это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3197320
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение. Актуальность темы исследования. На современном этапе экономических, политических и социальных реформ принимаются комплексные меры в области прохождения военной службы населением. Основная роль в обеспечении демократии, территориальной целостности и обороны принадлежит военным.
Согласно Конституции Российской Федерации, граждане обязаны нести военную службу. Немедленного реагирования требуют разногласия между государством и населением в сфере выполнения своего гражданского долга по защите Отечества, поскольку формирование гражданского общества и верховенства закона сопровождается угрозами, в том числе со стороны международных террористических организаций.
Военная служба в настоящее время переживает период серьезных количественных и качественных преобразований. В этой ситуации актуализируются вопросы правового регулирования и развития военной службы. Конституция нашей страны закрепила определенные демократические принципы государственности, установила совершенно новую систему государственной власти, ввела местное самоуправление, а также признала новые принципы организации всей общественной жизни, провозглашенные в строгом соответствии с международными стандартами свободы и права. Также были заложены основы взаимоотношений Российской Федерации с другими международными и государственными структурами. Все это сегодня напрямую связано с современной военной службой, как важнейшим государственно-правовым институтом.
За последние годы проведена огромная законодательная и иная нормотворческая работа в сфере государственной службы и такой формы, как военная служба. Накоплен опыт практического применения этого нового законодательства. Все это в современных условиях требует теоретического обобщения, оценки и анализа, разработки предложений по дальнейшему непосредственному совершенствованию российской военной службы. Таким образом, изучение военной службы как вида государственной службы в Российской Федерации сегодня вызывает большой интерес. Все это определяет актуальность темы данной работы.
Цель данной работы – рассмотреть административно-правовое регулирование военной службы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие военной службы;
- изучить правовые основы административно-правового регулирования военной службы;
- рассмотреть особенности прохождения военной службы;
- охарактеризовать права и обязанности военнослужащих;
- изучить административную ответственность военнослужащих.
1. Общая характеристика административно-правового регулирования военной службы1.1. Понятие военной службыВоенная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.Военная служба — это особый вид установленной государством на основании федерального закона деятельности человека в специально создаваемых им государственных организациях (вооруженных силах, войсках, воинских формированиях) и государственных органах, решающих задачи по защите Отечества (обороне и военной безопасности) специфическими (военными) методами и средствами вооруженной борьбы, предполагающими использование оружия и вооружения индивидуального и коллективного применения. Решение задач по защите Отечества предполагает практическое и непосредственное осуществление закрепленных в Конституции Российской Федерации функций государства по обеспечению его независимости, суверенитета и целостности, удовлетворение публичного интереса в сфере военной безопасности на основе принципов и положений, установленных в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законах.
Военная служба - это особый вид деятельности, имеющий определенные отличительные особенности.
К особенностям военной службы можно отнести:
- выполнение службы в определенной сфере общественной жизни - оборона и безопасность;
- характер выполняемых задач связан с риском для жизни;
- повышенная правовая безопасность;
- принятие военнослужащими военной присяги;
- есть ли у военнослужащих воинские звания;
- обязательность прохождения военной службы для отдельных категорий граждан;
- наличие специальных правовых норм, устанавливающих ответственность военнослужащих;
- установление военной формы и знаков различия;
- беспрекословное военное подчинение;
- особенно в защите прав участников военно-служебных отношений;
- право хранить, носить и применять оружие;
- специфика ограничения военнослужащих в гражданских, личных, политических и социально-экономических правах.
Военная служба как особый вид деятельности характеризуется следующими особенностями:
• осуществляется в определенной государственной организации - военной организации государства (иногда ее называют армией, вооруженными силами);
• государство определяет порядок и условия приема (привлечения) в военную организацию государства, пребывания в ней и выхода из нее;
• военная организация государства предназначена для участия в боевых действиях (войне или другом вооруженном противостоянии) военными методами с применением средств вооруженной борьбы;
• государство определяет внутреннюю структуру военной организации, порядок управления ею, назначает ее руководителей и устанавливает различия между ее членами и остальным населением страны.
