это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3192803
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
1. Понятие национального и литературного языка 3
2. Формы существования национального языка 4
3. Признаки литературного языка 6
4. Сравнительная характеристика устной и письменной форм литературной
речи 7
5. Разделы русского языка 9
6. Уровни русского языка 10
Список использованной литературы 13
1. Понятие национального и литературного языка
Национальный язык – это средство письменного и устного общения
нации. Наряду с целостностью территории, единством экономической жизни
и психического склада язык является ведущим показателем исторической
общности людей, которую принято называть термином
«нация». Национальный язык – категория историческая. Он формируется на
базе языка народности, что обеспечивает его относительную стабильность.
Являясь результатом становления нации, он в то же время представляет
собой предпосылку и условие ее образования.
Национальный язык создает основу внутринационального единства,
обслуживает коммуникацию нации в целом, обеспечивает социальное
взаимодействие и социально-культурное отношение в процессе
коммуникации между всеми членами нации, принадлежащими к различным
социально-культурным слоям. Национальный язык имеет тенденцию к
нивелированию территориальных и социальных диалектов и жаргонов, что
достигается распространением норм литературного языка и произношения в
средствах массовой информации. Национальный язык вместе с национальной
культурой является важнейшим средством самовыражения нации. Мир
воспринимается и познается сквозь призму лексико-грамматических
особенностей национального языка, и поэтому даже частичная утеря каким-
либо этносом языка приводит к размыванию этнокультурной идентичности.
Литературный язык — это наиболее развитая и сознательно
обрабатываемая форма общенародного языка, которая обслуживает
важнейшие сферы жизни человека и общества: культуру, науку, политику,
искусство, делопроизводство, законодательство, официально-деловое,
межнациональное и неофициальное общение. Носителями данного языка его
литературная разновидность воспринимается как образцовая.
По мнению Л. А. Введенской, Л. Г. Павловой, Е. Ю. Кашаевой
литературный язык — это форма существования национального языка,
принимаемая его носителями за образцовую; система общеупотребительных
элементов языка, речевых средств, обработанных авторитетными мастерами
слова, образованными носителями языка.
Литературный язык – общенародный язык письменности, язык
официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного
общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех
проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и
иногда устной), воспринимаемый носителями данного языка как образцовый.
Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в
письменной форме речи.
2. Формы существования национального языка
Диалекты, жаргоны, просторечие, литературный язык – формы
исторического существования национального языка.
Диалект (от греч dialektos – разговор, говор, наречие) - разновидность
языка, являющаяся средством общения коллектива, объединенного
территориально и социально, в частности, профессионально.
Различают диалекты территориальные и социальные.
Территориальные диалекты наряду с литературным языком являются
основной разновидностью языка.
В отличие от литературного языка, диалект ограничен территориально
и функционально, существует только в устной форме.
Социальный диалект – средство общения коллектива, объединенного
профессионально или социально. Например, язык гончаров, охотников,
спортсменов, школьников, студентов и др.
Жаргон (франц. jargon) – социальная разновидность речи,
характеризующаяся специфической лексикой и фразеологией.
Жаргон является принадлежностью относительно открытых
социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью
интересов, привычек, занятий, социального положения. Например, жаргон
моряков, летчиков, спортсменов, учащихся, актеров и т.д.
Жаргон в своем оформлении отталкивается в целом от
общелитературного языка, являясь как бы социальным диалектом
определенной возрастной общности людей или «профессиональной»
корпорации.
Студенческий жаргон составляет в русском языке основу молодежного
сленга.
Сленг – это молодежный жаргон, составляющий слой разговорной
лексики, отражающей грубовато-фамильярное, иногда юмористическое
отношение к предмету речи. Молодежный сленг представляет собой
интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено
не только определенными возрастными рамками, но и социальными,
временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской
учащейся молодежи – и отдельных более или менее замкнутых референтных
группах.
Как все социальные диалекты, он представляет собой только лексикон,
который питается соками общенационального языка, живет на его
фонетической и грамматической почве.
