Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Основания и порядок приобретения российского гражданства

Тип Курсовая
Предмет Конституционное право

ID (номер) заказа
3188872

500 руб.

Просмотров
767
Размер файла
231.5 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ

Гражданство в Российской Федерации является одним из важнейших
правовых институтов, имеет большое значение для развития государства.
Активное развитие института гражданства в России приходится на 90-е
годы XX века и во многом обусловлено распадом СССР и необходимостью
правового регулирования потока вынужденных мигрантов из бывших
республик Советского Союза.
Вопросы гражданства не теряют своей актуальности для России и в
наши дни. Обострение обстановки в Центральной Азии, в частности, война в
Сирии, конфликт на востоке Украины, а также в ряде других стран,
возвращение Крыма в состав Российской Федерации оказали существенное
влияние на миграционные процессы и способствовали значительному росту
числа соискателей российского гражданства.
Только в 2020 году, по данным МВД России, в гражданство России
были приняты 656 тыс. 347 человек, в том числе 409 тыс. 549 граждан
Украины, 63 тыс. 389 – Таджикистана, 43 тыс. 404 - Казахстана, 30 тыс. 538 -
Армении, 21 тыс. 853 - Азербайджана 1 .
Государственная политика Российской Федерации направлена на
создание благоприятного режима для добровольного переселения в Россию
лиц, которые способны органично включиться в систему позитивных
социальных связей и стать полноправными членами российского общества.
В последние годы внесен ряд изменений в российское законодательство,
которые направлены на упрощение приобретения гражданства Российской
Федерации. Так, упрощен порядок приёма в российское гражданство для
граждан Украины, Казахстана, Беларуси, Молдовы; сокращен срок

рассмотрения заявлений о приёме в российское гражданство в упрощенном
порядке.
Основной целью работы является теоретическое исследование порядка
приобретения гражданства Российской Федерации; формирование на основе
положений действующего законодательства представления о юридической
природе российского гражданства.
Указанная цель конкретизируется ᐧ рядом исследовательских ᐧ задач:

 oпpeделeниe понятия и сущности гражданства;
 изучение принципов российского гражданства;
 рассмотрение оснований и порядка приобретения российского
гражданства;
 исследование оснований отклонения заявлений о приобретении
гражданства;
 изучение нормативной основы российского гражданства;
 иccлeдoвaниe системы государственных органов, ведающих
вопросами гражданства.
Объектом исследования ᐧ данной работы являются общественные ᐧ отношения, обусловленные содержанием института российского гражданства. В качестве предмета исследования выступают нормы конституционного права, а также других нормативных актов, регулирующих вопросы приобретения гражданства.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные
методы: диалектический, исторический, логического анализа, синтеза и т.д.,
а также частно-научные: сравнительно-правовой, системно-структурного
анализа, конкретно-социологический, статистический и иные методы
научного познания.
Законодательную базу исследования составили Конституция РФ,
международные правовые акты и договоры Российской Федерации,
постановления и определения Конституционного Суда Российской
Федерации, Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации, иные
федеральные законы Российской Федерации, нормативные правовые акты
подзаконного характера, труды ученых-правоведов по вопросам гражданства,

публикации учебной литературе, а также иные источники и материалы,
представляющие интерес для исследуемой темы.
Структура курсовой работы обусловлена целью, задачами и логикой
исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединивших девять
параграфов, заключения, библиографического списка использованных
источников.

ГЛАВА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА

1.1 Понятие и сущность гражданства

Согласно статье 15 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый
человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно
лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство» 2 .
Понятие и сущность гражданства напрямую связаны с историей
формирования государства и находятся под воздействием происходящих в
нем процессов, поэтому на разных стадиях развития этого института, мнения
относительно определения гражданства менялись.
В царской России существовал институт подданства («подданный» - от
слова «дань»). Подданные приносили присягу, в которой клялись быть
верными, добрыми и послушными рабами и подданными.
Понятие гражданства впервые возникло в России в 1917 году.
Гражданство носило политический характер и означало принадлежность
лица к определенному государству, распространяющую на данное лицо
законы, регулирующие положение граждан этого государства. Население
России именовалось гражданами Российской Республики. При этом слово
«гражданин» чаще всего подменялось словом «товарищ».
Конституцией СССР 1924 г. было установлено для граждан СССР
единое союзное гражданство. Лицо, проживающее на территории СССР,
признавалось гражданином Союза ССР, если не была доказана его
принадлежность к гражданству иного государства. 
В 1993 г. после прекращения существования СССР, была принята
Конституция нового государства - Российской Федерации, объявившего себя
демократическим федеративным правовым государством. Закрепленные в
Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (далее-

Конституции) права и свободы человека являются высшей ценностью, их
признание и соблюдение – обязанностью государства. Человек может
обладать в полной мере всеми правами и свободами, предоставляемыми
государством, только являясь гражданином этого государства.
На сегодняшний день понятие российское гражданства закреплено в
статье 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве
Российской Федерации» (далее – Федерального закона), гражданство
Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской
Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и
обязанностей 3 .
Гражданство является важной правовой предпосылкой
распространения на данное лицо всего комплекса прав и свобод,
признаваемых Конституцией и российским законодательством. Вся полнота
прав и свобод в Российской Федерации распространяется только на ее
граждан. Только граждане подлежат государственной защите со стороны
Российской Федерации не только внутри страны, но и за ее пределами 4 .
Отношения государства и гражданина напрямую не зависят от места
проживания человека. Многие граждане проживают за пределами России, и
наоборот – в Российской Федерации проживают иностранные граждане и
лица без гражданства. Гражданином определенного государства человек
является в силу правовых связей с этим государством, а не вследствие
проживания на его территории. Граждане Российской Федерации имеют
права и обязанности, присущие только им, например воинская обязанность
или избирательное право. Лицам, проживающим на территории России, но не
являющимся российскими гражданами, такие права недоступны.