Вот некоторые принципы военной службы:
- Для финансирования используется только федеральный бюджет.
- Регулирование прав и обязанностей происходит в соответствии с федеральным законодательством.
- Внутренний регламент и структура военной организации определяются государством.
- Поступление в армию и порядок его прохождения определяются государством.
- Единоначалие. Командир наделен всеми полномочиями по управлению организацией.
Основная задача военной службы – подготовка служащих к защите территории Российской Федерации. Проще говоря, государству нужна армия для защиты населения и территории во время боевых действий.
Военнослужащий - это человек, выполняющий служебные обязанности. Он обязан решать проблемы, связанные с безопасностью, военной службой и обороной.
Выделяют следующие виды военной службы:
- По призыву. В соответствии с законодательством Российской Федерации все молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет должны проходить военную службу при отсутствии оснований для освобождения или отсрочки. Срок - один год.
- По контракту. При желании гражданин может поступить на службу по контракту, если ему не исполнилось 40 лет и есть необходимое образование. Срок контракта - 2 или 3 года, при необходимости он может быть продлен. Служащим по контракту предоставляется льготная ипотека, бесплатное образование и достойная заработная плата.
- Альтернативная. Срок от 18 до 21 месяца. Она заменяет стандартное пребывание в армии при определенных условиях. Например, по религиозным причинам. Призывника отправляют в социальные учреждения, такие как дома престарелых, психоневрологические диспансеры и больницы.
1.2. Правовые основы административно-правового регулирования военной службыВоеннослужащие в Российской Федерации пользуются правами и свободами, предусмотренными актами международного уровня (Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.), а также национальный уровень (Конституция Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации). Структура статуса военнослужащего имеет двухкомпонентную основу: как общий субъект - гражданин Российской Федерации и как особый субъект - военнослужащий.
Как граждане Российской Федерации военнослужащие наделены общими конституционными правами, свободами и обязанностями. Так, например, право на участие в управлении государством и обществом, предусмотренное ч. 1 ст. 32 Конституции РФ. Военнослужащие в Российской Федерации имеют право:
- быть избранным, а также избирать представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления;
- вступать и быть членами общественных объединений, не преследующих политических целей;
- участвовать в деятельности общественных объединений (в свободное от военной службы время).
Осуществление военнослужащими гражданских прав и свобод имеет определенную специфику: законодательством Российской Федерации предусмотрены ограничения. Это обусловлено условиями службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и других государственных военных организациях.
В качестве примера приведем конституционные права и свободы:
- право выбора места жительства;
- свобода передвижения граждан;
- свобода слова.
Право выбора места жительства и свободы передвижения, предусмотренное ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, может осуществляться военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинскими частями, с учетом возможности своевременного прибытия на службу (п. 1 ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Особые правила в области возможности передвижения военнослужащих внутри воинских частей, а также выезда с территории гарнизона определяются общими военными уставами.
Осуществление свободы слова, свободы выражения своих убеждений и мнений (статья 28, часть 1 статьи 29 Конституции Российской Федерации), право на доступ к получению и распространению информации могут осуществляться с учетом о неразглашении государственной и военной тайны, к таким запретам относятся и критика, и обсуждение приказов командиров (п. 1 ст. 7 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).Законодательством Российской Федерации, помимо предусмотренных гражданскими правами и свободами, закреплены права и свободы военнослужащих, которые определяются спецификой военной службы, в частности Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и Законом РФ. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Одним из основных условий существования института государства является наличие вооруженных сил, способных защитить его суверенитет, безопасность и целостность.