Просторечие – это слово свойственно литературной городской
разговорной речи, используется в литературном языке как стилистическое
средство для придания речи специфического оттенка. От территориальных
диалектов просторечие отличается отсутствием отчетливой локальной
закрепленности его особенностей, от жаргонов – тем, что эти особенности не
осознаются его носителями как ненормативные.
Просторечие обнаруживается на всех языковых уровнях.
3. Признаки литературного языка
Литературный язык характеризуется двумя главными свойствами:
обработанностью и нормированностью.
Обработанность литературного языка возникает в результате
целенаправленного отбора всего лучшего, что есть в языке. Этот отбор
осуществляется в процессе использования языка, в результате специальных
исследований учеными-филологами, общественными деятелями.
Нормированность – употребление языковых средств, регулируемое
единой общеобязательной нормой. Норма как совокупность правил
словоупотребления необходима для сохранения целостности и
общепонятности национального языка, для передачи информации от одного
поколения другому. Если бы не было единой языковой нормы, то в языке
могли бы произойти изменения, при которых люди, живущие в разных
концах России, перестали бы понимать друг друга.
Также к основным признакам литературного языка относятся:
кодифицированность, устойчивость, полифункциональность.
Кодифицированность. Поскольку нормы существуют на всех уровнях
языковой системы (фонетическом, словообразовательном, лексико-
фразеологическом, морфологическом, синтаксическом и стилистическом),
кодификация осуществляется системно и связана с типологией норм. В
лингвистике кодификацией нормы называется процесс выявления, ее
описание и представление в виде правила. Подчеркнем, что процесс
кодификации достаточно сложен, поскольку не все происходящее в речи
поддается строгому, четкому формулированию на длительный срок.
Интенсивнее всего развивается лексика, поэтому кодировка лексических
норм происходит постоянно, т. е издаются грамматики, лингвистические
справочники, толковые, орфоэпические, орфографические, фразеологические
и другие словари. Благодаря кодировке норма становится устойчивой, легче
осуществляется процесс контроля за соблюдением норм.
Устойчивость (стабильность, традиционность). Литературный язык,
как и другие языки, постоянно развивается, совершенствуется, обогащается,
однако, несмотря на все происходящие изменения, остается весьма
устойчивой концепцией, о чем свидетельствует его словарный фонд, который
не подвергается никаким изменениям. И это явление позволяет языку
сохранять и передавать культурные особенности, являться результативным
средством взаимосвязи между поколениями.
Полифункциональность, при соблюдении которой литературный язык
способен обслуживать коммуникативные потребности любой сферы
человеческой деятельности. В зависимости от сфер человеческой
деятельности выделяются различные функциональные стили, каждый из
которых включает в себя группу жанров.
4. Сравнительная характеристика устной и письменной форм
литературной речи
Устная речь является первичной, а письменная речь – вторичной.
Устная речь может существовать без соответствующей письменной речи, а
наоборот быть не может. В действительности, подавляющее большинство
языков в мире никогда или только недавно приобрели письменную форму.
Однако также, как и устная речь, письменность существует, прежде
всего, с целью представления понятий и идей. Впрочем, для этого
письменный язык всегда проходит (по меньшей мере, частично) через
устную речь, в то время как устной речи необязательно использовать
письменный язык в качестве промежуточного этапа.
Ни в коем случае письменность не подчиняется устной речи
полностью. Во многих отношениях письменность ведет собственную жизнь и
развивается независимо от устной речи.
Основное различие между письменностью и устной речью состоит в
том, что первое воспринимается визуально (зрительно), а второе – аудиально
(на слух).
Основные различия:
1. Письменная речь является постоянной, в то время как устная речь –
преходящей, переменчивой.
2. Письменная речь является независимой от дискурсивной ситуации, в
то время как устная речь – зависима. Физическое наличие написанного
текста не зависит от присутствия автора или слушателя, в то время как для
устного выступления (по меньшей мере, перед магнитофоном) необходимо
присутствие и говорящего, и слушателя.