Сущность гражданства заключается в наличии документально
оформленных правовых отношений между гражданином и государством,
определяющих совокупность взаимных прав и обязанностей. Правовые
отношения имеют устойчивые связи, независимы от местонахождения
гражданина, прекращаются только в результате прекращения гражданином
гражданства данного государства.
К основным функциям гражданства следует относить:
1. Социальную функцию. Человек, имеющий статус гражданина,
является полноправным членом общества.
2. Политическую функцию. Указывает на взаимообратную связь
политики и человека посредством гражданства и включает в себя как
распространение на индивида всей полноты политической власти
государства, так и участие его в осуществлении этой власти. Эта функция
также подразумевает принятие и признание политических идеалов
государства.
3. Моральную функцию. Неотделима от остальных функций
гражданства и подразумевает нравственно-этическую основу
взаимоотношений личности, государства и общества, основанную на
ответственном отношении к жизни. Понятие «гражданин» в этом смысле
тождественно понятию «патриот».
4. Психологическую функцию. Проявляется в виде отождествления
личности со страной рождения, с ее народом, ее языком и культурой.
Подводя итоги данного параграфа, следует отметить, что
необходимость урегулирования вопросов гражданства обусловлена тем, что
данный институт оказывает немалое воздействие на все сферы жизни
общества страны. Каждое государство заинтересовано в создании
эффективной правовой базы по вопросам гражданства. Поэтому,
необходимо, прежде всего, учитывать, что рассмотрение вопросов
приобретения гражданства невозможно без точного определения данного
понятия, которое бы раскрывало всю его суть.

1.2 Принципы российского гражданства

Как и любой правовой институт, институт гражданства обладает
определенными принципами, под которыми принято понимать
основополагающие идеи, руководящие начала, системообразующие
элементы, характеризующие единство и основные тенденции развития
правовых норм, регулирующие данную сферу общественных отношений 5 .
Основные принципы российского гражданства определены
Конституцией, и также статьей 4 Федерального закона. И Конституция, и
Федеральный закон, основываясь на нормах международного права,
устанавливают такие общие основы, которые определяют черты института
гражданства и возникающих в нем отношений. 
Выделяют следующие принципы российского гражданства:
1. Недопустимость ограничения прав граждан по признакам
социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности. Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона, принципы
российского гражданства не содержат положений, ограничивающих права
граждан по указанным признакам. Он означает равные права для всех
граждан, независимо от происхождения, национальности, места жительства,
религиозной, языковой и расовой принадлежности, тем самым сохраняя
целостность федерации. Принцип равенства прав, свобод и обязанностей
закреплен также в части 2 статьи 6 Конституции.
2. Единство и равенство российского гражданства независимо от
оснований его приобретения. Этот принцип закреплен в части 1 статьи 6
Конституции, а также в части 2 статьи 4 Федерального закона. Он
устанавливает равенство правовых статусов граждан, недопустимость

ограничений их прав в зависимости от оснований приобретения гражданства,
а также означает, что граждане, приобретшие российское гражданство, несут
такие же обязанности, как и «коренные» жители России.
3. Сохранение российского гражданства лицами, проживающими за
пределами России. Данное правило связано с правом человека свободно
выезжать за пределы своего государства и свободно в него возвращаться.
Этот принцип закреплен в части 2 статьи 27 Конституции и части 3 статьи 4
Федерального закона. Данный принцип полностью соответствует ст. 13
Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей право каждого
человека покидать любое государство и возвращаться в свою страну.
4. Запрет на лишение гражданства и дозволение изменения
гражданства. Часть 3 статьи 6 Конституции гласит: «Гражданин Российской
Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить
его». Подобная формулировка содержится в части 4 статьи 4 Федерального
закона. В связи с тем, что гражданство подразумевает двухсторонние связи
между человеком и государством, расторжение этих связей в одностороннем
порядке недопустимо.
5. Недопустимость выдачи российских граждан иностранному
государству и высылки их за пределы России. Данный принцип закреплен в
статье 61 Конституции, а также в части 5 статьи 4 Федерального закона, он
является гарантией защиты и покровительства российских граждан,
находящихся за пределами России. Нормы о защите и покровительстве
граждан России содержит и статья 4 Федерального закона от 15.08.1996
№114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в
Российскую Федерацию». Сущность этого принципа заключается в
установлении обязательства государства оказывать защиту своим гражданам,
находящимся за пределами России, покровительствовать им.
6. Поощрение приобретения российского гражданства лицами без
гражданства, проживающими на территории России. Этот принцип дает
каждому человеку право на гражданство, он закреплен в Европейской

конвенции о гражданстве 1997 года: «следует избегать «безгражданства» 6 , а
также в части 6 статьи 4 Федерального закона.
7. Принцип преемственности. Согласно части 7 статьи 4 Федерального
закона, наличие у лица российского гражданства или гражданства СССР в
прошлом решается на основе российского законодательства или
законодательства СССР, действовавшего на день наступления обстоятельств,
связанных с наличием у лица определенного гражданства.
Таким образом, принципы российского гражданства являются основой
института гражданства, регулируют основания его приобретения, а также
порядок решения вопросов гражданства. Исследование современных
принципов гражданства Российской Федерации имеет существенное
значение для рассмотрения вопросов гражданства и принятия по ним
решений.
В заключение данной главы, следует отметить, что понятие и сущность
гражданства тесно связаны с историческими событиями развития
государства, поэтому понятие российского гражданства менялось на
протяжении истории развития России. На сегодняшний день понятие
гражданства Российской Федерации определяется статьёй 3 Федерального
закона, как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией,
выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Основные принципы российского гражданства основаны на нормах
международного права, определены Конституцией, а также статьей 4
Федерального закона. Они выступают как руководство в практике
реализации гражданства, являются показателем развитости и
демократичности государства, демонстрируя его отношения с личностью. Их
основополагающая роль заключается в том, что все другие нормы

гражданства и принимаемые решения должны находиться в соответствии с
ними.

