это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3203029
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ. Актуальность проблемы исследования. Государственная служба является основой государственного управления и особой разновидностью общественно-полезной работы. Иначе говоря, деятельность государственных органов направлена на поддержание нормального функционирования общества, его экономических, политических и социальных процессов, а также решение государственных задач в сфере публичного управления. Дальнейшее совершенствование института государственной службы играет важную роль для развития нашей страны. Это, в свою очередь, ставит задачу совершенствования института государственной службы, поскольку от него, в конечном счете, зависят возможности государства адекватно реагировать на изменяющуюся социально-экономическую ситуацию и обеспечивать эффективность государственного управления в целом. Вышеизложенное позволяет сделать вывод об актуальности выбранной для исследования темы.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Основные аспекты организации и функционирования государственной службы в Российской Федерации исследовали в своих работах Г.В. Атаманчук [14], Г.А. Борщевский [17], В.Д. Матвеев [34], Т.М. Соменкова, Ю.Н. Старилов, Ю.Н. Туганов [22] и другие. Однако актуальность темы обуславливает необходимость ее последующего анализа и изучения.
Целью курсовой работы является изучение системы государственной службы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить общенаучные подходы к теории государственной службы;
Исследовать сущность системы госслужбы Российской Федерации;
Провести анализ конституционных принципов построения и функционирования системы государственной службы российской Федерации;
Оценить организационно-правовые принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации;
Выявить перспективы развития системы государственной службы Российской Федерации.
Объект курсовой работы – система государственной службы в Российской Федерации.
Предмет курсовой работы – принципы построения и функционирования системы государственной службы российской федерации.
Практическая и научная значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты, полученные при написании работы, могут быть использованы для анализа перспектив развития системы государственной службы российской федерации.
Нормативная база исследования состоит из положений Конституции Российской Федерации, Федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Трудового кодекса Российской Федерации, а также отдельных федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, на основании которых осуществляется регулирование сопутствующих вопросов.
Методологическую основу исследования составили общефилософские принципы диалектики и системный подход. Использованы общие и специальные методы познания окружающей действительности в их взаимосвязи и взаимообусловленности, в том числе сравнительно-правовой, статистический, а также методы системного анализа и моделирования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1.1 Общенаучные подходы к теории государственной службыПод государством понимают прежде всего особую, универсальную для данного общества организацию, которая обладает уникальной властью (публичной, государственной) и специализированным аппаратом управления обществом. Государственная служба является ключевым элементом системы государственного управления, от эффективного функционирования которого зависит соблюдение конституционных прав и свобод граждан, последовательный и устойчивое развитие страны.
На протяжении длительного времени в Российском государстве, фактически, не была законодательно урегулирована государственная служба. Одним из наиболее часто встречающихся определений является следующее: «Служба в государстве выступает в качестве одной из форм человеческой деятельности в трудовой сфере, специфика которой обусловлена не только созданием при помощи физического труда ценностей материального характера либо в оказании тех, либо других услуг производственно-хозяйственного характера (к примеру, услуги по ремонту), а в осуществлении функций воспитательного, административного и социально-культурного характера».
Такое широкое понятие привело к тому, что сущностью государственной службы считали работу не только в государственных органах, но и в других организациях и учреждениях государственного сектора, таких как школы, институты, больницы, библиотеки, государственные предприятия и корпорации и т.д., Иными словами, государственная служба противопоставлялась другой значимой форме трудовой деятельности – труду крестьян и ремесленников.
Современное определение термина «государственная служба» закреплено в ст. 1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации» (далее ФЗ «О системе государственной службы в РФ») и звучит следующим образом:
ФЗ «О системе государственной службы в РФ» выступает в качестве главного законодательного акта, устанавливающего правовые основы организации и функционирования аппарата государственной власти.
Современная система российской государственной службы включает в себя три главных вида:
1) государственная гражданская служба;
2) военная служба;
3) государственная служба иных видов.
Государственная гражданская служба – это «вид государственной службы, профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы, обеспечивающих исполнение полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ».
