это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3194907
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение 3
Методы и приемы воспитания 5
Средства воспитательного процесса 6
Формы воспитания 8
Заключение 10
Список использованной литературы 11
Введение
Личность человека при взаимодействии с окружающим миром
реализует себя в качестве объекта и субъекта психологического воздействия
посредством процессов общения, деятельности, поведенческих актов и т.п.
Само же воздействие, являясь результатом осуществления целей различных
видов человеческой активности, служит выражением психологической
эффективности и результативности этих процессов, характеризует их
личностно преобразующий, воспитывающий, развивающий потенциал. Для
решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов,
приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики
поставленных целей и задач.
Процесс воспитания представляет собой органическую часть
целостного деятельно-воспитательного процесса. Достижение заданных
воспитательных целей осуществляется наиболее эффективными способами –
методами воспитания.
В качестве основы для определения методов ориентируются на позиции
воспитателя в выборе способов воспитательного взаимодействия. Можно
выделить ряд взаимодействий, устанавливающихся между воспитателем и
воспитанником: способы влияния на характер отношений воспитанника к
самому себе, к своей семье; включение его в систему общения со
сверстниками, с сотрудниками по работе; способы корректировки
мировоззрения, изменение ценностных установок и стиля поведения -
однозначного определения методов воспитания не существует. Вместе с тем
выявлена их общая направленность на изменение отношения воспитанника к
обществу или самому себе, предмету или самому себе, предмету или способу
деятельности, к другому человеку или целой группе людей. Отсюда следует,
что метод воспитания является одним из инструментов не только воздействия
на человека, но и взаимодействия.
Цель: Проанализировать воспитательное воздействие, его виды, методы
и приёмы.
Задачи:
1. Рассмотреть методы и приемы воспитания.
2. Выявить средства воспитательного процесса.
3. Проанализировать формы воспитания.
Методы и приемы воспитания
Методы воспитания представляют собой научно обоснованные
способы педагогически целесообразного взаимодействия с воспитанниками,
организации и самоорганизации их жизни и деятельности, психолого-
педагогичекого воздействия на их сознание и поведение, стимулирование их
деятельности и формирования навыков самовоспитания и
самосовершенствования. Иными словами, это путь достижения заданной
цели воспитания, совокупность способов профессионального взаимодействия
педагога и учащихся с целью успешного решения образовательно-
воспитательных задач.
Методы воспитания очень разнообразны и могут охватывать
целесообразным влиянием всю жизнь и деятельность педагогов и учащихся в
самых различных проявлениях их возможного взаимодействия. Так, известно,
что наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием в жизни
существуют и содействие студентов педагогам в их воспитательной
деятельности, и противодействие ей, и даже сопротивление. Имеют место как
следование авторитетам, так и просто непротивление им и отчуждение от
них.
Для практической работы педагога больше всего подходит следующая
классификация методов воспитания:
– методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды,
представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен
информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы,
убеждение);
– методы упражнений — это такого рода воздействия, которые
обеспечивают реальные практические действия ребенка, воплощающие его
внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его
видимым для другого. С помощью методов упражнений организуется
деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы
(различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в
виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера,
создание ситуаций успеха);
– методы оценки и самооценки, с помощью которых производится
оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь
воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение,
замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля,
самокритики).
Методы воспитательного воздействия разрабатывает такая научная
дисциплина, как педагогическая технология.
Средства воспитательного процесса
Средством называется все то, что использует субъект в процессе
движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, они заимствуются
извне для облегчения деятельности, для повышения качественности ее
продукта, для усиления какой-либо детали деятельного процесса.
Роль средства может выполнять любой объект действительности, кроме
человека.
Средства не вытекают напрямую из цели, они опосредуются избранным
методом. Осмыслив цель, педагог утверждается в методе.
При отборе средства главным для педагога в первую очередь
выступают ключевые воспитательные функции, которыми потенциально
наделен любой предмет действительности:
функция наглядности, обеспечивающая наглядную опору детям в их
представлении того явления, о котором идет речь и которое
рассматривается;
функция инициирования, возбуждения духовной активности,
мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление проблемы
жизни, смысла того или иного явления, значимости предмета для
человека;
функция инструментальная, обеспечивающая ребенку самостоятельное
взаимодействие с предметами окружающей реальности как отражение
изучаемых явлений: благодаря данной функции дети могут
предварительно в ходе групповой работы приобрести насущные
умения, столь необходимые современному человеку в культурной
жизни.