ГЛАВА ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Приобретение гражданства по рождению

Статья 11 Федерального закона определяет четыре основания
приобретения российского гражданства: по рождению; в результате приема в
российское гражданство; в результате восстановления в гражданстве; по
иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или
международным договором Российской Федерации.
Приобретение гражданства по рождению - филиация (англ. filiation, от
лат. filius - сын). Существенная часть граждан большинства государств – это
граждане по рождению, поэтому филиация является важнейшим основанием
приобретения гражданства.
Приобретение российского гражданства в порядке филиации
регламентировано статьей 12 Федерального закона.
Различают два основных способа приобретения гражданства по
рождению: «право крови» (jus sanguinis) и «право почвы» (jus soli).
По праву крови ребёнок приобретает российское гражданство, если оба
его родителя или один из них являются гражданами России, при этом место
рождения ребенка в данном случае не учитывается (пункты «а», «б» статьи
12 Федерального закона).
По праву почвы ребёнок приобретает гражданство Российской
Федерации, если он родился на территории России, независимо от
гражданства своих родителей (пункты «в», «г» статьи 12 Федерального
закона).
Частью 2 статьи 12 Федерального закона установлено, что ребенок,
находящийся на территории России, родители которого неизвестны,
принимает российское гражданство, если его родители не объявятся в
течение шести месяцев со дня его обнаружения 7 . Норма данной статьи

обеспечивает соблюдение прав ребенка, оставшегося без попечения
родителей, а именно: право на гражданство.
Рассмотрев основания приобретения гражданства по рождению,
приходим к выводу, что основная часть населения нашего государства
являются гражданами России по рождению.

2.2 Приём в гражданство

Другое основание приобретения российского гражданства –приём в
гражданство Российской Федерации (натурализация), то есть обретение
иностранным гражданином или лицом без гражданства статуса гражданина
России в порядке и по основаниям, предусмотренным российским
законодательством.
Приём в гражданство Российской Федерации осуществляется двумя
способами: в общем порядке и в упрощенном порядке.
Приём в российское гражданство в общем порядке осуществляется на
основании статьи 13 Федерального закона. Решение о приёме в гражданство
в общем порядке принимается Президентом Российской Федерации в срок до
одного года со дня подачи заявления и других документов.
Для приёма в гражданство Российской Федерации в общем порядке с
заявлением может обратиться дееспособный иностранный гражданин или
лицо без гражданства, достигший 18-ти летнего возраста, при соблюдении
определенных условий:
1.Заявитель должен проживать на территории России непрерывно не
менее пяти лет по виду на жительство. Указанный срок проживания
исчисляется со дня получения им вида на жительство до дня обращения с
заявлением о приёме в гражданство в общем порядке, при этом проживание
считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России не более чем
на три месяца в течение одного года.

Пятилетний срок непрерывного проживания сокращается до одного
года (ч.2 ст.13 Федерального закона), если заявитель имеет высокие
достижения в области науки, техники и культуры; обладает профессией или
квалификацией, представляющей интерес для России; ему предоставлено
политическое убежище на территории нашего государства или он признан
беженцем.
Без соблюдения условий о непрерывном проживании по виду на
жительство, в российское гражданство принимаются граждане государств,
входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу
по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках
или воинских формированиях (ч.4 ст.13 Федерального закона).
2. Лицо, претендующее на получение российского гражданства,
обязуется соблюдать Конституцию и законодательство Российской
Федерации. Обязательство свидетельствуется путем проставления личной
подписи в соответствующей графе заявления о приёме в гражданство.
3. Соискатель российского гражданства должен иметь законный
источник средств к существованию. Иностранный гражданин или лицо без
гражданства должен подтвердить наличие и величину своего дохода от
любой незапрещенной российским законодательством деятельности за
календарный год, предшествовавший дате обращения с заявлением (справка
о доходах физического лица, налоговая декларация, справка о размере
пенсии и т.д.).
В данном случае подразумевается, что доход заявителя должен быть не
ниже установленного в России прожиточного минимума. Однако, размер
необходимого дохода, законодателем четко не оговорен. Таким образом,
заявитель вправе предоставить документы, подтверждающие наличие и
величину дохода, который будет ниже прожиточного минимума,
установленного в России. Соответственно, он в дальнейшем не сможет
обеспечить себя и членов своей семьи, не прибегая к помощи государства.

Отсутствие в законодательстве четкой формулировки о величине
законного источника средств к существованию приводит к трудностям при
реализации норм законодательства о гражданстве Российской Федерации на
практике. Считаем, что пункт «в» части 1 статьи 13 Федерального закона от
31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» было бы
целесообразно изложить в следующей редакции: «имеют законный источник
средств к существованию, позволяющий содержать себя и членов своей
семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума. Размер
прожиточного минимума устанавливается Правительством Российской
Федерации».
4. Для получения российского гражданства в общем порядке уровень
владения заявителем русским языком должен быть достаточным для
общения, как в устной, так и письменной форме. Факт владения русским
языком подтверждается документом об образовании (не ниже основного
общего), выданным на территории СССР до 01.09.1991 или на территории
России после 01.09.1991; сертификатом о прохождении государственного
тестирования по русскому языку как иностранному языку; документом об
образовании, полученным на территории государства, где русский язык
признан государственным.
Факт владения русским языком не обязаны подтверждать мужчины,
достигшие 65-летнего возраста; женщины, достигшие 60-летнего возраста;
недееспособные; инвалиды 1 группы.
Без соблюдения всех вышеперечисленных условий, в российское
гражданство может быть принято лицо, имеющее особые заслуги перед
Российской Федерацией (ч.3 ст.13 Федерального закона). Прием в
гражданство такого лица осуществляется на основании обращения к
Президенту РФ федерального органа государственной власти или высшего
должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа
государственной власти) субъекта РФ. В обращении указываются особые