Особенности военной службы, выделяя ее как особый вид федеральной государственной службы, определяют особенности правового статуса военнослужащего как конкретного субъекта права, прямо предусмотренные ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»: на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защите Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословно выполнять поставленные задачи в любых условиях, включая риск жизни.Юридическое определение рассматриваемого статуса дано в ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Согласно этому Закону статус военнослужащих - это совокупность гарантированных государством прав, свобод, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В структуре специального правового статуса военнослужащих выделяют следующие части:
- общую, относящуюся к правовому статусу гражданина вообще;
- специальную (совокупность общих военно-служебных прав и обязанностей); - особенную (комплекс специфических черт, характеризующих правовое положение соответствующих категорий военнослужащих);
- единичную (включает в себя особенности правового положения данного военнослужащего).При этом общая часть указанного статуса, в свою очередь, может быть разделена на общегражданскую часть, относящуюся как к военнослужащим, так и ко всем другим гражданам, независимо от их принадлежности к тем или иным категориям, и общегражданскую часть, конкретизированную специально для военнослужащих. На военнослужащих как на особые субъекты правоотношений возлагаются дополнительные обязанности, связанные с прохождением военной службы.
Основу правового регулирования, учитывающего специфику исполнения в них военной службы, составляют иные Федеральные законы: от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ»; от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»; от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»; от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране»; от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Указы Президента РФ от 15 марта 1999 г. № 350 «Вопросы Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации»; от 16 августа 2004 г. № 1084 «Вопросы Федерального агентства специального строительства» (вместе с Положением об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральном агентстве специального строительства).
Президент РФ, являясь Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в пределах своей компетенции издает указы о призыве на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву. Президент РФ своим указом утверждает положение о порядке прохождения военной службы, издает иные указы, связанные с воинской обязанностью граждан, организацией прохождения военной службы.
Так, Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 утверждены общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ (Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав и Устав гарнизонной и караульных служб), которые имеют межведомственное значение и регулируют военно-служебные отношения не только в Вооруженных Силах, но и в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба. Указом Президента РФ «Вопросы прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 г. № 1237 утверждено Положение о порядке прохождения военной службы, которым определены порядок заключения контракта о прохождении военной службы, назначения и освобождения от воинских должностей, присвоения воинских званий, предоставления отпусков, увольнения с военной службы и ряд других вопросов.
В пределах своих полномочий Министр обороны РФ, руководители других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, принимают нормативные правовые акты по вопросам воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих.
1.3. Особенности прохождения военной службыОдна из особенностей военной службы - обязательное принятие Военной присяги каждым гражданином. Граждане принимают Военную присягу на верность своей Родине - Российской Федерации.
Отличительной чертой военной службы является высокая степень ответственности и ответственности за выполнение каждым военнослужащим своих служебных обязанностей.
За нарушения, допущенные при исполнении служебных обязанностей или уклонение от их выполнения, военнослужащие подлежат более строгим санкциям, чем за аналогичные нарушения в отношении граждан на государственной службе.
Самая характерная черта военной службы - беспрекословное командование службой.
Один из принципов построения Вооруженных Сил Российской Федерации - единоначалие. Оно заключается в наделении командира (начальника) полной административной власти в отношении подчиненных и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира (начальника) самостоятельно принимать решения, отдавать приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или иное несоблюдение приказа является военным преступлением.
Отличительной чертой военной службы является также установление отношений между военнослужащими, которые по степени подчиненности характеризуются как положением, так и возможным званием.
По служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть командирами или подчиненными. Начальники, которым подчинены военнослужащие по службе, являются непосредственными начальниками.
По воинскому званию начальниками являются военнослужащие: маршал Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота, генералы, адмиралы, старшие и младшие офицеры. Сержанты и старшины являются младшими начальниками для солдат и матросов одной с ними части.
Начальник вправе отдавать приказы подчиненным и требовать их выполнения. Подчиненные обязаны беспрекословно выполнять приказы начальника.
Для военнослужащих установлена военная форма и знаки различия.
Военная форма и знаки различия воинских званий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации утверждаются Президентом Российской Федерации.
Военнослужащие при исполнении служебных обязанностей, а при необходимости и в нерабочее время имеют право хранить, носить, применять и применять оружие.
В ст. 59 Конституции устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Главой государства и Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации является Президент Российской Федерации. Вступая в должность, Президент Российской Федерации приносит присягу своему народу и клянется при исполнении своих полномочий уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию, защищать суверенитет, независимость, безопасность и целостность государства, чтобы верно служить своему народу (статьи 80, 82).
В ст. 83 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации имеет право:
• формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации;
• утверждает военную доктрину Российской Федерации;
• назначать и освобождать от должности высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации.