Государственная гражданская служба подразделяется на два основных вида: государственную гражданскую службу на федеральном уровне и государственную гражданскую службу на уровне субъектов РФ. Наглядная схема располагается ниже на рисунке 1.
Рисунок 1 – Система государственной гражданской службы РФ
Гражданская служба имеет ряд отличительных черт:
это один из подвидов государственной службы, назначением которого является осуществление функций государства в указанной сфере;
деятельность, осуществляемая на профессиональной основе и направленная на разрешение государственных задач в области управления;
носит публичный (открытый и официальный) характер и состоит в обеспечении интересов неограниченного круга лиц, т.е. публичных интересов;
финансирование государственной гражданской службы, в том числе оплата труда гражданских служащих, осуществляется за счет бюджетных средств соответствующего уровня;
осуществляется только в государственных органах и только лицами, замещающими государственные должности, включенные в реестр. Следовательно, работа на вспомогательных должностях (дворники, уборщицы, водители, технические специалисты и т.п.), не включенных в такой реестр, не будет считаться государственной службой.
Прохождение военной службы осуществляется:
- гражданами РФ – по призыву и в добровольном порядке (по контракту);
- иностранными гражданами – по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Федеральным законом от 13.07.2015 № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» из перечня видов государственной службы была исключена правоохранительная служба, а ее место заняла государственная служба иных видов. Однако закон не содержит ни расшифровки термина «государственная служба иных видов», ни перечисления ее конкретных разновидностей.
Требования о порядке прохождения государственной службы иных видов устанавливаются отдельными федеральными законами о государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина и др.
В качестве примеров вышеуказанных законов можно привести следующие: «О службе в таможенных органах Российской Федерации» № 114-ФЗ, «О полиции» № 3-ФЗ, «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» № 342-ФЗ, «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» № 205-ФЗ, «О статусе судей в Российской Федерации» № 3132-1 и др.
Для построения эффективного аппарата государственных служащих необходим крепкий законодательный фундамент, выступающий основой проведения реформ в этой сфере. Данная мысль находит отражение и в учебной литературе: «Правовую основу государственной службы составляют нормативные правовые акты РФ, а применительно к государственной гражданской службе субъектов РФ – также нормативные правовые акты соответствующих субъектов».
Однако не только нормы российского права могут быть использованы как законодательная база. Согласно Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры. Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» также содержит норму о том, что в число источников законодательства о гражданской службе включаются ратифицированные Российской Федерацией международные договоры. Таким образом, некоторые положения международного права выступают в качестве правовой основы государственной службы в РФ.
1.2 Сущность системы госслужбы Российской ФедерацииВ российском законодательстве определение государственной службы вводится в ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». В соответствии с ней, государственная служба РФ есть профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ, органов государственной власти федерального и регионального уровня, должностных лиц, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами непосредственно исполняющих полномочия федеральных и региональных государственных органов.
Используя формулировки, вводимые указанными нормами федерального законодательства, и консолидируя их, государственную гражданскую службу можно определить в качестве разновидности государственной службы, являющейся профессиональной служебной деятельностью граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы РФ, состоящей в обеспечении исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ.
Организационно институт государственной гражданской службы в РФ оформился со вступлением в силу Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ. Согласно его положениям, гражданская служба РФ подразделена на два основных уровня: федеральная гражданская служба и гражданская служба субъектов РФ.
Вопрос о целях рассматриваемой нами службы, несмотря на свою значимость имеет, в основном постановочный характер, поскольку методология целеполагания в управлении вообще, и в государственном управлении в частности, наименьшим образом исследована учеными.
Цели гражданской службы целесообразно исследовать в качестве формы осознания и закрепления госструктурами в соответствующих законодательных актах социально значимых актуальных проблем. Ю. Н. Старилов раскрывал цели данной службы как «практическая реализация функций государства, решение его задач, гарантия благосостояния общества, воплощение публичных интересов на базе принципов и положений, установленных в Основном законе России, федеральных законов и законов субъектов страны». А. Ф. Ноздрачев обозначал следующие цели гражданской службы:
систематизацию и упорядочение функционирования аппарата государства;
определение и установление требований к правомочиям и функциям по гражданским должностям;
создание условий обеспечения гражданских служащих, в том числе материальных, социальных и правовых гарантий гражданской службы.