заслуги лица перед Россией, а также обосновывается целесообразность его
принятия в российское гражданство.
Приём в российское гражданство в упрощенном порядке
осуществляется на основании статьи 14 Федерального закона. Решения о
приёме в гражданство в упрощенном порядке принимаются руководителями
территориальных органов МВД России на региональном уровне (для лиц,
проживающих на территории России) и руководителями дипломатических
представительств или консульских учреждений Российской Федерации (для
лиц, проживающих в иностранных государствах), срок рассмотрения
заявлений - до трёх месяцев со дня подачи заявления и других документов (в
зависимости от оснований приобретения гражданства). При этом условие о
пятилетнем сроке непрерывного проживания для таких лиц снято. Для
некоторых категорий граждан снято и условие наличия у них вида на
жительство.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона, в
упрощенном порядке могут быть приняты в российское гражданство лица
без гражданства, обладающие дееспособностью и достигшие 18-ти летнего
возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона, в
упрощенном порядке могут быть приняты в российское гражданство
иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории
России, если они родились на территории РСФСР и имели гражданство
СССР; состоят в браке с гражданином России не менее трех лет; имеют сына
или дочь- граждан России; являются единственным родителем ребенка -
гражданина России; являются единственным родителем нетрудоспособного
гражданина России, достигшего возраста восемнадцати лет; получили после
1 июля 2002 г. профессиональное образование в образовательных или
научных организациях Российской Федерации и осуществляют трудовую
деятельность в России не менее трех лет; осуществляют в России
предпринимательскую деятельность не менее трех лет в установленных

Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности
и сумма уплаченных ими налогов и сборов составляет не менее 1 миллиона
рублей; являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный)
капитал российского юридического лица, составляет не менее 10 процентов
непрерывно не менее трех лет, размер уставного (складочного) капитала
такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов
рублей и сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом
календарном году налогов и сборов составляет не менее 6 миллионов рублей;
осуществляют в России не менее одного года трудовую деятельность по
профессии, включенной в  перечень  профессий - квалифицированных
специалистов; имеют родителя- гражданина России; являются гражданами
Беларуси, Казахстана, Молдовы, Украины.
Для приёма в российское гражданство в упрощенном порядке в
соответствии с частями 1, 2 статьи 14 Федерального закона, вместе с
заявлением о приёме в гражданство представляются: вид на жительство;
документ, подтверждающий владение русским языком. Кроме того,
представляются документы, подтверждающие основания для приёма в
гражданство РФ в упрощенном порядке. Например, лица, состоящие в браке
с гражданином России не менее трех лет - представляют свидетельство о
заключении брака и паспорт гражданина РФ супруга; родившиеся на
территории РСФСР и имевшие в прошлом гражданство бывшего СССР -
свидетельство о рождении и т.п.
В соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона, в
гражданство России в упрощенном порядке принимаются иностранные
граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном
основании на территории России, признанные носителями русского языка.
Носитель русского языка — это гражданин иностранного государства
или лицо без гражданства, который свободно владеет русским языком и
имеет близких родственников по прямой восходящей линии, проживающих
на территории Российской Федерации или РСФСР. Иностранные граждане и
лица без гражданства могут быть признаны носителями русского языка по
решению специально созданных Комиссий.
Вместе с заявлением о приёме в российское гражданство носители
русского языка представляют: вид на жительство; решение о признании
заявителя носителем русского языка, принятое соответствующей Комиссией.
Иностранец, состоящий в браке с гражданином России и имеющий в
этом браке общих детей, принимается в российское гражданство в
упрощенном порядке в соответствии с частью 2.2 статьи 14 Федерального

закона. Для приёма в гражданство РФ они предоставляют вид на жительство
или разрешение на временное проживание (наличие вида на жительство для
таких граждан не обязательно), документ, подтверждающий владение
русским языком, свидетельство о заключении брака с гражданином РФ,
свидетельство о рождении ребенка.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона, в
упрощенном порядке в гражданство России принимаются нетрудоспособные
иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую
Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные
по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002
года. Для этого они вместе с заявлением о приёме в гражданство РФ
представляют документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства
по состоянию на 01.07.2002; документ, подтверждающий
нетрудоспособность заявителя; документ, подтверждающий владение
русским языком. Представления вида на жительство в данном случае не
требуется.
В российское гражданство в упрощенном порядке на основании части 5
статьи 14 Федерального закона, принимаются ветераны Великой
Отечественной войны, проживающие на территории Российской Федерации,
ранее имевшие гражданство бывшего СССР. Таким гражданам не требуется
представление вида на жительство; документов, подтверждающих владение
русским языком. Представляется удостоверение ветерана Великой
Отечественной войны и документы, подтверждающие регистрацию по месту
жительства в Российской Федерации и наличие гражданства бывшего СССР
в прошлом.
На основании части 6 статьи 14 Федерального закона, в упрощенном
порядке в российское гражданство принимаются дети и недееспособные
лица, являющиеся иностранными гражданами и лицами без гражданства. В
таком случае не требуется представление вида на жительство; документов,
подтверждающих владение русским языком. Заявление о приёме в
гражданство РФ ребенка или недееспособного лица подается родителем
(опекуном, попечителем) - гражданином России. Необходимо также
представить согласие ребенка (в возрасте от 14 до 18 лет) на приём в
российское гражданство и согласие другого родителя, если он имеет иное
гражданство. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на
территории России.
В соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона российское
гражданство принимают участники Государственной программы по
оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию
соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей. Такие
граждане вместе с заявлением о приёме в гражданство представляют
разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на
жительство; свидетельство участника Государственной  программы .
Представление вида на жительство в данном случае необязательно.