В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит военное положение на территории страны или в отдельных ее населенных пунктах (статья 87).
Меры по обеспечению обороны и государственной безопасности страны осуществляются Правительством Российской Федерации (статья 114).
На основе положений Конституции Российской Федерации разрабатываются и принимаются законодательные акты, в которых детально определены правовые вопросы, связанные с обороной и военным строительством. Основным правовым актом военного законодательства является Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне», определяющий:
-организационные основы защиты;
- полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области обороны;
-функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов и организаций местного самоуправления, обязанности должностных лиц, права и обязанности граждан в области обороны;
- назначение Вооруженных Сил Российской Федерации, их комплектование и руководство, функции Министерства обороны и Генерального штаба;
- основные положения - состояние войны, военное положение, мобилизация, гражданская оборона, территориальная оборона;
-Положение об ограничении деятельности политических партий и общественных объединений в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Федеральный закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» определяет права, обязанности и ответственность военнослужащих, основы правовой и социальной защиты военнослужащих.
Порядок организации военного учета граждан, подготовки их к военной службе, призыва и прохождения определяется Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».
Повседневная деятельность военнослужащих, их жизнь, быт, несение службы, подготовка к выполнению должностных обязанностей регламентируются уставами, которые подразделяются на боевые и обще воинские. Общевоинские уставы устанавливают общие для всех видов Вооруженных Сил положения, определяющие взаимоотношения между военнослужащими, их общие и должностные обязанности и права, порядок несения внутренней, гарнизонной и караульной служб. К общевоинским уставам относятся: Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
2. Особенности административно-правового регулирования военной службы2.1. Права и обязанности военнослужащихПод правами военнослужащего мы понимаем возможности эффективного прохождения военной службы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и охраняемые государством.
Военнослужащие как граждане Российской Федерации пользуются правами и свободами, которые гарантируются Конституцией Российской Федерации (глава 2) и законодательством Российской Федерации с некоторыми ограничениями, о которых будет сказано ниже. При этом, как отмечалось ранее, для успешного выполнения служебной деятельности военнослужащим предоставляются особые (общие) права, не связанные с конкретными воинскими или иными должностями и исполнением особых обязанностей.
Но, несмотря на то, что военнослужащие имеют некоторые особенности в своем правовом и социальном положении, они наравне со всеми гражданами обладают конституционными (неотъемлемыми) правами и свободами. Однако стоит упомянуть об ограничениях в этом виде прав, поскольку такие ограничения связаны со спецификой службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. В качестве примера можно привести ограниченную свободу передвижения и право выбора места жительства, поскольку ее реализация обеспечивается с учетом степени боевой готовности к выполнению боевых задач - чтобы при необходимости солдат мог прибыть на место дежурства вовремя. Так, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, запрещается выезд из Российской Федерации, если такой выезд не связан с боевой операцией, т.е. прямо оговорен условиями контракта, а также на определенный срок после прохождения службы. Что касается призывников, то они имеют право на свободу передвижения только в местах расположения воинских частей или в пределах гарнизонов, т.е. их право в этой степени существенно ограничено.
Еще одним неотъемлемым правом, закрепленным в Конституции Российской Федерации, является право на свободу слова, убеждений и убеждений, а также право на доступ к получению и распространению информации. Но если рядовые граждане пользуются этими правами в полной мере, то для военнослужащих вводятся ограничения в части неразглашения государственной и военной тайны, а также они не имеют права обсуждать приказы командиров (начальников). Свободные военнослужащие могут участвовать только в митингах, митингах, уличных шествиях, демонстрациях, пикетированиях, но такие мероприятия не должны преследовать политические цели, а также обязательно с разрешения соответствующих властей в свободное время.
Учитывая указанные ограничения, на первый взгляд может показаться, что военнослужащие практически не обладают основными конституционными правами в сфере политической жизни, но это не так. Конституция гарантирует право каждого участвовать в управлении делами государства; Соответственно, этим правом обладают и военные: они могут избирать и быть избранными в государственные органы, органы местного самоуправления, а также быть членами общественных объединений (не преследующих политических целей). Право на свободу вероисповедания также непоколебимо - военнослужащие в свободное время имеют право участвовать в богослужениях и религиозных церемониях.
