.03.2016 N 18-2/10/П-1526 О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ, N 5, 2016
Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.1999 N 17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела» // Вестник Конституционного Суда РФ, N 6, 1999
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 N 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // Вестник Конституционного Суда РФ, N 1, 1997
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 30.12.2020) "О прокуратуре Российской Федерации" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 20.02.1992, N 8, ст. 366
Буравлев Ю.М. Принципы юридической ответственности в системе государственной службы: теоретическое понимание и правовое оформление // Юридический мир. 2015. N 2. С. 8
Волженкин Б.В. Служебные преступления. - М., 2009. С. 145
Зайков Д.Е. Проблемы привлечения работников к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. N 4. С. 3
Идрисов Х.В. Об отдельных видах юридической ответственности: сущность, подходы к определению, специфика реализации в сфере государственной гражданской службы // Российская юстиция. 2020. N 6. С. 8
Лещина Э.Л. Административно-процессуальный статус участников дисциплинарного производства // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 3. С. 11
Ломакина Л.А. Некоторые проблемы правового регулирования ответственности государственных гражданских служащих за утрату доверия // Журнал российского права. 2019. N 12. С. 16
Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А. Настольная книга кадровика: юридические аспекты / отв. ред. Ю.П. Орловский. 3-е изд. М.: КОНТРАКТ, 2018. С. 564
Орловский, Ю.П. Трудовое право России: Учебное пособие / Ю.П. Орловский - М. - 2005. С. 334
Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: РГ-Пресс, 2019. С. 35
Поляков М.М., Окрокова Е.С. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих за нарушение законодательства в сфере стратегического планирования и противодействия коррупции // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 8. С. 6
Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник для магистров / Э.П. Андрюхина, И.В. Ахрем, Н.Н. Бакурова и др.; под ред. С.А. Старостина. Москва: Проспект, 2017. С. 38
Соловьев А.В. Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе: природа и способы преодоления: учебное пособие. М.: Проспект, 2018. С. 63
Уголовное право России: Учебник для вузов: В 2 т. Т.2. Особенная часть / Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. – М. 2010. С.64
Щербак А.И. Социальный механизм юридической ответственности должностных лиц. Киев, 1986. С. 149
Хориноев А.О. Правовой статус государственного служащего - помощника судьи // Администратор суда. 2013. N 3. С. 10
Яковлев Г.С. Аппарат управления: принципы управления. М., 1974. С. 151
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!