Трехфункциональное средство является педагогически оптимальным
средством, позволяющим педагогу минимальными дополнительными
усилиями достигать относительно максимальных воспитательных
результатов.
Как любое явление реальной действительности, с которой сталкивается
человек, вызывает определенные реакции человека, так и средство, являясь
частью жизни, не может не вызывать реактивного отклика на его появление.
Педагог вынужден учитывать то влияние, которое окажет невольно на детей
привнесенный предмет в поле их внимания и поле отношений, так чтобы
предотвратить негативное самочувствие, агрессию, излишнее возбуждение.
Ему должно помочь чувство меры. И, прежде чем окончательно выбрать
средство для работы с детьми, он мысленно воспроизведет ситуацию
привнесения средства в поле группового общения и спрогнозирует
психологическое влияние этого средства.
Искусство избрания воспитательного средства обусловлено
предварительной готовностью педагога к восприятию мира. Педагог должен
видеть в предмете – явление, в явлении – закономерность, в закономерности –
основу жизни. Ценностное абстрагирование педагога позволяет ему за
любым предметом обнаружить воспитательное средство.
В основу классификации воспитательных средств положен канал
психологического влияния на человека:
– аудиальный (лат. «ауди» – слух) – слово, музыка, песня, стихи и т. д.;
– визуальный (лат. «виз» – видеть, зрение) – предмет, изображение
предмета, художественный образ, условно-графическое изображение, видео-,
кино-, фотозапись и т. д.);
– кинестический (гр. «кине» – движение и «эсте» – чутье, ощущение) –
ритмические движения, символические жесты, смена позы, тактильные
прикосновения и т. д.
На практике наблюдается синкретическое единство этих средств. При
этом один из каналов доминирует при восприятии.
Средства нейтральны к воспитательному влиянию, они полностью
подчинены методу.
Средства, избранные педагогом, определяют форму воспитательного
акта.
Формы воспитания
Формы воспитания – способы организации воспитательного процесса,
способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной
деятельности учащихся. Используют и термин «воспитательное мероприятие,
организационные формы воспитания». Мероприятие – организованное
действие коллектива, направленное на достижение каких-либо
воспитательных целей.
В процессе коллективного планирования, подготовки и проведения
мероприятий создается обстановка сотворчества, что способствует развитию
личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений.
Мероприятие реализуется как целенаправленное взаимодействие педагога-
воспитателя с каждым учащимся, учебным коллективом в целом,
направленное на решение определенных воспитательных задач.
В педагогической литературе нет единого подхода к классификации
форм воспитательной работы. Наиболее распространенной является
bvклассификация организационных форм воспитания в зависимости от того,
как организованы учащиеся:
– массовые формы (участие всего класса);
– кружковая групповая;
– индивидуальная.
Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательной
работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности, например
для организаций познавательно-развивающей деятельности учащихся более
подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков
«Что? Где? Когда?», конкурс проектов, деловые игры, научные конференции
учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров и т. п.).
При осуществлении задач нравственного воспитания могут
применяться такие формы, как диспуты, круглый стол, беседа на этические
темы, телемост, акции милосердия, литературно-музыкальные композиции и
т. п.
Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных
принципов воспитания. Для каждого детского коллектива следует выбирать
наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию
формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В
основе выбора форм воспитательной работы должна находиться
педагогическая целесообразность.
Заключение
Каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени,
существующей общественной формации, социальных отношений и многого
другого. В целях и задачах воспитания просматривается идеал человека
данной исторической эпохи и стремление к его достижению. Главным для
каждой воспитательной системы является ориентация на воспитание
человека, готового жить и работать в современном для него обществе. В
качестве его результатов выступают личностные новообразования, связанные
с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений,
позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения,
ориентироваться в языке современной культуры.
Очень важно, в целях гармоничного и всестороннего развития человека
правильно осуществлять умственное, нравственное, трудовое, эстетическое,
физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое
воспитание.
Список использованной литературы
1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в
современной школе / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. -
Ярославль, 2008. - 314с.
2. Байкова Л.А. Методика воспитательной работы / Л.А. Байкова,
Л.К. Гребенкина и др. - Рязань, 2003. - 298с.
3. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного
процесса / А.С. Макаренко. - 2008. - 265с.
4. Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, С.П. Баранов, Л.Р.
Болотина. - М.: Просвещение, 2007. - 336 с.
5. Богданов О.С. Методика воспитательной работы в начальных
классах / О.С. Богданов. - М.: Просвещение, 2005. - 208 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!