Выше мы рассмотрели так называемые общие права, то есть те, которыми наделены все граждане Российской Федерации в соответствии с Основным законом Российской Федерации. Но поскольку мы говорим о военнослужащих как об особых юридических лицах, то, помимо общих гражданских прав и свобод, у военнослужащих, помимо этих прав, есть еще такие права, которые связаны с военной службой. Например, это право применять оружие, силу, во исполнение приказов и т. д. Из социальных прав военнослужащих можно особо отметить право на государственную материальную поддержку в период военной службы. Реализация этого права осуществляется путем получения гарантированного государством денежного пособия и поддержки в натуральной форме (питание, одежда, жилье).
Поскольку мы говорим о социальных правах, на наш взгляд, было бы уместно упомянуть о льготах, которыми пользуются военнослужащие и их семьи. В понятие льготы входят некоторые преимущества в определенной сфере, которые предоставляются определенной категории граждан в силу их правового статуса (например, ребенок, инвалид, пенсионер, государственный служащий, а в нашем случае военный), но льготы - это не только предоставление преимуществ в определенной сфере, это еще и освобождение (полностью или частично) от выполнения определенных государственных пошлин.Примером социальных льгот является право граждан, уволившихся с военной службы, на получение преимущественного права при поступлении в государственные образовательные учреждения. По своему правовому статусу военнослужащие приравнены к рядовым гражданам в области культуры. Это право выражается в бесплатном пользовании библиотечными услугами, спортивными сооружениями и оборудованием, которые доступны по месту нахождения подразделения. Льготы для военнослужащих предусмотрены и в транспортной сфере: при поездках практически на всех видах транспорта.
Выше мы рассмотрели права и гарантии, лежащие в основе статуса военнослужащего. Однако в самом начале мы упоминали, что правовой статус предполагает не только наличие определенных прав, это набор прав и обязанностей. Поэтому далее мы остановимся именно на обязанностях военных.
Российское законодательство налагает на военнослужащих ряд обязанностей, среди которых по характеру содержания можно выделить общие, служебные и особые обязанности. Рассмотрим подробнее сущность каждой из названных категорий.
Итак, первая категория, которую мы назвали, - это общие обязанности, наиболее комплексные, поскольку эти обязанности должны выполнять абсолютно все военнослужащие, независимо от должности, звания, а также принадлежности к тому или иному виду армии. Эта всеобъемлющая категория обязанностей выражает сущность воинского долга: каждый солдат обязан хранить верность военной присяге, защищать Отечество и т. д. Законодательное закрепление данного вида обязанностей получено в ст. 24 Закона РФ «О статусе военнослужащих», а также в Общем военном уставе ВС РФ.
Следующая категория - служебные обязанности, отличается уже более узкой направленностью, поскольку этот вид обязанностей закреплен в соответствующих законодательных актах, воинских уставах и других нормативных документах - здесь основную роль играет занимаемая военнослужащим должность т.е. круг обязанностей неразрывно связан с ним, и солдат, который, например, находится в должности командира роты, не может выполнять обязанности командира части и т. д.
И, наконец, так называется самый специфический вид обязанностей - специальные. Возникновение таких обязанностей связано с тем, что военнослужащему в процессе прохождения военной службы поручаются задачи, выходящие за рамки его повседневных обязанностей, в соответствии с занимаемой должностью (командировка, экипировка, охрана). Отличительной особенностью данной категории обязанностей является их временный характер: они напрямую связаны с конкретной задачей и, как правило, носят краткосрочный характер.
2.2. Административная ответственность военнослужащихАдминистративная ответственность является составной частью юридической ответственности и представляет сегодня актуальность и востребованность исследования.
Поднимая проблему отсутствия в российском законодательстве легального определения «административная ответственность», нельзя не процитировать К. С. Бельского о том, что без определения административной ответственности КоАП РФ лишен стержневой направленности содержащихся в нем правовых норм, что позволяет правоприменителю трактовать нормы Кодекса произвольно, при желании в соответствии со своим видением.