3. Как правило, пишущий человек может не торопиться при подготовке
своего текста в отсутствие читателя, в то время как говорящий часто должен
создавать текст своего выступления в момент говорения, в присутствии
слушателя.
4. Обычно читатель может не торопиться, интерпретируя написанный
текст в отсутствие автора, в то время как слушатель, как правило, должен
интерпретировать его тут же, в присутствии говорящего.
5. По своей природе письменная речь обычно является
монологической, а устная речь – диалогической. Следовательно, часто
письменная речь оставляет меньше возможностей для автора объяснить в
дальнейшем свои намерения или даже определить, были ли понятными его
идеи, а также меньше возможностей для читателя узнать о стремлениях
автора.
6. Поскольку написанный текст всегда можно перечитать снова, в то
время как текст устной речи исчезает сразу же после произнесения,
письменная речь уменьшает необходимость запоминания, а устная речь часто
создает большое разнообразие техник и правил для запоминания.
7. В связи с тем, что в распоряжении автора и читателя находится
больше времени, письменная речь позволяет использование более сложных,
чем в устной речи, грамматических конструкций, а также построение
абстрактных концепций и приведение доводов.
8. Благодаря интонации, тембру голоса и подобным средствам, устная
речь позволяет выразить больше нюансов эмоционального тона, чем письмо,
в котором существует меньше инструментов выражения такого типа.
9. Пребывая в отдалении от дискурсивной ситуации, письменная речь
позволяет большее отстранение и объективность, чем устная речь.
10. Письменная речь обеспечивает автору больше свободы в
рассуждениях, независимо от своей социальной среды, поощряя
оригинальность, в то время как устная речь склонна к тому, чтобы быть
более традиционной и общепринятой.
11. Для письменной речи характерной является более высокая степень
фиксации норм и шаблонов (например, через письменные законы), в то время
как устная речь часто является более гибкой.
12. Письменная речь уменьшает необходимость многословия и
повторов по сравнению с устной речью.
5. Разделы русского языка
Современный русский язык состоит из нескольких разделов, о которых
сейчас, собственно говоря, и пойдёт речь.
Лексика и фразеология изучают словарный и фразеологический состав
русского языка, закономерность его развития.
Фонетика описывает звуковой состав современного русского
литературного языка и основные звуковые процессы, протекающие в языке.
Предметом фонологии являются фонемы — кратчайшие звуковые единицы,
служащие для различения звуковых оболочек слов и их форм.
Орфоэпия изучает нормы современного русского литературного
произношения.
Графика знакомит с составом русского алфавита, соотношение между
буквами и звуками, а орфография — с основным принципом русского
написания — морфологическим, а также написаниями фонетическими и
традиционными.
Орфография - это совокупность правил, определяющих написание
слов.
Словообразование изучает морфологический состав слова и основные
типы образования новых слов: словообразование морфологическое,
морфолого-синтаксическое, лексико-семантическое и лексо-синтаксическое.
Морфология является учением о грамматических категориях и
грамматических формах слова. Она изучает лексико-грамматические разряды
слов, взаимодействие лексических и грамматических значений слова и
способы выражения грамматических значений в русском языке.
Синтаксис — это учение о предложении и сочетании слов. Синтаксис
изучает основные синтаксические единицы — словосочетание и
предложение, виды синтаксической связи, типы предложений и их
структуру.
На основе синтаксиса строится пунктуация — совокупность правил
расстановки знаков препинания.
6. Уровни русского языка
Минимальные единицы устной речи – звуки.
Звуки можно произнести.
Звуки можно услышать.
Для этого у человека есть специальные органы: речевой аппарат и
органы слуха.
Буквы - это условные и не всегда точные обозначения звуков на
письме.
Буквы можно написать.
Буквы можно прочитать.
Для этого у человека есть рука и орудия письма: карандаш, ручка, мел,
уголь, а сегодня и компьютер. Воспринимаются буквы зрением. Орган зрения
у человека - глаза.