Таким образом, государственная гражданская служба в настоящее время призвана служить гарантом реализации основных функций государства. Обратим также внимание на то, что цели и функции гражданской службы неразрывно связаны с целями, задачами и функциями государственных органов. Так, согласно Закону № 79-ФЗ, «государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственных органов…»
По мнению В. Карпичева, в соответствии с функциями государственных органов, «государственная служба как система социальных институтов включает организационно-управленческий, социально-экономический, правовой, информационно-коммуникативный, интеллектуально-духовный институты». При этом в качестве системы социальных институтов госслужба взаимодействует с важнейшими институтами общества и во многом воспринимает их влияние через уточнение целей и задач, а также условий своей деятельности.
В числе функций гражданской службы можно выделить организационнорегулирующие, экономические, социальные, политические, стимулирующие, информационно-аналитические, контрольные и воспитательные, регулятивные и охранительные. В современных условиях особую значимость приобретают функции социальной коммуникации и информации.
Таким образом, институт гражданской службы можно охарактеризовать как комплексный, охватывающий разнородную совокупность общественных отношений, которые регулируются нормами различных отраслей права и объединены определенной общностью признаков регулируемого ими вида однородных служебных отношений.
2 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ2.1Конституционные принципы построения и функционирования системы государственной службы российской ФедерацииНа данный момент сущность конституционных принципов государственной службы активно обсуждаются в научных кругах. Реализация целей государственной службы требует разрешения множества задач. И в основе этого лежат непосредственно принципы государственной гражданской службы, улучшение которых повысит качество и эффективность всей государственной службы.
Конституционные принципы чрезвычайно важны для формирования и деятельности государственной службы, ибо они указывают на сущность характеристик – наиболее важных по содержанию и значению государственной службы. Принципы государственной службы представляют собой основу правового статуса государственного служащего. Следовательно, они имеют принципиальное значение для реализации полномочий чиновников и обеспечения функционирования государственного аппарата.
Концепция принципов государственной гражданской службы относится к характеристикам, основному содержанию и значению самой государственной службы, а также к правовым положениям в структуре института государственной службы. Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются (см. рис. 2).
Рисунок 2 – Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы
При исследовании принципов государственной службы следует выделить конституционные и организационные принципы. Разница в том, что конституционные принципы закреплены в Конституции Российской Федерации. В организационных принципах содержится механизм создания и функционирования государственной гражданской службы, а также обеспечения эффективности административной деятельности государственных органов.
Конституционные принципы закреплены в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Конституционные принципы государственной службы включают: принцип федерализма; принцип законности; принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина; принцип равного доступа к государственной службе.
Принцип федерализма призван обеспечить единство системы государственной гражданской службы и соблюдение конституционного разделения властей между федеральной государственной властью и государственной властью субъектов Российской Федерации.
Принцип приоритета прав человека, прав и свобод гражданина установлен в статье 18 Конституции РФ, которая закрепляет прямое действие прав и свобод человека и гражданина.
Построение государства всегда идет вместе с созданием государственной гражданской службы. Главным свойством государственной службы является то, что его подразделения без исключения функционируют во всех сферах государственной деятельности и на всех уровнях государственной власти. Таким образом, принципы государственной гражданской службы являются важным аспектом не только теоретической разработки, но и практического правотворчества
Таким образом, государственная служба должна быть открытой, конкурентоспособной и престижной, активно взаимодействующей с институтами гражданского общества. Хорошо организованная система прохождения службы является гарантией обеспечения ступенчатого профессионального роста сотрудников, повышения качества службы в органах государственной власти и ответственности каждого служащего за принимаемые им решения.
2.2Организационно-правовые принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской ФедерацииВопрос о принципах государственной службы является важнейшим вопросом построения всего института государственной службы. Само понятие «принцип» указывает на основополагающие черты и характеристики, призванные определять правовое и организационное содержание, создание и функционирование государственной службы и устанавливать важнейшие связи в механизме государственного управления. Принципы государственной службы, это своего рода внутренние правила, по которым организуется работа этого института.