Особенность административной ответственности военнослужащих заключается в том, что военнослужащие причислены к особой категории должностных лиц, на которую возлагается дисциплинарная ответственность за большинство административных правонарушений. По ограниченному кругу статей на военнослужащих налагается административная ответственность. Проанализировав их, можно прийти к следующему заключению: военнослужащие несут административную ответственность за нарушения в таких сферах общественной жизни как:
- проведение выборов и референдумов;
- защита Государственной границы РФ и обеспечение режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ;
- таможенное дело;
- финансы, налоги и сборы, рынок ценных бумаг;
- санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
- охрана окружающей природной среды и природопользование;
- пожарная безопасность;
- дорожное движение;
- размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг.
Кроме того, на военнослужащих налагается административная ответственность за неисполнение распоряжений судьи либо судебного пристава, за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава и за невыполнение обоснованных законом требований прокурора, дознавателя или иного должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Переходя к рассмотрению назначения административного наказания военнослужащим, следует обратиться к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации, регламентирующему привлечение данной категории должностных лиц к дисциплинарной и административной ответственности. В соответствии с п. 47 данного документа, к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ и административного штрафа. Последний вид административного наказания запрещено применять только в отношении сержантов, старшин, матросов, проходящих военную службу по призыву, к курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Также необходимо упомянуть о существенном несоответствии текстов КоАП РФ и Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, выявленном в ходе исследования проблемы привлечения военнослужащих к ответственности за административные правонарушения. В соответствии с п. 3 ст. 3.13 КоАП РФ к военнослужащим не применяется административное наказание в виде обязательных работ. Однако в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации закреплено положение, согласно которому в отношении данной категории должностных лиц нельзя применять административное наказание в виде исправительных работ. Поскольку в нынешней редакции КоАП отсутствует такое административное наказание как исправительные работы, возникает вопрос, какое наказание действительно не применимо к военнослужащим: обязательные или исправительные работы.
Специфика административной ответственности военнослужащих определяется сегодня тем, что военнослужащие подлежат административной ответственности на общих основаниях лишь по ограниченному кругу административных правонарушений КоАП РФ. В остальных случаях военнослужащие подлежат дисциплинарной ответственности. Возбуждение дела об административном правонарушении, которое совершил военнослужащий, является отправным моментом, который влечет за собой юридическое последствие в виде признания данного субъекта лицом, в отношении которого ведется производство. Субъект приобретает данный статус в том случае, если факт совершения административного правонарушения соответствующим образом процессуально оформлен. Как было сказано выше, общего субъекта административного правонарушения характеризует наличие установленного возраста ответственности (16 лет) и состояние вменяемости-, которые являются признаками субъекта, минимально для квалификации деяния как правонарушения. Необходимо учитывать и наличия состояния вменяемости, которая согласно российскому законодательству, имеет временные границы, ее степень устанавливается на момент совершения правонарушения. Поэтому данный вопрос в состоянии вменяемости или ее отсутствия должно решаться в отношении конкретного лица, которое совершило то или иное правонарушение.
Согласно законодательству, военнослужащий представляет собой лицо, которое достигло 18 лет, потому как призыв данного лица в вооруженные силы принимается только после достижения указанного возраста. Исключением здесь могут быть категории несовершеннолетних военнослужащих, которые поступили в военные училища (например, Суворовские училища) или которые проходят обучение в военных учреждениях.
Важным участником производство по административным правонарушениям выступает военная прокуратура, которая является частью Прокуратуры РФ, но, военная прокуратура имеет свои особенности и специфику ведения дел, военные прокуроры по своим полномочиям имеют право своими постановлениями возбуждать дела об административном правонарушении, которые совершили военнослужащие, они также имеют право участвовать в рассмотрении дел, заявлять ходатайства, предоставлять заключения, которые возникли в процессе рассмотрения дел, и наконец, военная прокуратура имеет право приносить протесты на не вступившие в законную силу постановления и военные прокуроры имеют право опротестовать последующие решения вышестоящей инстанции по поступившей жалобе.