Документы, подтверждающие владение русским языком, такие граждане не
предоставляют.
В соответствии с частью 8 Федерального закона, в упрощенном
порядке принимают российское гражданство иностранные граждане и лица
без гражданства, если они относятся к категориям, определенным
Президентом России в соответствии с  ч. 1 ст. 29  Федерального закона. Для
них не требуется представление вида на жительство; документов,
подтверждающих владение русским языком.
Указом Президента РФ от 29.04.2019 N 187 «Об отдельных категориях
иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с
заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном
порядке» такое право предоставлено гражданам Украины и лицам без
гражданства, родившимся и постоянно проживавшим до 18 марта 2014 г. на
территориях Республики Крым и Севастополя, а также их детям, супругам и
родителям.
К этой же категории отнесены граждане Украины и лица без
гражданства, постоянно проживавшие на 07.04.2014 и 27.04.2014 в Донецкой
и Луганской областях Украины, их дети, супруги и родители.
Кроме того, право обратиться с заявлениями о приёме в российское
гражданство в соответствии с ч. 8 ст.14 Федерального закона предоставлено
иностранным гражданам и лицам без гражданства, незаконно
депортированным с территории Крымской АССР, а также гражданам
Исламской Республики Афганистан, Республики Ирак, Йеменской
Республики и Сирийской Арабской Республики, родившимся на территории
РСФСР и состоявшим в прошлом в гражданстве СССР, а также их детям,
супругам и родителям 8 .
Для приёма в российское гражданство, лица, определенные Указом
Президента РФ от 29.04.2019 N 187, вместе с заявлением о приёме в
гражданство РФ представляют документы, подтверждающие
соответствующие основания для приёма в гражданство РФ в упрощенном
порядке.
Рассмотрев основания приобретения российского гражданства,
приходим к выводу, что приобретение российского гражданства в наши дни
становится все более доступным для всех желающих.

2.2 Восстановление в гражданстве

Восстановление в гражданстве России осуществляется в соответствии
со ст. 15 Федерального закона, согласно которой, иностранные граждане и
лица без гражданства, имевшие российское гражданство в прошлом, могут
восстановиться в гражданстве при соблюдении всех требований,
предусмотренных для приёма в российское гражданство в общем порядке, но
срок их проживания на территории России сокращается до трех лет. Лица,
имеющие основания для приёма в гражданство России в соответствии с
частями 2-4 статьи 13 или статьей 14 Федерального закона, вправе
обратиться с заявлением о восстановлении в гражданстве с представлением
документов, предусмотренных для приёма в российское гражданство по
соответствующим основаниям и справки полномочного органа,
подтверждающей выход из российского гражданства.
Подводя итоги данного параграфа, следует отметить, что
восстановление в гражданстве Российской Федерации основывается на тех
же принципах, что и приём в российское гражданство.

2.3 Приобретение гражданства по иным основаниям
По основаниям, предусмотренным международным договором
Российской Федерации, в настоящее время в упрощенном порядке
принимаются граждане Республики Казахстан, Беларусь, Кыргызской
Республики, если они родились или проживали на территории Российской
Федерации до 21.12.1991 или имеют близких родственников (супругов,
родителей, ребенка, братьев, сестер, деда, бабушку или внуков) - граждан
России 9 . Решение о приёме в российское гражданство в упрощенном порядке
на основании международного соглашения принимается руководителем
территориального органа МВД России на региональном уровне в срок до
трёх месяцев со дня подачи заявления и других документов. Для таких лиц
условие о пятилетнем сроке непрерывного проживания снято, представление
документов, подтверждающих владение русским языком, законного
источника средств к существованию, не требуется. Обязательным условием
является предоставление документов, подтверждающих соответствующие
основания для приёма в российское гражданство в упрощенном порядке
(например, свидетельство о рождении), а также вид на жительство.
Основания приобретения гражданства России детей установлены в
статьях 24 – 27 Федерального закона. Так, при приобретении или
прекращении российского гражданства одним из родителей – гражданство
9 Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской
Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения
гражданства от 26 февраля 1999 г.// СПС «Консультант плюс»

ребенка может быть приобретено или прекращено при наличии согласия
второго родителя. При приёме в российское гражданство обоих родителей
или единственного родителя – ребенок также принимает российское
гражданство. Гражданство ребенка при усыновлении сохраняется, но по
желанию обоих усыновителей или единственного усыновителя оно может
быть прекращено, если ребенок при этом не становится лицом без
гражданства.
Таким образом, прием в гражданство Российской Федерации в
соответствии с международными договорами, а также приём в российское
гражданство детей основывается на принципах «почвы и крови» и отвечает
интересам лиц, желающих сохранить связь с Россией как своей исторической
родиной.

2.5 Отклонение заявлений о приобретении гражданства
Статьей 16 Федерального закона предусмотрены основания отклонения
заявлений о приёме и восстановлении в гражданство Российской Федерации,
независимо от того, идет ли речь об общем или упрощенном порядке приёма
и восстановления в гражданство. Отклоняются заявления, поданные лицами,
которые: выступают за насильственное изменение основ конституционного
строя, создают угрозу безопасности России; участвуют в вооруженных
конфликтах, в террористических актах, экстремистской деятельности;
имеют ограничения на въезд в Российскую Федерацию; использовали при
подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные
сведения; состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или
в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не
предусмотрено международным договором Российской Федерации; имеют
неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных
преступлений; преследуются в уголовном порядке компетентными органами
за преступления; осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы
за действия, преследуемые в соответствии с федеральным  законом .

Лицо, заявление о приёме или восстановлении в гражданство
Российской Федерации, которого было отклонено, вправе вновь обратиться с
заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии
со статьей 36 Федерального закона, не ранее чем через год после принятия
предыдущего решения.
Таким образом, предусмотренные Федеральным законом основания
отклонения заявлений о приобретении российского гражданства, исключают
возможность его приобретения в целях осуществления деятельности,
представляющей угрозу основам конституционного строя Российской
Федерации.
В заключение данной главы, следует отметить, что гражданство
Российской Федерации приобретается по рождению, в результате приема или
восстановления в российское гражданство, а также по иным основаниям,
предусмотренным Федеральным законом или международным договором
Российской Федерации. При этом основная часть населения нашего
государства являются гражданами России по рождению.
В рамках проводимой государственной политики, направленной на
привлечение в Российскую Федерацию лиц, способных успешно
адаптироваться в нашем государстве, в последние годы значительно
расширены основания для приёма и восстановления в гражданстве
Российской Федерации в упрощенном порядке, сокращены сроки
рассмотрения заявлений для некоторых категорий граждан, а также сокращен
перечень необходимых документов, предоставляемых для приёма и
восстановления в российском гражданстве.
В тоже время, существующие основания для отклонения заявлений о
приобретении российского гражданства направлены на обеспечение
национальной безопасности нашего государства.

ГЛАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВА
3.1 Нормативная основа российского гражданства

Институт гражданства на сегодняшний момент относится к области
регулирования внутренней политики государства. Однако нельзя не
учитывать, что огромное влияние на данный институт оказывают и нормы
международного права.
К ним относятся:
1. Всеобщая декларация прав человека, принята 10 декабря 1948 года
резолюцией Генеральной Ассамблеи стран-членов OOH. В декларации
закреплено право каждого человека на гражданство и право на его
изменение, а также запрет лишения гражданства.
2. Конвенция о сокращении безгражданства, принята 30 августа 1961
года. Конвенцией установлена желательность сокращение безгражданства,
особое внимание уделяется гражданству детей и недопустимости их
«безгражданства» вследствие изменения гражданства родителями.
3. Европейская Конвенция о гражданстве, принята в Страсбурге 6
ноября 1997 года. Конвенция устанавливает правовые принципы
гражданства, исключает дискриминацию в вопросах гражданства.
Направлена на защиту прав и свобод человека, уважение к семейной жизни.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Европейская
Конвенция по правам человека) — международное соглашение между
странами — участниками  Совета Европы , вступила в силу 3 сентября 1953
года. Устанавливает права и свободы человека, обязывает государства,
ратифицировавшие Конвенция, гарантировать эти права своим гражданам.
Помимо общеустановленных международно-правовых норм,
нормативной основой российского гражданства являются международные
договоры, заключенные Российской Федерацией с другими государствами:
1. Соглашения между Республикой Бeлapуcь, Республикой Казахстан,
Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке
приобретения гражданства, принято 26 февраля 1999 года. Соглашение

устанавливает упрощенный порядок приобретения гражданства одной
Стороны гражданами государства, являющегося другой Стороной
Соглашения.
2. Дoгoвoр о Евразийском экономическом союзе, подписан в городе
Астана Республики Казахстан 29 мая 2014 года. Дoгoвoр устанавливает
правила пребывания и осуществления трудовой деятельности граждан
государств- членов союза на территории других государств- членов союза.
На внутригосударственном уровне правовую основу гражданства
составляют:
1. Конституция Российской Федерации, основываясь на нормах
международного права, устанавливает такие общие основы, которые
определяют черты института гражданства и возникающих в нем отношений. 
Конституция закрепляет базовые принципы института гражданства,
утверждает статус гражданина Российской Федерации, определяет права и
обязанности гражданина России. На основании Конституции
разрабатываются другие нормативные акты, составляющие нормативную
основу российского гражданства.
2. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31
мая 2002 года № 62-ФЗ (в редакции от 13.07.2020). В настоящем
Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской
Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством
России, определены основания, условия и порядок приобретения и
прекращения российского гражданства.
Ранее на территории Российской Федерации действовал Закон РФ от 28
ноября 1991 года «О гражданстве Российской Федерации». Этот
нормативный акт был разработан в годы становления России. В подобных
исторических условиях основной задачей было определение правового
статуса населения России в кратчайшие сроки, решение вопросов качества и
системности формируемого законодательства отходило на второй план. В
дальнейшем приоритеты в формировании миграционной политики и

законодательства изменились, поэтому в ходе развития и совершенствования
законодательства, Закон «О гражданстве» от 28.11.1991 перестал
соответствовать времени, что позже было исправлено в ФЗ от 31 мая 2002
года. Кроме того, принятие нового Федерального закона было обусловлено и
несоответствием Закона от 1991 года норме международного права -
Европейской конвенции о гражданстве, принятой в 1997 году.
Ныне действующий Федеральный закон «О гражданстве РФ» отвечает
современным требованиям российского законодательства и международным
стандартам.
3. Пoлoжeниe о порядке рассмотрения вопросов гражданства
Российской Федерации (в редакции от 06.10.2020), утвержденное Указом
Президента РФ от 14.11.2002 N 1325. Пoлoжeниeм, принятым в соответствии
с Федеральным законом, устанавливаются порядок оформления и подачи
заявлений и иных документов, необходимых для приобретения гражданства
Российской Федерации; порядок рассмотрения заявлений по вопросам
гражданства Российской Федерации; принятия, исполнения и отмены
решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень
необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям
приобретения или прекращения российского гражданства.
4. Концепция государственной миграционной политики Российской
Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденная Указом Президента РФ от
31.10.2018 N 622. В Концепции затрагиваются вопросы гражданства
Российской Федерации в части упрощения приёма в российское гражданство
некоторых категорий граждан.
5. Указ Президента Российской Федерации от 29.04.2019 №187 "Об
отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства,
имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство
Российской Федерации в упрощенном порядке". Настоящий Указ принят
Президентом Российской Федерации в целях защиты прав и свобод человека
и гражданина в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 31 мая

2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Настоящим
Указом упрощена процедура приобретения российского гражданства для
граждан, проживающих на территориях, где в настоящее время проходят
военные действия и вооруженные конфликты: Донецкой и Луганской
областях Республики Украина, Исламской Республики Афганистан,
Республики Ирак, Йеменской Республики и Сирийской Арабской
Республики. Указ Президента основан на общепризнанных принципах и
нормах международного права: гуманизм, равноправие, признание и
уважение достоинства, основных прав и свобод человека.