Организационно-функциональные принципы закрепляются в ст. 3 ФЗ «О системе государственной службы в РФ» и представляют собой основные начала деятельности механизма службы в государстве. В число этих базовых принципов входят:
- федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- законность;
- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
- равный доступ граждан к государственной службе;
- единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
- взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
- открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
- профессионализм и компетентность государственных служащих;
- защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Важно отметить некоторые признаки данного принципа:
а) нормативный признак – закрепление основных положений разделения компетенции государственных органов в Конституции РФ и других законодательных актах;
б) организационный признак – определение структуры механизма службы в государстве, разделение на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ;
в) функциональный признак – независимость каждого уровня федеративной структуры во время решения кадровых и иных вопросов функционирования службы в государстве;
г) финансовый признак – обеспечение функционирования механизма государственной службы за счет средств федерального или регионального бюджета.
Принцип законности предусматривает обязательное следование положениям законодательства при организации и функционировании механизма службы в государстве.
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина означает, что при исполнении своих обязанностей государственный служащий должен строго соблюдать нормы, устанавливающие права и свободы человека и гражданина, а также способствовать их осуществлению и защите. Кроме того, непозволительно дискриминировать граждан по половому, возрастному, расовому, национальному, социальному и иным признакам.
Принцип равного доступа граждан к службе в государстве предусматривает возможность каждого гражданина РФ стать государственным служащим без установления неправомерных ограничений. Единственным исключением из этого права является несоответствие квалификационным требованиям к должности государственной службы.
Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы предполагает установление единых квалификационных требований к должностям государственной службы и соответствующим им должностям муниципальной службы, а также схожие права, обязанности, запреты и ограничения, связанные с прохождением службы.
Принцип открытости службы в государстве и ее доступности контролю со стороны общества определяет объективное информирование общества об осуществлении деятельности государственных служащих.
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих является одним из основополагающих принципов, обеспечивающих функционирование системы государственной службы на высоком уровне. Он определяет, что для осуществления служебной деятельности гражданин должен владеть набором необходимых качеств и компетенций, получить специальное образование и квалификацию, а также иметь высокие моральные устои.
3ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИНа протяжении всего периода существования государственная служба подвергается совершенствованию и реформированию. Однако некоторые спорные вопросы до сих пор не получили должного разрешения.
На сегодняшний день существует целый комплекс различных проблем, из которого можно выделить 6 основных:
проблема правового регулирования труда государственных служащих;
проблема организации и функционирования системы государственной службы;
проблема кадровой политики в государственных органах;
проблема качества кадрового состава государственных служащих;
проблема коррумпированности государственных служащих;
проблема недоверия граждан к аппарату государственной власти.
Нормативное регулирование государственной службы остается одной из принципиально важных проблем. Она заключается в том, что многие аспекты государственных служебных отношений не находят отражения в законодательстве о государственной службе. Для регулирования таких случаев применяется Трудовой кодекс РФ и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
Вполне резонно мы сталкиваемся с дилеммой, почему на государственную службу воздействуют нормы, регулирующие другие правоотношения, и в какой степени возможно соотношение «специального» и трудового законодательства.
ФЗ «О государственной гражданской службе» определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на государственной службе. Следовательно, госслужащие реализуют не право на труд в широком понимании, а право на другой специфический вид деятельности – равный доступ к государственной службе. Другими словами, чиновники исполняют государственную функцию, а не трудовую.
Правовую основу деятельности государственных служащих составляет и «специальное» и трудовое законодательство. Правовой статус государственного служащего состоит из двух взаимосвязанных компонентов:
1) представитель государственного аппарата, принимает решения, которые носят властный характер;
2) работник, выполняющий определенную трудовую функцию ради получения денежного довольствования.
Одним из существенных недостатков законов, регулирующих государственные служебные отношения, является отсутствие специальной терминологии. В большинстве правовых норм просто повторяются определения из Трудового Кодекса РФ (оплата труда, охрана труда и др.). В других нормах просто заменили слово «трудовой» на «служебный» (служебное время, служебный контракт и т.д.), хотя фактическое значение термина осталось прежним.