Но, сегодня, имеет быть ряд ограничений по применению административных наказаний в отношении военнослужащих, например, административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам, которые проходят военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных учреждений до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Административный арест не применяется к военнослужащим, которые призваны на военные сборы, не подлежат административному выдворению за пределы РФ военного иностранного гражданина.
Описанные проблемы в области административной ответственности военнослужащих, без всяких сомнений, требуют устранения в ближайшее время путем внесения поправок в КоАП РФ и Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
ЗаключениеТаким образом, военная служба в Российской Федерации - это повседневная работа, направленная на выполнение служебных обязанностей в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в целях обеспечения безопасности граждан и территорий, а также подготовки и переподготовки военнослужащих, как непосредственное участие в боевых действиях. Военная служба в Российской Федерации - особый элемент государственной службы. Это деятельность, направленная на обеспечение безопасности государства. Основная функция военной службы - защита государства от внутренних и внешних угроз. Военная служба в Российской Федерации осуществляет деятельность по обеспечению защиты высшей ценности - прав и свобод человека.
Военнослужащие, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях не применено ни одно из административных наказаний, предусмотренных санкциями статей настоящего Кодекса и законов субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации к административным правонарушениям может быть применена дисциплинарная ответственность Как верно высказалась И.Н. Князева, несоблюдение правил юридической техники при подготовке проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и поправок к нему, дополняющих его, крайне затруднило применение законодательства об административных правонарушениях при наложении административных наказаний на военнослужащих. Надеемся, что в ближайшее время все юридические неточности, выявленные в сфере административной ответственности военнослужащих, будут устранены.
Список использованной литературы1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020).
3. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2020).
4. Федеральный Закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный Закон Российской Федерации «Об обороне» СЗ РФ 1996. № 23.
5. Федеральный Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 21 мая 1998 г., с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля 2001 г. // СЗ РФ 1998. № 22.
6. Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2002 г. № 671 «О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации».
7. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 47 (ч. 1). — Ст. 5749.
8. Агапов, А. Б. Административное право / А.Б. Агапов. - М.: Юрайт, 2018. - 390 c.
9. Бабай, А. Н. Административное право / А.Н. Бабай, А.Г. Пархоменко. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2020. - 325 c.
10. Берлезов, Д. А. Административная ответственность военнослужащего / Д. А. Берлезов // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 66-69.
11. Гессен, В.М. Административное право / В.М. Гессен. - М.: Нобель Пресс, 2019. - 125 c.
12. Ивенин, А. Э. О некоторых вопросах административной ответственности военнослужащих / А. Э. Ивенин // Юридический мир. - 2018. - № 4. - С. 25–27.
13. Конин, Н. М. Административное право России в вопросах и ответах: учебное пособие / Н. М. Конин. – Москва: Проспект, 2017. – 256 с.
14. Копытов, Ю. А. Административное право: учебник / Ю. А. Копытов. – Москва: Юрайт, 2018. – 645 с.
15. Мезенцев, И. И. Военная служба как составляющая государственной службы / И. И. Мезенцев, М. И. Мезенцев, Г. Ж. Бальтанова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. - № 5. - С. 20.
16. Мельник, Г. Воинский долг за пределами Родины / Г. Мельник // Рос. Федерация сегодня. - 2018. - № 2. - С.10-13.
17. Овсянко, Д. М. Административное право / Д.М. Овсянко. - М.: ЮРИСТЪ, 2017. - 323 c.
18. Слесарский, К. И. Ограничение конституционных прав и свобод личности при исполнении воинской обязанности в Российской Федерации / К. И. Слесарский // Журн. рос. права. - 2018. - № 6. - С.30-39.
19. Сойников, М. А. Некоторые вопросы подсудности административных дел военными судами / М. А. Сойников // Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2018. - № 3. - С.156–158.
20. Шафигин, А. Р. Нормативно-правовое регулирование военной службы в Российской Федерации / А. Р. Шафигин // Молодой ученый. — 2020. — № 39 (329). — С. 163-165.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!