Звуки образуют звуковую оболочку слова, которая воспринимается
слушающим. Звуковой состав языка, характеристики звуков, то, как они
ведут себя, оказавшись рядом друг с другом и в разных позициях в слове,
изучает фонетика. Буквенный состав слов, правила написания слов, их частей
и форм изучает орфография.
Каждое слово имеет свою звуковую оболочку. У каждого своя
морфемная структура (о строении слова см. ниже). В отличие от звуков и
морфем слова выражают значение. Роль слова – называть предметы,
признаки, действия и другие реалии действительности. Слово как единицу
лексического состава языка изучает лексикология.
Слово состоит из частей. Эти части называются морфемами. Морфемы
– строительный материал для слов.
Морфемы: корень, приставка, суффикс, интерфикс, окончание.
У разных слов разный морфемный состав. Морфемную структуру слов,
т.е. состав слов, изучает морфемика .
Образование слов, их производство – это работа морфем.
Словообразование не интересуется окончаниями слов, для него важна
основа. Важно разобраться, что от чего образовано, какая основа
производная, а какая производящая.
От чего, какой основы, и как, каким способом, а также с помощью
каких средств образована основа нового слова, изучает словообразование.
Для русского языка важно - изменяется слово или нет, и если
изменяется, то как. Части речи, их значения и роль, а также их постоянные и
изменяемые признаки изучает морфология.
Мы не говорим словами. Мы разговариваем предложениями.
Предложение – это единица общения более высокого уровня.
Слово называет. Но оно не выражает законченную мысль и не является
единицей общения. Слово не является самостоятельной единицей языка.
Предложение выражает мысль и является единицей общения.
Кроме того, предложение в отличие от слова высказывается с определённой
целью, которая может быть различной. Предложение грамматически и
интонационно оформлено. Предложение – это самостоятельная единица
языка.
Словосочетания и предложения: простые и сложные, их структура и
виды связи изучаются синтаксисом.
В языке единицы более низких уровней служат строительным
материалом для создания единиц более высокого уровня. Морфемы состоят
из звуков. В русском возможны морфемы, состоящие только из одного
звука, например:
сдать [здат’] – приставка с- произносится как один звук [з],
делить[д’эл’ит’] – суффикс -и- состоит из одного звука,
дому [дому] – окончание -у состоит из одного звука.
Слова состоят из морфем. В русском возможны слова, состоящие
только из одной морфемы: как – корень, врозь – корень, жаль – корень.
Словосочетания и предложения состоят из слов. Возможны
предложения, состоящие только из одного слова. Но чтобы стать
предложением, слово должно быть произнесено с определённой целью, оно
должно быть оформлено интонационно и грамматически. Например, Ночь! -
это повествовательное, восклицательное, простое односоставное с главным
членом подлежащим – назывное, нераспространённое, полное,
неосложнённое.
Список использованной литературы
1. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи.: Учебник для
студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.С.
Антонова, Т.М. Воителева. - М.: ИЦ Академия, 2017. - 320 c.
2. Богачев, Ю.П. Русский язык и культура речи / Ю.П. Богачев. - М.:
Владос, 2017. - 392 c.
3. Кривокора, Е.И. Деловые коммуникации: Учебное пособие / Е.И.
Кривокора. - М.: Инфра-М, 2017. - 447 c.
4. Левчаева, Н. В. Коммуникативные качества речи и их системные
связи / Н. В. Левчаева // Филологические науки. Вопросы теории и практики.
- 2018. - №2-1(80). - С. 103-106.
5. Левчаева, Н. В. Литературный язык – основа культуры речи / Н. В.
Левчаева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018. - №2-
2(80). - С. 322-326.
6. Тимофеев, М.И. Деловые коммуникации: Учебное пособие / М.И.
Тимофеев. - М.: Риор, 2018. - 312 c.
7. Черняк, В.Д. Русский язык и культура речи (спо) / В.Д. Черняк; под
ред. Е.В. Сергеева. - М.: КноРус, 2017. - 263 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!