Нормативные правовые акты подзаконного характера:
1. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от
16.09.2019 г. № 623 "Об утверждении инструкции об организации
деятельности Министерств внутренних дел Российской Федерации и его
территориальных органов при рассмотрении заявлений по вопросам
гражданства Российской Федерации и принятии по ним решений".
Инструкция определяет порядок деятельности Главного управления по
вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации и
территориальных органов МВД России на региональном и районном
уровнях, реализующих полномочия по вопросам гражданства Российской
Федерации. Указанная инструкция была утверждена в целях реализации
Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации от 31.05.2002 г.
и Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской
Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 с
учетом внесенных изменений.
2. Приказ Министерства иностранных дел Российской Федерации от 10
июля 2012 г. N 1325 " О реализации Указа Президента Российской
Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о
порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации".
Определяет порядок деятельности Министерства иностранных дел России,
Департамента консульской службы МИД РФ, а также других структурных

органов, дипломатических представительств и консульских учреждений
Российской Федерации, реализующих полномочия по вопросам гражданства
Российской Федерации, в части приобретения и прекращения российского
гражданства лиц, проживающих в иностранных государствах.
Изучив нормативную основу российского гражданства, стоило бы
отметить, что законодательство России, регулирующее вопросы гражданства,
соответствует международным требованиям и духу времени. Гражданство
Российской Федерации на сегодняшний день регулируется множеством
правовых актов. Не допуская нарушений, закрепленных Конституцией
Российской Федерации и норм международного права, государство проводит
политику, направленную на поддержание общедемократических принципов в
вопросах гражданства путем создания нормативно-правовых актов,
федеральных законов и международных договоров.

3.2 Полномочные органы, ведающие делами гражданства

Органами, уполномоченными решать вопросы гражданства в
Российской Федерации являются:
 Президент Российской Федерации;
 федеральный  орган  исполнительной власти в сфере внутренних
дел и его территориальные органы;
 федеральный  орган  исполнительной власти, ведающий
вопросами иностранных дел, дипломатические представительства и
консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами
Российской Федерации.
Полномочия перечисленных органов определены Федеральным
законом.
В компетенцию Президента входит решение вопросов приёма,
восстановления, а также отмены ранее принятых решений о приобретении
гражданства в общем порядке.

Президент координирует работу всех органов, ведающих вопросами
российского гражданства, издает указы, утверждает Положение о порядке
рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
В гуманитарных целях Президент определяет категории иностранных
граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о
приёме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в
соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона, а также порядок
приобретения ими российского гражданства.
В исключительных случаях Президент рассматривает вопрос о
приобретении российского гражданства лиц, заявления которых по общим
правилам отклоняются в соответствии со статьёй 16 Федерального закона.
Другими органами, ведающими вопросами гражданства являются
органы внутренних и иностранных дел Российской Федерации. В целом их
функции схожи, различие заключается лишь в том, что органы МВД решают
вопросы гражданства в отношении лиц, проживающих на территории
России, а МИД- проживающих на территории иностранных государств.
Как МВД, так и МИД, самостоятельно принимают решения по
вопросам гражданства в упрощенном порядке. При рассмотрении вопросов
гражданства в общем порядке, МВД и МИД участвуют как предварительная
(подготовительная) инстанция. Здесь в их задачи входит подготовка и
направление Президенту РФ документов для рассмотрения вопросов
гражданства, последующее исполнение принятых Президентом РФ решений.
Федеральные  орган ы исполнительной власти в сфере внутренних дел,
ведающие делами гражданства, включают в себя Главное управление по
вопросам миграции МВД Российской Федерации. Оно осуществляет
функции по контролю и надзору, а также оказанию государственных услуг в
сфере миграции, в соответствии с Приказом МВД России от 15.04.2016 N 192
"Об утверждении Положения о Главном управлении по вопросам миграции
Министерства внутренних дел Российской Федерации". На местном уровне
вопросы гражданства решают Управления по вопросам миграции ГУВД

субъектов РФ, Отделы (отделения, миграционные пункты) по вопросам
миграции территориальных органов внутренних дел.
Решение вопросов гражданства, отнесенных к компетенции
Министерства иностранных дел (МИД) России, возложено на Департамент
консульской службы МИД РФ, а также другие структурные органы,
дипломатические представительства и консульские учреждения Российской
Федерации, находящиеся за ее пределами. В состав Департамента входят
отделы, которые связаны с решением вопросов гражданства: отдел по
вопросам гражданства, отдел оформления паспортов, отдел легализации и
истребования документов и др.
Таким образом, решение вопросов, касающихся реализации
законодательства о гражданстве, возлагается на установленные Федеральным
законом государственные органы. К ним относятся: Президент РФ;
федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами
внутренних дел, и его территориальные органы; федеральный орган
исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел,
дипломатические представительства и консульские учреждения Российской
Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации. Структура
данных органов в полной мере охватывает все возможные сферы
правоотношений, в которые вступает человек как субъект права при решении
вопросов гражданства, и направлена, прежде всего, на соблюдение прав и
свобод индивида в этой области.
В заключение данной главы, следует отметить, что законодательное
регулирование института российского гражданства на сегодняшний день
обладает достаточно широкой нормативной базой, которая включает в себя
как международные, так и внутригосударственные правовые акты.
Государственная политика направлена на поддержание закрепленных в
Конституции общедемократических принципов, в том числе связанных с
гражданством, государство ведет политику, направленную на защиту
конституционных основ Российской Федерации путем создания различных

30

нормативно-правовых актов. Созданная система органов по делам
гражданства так же имеет своей целью охрану установленного порядка и
законных интересов граждан России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гражданство - устойчивая правовая связь лица с государством,
выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Понятие гражданство менялось на протяжении истории. В настоящее
время определение российского гражданства, закрепленное в Федеральном
законе «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002, отражает
концепцию взаимоотношений человека и государства, основанных на праве и
признании приоритета общечеловеческих ценностей, где человек и
государство выступают равноправными и равнообязанными субъектами.
Важнейшие принципы российского гражданства определены в
Конституции, а также в статье 4 Федерального закона.
Принципы российского гражданства являются руководством при
реализации положений о гражданстве. Их основная роль заключается в том,
что все другие нормы гражданства и принимаемые решения по вопросам
гражданства должны находиться в соответствии с ними.
В ходе анализа российского законодательства было выявлено четыре
основания приобретения российского гражданства: по рождению; в
результате приема в гражданство Российской Федерации; в результате
восстановления в гражданстве Российской Федерации; по иным основаниям,
предусмотренным Федеральным законом или международным договором
Российской Федерации.
В условиях демографического кризиса в нашей стране проводится
государственная политика, направленная на создание благоприятных
условий для переселения в Российскую Федерацию иностранных граждан,
желающих приобрести российское гражданство. В связи с чем в последние
годы произошли значительные изменения законодательства о гражданстве
Российской Федерации, связанные с упрощением порядка приобретения
гражданства некоторым категориям граждан.