Таким образом, отсутствие единого законодательства о государственной службе и имеющийся конфликт правовых норм между несколькими законами, регулирующими одни и те же отношения, создают на практике немало проблем и разночтений по многим вопросам. К примеру, 79-ФЗ и ТК РФ содержат похожие нормы, регулирующие служебное время и время отдыха, перемещение на другую должность, порядок увольнения и восстановления на службе и т.д.
Решение указанной проблемы мы видим в дальнейшем реформировании законодательства о государственной службе с включением в него отдельных норм трудового права, используемых в настоящее время для заполнения пробелов «специального» права. Благодаря этому, правовое регулирование государственной службы обретет комплексный характер, так как правовой статус государственного служащего существенно отличается от гражданина, вступающего в трудовые отношения для осуществления трудовой функции.
Между тем только государственная гражданская служба и военная служба получили урегулирование специальными федеральными законами. Кроме того, организация и функционирование этих двух видов службы закреплена целым рядом нормативных актов, таких как указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные акты, издаваемые федеральными министерствами.
Следовательно, вполне логичным представлялось принятие специального федерального закона, регулирующего правоохранительную службу. Однако новый отраслевой закон так и не был принят, а вместо этого законодатель исключил правоохранительную службу из системы государственной службы и ввел в ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» термин «государственная служба иных видов».
По мнению С.П. Матвеева, существует две причины принятия такого решения:
1) причина экономического характера, вызванная большими финансовыми затратами в связи с принятием любого закона, особенно в случае формирования новой правовой базы;
2) причина теоретического характера, обусловленная отсутствием единого мнения относительно критериев, способствующих объединению государственных органов в систему, реализующую правоохранительную функцию государства.
Существенным недостатком является отсутствие легального определения термина «правоохранительные органы». В научном мире также ведутся дискуссии относительно правового статуса, компетенции и системы правоохранительных органов .
Подводя итог вышесказанному, мы приходим к выводу, что на сегодняшний день не представляется возможным создать и утвердить единый закон о правоохранительной службе в России. Поэтому регулирование государственной службы иных видов вполне обоснованно осуществляется законами об отдельных правоохранительных органах. Однако необходимо стремиться к установлению соответствия между этими разнообразными видами служб путем создания специальных нормативных актов.
ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» устанавливает основные направления работы кадровых служб (рисунок 3).
Рисунок 3 – Приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы
Россия, следуя общей мировой тенденции, реализует концепцию «нового государственного менеджмента», которая «декларирует возможность применимости и адаптации успешных управленческих технологий, используемых в бизнес-среде, к системе государственного управления». В связи с этим, необходимо внедрять современные технологии и приемы в деятельность кадровых служб, что неизбежно приведет к улучшению качественного состава госслужащих и усилению эффективности работы государственного аппарата.
Для повышения результативности кадровой работы в органах государственной власти необходимо использовать следующие меры:
- модернизация методов отбора претендентов на прохождение государственной службы, активное участие в поиске кандидатов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
- содействие образовательным организациям в разработке программ производственных практик, проведение стажировок студентов, в том числе с трудоустройством по срочному трудовому договору, в целях формирования мотивации на дальнейшее прохождение государственной службы;
- создание комплексной методики прохождения испытания на государственной службе;
- формирование единого порядка проведения аттестации, позволяющего дать реальную оценку соответствия государственного служащего занимаемой должности.
Малоэффективная кадровая политика приводит к возникновению другой проблемы – качества кадрового состава государственных служащих. Указанная проблема включает несколько аспектов: пол, возраст, психологические характеристики, мотивационная составляющая, профессиональные компетенции и численность.
В 2010-2016 гг. уже проводились попытки сокращения чиновников, при этом не учитывалась в должной мере служебная нагрузка, в результате чего произошло неравномерное распределение обязанностей, несоответствие объема выполняемых функций и уровня оплаты труда, снижение мотивации и производительности труда.
Однако последняя попытка реформы государственного управления прошла успешно. К 1 апреля 2021 года численность федеральных органов исполнительной власти уменьшилась почти на 10%: сокращены 213 штатные единицы в центральных аппаратах федеральных ведомств, включая 33 должности заместителей руководителей, а также 31 642 штатные единицы в территориальных органах, упразднено 66 структурных подразделений. оптимизация численности преимущественно проводилась за счет неиспользуемых вакансий с сохранением фонда заработной платы. В связи с этим риски увольнения или снижения уровня оплаты труда сотрудников, профессионально исполняющих свои обязанности, были сведены к минимуму. Главной целью реформы стало качественное изменение системы государственного управления, а не механическое снижение численности служащих. Таким образом, структура аппарата власти станет более емкой, продуктивность работы повысится за счет уменьшения бюрократических издержек.
Мотивация государственных служащих является важнейшим фактором повышения качества кадрового состава. На приведенной ниже диаграмме представлены мотивирующие факторы государственных служащих на основе анализа опроса респондентов.
Рисунок 4 – Основные цели работы государственных служащих
Отметим, что в современном мире люди стремятся как можно больше заработать, зацикливаются на количестве денег, измеряя все достижения лишь финансовым состоянием, забывая при этом о чести и совести. Но наличие денег не гарантирует решение всех проблем в будущем. Главными задачами деятельности чиновников должны стать служение народу и успешное развитие своего региона и страны в целом. Для формирования такого стремления необходимо создавать и внедрять качественные мотивационные механизмы.
Решение кадровой проблемы государственной службы лежит в плоскости оптимизации численности государственных служащих, развития информационно-коммуникационных технологий, снижающих нагрузку на одного работника, продолжении административной реформы. Не менее важно создать такую систему оплаты труда, чтобы прямые денежные выплаты абсолютно доминировали над «теневыми» выплатами, льготами и привилегиями, нужно выработать лояльность госслужащих (как существующих, так и потенциальных) к государственному аппарату и этичность в осуществлении служебной деятельности. Кроме того, требуется устранить достаточно распространенную практику «кумовства» и «местничества», когда руководители предпочитают принимать на службу по знакомству или «по звонку», не оценивая реальных возможностей других кандидатов.
Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема коррумпированности государственных служащих Уровень коррупции в настоящее время достаточно высок. Согласно статистическим данным о состоянии преступности в России в 2020 году наблюдается незначительное снижение числа преступлений коррупционной направленности на 0,6 % (с 30991 до 30813). Однако число деяний, предусмотренных статьей 290 УК РФ (получение взятки), возросло на 4,7 % (с 3988 до 4174).
Современная коррупция слишком глубоко засела во всех структурных элементах государственного управления, благодаря чему существует опасность дестабилизации отношений между обществом и государством, да и в целом коррупция разрушает авторитет государственных служащих и доверие к системе государственной службы, т.е. порождает политический нигилизм.
Кроме того, коррупция приводит к тому, что многие услуги, которые по факту являются бесплатными и обязательными, становятся платными и недоступными, например, в области образования или здравоохранения. Вместе с тем, некоторые граждане полагают, что с помощью денежного вознаграждения можно повлиять на решение в свою пользу и добиться ускорения рассмотрения интересующих их вопросов. В свою очередь, отдельные государственные служащие не видят в этом ничего плохого и считают взятки своим дополнительным заработком.
Решение проблемы коррумпированности сегодня лежит в сфере развития законодательства о государственной службе, повышении требований к лицам, замещающим должности государственной службы с одновременным развитием мер их материального стимулирования и ужесточением ответственности вплоть до уголовного наказания.
Учащающиеся случаи совершения коррупционных преступлений приводят к недоверию граждан к аппарату государственной власти, что представляет собой достаточно серьезную проблему.
Практически каждый день в СМИ появляется информация о задержании чиновников-коррупционеров, а о результатах работы и достижениях государственных органов обычно пишут лишь на официальных сайтах, новости с которых редко доходят до общественности.
СМИ – одно из самых распространенных и влиятельных средств, формирующих имидж ГГС. Организации, способные установить крепкие связи с обществом, становятся не только широко известными, но и получают хорошую репутацию.