В работе подробно рассмотрены основания приёма в российское
гражданство в общем и в упрощенном порядке, изучены перечни
необходимых документов, предоставляемых в зависимости от оснований
приобретения гражданства, дано определение «носитель русского языка»,
изучены вопросы восстановления в гражданстве России, а также основания
для отклонения заявлений о приёме в гражданство Российской Федерации.
Третья глава работы посвящена изучению законодательного
регулирования российского гражданства, а также определению функций,
полномочий органов, ведающих вопросами гражданства Российской
Федерации.
В ходе анализа нормативной базы установлено, что российское
законодательство о гражданстве основано на общепризнанных принципах,
нормах международного права, международных договорах, Конституции
Российской Федерации, Федеральных законах, нормативных правовых актах
подзаконного характера.
Проанализированы компетенции и функции в области гражданства
Президента Российской Федерации; федерального органа исполнительной
власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных
органов; федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами
иностранных дел, дипломатических представительств и консульских
учреждений РФ, находящихся за пределами Российской Федерации.
На основе проведенного анализа сделан вывод, что действующее
законодательство, регулирующее российское гражданство обладает широкой
нормативной базой, государственные органы наделены всеми полномочиями,
необходимыми для решения вопросов гражданства.
В-целом, проведенное исследование позволило определить
специфические особенности законодательства, регулирующего порядок
приобретения гражданства, существующие проблемы и трудности
восприятия правовой природы гражданства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

РАЗДЕЛ 1. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ИНЫЕ

ОФИЦИАЛЬНЫЕ АКТЫ

1 Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12 декабря
1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020// СПС «КонсультантПлюс». – URL:
http://www.consultant.ru/document/ cons _doc_LAW_28399/.
2 Всеобщая Декларация прав человека: Принята 10 декабря 1948 года
Генеральной Ассамблеей ООН // Российская газета. - 1995. - 05 апреля. - Ст.
5-6.
3 Конвенция Генеральной Ассамблеи ООН, регулирующая некоторые
вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве от 12.04.1930.// ИПП
«Гарант. ру»- Режим доступа: http://base.garant.ru/2541074/ .
4 Конвенция о сокращении безгражданства: принята 30 августа 1961
года. // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ .
5 Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принята
правительствами - членами Совета Европы 4 ноября 1950 г. // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 20. - С. 2143.
6 Европейская конвенция о гражданстве 1997 года // Собрание
законодательства РФ. - 1998. - №2. - С. 2143.
7 Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан,
Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке
приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г. // СПС «Консультант плюс».
– Режим доступа: http://www.consultant.ru/ .
8 Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан»
от 25.07.2002 N 115-ФЗ (в редакции от 24.02.2021) // СПС
«КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/ cons
_doc_LAW_37868/.

9 Федеральный закон «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 года № 62-
ФЗ (в редакции от 13.07.2020) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/.
10 Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 "О Концепции
государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 -
2025 годы"// СПС «Консультант плюс». – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/ .
11 Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (ред. от 06.10.2020) "Об
утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ"
// СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ .
12 Указ Президента РФ от 29.04.2019 N 187 (ред. от 27.03.2020) "Об
отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства,
имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство
Российской Федерации в упрощенном порядке"// СПС «Консультант плюс».
– Режим доступа: http://www.consultant.ru/ .
13 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от
16.09.2019 г. № 623 "Об утверждении инструкции об организации
деятельности Министерств внутренних дел Российской Федерации и его
территориальных органов при рассмотрении заявлений по вопросам
гражданства Российской Федерации и принятии по ним решений"// Режим
доступа: https://img.rg.ru/pril/177/86/74/56496.pdf .
14 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации "Об
утверждении Положения о Главном управлении по вопросам миграции
Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 15.04.2016 N 192//
Российская газета. - №7014 (146).
15 Приказ Министерства иностранных дел Российской Федерации от
10 июля 2012 г. N 1325 " О реализации Указа Президента Российской
Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о
порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации"//
Режим доступа: https://rg.ru/2012/08/29/mis-dok.html .

16 Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N1948-I «О гражданстве Российской
Федерации» (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г.) (утратил
силу) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ .
17 Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской
Федерации за январь -декабрь 2020 года с распределением по странам и
регионам. //Официальный сайт МВД РФ– Режим доступа: https://xn--
b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/22689602/

РАЗДЕЛ 2. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

18 Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России:
Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2014. - 480 с.
19 Комаров, С. А. Общая теория государства и права: учебник для
бакалавриата и магистратуры / С. А. Комаров. — 9-е изд., испр. и доп. — М. :
Издательство Юрайт, 2017. - 506 с. - Режим доступа:
http://www.biblioonline.ru/viewer/5EC720B8-491D-47C2-956E-
1709A0583582#pege/1
20 Карпушкин А.В. Конституционное право Российской Федерации:
учеб.пособие / А.В Карпушкин. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. - 232 с.
21 Мелехин, А.В. Теория государства и права: Учебник / А.В.
Мелехин. - М.: Маркет ДС, 2007. – 633 с.
22 Пиголкин, А. С. Теория государства и права [Электронный ресурс]:
учебник для академического бакалавриата / А. С. Пиголкин, А. Н.
Головистикова, Ю. А. Дмитриев; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева.
— 4-е изд., перераб и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 516 с. -
Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/viewer/CA3163F9-5EBF4D28-
931E-F8590A2D54F8#page/1.
23 Теория государства и права : Учебник для бакалавров / под ред. В.
К. Бабаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. —
715 с.

24 Теория государства и права: Учебник / под ред. Н.И. Матузова, А.В.
Малькова. - М.: Юристъ, 2014. - 454 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.