В настоящее время в нашей стране проводится политика по усилению авторитета государственной власти. Действительно, не что иное, как имидж государственных служащих способствует возникновению доверия к властным структурам и желанию сотрудничать с ними, или, напротив, формирует отрицательное мнение о государственных органах и уклонение от участия в каких-либо отношениях с ними.
Исходя из определенных проблем, существующих в области формирования положительного образа госслужащих, и роли СМИ в этом процессе, предлагаем выделить дополнительные полномочия подразделений по связям с общественностью в государственных органах России (рисунок 5).
Рисунок 5 - Возможный перечень дополнительных задач подразделений по связям с общественностью в государственных органах России
Таким образом, перечисленные направления совершенствования деятельности государственных органов, работа по формированию более тесных и доверительных отношений между населением и государственными служащими, учет мнения общественности по тем или иным вопросам, повышение прозрачности в сфере деятельности госслужбы способны не только улучшить ее имидж, но и оказать помощь в противодействии совершающимся правонарушениям.
ЗаключениеЗавершая изложение результатов исследования, проведенного в связи с написанием настоящей работы, следует сделать итоговые выводы. Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий.
Организационно-функциональные принципы закрепляются в ст. 3 ФЗ «О системе государственной службы в РФ» и представляют собой основные начала деятельности механизма службы в государстве. В число этих базовых принципов входят:
- федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов;
- законность;
- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
- равный доступ граждан к государственной службе;
- единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
- взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
- открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
- профессионализм и компетентность государственных служащих;
- защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен и некоторые другие обстоятельства.
Логическим завершением прохождения службы является ее прекращение. Основания прекращения определяются отдельно для каждого вида государственной службы и закрепляются в законах, регулирующих эти виды. Вместе с тем, специальное законодательство не регламентирует в должном объеме саму последовательность действий для прекращения и расторжения служебного контракта. Из этого следует, что нормативная база государственной службы требует дальнейшего реформирования путем внесения новых положений, соответствующих ТК РФ, но не повторяющих его в полном объеме.
На сегодняшний день существует целый комплекс различных проблем функционирования системы государственной службы, из которого можно выделить 6 основных:
1) проблема правового регулирования труда государственных служащих;
2) проблема организации и функционирования системы государственной службы;
3) проблема кадровой политики в государственных органах;
4) проблема качества кадрового состава государственных служащих;
5) проблема коррумпированности государственных служащих;
6) проблема недоверия граждан к аппарату государственной власти.
По каждой проблеме проанализированы причины возникновения и предложены способы их разрешения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (последняя редакция от 08.12.2020 N 395-ФЗ)
Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» (ред. от 30.01.2021) // СЗ РФ. – 1995. – № 3. – Ст. 173.
Федеральный закон от 13.07.2015 № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2015. – № 29 (ч. I). – Ст. 4388.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 205-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2010. – № 31. – Ст. 4174.
Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. – 2008. – № 52 (ч. I). – Ст. 6228.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1997. – № 30. – Ст. 3586.
Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2011. – № 49 (ч. I). – Ст. 7020.
Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ. – 1998. – № 13. – Ст. 1475.
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О полиции» // СЗ РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
Федеральный закон от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 30.12.2020) «О статусе судей в Российской Федерации» // «Российская газета» от 29.07.1992 г.
Научная и учебная литература
Абезин Д. А., Голоманчук Э. В., Мельников Р. О., Трифонова К.А. Служебное право: учебное пособие. – Волгоград: Издательство Волгоградского института управления - филиала РАНХиГС, 2016.
Атаманчук, Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон. В 6 книгах. Книга 6 / Г.В. Атаманчук. – М.: Академия, 2018. – 440 с.
Государственная и муниципальная служба: учебник для СПО / под ред. Ю.Н. Туганова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 294 с.
Государственная и муниципальная служба: учебное пособие / Е.Е. Термелева, А.Я. Ябарова. – Самара: Издательство Самарского университета, 2020. – 92 с.
Государственная служба: учеб. пособие для СПО / Г.А. Борщевский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 303 с.
Гусев А. В. Государственная гражданская служба Российской Федерации: проблемы правового регулирования: автореферат дис. ... д-ра юрид. наук. – Екатеринбург, 2019.
Краснов А.В., Скоробогатов А.В.. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: РГУП, 2016.
Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. Учебник. – Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016.
Ноздрачёв А.Ф. Государственная служба. Учебник для подготовки государственных служащих. – М.: Статут, 2013. – 592 с
Старилов Ю. Н. Государственная служба и служебное право: Учебное пособие. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 240 с.
Теория и история политических институтов: учебник / под ред. О. В. Поповой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014.
Периодические издания
Белостоцкий, К.А. Проблемы государственной службы на современном этапе ее развития / К.А. Белостоцкий // Отечественная юриспруденция. – 2017. – № 3. – С. 21.
Васильева, Е.В. Проблемы формирования кадрового потенциала государственной службы в контексте реализации нового государственного менеджмента / Е.В. Васильева, М.В. Мирзоян // Управленческие науки. – 2017. – Т. 7. – № 4. – С. 80-89.
Государственная служба: учебник и практикум для вузов / Е. В. Охотский [и др.]; под общей редакцией Е. В. Охотского. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 340 с.
Каира, Ю.В. Ценностные ориентации и мотивационные установки государственных и муниципальных служащих / Ю.В. Каира // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2016. – № 1. – С. 70-82.
Клочко, Е.Н. Понятие государственной гражданской службы, принципы организации: кадровая работа в органах государственной гражданской службы / Е.Н. Клочко, Р.Е. Кравцова // Аллея науки. – 2018. – № 10. – С. 271-275.
Коломин, А.К. Проблемы и перспективы правового регулирования государственной службы / А.К. Коломин // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2017. – № 15. – С. 120-125.
Корнеева, Д.Н. Основания прекращения служебного контракта на государственной гражданской службе / Д.Н. Корнеева // Вестник современных исследований. – 2018. – № 11.8. – С. 33-35.
Кузьмин, А.В. Проблемы формирования кадрового состава на государственной гражданской службе РФ / А.В. Кузьмин, Ю.Н. Трифонов // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2020. – № 17. – С. 137-144.
Лежнева, Л. Численность госаппарата уменьшилась почти на 10 % / Л. Лежнева // Известия. – 2021. – 31 марта. – № 56. – С. 2.
Логинов, Л.А. Мотивация труда государственных и муниципальных служащих / Л.А. Логинов, А.Д. Груненков // Системные технологии. – 2018. – № 1 (26). – С. 57-60.
Матвеев, С.П. Система государственной службы: проблемы развития и совершенствования / С.П. Матвеев // Вестник Воронежского института МВД России. – 2016. – № 1. – С. 131-137.
Мезенцев, И.И. Военная служба как составляющая государственной службы [Электронный ресурс] / И.И. Мезенцев, М.И. Мезенцев, Г.Ж. Бальтанова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2018. – Спецвыпуск № 5. – URL: HYPERLINK "http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/S05/00547.pdf" http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/S05/00547.pdf (дата обращения: 04.05.2021).
Прокопьева, М.Н. Проблемы формирования положительного отношения к государственной службе в России / М.Н. Прокопьева // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. – № 12. – С. 234-248.
Седая, И.В. Понятие и сущность государственной гражданской службы / И.В. Седая // Академическая публицистика. – 2020. – № 3. – С. 157-165.
Тараканов, А.В. О системе государственной службы в Российской Федерации / А.В. Тараканов // Право и государство: теория и практика. – 2020. – № 1. – С. 174-177.
Тарасов, А.М. К вопросу о понятии правоохранительной деятельности и о правоохранительных органах / А.М. Тарасов // Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2018. – № 4. – С. 299-305.
Интернет-ресурсы
Показатели преступности России [Электронный ресурс] // Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. – URL: http://crimestat.ru/ (дата обращения: 28.04.2021).Разъяснения Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 06.07.2016 »Разъяснение Комитета об исключении из системы государственной службы «правоохранительной службы» и включении в нее «государственной службы иных видов» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71336310/ (дата обращения: 15.04.2021).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!